В рамках международной сертификации бизнес-тренеров выделяется единая иерархическая структура требований к компетенции и дополнительная ветвь сертифицированных программ. Иерархическая структура компетенций включает в себя категории, кото-рые обозначаются по , первым буквам латинского алфавита: А, В1, В2, С и D.
Дополнительная ветвь сертифицируемых программ обозначается латинской буквой ‘ S (отангл. specialist — специалист).
Присвоение международной квалификации бизнес-тренера категории S означает, что данный специалист не только соответствует первичному уровню требований к квалификации бизнес- тренера, но и умеет качественно и надежно проводит тренинги по ассоциированным программам. К числу ассоциированных программ на настоящий момент принадлежат тренинги:
по методу «Структограмма» (Швейцария);
по метбду «Триограмма» (Швейцария);
по восьми методам, разработанным и представленным на рынке европейскими специалистами из тренингового концерна HMD (Европейский Союз);
БИЗНЕС ТРЕНЕРЫ: как ОБМАНУТЬ ВСЕХ
по 24 программам, разработанным и представленным на российском рынке компанией Международный Институт Менеджмента (Российская Федерация).
Постепенно к проекту присоединяются и другие разработчики тренинговых программ из многих стран мира, в том числе и из России.
Поэтому сертификация по категории S может стать одной из наиболее популярных систем в мире.
Иерархическая структура компетенций представлена пятью уровнями квалификации, которые можно отразить следующим образом.
Уровень сертификации и его наименование
Уровень А. Директор корпоративного университета. Тренер- консультант.
Требования к опыту
Опыт работы в качестве бизнес-тренера не менее 7 лет. Не менее 2800 часов успешно проведенных бизнес-тренингов. Каждые 10 лет тренер обязан проходить процедуру подтверждения сертификации.
Описание уровня
Бизнес-тренер категории А способен сформировать и организовать проведение комплекса мероприятий по повышению квали-фикации, в том числе охватывающих:
транснациональные стратегические и тактические бизнес-задачи;
все уровни иерархической и функциональной организации корпорации.
Для участия в сертификации кандидат должен владеть комплексами приемов работы на основе не менее 10 методических систем и школ проведения бизнес-тренингов.
Кандидат должен иметь опыт проведения тренингов для представителей не менее четырех функциональных направлений бизнеса.
Как и на уровне В1, к кандидату предъявляется следующее требование: не менее двух языков обучения.
Кандидат должен уметь эффективно проводить и формировать системы развивающих мероприятий, ориентированных на:
развитие квалификации и мотивации участников тренинга;
развитие системы . и качества взаимодействия участников тренинга в реальных условиях;
принятие практических бизнес-решений и решение практических бизнес-задач.
Ассессмент и сертификация проводятся на двух основных языках (русский и иностранный по выбору сертифицирующегося).
Что должен знать и уметь бизнес-тренер? Программа обучения в Школе Тренеров Алены Сысоевой
Уровень сертификации и его наименование
Уровень В2. Бизнес-тренер-универсал. Требования к опыту
Опыт работы в качестве бизнес-тренера не менее 5 лет. Не менее 2000 часов успешно проведенных бизнес-тренингов. Каждые 7 лет тренер обязан проходить процедуру подтверждения сертификации. Описание уровня
Бизнес-тренер категории В2 способен сформировать комплекс активных обучающих мероприятий, пронизывающих все сферы деятельности корпорации, и провести его. Для этого кандидат должен глубоко представлять систему бизнес-процессов корпорации, взаимосвязи между отдельными подразделениями или участками работ; уметь формировать профили компетенций для различных должностей.
Кандидат должен уметь эффективно проводить и формировать тренинги, ориентированные на:
•’ развитие квалификации и мотивации участников тренинга;
развитие системы и качества взаимодействия участников тренинга в реальных условиях;
принятие практических бизнес-решений и решение практических бизнес-задач.
Уровень сертификации и его наименование
Бизнес-тренер международных проектов.
Требования к опыту
Опыт работы в качестве бизнес-тренера не менее 5 лет.
Не менее 2000 часов успешно проведенных бизнес-тренингов.
Каждые 7 лет тренер обязан проходить процедуру подтверждения сертификации.
Бизнес-тренер категории В1 способен сформировать и осуществить проведение комплекса активных обучающих мероприятий в межнациональной среде.
Ассессмент и сертификация проводятся на двух основных языках (русский и Иностранный по выбору сертифицирующегося).
Кандидат должен уметь эффективно проводить и формировать тренинги, ориентированные на:
развитие квалификации и мотивации участников тренинга;
развитие системы и качества взаимодействия участников тренинга в реальных условиях.
Уровень сертификации и его наименование
Уровень С. Бизнес-тренер-методист. Бизнес-тренер-профессионал по организации и проведению бизнес-тренингов.
Требования к опыту
Опыт работы в качестве бизнес-тренера не менее 3 лет.
Не менее 1200 часов успешно проведенных бизнес-тренингов.
Каждые 5 лет тренер обязан проходить процедуру подтверждения сертификации.
Бизнес-тренер категории С способен сформировать и провести комплекс тренингов, нацеленных на решение единой задачи. Это могут тренинги по одному направлению в бизнесе или по одному бизнес-процессу. Для допуска к сертификации кандидат должен предъявить авторские программы тренинга.
Кандидат должен уметь эффективно проводить и формировать тренинги, ориентированные на развитие квалификации и мотивации участников тренинга.
Уровень сертификации и его наименование
Уровень D. Бизнес-тренер. Специалист по проведению бизнес- тренингов.
Требования к опыту
Опыт работы в качестве бизнес-тренера не менее 1 года.
Не менее 200 часов успешно проведенных бизнес-тренингов.
Ресертификация не производится.
Бизнес-тренер категории D способен успешно провести тренинг по решению конкретной практической задачи.
Например, это могут быть тренинги по продаже, руководству, маркетингу, ко- мандообразованию. Для допуска к сертификации достаточно уметь проводить тренинги по готовым программам.
Кандидат должен уметь проводить тренинги, ориентированные на развитие квалификации и мотивации участников тренинга.
Общая логика данной структуры категорий предполагает, что на первых этапах своего профессионального развития бизнес- тренер осваивает существующие программы тренинга и добивается совершенства в их проведении. Этот уровень квалификации соответствует международной категории бизнес-тренеров D. На этом уровне сертификации основной целью ¦ воздействия бизнес- тренера являются изменения в участниках тренинга.
Попутно бизнес-тренер занимается развитием своего методического мастерства, что позволяет ему в дальнейшем научиться формировать программы тренингов в соответствии с конкретными запросами заказчиков. Это позволяет бизнес-тренеру отвечать требованиям международной категории бизнес-тренеров С. И на этом уровне сертификации основной целью воздействия бизнес- тренера остаются также изменения в участниках тренинга.
Затем каждый бизнес-тренер может пойти по одной из двух основных ветвей развития, описанных ниже.
В первом случае он расширяет свое мастерство, овладевая более комплексным подходом к решению бизнес-задач. Как правило, для этого ему необходимо образование, сопоставимое с МВА. В этом случае он может вырасти до-квалификационных требований международной категории бизнес-тренеров В2. В этом случае целью его воздействия наряду с изменениями в участниках становятся
изменения в их взаимодействии, также — что особенно важно — изменения в бизнес-процессах и бизнес-результатах.
Во втором случае он может продолжать углублять свое мастерство в выбранной тематической специализации, но распространять его на более широкие группы участников, проводя тренинги для представителей других этнических культур. Это позволяет ему участвовать в международных обучающих проектах и проводить тренинги на различных языках.
Благодаря этому он может соответствовать международным квалификационным требованиям к бизнес- тренеру категории В1. Целью воздействия бизнес-тренера категории В1 являются изменения в участниках и в их взаимодействии.
На настоящий момент организационный комитет проекта меж-дународной сертификации разрабатывает комплекс требований к будущей категории ВЗ. Эта категория будет присуждаться тем тренерам, кто принял решение ограничить сферу своей деятельности отдельным функциональным направлением бизнеса, и поэтому уде-ляет особое внимание дальнейшему развитию своих тренерских умений и навыков. Введение категории ВЗ планируется в 2009 году.
Следующий этап развития бизнес-тренера предполагает еще более значительное повышение уровня его ответственности. Ведь на уровне международной категории А от него потребуется формирование глобальных обучающих систем, направленных на решение стратегических задач бизнеса. Фактически это вводит бизнес-тренера в число топ-менеджеров обеспечивающих подразделений корпорации.
Описанная выше структура квалификационных требований позволит большинству заказчиков подбирать такого бизнес-тренера, квалификационный уровень которого будет оптимален для решения стоящих перед ним задач. С одной стороны, это поможет обеспечить надлежащее качество проекта, с другой стороны, позволит избежать перерасхода при привлечении тренера с избыточно высоким квалификационным уровнем.
Источник: inlib.biz
Сертификация бизнес-тренеров: зачем она заказчикам и провайдерам?
Марина Шакалова, президент компании MTI , специально для Trainings.ru
15 ноября 2007 г.
Сертификация бизнес-тренеров продолжает быть одной из горячих тем обсуждения на тренинговом рынке России.
Одно из последних событий, посвященных этой теме, — круглый стол «Нужна ли сертификация бизнес-тренеров» , который провела 2 ноября 2007 года Комиссия по оргсопровождению бизнеса Совета предпринимателей при Мэре и Правительстве Москвы.
Один из выводов, который сделали участники дискуссии, — необходимо развивать сертификацию в рамках профессиональных сообществ. Именно этот вид сертификации принят в международной практике.
Зачем нужна сертификация поставщикам тренинговых услуг?
Дорогие тренеры, общаясь со своими заказчиками, чувствуете ли вы себя с ними на равных? Я имею в виду, сидя перед представителем серьезной отрасли (нефтяной, фармацевтической, и т. д.), ощущаете ли вы себя представителем не менее серьезной отрасли — ТРЕНИНГОВОЙ?
Что я понимаю под «серьезной отраслью»? Это отрасль, создающая СЕРЬЕЗНУЮ ЦЕННОСТЬ в глазах потребителя.
Не будем скрывать, подобное восприятие, увы, у нашего потребителя пока не сформировалось, косвенным свидетельством чего является снижение средней цены дня стандартного «навыкового» тренинга (по данным исследования «Амплуа-Брокер», 2007 год). Безусловно, это замер «средней температуры по больнице», и есть достаточно постоянная группа лидеров, которые работают на российском рынке в высшем ценовом сегменте по западноевропейским меркам. Но группа эта КРАЙНЕ НЕМНОГОЧИСЛЕННА! Отрасль, не имеющая стандартов профессии и, отсюда, не способная сформировать у потребителя критерии оценки в отношении своего продукта, обречена на жалкое существование дешевой прислуги серьезного бизнеса вместо получения статуса равного и уважаемого бизнес-партнера.
И еще, период «стихийного» капитализма в нашей стране, похоже, заканчивается. Мы видим появления регуляторов во всех областях деятельности, на всех рынках. Они либо создают регуляторы в виде общественных институтов, поддерживаемых профессиональной средой, либо, если это не получается, их помогает создать государство со всеми бюрократическими последствиями. Третьего не дано. Какой путь выберет тренинговый рынок России? Надеюсь, он прислушается к мировому опыту, и сертификация будет проводится в рамках одной из профессиональных ассоциаций, например РАБО ( Российская ассоциация бизнес-образования ).
Итак, сертификация нужна тренерам для поднятия статуса среди заказчиков как собственного, так и отрасли обучения в целом.
При таком подходе к сертификации, она будет интересна и независимо практикующим тренерам и небольшим тренинговым компаниям, которым нужно подтвердить свой профессиональный уровень перед клиентами, а также и провайдерам-лидерам.
Зачем нужна сертификация бизнес-тренеров корпоративным заказчикам услуг по обучению?
Существует факт — сегодня мало кто из заказчиков просит тренеров, «допущенных» к работе в той или иной компании, документ, подтверждающий их профессиональную пригодность. Почему?
Во-первых, таких документов единого образца просто нет. Кстати, как не было еще совсем недавно и единого национального стандарта MBA. Теперь же все известные бизнес-школы выдают государственный диплом MBA. Значит ли это, что все, получившие такой диплом, суперменеджеры?
Нет, конечно, но эти люди обладают неким общим минимально необходимым набором знаний, без которых эффективно работать в современном бизнесе весьма сложно. Значит ли это, что все работодатели отдают предпочтение при найме выпускникам MBA? Нет, не все, но ведущие компании, бренды-лидеры, поступают именно так. Кроме того, они инвестируют в обучение своих ключевых сотрудников, которые сами не смогли получить необходимого бизнес-образования, обучая их на программах, имеющих государственную и международную аккредитацию.
Во-вторых, люди, регулярно заказывающие тренинги от лица ведущих международных и российских компаний, «по опыту хорошо знают рынок и его наиболее ярких представителей», как они сами говорят, и им «бумажки особенно ни к чему». Но если так, то почему растет количество тендеров, для участия в которых требуется предоставление большого количества документов? Велика цена ошибки не только с точки зрения прямых затрат на тренинговые программы, но и с точки зрения «упущенной выгоды» бизнеса при выборе непрофессиональных тренеров вместо выбора профессионалов. А, кроме того, на быстро растущем рынке под силу ли даже самому опытному специалисту знать всех игроков? А если ограничиться только «узким кругом проверенных людей», то хватит ли их ресурса для покрытия возрастающего спроса?
В-третьих, те, кто заказывает тренинги эпизодически, пока не рассматривают последние как «серьезный вид бизнес-деятельности»: никакие конкретные результаты от их проведения не ожидаются, отсюда и требования (да и цены) невысоки.
А если все-таки посмотреть на тренинг, как на один из современных инструментов повышения эффективности бизнеса? Если вы решились потратить на него некоторую сумму денег (пусть и не очень большую по серьезным меркам), то, может, стоит попробовать «на входе» сформировать конкретные ожидания по поводу желаемого результата? Приведу аналогию с бухгалтером.
У вас есть конкретные ожидания от работы бухгалтера и, имея их, допустите ли вы вести свою бухгалтерию человеку, не имеющего диплома бухгалтера? А посадите за руль своего автомобиля парня, в принципе знающего, как водить машину, но не имеющего водительского удостоверения? А если нет, то только ли потому, что могут быть проблемы с ГИБДД?
Мне кажется, что развитие сертифицирующего органа при профессиональной ассоциации нужно обеим сторонам рынка — и тем, кто формирует спрос, и тем, кто формирует предложение.
Источник: dzen.ru
Скорее негативные мнения о сертификации бизнес-тренеров
Мое отношение к сертификации является скорее негативным.
Во-первых, подозреваю, что при определенном желании эту сертификацию можно будет купить.
Во-вторых, меня лично смущает фраза, приводимая, кажется, РАБО, что «Де-факто, наличие сертификата станет гарантией того, что предоставляемые тренером услуги отвечают требованиям бизнес-сообщества». Как учитывалось мнение бизнес-сообщества? Часть бизнес-сообщества, к примеру, настаивает на наличии у тренера опыта в той сфере, которая затрагивается на тренинге (в первую очередь, продажи, руководство), а для кого-то главное – умение тренера соответствовать корпоративной культуре или умение управлять групповой динамикой и т.д. Кто-то хочет более структурированные, техничные тренинги, а кто-то психологические… Как загонять это под стандарт?
В-третьих, а судьи кто? По моему глубокому убеждению, заниматься сертификацией тренеров может некоммерческая организация, связанная с бизнес-тренингами — что-нибудь типа Всероссийская ассоциация проведения тренингов. Я такой
ассоциации пока не знаю. Связь же с сертификацией тренеров тех компаний и организаций, которые предлагают сейчас такую услугу, вызывает некоторое недоумение. Российская ассоциация бизнес-образования (РАБО), насколько мне известно, до последнего момента была связана только с MBA, и что заставило их заниматься сертификацией тренеров (согласитесь, немного другое бизнес-образование), мне не очень понятно. Другой известный мне организатор – одна из тренинговых компаний. Хотя они и являются провайдерами услуг какой-то зарубежной тренинговой ассоциации, все равно сертификация тренеров одной тренинговой компании специалистами другой тренинговой компании тоже кажется мне странным проектом…
А российской организации – даже если она будет создана — еще нужно будет время, чтобы завоевать доверие как тренеров-участников рынка, так и покупателей их услуг, прежде чем заниматься сертификацией.
Вопрос в том, каков авторитет этих групп или тех, кто будет собственно сертифицировать. Если я смотрю на сертификат от XXX, мое мнение будет зависеть от того, знаю ли я что-то про XXX и если нет, то что о них знает интернет. Ну, т.е. там конечно известные люди должны быть. Тогда появляются уже какие-то плюсы.
Я сертифицированный тренер НЛП, у меня сертификат от Михаила Пелехатого, его в свою очередь сертифицировали Ричард Бэндлер и Полл МакКенна. Вот вы попробуйте что-то выяснить об этих товарищах и прислушайтесь к своим ощущениям после этого.
Нужна ли мне сертификация? Скорее, я не вижу в этом необходимости ни для себя лично как для специалиста, ни для компании в качестве руководителя. Возможно, это специфика регионального бизнеса — нас знают на рынке как облупленных, вопрос сотрудничества решается рекомендациями, а сертификация не поможет скрыть огрехи — мы вынуждены работать качественно, у нас нет выбора. Возможно, сертификация поможет новичкам войти в рынок или на новый рынок — надо же обосновывать свое отличие, когда еще нет результатов.
Если рассматривать сертификацию как элемент обучения, то вопрос в качестве этого обучения, а это уже другой вопрос. Остальное – очевидно:
— плюсы — повышение профессионального уровня рынка, стандартизация,
— минусы — формальный подход, «взятки», сертифицируют деньги, а не подтверждают уровень.
— возможные проблемы, сложности?
Если нет денег, то сертифицироваться невозможно. А если деньги есть — сертификация не нужна, и так покупают. Вопрос перехода на новый уровень, когда вложение в сертификацию окупится — спорен. Скорее, тот, кто хорошо работает, будет переходить на другой уровень естественным путем — за счет качественно реализованных проектов.
Если бизнес-тренер живет и работает в бедном либо в значительно удаленном от столиц регионе, либо если он является «узким специалистом», чьи отраслевые образовательные продукты интересны весьма ограниченному кругу потенциальных клиентов, затраты такого тренера на сертификацию + оплату дороги до сертифицирующего органа очень долго не смогут окупиться. Прохождение тренером сертификации не сможет радикально повлиять на цену проводимых тренингов:
во-первых, ни об организации, проводившей сертификацию, ни о престижности этой сертификации провинциальные клиенты чаще всего не осведомлены;
во-вторых, цены на услуги тренеров-провинциалов определяются возможностями клиентов и имеют некий потолок роста, после которого клиенты решают, что «нет пророков в своем отечестве» и обращают взгляды на столичных тренеров.
Плюсов не вижу. Разъясняю свою позицию: При заказе тренинга заказчик определяет свои цели, т.е. желаемые изменения в поведении участника; желаемые навыки и знания, которые должны появиться у участника после проведения тренинга. Затем, согласно этим целям, тренер разрабатывает учебные цели.
Под эти учебные цели подбираются учебные упражнения, деловые и ролевые игры, необходимый теоретический и практический материал. Допустимы любые методы андрогогики, которые соответствуют достижению учебной цели. Методик много, и у каждой есть свои плюсы. Главное, чтобы применяемые методы позволили достичь поставленных учебных целей.
К тому же, тренинг часто является катализатором начавшихся изменений, а остальная работа продолжается в течение определенного времени после окончания тренинга. Тренинг — это творческий подход плюс методика. Как можно сертифицировать творчество?
Плюсы. Заказчики получают ориентир в доконтрактной оценке качества предлагаемых услуг. Но это на первый взгляд кажется плюсом.
Минусы. А судьи кто? Кто в «комиссии»? Кто подтвердит их квалификацию и авторитет? Когда это они уже успели стать «корифеями»?
Все хотят сразу в «министры» Я это понимаю. Жить в столичном городе и не работать в министерстве как-то не прилично… Во всех этих инициативах «попахивает» желанием обеспечить себе или узкой группе приближенных мнимые конкурентные преимущества в глазах потенциальных Заказчиков. Теоретически возможно существование профессионального объединения.
Но это должна быть очень живая, гибкая организация с жесткими правилами для ее членов. Критерии для членства строго профессиональные. Главный из которых — постоянная творческая продуктивность на небанальном уровне. Минусов больше. Причина проста.
Нельзя пытаться избавить Заказчиков от процедуры выбора, как бы им этого не хотелось. Выход из ситуации в качественном позиционировании услуг консалтинговой компании, в умении изложить суть сложных услуг понятным языком.
— плюсы: получение ОБЯЗАТЕЛЬНОГО набора знаний, методик, инструментов, необходимых для тренера; «отсев» нежелательных элементов, подрывающих рынок;
— возможные проблемы, сложности? – «А судьи кто?». Понятно, что вес сертификата прямо зависим от авторитета тех (того), кто выдал. При чем, авторитета — как в среде тренеров, так и у потребителей данной услуги.
Некоторые сложности в том и состоят — КТО выявляет тех авторитетов, согласится ли с этим уважаемая публика, согласятся ли собственно сами мэтры работать в составе оркестра и прочее? Определить порог входа для тех, кто будет сертифицироваться – «Кесарю – кесарево, слесарю – слесарево» — этот фактор, конечно же сократит объем получаемых денег за сертификацию.
Есть ли такая готовность? Следующая сложность – продвижение – ЗА ЧЕЙ СЧЕТ? Если же сертификацию отдать на откуп многим желающим — расплодятся по городам и весям очередные «профессора» и «академики». И цена тому сертификату будет «ноль».
Однозначно – против. Процесс обучения в первую очередь творческий процесс и загнать его в рамки какой-то сертификации просто глупо. Ну как можно сертифицировать например «Тренинг продаж», когда существует около 50 различных методик только этого тренинга (!!). Качество тренинга, как и качество консультанта может определить только заказчик.
Плюсы и минусы вполне очевидны: упрощение рыночных взаимодействий. Есть только сомнения в возможности сертификации.
На сегодня в практике образования приняты следующие виды сертификаций:
1. Оценка объема ЗУНов (знаний — умений – навыков) специалиста путем сравнения их со стандартом (эталоном). Это может быть реализовано по-разному:
— формализовано — тесты, экзамены,
— не формализовано – портфолио, деятельностные способы…
Если набор совпадает с придуманным государством стандартом – сертификат можно получать. Термины могут меняться (ЕГЭ, TOEFL; госстандарт образования…) – суть одна: критерии задает надсистема, мы сравниваем полноту знаний-умений-навыков оцениваемого с этими надсистемными критериями. Но! Здесь надсистема – государство: оно же и заказчик.
И по сути, государство, формируя для себя специалистов, предъявляет им собственные требования. Что логично: оно же их, этих специалистов, пардон, потребляет: предоставляет им рабочие места (своими или чужими руками), требует от них тех результатов, которые ему нужны. Эту картину мы наблюдаем в виде выпускных экзаменов ВУЗов, сертификации IT-специалистов (там надсистемой-заказчиком выступает еще и линейка продуктов, с которой будет работать сертифицируемый специалист).
2. Оценка ЗУНов специалиста (также – более или менее формализовано) путем сравнения их с ЗУНами признанных авторитетов, великих специалистов данной предметной области. Явление, также наблюдаемое в научном и бизнес-мирах.
На практике встречаются смешанные и чистые формы, но есть общая черта: сертификация – это сравнение с качественным эталоном. Ему надо соответствовать, иначе дальнейшая деятельность будет невозможна (в содержательном плане, в первую очередь): нет знаний-умений – не можешь что-то делать…
- строго необходимыми для профдеятельности – иначе нет смысла возиться;
- формализованными (прозрачно оцениваемыми);
- желательно, исходить от потребителя услуги.
Интервью на выставке «ТРЕНИНГ-2006»
Судя по тому, что я видел, этим начинают заниматься люди, которые заняты классическим бизнес-образованием. Это странно, т.к. с таким же успехом бизнес-тренеры могут собраться и начать сертифицировать школы бизнеса — с точки зрения того, насколько это образование адекватно жизни и будущим рабочим местам тех людей, которых они учат.
Проблемы, связанные с корпоративными университетами, и с тем, что вузы до сих пор оторваны от практики. Эти проблемы есть и на рынке являются общим местом. Все знают, что высшего образования, каким бы оно хорошим не было, больше чем на 5 лет не хватает. Т.е. весь дальнейший карьерный рост, по сути, связан в дальнейшем с краткосрочными программами обучения.
Это то, что реально дает людям мотивацию, инструменты, уверенность в том, что ни будут постоянно успешными, а не только 5 лет. Поэтому конечно было бы интересно сертифицировать все эти ВУЗы с нашей точки зрения, с точки зрения бизнес-тренеров, потому что по сути эти организации нам должны быть благодарны, т.к. они нам обеспечивают приток постоянной работы. То, что они не доделывают, не могут сделать — является хлебом и базой для всего тренингового рынка. Насколько мы их не удовлетворяем — настолько они не дорабатывают. Банальная зависть.
— плюсы: Повышение квалификации тренеров;
— минусы: Кормушка для властьблизлежащих;
Само собой разумеется, что необходимо, чтобы квалификация тренера или консультанта подтверждалась какими-то удостоверениями или вообще как-то доказывалась. К тому же подобный сертификат стал бы еще одним инструментом переговоров при общении с заказчиком. Через несколько лет или пару десятков лет, когда рынок станет более понятным и осязаемым такую сертификацию можно развить в мощную систему повышения качества наших услуг. Однако здесь есть ряд сложностей, исходя из которых лично я против подобной инициативы.
Перечислю по пунктам.
1. Кто будет определять, какова квалификация конкретного тренера? Комиссия? Кто будет входить в эту комиссию? Где гарантии, что уровень работы конкретного тренера не является более высоким, чем уровень работы комиссии?
2. Я в свое время проводил тренинги и семинары по личностному росту. Я был почти единственным качественным специалистом в городе в этой области, конкурентов знал наперечет и примерно понимал их уровень. Знал, также, что есть и несколько сомнительных личностей, стремящихся сделать вид, что они тоже в этом понимают и заработать на такой иллюзии. Естественно, получалось у них не очень.
Однако однажды из Санкт-Петербурга приехала группа инициативных товарищей и провела некую «сертификацию». Как она выглядела: платишь 100 долларов и через неделю получаешь сертификат первого уровня. Платишь еще 100 долларов и через вторую неделю получаешь сертификат что-то вроде «Мастера».
В результате через две недели в городе появилась группа сомнительных и сертифицированных личностей в количестве 20-25 штук. То есть, ты можешь быть кем угодно, быть кем угодно как личность, ничего не понимать в личностном росте, но! У тебя сертификат. Изумительно.
Поэтому если процесс сертификации будет являться процессом направленным на извлечение прибыли, то начнется извлечение прибыли, а не сертификация . И в этой ситуации это не единственная причина. Я не вижу гарантий того, что сертифицировать будут действительно достойных, но это перекликается с пунктом (1).
3. Тренер-середнячок, имеющий сертификат, строит политику продаж так (я уже с этим столкнулся): «Смотрите – у меня сертификат из Москвы и из Питера (не важно, что это хрен знает чей сертификат). А у того тренера сертификатов таких крутых нет. Поэтому покупайте у меня». При этом он сравнивает себя и тренера, понимающего в этих вопросах больше него. Что это значит?
Заказчик может принять экономически неверное решение на основании веры в бумагу. Увидев красивые печати, у него не появляется желание позвонить прошлым клиентам тренера или консультанта и проверить совпадение его слов его делам. Просто верят в бумагу. Но слава Богу, не все.
4. Процесс сертификации легко превратится в хаос по типу сертификации боксеров. Уже сейчас есть рейтинги тренеров по версии одного журнала, другого журнала, одной организации, другой организации. А какая версия авторитетней? Я не знаю.
5. Как быть с профессиональной гордостью тренеров и консультантов, когда кто-то! другой тренер! мой возможный конкурент! будет решать судьбу моей сертификации и обсуждать мою квалификацию?! Я сталкиваюсь с тем, что тренеры неохотно обмениваются опытом, особенно если работают в одном городе, а также считают, что «уж я-то работаю лучше, чем он».
Я не исключение из числа подобных тренеров. И, похоже, что это совершенно обычное дело, судя по тому, как например идет обсуждение на интернет-форумах. То есть, нет процесса обсуждения проблемы, а есть процесс сравнения крутости, как бы словесный спарринг. Хотя конечно, это не 100% случаев. Опять же, слава Богу.
6. Как быть с тем, что для моих клиентов Питерская или Московская сертификационная комиссия – пустой звук. Тогда зачем мне сертификат? Чтобы висел на стенке? Не надо, лучше картину повешу. Чтобы знать, что в среде тренеров я признан как специалист? Не хочу. Считаю, что вредно для тренера искать такого рода признание, вместо того, чтобы совершенствоваться. Чтобы больше продавать?
Возможно. Но я сейчас пользуюсь отзывами и личными рекомендациями своих клиентов. Вроде работает, клиенты звонят сами.
Так что, идея сертификации хороша. А вот ее практическое применение, на мой взгляд, приведет к еще большему хаосу на рынке наших услуг.
Я прекрасно понимаю желание заказчика (да и не только) стандартизировать тренинговый и семинарский продукт, упростить для себя проблему выбора. Но боюсь, что введение обязательной сертификации будет бесполезно. Если говорить о семинарском продукте, введение сертификации предполагает некий обязательный минимум для консультанта, который в некотором смысле гарантирует качество продукта. А по нашему опыту, для реализации разных проектов требуются настолько разные знания, навыки и качества консультанта, что свести их под одну гребенку не то что невозможно, но и не целесообразно.
По поводу сертификации хочется задать один из любимых вопросов тренера и коуча: а зачем? Заявляемая цель сертификации – повысить качество предоставляемых тренинговых услуг и снизить тем самым страхи и неуверенность заказчиков. Однако каков результат повышенного интереса тренерского сообщества к сертификации в последнее время?
Материал прислан 07.11.2006 г.
Источник: treko.ru