АЗАРТНАЯ ИГРА / ПАРИ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / ОРГАНИЗАТОР / ИГОРНЫЙ БИЗНЕС / БУКМЕКЕРСКАЯ КОНТОРА / ТОТАЛИЗАТОР / ТРЕБОВАНИЯ / GAMBLING / BETTING / LEGAL ENTITY / ORGANIZER / GAMBLING BUSINESS / BOOKMAKER / TOTE / REQUIREMENTS
Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малая Татьяна Николаевна, Шарипкова Дарья Сергеевна
Статья посвящена правовому положению юридических лиц , являющихся организаторами азартных игр и пари . Авторы полагают, что законодательные требования , предъявляемые к организаторам азартных игр , направлены на укрупнение и монополизацию игорного бизнеса в России, а также на обеспечение прозрачности деятельности юридических лиц в данной области.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Малая Татьяна Николаевна, Шарипкова Дарья Сергеевна
К вопросу о развитии экономики спорта, азартных играх и преступном поведении (о некоторых криминологических и правовых проблемах)
Игорный бизнес. Ответы на часто задаваемые вопросы
Проблемы государственного регулирования игорного бизнеса
Соотношение и ближайшие перспективы правового обеспечения организации азартных игр в России
Вопросы, возникающие при проведении проверок организаторов азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах в рамках Арбитражного судопроизводства
Генезис ответственности за незаконную игорную деятельность в уголовном законодательстве Российской Федерации
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
The article is devoted to the legal status of legal entities, which are the organizers of gambling and betting . The authors believe that the legislative requirements for providers of gambling are aimed at the consolidation and monopolization of the gambling business in Russia, as well as to ensure transparency of legal persons in this area.
Текст научной работы на тему «О требованиях к юридическим лицам — организаторам игорного бизнеса»
ЭКОНОМИКА И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
О ТРЕБОВАНИЯХ К ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ — ОРГАНИЗАТОРАМ ИГОРНОГО БИЗНЕСА
Малая Татьяна Николаевна
канд. юрид. наук, доцент, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва,
Шарипкова Дарья Сергеевна
студент 4 курса юридического факультета, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва,
ABOUT THE REQUIREMENTS FOR LEGAL PERSONS — ORGANIZERS OF GAMBLING BUSINESS
Candidate of juridical sciences, Associate Professor, Ogarev Mordovia State University, Russia, The Republic of Mordovia, Saransk
A 4th year student of the law faculty, Ogarev Mordovia State University, Russia, The Republic of Mordovia, Saransk
Статья посвящена правовому положению юридических лиц, являющихся организаторами азартных игр и пари. Авторы полагают, что законодательные требования, предъявляемые к организаторам азартных игр, направлены
Малая Т.Н., Шарипкова Д.С. О требованиях к юридическим лицам-организаторам игорного бизнеса // Universum: Экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2015. № 8(19) . URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/2482
⚠️ КАК ИГРАЮТ В ПОДПОЛЬНЫХ КАЗИНО И ПОКЕРНЫХ ДОМАХ РОССИИ СЕГОДНЯ
на укрупнение и монополизацию игорного бизнеса в России, а также на обеспечение прозрачности деятельности юридических лиц в данной области.
The article is devoted to the legal status of legal entities, which are the organizers of gambling and betting. The authors believe that the legislative requirements for providers of gambling are aimed at the consolidation and monopolization of the gambling business in Russia, as well as to ensure transparency of legal persons in this area.
Ключевые слова: азартная игра, пари, юридическое лицо, организатор, игорный бизнес, букмекерская контора, тотализатор, требования.
Keywords: gambling, betting, legal entity, organizer, gambling business, bookmaker, tote, requirements.
Игорная деятельность привлекает к себе внимание не только потому, что относится к сфере развлечений и отдыха, но и по причине высокодоходности этой сферы бизнеса. Однако получение достоверной информации о реальных доходах и расходах букмекеров, владельцев казино и игровых автоматов, которые они получают от организации и проведения азартных игр, всегда вызывали значительные сложности, поэтому законодатели разных стран, включая Россию, предусматривают жесткие требования к составу имущества, необходимого для функционирования игорного заведения, и к перечню лиц, имеющих право выступать в качестве организаторов игр и пари.
