По жалобе на качество отбивной в Ресторан пришел Роспотребнадзор и Россельхознадзор. Первые проверяют готовую продукцию. Вторые — только сырую. Директор пустила на кухню всех. Волновалась, не понимала у кого какие полномочия.
Специалист из Россельхознадзора в горячий цех заходить не должна. Но на той проверке она активно подсказывала коллеге из Роспотребнадзора. По итогам их общих усилий кафе оштрафовали на 140 тысяч рублей. Чтобы в момент проверки было проще сориентироваться, мы описали в одном документе все полномочия контролеров.
Что вы узнаете
- Когда придут с проверкой
- Как понять кто и что проверяет
- Полномочия проверяющих
Когда придут с проверкой
Все проверки делятся на плановые и внеплановые.
- О плановых проверках на 2021 год самостоятельно узнаем в декабре 2020. На сайте Генеральной прокуратуры в Сервисе поиска или во ФГИС «Единый реестр проверок» Проверяющие уведомят о проверке официально за 3 рабочих дня до ее начала.
- О внеплановых проверках сообщают за 24 часа. Направят уведомление на электронную почту, указанную в ЕГРЮЛ. Но могут прийти без предупреждения, если на Ресторан поступит жалоба о несвежем блюде, отсутствии инструктажей по охране труда, торговле алкоголем без лицензии и иные жалобы о возможном причинении вреда здоровью.
Плановые и внеплановые проверки бывают документарными или выездными.
Кто имеет право проверять бизнес?
- При документарной проверке запрашивают только бумаги.
- При выездной проверяющие присутствуют в ресторане, осматривают кухню и холодильники, делают фото уголка потребителя, берут на анализ пробы готового супа, смывы с рук повара и стоки из канализации.
Проверяют ли в 2020
Общепит будут проверять по жалобам.
Правительство РФ приостановило проверки бизнеса до января 2021 года в связи с коронавирусом. Но есть исключение.
Закон разрешает проверки по жалобам о причинении или угрозе причинения вреда жизни, здоровью граждан. Проверяющие свяжут со здоровьем жалобу на несвежий суп, на отсутствие в меню калорийности блюда, на официанта без маски, на расстояния между столиками.
Ресторанам не избежать внеплановых проверок в 2020 году.
Как понять кто и что проверяет
У контролирующих органов есть полномочия. Они указаны в законах и положениях об этих органах. И есть права по конкретной проверке. Они описаны в документах о начале проверки.
Госинспекция труда контролирует соблюдение трудовых прав. По жалобе официанта Иванова инспектор посмотрит расчеты его отпускных. А расчеты по Петрову проверять не вправе.
На что обращать внимание. Совет юриста.
- Кто вас проверяет.
Наименование органа и фамилии проверяющих написаны в приказе или распоряжении о начале проверки. Приказ вам выдадут проверяющие. Неуказанных в приказе лиц, вы вправе не пускать. У пришедших должны быть удостоверения. - Что проверяют.
Читайте в приказе пункт «предмет проверки». - Что имеют право осматривать, куда заходить.
Ищите в приказе «список мероприятий по контролю», обычно это пункт 11.
В каких случаях сотрудник полиции имеет право проверять документы — Консультация уголовного адвоката
Не пускайте на кухню инспектора труда, проверяющего законность увольнения официанта. Но предоставьте доступ, если он проверяет охрану труда. Не показывайте холодильник с готовыми салатами инспектору из Россельхознадзора. Но откройте по требованию Роспотребнадзора.
Напоминайте проверяющим об их полномочиях, чтобы они не искали «лишние нарушения».
Если проверяют «качество мясной продукции», то не подпускайте проверяющего к молоку и другим продуктам. Штраф «за молоко» вы потом оспорите. Но снизить другие штрафы станет труднее. Судья запомнит, что у вас «несколько нарушений».
Полномочия проверяющих
Роспотребнадзор
Что и как проверяют:
- Хранение и приготовление полуфабрикатов, готовых блюд.
