Управляющий партнер Корпорации «Бизнес-Мастер УКРАИНА» Питерева Елена рассказала журналистам PAVTRADE о состоянии украинского рынка тренинговых услуг, клиентах компании, опасениях украинских бизнесменов, о том, как меняют динамику бизнеса правильные тренинги и откуда берутся бизнес-тренера.
На каком уровне сегодня находятся Украина и Россия в плане осознания необходимости бизнес-тренингов, осознания того, что необходимо обращаться в такие компании как Ваша, чтобы Вы обучали персонал, анализировали компанию, выявляли ее слабые места?
Конечно, Россия в этом плане более продвинута. У них на обучение формируются очень серьезные бюджеты и любая компания, даже малого бизнеса, обязательно проводит хотя бы один тренинг в год для своего отдела продаж. В Украине ситуация совершенно иная – компании могут даже несколько лет не обучать менеджеров по продажам, и это для них нормально. У наших бизнесменов еще нету понимания, что это важно, что это принесет результат, – они не понимают, что инвестировав определенную сумму в обучение, она вернется им сторицей.
Чему могут научить неудачи в бизнесе? История Михаила Гончарова, владельца сети «Теремок».
Как Вы считаете, почему так происходит? В эпоху развитых информационных технологий, когда обмен информацией происходит чрезвычайно быстро и нужно за всем успевать следить, почему к людям еще не пришло понимание того, что бизнес-тренинги просто необходимы?
Мне кажется, это все происходит из-за разного уровня амбиций. У нас в стране очень много компаний малого, среднего и даже крупного бизнеса, которые достигли определенного результата и говорят: «Все, меня устраивает. Я теперь работаю над тем, как это удержать. Мне дальше не надо – у меня все хорошо». В России такого нет – они вечно какие-то «голодные».
Возможно, это связано с их огромными территориями и им всегда есть куда двигаться. А вот большинство украинских бизнесменов более спокойные, более инертные. Возможно, сказывается психология наших предков – чего только стоит поговорка: «Моя хата з краю». Однако, исходя из того, что в Украину всегда все новшества и тренды приходит немножечко позже, чем в Россию, у нас скоро тоже появится осознание необходимости в повышении эффективности персонала и долгосрочном развитии. К примеру, у западных компаний, которые работают на украинском рынке, существует потребность в обучении и развитии.
Иными словами украинские компании не хотят выходить из-зоны комфорта? А что может их подтолкнуть к этому, помимо угрозы полного краха?
Это зависит непосредственно от управленцев и системы управления. При помощи «корпоративной хирургии» можно искусственно создать условия, при которых у сотрудников включился бы необходимый моторчик. Но стоит отметить, что работа эта длительная и ее необходимо проводить постоянно. Наши специалисты именно этим и занимаются – создают некую систему «кровеносных сосудов» и дают инструкцию руководителю, как ему эту «машину» переключить со второй передачи на пятую.
Если в России Вашими клиентами являются как крупный, так и малый бизнес, как Вы можете охарактеризовать своего клиента в Украине?
Как научиться вести бизнес? #davlatov #наставник #давлатов #shortsvideo #вопросы_ответы #интервью
Наблюдается интересная тенденция. Если с 2000 по 2007 года, нашими клиентами были в основном представители крупного бизнеса, то сейчас преобладает средний – около 70 %, и около 30 % – малый бизнес. У крупных компаний где-то с 2005 года начала образовываться система внутреннего корпоративного обучения – сегодня у них есть свои корпоративные тренинговые центры и свои тренеры, которых мы обучили или которые сами обучались у западных тренеров. Теперь крупные компании решают задачу обучения собственными силами.
Придет ли малый бизнес в Украине к активному использованию услуг тренинговых компаний для развития своих проектов?
У нас очень много клиентов владельцев малого бизнеса – они пока учатся сами. Я бы сказала, что они даже более жадные до знаний, чем средний бизнес, поскольку у малого бизнеса есть два варианта – либо он вырастет, либо он умрет. Поэтому они стараются больше учиться, но пока только на уровне дирекции.
Связано ли то, что малый бизнес еще широко не использует корпоративные тренинги, с материальной стороной?
