Критерии отнесения к малому бизнесу в Китае

Определенную роль в становлении и развитии предпринимательства в России сыграли региональные органы государственного управления, которые располагали для этого немалыми возможностями. Региональные органы государственного управления, охватывая территорию определенных краев, областей, обеспечивали исполнение федеральных законов и принимали региональные нормативные акты, наиболее эффективные для соответствующего региона.

Судьба малых предприятий в России в значительной мере зависела от муниципальных органов управлении Это обусловлено тем, что они охватывали регулирование земельных, арендных и других отношений, организацию различных видов контроля, транспортное обеспечение

Особенностью Китая является генезис зарождения и развития малого предпринимательства первоначально не в городе (как в России), а в деревне на базе поощрения семейного подряда. В последствии малый бизнес стал распространяться в городе, что способствовало снижению безработицы. Результатом последовательного развития малого предпринимательства стал выход отношений частной собственности за рамки аграрной сферы экономики сначала в форме мелкотоварного, а затем на его базе и частнокапиталистического уклада.

Развитие частного предпринимательства началось в связи с принятием курса на рыночную экономику. Постепенно формировался механизм участия частного предпринимательства в рыночной конкуренции. Отменен ряд дискриминационных мер, многие частные компании получили право на самостоятельное ведение экспортных операций с зарубежными партнерами.

В настоящее время в Китае насчитывается свыше 2 млн. частных предприятий Объем зарегистрированного капитала этих компаний около 2 трл. юаней. Число частных предприятий и фирм в китайских городах стало больше, чем в сельских районах. При этом частное предпринимательство получило в Китае не только равные экономические, но и политические права с госсектором. В связи с введением в России нового Федерального закона» «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 к субъектам малого и среднего предпринимательства стали относить внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц, потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных муниципальных унитарных предприятий), а также физических лиц, внесенных в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие установленным законом условиям по структуре уставного капитала, средней численности работников, размеру выручки от реализации (работ, услуг) и балансовой стоимости активов. По средней численности персонала установлены следующие критерии определения размера предприятия:[1]

— до 100 человек включительно – малые предприятия, из которых выделены микропредприятия ( до 15 человек);

— от 101 до 250 человек включительно – средние предприятия.

В Китае критерием отнесения предприятий к малым или средним является численность служащих. К малым относятся предприятия с численностью 50-100 служащих, а к средним -101- 500. Статистические данные Национальной Комиссии по развитию и реформам говорят о том, что 99% китайских предприятий попадают в категорию малых и средних и используют 75% рабочей силы страны, создают более 55% валового внутреннего продукта. Более 60% объема экспорта и около 45% доходов от налогов обеспечивается малыми и средними предприятиями. В Китае разработана эффективная политика по развитию малого бизнеса, отраженная в программных документах

Основную массу экспортной продукции в КНР создают малые и средние предприятия, они поглощают основную рабочую силу и являются основным фактором социальной стабильности в государстве. Их число в Китае достигло 10 млн., в промышленности они создают 40% прибыли и 60% валовой продукции, 75% рабочих мест.

Отличительная черта китайского подхода, – как теоретическая проработка как собственно китайских условий осуществления реформ, так и возможностей использования в этих условиях зарубежного опыта строительства рыночной экономики. Китайский подход отличался постепенным, поэтапным переходом от частного к общему, от локальных экспериментов к внедрению его результатов в общегосударственном масштабе.

Компании являются одной из форм организации предпринимательства в Китае. Основными субъектами предпринимательства являются акционерные компании с ограниченной ответственностью, совместные акционерные предприятия. Большую роль в современном предпринимательстве играют предприятия со 100%-ми иностранными инвестициями.

В Китае разработано законодательство, позволяющее регулировать деятельность различных компаний. Для этого разработан закон КНР о компаниях, который разработан в соответствии с конституцией страны и направлен на стандартизацию их организационной структуры, защиту законных прав и интересов (Закон вступил в силу 1 июля 1994 года).