Проверят их сроки годности, условия хранения, ведение журнала бракеража. Возьмут на анализ пробы готовой продукции, замерят температуру блюд на раздаче, в холодильниках для полуфабрикатов и готовых блюд. - Санитарное состояние.
Осмотрят чистоту и дезинфекцию посуды, холодильников, пола, стен. Запросят декларации на моющие средства и медицинские книжки работников. Возьмут смывы с рук повара. Проверят, носят ли работники кухни шапочки, маркировку на ножах и висит ли на стене инструкция по обработке яиц. Запросят журнал учета работы бактерицидной лампы, договоры на вывоз и утилизацию отходов. - Соблюдение прав потребителей.
Посмотрят указаны ли в меню вес и калории блюд. Выдаются ли чеки. Сфотографируют оформление уголка потребителя. Посмотрят есть ли в нем информационный листок о заведении и перечень нормативных актов.
Полный перечень полномочий в Положении о службе. Порядок проведения проверок в Регламенте РПН
Ниже мы собрали типовые нарушения и штрафы для организаций. Для ИП и работников суммы будут меньше.
- В одну дверь заносят сырое мясо и выносят жареные отбивные посетителям. Происходит
Нарушение п. 5.1. СП 2.3.6.1079-01
пересечение потоков
Нарушение п. 6.5. СП 2.3.6.1079-01
Нет маркировки
Нарушение п. 8.16.
СП 2.3.6.1079-01
Нет записей
Нарушение п. 10 ст.17 ТР ТС 021/2011
Нарушение п. 13.4 СП 2.3.6.1079-01
работают без
Нарушение п. 13.4 СП 2.3.6.1079-01
нет крючка для одежды
Нарушение п. 5.1.
СП 2.3.6.1079-01
Нарушение п.5.13 СП 2.3.6.1079-01
Не маркируют
Нарушение п.6.19 СП 2.3.6.1079-01
Моют посуду
Нарушение п 6.18 СП 2.3.6. 1079-01
хранят на подносах
Нарушение п. 3.8. СП 2.3.6.1079-01
без воздушного разрыва.
- Не отправили в Роспотребнадзор уведомление о начале деятельности. Как уведомить и когда не штрафуют.
- Нет договора на вывоз и утилизацию пищевых отходов, ТБО, отходов фритюра, жироуловителя. Как заключить, чтобы не оштрафовали?
Полный перечень нарушений, которые ищет Роспотребнадзор, смотрите в вопроснике инспектора для плановых проверок.
Россельхознадзор
Что и как проверяют:
- Хранение сырой необработанной продукции.
Проверят сроки хранения сырого мяса, рыбы, яиц, субпродуктов, меда, молока, неочищенных овощей и фруктов, круп. Возьмут на анализ пробы сырой рыбы. Замеряют температуру в холодильниках для сырого мяса, температуру парного мяса, высоту поддонов под сырым мясом в холодильниках. - Санитарное состояние.
Оценят чистоту и дезинфекцию склада овощей, холодильников для хранения сырого мяса и иных помещений с сырой продукцией. Их можно не допускать к плитам, в горячий цех, в зал обслуживания. - Оформление ВСД во ФГИС Меркурий
Запросят ВСД на сырое мясо, молоко в холодильниках. Сверят ВСД с товарными ярлыками на мясе. Войдут в Меркурий под своим паролем и сверят действительность предоставленных рестораном ВСД.
Полномочия Россельхознадзор установлены в Положении. Проверки он проводит по регламенту. Разницу полномочий Роспотребнадзора и Россельхознадзора определило Правительство.
В таблице собрали типовые нарушения и штрафы для организаций. Для ИП и работников суммы будут меньше.
П.7,12 ст.17 ТР ТС 021/2011
просроченная
Нарушен п.93 ТР ТС 034/2013
без поддонов
Нарушение п.2 ст.10 ТР ТС 021/2011
принципы ХАССП.
- Нет ветеринарно-сопроводительных документов (ВСД) на сырое мясо, молоко.
