Крупный бизнес является не только важной составляющей экономической системы страны в целом. Он оказывает серьезное влияние на окружающий рынок и способен повлиять на экономическую ситуацию в отдельно взятой области деятельности.
Среди основных функций такой формы бизнеса принято выделять:
- Финансовый учет.
- Маркетинг.
- Производство.
- Кадры.
- Материально-техническое-обеспечение.
Существует и ряд дополнительных функций крупного бизнеса, в число которых входят научно-исследовательские работы, связи с общественностью и поддержка предпринимательства.
Чтобы крупное предприятие могло увеличивать свои доходы, ему нужно постоянно расширять масштаб своей деятельности – в этом заключается одна из главных особенностей этой формы бизнеса. Положительная сторона увеличения масштаба заключается в том, что компания получает новые возможности в производственной и управленческой сферах.
Она может развивать дополнительные производства, основанные на использовании отходов, получаемых от основного производства. Однако в ходе развития бизнеса возникают определенные трудности. Так, сложность управления структурой напрямую зависит от ее размера.
Происходит замедление взаимодействия между департаментами и подразделениями, что приводит к снижению экономической гибкости крупной фирмы. Руководству становится нелегко контролировать исполнение принятых решений. При этом некоторые подразделения могут преследовать собственные интересы, которые иногда идут вразрез с политикой предприятия.
Плюсы и минусы ведения крупного бизнеса
Эффективность крупного бизнеса гораздо выше, чем среднего и малого, поэтому он оказывает большее влияние на экономику страны. Логично, что основные финансовые потоки сконцентрированы именно здесь. Представители крупного бизнеса в России стремятся увеличить масштабы производства за счет уменьшения издержек на единицу продукции.
Обычно это делается путем замены устаревшего оборудования на более эффективное или перераспределения используемых ресурсов. Когда российские предприятия выходят на международный рынок, они получают преимущество за счет использования относительно недорогих ресурсов. А получив доступ к рынку развивающихся стран, фирмы могут даже оказывать воздействие на их экономическую систему.
Среди слабых сторон крупного бизнеса необходимо отметить следующие:
- Слишком концентрированная экономика;
- Локализованные хозяйственные отношения;
- Блокирование горизонтальных экономических связей, которые не могут покинуть пределы компании.
Крупный бизнес в экономике России
Сфера крупного бизнеса в России представлена тремя основными формами.
- Самостоятельное предприятие – это неделимый хозяйственный объект с единой структурой производства. В его состав могут входить несколько юридических лиц, однако в таком случае деление будет сугубо номинальным.
- Группа компаний, объединенных общей сферой деятельности. При этом каждая отдельно взятая единица может существовать отдельно от остальных. У бизнеса есть один управленческий центр, контроль за всеми предприятиями осуществляет один или несколько собственников.
- Интегрированная бизнес-группа – это совокупность предприятий, выступающих в качестве единой группы. При этом они функционируют независимо друг от друга и могут действовать в разных хозяйственных отраслях. Как правило, причиной объединения в группы является наличие общих собственников.
Проблемы и перспективы крупного бизнеса
Российские экономисты ведут жаркие споры о месте крупного бизнеса в современной экономике государства. Соглашаясь с определенными негативными аспектами, все признают его движущую экономическую силу. Однако некоторые склонны считать, что крупные предприятия можно сравнить с трубопроводом, который ничего не производит, а просто помогает перегонять финансовые потоки в казну государства. Учитывая, что в настоящее время главную роль в развитии российской экономики играет все же малый бизнес, такое мнение имеет под собой все основания.
Практика показывает, что обе точки зрения не могут быть идеально правильными. Если проанализировать опыт других развитых стран со стабильной или растущей экономикой, можно увидеть, что крупный бизнес играет там главную роль. При этом значение среднего и малого бизнеса никто не умаляет, так как эти формы обеспечивают серьезную часть занятости населения, за счет чего являются основными налогоплательщиками. Кроме того, именно наличие развитого среднего и малого бизнеса позволяет гарантировать населению стабильный доход.
Главная особенность развития крупного бизнеса в России заключается в том, что именно такие фирмы являются основными налогоплательщиками и обеспечивают своеобразную экономическую подпитку страны. Вторая особенность состоит в том, что в нашей стране крупный бизнес играет огромную роль в процессах внедрения, чего нет ни в одном другом государстве.
Однако следует признать, что развитие крупного бизнеса в России происходит недостаточно эффективно. Для улучшения сложившейся ситуации необходимо создать соответствующие условия, включающие в себя ряд важных мероприятий.
- Объединение малых фирм в крупные отраслевые компании.
- Разработка продуманных бизнес-планов для каждой фирмы на ближайшие несколько лет. Это поможет компаниям повысить эффективность своей деятельности, правильно анализировать развитие событий и оперативно реагировать на внештатные ситуации.