Читайте также:  Открыть бизнес счет в Великобритании

При этом компании поддерживают должный порядок социалистической экономики и содействуют экономическому росту. В Китае существуют также компании, находящиеся в полной государственной собственности. Эти компании учреждены уполномоченными на это инвестиционными организациями или департаментами.

Во всех странах, осуществляющих экономические реформы, во всех странах возникли проблемы научно-методического, образовательного и организационно-правового характера, от решения которых зависит успех предпринимательской деятельности. Эти проблемы подробно рассмотрены в диссертации и внесены предложения по их решению. В диссертации подчеркивается, что ключевым моментом в становлении конкурентоспособного предпринимательства должна стать качественно новая система образования, способная подготовить специалистов управленческой и предпринимательской деятельности. Правительство Китая выделяет целевые средства на образовательные и обучающие программы для менеджеров малых предприятий.

Во второй главе « Благоприятный инвестиционный климат как основа развития совместного предпринимательства в Китае» исследованы особенности совместного предпринимательства, механизм его стимулирования; рассмотрены особенности инвестиционного климата свободных экономических зон; исследовано влияние инвестиционного климата на развитие венчурного предпринимательства.

Анализ теории и практики совместного предпринимательства, позволил сформулировать основные признаки совместного предпринимательства: разная национальная принадлежность капиталов ;разные организационно-экономические формы деятельности и формы собственности; вложение иностранного капитала в форме прямых инвестиций; наличие права юридического лица и осуществление своей деятельности в соответствии с законодательством принимающей страны на основе учредительных документов; наличие общей мотивации для участников при организации совместного предприятия; участие каждого учредителя в управлении собственностью и в деятельности предприятия; разделение прибылей и убытков в соответствии с долей инвестиций каждого участника

Говоря о развитии совместного предпринимательства, автор исходил из положения, что в условиях глобализации его роль возрастает, поскольку в этот процесс вовлечены все сегменты мировой и национальной экономики многих стран. В совместном предпринимательстве находят применение все современные технологические инновации, что обеспечивает конкурентоспособность совместных фирм на мировом и региональном рынках.

Процесс создания совместного предприятия наглядно иллюстрирует рис.1.

Рис. 1 Процесс создания совместного предприятия.

Следует учитывать то обстоятельство, СП являются филиалами крупнейших иностранных корпораций, в связи с чем каждое СП выражает интересы и цели своего головного предприятия (транснациональной корпорации).

Сложной проблемой совместного предпринимательства является эффективное использование иностранного капитала в совместной фирме, выбор форм и мотивации принимаемых управленческих решений. Совместные предприятия различаются по ряду признаков (рис. 2.).

Рис. 2. Классификация совместных предприятий

Следует учитывать то обстоятельство, СП являются филиалами крупнейших иностранных корпораций, в связи с чем каждое СП выражает интересы и цели своего головного предприятия (транснациональной корпорации).

Сложной проблемой совместного предпринимательства является эффективное использование иностранного капитала в совместной фирме, выбор форм и мотивации принимаемых управленческих решений. Совместные предприятия различаются по ряду признаков (рис. 2.).

Рис. 2. Классификация совместных предприятий

Симулирование совместного предпринимательства в Китае неразрывно связано со стратегией экономических преобразований. С 1979 года в КНР проводится экономическая реформа, нацеленная на создание гибкого, эффективного механизма управления народным хозяйством Совместные предприятия могут на основании своей лицензии получить разрешение на производство и продажу продукции на внутреннем рынке через лицензирование китайской стороны СП. Однако размер квот на продажу продукции на внутреннем рынке для СП находятся под внимательным наблюдением, так как Китай столкнулся с конкуренцией с ВТО, и порой довольно трудно получить квоты на желаемый уровень продаж на внутреннем рынке. К тому же, возможность для вновь созданных китайских компаний к вступлению в совместные предприятия все чаще становится под вопросом, так как китайское правительство желает видеть подтвержденный стаж работы («послужной список») таких компаний, прежде чем позволить им получить официальный доступ к иностранным инвесторам. Китайские партнеры СП имеют решающее слово в производственных вопросах, в дополнение к тому, что они уполномочены на распределение прибыли.

По законодательству КНР, для иностранных компаний существуют три организационно-правовые формы пребывания в официальном статусе: представительство иностранной компании, совместное предприятие, предприятие со 100%-ными иностранными инвестициями

Читайте также:  Сделать свой QR код для бизнеса

В диссертации показана роль свободных экономических зон в развитии предпринимательства. Концепция создания в Китае свободных экономических зон была разработана в 1986 г. и предусматривала ориентацию совместных предприятий на экспортную специализацию.

В диссертации показано, что общей характерной чертой различных видов свободных экономических зон является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране. Конкретные льготы и стимулы имеют некоторые количественные отличия по зонам разных стран, по существу они, как правило, сходны.

Мировой опыт функционирования СЭЗ позволяет сформулировать основные выводы об их достижениях, общих чертах и особенностях развития. Функционирование свободных экономических зон в промышленно развитых странах свидетельствует, что в основе их успеха лежит, с одной стороны, хорошее планирование начальных стадий их развития, а с другой – гибкость управления зонами.

Изменяющаяся ситуация в мировом хозяйстве (научно-техническая революция, конкуренция между международными корпорациями, изменения в курсах валют, в системе международного обмена и др.), влияет на развитие свободных экономических зон и, соответственно, требует адекватного реагирования на эти изменения. Свободные экономические зоны, функционирующие в развивающихся странах, имеют ряд общих черт и моментов развития. Так, наибольшее распространение в этих странах получили, во-первых, экспортно-производственные зоны. Целесообразность создания экспортно-производственных зон определяется рядом экономических причин и, прежде всего: потребностью развития индустрии и производства промышленных товаров на экспорт, привлечением в страну иностранного капитала, передовой науки и технологии, современной технической информации.

Во-вторых, особый режим хозяйствования в СЭЗ развивающихся стран становится более либеральным и льготным для иностранных предпринимателей. Это связано с усилением международной конкуренции между зонами и, соответственно, попытками продемонстрировать ее сравнительные преимущества перед другими подобными свободными экономическими зонами.

В-третьих, в процессе функционирования свободных экономических зон происходит торгово-промышленная диверсификация их деятельности, комплексное развитие

Начав с небольших территорий, объединенных специальными зонами в начале 80-х годов, китайское руководство к середине 90-х годов распространило их режим на сотни квадратных километров. Помимо наиболее известных в стране и за рубежом свободных экономических зон -”Шэньчжень”,”Чжухай”,”Сямэнь”,”Шаньтоу“, имеющих многолетнюю историю, а также зоны”Хайнань“, существующей с 1988 г., в стране заметное развитие получили зоны технико-экономического развития (более двух десятков) и зоны развития новой и высокой технологии – технопарки. Особая роль отводится шанхайской зоне экономического развития «Пудун». Значение проекта, рассчитанного на несколько десятилетий, определяется не только тем, что зона «Пудун» должна стать в перспективе крупным центром промышленного производства Китая и призвана способствовать превращению Шанхая в крупнейший торговый и финансовый центр Азиатско-Тихоокеанского региона Практика функционирования китайских свободных экономических зон и других районов со льготным инвестиционным климатом продемонстрировала несомненные успехи. К числу достижений СЭЗ как китайские, так и зарубежные специалисты относят прежде всего высокие, устойчивые темпы экономического роста, большие объемы привлеченных в зоны иностранных инвестиций, значительное повышение производительности труда и, наконец, существенный рост уровня жизни населения.

Источник: pandia.ru

Критерии отнесения к малому бизнесу в китае

В развитых странах, в Китае и Индии малые и средние предприятия (МСП) создают около половины ВВП и рабочих мест. В других развивающихся странах их доля в экономике составляет в среднем 33%. В России МСП создают пятую часть ВВП, в них занята лишь четверть населения. Если в Китае более 50% экспорта приходится на МСП, то в России – не более 7%. Российские власти принимают меры по повышению участия МСП в экономике в надежде на улучшение ее структуры, инновационное развитие и рост занятости.

