Атырау — небольшой по населению (140 тыс. чел.) центр самой богатой области Казахстана. Он расположен в начале дельты Яика, в 30 километрах от Каспийского моря. В Атырауской области, в основном на реке Эмбе, сосредоточены важнейшие нефтяные месторождения Казахстана, и Атырау — это что-то вроде казахского Сургута или Нового Уренгоя.
А ведь в прошлом он назывался Гурьев, и назван он был отнюдь не в честь какого-нибудь забытого революционера: основан город был в 1615 году купцом Гурием Назарьевым, который выстроил крепость в обмен на монопольное право добычи осетровых в Яике. Казахское «Атырау» переводится как «Дельта», то есть переименование уничтожает не «советский», а «русский» след в этих краях.
И это — намного символичнее, чем кажется.
В Атырау я добрался из Уральска на частнике, преодолев по выжженной степи 500 километров, о чем у меня есть отдельный репортаж. Высадились мы на железнодорожном вокзале, который совмещен с автовокзалом, и тут. Мне сделалось страшно.
Сельское хозяйство-как бизнес в Казахстане, Атырау.История Болата Жангалиева,ученика М.Сейсембаева.
Я увидел Белое Солнце Пустыни, ослепительное и палящее. Я увидел желто-коричневый город, где почти нет деревьев — только камень да пыль, асфальт да сайдинг. Я понял, что я едва ли не единственный человек славянской внешности на привокзальной площади, а вокруг сплошь те, кого в Москве называют всякими ксенофобскими терминами. Я почувствовал, сколько людей сейчас на меня смотрят — меня было видно за километр. Я понял, что нахожусь в Средней Азии.
И более того, понял я и самое неприятное: здесь «нацмен» — я!
По этой причине в районе вокзала я не фотографировал, хотя хотелось заснять автовокзал в «восточном» стиле.
Поэтому, сдав рюкзак в камеру хранения и поменяв немного валюты, я отправился в центр Атырау на такси.
Атырау — город небольшой (140 тысяч человек), и почти весь он выглядит вот так:
Море частного сектора с островками многоэтажек. Частный сектор здесь, из-за отсутствия зелени и плоских крыш выглядит самым настоящими трущобами. Я сфотографировал довольно приличный домик, и другой фотографии у меня нет — опять же, представьте, что Ваш дом фотографирует какой-то явный южанин, да еще и русского языка не знающий.
Вообще же, Атырау — это город контрастов в исконно азиатском смысле:
С роскошными новостройками тут соседствуют кварталы убогих мазанок. На кадре ниже, у самой границе центра мазанки стыдливо прикрыты забором, а над ними нависают ЖК «Гранд-Атырау» (слева) и «Атырау-Плаза» (справа), достойные Москвы и архитектурой, и масштабом. А еще обратите внимание, насколько чахлая тут растительность:
Атырау совсем не зря называют «Нефтяной столицей Казахстана» — ведь казахский Прикаспий является аналогом нашей Югры. Мощнейшие нефтяные месторождения, в том числе сверхгиганты Тенгиз и Кашаган (входят в десятку крупнейших в мире) только начинают осваиваться, а к 2020 году планируется вывести Казахстан в топ-5 лидеров нефтедобычи. Своими прославленными экономическими успехами Казахстан обязан не только грамотной политике Назарбаева (хотя и этому тоже), но и запасам нефти, которыми казахский хан сумел правильно распорядиться (что, по меркам бывшего СССР, очень и очень немало!).
Атырау Готовый Бизнес
Центр Атырау — это как бы «город в городе», построенный в первую очередь для иностранных специалистов и их обслуживания. Говорят, что это самый дорогой город Казахстана, что цены здесь выше, чем в Астане едва ли не в разы. но только в центре! На привокзальной площади цены немногим отличаются от цен в том же Уральске. Но центр Атырау — роскошен:
Самарская сторона
Исторически Гурьев, стоящий на двух берегах Яика, делился на два района. Правобережье называлось Самарская сторона, а левобережье — Бухарская сторона. Согласно одному из вариантов границы между Европой и Азией, получается, что Атырау-Гурьев стоит в двух частях света. Немудрено, что «идеальный город» был возведен именно на Самарской стороне. Ее я осмотрел более подробно, чем Бухарскую.
Главной здесь является улица Сатпаева (название еще советское, в честь великого ученого Каныша Сатпаева, основоположника советской металлогении и первого председателя АН Казахской ССР), начинающаяся у моста через Яик. В километре от реки улица пересекает площадь Махамбета:
Площадь — это «центр центра» в Атырау. Мне она немного напомнила московскую Поклонную Гору, и представляет собой мемориал, посвященный Махамбету Утемисову и Исатаю Тайманову — предводителям казахского и казачьего восстания 1837 года. Вообще, идею борьбы казахов за независимость (которая на самом деле имела не больший масштаб, чем крестьянские волнения в русских губерниях) в Казахстане пропагандируют грамотно, ставя памятники РАЗНЫМ борцам за независимость в разных городах (Сарым-Батыр в Уральске, Махамбет и Исатай в Атырау). При этом — без громких развенчаний и переписываний, без ссор и истерик.
Что за надписи вырезаны на «камнях» вдоль мемориала — не знаю, равно как и что символизирует форма камней:
Как видите, непосредственно к площади примыкают два храма — мечеть и церковь. Центром мемориала является символический курган с изваяниями Махамбета и Исатая:
Сделан сильно и очень по-казахски, по-степному!
На самом деле как таковой борьбой за независимость считать восстанием Махамбета можно с натяжкой. Это было восстание бедноты против баев-угнетателей, и основным противком Махамбета и Исатая был хан Джангир — русский ставленник в Букеевской Орде, у которого Махамбет изначально был придворным поэтом. В восстании участвовала не только казахская, но и казачья беднота. Подавляли восстание не только уральские, оренбургские и астраханские казаки, но и верные Джангиру казахи (которых было меньшинство). В общем, это было типичное восстание черни, и роль Джангира как русского ставленника и казаков как карателей — уже второстепенна.
С краю площади Махамбета — мечеть Иман, полностью современная, и явно подражающая мечетям Самарканда:
Если пройти от площади около километра на север, можно выйти к Успенскому собору (около него и были сняты кадры с частным сектором и городскими контрастами). Храм был построен еще в 1885 году, когда Гурьев был русским купеческим городом, в советское время закрыт, а восстановлен был в сильно измененном виде:
К площади Махамбета прилегает один из многих в Атырау элитный жилой комплекс. На переднем плане — отель «Ренессанс», за ним — ЖК «Ардагер»:
А вот так выглядят районы вдоль улицы Сатпаева:
Прямо по курсу — отель «Мариотт». Внизу множество кафе и магазинов, но абсолютно здесь преобладают банки, хотя бы один — в каждом здании. Здесь находится много отелей и арендных квартир, а живут в основном «белые люди» — канадцы, немцы, норвежцы, англичане и прочие. Бешенные цены здесь никого не смущают: если обычных людей таксисты возят по городу за 500 тенге (около 120р.), то буржуев — за 1500-2000 тенге (для сравнения — билет на автобус до Уральска стоит 2500 тенге).
А на меня с моим фотоаппаратом все равно смотрят косо и с опаской. И вроде бы явных поводов я не давал — но есть стойкое чувство целенаправленной маргинализации русских в Казахстане. В Атырау я чувствовал себя натуральным «хачом», «чуркой» в Москве. И это вовсе не значит, что со мной тут никто даже не разговаривал — ожидая поезда на вокзале я вполне по-человечески общался с охранником, с теткой в камере хранения, со студентом-админом в интернет-салоек, с девушкой в киоске.
. Но нигде не покидало стойкое чувство, что если кто-то захочет отобрать у меня фотоаппарат или просто избить — общественное мнение его не осудит. Собственно, как и в Москве и большинстве крупных городов России. Подавляющее большинство моих знакомых не будут отворачиваться от человека и тем более бить его ТОЛЬКО за национальность, не против с «нацменами» поговорить и даже выручить, если будет надо, но не осудят того, кто не подаст нацмену руки или учинит над ним расправу, и тем более не простят нацмену то, что простили бы россиянину. Здесь все точно так же, но НАОБОРОТ.
Причем, в Казахстане это именно бытовая ксенофобия. Местная «полициясы» на меня реагировала вполне адекватно — ни разу не интересовались, что я фотографирую, а за 4 часа пребывания на вокзале только один раз проверили мне документы, да и то цивилизованно. Как мне объяснили позднее, в Казахстане очень много нелегальных мигрантов и гастрбайтеров из Средней Азии, и казахские полицейские русских не трогают в первую очередь потому, что «больше по узбекам работают». Кстати, с узбеками на вокзале я тоже пообщался — узбеки жестче, и вдобавок очень религиозные, моя православная внешность их явно коробила.
Другая проблема — совсем другие отношения, другая система ценностей. Казахи по сравнению с русскими более индивидуалистичны, но это именно восточный индивидуализм, типа японского. Есть ощущение, что здесь не принято помогать в беде незнакомым (а сколько в России меня выручали случайные встречные!).
Но самое трудное — это дискриминация ПО ВОЗРАСТНОМУ признаку: все задавали мне вопрос «С какого ты года?», и узнав, что с 1986-го, тут же менялись в лице — видно. что они ощущали надо мной власть, даже один год разницы в Казахстане существенно расширяет права. Такова плата за «уважение к старшим», по которому так тоскуют многие россияне. Да впрочем, конкретные черты местной специфики — не главное.
А главное то, что непонятно совершенно, КАК СЕБЯ ВЕСТИ. Ведь причина ксенофобии — не в самой национальности (уверен, к «своим» русским там отношение куда мягче), а в поведении. Мое поведение выбивалось из принятого тут примерно так же, как в Москве — поведение разных «гостей с солнечного юга».
Вот с такими вот настроениями я достиг моста через Яик:
Вид с моста вдоль улицы Сатпаева — отель «Мариотт» (больше 20 этажей), вдали — ЖК «Ардагер» за площадью Махамбета:
Белое здание «брежневского» вида — Акимат, то есть региональная администрация. Правее — ЖК Гранд-Атырау:
Обратите внимание, как безлюдны улицы. Конечно, это снималось в самое жаркое время, но Самарская сторона и правда очень малолюдна, чего не сказать уже о Бухарской стороне.
Вид вдоль Яика, граница частей света — слева Европа, а справа Азия:
Обратите внимание, насколько в Яике мутная вода. А шириной он тут примерно как Москва-река. На Самарской стороне — самый крупный элитный комплекс (уже привычного типа ЖК+отель) — ЖК «Гранд-Атырау», ставший символом города, и отель «Ренко» интересной формы:
Бухарская сторона
Бухарская сторона, видимо, из-за своего положения в Азии уже не столь элитна. Она предназначена скорее для местной, казахской элиты, а не для иностранцев. Здесь все немного проще:
Многие постройки — однозначно «внутреннего пользования», например, Дворец Спорта пастельных тонов слева. А новоделы уже намного примитивнее:
Здесь я отснял мало, потому что на Бухарской стороне намного менее спокойно. Однако сразу бросилось в глаза обилие сталинских построек:
Такой «идеальный советский город» с туристических открыток из Средней Азии, только вместо лозунгов рекламные щиты. В начале моста — стела, такая же как на Самарской стороне:
А сталинки тут очень эффектные и очень уместные:
На одном из зданий был потрясающе красивый портал в бухарском стиле, но я его не заснял — рядом стоял полицейский. И за иностранного специалиста, фотографирующего на память места своей работы, я бы никак, увы, не прокатил. Скорее — за злоумышленника, который хотел «падзарвать» иностранных специалистов, дабы подкосить экономическое процветание Казахстана.
Типичные сталинки Бухарской стороны. Кадры так себе, знаю — этот погубило Солнце:
А этот я снимал на ходу из окна такси, попутно рассказывая таксисту, что у меня тут друзья живут, вместе с ними в Челябинске учился, а ехал через Уральск и приехал раньше времени, и вот пока они еще на работе — решил погулять:
Самое зрелищное здание на Бухарской стороне — Казахский театр имени Махамбета, видимо, 1950-х годов постройки:
Теоретически, в Атырау имеется еще один интересный сталинский район — Жилгородок, то есть сталинский соцгород работников НПЗ (а в Атырау действует нефтеперерабатывающий завод), построенный в национальном стиле, причем там преобладают малоэтажные дома. Но я туда не поехал — устал, да и нервно было слишком.
. В целом Казахстан мне понравился: это состоявшееся, взрослое государство. Сами казахи — достаточно цивилизованный азиатский народ, вроде корейцев. Здесь много, конечно, и всякого быдла — но примерно столько же, сколько в славянских странах бывшего СССР.
И чем дальше, тем больше я думаю, что в Казахстан мне хочется вернуться, увидеть Алма-Ату, Астану, Туркестан, Семипалатинск, Мангышлак, Бур абай и многое другое.
Из Атырау я уехал ночным поездом в Астрахань, но следующий репортаж, в завершение степной темы, будет про Баскунчак.
Источник: varandej.livejournal.com
Кто такие атырау бизнес
Дулат ТАСЫМОВ, «Ак жайык», 19 февраля
Наверное, не раз наш обыватель задавался этим вопросом. И всякий раз приходил к мнению, что нефтяной Атырау принадлежит иностранным компаниям — таким как американская ChevronTexaco или же итальянская Eni, которые вложили инвестиции и разрабатывают гигантские месторождения Тенгиз и Кашаган. Это действительно так.
Но сколько у нас разнокалиберных отечественных фирм и компаний, имеющих небольшие месторождения и спокойненько качающих себе нефть, не думая ни о какой диверсификации производства? Таких в области как минимум пара десятков. Кому они принадлежат и кто имеет солидный доход от нефтяных качалок — обычно не афишируется. Нефтяной бизнес у нас был и остается непрозрачным.
Надеемся, до поры до времени. Ну а пока расскажем о тех компаниях, которые сегодня имеют лицензии на разработку месторождений в Атырауской области.
Начнем с гигантов. Список возглавляют ЗАО «НК «Казмунайгаз», ТОО «Тенгизшевройл» и «Аджип ККО». Последняя компания хоть и не добывает нефть, но отхватила самое большое месторождение страны.
Национальная компания «Казмунайгаз» — в Атырауской области представлена несколькими филиалами и дочерними компаниями. В частности, Западными филиалами ЗАО «Казтрансойл» и ОАО «Эмбамунайгаз». Первый контролирует эксплуатацию нефтегазопроводных артерий, второй занимается исключительно добычей углеводородов.
ОАО «ЭМГ» разрабатывает 39 месторождений, 21 из которых находится на поздней стадии разработки. На 1 января 2003 года углеводородные запасы компании составили 78 млн 488 тысяч тонн нефти. В прошлом году «Эмбамунайгаз» добыл 2,6 млн тонн нефти. Это много, если сравнивать с объемом производства таких небольших нефтяных компаний, как «АНАКО» или же «Гюрал», но мало по сравнению, например, с ТШО.
Видимо, поэтому руководство «Казмунайгаза» походатайствовало перед Минэнерго о выделении «ЭМГ» лицензии на разведку на блоке Р-9. Более 1 млрд тенге выделила компания на то, чтобы в течение 4 лет (2004-2008 гг.) провести все необходимые исследовательские работы на 17 структурах, включая поисково-разведочное бурение. Отметим, что прогнозно-извлекаемые запасы разведываемого участка оцениваются в 24 млн тонн нефти.
ТОО «Тенгизшевройл» — своего рода уникальная компания не только в Казахстане, но и на постсоветском пространстве. Контракт по Тенгизскому проекту не является Соглашением о разделе продукции (СРП). ТШО в своей деятельности руководствуется положениями Соглашения по проекту, Договора о формировании и других учредительных документов ТОО «Тенгизшевройл», одобренных Указом Президента Республики Казахстан № 1168 от 6 апреля 1993 года.
Доминирующее положение в компании занимают американцы. «ChevronTexaco» и «ExxonMobil» владеют 50 и 25 процентами соответственно, еще 5% принадлежат российско-американской компании «Lukarco». Доля «Казмунайгаза» всего 20%.
Одним из членов Совета партнерства от НК «КазМунайГаз», по последним данным, является первый вице-президент Тимур Кулибаев. Сумма инвестиций по проекту освоения Тенгиза, рассчитанному на 40 лет, должна составить $20 млрд. Согласно прогнозу, извлекаемые запасы месторождения, открытого в 1979 году, составляют от 750 млн до 1,1 млрд тонн нефти.
МАЛ ЗОЛОТНИК, ДА ДОРОГ
Список же малых предприятий, занимающихся добычей нефти в Атырауской области, вполне достойно может возглавлять АО «АНАКО». Во-первых, компания зарегистрирована в Атырау и платит налоги в местный бюджет. Во-вторых, несмотря на соблазн сесть на нефтяную «иглу», президент компании Сагат Тугельбаев вот уже который год целеустремленно проводит политику диверсификации производства. Добыча нефти на месторождении Кырыкмылтык стала стимулом для развития побочных производств. Группа компаний «Заман», возглавляемая бывшим акимом области, наладила производство хлеба, мясопродуктов.
Кроме «АНАКО», по нашим подсчетам, лицензии на разработку того или иного месторождения имеют 25 нефтяных компаний. И почти половина из них зарегистрирована вне Атырауской области. Нужно отметить, что большинство месторождений, которыми они владеют т.н. забалансовые, где извлекаемые запасы не превышают 1 млн тонн нефти.
К примеру, ТОО «Ала ойл» зарегистрировано в Алматы, но занимается разведкой и добычей углеводородного сырья на блоках в Атырауской области.
ОАО «Арал петролеум» — разведка и добыча углеводородного сырья на участке Лиман. Помимо этого компания имеет лицензию на разведку и добычу нефти на участке Арысь.
ТОО «Е.М.Е.» — лицензия на добычу углеводородного сырья на нефтяном месторождении Масабай.
Среди малоизвестных атырауских фирм отметим компанию «Altius petroleum international B.V.», имеющую лицензию на доразведку и добычу углеводородного сырья на нефтяных месторождениях Бесболек и Каратайкыз в Макатском районе.
АОЗТ «Атыраумунай» разрабатывает месторождение Дараймолла в пределах лицензионного блока XXIV–12-А в Махамбетском районе. СП «Гюрал» — доразведка, обустройство и добыча углеводородного сырья, переработка добытых продуктов — лицензия на месторождение Северный Бакланий, что в Махамбетском районе. ТОО «Казахойл Тельф» — лицензия на добычу нефти на месторождениях Кара-Арна и Кок-Арна Восточная, расположенных в пределах блока XXIX-14-B.
СОВМЕСТНО С РОССИЕЙ
Это только часть тех небольших компаний, которым посчастливилось добывать нефть именно сегодня, когда цены на углеводородное сырье на мировом рынке стабильно высокие. Большинство из них, как мы уже говорили, сосредоточили свои усилия исключительно на добыче и продаже нефти.
Говоря о морских проектах (кроме месторождения Кашаган), необходимо отметить, что работы на шельфе Каспия только начинаются, и говорить о добыче нефти еще рановато.
В первую очередь это проекты «Курмангазы», «Хвалынское» и «Центральное». Все три месторождения будут разрабатываться совместно с Россией.
По прогнозам многих специалистов, запасы вышеназванных месторождений невелики по сравнению с Кашаганом. И тем не менее, Казахстан и Россия намереваются вложить не один миллиард долларов в разведку, а потом и добычу.
По оценке экспертов, суммарные запасы нефти на лицензионной площади структуры Курмангазы оцениваются в 240 млн тонн. На первом этапе планируется добывать 100 тыс. тонн нефти в год, а через 6-7 лет увеличить объем добычи до 10 млн тонн в год. Проект рассчитан на 30 лет, срок окупаемости 7-10 лет. Предварительно на этапе поисково-разведочных работ планируется инвестировать $100-120 млн. Общая стоимость проекта освоения участка составит порядка $1,5 млрд.
РАЗДЕЛЯЮТ И ВЛАСТВУЮТ
Среди морских проектов освоения шельфа Северного Каспия основное значение придается разработке Кашаганского месторождения.
Компания «Аджип Казахстан Каспий Организэйшн», в просторечии «Аджип ККО», занятая осуществлением данного проекта, тоже состоит сплошь из зарубежных нефтяных «монстров». Долями в консорциуме владеют итальянская Eni – 16,67%, британская BG Group – 16,67 %, американская ExxonMobil – 16,67%, французская Total – 16,67%, британо-голландская Shell – 16,67%, американская ConocoPhillips – 8,33%, японская INPEX – 8,33%. Соглашение о разделе продукции подписано в 1997 году. По официальным данным, геологические запасы на всей контрактной территории консорциума превышают 5 млрд тонн нефти, а извлекаемые запасы на блоке Кашаган – 1,4 млрд тонн.
В рамках опытно-промышленной разработки по СРП разведочные работы ведутся на 6 из 11 морских блоков (месторождения Восточное, Западное, Юго-Западный Кашаган, Каламкас, Актоты, Кайран).
ЭТОТ ЯДОВИТЫЙ МЕРКАПТАН
Недавно консорциум провел серию консультационных встреч с общественностью Атырауской и Мангистауской областей по оценке воздействия опытно-промышленной разработки Кашаганского месторождения на окружающую среду.
Между тем уже сам метод проведения этих консультационных встреч вызвал немало нареканий со стороны НПО и средств массовой информации. Заметим, что «Аджип ККО» во время этих встреч разбил общественность на отдельные группы: маслихаты, ветераны, НПО, СМИ, проведя с каждой из них отдельный разговор.
У МЕДАЛИ ДВЕ СТОРОНЫ
Нефтяные компании приносят атырауцам не только благополучие и высокооплачиваемую работу, но и кучу экологических проблем. Об обратной стороне медали никто из официальных лиц особо не распространяется, а усилия независимых экспертов привлечь к ней внимание общественности остаются тщетными.
Удивительно, но намерение «Аджип ККО» построить газоперерабатывающий завод близ села Карабатан вызвало негодование лишь у НПО, но не у властей и населения, которое у нас всегда пассивно.
ГПЗ на Аксарайском месторождении в соседней Астраханской области стоит в 60 км от областного центра. За последние годы завод, травивший всю округу, до того достал местных жителей, что они взроптали и потребовали от властей принятия каких-либо мер. В результате производительность завода была снижена на 75%, соответственно уменьшились и выбросы вредных веществ в атмосферу.
Источник: nomad.su
Великая степь, Атырау — нефтяная столица Казахстана
Привет! Этот журнал больше обновляться не будет. Если вам интересны наши посты, присоединяйтесь к нам:
* В инстаграме — https://www.instagram.com/_pashalena_/, где мы вдохновляем на путешествия фотографиями и рассказами.
* В телеграме — https://t.me/iz_drugogo_testa, где мы пишем о том, как живут люди в разных городах и странах.
До встречи 😉
Целью нашей поездки в Атырау было знакомство с Казахстаном. И пускай классическому туристу, падкому на ярчайшие достопримечательности и толстые путеводители, здесь делать нечего, нам удалось найти много интересного, а это значит, что мы ещё вернёмся.
Ехать в Атырау мы решили на поезде, машину оставили в Астрахани. И, как впоследствии выяснилось, это было правильным решением. Но обо всём по порядку.
Вокзал в Астрахани — уникальная смесь казахского, кавказского и русского. Перед поездом мы коротали время в привокзальной шашлычной в компании казахов, чеченцев и дагестанцев (неподалёку находилась остановка маршруток до Грозного и Махачкалы).
На одном из путей стояли новенькие блестящие вагоны «ТрансКлассСервис». Нет, эти точно не наши, наверное, поезд идёт в Москву.
Наш поезд оказался куда скромнее. Короткий, голубенький, выкрашенный в цвета флага и выцветший от времени.
Внутри казахи ничего не изменили с советских времён. Единственное отличие — занавески с логотипом казахских железных дорог да брендированное бельё с мягким полотенцем. Деревянные окна протирают от пыли, вероятно, только по очень большим праздникам.
О прохождении таможни и приятных соседях мы уже писали ранее в отдельном посте.
Детки казахские очень милые.
Пока поезд едет до российской таможни, за окном мелькает зелень — верный признак, что рядом находится дельта Волги.
Но как только поезд поворачивает на восток в сторону Казахстана, начинается бескрайняя степь. На одной из станций Паша отбежал в магазин и чуть было не опоздал на поезд, хорошо проводник побежал и вернул его, горемычного.
Ночью проводники подсадили каких-то людей, которые с лёгкостью влезли на третью полку плацкарта (там обычно багаж хранят) и сразу же уснули 🙂
В Атырау мы приехали очень рано, так как протупили с переводом часов. Оказывается, поезда в Казахстане ходят по времени Алма-Аты, а в Астрахани время на один час отличается от московского. Итого, по непереведённому времени (по которому мы жили до этого и ложились спать в поезде) выгрузились в Атырау мы ровно в 4 утра :). Иллюстрация на тему «поднять подняли, а разбудить забыли».
Прокатившись на автобусе до центра, поймали частника и домчали до наших хостов, чтобы познакомиться, принять душ после поезда и выгрузить вещи перед дневной прогулкой.
Частник довёз за 500 тенге. Курс сейчас такой: 1 рубль = 5 тенге. Поскольку цены в Атырау довольно низкие, а разница курса в пять раз не то чтобы огромная, с непривычки все цены кажутся очень высокими. Особенно тяжко в кафе, когда быстро сканируешь меню, видишь салат за 600 и не сразу понимаешь, что это всего 120 наших деревянных 🙂
Дом и район наших хостов выглядел устрашающе: кругом мусор, болото (комары и лягушки прилагаются), бездомные животные и какие-то гаражи.
Открываешь дверь в квартиру и попадаешь в другой мир: современный стильный ремонт и прохлада кондиционера. В странах бывшего СССР (в том числе в России) повсеместно наблюдается потрясающее безразличие к общественному пространству.
Отправились гулять по району Жилгородок. Здесь в 40-х годах был посёлок нефтяников, который дал начало городу.
Несколько дней назад был дождь, и теперь стоит вода. Земля в степи очень своеобразная, даже не умеет впитывать воду.
Остатки былой роскоши потихоньку разваливаются (мы про сталинскую архитектуру).
В Жилгородке очень много зелени и уютно гулять даже в 35-градусную жару. Идея поехать в июле гулять по Казахстану, конечно, довольно спорная 🙂
Знаменитый пешеходный мост через реку Урал, соединяющий Европу и Азию, начинается очень странно. По узкой тропке вы выходите на средней ширины асфальтированный тротуар, переходящий в мост.
Мост построен в 2001 году, но его лестницы уже разваливаются.
Длина моста составляет 550 метров, мост внесён в книгу рекордов Гиннесса как самый длинный пешеходный мост в мире. Часть длины моста идёт над сушей, река Урал не настолько широка.
С моста видны заводы нефтяной промышленности.
Почти все надписи в Казахстане на русском, даже вандалы, нацарапавшие нечто на мосту, изъясняются на языке Пушкина и Достоевского.
С другой, азиатской, стороны мост упирается в парк и коттеджный посёлок. Вероятно, этот вход на мост считается более торжественным.
Парк стандартный и посвящён Wow.
А это — типичный городской пейзаж. Попасть к дому можно, пройдя через мостки над болотцем. Болотце образовывается после дождей или вследствие обильного полива деревьев.
Про важную роль зелени в жизни степного города читайте в наших путевых заметках из Атырау.
Наружная реклама заслуживает отдельного упоминания. Здесь рекламируют такой популярный продукт, как тендерные гарантии.
Здесь государство предлагает бизнесу легализоваться.
В Казахстане живёт много русских. Мужчина с внешностью одновременно и русского, и казаха рекламирует торговый центр.
А ещё по всему городу рекламируют программу развития страны под названием «Казахстан 2030». Назарбаеву, скорее всего, не придётся отвечать за результаты этой программы. Вот она, азиатская хитрость в действии!
В 2001 году в городе была открыта центральная мечеть, выполненная в стиле мечетей Узбекистана.
Около мечети на жарком солнце сушатся ковры.
Исламизация в Казахстане набирает обороты. Сейчас уже не трудно встретить на улицах одетых по строгим канонам женщин и мужчин с характерной исламской бородой. По словам наших хостов, популярность ислама увеличивается, а светские власти не могут этому помешать. На улице даже в парандже ходят, и это уже не единичный случай.
А вот главная площадь с памятником молодой казахской государственности.
Тут же шикарнейший фонтан. Хорошо охладиться рядом с такой струйкой 🙂
Это не просто фонтан, это тоталитарный фонтан, о чём свидетельствует скромный внешний вид и запреты.
Зашли в столовую охладиться и заодно пообедать. При входе встречает огромный шкаф-кондиционер.
Манты очень вкусные и дешёвые. Вообще, если в Казахстане ходить по простым заведениям, еда будет стоить копейки.
А вот обычный жилой район города. Благоустройством не блещет.
Православная церковь является местом встреч русского мира. Попали на похороны, говорят, к добру.
Немного нервная реклама бургеров.
Фонтан на площади перед акиматом (так называется в Казахстане орган власти) не работает. Ещё бы, чего ему работать при +35, нет в нём потребности 🙂
Заведения и парки любят эксплуатировать образы кораблей пустыни.
Перебежками между теньком и солнечными участками добираемся до городского пляжа на реке Урал.
Купаться запрещено, но когда это кого останавливало.
По автомобильному мосту переходим снова в Европу, о чём нам напоминает беседка. Вечером ребята катали нас по городу на машине, так мы и ездили из Европы в Азию и обратно.
Вечером хосты привезли нас в ресторан казахской кухни, и началась великая дегустация.
Лена поела салат из осетрины, который называется «Атырау». Стоит всего 1500 тенге (300 рублей). Кстати, осетрину называют красной рыбой, хотя само мясо белое. Очень вкусно.
Паша дегустировал конину. Вкусно, хотя и немного непривычно. Стоит блюдо около 2000 тенге (400 рублей).
На следующее утро ребята довезли нас до вокзала и посадили на групповое такси до Астрахани. Вот ещё несколько штрихов в дополнение к рассказу об этой дороге.
Асфальт то плохой, то очень плохой. Даже кран Галичанин не смог проехать.
Кстати, на фото запечатлён исчезающе редкий случай, когда работник ГАИ занимается чем-то, кроме поборов 🙂
Дорога — это отвратительный асфальт и степь с ровными рядами столбов. Водят в Казахстане на трассе довольно спокойно, только в городе Атырау поактивнее, да и то в час пик. У водителей есть привычка бибикать сразу после того, как загорается зелёный свет.
Рядом с немногочисленными казахскими деревнями пасутся кони и верблюды.
А вот и сама деревня. Мечеть, столбы и ряды одинаковых домов.
Периодически животные переходят дорогу.
Границу прошли легко и довольно быстро. Судя по минимальному количеству бардака, эта граница — самая цивилизованная в Средней Азии 🙂
Въехав в Россию, сразу обратили внимание на принципиально другое качество асфальта. А ещё прокатились по платному понтонному мосту.
Нам понравилось в Казахстане, обязательно вернёмся. Никаких проявлений ненависти к русским мы не заметили, все говорят по-русски и негатив не демонстрируют. Люди добрые и улыбаются. В одном кафе у нас не хватило тенге на минимальный завтрак, и нам мало того, что разрешили оплатить только часть счёта, так ещё и компотом с хлебом угостили за счёт заведения 🙂
Все ссылки на отчёты из поездки по Великой Степи:
Источник: pashalena.livejournal.com