- Не совпадают даты изготовления на Ярлыке товара и выработки товара по ВСД.
- По накладной или на складе товара больше, чем указано в ВСД.
- Пироги с мясом и рыбный суп перевозят из одного здания Ресторана в другое без ВСД. Нарушение. Нужно оформлять ВСД на перемещение между своими зданиями собственной готовой мясо, рыбосодержащей продукции.
Все нарушения, которые ищет Россельхознадзор, смотрите в вопроснике инспектора для плановых проверок.
Госпожнадзор
Что и как проверяют:
- Обучение мерам пожарной безопасности (ПБ).
Запросят журналы инструктажей работников, приказы о назначении ответственных за обеспечение ПБ, документы об обучении директора ресторана ПБ в учебном центре. - Пожарная безопасность помещения.
Сфотографируют знаки о запрете курения при входе в зал. Оценят все ли эвакуационные выходы отмечены на плане эвакуации. Нет ли в коридорах стеллажей, мешающих эвакуации. Посчитают огнетушители и сроки их перезарядки. Запросят Акты о проведении огнезащитной обработки и Акты очистки вентиляции.
Собственника помещения имеют право проверить по всем требованиям. От расположения эвакуационных выходов до огнестойкости материалов отделки помещений.
Арендатора проверят с учетом условий договора аренды. Он всегда будет ответственным за обучение работников мерам ПБ.
Полномочия Госпожнадзор установлены в Положении. Проверяет он по регламенту МЧС.
ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРКИ КОНТРОЛИРУЮЩИМ ОРГАНОМ (Прокурор разъясняет)
Проверки субъектов предпринимательской деятельности проводятся органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля
в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020
№ 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»
Виды контрольных (надзорных) мероприятий
Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий (далее-КНМ): 1) контрольная закупка; 2) мониторинговая закупка;3) выборочный контроль; 4) инспекционный визит; 5) рейдовый осмотр; 6) документарная проверка; 7) выездная проверка.
Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие КНМ (далее – КНМ без взаимодействия): 1) наблюдение за соблюдением обязательных требований; 2) выездное обследование.
Основанием для проведения КНМ может быть:
1) наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
2) наступление сроков проведения КНМ, включенных в план проведения;
3) поручение Президента, Правительства РФ о проведении КНМ в отношении конкретных контролируемых лиц;
4) требование прокурора о проведении КНМ в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
5) истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований — в случаях, установленных частью 1 статьи 95 248-ФЗ;
6) наступление события, указанного в программе проверок, если законом о виде контроля установлено, что КНМ проводятся на основании программы проверок.
КНМ без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольных (надзорных) органов на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа.
Требования к проведению проверок
Контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением тех, что проводятся без взаимодействия, могут проводиться на плановой и внеплановой основе только путем совершения инспектором и лицами, привлекаемыми, следующих действий: 1) осмотр; 2) досмотр; 3) опрос; 4) получение письменных объяснений; 5) истребование документов; 6) отбор проб (образцов); 7) инструментальное обследование; 8) испытание; 9) экспертиза; 10) эксперимент.
Положением о виде контроля устанавливаются контрольные (надзорные) действия, совершаемые в рамках конкретного вида КНМ.
КНМ подлежат проведению с учетом внутренних правил и (или) установлений контролируемых лиц, режима работы объекта контроля, если они не создают непреодолимого препятствия по проведению КНМ.
Срок непосредственного личного взаимодействия инспектора и контролируемого лица в рамках проведения внеплановых контрольной закупки, мониторинговой закупки, выборочного контроля не может превышать один рабочий день.
Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
При проведении КНМ, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом инспектором предъявляются служебное удостоверение, заверенная печатью бумажная копия либо решение о проведении КНМ в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, а также сообщается учетный номер КНМ в едином реестре.
По требованию контролируемого лица инспектор обязан предоставить информацию об экспертах, экспертных организациях и иных лицах, привлекаемых для проведения КНМ, в целях подтверждения полномочий.
