Кто создавал бизнес по франшизе

Примерно с 2015-2016 франшизы были на хайпе. Каждый предприниматель, который имел амбиции активного развития, только выйдя в прибыль (а иногда и без прибыли) сразу начинал продавать франшизы.

1820 просмотров

Все это привело к тому, что в 2019-2020-м к франшизам стали относиться настороженнее. Ну и ряд скандалов с известными франшизами и youtube-персонами их продвигавшими тоже заставил предпринимателей скептически относиться к этой теме.

История франчайзинга: от Зингера до Apple

Прототипом современной системы франчайзинга принято считать систему продаж и обслуживания швейных машин Зингера. Основатель всемирно известной компании «Singer Sewing machine company» Исаак Зингер стал родоначальником современного франчайзинга. Начиная с 1851 года, фирма Зингера заключала с дистрибьюторами товара письменный договор на передачу франшизы, договором передавалось право на продажу и ремонт швейных машинок на определённой территории Соединенных Штатов.

ФРАНШИЗА! Три минуса при работе с франшизой, о которых все молчат

На момент организации первой в мире полноценной франчайзинговой системы фирма Зингера обеспечила массовое производство швейных машин, позволяющее поддерживать самые конкурентные цены, но при этом не имела налаженной системы сервиса, которая позволила бы организовать обслуживание и ремонт машин на всей территории США. В связи с этим и была создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово-независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определённой территории. Эти первые франшизы, по своей сути, были действующими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи (дилера) обслуживать машины.

Современный франчайзинг испытал настоящий подъём в 1898, когда компания «Дженерал моторс» начала применять франчайзинговое дилерство.

Однако, первой по-настоящему массовой франшизой в современном понимании стал «Макдоналдс»

В 1920-х годах в США начал развиваться стандартный товарный франчайзинг. По принципу франчайзинга начали строить свои взаимоотношения с владельцами розничных магазинов крупные оптовые поставщики. Оптовый продавец (или франчайзер) давал возможность небольшим розничным торгующим организациям получать дополнительно многочисленные скидки, использовать марку торговой фирмы и при этом сохранять свою независимость.

После кризиса в экономике США 1930 года франчайзинг начали осваивать нефтеперерабатывающие компании. Так появились первые сетевые бензоколонки, принадлежавшие независимым франчайзи. Как правило, заправочные станции передавались мелким местным предпринимателям на условиях аренды.

Классический товарный франчайзинг, распределяющий в системе франчайзер — франчайзер товары, и услуги начал видоизменяться только в 1950-х годах, пишет википедия.

В 1945 году Рэй Крок, будущий основатель компании Мак Дональдс, заинтересовался причинами популярности одного небольшого ресторана в San Bernardino на Западе США. В результате он обратился к владельцам успешного ресторана и вскоре получил лицензию на право купли-продажи таких же ресторанов. В 1955 году Рэй Крок основал компанию Мак Дональдс Систем, Инк., которая является родоначальником франчайзинга бизнес формата (Business Format Franchisings), то есть франчайзинга в его современном виде, когда вместе с франшизой передается целая система ведения бизнеса.

Читайте также:  Бизнес центр алексеевский Кунгур список организаций

БИЗНЕС ПО ФРАНШИЗЕ

В России франчайзинг начинает получать широкое распространение лишь в последние годы. В частности, по франчайзинговой схеме работает большая часть сети продовольственных магазинов-дискаунтеров «Пятёрочка», часть салонов связи компании «Евросеть», электронная карта-справочник «2ГИС», фирма 1С.

Источник: businessmens.ru

История создания и развития франчайзинга

—>

Автор статьи:
Полина Баскова
контент-маркетолог
Экспертное мнение:
Надежда Вишневская
Руководитель департамента франчайзинга и бизнес-консалтинга, эксперт по развитию бизнеса

История создания франчайзинга
История франчайзинга в России
Легенды в истории российского франчайзинга

Инвестиции в судоходную компанию с залогом судна и фиксированной доходностью 25% годовых

Рассмотрите идею покупки готового бизнеса

Город Санкт-Петербург
Прибыль 300 000 ₽ / мес.
Окупаемость 12 мес.

