Актуальность исследования связана также с процессами глобализации, усиливающими влияние крупных компаний на экономическое развитие. Национальные государства постепенно уступают давлению транснациональных корпораций и в экономической независимости, и в социальной политике. Противостоять такой тенденции можно только согласованными действиями, обеспечивающими достижение таких показателей социальной ответственности, которые соответствуют международным нормам и принципам в области устойчивого развития.
Введение
Раздел 1. Корпоративная социальная ответственность: сущность, принципы, преимущества
1.1 Понятие и виды КСО
1.2 Принципы формирования КСО
Раздел 2. Влияние государства на формирование корпоративной социальной ответственности
2.1. Роль государства в организации системы социальной ответственности бизнеса.
2.2. Совершенствование экономической политики государства по реализации принципов социальной ответственности бизнеса.
Раздел 3. Особенности взаимодействия государства и бизнеса: мировой опыт
Ответственный бизнес
3.1 Западные модели КСО
3.2. Концепция развития КСО в России
Заключение
Список литературы
Прикрепленные файлы: 1 файл
ПРЦВШ (ф) ФГБОУ ВПО «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
Кафедра «Экономика и экономические информационные системы»
По дисциплине «Корпоративная социальная ответственность»
Тема: «Роль государства в развитии и поддержании КСО».
Выполнил: студент гр. 12ЗМ3
Проверил: преподаватель О.А. Баранова
Раздел 1. Корпоративная социальная ответственность: сущность, принципы, преимущества
1.1 Понятие и виды КСО
1.2 Принципы формирования КСО
Раздел 2. Влияние государства на формирование корпоративной социальной ответственности
2.1. Роль государства в организации системы социальной ответственности бизнеса.
2.2. Совершенствование экономической политики государства по реализации принципов социальной ответственности бизнеса.
Раздел 3. Особенности взаимодействия государства и бизнеса: мировой опыт
3.1 Западные модели КСО
3.2. Концепция развития КСО в России
Социальные преобразования в обществе успешны тогда, когда в них сознательно и ответственно участвуют наиболее значимые силы. Взаимодействие политических, социальных и экономических субъектов, основанное на принципах социального партнёрства, позволяет обеспечить стабильное поступательное развитие государства. С повышением значимости нефинансовых факторов устойчивого развития, таких как социальная стабильность, экологическая безопасность, актуализируются практические и теоретические аспекты социальной ответственности.
Четкой трактовки термина ”корпоративная социальная ответственность” (КСО) до сих пор нет. Большинство определений описывают КСО как взаимовыгодное сотрудничество между бизнесом и обществом, в процессе которого бизнес берет на себя выполнение определенных обязательств.
Социальная ответственность бизнеса (КСО)
Круг проблем, затрагиваемых КСО, включает в себя преимущественно социальные, экологические, а в последнее время и управленческие (взаимоотношение компании с инвесторами и акционерами) вопросы. Среди инструментов реализации КСО — программы развития сотрудников, осуществление социальных инвестиций, природоохранная деятельность, выстраивание взаимоотношений с местным сообществом и другие мероприятия, выходящие за рамки экономической деятельности компании, нацеленной на рост прибыли и повышение ее капитализации.
США являются законодателем моды в понимании социальной ответственности бизнеса. Основу современного подхода к этому явлению заложила опубликованная в 1953 г. книга американского экономиста Г.Боуэна ”Социальная ответственность бизнесмена”, где данный термин упоминается впервые. По мнению Г.Боуэна, обязанностью бизнесменов является осуществление такой политики, принятие таких решений или следование той линии действия, которая отвечает целям и ценностям общества.
Феномен КСО уходит корнями в систему отношений между наемными работниками, бизнесом и государством — социальное партнерство.
Актуальность исследования связана также с процессами глобализации, усиливающими влияние крупных компаний на экономическое развитие. Национальные государства постепенно уступают давлению транснациональных корпораций и в экономической независимости, и в социальной политике. Противостоять такой тенденции можно только согласованными действиями, обеспечивающими достижение таких показателей социальной ответственности, которые соответствуют международным нормам и принципам в области устойчивого развития.
Раздел 1. Корпоративная социальная ответственность: сущность, принципы, преимущества
1.1 Понятие и виды КСО
Идеология корпоративной социальной ответственности (КСО) возникла как ответ бизнеса на давление со стороны растущих левых настроений и профсоюзного движения в последней трети XIX века. Возникшие тогда институты гражданского общества потребовали от предпринимателей предоставления социальных гарантий рабочим и обеспечения охраны их труда, а упадок профессиональных объединений в середине XX века актуализировал для владельцев предприятий задачи сохранения лояльного отношения и поддержания мотивации подчиненных, что вновь заставило их обратиться к КСО. Именно тогда это понятие прочно вошло в теорию и практику корпоративного управления в США.
На первом этапе оно в основном распространялось на вопросы социального обеспечения собственного персонала, а также помощи местным органам самоуправления на партнерской и спонсорской основе. Уже тогда многое здесь переплеталось с PR-функциями.
В начале 60-х практика взаимоотношений между бизнесом и обществом начала трансформироваться в некую новую форму социального контракта или «набора писаных и неписаных правил и положений о моделях поведения различных элементов общества», среди которых:
— приемлемые оплата и условия труда со стороны работодателей в «обмен» на обязанности и ответственность со стороны наемных работников;
— честная конкуренция и уважение чужих прав и обязанностей;
— соблюдение налогового законодательства, стандартов здравоохранения, техники безопасности, интересов потребителей, клиентов и т.д.
В 70-х широкое распространение получает агентская концепция КСО, подразумевающая ответственность компаний перед своими акционерами. Ее автор, известный экономист неоклассического направления Милтон Фридман, писал: «. существует только одна социальная ответственность бизнеса — использовать ресурсы и предпринимать действия, направленные на повышение своих прибылей, играя по правилам открытой и свободной конкуренции без обмана или подлога».
Другое определение КСО звучит в так называемой теории участия, предлагающей целый спектр типов ответственности бизнеса перед различными группами общественности, тем или иным образом с ним соприкасающимися: персонал компании, акционеры, потребители, правительственные органы, профсоюзы, бизнес-ассоциации, поставщики и даже конкуренты.
Таким образом, КСО появилась в результате глубинной трансформации отношений частного предпринимательства и общества: в постиндустриальной экономике последнее желает не просто приобретать «больше хороших товаров», но знать, какова их экологическая и социальная цена.
Не последнюю роль сыграли и вызовы глобализации, которые заставили компании искать все более изощренные способы позиционирования в перенасыщенном информацией мире.
Сегодня термин «корпоративная социальная ответственность» настолько популярен, что поиск по данной комбинации слов в англоязычной части Интернета выдает более миллиона ссылок. В документах Европейской комиссии можно найти следующее определение: «Корпоративная социальная ответственность по своей сути является концепцией, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды». Ассоциация менеджеров России определяет это явление как «добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, напрямую связанный с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума».
Важным представляется разделение социальной политики корпорации в соответствии с её адресатами на внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя корпоративная социальная политика — социальная политика, проводимая для работников своей компании, а потому ограниченная рамками данной компании. Внешняя корпоративная социальная политика — социальная политика, проводимая для местного сообщества на территории деятельности компании или ее отдельных предприятий.
Внутренняя корпоративная социальная политика основывается на сложившемся мнении общества о необходимости компании не только обеспечивать прибыль и платить налоги, но и заботиться о своих работниках. Однако общество посылает бизнесу не совсем четкие сигналы, относительно своих пожеланий. Поэтому компания зачастую формирует социальную политику исходя из собственных представлений о данном процессе.
Обычно программы «внутренних» инвестиций не выходят за рамки следующих расходов:
развитие персонала, повышение профессионально- квалификационного уровня работников;
формирование корпоративной культуры;
рекреация и оздоровление работников и членов их семей;
привлечение и поддержка молодежи, в том числе и в образовательных программах;
реализация разнообразных детских программ.
Внутренняя корпоративная политика направлена, как правило, как на развитие социального капитала, путем укрепления связей, в том числе и неформальных, между работниками, а также между руководством компаний и работниками, так и на увеличение человеческого капитала (здоровье, образование) сотрудников.
Все больше компаний участвует в различных внешних социальных проектах (федеральных и региональных), инициируемых как властью, так и самостоятельно. Основные направления социального партнерства бизнеса и власти:
участие в финансировании инициируемых властью масштабных инвестиций в религиозные, медицинские, спортивные, культурные объекты;
поддержка деятельности и формирование базы медицинских, образовательных и культурных учреждений;
помощь в организации культурно — досуговой деятельности;
проведение образовательных проектов для населения;
поддержка инновационных проектов, направленных на развитие местного сообщества;
поддержка незащищённых групп населения.
Наибольшее значение и распространение имеют програ ммы внешних социальных инвестиций в моногородах. Проводятся они, соответственно, градообразующими предприятиями, в основном на дополнительные средства, кроме налоговых платежей в местные бюджеты. С учетом того, что на градообразующих предприятиях работает большинство населения территорий присутствия крупных компаний, происходит фактически смыкание внутренней и внешней социальной политики.
В некоторых случаях внешняя социальная политика фирмы способствует устранению провалов государства в определенных направлениях социальной сферы; зачастую муниципальные и региональные власти согласуют и даже перекладывают значительную часть социальной нагрузки на предприятия.
Важно понимать, что социальная ответственность бизнеса возможна только при ряде условий:
главное — это возможность бизнеса принимать самостоятельные решения, ответственность не может быть обязанностью;
ответственность — это и понимание последствий самостоятельно принятых решений — следствий и результатов как непосредственных, так и последующих, опосредованных;
способность видеть цели и смысл развития бизнеса в контексте развития общества;
желание принимать решения, способствующие развитию общества.
- Принципы формирования КСО
Принципы социальной ответственности формируются за счёт общественных ожиданий. В последнее время общественные ожидания, адресованные бизнесу, значительно изменились, в настоящее время обществу стало не безразлично, как компания ведет свою деятельность, чем она при этом руководствуется и как она распоряжается своими доходами. Таким образом, встала необходимость разработки принципов деятельности компаний в рамках корпоративной социальной ответственности.
Для того чтобы компания осуществляла свою деятельность таким образом, чтобы соответствовать ожиданиям общества, она должна выработать программу действий, связанную с соблюдением этических, правовых, благотворительных, природоохранных, коммерческих и общественных принципов. Иными словами, речь идет о том, как стать достойным корпоративным членом гражданского общества. Рассмотрим, на что стоит обратить внимание компании, при выработке принципов корпоративной социальной ответственности.
Можно выделить первую группу принципов — открытость. Принципы открытости предполагают, что компания ведет свою деятельность публично, понятно и доступно, предоставляя только достоверную информацию и предполагая обратную связь со всеми заинтересованными сторонами. Социальные программы должны носить регулярный характер, соответственно второй группой принципов выступает системность, что означает, направленность социальных программ в необходимые области последовательно и регулярно.
Особенно важно, чтобы социальные программы исполнялись в тех сферах, в которых общество испытывает потребность в настоящий момент, значит, имеет место такая группа принципов, как значимость, что определяет актуальность реализуемых программ, их эффективность и масштабность. И, наконец, принципы корпоративной социальной ответственности должны базироваться на соблюдении субординации компанией относительно религии, политики, спортивных и музыкальных течений. Базируясь на этих принципах, компании включают в свою стратегию задачу защиты прав человека, а, оценивая влияние деятельности своей компании на конфликт, разрабатывают и принимают меры, направленные на предотвращение или разрешение конфликта. Значит необходимо выделить последнюю, четвертую группу принципов — недопущение конфликтов.
Источник: www.referat911.ru
Роль государства в развитии корпоративной социальной ответственности.
Автор(ы): Зандакова Эржэна Шириповна
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский научный журнал №10 2017» (октябрь, 2017)
Количество просмотров статьи: 6750
Показать PDF версию Роль государства в развитии корпоративной социальной ответственности.
Беломестнов Виктор Георгиевич
Д.э.н., профессор,
заведующий кафедры экономики,
организации и управления производством,
Восточно-Сибирский государственный
университет технологий и управления,
Россия, г. Улан-Удэ
Зандакова Э.Ш.
Магистрант кафедры экономики,
организации и управления производством,
Восточно-Сибирский государственный
университет технологий и управления,
Россия, г. Улан-Удэ
В статье рассмотрена роль государства в развитии корпоративной социальной ответственности.
Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, государство, предпринимательство, бизнес, социальная ответственность.
Корпоративная социальная ответственность является добровольным решением фирм участвовать в улучшении жизни общества и защите окружающей среды. Движение фирм навстречу обществу, безусловно ценно тем, что является изъявлением доброй воли. Тем не менее некоторые страны превратили КСО в открытый и весьма эффективный инструмент государственной политики. И фирмы пытаются по мере сил соответствовать требованиям общественного мнения и государственных органов. Соответствующее законодательство уже существует в Великобритании, Дании, Швеции, Норвегии, Голландии, работу в этом направлении ведет и правительство Канады.
Государство получает ощутимые выгоды от реализации политики, направленной на совершенствование КСО.
В первую очередь, это соблюдение законодательных норм.
Второе, снижение расходов правительства на социальную сферу и охрану окружающей среды.
А в-третьих, снижение социальной напряженности. [1]
Проблема взаимоотношений государства и бизнеса была основательно проработана орд либеральной школой экономической теории, при этом реализовались на практике в программе формирования социального рыночного хозяйства.
В данное время используются разнообразные группы инструментов регулирования КСО:
-стимулирование и поддержка дополнительных добровольных инициатив бизнеса в области КСО;
-обучение, исследовательская и методическая поддержка,
-поддержка внедрения систем оценки и отчетности
-организация диалога и партнерства государства,
-развитие международного сотрудничества по КСО
-использование налоговых и инвестиционных инструментов. [2]
На мой взгляд необходимо развитие финансовых механизмов и стимулов, поддерживающих инновационные подходы и лучшие практики компаний,
участие правительства в инициативах по КСО авторитетных международных организаций, таких как ILO, GRJ и др. В целом государственное регулирование должно давать четкий сигнал, куда двигаться бизнесу, укреплять уверенность инвесторов, поощрять предприятия, лидирующие в области социально-ответственного поведения.
Список литературы
- Завьялова Е.Б., Зайцев Ю.К., Студеникин Н.В. Корпоративная социальная ответственность, Учебник для бакалавриата и магистратуры
- Крамарова Е. Н. Корпоративная социальная ответственность: проблема взаимодействия бизнеса и государства / Е. Н. Крамарова // Государственное и муниципальное управление: ученые записки СКАГС. — 2012.
Источник: journalpro.ru
21. Роль государства в формировании программ ксо
Внутренняя социальная ответственность правительства реализуется через разработку специального плана действий и развитие программ, направленных на соблюдение баланса труда и отдыха сотрудников, создание равных возможностей для их продвижения и карьерного роста, инвестирование с учетом этических принципов, борьбу с подтасовками и коррупцией. При поддержке правительства создаются образовательные центры, системы мониторинга и контроля.
Играя роль координатора, ряд государств назначили министров КСО, создают межотраслевые КСО программы и проводят оценку проектов новых законодательных инициатив на предмет соответствия основным принципам социальной ответственности. Внешняя социальная ответственность правительства проявляется при формировании государственного бюджета, распределении ресурсов, внедрении системы международных стандартов, информационно методической поддержке КСО.
Направления государственной политики в области КСО и примеры практических действий: 1. Информирование общественности о роли КСО в развитии общества и лучших практиках социально-ответственного бизнеса – наиболее популярное направление поддержки КСО предприятий.
Правительства создают специальные информационные центры, призывают средства массовой информации к пропаганде, обсуждению проблем, информированию читателей о лучших национальных и зарубежных практиках в области КСО. Широко используется интернет ресурс, где создаются специализированные вебсайты. 2.
Стимулирование и поддержка дополнительных добровольных инициатив бизнеса в области КСО. С целью стимулирования и пропаганды этического поведения бизнеса в области КСО многие государства выступают инициаторами и принимают активное участие в разработке и внедрении отраслевых и корпоративных кодексов поведения, где закрепляются основные принципы этического ведения бизнеса.
В ряде стран присуждаются специальные государственные награды и премии за добровольный вклад бизнеса в развитие принципов КСО, создаются специальные структурные подразделения, которые оказывают не только информационную и консультационную, но и финансовую поддержку социальным инициативам предприятий. 3.
Обучение, исследовательская и методическая поддержка. государство всячески способствует широкомасштабному росту местного потенциала в области КСО. Для этих целей практикуется проведение семинаров и тренингов по КСО для государственных служащих, представителей бизнеса, членов общественных/профессиональных союзов, ассоциаций и объединений, которые в дальнейшем выступают в роли катализаторов продвижения КСО через распространение информации среди членов и клиентов своей организации.