В случае, если проведение КНМ оказалось невозможным в связи с отсутствием контролируемого лица по месту нахождения (осуществления деятельности), либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности лицом, либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения или завершения контрольного (надзорного) мероприятия, инспектор составляет акт о невозможности проведения мероприятия с указанием причин и информирует контролируемое лицо о невозможности проведения мероприятия.
В указанном случае уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа вправе принять решение о проведении в отношении контролируемого лица такого же контрольного (надзорного) мероприятия без предварительного уведомления контролируемого лица и без согласования с органами прокуратуры.
Уклонение контролируемого лица от проведения КНМ или воспрепятствование его проведению влечет ответственность, установленную федеральным законом.
Срок проведения КНМ, может быть приостановлен уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа на основании мотивированного представления инспектора в случае, если срок осуществления экспертиз или испытаний превышает срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия, на срок осуществления экспертиз или испытаний.
Контролируемое лицо при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля имеет право:
1) присутствовать при проведении профилактического мероприятия, КНМ, давать пояснения по вопросам их проведения, за исключением мероприятий, при проведении которых не осуществляется взаимодействие контрольных (надзорных) органов с контролируемыми лицами;
2) получать от контрольного (надзорного) органа, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету профилактического мероприятия, КНМ и предоставление которой предусмотрено законами;
3) получать информацию о сведениях, которые стали основанием для проведения внепланового КНМ, в том числе в случае проведения указанного мероприятия по требованию прокурора о проведении КНМ в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в связи с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями, за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну;
4) знакомиться с результатами КНМ, сообщать органу о своем согласии или несогласии с ними;
5) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа, решения контрольного (надзорного) органа, повлекшие за собой нарушение прав контролируемых лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в досудебном и (или) судебном порядке в соответствии с законом;
6) привлекать Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, его общественных представителей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ к участию в проведении КНМ (за исключением тех, что не требуют взаимодействия).
Инспектор не вправе:
1) оценивать соблюдение обязательных требований, если она не относится к полномочиям органа;
2) проводить КНМ, совершать контрольные (надзорные) действия, не предусмотренные решением гос.органа;
3) проводить КНМ, совершать контрольные (надзорные) действия в случае отсутствия при проведении указанных мероприятий (действий) контролируемого лица, за исключением тех, что не требуют взаимодействия;
4) отбирать пробы (образцы) продукции (товаров), материалов, веществ для проведения их исследований (испытаний) и измерений с нарушением установленных требований к их отбору, в том числе требований к количестве, правил отбора, методов исследования и измерений;
5) требовать представления документов, информации, проб (образцов) продукции (товаров), материалов, веществ, если они не относятся к предмету КНМ, а также изымать оригиналы таких документов;
6) требовать от контролируемого лица представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, ранее представленные или имеющиеся в распоряжении иных государственных органов;
7) распространять информацию и сведения, составляющие государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну;
8) требовать от контролируемого лица представления документов, информации ранее даты начала проведения КНМ;
9) осуществлять выдачу контролируемым лицам предписаний или предложений о проведении за их счет КНМ и совершении контрольных (надзорных) действий;
10) превышать установленные сроки проведения мероприятий;
11) препятствовать осуществлению контролируемым лицом, присутствующим при проведении профилактического мероприятия, КНМ, фотосъемки, аудио- и видеозаписи, если совершение указанных действий не запрещено законами и если эти действия не создают препятствий для проведения указанных мероприятий.
Оформление результатов КНМ
По окончании проведения КНМ, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт.
В случае, если по результатам мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте указывается какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом установлено. В случае устранения нарушения до окончания проведения КНМ в акте указывается факт его устранения.
Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту. Заполненные при проведении контрольного (надзорного) мероприятия проверочные листы должны быть приобщены к акту.
Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия.
Ознакомление с результатами
Контролируемое лицо подписывает акт. При отказе или невозможности подписания акта в нем делается соответствующая отметка.