Малый и средний бизнес выступает двигателем экономики многих государств.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в развитых странах в МСП работает от 60 до 70% занятого населения, в Китае – 80%.

Читайте также:  Дизайн как бизнес евгения игнатова

Вклад малого и среднего бизнеса в США составляет порядка 50%, в Великобритании — 47%, в Германии — 57%, в Китае — 60%, в Индии — 45%.

В Китае сектору малого и среднего бизнеса принадлежит 65% патентов, 75% технических новшеств и более 80% новой продукции.

По подсчетам Всемирного банка, в развивающихся странах в ближайшие 15 лет четыре из пяти новых рабочих мест будут создаваться малыми и средними предприятиями.

МСП производят значительную часть товара на экспорт.

В развитых странах эта доля, по данным ОЭСР, составляет от 25 до 35%, а в отдельных странах еще выше: в Южной Корее около 40%, в США и Германии более 40%, в Китае — более 50%.

В большинстве стран власти уже несколько десятилетий поддерживают МСП, предоставляя им госгарантии, субсидии, льготные кредиты и налоги, консультационные услуги и другие преференции. В России МСП чувствуют себя менее уверенно:

Россия на последнем месте среди более 60 стран-участниц международного проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» по количеству людей, планирующих открытие своего бизнеса. В 2016 году об этом сказали только 5,2% опрошенных (показатель вырос в два раза с 2014 года). При этом лишь 17,9% считают, что в регионе их проживания есть благоприятная среда для открытия собственного дела.

Последние три года падают доходы населения, что негативно сказывается на прибыли малого бизнеса, почти 40% которого занято в сфере торговли.

В 2016 году принята Стратегия развития МСП до 2030 года, в рамках которой уже реализуется ряд мер.

В 2015 году создана Федеральная корпорация по развитию МСП. В 2016 году она выдала гарантийных обязательств на сумму 50 млрд руб. по «программе 6,5%».

МСП банк, входящий в состав корпорации, создал отдельную программу кредитования МСП, выдав в 2016 году кредиты на 91 млрд руб. по средневзвешенной ставке 13,38%.

Сокращение налогов и проверок:

С 2017 года увеличен с 60 до 150 млн руб. предельный размер дохода за налоговый период, при превышении которого налогоплательщик утрачивает право на упрощенную систему налогообложения. В пределах этого оборота компания платит с него 6%.

С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года введены надзорные каникулы в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства (оборот не более 800 млн руб.), за рядом исключений.

С 1 января 2016 года для впервые зарегистрированных ИП, использующих упрощенную или патентную системы, деятельность которых связана с производственной, социальной или научной сферой, введены двухлетние налоговые каникулы.

Выделение субсидий и грантов:

В 2017 году на господдержку МСП выделено 7,5 млрд руб., которые распределены между 82 регионами.

Преимущества в закупках:

Госзаказчики должны размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15% годового объема закупок.

Госкомпании должны отдавать малому и среднему бизнесу не менее 18% от общего объема заказов и 10% по прямым торгам. С 1 января 2018 года объем закупок по прямым договорам увеличится до 15%.

По данным Корпорации МСП, в 2016 году объем закупок крупнейших заказчиков у субъектов МСП составил более 1,511 трлн руб.

Поддержка малых инновационных предприятий:

Фонд содействия инновациям проводит конкурсы грантов на выполнение НИОКР с последующей коммерциализацией результатов.

Корпорация МСП в 2017 году выделяет 1,8 млрд руб. на поддержку стартапов.

Поддержка экспорта товаров и услуг, производимых субъектами МСП:

По данным Минэкономразвития, в 37 регионах созданы центры поддержки экспорта, а в 53 субъектах РФ — региональные интегрированные центры.

Планируется, что реализация этих и других мер поддержки увеличит вклад МСП в экономику страны вдвое, а доля занятого на них населения достигнет 35%. По мнению авторов стратегии, это станет фактором инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а также обеспечения стабильно высокого уровня занятости.

Источник: corpmsp.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин