На крупном предприятии создаются предпосылки для сооружения мощных технологических установок, внедрения мощного оборудования, эффективного использования новейших достижений науки и техники, производственных мощностей и сырьевых ресурсов.
К числу важнейших показателей, характеризующих концентрацию производства, относятся: объем выпуска продукции в натуральном и стоимостном выражении (в неизмененных ценах); стоимость основных производственных фондов;
численность промышленно-производственного персонала; удельный вес валовой продукции, изготовленной на крупных предприятиях, в общем выпуске валовой продукции по отрасли в целом; удельный вес основных производственных фондов, сосредоточенных на крупных предприятиях в общей стоимости этих фондов по отрасли в целом; удельный вес работников промышленно-производственного персонала, занятых на крупных предприятиях, в общей численности работников отрасли в целом.
Преимущества повышения концентрации производства заключаются в следующем.
С увеличением мощности предприятия и производительности оборудования уменьшаются затраты на общезаводские службы и вспомогательное хозяйство. Это дает возможность снизить удельные капитальные вложения.
Крупные предприятия располагают большими возможностями для совершенствования техники, технологии и организации производства и увеличения на этой основе объема выпускаемой продукции и производительности труда.
Концентрация производства обеспечивает значительное сокращение эксплуатационных затрат, так как снижаются сырьевые, энергетические и постоянные расходы на единицу выпускаемой продукции.
Укрупнение подразделений, как и предприятий, приводит к значительному улучшению производственной структуры предприятия: сокращается количество подразделений, а следовательно, снижаются численность цехового персонала, цеховые расходы, упрощается учет. Однако укрупнение подразделений имеет свои пределы, связанные с усложнением управления.
Вместе с тем, не следует считать, что увеличение концентрации производства может быть беспредельным. Чрезмерно крупные предприятия имеют и свои недостатки. Создание таких предприятий требует значительных капитальных затрат и затрат времени, усложняет управление производством, ограничивает возможности равномерного размещения промышленности, увеличивает объем дальних перевозок готовой продукции и сырья для ее изготовления.
Недостатки — это в основном неспособность к быстрой перестройке производства на выпуск новой техники, а преимущества — возможность концентрации средств для развития производства и социальной сферы.
К тому же расходы по управлению на крупных предприятиях относительно меньше, чем на более мелких, так как они увеличиваются непропорционально росту масштабов производства.
Имеющиеся в крупном производстве условия для более целесообразного разделения труда внутри предприятия способствуют внедрению высокопроизводительного оборудования, прогрессивной технологии и организации производства, что в конечном итоге обеспечивает повышение конкурентоспособности фирмы.
В условиях перехода к рыночной экономике будут развиваться малые и средние предприятия. Крупные же предприятия, как правило, будут дифференцироваться. Малые и средние предприятия наилучшим образом приспособлены к перестройке производства на новые виды продукции, способствуют организации дополнительных рабочих мест, помогая решению проблемы занятости.
Следует подчеркнуть, что увеличение размеров предприятий иногда вызывает дополнительные расходы, которые могут привести не к сокращению, а к увеличению затрат на производство.
Рациональная организация крупных предприятий облегчается, если какая-то часть работы перекладывается на другие узкоспециализированные производства, в том числе и небольшие. С освобождением крупных предприятий от несвойственных им функций (изготовления полуфабрикатов и деталей массового применения, выполнения ремонтных работ) повышается уровень их специализации и соответственно эффективность.
Источник: studfile.net
Крупный бизнес
Крупный бизнес не поддается простому определению Обычно понятие «крупный бизнес применяется к таким гигантам как ИБМ и «Дженерал моторс» По данным эксперта в число крупнейших компаний мира в 1996 году входили такие фирмы, General Electric (США), Roal Dutch (Великобритания — Дания), Coca-Cola (США),. Nippon Telegraph — «Газпром, которая заняла 421 место. Среди 500 компаний мира, получивших в 1996 году наибольшую балансовую прибыль по данным Fortune были: General Motors (США), Ford Motor (США), Mitsui (Япония), Mitsubishi (Япония), Itochu (Япония).
Функции крупного бизнеса
Главным элементом капиталистического хозяйства, носителем эволюционного процесса в экономике является обеспечивают устойчивость рыночной экономики и ее основных составляющих: цен, структуры производства. На них сегодня производится большая часть приводимой массой продукции. Именно благодаря большим предприятиям идет развитие бизнеса, в основе которого лежат механизмы снижения издержек производства. Крупные фирмы являются носителями НТП, они накапливают, а затем внедряют методы рационального предпринимательства.
Источник: studwood.net
Роль крупных предприятий в экономике России — концепция, функции и подходы
Как показывает опыт развитых стран, бизнес играет очень и очень важную роль в экономике, его формирование оказывает большое влияние на экономический рост, на увеличение научно-технического прогресса, на наполнение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, т.е. решает многочисленные текущие экономические, социальные и другие проблемы.
Абсолютно во всех экономически цивилизованных странах государство демонстрирует большую поддержку предпринимательства, которое характеризуется цивилизованными качествами. Трудоспособное население начинает все больше увлекаться малыми и крупными предприятиями.
Следует отметить, что значение предприятий в национальной экономике неоднозначно оценивается в экономической системе. Некоторые эксперты считают, что сегодня малое или крупное предприятие является ядром экономики любой страны и предопределено основными направлениями и отношениями экономического развития.
Согласно противоположной точке зрения, недостатки предприятий перевешивают существующие преимущества, нанося большой вред всей экономике.
Концепция предприятия, его функции и структура
Экономика страны представляет собой сложный экономический механизм, различные составляющие которого взаимодействуют друг с другом и обуславливают их взаимное развитие. Она состоит из большого количества хозяйствующих субъектов (фирм, предприятий, организаций), которые формируют разнообразную продукцию.
Предприятие появляется как структурный элемент общей экономики. Предприятие как экономическая концепция является важным элементом непосредственного решения главной экономической проблемы, которая заключается в удовлетворении постоянно растущих потребностей общества в условиях малого количества ресурсов. Она обеспечивает рабочие места, выплачивает заработную плату и участвует в социальных проектах.
На уровне предприятия решение основной экономической проблемы принимает форму формирования определенных видов продукции (услуг, работ). Каждый, управляя в соответствии со спросом и предложением, решает, что производить, в каких количествах и каким образом обеспечить максимальный доход, который обеспечит его сотрудникам финансовый рост и конкретный уровень жизни.
Бизнес — фирма в виде производственных предприятий, шахт, ферм, торговых центров, которые выполняют одну или несколько специфических функций по производству и распределению всех видов товаров и услуг.
Он выступает в качестве производителя товаров, решая тем самым целый цикл взаимозависимых проблем: Закупка прибыли, предоставление продукции покупателям, выполнение своих обязательств перед государством, соблюдение стандартов, нормативов. Предприятие является экономически самостоятельным и обособленным, у него есть определенный собственник, который является индивидуальным владельцем, организацией (объединением, клубом, фондом), группой людей (членами товариществ, акционерами и т.д.), государством и органами местного самоуправления.
Каждое предприятие представляет собой сложную производственно-экономическую систему с многоуровневой деятельностью.
Предприятия являются самостоятельными хозяйственными субъектами, созданными для производства продукции, оказания услуг и выполнения работ, направленных на получение прибыли и удовлетворение социальных потребностей.
Роль крупных предприятий в российской экономике
Крупные предприятия позволяют решать стратегические задачи национальной безопасности: обеспечение территориального единства, ресурсной независимости, обороноспособности.
В то же время, крупные предприятия обычно сосредотачиваются на работе с корпоративными клиентами в стране и за рубежом. Часто крупные компании становятся ядром кластера, объединяющего работу нескольких компаний в технологической цепочке (они либо предоставляют промежуточные продукты (работы, услуги) для дальнейшей переработки, либо выступают в качестве покупателей для мелких производителей, не зависящих от крупной компании). В результате крупные компании становятся «двигателями инноваций», определяющими направление инновационных процессов во всей технологической цепочке — от поставщиков до трейдеров и дистрибьюторов.
Крупные компании в России все чаще инициируют создание технопарков или малых инновационных предприятий, которые развивают научно-технические достижения, созданные в научных центрах таких компаний, и доводят их до практического применения. В то же время крупный российский бизнес пытается расширить сферу взаимодействия с научно-исследовательскими институтами, проектно-конструкторскими и инженерными организациями, техническими вузами с целью разработки новейших технических решений и технологий, которые позволят увеличить инновационный потенциал всей экономики.
Это приводит к тому, что крупные предприятия играют значительную и даже решающую роль в развитии различных отраслей промышленности.
В наукоемких и промышленно развитых отраслях промышленности доминирующую роль в отраслевом производстве играют крупные компании. В развитых странах крупные фирмы доминируют в машиностроении, электротехнике и приборостроении, химической промышленности, металлургии, топливно-энергетическом комплексе, добывающей промышленности, фармацевтике, на железных дорогах и морском транспорте.
На мировом рынке только крупные компании могут выйти на несколько национальных рынков одновременно. Если этого не происходит, инициативу перехватывают другие, более мощные компании. Благодаря концентрации ресурсов крупные компании реализуют инновационные проекты и формируют новые рынки сбыта в глобальном масштабе, что значительно повышает конкурентоспособность экономики.
Значительные ресурсы и большой капитал предоставляют значительно больше возможностей для внедрения технических новшеств с целью повышения эффективности работы крупных предприятий. В то же время, крупные компании стремятся минимизировать риски, связанные с освоением технологических инноваций, так что инновационная деятельность крупных компаний, как правило, отражается не в радикальных инновациях, а в совершенствовании существующих продуктовых, технологических, маркетинговых и организационных решений. Практическое применение передовых научно-технических достижений, как правило, связано с малыми инновационными предприятиями, созданными по инициативе и при непосредственной поддержке крупных предприятий.
Роль крупных предприятий в российской экономике значительно выше, чем в других развитых странах, так как малые и средние предприятия по численности занятых и совокупной выручке от реализации продукции (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта нашей страны по-прежнему составляют небольшую долю.
Подходы к определению крупного предприятия
Некоторые исследователи считают крупными предприятиями те предприятия, которые доминируют и укрепляют свои позиции на региональном или национальном уровне, интегрированные в глобальный экономический процесс. К количественным характеристикам крупных предприятий относятся:
- годовой объем выручки от реализации продукции — более 5 млрд. рублей,
- общие активы — более 7 млрд. рублей,
- средняя численность работников — от 1 тыс. человек.
Обычно компании, обладающие одной из следующих характеристик, классифицируются как системообразующие крупные предприятия, работающие в различных отраслях экономики
- предприятие находится в государственной собственности (федеральные государственные унитарные предприятия или государственные корпорации);
- государству принадлежит контрольный пакет акций предприятия (открытые акционерные общества).
Некоторые из этих предприятий являются естественными монополиями, поэтому ряд управленческих функций напрямую зависит от экономической политики государства. Некоторые крупные компании связаны с национальной оборонной системой, поэтому их главным заказчиком является Министерство обороны, которое определяет особый государственный контроль над их деятельностью.
Крупные предприятия оказывают значительное влияние на социально-экономическую сферу страны, ее развитие и инновационную деятельность.
Эта группа крупных предприятий, как правило, характеризуется сложной, диверсифицированной структурой; они часто выступают в качестве холдинговой компании, контролирующей деятельность дочерних и зависимых обществ. К ним также относятся государственные компании, объединяющие государственные предприятия. Инновационная деятельность крупных фирм порождает так называемую «вторичную инновационную деятельность», которая связана с необходимостью комплексного обновления производства. Поскольку эти вторичные инновации обычно не имеют самостоятельной ценности, все новые технологии и продукты потребляются внутри крупного предприятия и не выходят на свободный рынок.
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Telegram и логотип telegram являются товарными знаками корпорации Telegram FZ-LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
Источник: www.evkova.org