В принципе, любой малый бизнес может себе позволить раз в полгода потратить хотя бы 20 тыс. гривен на обучение персонала. Скорее они просто не понимают ценности этой инвестиции. Также существуют достаточно распространенные стереотипы, что не все тренеры дают результаты, что тренинговые компании не дают результатов, что в этом нет смысла, что после обучения персонал переходит в другую фирму. Но эти опасения беспочвенные. Даже наши клиенты говорят, что если человек, который прошел обучение, проработает хотя бы шесть месяцев, он отобьет вложенные в него деньги – даже за этот короткий промежуток времени он даст больше, чем без соответственного обучения.
К тому же, некоторые наши клиенты придумали всякие контракты и договоренности, при которых часть «бонусной» зарплаты сотрудника в течение определенного периода времени удерживается, и таким образом они гарантируют себе, что сотрудник после обучения будет определенный период работать в компании. Также подписывают контракты, согласно которым сотрудник, к примеру, в течение года после обучения не может покинуть компанию.
Почему компании опасаются обращаться в тренинговые агентства?
Как правило, сталкиваясь с такими компаниями, они нам рассказывают, почему не доверяют бизнес-тренерам и тренинговым компаниям. В 99 % случаев причиной является негативный предыдущий опыт: обратились в какую-то компанию, не проверили ее квалификацию и уровень ее бизнес консультантов, оплатили услуги и не получили то, чего ожидали.
1 % — это негативная обратная связь от их ближайшего партнера. Других причин я не вижу. Даже, если компания очень маленькая, у первого лица всегда есть возможность сформировать бюджет с учетом необходимости обучения персонала. С нашей помощью компания выходит на рост прибыли и говорить, что «нет денег» для этого – нелепо.
Каждый ли может стать бизнес-тренером?
Далеко не каждый. Точно так же, как не каждый может быть владельцем, руководителем, маркетологом. Это некое внутреннее предназначение человека – его внутренний талант, который должен быть основан на серьезном профессиональном опыте. Не может научить успешно вести бизнес тот, кто не имел своего бизнеса.
Не может научить продавать тот, кто никогда не продавал, или управлять, кто не управлял. Таким образом, у бизнес-тренера обязательно должен быть талант и успешный опыт в своем проекте.
Ваши тренеры занимаются только тренерской деятельностью или у них есть и свои проекты?
У нас работают и «чистые» тренеры, и тренеры, которые параллельно развивают свои проекты. Также некоторые наши тренеры параллельно являются управляющими у наших клиентов в рамках проекта.
Как Вы находите бизнес-тренеров?
Это довольно больная тема. К счастью, большинство находит нас сами. Наши консультанты – это в основном те, кто сами пришли и сказали: «Мы можем, мы хотим и мы докажем!». Но, несмотря на это мы сами постоянно находимся в поиске новых талантливых и опытных в бизнесе людей. Потенциальные консультанты и тренеры проходят очень жесткий отбор.
Приблизительно только один из ста кандидатов приглашается на нашу систему обучения, и только один из пяти таких отобранных остается в команде и запускается в систему. Тренеры и консультанты в нашем бизнесе – это самая большая проблема. Тренер должен быть точным, понятным, уметь подстроится под конкретного клиента, учесть его психологические особенности характера, совместимость. Если мы говорим о тренинге, тренер должен уметь «войти» в аудиторию – за пять минут влюбить всех в себя, так чтобы его слушали 20 человек, и в течение двух дней сделать чудо!
Источник: pavtrade.com
Как могут учить бизнесу те, у кого никогда не было своего дела
Бизнес – как велосипед, пока сам не попробуешь, не научишься управлять. Правильно ли, что бизнес-тренеры – это теоретики? И как предпринимателям использовать полученные знания?
Договоримся о терминах
Что будем считать бизнесом? Любое предприятие, зарабатывающее деньги? Я считаю такое определение в корне неверным.
Предприятие, не приносящее прибыль – это не бизнес. Предприятие, где собственник не может уехать в отпуск, потому что оно без него не работает – это не бизнес. Предприятие, у которого структура управления одного уровня – это не бизнес.
Бизнес – это предприятие, которым можно управлять дистанционно и оно не теряет в прибыли. Бизнесмен управляет линейными руководителями и может не знать работников более низкого уровня. Бизнес с большой буквы «Б» – это когда собственник управляет директорами предприятий. Пока вы сами «крутите педали и держите руль» предприятия – вы предприниматель.
Если вы показываете, куда надо ехать, следите, чтобы не сбивались с пути – вы бизнесмен. Запустите два «велосипеда», и вы уже не сможете сами «крутить и рулить».
Для меня бизнесмен – это собственник предприятия, приносящего прибыль и имеющего минимум два уровня управления в структуре. Инвестор и директор предприятия – это другие социальные роли и другой функционал в управлении, хотя эти роли могут совмещаться в одном человеке.
Бизнесу нельзя научить, но можно научиться
Я убежден, что нельзя. Можно человека научить кататься на велосипеде? Можно, если он сам сядет на велосипед и поедет. Это я о том, что научиться он может только сам. Ему можно помочь научиться.
В чем может быть польза будущим и настоящим бизнесменам от небизнесменов?
Чему учат те, у кого никогда не было своего бизнеса
Большинство людей, которые учат бизнесу, никогда не имели своего бизнеса. Тогда чему они могут научить?
Первое – это передача хорошо структурированной актуальной информации по функционалу бизнесмена. Это основы управления, основы маркетингового стратегического и тактического планирования, построения системы продаж, основы управления финансами и бюджетирование, основы логистики, основы рекрутинга, основы бухгалтерского учета, основы юридических аспектов функционирования бизнеса, основы психологической типологии. Все это «велосипеды». Их можно изобретать самому или искать в книжках.
Второе – это передача навыков. Навык может передать только тот, кто сам им владеет. В этом принципиальная разница с передачей информации. В идеале надо учить мышлению, в том числе системному, психологическому восстановлению и предупредительным психологическим мероприятиям, ведению переговоров, противостоянию мотивационным программам.
Возникает вопрос: какие навыки являются главными для бизнесмена? Уметь учиться эффективно – добиваться максимального результата с минимальными временными затратами? Или главный навык бизнесмена – это освоить динамическое равновесие, баланс за счет скорости перемещения? Или уметь эффективно работать в ситуации высокой неопределенности?
В общем, я не знаю, какой навык у них должен быть главным. Пусть каждый решает сам. Бизнесмен обречен на вечный поиск и вечное обучение. Ситуация все время будет меняться и бизнес должен меняться вместе с ней. А значит, должен меняться и бизнесмен.
Как только он остановится в своем личном развитии, то остановится и развитие предприятия. Это начало конца.
Как применить полученную информацию и навыки, чтобы получился бизнес
Можно взять ментором успешного бизнесмена и учиться у него. Но как это делать? Расспрашивать, как он ведет бизнес, или спрашивать у него совета в сложных ситуациях? Но это же чужой опыт и, скорее всего, он не «ляжет» на вашу ситуацию и ваши возможности. Что хорошо для одного человека, может быть совсем неприемлемо для другого.
Можно набрать кучу чужих «инструментов» бизнеса и так и не сделать их своими.
Информация, не ставшая вашим навыком, не станет знанием.
Как научить системному анализу? Системно анализировать реальную жизнь предприятия. Другого способа я не знаю.
Сколько я знаю бизнесменов – они похожи друг на друга. Это один и тот же психотип, примерно одинаковый психофизиологический статус. Но все равно это только потенциал. Почему у одних он реализуется в бизнесе, а у других нет?
Бизнесмены считают, что бизнес – это удача оказаться нужному человеку в нужном месте в нужное время. Если взять эту модель за основу построения бизнеса, тогда многое становится понятно.
А как удачу сделать успехом, повысить ее вероятность? Нужно к наличию психофизиологического статуса и желания стать бизнесменом прибавить опыт построения бизнесов – надо все время перемещаться в поисках нужной ситуации.
Когда ваших знаний и навыков будет достаточно, вы «увидите» нужную ситуацию и сумеете ей воспользоваться. Фактически вы ее создадите или вам будет казаться, что вы ее создали. У каждого это происходит как-то по-своему.
Когда бизнес обречен на успех
Если ваши родители – крупные бизнесмены, то вы можете опереться на их связи и деньги. Если они позволяли вам в раннем возрасте смотреть, как они ведут бизнес, то вам крупно повезло. Так обучался семейному бизнесу по производству рисового самогона будущий создатель компании Sony. Секрет его успеха – это команда из члена императорской семьи, связи и поддержка правительства, технического гения второго создателя компании и маркетингового гения Акио Морито. Если создать правильную команду, бизнес обречен появиться.
В правильной команде должен быть генератор идей. Он видит, куда двигаться и все время придумывает что-то новое. Должен быть человек, умеющий выстраивать веер стратегий, как двигаться в том новом направлении. Должен быть тот, кто «пробивает лбом стены», для которого нет понятия «нельзя, не получится, этого никто не делал».
Когда стало ясно, что и как делать, вступает четвертый: пишет план, нанимает людей, покупает что нужно и рулит всем процессом. Это не одноразовый цикл. Команда все время должна работать над обновлением товарного портфеля бизнеса. Бывает, что все это умещается в одном человеке, но чаще это разные люди. Кто читал Коллинза, тот знает, каким должен быть лидер команды, чтобы бизнес развивался всегда.
Поиски себя и своего дела
Чтобы построить свое дело, нужно найти идею, которая не просто вам нравится, а которая раскрывает вашу сущность как человека, как личности. Для этого нужно понять – кто вы? В чем ваша главная ценность для людей? Не поняв свою ценность, нельзя осознать свою картину мира. Без этого невозможно совершенствоваться.
Совершенствуя свою картину мира, вы совершенствуете себя, и вместе с вами изменяется мир вокруг вас – это и будет вашим делом.
Понять свою картину мира можно, если есть возможность сравнить с другими картинами. Для этого нужна регулярная практика беседы с другими бизнесменами по определенной технологии. Это даст возможность проверить свою картину мира на правдивость через осознание разных взглядов на вашу конкретную ситуацию.
Такие беседы организуются как коллективное мышление по поводу актуальной проблемной ситуации. Они развивают навыки мышления всех участников беседы. Будете развиваться вы, будет развиваться ваше дело вместе с вами. Лучшего способа развития я не знаю. Я считаю этот метод более эффективным, чем мотивационные беседы по шаблону «ты сможешь».
Комплекс универсальности
Многие из обучающих бизнесу страдают «комплексом универсальности». Освоив одну важную для бизнеса тему, они начинают искренне считать, что она главная, что без нее вообще никак, что она решит все проблемы бизнесмена, что только она и нужна. Я и сам такой. Тема коллективного мышления – это то, вокруг чего крутятся все мои размышления. Но это заблуждение.
Все-таки надо пытаться видеть обучение как систему, в которой вы важная, но только часть системы. Это психологически трудно. Все мы продукт научного мировоззрения. А это первенство анализа над синтезом. Поэтому целостная картина мира для многих из нас недоступна.
Хотя так было не всегда. Холизм (с греческого «целый») господствовал в европейской философской мысли с древности до XVII столетия. Холистами были Гегель и Гиппократ. Да и сейчас многие современные философы и психологи опираются на целостное мировоззрение.
В итоге
Те, кто создал бизнес, бизнесу не учат. Сначала им неинтересно, а потом они понимают, что научить этому нельзя. Поэтому учат не бизнесмены и не построению бизнеса, а продают информацию о том, как теоретически функционирует бизнес. Редко кто продает навыки, которые могут пригодиться бизнесмену. Это все, на что можно рассчитывать.
Источник: news.myseldon.com
«Не классические умники и умницы». Как и где сегодня учат вести бизнес студентов и не только
Нужна ли образованию революция, чего работодатели ждут от выпускников и можно ли выучиться на успешного бизнесмена? Обо этом и не только в эфире программы «Радиошкола» мы поговорили с Маратом Атнашевым — членом управляющего совета трехсторонней магистерской программы «СКОЛКОВО», МТС и МФТИ и преподавателем одного из курсов этой магистратуры.
Образованию нужно срастаться с жизнью
Любая революция подразумевает, что все прошлое должно быть забыто и теперь все будет по-новому. Образование — это система, которую общество выращивает столетиями, поэтому мгновенной революции не происходит, зато происходят последовательные изменения. В какой-то момент все эти изменения начинают накапливаются, в результате чего меняется система. Сейчас мы переживаем именно такой период.
Компаниям все так же нужны умные, хорошо образованные, с высоким интеллектом люди. Можно ли их получить каким-то другим способом, не через систему хорошего высшего образования? Я пока таких случаев не встречал. Однако я знаю уникальные кейсы прекрасных талантливых людей, которые вне системы так талантливы и так успешны, что они могут, как Джобс, не окончить университет и оказаться на вершине результативности, самореализации, успеха. Но все-таки массово мы видим, что именно высшее образование продолжает поставлять лучшие кадры и именно лучшие вузы выдают лучших кандидатов.
Мнение, что если вуз выпускает юриста или врача, то его навыки, приобретенные в университете, будут актуальны всегда, сейчас меняется: приходит осознание, что на протяжении всей жизни мы все равно будем проходить апгрейд полученного образования, улучшение, причем самыми разными способами, не только за партой.
Если сейчас ты выучил язык программирования и он востребован, то через 3–5 лет тебе придется переучиваться
Образованию нужно срастаться с жизнью. Соответственно, основное ожидание работодателя — чтобы человек, выходящий из вуза, обладал способностью учиться и адаптироваться.
Высокая интеллектуальная плотность
Школа и университет — это закрытые и самоуправляемые системы во всем мире. Мы знаем все ужасы образования в школе, но мы не знаем все те ужасы, которые несет в себе любое экспериментальное образование. Почему консерватизм? Почему традиция? Потому что мы передаем свой культурный общественный код через образование.
Программисты это хорошо знают: нельзя написать код внезапно, не используя никакой предыдущий опыт, и надеяться, что он сразу заработает. И когда люди начинают делать радикально по-другому, они не знают, как будет работать их альтернативный проект.
«СКОЛКОВО» стало альтернативным архетипом образовательного учреждения. Наши идеологические оппоненты с этим скорее согласятся: это альтернативный вариант традиционного российского высшего образования. Часть нашей ДНК — это то, что мы предпринимательская конструкция, в которой обязательно есть избыточная энергия и мотивация, но никто не обещает, что будет гарантированный результат.
Невозможно избежать неудач, но нужно знать, как встретить эту неудачу
В этом смысле «СКОЛКОВО» как раз про это. Именно поэтому мне кажутся интересными наши попытки скреститься с традиционным образованием.
У «СКОЛКОВО» есть свои исторические сильные стороны — оно рождалось очень близко к бизнесу, учредителями фактически является половина экономики страны, вторая половина учредила питерскую школу. Не многие знают, что это частная инициатива, некоммерческая организация, которая по структуре не имеет прибыли. Вся прибыль, которая есть, реинвестируется и служит только на цели образования. На самом деле, это меценатский благотворительный проект, и его учредители финансово являются донорами этой конструкции, этой системы.
Почему высшее образование не секрет успеха (и не принесёт вам денег)
Реально ли научить человека быть профессиональным миллиардером? Можно попытаться. У меня на этот счет такой радикальный взгляд: почти неважно, чему учить. Если человек находится и обучается вместе с талантливыми ребятами и сильными преподавателями, то, вероятнее всего, он станет прекрасным специалистом. Почему Физтех, МФТИ или МИСиС оказались кузницами предпринимателей?
Не потому, что они готовили бизнесменов, а потому, что в этих вузах была высокая интеллектуальная плотность и учили серьезно.
Не классические умники и умницы
Для любого вуза и бизнес-школы важно сообщество и связи, которые там формируются. Все-таки предпринимательство — это объединение людей. И «СКОЛКОВО» во многом создавалось как конструктор идей, где люди будут учиться друг у друга.
У нас большая часть аудиторий плоские, хотя классическая аудитория в университете — это такой амфитеатр, где в середине стоит умный носитель знаний и вещает остальным. Идеологически «СКОЛКОВО» было построено как система горизонтальных связей. У нас есть круглые столы, за которыми сидят команды: толковые ребята объединяются и учатся создавать что-то новое, получая знания не только от профессора, но и друг от друга. Многие приходят в «СКОЛКОВО» именно за этим.