Город Санкт-Петербург
Прибыль 450 000 ₽ / мес.
Окупаемость 23 мес.
50 000 000 ₽

Город Санкт-Петербург
Прибыль 1 416 000 ₽ / мес.
Окупаемость 36 мес.
20 000 000 ₽

Город Москва
Прибыль 2 200 000 ₽ / мес.
Окупаемость 10 мес.
Город Москва
Прибыль 200 000 ₽ / мес.

Окупаемость 19 мес.

Город Новосибирск
Прибыль По запросу
Окупаемость По запросу

Город Москва
Прибыль 198 000 ₽ / мес.
Окупаемость 22 мес.

Город Санкт-Петербург
Прибыль По запросу
Окупаемость По запросу
10 000 000 ₽

Город Санкт-Петербург
Прибыль 1 000 000 ₽ / мес.
Окупаемость 10 мес.
59 000 000 ₽

Город Санкт-Петербург
Прибыль 2 146 000 ₽ / мес.
Окупаемость 28 мес.

Франчайзинг – это система взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, в рамках которой одна сторона (правообладатель) передает второй (партнеру) возможность за плату пользоваться его брендом, товарной маркой или отлаженной бизнес моделью. В результате выигрывают обе компании: франчайзер получает паушальный взнос и ежемесячные платежи-роялти, а франчайзи начинает бизнес, пользуясь чужим опытом в новой для себя сфере.

История создания франчайзинга

По оценкам экономистов, прототип современного франчайзинга – система, выстроенная Исааком Зингером, основателем одноименного бренда швейных машинок. В 1850-х гг. он столкнулся с проблемой: продукция производилась в больших объемах, на нее устанавливались конкурентные цены, но у компании не было сервисных центров для обслуживания техники во многих регионах США.

Чтобы исправить эту проблему, Зингер начиная с 1851 года подписывал контракты с фирмами-партнерами, по которым тем передавалось исключительное право реализовывать изделия, произведенные франчайзером, во всех штатах США и организовывать их сервисное обслуживание. Эта мера позволила сделать швейные машинки бренда самыми распространенными в мире.

Первый прототип франчайзинга в истории, придуманный Зингером, представлял собой дистрибьюторское соглашение, по которому у франчайзи устанавливалась дополнительная обязанность – открывать центры по ремонту техники.

Первые модели тиражирования успешных бизнес-схем, организованные в привычном для современных предпринимателей варианте, появились в 1920-х гг. и получили название «товарный франчайзинг». Их создатели – оптовые поставщики продукции Drugstores, Spar, Ben Franklin. Они заключали договоры с небольшими розничными магазинами, по которым те имели право на закупки по льготным ценам, использование торговой марки, но не теряли свою независимость.

Читайте также:  Лотереи это какой бизнес

После Великой Депрессии история франчайзинга получила новое развитие – этим бизнес-инструментом заинтересовались нефтеперерабатывающие фирмы. Крупные игроки рынка заключали с малыми предпринимателями договоры, согласно которым те открывали сетевые бензоколонки на условиях аренды.

Современный этап истории бизнес-тиражирования начался в 1950-х гг. Ключевая предпосылка к этому – бум рождаемости в Америке, спровоцировавший повышение потребительского спроса на товары и услуги, особенно в сфере общепита. Краеугольным камнем стало основание компании МакДоналдс Рэем Кроком. Она начала продавать франчайзи (мелким предпринимателям) не просто бренд, а продуманный механизм ведения бизнеса. В соглашениях с партнерами прописывались мельчайшие детали, вплоть до требований к цвету столов в заведении.