- Участие крупных фирм в российских и международных конкурсах, где они могут наглядно продемонстрировать свои профессиональные успехи. Если компания станет победителем или просто завоюет какой-либо приз, это даст ей возможность получить мировое признание и впоследствии завоевать новые рынки. Следует принимать участие и в инвестиционных ярмарках и выставках, где компании могут привлечь квалифицированные кадры, получить новых клиентов и деловых партнеров.
- Использование опыта зарубежных компаний в плане обучения персонала. Это позволяет повысить уровень профессионализма сотрудников, что, в свою очередь, выведет фирму на качественно новый уровень.
- Проведение различного рода акций и рекламных кампаний с целью увеличения объема продаж и повышения доверия потребителей к продукции и услугам предприятия. Кроме того, реклама является отличным инструментом для привлечения внимания потенциальных инвесторов, которые будут готовы вложить средства в дальнейшее развитие бизнеса. Среди наиболее эффективных рекламных способов сегодня принято выделять уличную рекламу, оффлайн и онлайн-объявления, рекламу на радио, телевидении, в СМИ и Интернете. Более того, с каждым годом Интернет играет все более важную роль в плане привлечения клиентов и партнеров, поэтому ни в коем случае не следует пренебрегать этим действенным рекламным инструментом.
При одновременном и грамотном применении всех вышеперечисленных способов у любой компании есть все шансы добиться успеха. Развитие бизнеса важно не только для отдельно взятой компании, но и в разрезе экономики всей России – необходимо помнить, что эффективно функционирующие крупные фирмы действуют во благо экономической ситуации страны.
Источник: simplefinance.ru
Крупный бизнес
Как было показано в предыдущей лекции, размеры фирмы существенно влияют на величину и структуру трансакционных издержек. Поэтому размер фирмы оказывает существенное влияния на форму её организации. В результате, малые и средние предприятия обычно работают в форме индивидуального предпринимательства. В то же время, подавляющее большинство крупных предприятий работают в форму акционерных общества.
Исторически малый бизнес является первой и – длительное время – единственной формой предприятий. В РФ главным критерием главных критерием малого бизнеса является численность персонала, также, в некоторых отраслях, объём выручки.
В развитых странах мира малый бизнес выполняет важные социальные функции, как то:
1. Обеспечение занятости населения
2. Организация производства инновационных видов продукции (при наличии сильной конкуренции в экономике)
3. Источник налоговых доходов государства
Правовые формы малого бизнеса в РФ:
Ø Индивидуальные предприниматели
Ø Товарищества (полные и коммандитные).
Каждая из вариантов форм имеет свои положительные и отрицательные стороны. Полные товарищи несут три вида ответственности по долгам фирмы: субсидиарная, неограниченная и солидарная.
Субсидиарная (дополнительная) ответственность: кредиторы товарищества сначала обращаются к товариществу с иском о возврате долга. При нехватке у товарищества имущества они обращаются к самим товарищам.
Неограниченная ответственность: полные товарищи отвечают перед кредиторами не только своими взносами в капитал, но и всем своим личным имуществом.
Солидарная ответственность: кредитор может назначить плательщиком по долгам одного товарища, который будет платить за всех, в случае чего этот товарищ получает право регрессного иска к остальным с целью компенсации уплаченных за других средств.
К крупному бизнесу в РФ относят предприятия с численностью более 250 человек и оборотом более 1 млрд рублей. В настоящее время крупные предприятия в развитых странах имеют небольшой удельный вес в общей численности.
Организационно-правовые формы крупного бизнеса в РФ:
Ø Акционерное общество
Ø Общество с ограниченной ответственностью
Ø Общество с дополнительной ответственностью (на практике не используется)
Ø Производственный кооператив
Ø Унитарное предприятие (крупные госпредприятия)
Наряду с фирмами в современной экономике большую роль играют объединения фирм, что реализуется в следующих вариантах:
1. Группа компаний – объединение фирм, находящихся в собственности одного и того же лица (или нескольких лиц). На практике группа компаний включает в себя фирмы из различных отраслей экономики, зачастую технологически не связанных между собой.
2. Финансово-промышленные группы – форма объединения, включающая в себя крупные банковские структуры и промышленные фирмы. Это обеспечивает финансовую самостоятельность участников группы при реализации совместных проектов.
Источник: studopedia.su
Крупный бизнес в рыночной экономике
Многообразие существующих форм бизнеса порождает широкий спектр возможностей для реализации предпринимательской функции в рыночной экономике. Несмотря на то, что каждая фирма уникальна, есть общие критерии классификации. Наиболее распространенный подход к классификации фирм – разделение их на малые, средние и крупные. В первом вопросе нужно проанализировать сущность подобного деления и в результате сделать вывод о сущности крупного бизнеса и его отличиях от малого и среднего.
Следует выделить два основных метода классификации фирм – количественный и качественный. Согласно наиболее известному методу классификации – количественному, — предприятие определяется как малое, среднее или крупное в соответствии с абсолютной величиной какого-либо показателя или группы показателей. Как правило, в качестве таких показателей берутся количество занятых на фирме, размер её активов, валовая выручка и т.п.