В соответствии со статьями 4 и 6 Федерального закона № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — ФЗ № 244-ФЗ) организатором азартных игр на территории России могут быть только юридические лица, которые зарегистрированы в установленном порядке в Российской Федерации, при этом осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр должно
относиться к их основной деятельности. Помимо общих требований, предусмотренных законодательством о конкретных организационно-правовых формах и о регистрации юридических лиц, ФЗ № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», установлен ряд ограничений и запретов, связанных с категорией их учредителей (участников).
В настоящее время не могут выступать организаторами азартных игр юридические лица, учредителями (участниками) которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или органы местного самоуправления. Исключение составляет созданное в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2011 года № 1058 акционерное общество, которое объединяет ипподромы Российской Федерации и одним из приоритетных направлений деятельности которого является развитие национальной коневодческой индустрии [6].
До 2011 года законодателем не допускалась возможность функционирования букмекерских контор и тотализаторов на Центральном Московском ипподроме. В настоящее время ситуация изменилась, так как в результате принятого решения о создании ОАО, в его состав включены ипподромы Российской Федерации. Перед вновь учрежденным акционерным обществом, единственным учредителем которого стала Российская Федерация, в числе прочих была поставлена задача по созданию условий для функционирования системы национального конного тотализатора, интегрированной в международный конный тотализатор.
Помимо публичных образований, организаторами азартных игр также не могут выступать юридические лица, учредителями (участниками) которых являются граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость за экономические преступления либо за умышленные преступления средней тяжести, тяжкие или особо тяжкие преступления, а также юридические лица, которые будут осуществлять деятельность по организации и проведению
азартных игр в игорной зоне, созданной в границах земельных участков, предоставленных для размещения олимпийских объектов федерального значения, финансирование и строительство которых осуществлялись за счет бюджетных ассигнований или средств Г осударственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта [7].
В связи с рисковым характером деятельности, в целях защиты прав участников азартных игр законодательно утверждены жесткие требования к величине уставного капитала и чистых активов таких юридических лиц. О значении уставного капитала для обеспечения прав третьих лиц не раз говорилось в литературе [1]. Минимальный размер уставного капитала организатора азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе должен составлять не менее 100 миллионов рублей, его формирование осуществляется только денежными средствами, а точнее — собственными денежными средствами участников, источник происхождения которых подтвержден в порядке, установленном Правительством РФ. Для использования в этих целях заемных средств установлен запрет.
Организатор азартной игры обязан поддерживать определенный уровень величины чистых активов в течение всего периода осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр. Конкретный размер зависит от вида игорного заведения. В настоящее время стоимость чистых активов юридического лица, выступающего организатором азартных игр в казино и залах игровых автоматов, должна быть не менее 600 миллионов рублей, а если это касается деятельности букмекерских контор и тотализаторов — не менее 1 миллиарда рублей.
Дополнительно организатор игорного бизнеса в букмекерской конторе или тотализаторе должен заключить договор банковской гарантии, срок действия которого должен быть равен сроку действия лицензии, выданной организатору азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе, но не может быть менее чем 5 лет, а минимальный размер такой гарантии должен составлять
500 миллионов рублей. При отсутствии такой гарантии проведение игр в соответствующих игорных заведениях не допускается. В качестве гаранта может выступать только банк.
В настоящее время действуют не только имущественные ограничения, но и территориальные. Юридические лица — организаторы азартных игр, вправе осуществлять свою деятельность только в пределах игорных зон (территорий, специально предназначенных для проведения и организации азартных игр). Для этого необходимо иметь разрешение от органа управления такой зоной, порядок получения которого предусмотрен в соответствии с законодательством соответствующего субъекта РФ, где располагается игорная зона. Указанные разрешения не имеют срока действия и действительны до ликвидации соответствующей игорной зоны, но при отсутствии деятельности по организации азартных игр в течение трех лет с момента выдачи разрешения, данное разрешение теряет юридическую силу.
Несколько иные требования предусмотрены для юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в букмекерских конторах и тотализаторах. Им разрешено действовать за пределами игорных зон, но при наличии иного разрешительного документа — лицензии, выдаваемой Федеральной налоговой службой [3]. Кроме того, вступившими в силу изменениями в ФЗ №244-ФЗ от 21 июля 2014 года № 222-ФЗ для таких юридических лиц установлена необходимость обязательного членства в одной из саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в букмекерских конторах или саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в тотализаторах, созданных в порядке, установленном Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» [8] и ФЗ № 244-ФЗ.
Помимо требований имущественного характера, на организатора азартных игр возложены и иные обязанности. Он должен обеспечивать личную безопасность не только работников организатора азартных игр, но также участников азартных игр и иных посетителей игорного заведения во время их нахождения в игорном заведении. При входе в игорное заведение,
его филиал, пункт приема ставок букмекерской конторы или тотализатора либо иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр он обязан размещать и по первому требованию посетителя игорного заведения предоставлять информацию о фирменном наименовании организатора азартных игр, об адресе и о часах работы игорного заведения, а также в доступном для посетителей игорного заведения месте размещать текст ФЗ № 244-ФЗ (с изменения и дополнениями), правила азартных игр, правила посещения игорного заведения, правила приема ставок и выплаты выигрышей и разрешительные документы на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр. Он должен соблюдать правила совершения операций с денежными средствами [2].
Законом прямо устанавливается, что приведенный перечень требований к организаторам азартных игр не является исчерпывающим и Правительством РФ могут быть установлены дополнительные требования к организаторам азартных игр. Как справедливо отмечают специалисты, наличие подобной законодательной ремарки обусловлено тем, что игорные отношения находятся в процессе своего становления, что связано с рядом новелл относительно организации российского игорного бизнеса [5]. Доказательством справедливости этого утверждения могут служить утвержденные постановлением Правительства от 8 мая 2015 года № 452 Российской Федерации дополнительные требования к организаторам азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах.
Согласно им организаторы азартных игр, осуществляющие деятельность по приему интерактивных ставок, переданных путем перевода денежных средств (в том числе электронных), должны будут использовать не более одного доменного имени, зарегистрированного на имя организатора азартных игр, или лица, в отношении которого организатору переданы права администрирования. Там же установлены требования к банковскому счету, используемому для приема интерактивных ставок и выплаты выигрышей физическим лицам. Такой счет должен быть открыт только в центре учета
переводов интерактивных ставок, учредителем которого является саморегулируемая организация организаторов азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах, членом которой является организатор азартных игр. Там же закреплены требования к информации, размещаемой на официальном интернет-сайте организатора азартных игр [4].
Анализ норм действующего законодательства об игорном бизнесе позволяет утверждать, что закрепление требований информационного характера направлено на то, чтобы сделать деятельность юридических лиц в сфере организации азартных игр более прозрачной. В то же время установление столь высоких требований имущественного характера для организаторов азартных игр фактически направлено на укрупнение и в какой-то степени на монополизацию игорного бизнеса в России.
1. Малая Т.Н., Акимова И.А. Особенности правового положения хозяйственного партнерства // Огарев-online. Раздел «Юридические науки». 24.03.2015 / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://joumal.mrsu.ru/arts/osobennosti-pravovogo-polozheniya-khozyajjstvennogo-partnerstva (дата обращения: 10.07.2015).
2. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр» от 10 июля 2007 года № 441 // Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 29. — Ст. 3716.
3. Постановление Правительства РФ «О лицензировании деятельности
по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах
и тотализаторах» от 26 декабря 2011 года № 1130 // Собрание
законодательства РФ. — 2012. — № 1. — Ст. 169.
4. Постановление Правительства РФ «О дополнительных требованиях
к организаторам азартных игр» от 08 мая 2015 года № 452 // Собрание законодательства РФ. — 2015. — № 20. — Ст. 2918.
5. Степашина М.С. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря
2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:
http://www.lawmix.ru/commlaw/320 (Дата обращения: 10.07.2015).
6. Указ Президента РФ «Об открытом акционерном обществе, объединяющем ипподромы Российской Федерации» от 8 сентября 2011 года №1058 // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 33. — Ст. 4902.
7. Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 26 декабря
2006 года №244-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 1. — Ст. 7.
8. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 1 декабря
2007 года № 315-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 49. — Ст. 6076.
Источник: cyberleninka.ru
Статья 6. Требования к организаторам азартных игр
1. Организаторами азартных игр могут выступать исключительно юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации.
1.1. Организаторами азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах могут выступать исключительно юридические лица, являющиеся членами саморегулируемой организации организаторов азартных игр в букмекерских конторах или саморегулируемой организации организаторов азартных игр в тотализаторах.
1.2. Утратил силу. — Федеральный закон от 25.12.2018 N 479-ФЗ.
2. Не могут выступать организаторами азартных игр юридические лица, учредителями (участниками) которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или органы местного самоуправления, за исключением созданного в соответствии с указом Президента Российской Федерации акционерного общества, которое объединяет ипподромы Российской Федерации и одним из приоритетных направлений деятельности которого является развитие национальной коневодческой индустрии. Не могут выступать организаторами азартных игр юридические лица, учредителями (участниками) которых являются лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики либо за умышленные преступления средней тяжести, тяжкие преступления, особо тяжкие преступления.
3. Организатор азартных игр обязан предоставлять сведения, необходимые для осуществления государственного надзора за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр. Состав и порядок предоставления таких сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3.1. Организаторы азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах представляют информацию о вступлении в члены саморегулируемой организации организаторов азартных игр в букмекерских конторах или саморегулируемой организации организаторов азартных игр в тотализаторах и прекращении соответствующего членства в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор в области организации и проведения азартных игр, в течение пяти дней с даты вступления в члены саморегулируемой организации организаторов азартных игр соответствующего вида либо прекращения соответствующего членства.
4. Организатор азартных игр обязан обеспечивать личную безопасность участников азартных игр, иных посетителей игорного заведения, работников организатора азартных игр во время их нахождения в игорном заведении.
5. Организатор азартных игр обязан соблюдать установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом правила совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр.
6. Стоимость чистых активов организатора азартных игр в течение всего периода осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр не может быть менее:
1) 600 миллионов рублей — для организаторов азартных игр в казино и залах игровых автоматов;
2) 1 миллиард рублей — для организаторов азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
7. Для целей настоящего Федерального закона порядок расчета стоимости чистых активов организаторов азартных игр устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
8. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.04.2010 N 64-ФЗ.
9. Минимальный размер уставного капитала организатора азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе устанавливается в сумме 100 миллионов рублей. В оплату такого уставного капитала могут быть внесены только денежные средства, за исключением случаев, если организатором азартных игр выступает созданное в соответствии с указом Президента Российской Федерации акционерное общество, которое объединяет ипподромы Российской Федерации и одним из приоритетных направлений деятельности которого является развитие национальной коневодческой индустрии. Для формирования такого уставного капитала не могут быть использованы заемные денежные средства. Порядок подтверждения источников происхождения денежных средств, вносимых в оплату такого уставного капитала, устанавливается Правительством Российской Федерации.
10. В целях защиты прав и законных интересов участников азартных игр осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерской конторе допускается только при наличии у организатора азартных игр в букмекерской конторе банковской гарантии исполнения обязательств перед участниками азартных игр. Гарантом, предоставившим банковскую гарантию, может быть только банк. Срок действия банковской гарантии не может быть менее чем пять лет. Банковская гарантия продлевается или переоформляется в течение всего срока действия имеющейся у организатора азартных игр в букмекерской конторе лицензии на осуществление указанной деятельности и не может быть отозвана, в этих случаях банковская гарантия на соответствующий срок ее действия должна быть получена организатором азартных игр в букмекерской конторе на день, следующий после окончания срока действия договора о предоставлении банковской гарантии. Размер банковской гарантии определяется в соответствующем договоре и не может быть менее чем 500 миллионов рублей.
11. Организатор азартных игр обязан предоставлять ежегодно уполномоченному Правительством Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти сведения о лицах, которые имеют голосующие акции или долю в уставном капитале этого организатора азартных игр в размере не менее 10 процентов и соответственно прямо и (или) косвенно могут оказывать существенное влияние на решение вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания учредителей (участников) этого организатора азартных игр, а также документы, подтверждающие указанные сведения. Состав и порядок предоставления указанных сведений и документов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
12. Бухгалтерская (финансовая) отчетность организатора азартных игр подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке.
13. Сведения и документы, указанные в части 11 настоящей статьи, заключение аудитора по результатам ежегодной аудиторской проверки являются обязательными приложениями к бухгалтерской (финансовой) отчетности организатора азартных игр.
14. Проверку достоверности сведений, предоставление которых предусмотрено частями 3, 9 и 11 настоящей статьи, проводит уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. Организатор азартных игр несет ответственность за полноту и достоверность указанных сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
14.1. Технические и иные средства организатора азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах, с использованием которых осуществляется деятельность по учету ставок и интерактивных ставок, расчету сумм подлежащих выплате выигрышей и представлению информации о рассчитанных выигрышах, должны размещаться в процессинговых центрах букмекерских контор или процессинговых центрах интерактивных ставок букмекерских контор и процессинговых центрах тотализаторов или процессинговых центрах интерактивных ставок тотализаторов на территории Российской Федерации и находиться в собственности организатора азартных игр.
15. Правительством Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к организаторам азартных игр, а также к отчетности организаторов азартных игр, ее составу и порядку представления.
- Статья 5.1. Ограничение переводов и приема платежей в пользу российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также иностранных граждан
- Статья 6.1. Требования к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования
Источник: fzakon.ru
Класс ОКВЭД 92 — Деятельность по организации и проведению азартных игр и заключению пари, по организации и проведению лотерей
Класс ОКВЭД 92 входящий в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности 2023 года ОКВЭД-2 включает в себя:
- работу игорных заведений, таких как казино, залы игровых автоматов;
- деятельность букмекерских контор и тотализаторов;
- организацию и проведение лотерей.
Класс ОКВЭД 92 относится к «Разделу R — Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений» классификатора 2023 года ОКВЭД-2.
Класс ОКВЭД 92 содержит следующие коды с подробным описанием вида деятельности и расшифровкой:
Деятельность по организации и проведению азартных игр и заключения пари
Эта группировка включает:
— деятельность игорных заведений, в которых осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых столов или игровых столов и игровых автоматов
Деятельность залов игровых автоматов
Эта группировка включает:
— деятельность игорных заведений, в которых осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов
Деятельность по организации заключения пари
Эта группировка включает:
— деятельность игорных заведений, пунктов приема ставок букмекерской конторы, в которых организатор азартных игр заключает пари с участниками азартных игр в букмекерской конторе;
— деятельность игорных заведений, пунктов приема ставок тотализатора, в которых организатор азартных игр организует заключение пари между участниками азартных игр в тотализаторе
Деятельность по организации и проведению лотерей
Деятельность организаторов лотерей
Деятельность операторов лотерей
Деятельность распространителей лотерейных билетов
Эта группировка включает:
— деятельность по распространению лотерейных билетов среди участников лотереи, прием лотерейных ставок, выплату, передачу или предоставление выигрышей
При регистрации ООО или ИП, а также при внесении изменений в вид деятельности компании вам необходимо выбрать в справочнике требуемые коды ОКВЭД и указать их в заявлении.
В справочнике ОКВЭД все коды указаны с расшифровкой, что позволит вам безошибочно их подобрать.
Обратите внимание, что количество выбранных вами кодов ОКВЭД неограниченно, но из них необходимо выбрать один основной, по которому процент получаемой вами выручки должен составлять не менее 60% от основной суммы дохода по этой деятельности.
В заявлениях на регистрацию, при внесении изменений и в других документах необходимо указывать коды, содержащие не менее 4 цифр кода (классы и подклассы не указывать).
В классификаторе кодов видов деятельности (ОКВЭД) есть коды, при которых ваша деятельность будет обязана иметь статус лицензированной, и вы должны будете получить соответствующую лицензию. Поэтому выбирая коды ОКВЭД при регистрации фирмы, не забудьте посмотреть список лицензируемых видов деятельности .
Также читайте на сайте:
Источник: www.buxprofi.ru