Решения, принимаемые по результатам КНМ
В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при КНМ сведения об этом вносятся в единый реестр. Инспектор вправе выдать рекомендации по соблюдению обязательных требований, провести иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
В случае выявления нарушений контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан:
1) выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля;
2) незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном отзыве продукции (товаров), представляющей опасность для жизни, здоровья людей и для окружающей среды, о запрете эксплуатации (использования) зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и иных объектов и о доведении до сведения граждан, организаций любым способом информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах ее предотвращения в случае, если при проведении КНМ установлено, что деятельность представляет непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинен;
3) при выявлении в ходе КНМ признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в гос.орган или принять меры к привлечению виновных к ответственности;
4) принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений, вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством;
5) рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Возражения в отношении акта контрольного (надзорного) мероприятия
В случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте Вы вправе направить жалобу.
Постановление Правительства РФ от 28.04.2021
№ 663 утвержден перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется с 1 июля 2021 года. В перечне содержатся 62 вида наиболее распространенных видов государственного контроля (надзора).
Подать жалобу на решения контрольно-надзорных органов и их должностных лиц в досудебном порядке можно с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг через специальный цифровой сервис «Жалоба на решение контрольного органа».
При подаче жалобы ИП она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
К жалобе может быть приложена позиция уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, относящаяся к предмету жалобы. Ответ на позицию Уполномоченного направляется уполномоченным органом лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня с момента принятия решения по жалобе.
- Новости
- Анонсы событий
- Мероприятия и проекты
- Информационные сообщения
Источник: paladmin.ru
К Вам пришла проверка. Советы юриста
«Проверкой» в деловом обиходе называется мероприятие, проводимое сотрудниками налоговых органов, полиции, трудовой инспекции, органами МЧС и прокуратуры.
В зависимости от статуса и целей проверяющих им следует представлять различную информацию и документы – различные органы обладают различными полномочиями. Приведём здесь основные и общедоступные правила поведения при любых проверках.
- Не конфликтуйте с проверяющими без причины
- Не пытайтесь с порога «договориться» с проверяющими — это противозаконно
1. Проверка документов и личностей проверяющих
Если в Вашем офисе появились лица, утверждающие, что они сотрудники некой государственной структуры и намерены провести проверку, то они должны предоставить Вам удостоверения личности и документы, являющиеся основанием для проведения именно этой проверки.
Потребуйте имя и должность непосредственного руководителя проверяющих, а также его контактный телефон. Если вам не предоставляют такую информацию, вызывайте наряд полиции по телефону 02 и жалуйтесь на самозванцев. В документах нужно обратить внимание на такие реквизиты, как наименование Вашей организации, ОГРН, ИНН. Сопоставьте указанные данные с реальными.
Если есть расхождения (даже незначительная ошибка в названии компании), Вы можете не пускать проверяющих на предприятие. Время, за которое документ будут исправлять, нужно использовать для подготовки к визиту.
2. Ваши сотрудники.
Важно, чтобы Ваши сотрудники были заранее проинструктированы, что следует и чего не следует говорить проверяющим. В малом бизнесе почти в 100% случаев такие инструктажи не проводятся либо проводятся формально. Хорошо, если есть возможность на время проверки удалить из офиса максимальное количество сотрудников. Единственное препятствие для того, чтобы покинуть офис – прямой запрет проверяющего.
3. Проверяющие. Полномочия.
Если есть возможность, выделите для проверки отдельное помещение, постарайтесь не дать проверяющим хаотично передвигаться по офису. Выделите им для сопровождения одного из своих работников, чтобы наблюдать за всеми их действиями. Можно фиксировать все на камеру, хотя бы и мобильного телефона – Вы имеете на это право. В дальнейшем Ваша запись может пригодиться для защиты своих прав: проверяющие могут производить только те действия, на которые у них есть полномочия, указанные в постановлении или распоряжении, и выход за эти пределы – повод обратиться с жалобой. Вот тут и могут понадобиться видеоматериалы и свидетели.
Налоговая служба может проверить только те вопросы и за тот период, которые указаны в решении о проведении проверки. Налоговая может вынести новое решение о проведении проверки в расширенном масштабе, но это будет уже другая проверка.
При обыске полицейский имеет право вскрывать любые помещения (а также сейфы, закрытые на ключ шкафы, ящики стола, личные вещи сотрудников), если владелец отказывается открыть их добровольно.
При обследовании помещений полиция имеет право осматривать только те вещи, которые лежат на столах, тумбочках, полках шкафов. Открывать кабинеты, сейфы или ящики стола они не имеют права . Также недопустим досмотр личных сумок, портфелей и других вещей. Однако часто в компаниях об этом не знают и не препятствуют подобным действиям. Если Вас просят открыть сейф — не соглашайтесь, пусть даже полиция угрожает его изъятием. Если сейфы будут изыматься, то Вы зафиксируете эти действия и затем обжалуете их как незаконные.
4. Хранение документов и информации
Храните архив вне офиса. Если отчетный и налоговый периоды закончились, зачем Вам хранить первичные и другие документы бухгалтерского и налогового учета в офисе? Они не только занимают место, но и привлекают внимание проверяющих.Проверяющим Вы можете сообщить, что требуемые бумаги находятся в архиве и через несколько дней Вы готовы предоставить их для проверки. Информацию о сделках и базы данных не обязательно хранить в памяти компьютеров. Для этого есть удаленные серверы.
При передаче (изъятии) вещей, оригиналов или копий документов необходимо составить их максимально подробную опись. К сожалению, иногда встречаются описи, где в перечне изъятого – «коробки с документами (5 штук)». Очевидно, что в этой ситуации есть риск как потери значимых документов, так и появления новых, о существовании которых Вы и не подозревали. Проверьте, чтобы бумаги были упакованы в коробки, обернуты скотчем и опечатаны с подписями присутствующих. Если изымается компьютер, системный блок должен быть опломбирован.
5. Присутствие юриста при проверке.
При проведении проверки имеет смысл пригласить квалифицированного юриста, который будет фиксировать как можно больше замечаний по поводу действий проверяющих. В дальнейшем будет повод для обжалования их действий и оспаривания их решений по формальным признакам. Внимательно читайте подписываемые документы (с юристом). Если Вы считаете, что в документе что-то отражено неверно или не отражено совсем, следует вписать все свои замечания.
6. Как отвечать на вопросы проверяющих.
Самое главное – помнить, что гражданин в соответствии со статьей 51 Конституции РФ имеет право не свидетельствовать против себя самого, супруга (супруги) и близких родственников и отказаться по этой причине от дачи объяснений. Если Вы отказались от объяснений Вас не могут привлечь к административной или уголовной ответственности.
Неоднозначную формулировку, которая Вам кажется безобидной, проверяющие будут трактовать так, как это выгодно им. Поэтому любые объяснения давайте вдумчиво и взвешенно. Часто работников опрашивают по-отдельности в разных кабинетах. При этом не стоит поддаваться на такую уловку: в ходе опроса, например, финансового директора проверяющий заявляет, что «генеральный все сказал» и скрывать сведения нет никакого смысла. И наоборот.
7. По результатам проверки.
По результатам проверки обязательно составляется документ (протокол, акт, заключение). Потребуйте, чтобы он был подписан всеми присутствующими и Вам был предоставлен второй экземпляр (оригинал) с Вашими замечаниями. В дальнейшем он станет основанием для обжалования решений проверяющих органов, с которыми Вы не согласны.
Судебная практика показывает, что часто проверяющие органы трактуют закон в свою пользу.
Поэтому готовиться к проверке лучше заранее, не дожидаясь, пока «грянет гром». Инициировать судебное дело можно, но следует помнить, что создание положительных прецедентов, особенно на уровне высших судебных органов, – весьма сложное дело. Компании, строящие серьезный бизнес, должны понимать необходимость привлечения к участию в такой работе квалифицированных юристов.
Источник: www.etalon-cons.ru