Варианты качественных классификаций фирмы базируются на критериях, раскрывающих внутреннюю сущность фирмы: юридический статус, структуру управления фирмой, источники финансирования деятельности. Такой подход опирается в основном на субъективные суждения и опыт исследователей, но при этом делается акцент на отличия внутренне присущие компаниям того или иного размера.
Говоря о критериях классификации фирм, нужно рассмотреть их реализацию на практике в разных странах и обязательно в России и на этой основе сделать чёткий вывод, о том, какие фирмы относятся к крупному бизнесу в нашем государстве.
Второй вопрос должен быть посвящен анализу функционирования крупного бизнеса. При этом нужно определить его отраслевую и организационно-правовую структуру, назвать формы предприятий, составляющих в совокупности крупный бизнес, проанализировать деятельность одной из наиболее известных форм организации крупного бизнеса – финансово-промышленной группы. Следует обратить внимание на то, что крупный бизнес представляют не только частные компании, но и государственные, а также компании, основанные на смешанном частно — государственном капитале.
В этом же вопросе, используя фактический материал, следует проанализировать структуру крупного бизнеса в России и его отличия от подобных предприятий в других государствах.
Заключительный вопрос работы должен быть посвящен анализу роли крупного бизнеса в экономике и методов его регулирования государством.
Литература
1. Алешин, А.В. Региональный механизм взаимодействия малых, средних и крупных предприятий: компоненты, субъекты, инструменты развития / А.В. Алешин // Экономические науки. – 2011. – № 82. – С. 52-56.
2. Вдовенко, А.А. Конкуренция и взаимодействие крупного и малого бизнеса / А.А. Вдовенко // Вопросы экономики и права. – 2011. – № 39. – С. 23-24.
3. Веселовский, М.Я. Совершенствование господдержки отечественных корпораций / М.Я. Веселовский // Вопросы региональной экономики. – 2012. – Т. 11. – № 2. – С. 78-82.
4. Гаврилов, Г.Г. К вопросу об индикаторах оценки стратегии устойчивого развития компании / Г.Г. Гаврилов // Экономика и управление. – 2012. – № 3. – С. 97-101.
5. Иванова, В.О. Экономико-правовые особенности государственных корпораций и их роль в развитии инвестиционного процесса в России / В.О. Иванова // Вопросы экономики и права. – 2012. – № 46. – С. 11-15.
6. Киюцина, О. Государственная поддержка модернизации отраслей крупного бизнеса / О. Киюцина // Вопросы экономики. – 2012. – № 4. – С. 147-153.
7. Кузнецов, А.В. Российские транснациональные корпорации в сфере услуг / А.В. Кузнецов // Мировая экономика и международные отношения. – 2011. – № 7. – С. 71-80.
8. Макушева, С.В. Российские нефтегазовые корпорации в условиях перехода к инновационному развитию экономики / С.В. Макушева // Экономические науки. – 2011. – № 79. – С. 11-15.
9. Маргания, О.Л. Особенности структуры капитала корпоративных предприятий / О.Л. Маргания // Финансы и бизнес. – 2011. – № 4. – С. 166-171.
10. Межов, И.С. Кто станет локомотивом инноваций — государство или корпорации? / И.С. Межов, С.И. Межов // ЭКО. – 2011. – № 1. – С. 72-82.
11. Моляков, А.Ю. Государственная корпорация как особый субъект рыночной экономики / А.Ю. Моляков // Экономические науки. – 2011. – № 78. – С. 19-21.
12. Никандрова, О.А. Корпоративное гражданство и стратегия управления крупным бизнесом в России / О.А. Никандрова // Вопросы экономики и права. – 2012. – № 45. – С. 162-165.
13. Паппэ, Я. О новых конфигурациях собственников в российском крупном бизнесе / Я. Паппэ, Н. Антоненко // Вопросы экономики. – 2011. – № 6. – С. 123-137.
14. Петров, А.Б. Логистика в интегрированных технологических цепях / А.Б. Петров // Экономика и управление. – 2011. – Т. 68. – № 6. – С. 131-135.
15. Рябцун, В.В. Особенности управления реструктурированными непрофильными активами предприятий госкорпорации Росатом / В.В. Рябцун, О.А. Рябцун // Вопросы экономики и права. – 2012. – № 46. – С. 85-89.
16. Сапожников, А.А. Капитал корпорации и экономические интересы субъектов корпоративных отношений / А.А. Сапожников // Экономические науки. – 2011. – № 76. – С. 56-65.
17. Хейфец, Б. Риски долговой политики России на фоне глобального долгового кризиса / Б. Хейфец // Вопросы экономики. – 2012. – № 3. – С. 80-97.
18. Черкасов, В.В. Особенности функционирования российских промышленных компаний в условиях экономической неопределенности / В.В. Черкасов // Экономические науки. – 2011. – № 75. – С. 258-264.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru