Лидер находит великую мечту, а затем находит людей. Люди находят лидера, а затем — его мечту.
Махатма Ганди
В этой главе остановимся подробнее на вопросах отношения лидера и последователей.
Отношение в самом общем виде трактуется как взаиморасположение объектов и их свойства. Следуя положениям теории отношений, разработанной отечественными психологами (А. Ф. Лазурским, В. Н. Мясищевым), в каждой личности заложена система субъективно-оценочных, сознательно-избирательных отношений к окружающей действительности, основанная на ранее приобретенном, интериоризированном опыте взаимоотношений с другими людьми. Эта система отношений определяет характер переживаний личности, особенности восприятия действительности, характер поведенческих реакций на внешние воздействия.
Таким образом, вступая во взаимоотношения друг с другом для решения профессиональных задач, лидеры и последователи непременно сталкиваются с проблемой разного видения и понимания происходящего, с разными переживаниями, оценками и поведением.
Кем стали Косенко l Артем Маслов l Артур из БМ l Последователи Парабеллума
Эффективность работы последователей
При изучении проблем лидерства трудно переоценить роль последователей. Многочисленные источники, обращенные к вопросам лидерства, используют понятия «подчиненные», «последователи». С нашей точки зрения, это близкие, но не синонимичные понятия.
Нам представляется, что понятие «последователь» — более широкое, включающее в себя роль подчиненного. Эта роль подчеркивает формальный характер взаимодействия с лидером, основанного на должностном положении.
Последователи — это группа людей, активно взаимодействующая с лидером для совместного решения поставленных задач, оказывающая влияние на лидера посредством своих установок, поведения, отношения к лидеру и результату совместной деятельности.
Каждый человек своей жизни выступает и в роли лидера, и в роли последователя. Распределение ролей зависит от ситуаций, в которых люди оказываются. Чаще исполняется вторая роль. Поэтому взаимоотношения, в которые вступают лидеры и последователи, интересно изучить не только с точки зрения лидеров, но и с позиции последователей.
На эту тему проведено немного исследований, но на основании уже существующих можно утверждать, что эффективность лидера во многом зависит не только от него самого, но и от его последователей. Последователи и лидеры влияют друг на друга. Многие необходимые лидеру качества столь же необходимы и последователям.
Независимые, инициативные, смелые и преданные общему делу последователи обеспечивают поддержку лидеру (конечно, если его всерьез интересуют корпоративные цели и ценности). Примерами могут служить ситуации в армии и на флоте, когда команды поддерживают своих командиров в решении поставленных задач, берут на себя инициативу, избегая излишней регламентации действий и конфликтов.
Что делает работу последователей эффективной?
Ричард Дафт выделяет следующие характеристики.
- • Ясные убеждения и стремление высказывать свои мысли лидеру, несмотря на риск потерять работу или оказаться в одиночестве.
- • Умение взять на себя риски, сомнение по поводу существующего положения вещей, участие в изменениях, уход из организации, если это необходимо.
- • Стремление взять на себя ответственность, чувство сопричастности миссии организации, создание возможности для своего развития. Эффективные последователи не ждут, пока лидер или организация обеспечат их безопасность и создадут условия для роста. Вместо этого они сами создают возможности для своего развития и раскрывают свой потенциал.
- • Стремление служить другим людям, понимание нужд организации, направление своих усилий на их удовлетворение. В этом последователь подобен лидеру, служащему другим людям. Поддерживающий лидера последователь может дополнять его в сферах, где тот менее компетентен. Проявляя стремление служить другим людям, последователь, так же как и эффективный лидер, вселяет в окружающих оптимизм и воодушевляет их.
Джордж Буш — старший, занимавший пост вице-президента США при Рональде Рейгане, проявил качества незаурядного последователя. Имея свою точку зрения и порою вступая в разногласия с президентом, Буш ради блага страны публично всегда поддерживал Рейгана и никогда не доводил дело до открытой конфронтации.
Ученики и последователи Тони Роббинса
- • Стремление к справедливости. Эффективный последователь имеет четкие моральные принципы, которые никогда не нарушает ради «общей гармонии». Такой человек будет противостоять лидеру, если действия последнего идут вразрез с интересами организации. Настоящий лидер окружает себя последователями, способными высказать свою точку зрения и подвергнуть сомнению существующее положение вещей. Например, Лу Герстнер (Lou Gerstner), главный исполнительный директор IBM, пригласил на должность вице-президента компании и корпоративного консультанта Ларри Ричарди (Larry Ricciardi), зная, что тот будет подвергать сомнению концепции и решения своего босса. Лидеры, как и все люди, могут ошибаться. И эффективность лидера во многом зависит от последователей, способных честно изложить собственную позицию и отстоять ее.
- • Стремление участвовать в изменениях. Эффективные последователи рассматривают участие в изменениях как обязанность всех членов организации. В периоды сложных трансформаций такие люди поддерживают лидера, не опасаясь новшеств. Например, когда Nova Scotia, отделение по переработке нефти компании Imperial Oil’s Darthmouth, столкнулось с серьезными трудностями, его начальник обратился к Дэвиду Числетту (David Chislett), одному из своих последователей, с просьбой оставить должность менеджера и ради внедрения новой стратегии занять позицию рядового рабочего. Дэвид согласился и на новом посту внес большой вклад в осуществление трансформаций и улучшение корпоративной деятельности.
Иногда ситуация складывается таким образом, что сотрудник бывает вынужден покинуть организацию. Особенно это касается случаев, когда лидеры не желают инициировать и поддерживать необходимые изменения [18].
Вопросы и задания
1. Есть ли в данный момент в вашем окружении люди, которых вы бы выбрали в качестве своих последователей, если бы были лидером? Обладают ли они характеристиками эффективного последователя по Р. Л. Дафту?
2. Как вы думаете, кого легче сделать эффективным последователем: знакомого или незнакомого вам человека? Обоснуйте свое мнение.
Источник: studme.org
Стратегия последователя
Фирма-последователь — это фирма, обладающая ограниченными возможностями и стремящаяся сохранить свою долю на рынке за счет следования за лидером (подражая лидеру). Стратегическая задача последователя — своевременная имитация поведения лидера. Преимущество конкурентной позиции последователя заключается в том, что он получает возможность поддерживать уровень доходности за счет минимизации своих издержек благодаря экономии на исследованиях рынка и инвестициях в маркетинг, которые ложатся на лидера.
Стратегия последователя применяется не только небольшими фирмами. Предпочитают ее и крупные фирмы, действующие в капиталоемких, производящих однородные продукты отраслях (металлургия, производство удобрений, химикатов), и на рынках, где покупатели чувствительны к цене. В таких условиях любые активные конкурентные действия наносят большой вред всем конкурентам, что заставляет их воздерживаться от атак на соперников и поддерживать сложившуюся ситуацию, следуя за лидером. Это не означает, что каждый из них не предпринимает усилий для расширения собственной доли рынка. Но решается эта задача исключительно партизанскими действиями.
Последователь может избрать разные способы следования за лидером. Выделяют четыре типа последователей:
- • Приспособленец, видоизменяя и улучшая, адаптирует продукт для рынков, где лидер не представлен. Именно из приспособленцев вырастают претенденты на лидерство.
- • Имитатор, воспроизводя основные характеристики продукта лидера, придает ему некоторые отличия в упаковке, рекламе и ценах, избегая конфронтации с лидером.
- • Двойник копирует продукт лидера: его свойства, систему продвижения, название и упаковку, допуская лишь малосущественные отличия. Типичный пример — малозаметные изменения в названии торговой марки: «Сосо-Со1о» вместо «Coca-Cola», «Adidos» вместо «Adidas», «Hike» вместо «Nike». Стратегия двойника — паразитировать на инвестициях лидера.
- • Подражатель копирует продукт лидера в полном объеме. Нарушая закон о добросовестной конкуренции, он реализует свою продукцию на черном рынке или через сомнительных посредников.
При всем этом набор конкурентных задач, стоящих перед конкретным последователем, будет определяться тем конкурентным потенциалом, которым он обладает.
Фирма с сильной конкурентной позицией должна предпринимать действия, направленную на поиск источников укрепления конкурентных преимуществ. Для этого она должна:
- 1. Концентрировать внимание на конкуренции в сегментах рынка, незанятых лидером, прилагая усилия для поиска свободных ниш, выбора приоритетных групп потребителей и захвата небольших фирм.
- 2. Сосредоточить усилия на углублении специализации с целью недопущения технологического отставания от лидера и создания лучшего товара в перспективе.
- 3. Перенести акцент стратегической политики с экономического роста на инновации с целью создания отличительного имиджа фирмы.
Фирма со слабой конкурентной позицией должна предпринимать действия, направленные на усиление собственной конкурентной позиции. Для этого она должна:
- 6. Расширить деятельность в сегментах дешевой продукции.
- 7. Применять новые способы дифференциации продукта.
- 8. Концентрировать усилия на удержании достигнутых результатов: объема продаж и доли рынка, уровня рентабельности и конкурентоспособности.
- 9. Предпринимать действия, обеспечивающие получение краткосрочной прибыли.
Источник: bstudy.net
Последователи в бизнесе из блога Алексей Гридковец
Занимаясь каким-либо делом, или, как сегодня принято говорить в большинстве случаев, «занимаясь бизнесом», предприниматель, рано или поздно, так или иначе, задумывается над смыслом всех своих действий и начинаний. Что-то вроде:
«Вот я придумал все это, «поднял на ноги», недоедал-недосыпал, обеспечил, «раскрутил», развил, продвинул, обучил, расширил… а зачем? Ради чего? Или, возможно, ради кого?
Для того, чтобы просто закрыть вопросы выживания или занятости? Или моим главным мотивом всегда было улучшить уровень комфорта своей жизни? А может меня сподвигла на все эти не самые ординарные действия жажда славы или стремление «оказаться в элите»? А что, если это был просто «спортивный интерес», который и по сей день является моей главной движущей силой? Или же моей путеводной звездой была и остается некая великая идея?»
Какой бы вопрос из перечисленных выше, а также им подобных, не пришел на ум предпринимателю, в целом, такой прецедент можно было бы обозначить как «попытка осмыслить свою деятельность в качестве владельца, или родоначальника, бизнеса». Если вам знакома такая ситуация, то мы хотим предложить вам простой, но эффективный метод оценки смысла бизнеса.
Суть данного метода состоит в том, чтобы попытаться определить, кто является вашим последователем и вашим преемником.
Существует всего две разновидности мотивации тех, кто «идет за вами»:
1) те, кто идет, на самом деле, только за вашими (или же предоставляемыми вами) деньгами;
2) те, кто идет, в прямом и переносном смыслах, за вами.
Нет никакого смысла искать последователей среди тех, кого мотивируют только ваши деньги. Ваших последователей там нет и быть не может.
Среди тех, кто идет непосредственно за вами, стоит отметить 3 ключевых характера мотивации:
• идущие за силой влияния вашей личности;
• идущие за силой ваших знаний и принципов;
• идущие за силой вашей мечты и идей ее достижения.
Итак, в итоге получится:
1) Если среди тех, кого вы считаете своим близким окружением нет никого, кто способен идти за вами не из-за денег, а из-за вас лично, то, хоть это и прозвучит немного жестко, но предельно ясно и точно – все ваши старания в качестве предпринимателя не имеют никакой осмысленности в каком-либо мало-мальски долгосрочном периоде. Их основное назначение – удовлетворение краткосрочных потребностей и нужд. И совсем не важно, в каких масштабах и количествах. Это тот случай, когда вам не стоит питать иллюзий, что«ваше дело» будет иметь продолжение, относящееся к вам (имя, традиции, имидж, идеи, цели). Все «ваше»исчезнет из «вашего дела» либо с отходом вас от дел, либо еще раньше — вместе с истощением финансовых показателей вашего бизнеса.
Мы вам рекомендуем не дожидаться ни того, ни другого варианта развития событий. Конечно же, только в том случае, когда вопрос обнаружения смысла для вашего дела, в долгосрочной перспективе, для вас является актуальным.
Достаточно посмотреть в своем окружении или выйти за пределы такового, чтобы найти там значительно более сильный бизнес и/или сильную личность (при этом, близкие вам «по духу») и стать их представителем. Это вдохнет во всю вашу жизнь и деятельность и более высокий смысл, и новые знания, и ощущение собственного личностного роста, и, само собой, новую прибыль.
2) Если вы обнаружили среди своих последователей хотя бы одного (это в наше время уже большая редкость и успех) человека, кто способен идти за вами «и в огонь и в воду», то у вас есть реальный шанс усилить свой собственный бизнес и передать его следующим поколениям, тем самым став для своего дела настоящим родоначальником. Сам по себе подобный факт будет служить подтверждением того, что вы уже ведомы либо сильной идеей, либо сильным личностным примером.
В этом случае мы можем рекомендовать вам продолжать концентрировать свое внимание на самом главном для вас, а также усилить себя в области систематизации знаний об организации, развитии, продвижении, ведении и передачи родового дела (бизнеса).
Источник: smartafisha.ru