До конца 2020 г. продлен мораторий на плановые проверки малого бизнеса – его контролируют не чаще одного раза в три года. Но применяется так называемый риск-ориентированный подход: проводятся плановые инспекции тех компаний и ИП, у которых определена высокая степень риска совершения ими противоправных действий.
Риск-ориентированный подход распространяется, например, на проверки МЧС, ФАС, Росприроднадзора и Роспотребнадзора.
В отношении каких видов деятельности сохраняется плановое осуществление государственного контроля?
Хотя проверки малого бизнеса со стороны государства сведены к минимуму, все же есть некоторые исключения. Это:
- лицензируемые и те виды деятельности, которые отнесены к определенной категории риска или опасности
- работа компаний и ИП в сферах здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, электросбережения и в социальной сфере
- те представители малого бизнеса, которые несут административное наказание за грубое нарушение (в том числе в виде дисквалификации или приостановления деятельности/лицензии)
Кроме того, проводится надзор за радиационной безопасностью, использованием атомной энергии и защитой гостайны. Также есть внешний контроль качества работы аудиторских организаций и пробирный надзор.
Российский наркобизнес: кто за ним стоит, кто покрывает и как наркотики попадают в Россию?
Проверка бизнеса: кто контролирует работу компаний и ИП в сфере консалтинга и услуг?
- Федеральная служба по труду и занятости РФ (Роструд) следит за соблюдением трудового законодательства
- Федеральная налоговая служба следит за соблюдением налогового законодательства
- Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий, и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) проверяет соблюдение требований законодательства о персональных данных
- Учреждения службы занятости контролирует соблюдение прав инвалидов при трудоустройстве
- Пенсионный фонд и Фонд социального страхования РФ контролируют соблюдение законодательства в сфере социального страхования
- Министерство внутренних дел следит за соблюдением миграционного законодательства в трудовых отношениях
- Прокуратура контролирует, соответствует ли ваша работа трудовому и другому законодательству РФ
Обратите внимание список не исчерпывающий, с проверкой могут прийти и другие контролирующие органы
Узнайте подробнее о том, как подготовиться к проверке бизнеса, по этой ссылке.
Какие проверки малого бизнеса бывают?
Контроль бывает федеральный, муниципальный и региональный. Помимо плановых инспекций есть и внеплановые, которые проводятся, например, если возникает угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, нарушаются права потребителей и т.д.
Проверки делятся на подвиды:
- документарные, когда проверяются сведения, содержащихся в документах (плановые и внеплановые)
- выездные (плановые и внеплановые)
- постоянный госконтроль
- контрольные закупки (внеплановые)
О чем еще важно знать
Как проходит плановая проверка малого бизнеса?
По общему правилу она определяет, соответствует ли бизнес установленным требованиям. Кроме того, компании или ИП будут проверены при начале определенных видов деятельности (например, продаже алкоголя). Плановые инспекции обычно проводятся не чаще одного раза в три года.
ГЛAВНАЯ ТAЙНА СПЕЦCЛУЖБ И ПРАВИTЕЛЬСТВ … Пoчему глoбальнaя нapкоторговля работает как часы
- Перечень компаний и ИП определяется ежегодно с указанием целей, оснований и дат проверок. В этот список могут попасть те, у кого прошло три года с момента регистрации бизнеса или проведения предыдущей проверки. Одновременно определяются надзорные органы, которые будут проводить проверку
- План-график утверждают в прокуратуре и размещают на сайте Генпрокуратуры РФ. Если вы попали в этот список, то вас уведомят об этом не позднее чем за три рабочих дня до начала проверки (чаще всего – заказным письмом и/или по электронной почте)
- Плановая проверка бывает документарной и/или выездной
- Если выявлены нарушения, вам сообщат об этом в течение пяти рабочих дней со дня окончания проверки
Обратите вниманиемогут быть использованы проверочные листы, содержащие списков контрольных вопросов. Ответы на эти вопросы будут подтверждать соблюдение обязательных требований
Каковы сроки проведения проверок?
Срок проведения документарной и/или выездной инспекции – не более 20 рабочих дней.
В отношении одной компании или ИП общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать:
- 50 ч для малого предприятия (годовой доход – 800 млн руб., штат – от 16 до 100 человек)
- 15 ч для микропредприятия (годовой доход – до 120 млн руб. включительно, штат – не более 15 человек)
Источник: mb21.ru
Всё о Федеральной антимонопольной службе
История антимонопольного регулирования в современной России ведёт свой отсчёт с 14 июля 1990 года. Именно тогда был утвержден первый антимонопольный орган — Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Ныне действующая Федеральная антимонопольная служба (ФАС) создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 30 июня 2004 г.
Федеральная антимонопольная служба — это уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы. Руководство деятельностью ФАС осуществляет Правительство Российской Федерации. В настоящее время антимонопольный контроль в регионах Российской Федерации осуществляют 84 территориальных подразделения ФАС.
Законодательные акты
В Российской Федерации основы защиты конкуренции регламентируются:
- антимонопольным законодательством;
- законодательством о государственных закупках;
- законодательством о государственном оборонном заказе;
- законодательством о рекламе;
- законодательством о торговле;
- тарифным законодательством;
- законодательством об иностранных инвестициях в стратегических отраслях и т.д.
Если говорить о конкретных нормативных правовых актах, то данные вопросы регулируются:
- ФЗ «О защите конкуренции»;
- ФЗ «О контрактных системах в области закупок работ, товаров и услуг для обеспечения муниципальных и общегосударственных нужд»;
- ФЗ «О государственном оборонном заказе»;
- ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»;
- ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»;
- ФЗ «О рекламе»;
- ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ»;
- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
- ФЗ «О естественных монополиях».
Антимонопольные требования внесены в отраслевое законодательство (Водный, Лесной, Земельный, Градостроительный кодексы, законодательство о недрах, об электроэнергетике и др).
Структура ФАС
Функции ФАС России
Чем занимается Федеральная антимонопольная служба? Действия каких органов контролирует ФАС? Данный орган исполнительной власти выполняет следующие основные функции:
- обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов;
- выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;
- предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
- осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией (сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции), в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, а также при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Реализация возложенных на ФАС функций осуществляется путем:
- проведения проверок;
- рассмотрения дел;
- выдачи предписаний;
- наложения административных взысканий;
- взаимодействия с правоохранительными органами.
Защита конкуренции
Под антимонопольным регулированием понимается комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых ФАС России и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма.
Важнейшей задачей ФАС является защита конкуренции – обеспечение правовыми средствами соперничества хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Основными направлениями работы в области защиты конкуренции выступают предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Монополистическая деятельность − это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением путем заключения соглашений или осуществления согласованных действий, запрещенных антимонопольным законодательством, а также иных действий, признаваемых законом монополистической деятельностью.
Действующим законодательством под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и которые противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам − конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Так, например, достаточно распространенным нарушением в этой сфере являются случаи незаконного использования результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации без разрешения правообладателя.
Вопросы антимонопольного регулирования детально регламентируются Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции». В целях реализации поставленных перед ним задач антимонопольный орган вправе:
- возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства;
- выдавать обязательные для исполнения предписания;
- выдавать предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
- направлять предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства;
- рассматривать жалобы на нарушение процедуры обязательных торгов, продажи государственного или муниципального имущества;
- привлекать к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства;
- обращаться в суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства;
- проводить проверки соблюдения антимонопольного законодательства, получать необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме;
- осуществлять иные полномочия, установленные законом.
Картели и картельные сговоры
Картелями признаются горизонтальные соглашения между конкурентами об установлении и поддержании согласованных ими цен, а также ведущих к разделу товарных рынков, сокращению или прекращению производства определенных товаров (ч.1 ст.11 135-ФЗ). Картельные сговоры могут проявляться по-разному, но чаще всего хозяйствующие субъекты договариваются об установлении на определенном уровне цен на товары , разделении между собой аукционов и т.д.
Картельные сговоры приводят к сокращению объемов производства, созданию искусственного дефицита и росту цен на определенный товар. Участие в таком сговоре – административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 и 2 ст.14.32 КоАП РФ.
Юридическое сопровождение проверок ФАС
Воспользуйтесь бесплатной помощью опытного юриста по ссылке ниже. Консультация возможна онлайн или в нашем московском офисе.
Источник: mojnourista.ru
Контрольно-надзорные органы РФ: список, права, полномочия и особенности
Государство есть не что иное, как целостная система, функционирующая на основе человеческой деятельности. Другими словами, каждую в отдельности державу необходимо рассматривать комплексно, чтобы понять её функционал и, что самое важное, цель существования. При этом все без исключения люди являются маленькими элементами этой громоздкой структуры.
Их деятельность регулируется правом, что в современном мире есть нормой. Однако наличие одних лишь официальных правил поведения не всегда удачно сказывается на человеческой работе. Суть в том, что право было изобретено для координации общества с целью выполнения им определенных функций.
Сегодня эта догма известна практически всем и каждому, однако данный факт не мешает некоторым индивидам нарушать установленный порядок вещей. Поэтому государство, если рассматривать его как целостный механизм, осуществляет контроль в тех или иных отраслях современной жизнедеятельности общества. Хорошо это или плохо — ответить довольно сложно. Но в любом случае отношение к такому положению вещей не исключит существования специальных контрольных органов. В Российской Федерации подобные ведомства сегодня эффективно функционируют и выполняют все ставящиеся перед ними задачи. Но тут возникает вопрос: «Какие вообще государственные контролирующие и надзорные органы в нашей стране существуют?»
Что такое надзор?
Система органов государственной власти разделена на три ветви. Элементами подобной структуры есть ведомства законодательного, судебного и исполнительного типа управления. Органы последнего вида являются реализаторами государственной политики и, что самое важное, функций державы. Иными словами, через исполнительную власть Россия выдвигает и обеспечивает свои интересы.
Наряду с этим, данные органы осуществляют надзор во вверенных секторах. Надзор в данном случае представляет собой вид официальной деятельности, которая направлена на обеспечение режима законности в определенных сферах. Довольно часто представленный вид работы отождествляют с контролем, хотя эти понятия характеризуют абсолютно разные типы деятельности. И все же контролирующие органы РФ, список которых будет представлен далее, часто путают с надзорными, что является теоретической проблемой.
Понятие контроля
Наличие контрольно-надзорных органов в современной России не дает возможности полностью уравнять термины «надзор» и «контроль». В обоих случаях осуществляется разная по своей сути деятельность, направленная на достижение определенных целей. Контроль, в свою очередь, есть частью системы управления в целом.
Его осуществляют путем наблюдения для оптимизации деятельности конкретного объекта. В противовес надзору, контроль не есть формой обеспечения законности. Он существует для повышения эффективности определенных структур.
Как оба типа деятельности соотносятся между собой?
Контрольно-надзорные органы РФ, список которых будет представлен далее, в процессе своей деятельности реализуют разные задачи. С одной стороны, их работа направлена на обеспечение законности деятельности определенных субъектов, с другой – они контролируют данных субъектов для повышения эффективности их существования и выполнения ими определённых функций.
Но тут необходимо провести важную черту. Надзор является деятельностью по отношению к иным, не входящим в структуру определенного органа субъектам. В свою очередь, контролироваться могут лишь внутренние подразделения определенных ведомств. Этот факт есть ключевым моментом, которые характеризует взаимосвязь двух представленных типов деятельности.
Контрольно-надзорные органы государственной власти
На сегодняшний день в России существует целая система органов представленного в статье типа. Их деятельность осуществляется в строгих законодательных рамках, которые устанавливаются Конституцией и другими нормативными актами нашего государства. Ключевыми принципами, на которых основана деятельность контрольно-надзорных органов, являются:
- законность;
- гласность и профессионализм;
- справедливость;
- самостоятельность и независимость.
Довольно значимым есть также принцип социальной ориентированности. Его наличие говорит о том, что надзорные органы РФ, список которых представлен в статье, осуществляют свою деятельность для общества и с учетом его непосредственных интересов. Эффективность выполнения задач представленными ведомствами обусловлена наличием специального законодательства. То есть работа надзорных органов осуществляется как на основе общеправовых, так и специальных юридических норм. Это также говорит о наличии уникальных полномочий у представленных в статье ведомств.
Надзорные органы РФ: права, полномочия
Деятельность упомянутых в статье ведомств строится на «трех китах», а именно: своевременности реагирования, приоритета корректирующего вмешательства и беспрепятственности выполнения задач. Эти моменты вполне можно охарактеризовать как специальные принципы деятельности контрольно-надзорных органов. Но реализация данных положений возможна лишь в особых условиях, которые обеспечивают специальные полномочия. Правовой статус контрольно-надзорных органов закреплен в актах отраслевого законодательства, то есть положениях и законах, непосредственно регулирующих деятельность той или иной структуры. К числу общих полномочий можно причислить:
- разработку и реализацию политики в определенной сфере;
- осуществление контроля и надзора в пределах компетенции;
- принятие соответствующих административных мер влияния по отношению к субъектам, нарушающим установленный законодательством режим;
- предоставление отчетности о проведённой работе вышестоящим органам.
Безусловно, представленные полномочия не являются исчерпывающими. Они лишь показывают широту деятельности контрольно-надзорных органов России. Иные особенности правового статуса каждого в отдельности ведомства закрепляются в отраслевом законодательстве.
Перечень контрольно-надзорных органов
Жизнедеятельность государства зависит от эффективности работы в той или иной отрасли. Поэтому список контролирующих органов довольно велик, потому что страна осуществляет координацию большинства известных на сегодняшний день сфер работы. Главными отраслями, в которых реализуется государственный контроль, являются:
- здравоохранение, культура, образование;
- государственное управление;
- социальная защита, промышленность, экономика и торговля;
- связь, информация.
При этом большинство органов на сегодняшний день расширяют свою компетенцию и структуру, что обусловлено появлением новых, ранее не существовавших общественных отношений в тех или иных сферах человеческой деятельности. Таким образом, в статье мы рассмотрим наиболее важные контрольно-надзорные органы РФ. Список данных ведомств включает следующие структуры:
- Министерство энергетики РФ.
- Министерство связи и массовых коммуникаций.
- Федеральная налоговая служба РФ.
- Счетная палата России.
- Министерство финансов и Министерство экономического развития Российской Федерации.
- Правоохранительные органы государства.
Как уже указывалось ранее, представленный список контрольно-надзорных органов не есть исчерпывающим. Упомянутые выше ведомства осуществляют координацию в наиболее приоритетных отраслях деятельности государства и населения России.
Энергетика и связь
Контрольно-надзорные органы РФ, список которых представлен в статье, содержат в своей структуре специальные ведомства, которые реализуют координацию деятельности в сфере энергетики и связи. В первом случае мы говорим о Министерстве энергетики России. Данный орган осуществляет обследование эффективного использования ресурсов в РФ. То есть производит контроль ведомств и их годового уровня потребления энергоресурсов.
В свою очередь, на Минсвязь возлагаются полномочия по надзору за соблюдением требований и нормативных правил, соответствующих государственному стандарту. Данная работа осуществляется путем координирования оборота сертифицированных работ, услуг и т. п.
Финансы и экономика
В финансовой сфере нашего государства основная деятельность ведется Министерством финансов, экономического развития, ФНС, а также Счетной палатой. Каждый представленный орган реализует пакет собственных полномочий по определенной линии работы.
К примеру, ФНС следит за соблюдением налогового законодательства, а также процессом своевременности отчислений в бюджет государства. Министерство финансов и Министерство экономического развития осуществляют контрольно-надзорную деятельность в секторе валютных операций, использования бюджетных средств, аудиторской деятельности, ценообразования, деятельности всего хозяйственного сектора и т. д. Схожие с ФСН функции имеет Счетная палата.
Деятельность правоохранительных ведомств
В сфере обеспечения правопорядка и безопасности государства и его населения также действуют специальные контрольно-надзорные органы РФ. Полный список подобных ведомств невелик и включает в себя Министерство внутренних дел, Федеральную службу безопасности и Прокуратуру.
Функционал этих органов является наиболее широким. Весь массив их полномочий распространен на всех граждан РФ, а также предприятия и организации вне зависимости от формы собственности или структуры. К тому же надзор представленных ведомств в некоторых случаях принимает форму расследований, приводящихся по факту наиболее грубых нарушений действующего законодательства.
Вывод
Итак, контрольно-надзорные органы РФ, список которых представлен в данной статье, выполняют важные функции, осуществление которых производится во благо нашего государства и его населения.
Источник: fb.ru