Наиболее интенсивное развитие франчайзинга в Европе и США наблюдалось в 1960-1970-хх годах. Одновременно с этим на рынке стали появляться мошенники – фирмы, продающие франшизы-пустышки. Рост количества обманутых франчайзи привел к ужесточению нормативного регулирования в отрасли, возникновению Международной Ассоциации франчайзинга и региональных регулирующих организаций.

Сегодня франчайзинговые компании представлены в 70 секторах экономики. Лидерами по развитию этого бизнес-инструмента признаются США, Япония, Англия, ФРГ, Франция и Канада. В 2019 году франшиза остается одним из наиболее популярных способов для начала собственного бизнеса.

История франчайзинга в России

В СССР понятия «тиражирование бизнеса» не существовало, как и самого свободного предпринимательства. Франчайзинг пришел в РФ только в 1990 годах – на целый век позже, чем в страны Запада. Первопроходцами в этой сфере стали бренд Сбарро (предприятия быстрого питания) и Спортмастер (магазины по продаже товаров для спорта и отдыха).

Тормозом для развития модели тиражирования бизнеса в России было несовершенство законодательства, в котором понятие «франчайзинг» даже не упоминалось. В 1996 году вступила в силу вторая часть ГК РФ, где была глава, посвященная коммерческой концессии. С этого момента на рынке стали появляться новые франчайзеры: например, зарубежные Кока-Кола и МакДоналдс и российские Крошка-Картошка, Перекресток, Седьмой континент.

Читайте также:  С чего начать бизнес по ремонту бытовой техники

С 1997 года действует Российская Ассоциация франчайзинга, а в середине 2000-х годов возник первый интернет-каталог франшиз. Кризис 2008 года заставил ряд игроков уйти из отрасли, но уже в 2011 году ситуация восстановилась: количество франшиз на рынке превысило докризисные показатели. По оценкам экспертов, в 2019 году в РФ действует более 800 франшиз.

Легенды в истории российского франчайзинга

Subway

История компании началась в 1965 году, на российском рынке она представлена в 2004 года. Это мировая сеть ресторанов по продаже бутербродов (сабов), под вывеской которой в РФ функционирует более 650 торговых точек. 90% поставщиков продуктов в кафе бренда – местные производители.

Subway

Секрет успеха сети – окупаемость бизнеса за 1,5 лет, невысокие первоначальные инвестиции. Франшиза отличается гибким форматом: к техническому оснащению заведения предъявляются упрощенные требования, для открытия ресторана достаточно помещения площадью 40 кв. м.

Российский рынок стратегически важен для компании Сабвей. РФ занимает второе место в Европе (после Англии) по количеству заведений под вывеской бренда.

Баскин Роббинс

История бренда началась в 1945 году, в Россию он пришел одним из первых – в 1991 году. Это сеть кафе с мороженым, насчитывающая более 300 заведений в странах СНГ.

Баскин Роббинс

Считается, что причина успеха сети – разработанное ей правило: «Хозяин трудится эффективнее». Кафе, открываемыми под покровительством марки, руководят не наемные управленцы, а сами собственники.

Инвитро

Сеть медицинских лабораторий, история которой началась в 1998 году. Инструменты франчайзинга были внедрены в 2005 году. Изначально фирма предлагала клиентам 30 экспресс-тестов и не отличалась от своих конкурентов, но затем сделала качественный рывок – вывела на рынок принципиально новый продукт. Им стали экспресс-анализы: у клиентов появилась возможность узнавать результаты в течение 1 дня. Сегодня во многих офисах, работающих по франшизе Инвитро, информация предоставляется пациентам за 2 часа.

Инвитро

История франчайзинга насчитывает 1,5 века, за это время он проделал путь от модификации дистрибьюторского договора до самостоятельного бизнес-инструмента, помогающего тиражировать успешные проекты. Сегодня он продолжает развиваться и на Западе, и в России, совершенствуется его законодательное регулирование, оттачиваются схемы и механизмы.

Источник: alterainvest.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин