Общие принципы анализа полученных данных. Методы анализа данных, их применимость в различных случаях. Этапы анализа. Экспресс-анализ, продолженный, углубленный и периодический анализ.
Моделирование как метод познания. Вербальные или понятийные модели. Логико-лингвистические и семиотические модели и представления. Логические модели. Статистические, теоретико-вероятностные модели.
Аналитические модели. Имитационные модели.
Методы структурирования информации. Схемы и схематизация в аналитической деятельности. Методы обработки и анализа числовых данных. Методы активизации мышления.
Рекомендуемая литература:
1. Системный анализ и аналитические исследования: руководство для профессиональных аналитиков. Ракитов А.И., Бондяев Д.А., Романов И.Б., Егерев С.В., Щербаков А.Ю. – М.: – 2009, – с. 91-114 (автор раздела – А.И.Ракитов).
2. Кузнецов И.Н. Информация: сбор, защита, анализ. Учебник по информационно-аналитической работе // М., ООО Изд. Яуза, 2001, глава IV.
3. Курносов Ю.В., Конотопов П.Ю. Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы. — Москва: Издательство «Русаки», 2004, глава IV.
Тема 8. Представление результатов аналитической деятельности
Формы и методы представления аналитических данных. Аналитическая записка, ее структура. Аналитический доклад, принципы его построения. Пакет предложений. Проекты, планы, прогнозы и прогнозные сценарии.
Выступление аналитика перед аудиторией. Визуализация аналитической информации.
Рекомендуемая литература:
1. Клушин О.З. Методика подготовки аналитических документов. Лекция. – М.: Академия МВД России. – 1996.
2. Абушенков В.Л. Концепция // В кн: Социология: Энциклопедия. Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н.
Соколова, О.В. Терещенко – М.: – 2003.
3. Системный анализ и аналитические исследования: руководство для профессиональных аналитиков / А.И.Ракитов, Д.А.Бондяев, И.Б.Романов,
Тема 9. Аналитическая информация и принятие решений
Проблема принятия решений. Концептуализация проблемы. Процедуры принятия решений. Использование аналитической информации в принятии решений. Лицо, принимающее решение.
Оценивание эффективности принятого решения.
Рекомендуемая литература:
1. Курносов Ю.В., Конотопов П.Ю. Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы. − Москва: Издательство «Русаки». – 2004. − глава V.
2. Теоретико-методологические основы системных информационно-анали-тических исследований: Монография. / Под ред. д.ф.н., проф. А.И. Селиванова. — М.: − ИПКгосслужбы. − 2004.
3. Долматова Е.А. Роль аналитической функции в принятии управленческих решений // Закон и право.− 2007. − № 6, с. 91-94.
4. Системный анализ и аналитические исследования: руководство для профессиональных аналитиков / А.И.Ракитов, Д.А.Бондяев, И.Б.Романов, С.В.Егерев, А.Ю.Щербаков. – М. – 2009.
Тема 10. Методы и технологии аналитической деятельности
Средства сбора информации. Средства хранения данных. Экспертные системы. Системы искусственного интеллекта и интеллектуального анализа данных. Средства структурирования и визуализации данных.
Электронные помощники аналитика. Системы гибридного интеллекта. Средства снижения размерности массива измерений. Инструментальные средства представления и доведения результатов информационно-аналитической работы.
Рекомендованная литература:
1. Кузнецов И.Н. Информация: сбор, защита, анализ. Учебник по информационно-аналитической работе − М.: ООО Изд. Яуза. – 2001, глава II.
2. Курносов Ю.В., Конотопов П.Ю. Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы. − Москва: Издательство «Русаки». – 2004, глава 3.1.
3. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач. – М.: − Альпина бизнес букс. – 2007.
Тема 11. Ситуационные центры
Понятие и виды ситуационных центров (ситуационных комнат). Функции ситуационных центров. Оборудование и организация работы ситуационного центра. Работа аналитиков в ситуационном центре.
Рекомендуемая литература:
1. Райков А. Ситуационная комната для поддержки корпоративных решений // Открытые системы (Москва). − № 11(23), ноябрь 2004.
2. Колесников А. Плотина замедленного действия // «Коммерсантъ» № 150 (4505), от 18 августа 2009 года.
3. Системный анализ и аналитические исследования: руководство для профессиональных аналитиков / А.И.Ракитов, Д.А.Бондяев, И.Б.Романов, С.В.Егерев, А.Ю.Щербаков. – М., – 2009. – с. 175-178.
4. Научно-практическая конференция «Ситуационные центры – решения и проблемы. Взгляд экспертов» 30-31 октября 2002. Тезисы выступлений.
− М.: − Polymedia. − 63 с.
Тема 12. Организация информационно-аналитического обеспечения
Задачи информационно-аналитического обеспечения. Субъекты информационно-аналитической работы. Формы и методы информационно-аналитической работы. Подготовка докладов. Аналитический бюллетень. Аналитический сборник.
Аналитический сайт организации. Ситуационная комната. Требования к организации правового информационно-аналитического обеспечения. Аналитическая группа и аналитическое подразделение.
Рекомендуемая литература:
1. Кузнецов И.Н. Информация: сбор, защита, анализ. Учебник по информационно-аналитической работе. − М.: − ООО Изд. Яуза. – 2001. – Глава V.
2. Курносов Ю.В., Конотопов П.Ю. Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы. — Москва: Издательство «Русаки», 2004. — глава III, Заключение.
Тема 13. Аналитическая деятельность в сфере внешней политики, разведки, обороны и международных отношений
Практика аналитической деятельности за рубежом. Аналитические центры, их влияние на формирование внутренней и внешней политики. Методы и технологии аналитической деятельности. Аналитическое обеспечение внешней политики. Аналитическая деятельность в сфере разведки и обороны.
Рекомендуемая литература:
1. Леонов Н.С. Информационно-аналитическая работа в загранучреждениях. – М.: — МГИМО (У). 1996. – 96 с.
2. Курносов Ю.В., Конотопов П.Ю. Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы. — Москва: Издательство «Русаки», 2004. – Приложение 1.
Тема 14. Аналитическая деятельность в сфере внутренней политики, бизнеса и СМИ
Задачи и организация аналитической службы крупной коммерческой структуры. На примере крупной корпорации, информационно-аналитической или консалтинговой фирмы, адвокатской конторы, банка, страховой компании.
Задачи и организация аналитической работы в СМИ, политических партиях, негосударственных, некоммерческих организациях. Посещение аналитических подразделений ИД «Коммерсантъ», «Деловой России», ТПП РФ, РСПП и т.д.
Рекомендуемая литература:
1. Сляднева Н.А. Современный человек в виртуальном мире: проблема информационно-аналитической культуры личности // Электронный журнал «Факт»: http://www.fact.ru/www/arhiv9s12.htm
2. Кривобокова А. Интернет-бизнес-аналитика – информационная технология нового века // Электронный журнал «Факт»: http://www.fact.ru/www/arhiv9s16.htm
3. Хрестоматия. Практическая аналитика в службах безопасности. Под общей редакцией И.Б.Линдера. − М.: − 2006. − 512 с.
Тема 15. Аналитическая деятельность в сфере парламента, государственной службы и охраны общественного порядка
Задачи и организация аналитической службы Совета безопасности РФ. Посещение ситуационной комнаты Совета безопасности РФ.
Задачи и организация работы аналитической службы парламента. На примере аналитических подразделений Государственной Думы и Совета Федерации.
Задачи и организация аналитической работы государственного органа управления. На примере аналитических подразделений Минрегиона и Минэкономики.
Задачи и организация аналитической работы в силовых структурах. Посещение аналитических подразделений Министерства обороны, МВД, МЧС. Посещение ситуационной комнаты МЧС.