В учебные программы различных специальностей университетов и колледжей введен новый предмет «Корпоративная социальная ответственность». С целью выявления наиболее эффективных КСО инструментов, изучения успешных примеров внедрения КСО на практике, изучения проблем КСО и т.д. государства многих стран активно поддерживают проведение исследований в данной области. 4.
Вовлечение в вопросы КСО заинтересованных сторон (стейкхолдеров). Развитие данного направления государственной политики связано с содействием в организации диалога и партнерства государства, бизнес сообщества, профессиональных и общественных объединений и других заинтересованных сторон в реализации КСО для консолидации ресурсов и достижения более значимых результатов.
Наиболее популярными мероприятиями являются организация круглых столов, семинаров, форумов, в процессе которых стейкхолдеры обмениваются информацией и практическим опытом, обсуждают проблемы и перспективы развития, оказывают содействие правительству в разработке более четкой и эффективной государственной политики по КСО. мнение стейкхолдеров обязательно учитывается при разработке политических документов по развитию КСО. 5.
Международное сотрудничество по КСО. Развитие корпоративной социальной ответственности – идея, которая охватила большинство стран мира.
Для объединения усилий и продвижения международных принципов КСО правительства стран всячески поддерживают инициативы международных организаций, в частности Инициативу ООН «глобальный договор», подписывают конвенции, заключают договора и соглашения, участвуют в международных форумах. Международные стандарты и ценности в отношении соблюдения прав человека, защиты окружающей среды, борьбы с коррупцией, важности продвижения инициативы КСО, деятельности международных корпораций, трудовых отношений, здравоохранения и т.д., закрепленные в данных документах, рекомендуются правительством к применению и в государственных компаниях.
6. Объединение интересов и прозрачность деятельности социально-ответственных бизнесов. Правительства стран способствуют объединению интересов мирового сообщества в области КСО.
Для достижения результатов государство способствует развитию системы международных стандартов управления, показателей отчетности, аудита по КСО, стимулируют сертификацию продукции и предприятий по международным стандартам, что, в свою очередь, обеспечивает выход национальных компаний на мировые рынки, содействуют распространению системы международной социальной и экологической маркировки для обеспечения равных прав торговли в разных странах. В последние годы все большую популярность приобретает социально-ответственное инвестирование (SRI), в основе которого лежит учет при принятии инвестиционных решений социальных и экологических последствий инвестиций.
Социально ответственное инвестирование предполагает также изучение и выделение в качестве приемлемых объектов для инвестирования компаний, удовлетворяющих критериям корпоративной ответственности (открытая и прозрачная деловая практика, этические ценности, уважение к своим сотрудникам, акционерам и потребителям, забота об окружающей среде). Акции и ценные бумаги социально ответственных бизнесов являются привлекательным объектом для инвестирования большинства инвесторов, в том числе пенсионных фондов.
7. Внедрение систем оценки и отчетности по КСО. Для получения достоверной информации о социальной ответственности бизнеса государства активно участвуют во внедрении системы оценки и отчетности по КСО.
При поддержке государства разрабатываются методические руководства по отчетности, создаются специальные структурные подразделения по оказанию помощи в подготовке нефинансовых отчетов. В некоторых странах включение информации о соблюдении КСО в регулярные аудиторские отчеты является обязательным.
Особенно широко последнее практикуется в тех промышленных отраслях, деятельность которых может причинить вред экологической ситуации, например, в химической или металлургической отраслях. наряду с использованием международных систем сертификации многие государств разрабатывают и продвигают и национальные системы социальных и эколейблов. 8.
Использование налоговых и инвестиционных инструментов. Создание благоприятных условий, в которых социально ответственное поведение компаний вознаграждается через предоставление налоговых льгот, преференций, субсидий – наиболее действенный способ мотивации социально ответственного поведения бизнеса. Социальные расходы бизнесов, благотворительные пожертвования, целевые отчисления в некоммерческие организации, фонды в большинстве европейских стран не облагаются налогом на прибыль. государство участвует в софинансировании социально значимых проектов. Важнейшей неналоговой преференцией для социально ответственного бизнеса является учет КСО при отборе предприятий на выполнение государственных заказов.
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net