Рекомендованная литература:
1. Котелевская И.В. Парламентская информационно-аналитическая служба // В сб: Конституционный строй России. Выпуск второй. Вопросы парламентского права. – М.: − 1995. – стр. 108-118.
2. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности законодательных органов государственной власти // Аналитический вестник. Серия: Государственное строительство и конституционные права граждан. Выпуск 20. Часть 1 и 2. − М.: − Издание Государственной Думы. – 2004.
3. Проблемы совершенствования аналитического обеспечения законодательного процесса // Аналитический вестник. Серия: Государственное строительство и конституционные права граждан. Выпуск 3. − М.: − Издание Государственной Думы. – 2005.
4. Яковец Е.Н. Проблемы аналитической работы в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. – М.: − Издательский дом Шумиловой − 2005.
5. Хрестоматия. Практическая аналитика в службах безопасности. Под общей редакцией И.Б.Линдера. − М.: − 2006. − 512 с.
Учебная деловая игра
По курсу «Правовая аналитика» предполагается проведение деловой игры – мозгового штурма. Одна из возможных тем – «Пути повышения влияния правовых аналитиков в организациях».
Методика проведения мозгового штурма выглядит следующим образом:
1. Ставится проблема, которую необходимо решить. Все члены «штурма» поощряются к высказыванию любых идей и решений, которые придут в голову, какими бы абсурдными или нелепыми они ни казались.
2. Высказанные идеи регистрируются на бумаге, на доске или посредством видеозаписи или аудиозаписи.
3. Предлагаемые решения и идеи не оцениваются до тех пор, пока не иссякли все предложения. Участники игры должны быть уверены, что ни одно предложение не будет оцениваться или отбрасываться в процессе «штурма».
4. В последующем анализе и разборе выявляются наиболее перспективные идеи и предложения.
5. Поощряется дальнейшая разработка чьей-либо идеи другими участниками заседания.
При наличии технических и временных возможностей, мозговой штурм может быть проведен и в более сложном варианте: обратный штурм (ищутся недостатки уже принятого решения или нормы: выявление недостатков позволяет внести предложения по их совершенствованию), индивидуальный мозговой штурм (участники работают по отдельности, затем собираются вместе родившиеся идеи), парный, двухстадийный (два этапа по полтора часа, в перерыве ведется свободное обсуждение проблемы), системный (проблема делится на взаимосвязанные части, которые «штурмуются» по отдельности), поэтапный (последовательно штурмуются постановка задачи, предлагаемые решения, оформление идей в документы, проблемы продвижения и принятия документов). Одна из популярных разновидностей «Мозгового штурма» — «Конференция идей», когда участники расходятся для индивидуальной или групповой работы, а затем собираются вместе для обсуждения полученных идей, вновь расходятся, вновь собираются – и так происходит, пока не будет достигнут значимый результат.
Учебно-методический комплекс
По темам курса «Правовая аналитика» подготовлен электронный учебно-методический комплекс, содержащий планы занятий по каждой теме, задания для слушателей, рисунки и схемы, а также полнотекстовые материалы − монографии, статьи, главы из учебников – короче, все, что необходимо для полноценного и глубокого освоения курса. Электронный учебно-методический комплекс по правовой аналитике размещен в открытой части интернет-портала ГУ-ВШЭ и доступен как из компьютерной сети университета, так и извне.
Задачи, задания, ситуации
По курсу «Правовая аналитика» предусмотрены разнообразные домашние задания, задачи и упражнения. Часть заданий направляется слушателям преподавателем по электронной почте. Результаты выполнения заданий также представляются слушателями по электронной почте.
Аналитическая рабочая группа
На первом занятии из числа слушателей образуется условная аналитическая рабочая группа. На этом примере отрабатывается технология работы аналитической группы в дистанционном режиме. Часть поручений и рабочей информации высылается членам группы на электронный адрес. Выполненные слушателями задания также принимаются по электронной почте.
Темы докладов и эссе
Источник: rykovodstvo.ru
Особенности документирования информационно-аналитической деятельности в органах регионального управления: информационные продукты
Одной из характерных черт современности стала информатизация, в условиях которой общество разрабатывает новые способы создания и распространения информации, что неминуемо влечет за собой возрастающую потребность в обработке все большего ее количества. В этой ситуации очень важно оперативно отследить и проанализировать бесконечные информационные потоки.
Решение данной проблемы связано с грамотной организацией информационно-аналитической деятельности (далее — ИАД), которая представляет собой вид деятельности, призванной обеспечить информационные потребности общества с помощью аналитических технологий за счет переработки исходной информации и получения качественно нового знания . Сегодня информационно-аналитическая (далее — ИА) поддержка становится незаменимой частью процесса принятия решения в самых различных организациях: от органов государственного управления, крупных предприятий и холдингов, кредитных и финансовых учреждений до небольших банков и частных компаний, так как обоснованные прогнозы необходимы для ведения успешной деятельности.
Региональные органы государственной власти осуществляют управление субъектами РФ, а значит, в силу специфики их деятельности в них ежедневно принимаются управленческие решения, которые должны соответствовать множеству факторов развития региона и носить стратегический характер. Естественно, что речь при этом идет о необходимости сбора и анализа больших объемов информации, поэтому на сегодняшний день наличие ИА структур в органах регионального управления (далее — ОРУ) становится не просто желательным, а необходимым условием работы.
Основная цель деятельности ИА подразделений в ОРУ — обеспечить лицо, принимающее решение (далее — ЛПР), информационными продуктами, необходимыми для осуществления его деятельности. Информационный продукт — документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей . В ОРУ продукты ИАД являются информационным базисом для разработки и принятия управленческих решений, воплощаемых в организационно-правовых, плановых и распорядительных документах. В большинстве случаев именно документы, являющиеся продуктами ИАД, сосредотачивают основной объем сведений о фактическом положении дел, возникающих проблемах, тенденциях в системе управления органа власти.
Существует ряд различных наименований продуктов ИАД: дайджест, доклад, записка, обзор, отчет, сводка, справка, статья. Теоретически можно выделить характерные особенности каждого из них, однако на практике зачастую увидеть и объяснить различия между справкой, запиской, отчетом, обзором и другими вышеперечисленными продуктами ИАД бывает непросто.
С точки зрения рассмотрения продуктов ИАД как информационного базиса для принятия управленческих решений можно обратиться к следующей классификации, предлагаемой в работе Н. А. Гайдамакина :
Документы информационного характера — информируют о предмете, то есть по характеру являются первичными (без глубокого анализа) документами, поэтому должны составляться максимально лаконично и точно, позволять быстро получить адекватную информацию, дающую возможность принять предварительное решение. При информировании о типичном, в общем плане известном предмете сначала дается общая характеристика, а затем в порядке убывания важности наиболее существенные параметры. Если предмет изложения нетипичный, новый, то информирование лучше вести от частного к общему. Такие документы обычно представлены в виде справок, сводок.
Документы аналитического характера . Их особенностью является исследовательско-проблемный характер. От информационных сообщений их отличает комплексная цель: описать, разъяснить, выработать решение, обосновать, убедить. Такие документы обычно представлены в виде справок, статей, обзоров, отчетов об исследовании.
Обратимся к конкретным видам продуктов ИАД с целью выявления их особенностей.
Справка — это документ, содержащий анализ значений показателей информационного поля (то есть массива информации, складывающегося вокруг объекта мониторинга) с точки зрения поставленной проблемы.
Информационно-аналитическая записка — термин подразумевает четкое и краткое описание проблемы или проделанной работы. Таким образом, не ясно, какими специфическими чертами записка отличается от справки в контексте ИА документов.
Аналитический обзор предназначен для быстрого ознакомления и комплексного изучения сложных предметов. Помимо «обзорности» и «сжатости», эти документы обладают еще и аналитическим аспектом, связанным с анализом, сопоставлением различных точек зрения и формированием обоснованных оценок. Таким образом, аналитические обзоры (в отличие от справок и статей) имеют комплексный и емкий характер.
Доклад — это документ, содержащий изложение определенных вопросов, выводов, предложений и предназначенный для устного прочтения. ИА доклад предполагает не только перечисление параметров проблемы и формулировку связывающих их выводов, но и внесение предложений по решению вопроса.
Информационная сводка по событиям, происшествиям, обстановке представляет сведенную воедино за определенный временной период в отношении определенного объекта (территории, структуры, сферы) информацию о произошедших событиях, особенностях обстановки, положении дел.
Аналитический отчет — это аналитический продукт, в котором описана совокупность показателей, по которым оценивается информационное поле объекта мониторинга. Он состоит из диаграмм, графиков и таблиц, сопровождающихся краткими или развернутыми аналитическими справками. Заключение отчета обычно содержит основные выводы и рекомендации.
Аналитическая статья — это статья, в которой содержится анализ деятельности объекта мониторинга. Данный документ содержит большое количество анализируемых фактов и определяет их взаимосвязи. Статья, с одной стороны, должна быть доступна для понимания широкому кругу читателей, а с другой — интересна для специалиста в исследуемой сфере.
Дайджест — информационный продукт, который содержит краткие аннотации и выходные данные статей. Такой формат удобен для ежедневного предоставления — например, для ознакомления с основными новостями отрасли.
В связи с обращением к проблеме документирования ИАД, необходимо выделить характерные параметры представления информации и структуру различных информационных продуктов, проанализировать их предназначение и особенности составления. Обобщив эти данные, можно сформулировать (как с точки зрения информационного содержания, так и с позиции документирования) общие черты документов, выделяющие их в массиве всей управленческой документации, и особенности.
Можно выделить следующие черты, присущие продуктам ИАД в ОРУ и отличающие их как комплекс документов:
Цель создания: обеспечить руководителей информацией, необходимой для осуществления их деятельности (принятия решений). То есть данные продукты в большинстве случаев не предназначены для презентации широкому кругу лиц.
Данные документы не содержат обязательных для исполнения поручений, не предписывают действовать строго определенным образом, а представляют сведения, побуждающие к принятию решений.
Для продуктов ИАД характерны такие параметры, как строгая форма описания, наглядность, логичность, структурированность текста, краткость, ясность и соответствие целям и задачам исследования.
Высокая степень информативности.
Использование статистики и обобщенных данных.
Низкая степень эмоционального окраса. Стремление к исключению субъективных мнений (особенно для документов информационного характера).
Таким образом, можно сказать, что все ИА документы обладают высокой информативностью, однако не все из них предусматривают обобщение и анализ материала, формулировку выводов и выработку предложений по решению проблемы или задачи (см. Таблицу 1).
Содержание анализов, выводов и предложений по решению проблемы в документах, являющихся продуктами ИАД*
Предложения по решению проблемы
Аналитические справки,
записки
Источник: www.top-personal.ru
Кривобокова а интернет бизнес аналитика информационная технология нового века
В статье обосновывается актуальность формирования готовности к информационно-аналитической деятельности будущих менеджеров средствами информационно-коммуникационных технологий. Выявляется сущность понятий «информационно-аналитическая деятельность» и «готовность к информационно-аналитической деятельности». В структуре готовности к информационно-аналитической деятельности будущих менеджеров выделено четыре составляющих компонента: мотивационный, когнитивный, деятельностный и личностный. Уровень готовности к информационно-аналитической деятельности будущих менеджеров определяется на основании ряда критериев и показателей, подробно представленных в статье. Автор обращает внимание на то, что использование технологии смешенного обучения и средств информационно-коммуникационных технологий способствует формированию готовности к информационно-аналитической деятельности будущих менеджеров.
информационно-аналитическая деятельность
готовность к информационно-аналитической деятельности
уровни готовности
1. Балашова И. В. Развитие познавательного интереса студентов экономических вузов на основе применения средств информационно-коммуникационных технологий: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Вологда, 2009. – 21 с.
2. Кривобокова А. Интернет-бизнес-аналитика – информационная технология нового века [Электронный ресурс] // Прогноз финансовых рисков. URL: http://www.bre.ru/risk/11785.html (дата обращения 25.09.2014).
3. Кузнецов И.Н. Учебник по информационно-аналитической работе. – М.: ООО Изд-во «Яуза», 2001. – 320 с.
4. Кун К. E-Learning — электронное обучение // Информатика и образование. – 2006. – № 10. – С.16-18.
5. Пахаренко Н.В., Зольникова И.Н. Модель определения уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. URL:www.sience-education.ru/106 -7502 (дата обращения 26.02.2014).
6. Подвигина Е. А. Формирование готовности будущего педагога к инновационной деятельности средствами информационных технологий: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Липецк, 2011. – 24 с.
7. Рыжова Н. И., Фомин В. И., Филимонова Е. В. Концептуальные линии развития содержания обучения, направленного на формирование информационно-аналитической компетентности специалиста // Информатика и образование. – 2008. – № 12. – С. 96-101.
8. Сластенин В.А. Университетское педагогическое образование: проблемы и решения//Профессионально-педагогическая культура: история, теория, техника. – Белгород: Изд-во БГУ, 1996. – С.3-7.
9. Трофименко А.Е. Развитие информационно-аналитической компетенции студентов в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2012. – 25 с.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»). Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2010 г. № 544.
Важной частью деятельности различных видов предприятий, организаций, банков, финансовых учреждений сегодня становится информационно-аналитическая поддержка, без которой невозможно принятие управленческих решений. Современный уровень информатизации общества предполагает подготовку менеджеров, обладающих высоким уровнем готовности к применению информационных технологий в своей профессиональной деятельности.
Проблема подготовки специалистов менеджеров изучалась многими учеными. Среди них — Грищенко Л.П., Киселева Н.А., Силкин А.В., Фомин В.И. и др. Однако, в большинстве своем, указанные исследования являются односторонними, не затрагивающими проблемы современного компетентностного подхода к подготовке будущих менеджеров к информационно-аналитической деятельности на основе средств информационно-коммуникационных технологий.
Необходимо отметить, что результаты анкетирования респондентов показывают достаточно равномерное распределение в разных видах работы по использованию информационных технологий в профессиональной деятельности, а именно — для поиска информации — 17 %, для подготовки отчетов — 20 %, для использования автоматизированных систем — 20 %, для электронной почты — 21 %, для использования компьютерной техники — 22 %. Данные представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Распределение респондентов по применению информационных технологий в профессиональной деятельности
Анализ анкетирования работников банковской сферы, финансовых менеджеров показал, что около 70 % из них столкнулись в начале своей профессиональной деятельности с трудностями, связанными с недостаточным уровнем знаний и умений в области информатики.
Понятие «готовность» имеет ряд интерпретаций в психолого-педагогической литературе и определяется как: психологическая установка (Д.Н. Узнадзе, Б.Е. Фишман); профессиональная компетентность (И.А. Зимняя, А.К. Маркова); активность личности (K.M. Дурай-Новакова, Т.И.
Чечет); состояние подготовленности, владение теоретическими знаниями и практическими умениями (Е.А. Гудков, М.И. Дьяченко, А.И. Мищенко); комплекс качеств личности (Е.А. Никитина, И.Е. Пискарева, Н.М.
Дресвянникова) [6].
Как отмечает В.А. Сластенин, готовность к деятельности есть такое психическое состояние, как наличие у субъекта образа структуры определенного действия и постоянной направленности осознания на его выполнение. Она включает в себя различного рода установки на модели вероятного поведения, определенных социальных способов деятельности, оценку своих возможностей в их соотношении с предстоящими трудностями и необходимостью достижения определенного результата [8].
На сегодняшний день существует несколько подходов к толкованию понятия информационно-аналитическая деятельность. Согласно Фомину В.И., информационно-аналитическая деятельность специалиста понимается как «. извлечение из информации об изучаемом объекте (процессе), представленной в виде некоторой знаковой системы, интересующих исследователя компонентов и преобразование их к удобной для восприятия форме; последующую их интерпретацию на основе использования полуформальных и формальных языков для построения статических и динамических информационных моделей предметной области; их дальнейший предметный анализ в контексте процесса семиозиса как такового (т.е. «означивание» изучаемых моделей или самих объектов предметной области и поиск их интерпретаций). При этом интерпретация осуществляется в процессе предметного анализа путем извлечения из текста (в широком смысле этого слова) информации, посредством обращения к локальной картине мира в рамках предметной области или профессиональной сферы» [7].
В работе Трофименко А.Е. информационно-аналитическая деятельность определяется как деятельность по аналитико-синтетической обработке и переработке информации различных видов и форм с целью получения качественно нового знания для оперативного обеспечения процесса принятия решений в различных сферах деятельности [9].
И.Н. Кузнецов под информационно-аналитической деятельностью понимает процесс семантической обработки данных, в результате которого разрозненные данные превращаются в законченную информационную продукцию — аналитический документ [3].
Мы разделяем точку зрения Кривобоковой А., что «информационно-аналитическая деятельность (ИАД) — особый вид человеческой деятельности, призванный обеспечить информационные потребности общества с помощью аналитических технологий за счет переработки исходной информации и получения качественно нового знания» [2].
Готовность менеджера к информационно-аналитической деятельности предлагается понимать как совокупность мотивационного, когнитивного, деятельностного и личностного компонентов, определяющих его направленность на осуществление информационно-аналитической деятельности с помощью средств информационно-коммуникационных технологий.
Так как в системе высшего профессионального образования подготовка будущих менеджеров осуществляется на основе компетентностного подхода, то готовность к ИАД будет выражаться совокупностью компетенций, представленных в ФГОС нового поколения.
В соответствии с ФГОС ВПО по направлению 080200 менеджмент были отобраны компетенции, необходимые в информационно-аналитической деятельности менеджера [10]:
- понимание роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний;
- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией;
- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах;
- способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации;
- владение методами управления проектами и готовностью к их реализации с использованием современного программного обеспечения;
- владение средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления;
- владение методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы.
В структуре готовности к информационно-аналитической деятельности будущих менеджеров мы выделяем четыре составляющие [5]:
- мотивационный компонент, который характеризуется потребностью и стремлением овладевать общекультурными и профессиональными компетенциями и использовать их в процессе обучения, что является мотивацией для достижения успеха в профессиональной деятельности;
- когнитивный компонент, который характеризует владение знанием содержания компетентности;
- деятельностный компонент, определяет практическое и оперативное применение знаний, опыт их проявления в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях;
- личностный компонент, который проявляется в осознании будущего выпускника (бакалавра) значимости профессионального саморазвития и личностного самосовершенствования и включает в себя профессионально важные качества, от которых зависит уровень сформированности профессиональных умений и навыков.
Для оценки степени сформированности готовности к ИАД будущих менеджеров необходимо применение уровневого подхода и разработке системы критериев. Критерии прежде всего раскрываются через определенные показатели, по мере их проявления можно констатировать и степень выраженности критерия [5]. На основе теоретического анализа научно-педагогической литературы были выделены критерии и показатели сформированности готовности к информационно-аналитической деятельности, представленные в таблице 1.
Критерии и показатели сформированности готовности к информационно-аналитической деятельности
— стремление развивать личность;
— стремление овладеть информационными технологиями;
— стремление применять информационные технологии в учебной и информационно-аналитической деятельности;
— стремление применять средства информационно-коммуникационных технологий в учебной и информационно-аналитической деятельности;
— стремление к достижению высокого уровня профессиональной компетентности.
— понимание роли информации в жизни индивида, роли и перспектив использования ИКТ в финансовой и банковской сфере;
— знание базовых понятий, связанных с информацией, информационными процессами, техническими и программными средствами реализации информационных процессов в учебной и информационно-аналитической деятельности;
— знание принципов, методов и средств ИКТ, применяемых в учебной и информационно-аналитической деятельности;
— знание технологий применения средств ИКТ в учебной и информационно-аналитической деятельности.
— владение инструментальными технологиями поиска, передачи, преобразования и хранения данных с использованием ИКТ;
— владение средствами ИКТ, необходимыми для представления деловой информации в эффектной и удобной для восприятия форме;
— владение технологиями инструментального анализа данных для решения поставленных задач в учебной и информационно-аналитической деятельности;
— способность к анализу, систематизации, обобщению, представлению полученных результатов, выбору путей их достижения.
— способность адекватно оценивать собственные достижения при использовании средств ИКТ в учебной и информационно-аналитической деятельности;
— развитие профессионально важных качеств (психологические, социальные и т. д.);
— настойчивость в овладении информационными технологиями.
Поскольку готовность к ИАД включает четыре компонента (мотивационного, когнитивного, деятельностного и личностного), определить уровень ее сформированности и последующего развития можно, определив уровень сформированности каждого из этих компонентов, а затем применить итоговую оценку.
В соответствии с выделенными показателями были определены уровни готовности к ИАД: низкий (незначительный интерес или его отсутствие к ИАД, отсутствие системы знаний о возможностях ИКТ в ИАД, интерес к профессиональному саморазвитию и личностному самосовершенствованию носит эпизодический характер); средний (устойчивый интерес к ИАД, сформированная система знаний о возможностях ИКТ в ИАД, интерес к профессиональному саморазвитию и личностному самосовершенствованию заметен, но носит циклический характер); высокий (значительный интерес к ИАД, свободное владение и творческое использование знаний о возможностях ИКТ в ИАД, интерес к профессиональному саморазвитию и личностному самосовершенствованию очевиден и постоянен).
Выявленная структура готовности к ИАД требует выбора таких средств, технологий и методов обучения, которые бы способствовали ее развитию и формированию. В качестве таких средств были выбраны средства ИКТ и технология смешанного обучения. Как отмечает К. Кун, в качестве цели смешанного обучения выступает стремление объединить преимущества очного преподавания и электронного обучения, осуществляемого при поддержке образовательных ресурсов, так, чтобы постараться исключить недостатки обеих форм обучения [4].
В общем виде средства ИКТ, применяемые в обучении, можно представить в виде совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих программных и методических средств, созданных на электронных носителях информации и самих технических устройств, без которых данные средства не могут быть использованы в учебном процессе. Они позволяют транслировать информацию, осуществлять информационный обмен, обеспечивают операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей. Они являются не только средством наглядного представления информации, но и применяются для повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний [1].
Таким образом, готовность к информационно-аналитической деятельности будущего менеджера становится в современных условиях ведущей составляющей профессиональной компетентности менеджера и представляет собой целостное единство четырёх взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: когнитивного, деятельностного, личностного и мотивационного. Все это подтверждает идею об актуальности применения средств ИКТ в формировании готовности к ИАД.
Рецензенты:
Егорова Г.И., д.п.н., заведующий кафедрой химии и химической технологии ФГОУ ВПО «Филиал Тюменского нефтегазового университета в г. Тобольск», г. Тобольск.
Яркова Т.А., д.п.н., профессор, ведущий профессор кафедры педагогики «Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д. И. Менделеева», г. Тобольск.
Источник: science-education.ru