Несколько лет назад консалтинговая компания McKinsey провела исследование, благодаря которому смогла выявить качества, свойственные эффективным стратегам. Стремясь к точности, эксперты применили кластерный анализ к направлениям, которые стратеги определяют как наиболее важные в своей деятельности.
В результате исследования было выделено пять крупных кластеров с ярко выраженными ролями стратега. Эти кластеры широко распространены в различных отраслях и отражают вызовы, которые возникают перед каждым бизнес-стратегом.
1. Архитектор
Такой стратег максимально использует свой талант для анализа, основанного на фактах. Он также следит за изменениями в отрасли и ищет возможности для выявления конкурентных преимуществ своей компании. В этом он видит основу четкой стратегии дифференциации на рынке.
Наблюдая за конкурентами, стратег-архитектор бросает вызовы и ставит амбициозные цели. Он сосредотачивается на возможностях слияний и поглощений, продаж, совместных предприятий, партнерств.
Зачем бизнесу стратегия и кто такие стратеги? Podcast #12
Такой тип стратега — самый традиционный. Типичный архитектор — это стратег, работающий в нефтегазовой компании, недавно он провел комплексный анализ крупнейшего бизнес-подразделения. В рамках этой работы созданы новые аналитические инструменты и возможности, позволяющие понять конкурентное преимущество бизнеса. Также он может руководить программой по выявлению потенциальных совместных предприятий и определению источников роста на сложных рынках.
Другой пример: архитектор меняет стратегию розничного направления в бизнесе, создав детальное представление о том, как работает каждое из его подразделений по сравнению с планом и показателями рынка.
Аспекты работы стратега-архитектора
- Ответственность за конкурентоспособность бизнеса
- Борьба за эффективность
- Модернизация бизнеса
2. Агитатор
Этот стратег наращивает потенциал бизнеса и реализует специальные проекты. Он задает правильные вопросы, тщательно исследует предложения и следит за тем, чтобы компании была открыта для чего-то нового. Архитектор также следит за тем, чтобы стратегия была выражена в простой форме, так как это поможет легко претворить её в жизнь.
Агитатор может провести масштабное обновление стратегии благодаря привлечению команды из разных специалистов. В неё могут входить бизнес-аналитики, маркетологи, технологи и др. Эта команда совместными усилиями проводит анализ ситуации и стремится прийти к стратегическим выводам. Все члены команды действуют как защитники своего направления бизнеса.
На сегодняшних быстро меняющихся рынках стратегия определяется микрорешениями, которые каждый день принимаются людьми во всей компании. Агитаторы, находящиеся во главе процесса, часто встречаются в отраслях, бизнес-модели которых держатся на высококвалифицированных специалистах.
Аспекты работы стратега-агитатора
- Создание стратегических возможностей
- Борьба за эффективность
- Реализация проектов
3. Провидец
Ключевая компетенция такого стратега — прогнозирование тенденций. Это умение видеть и чувствовать происходящее на предмет изменений, создающих возможности или риски для бизнеса.
Вы тактик или стратег? Что такое стратегическое мышление
Провидец может использовать большие данные, чтобы лучше понимать, где появится очередной потенциал для роста.
Конечно, цель — это больше, чем просто наблюдение. Это выявление возможностей для создания уникальных источников развития, которые могут опередить влияние внешних факторов и конкурентов. Согласно исследованию McKinsey, стратеги, работающие в области технологий и на рынке потребительских товаров, чаще всего именно провидцы.
Но провидцы могут преуспеть и в медленно развивающихся отраслях. Так, например, McKinsey приводит пример стратега из бумажной промышленности, который запустил четко продуманную программу семинаров по инновациям для создания новых продуктов, услуг и бизнес-моделей. Провидцы, хорошо разбирающиеся в ключевых тенденциях, часто имеют задатки для управления инновационными процессами.
Аспекты работы стратега-провидца
- Тренд-аналитика
- Инновации
- Модернизация бизнеса
4. Исследователь
Исследователь, подобно провидцу, обращает внимание на тенденции, но он фокусируется на долгосрочных вопросах, которые могут повлиять на функционирование отрасли и, следовательно, требуют четких ответов.
Учитывая влияние государства в таких вопросах, исследователь часто обладает глубокими знаниями законодательства и тонкостями правового регулирования.
Он активно участвует в общественных обсуждениях, реагируя на возможности и риски, возникающие от внешних заинтересованных сторон.
Обычно стратеги-исследователи работают в регулируемых отраслях с длительным горизонтом планирования, таких как банковское дело, телекоммуникации и коммунальные услуги.
Аспекты работы стратега-исследователя
- Тренд-аналитика
- Модернизация бизнеса
- Вопросы законодательства и правового регулирования
5. Управляющий инвестициями
Делает упор на перераспределение ресурсов и оптимизацию корпоративного портфеля. Сосредоточившись на производительности, он действует динамично, развивая и сокращая существующие портфели.
Стратег по управлению инвестициями полагается на надежную аналитику, которая лежит в основе решений по перераспределению портфеля. Однако ему также необходимо вкладывать значительные усилия в процессы принятия решений, чтобы помочь руководящим группам выйти за рамки своих естественных предубеждений и сохранить статус-кво.
Аспекты работы стратега — управляющего инвестициями
- Оптимизация портфеля с точки зрения риска и дохода
- Перераспределение ресурсов
- Координация процесса принятия решений
Вполне естественно, что каждому лидеру хочется сконцентрироваться на краткосрочных задачах, которые требуют немедленного реагирования. Но такое отношение к бизнесу ставит существование компании под угрозу.
Образно говоря, если высматривать выбоины на дороге, то можно не только упустить возникающие по сторонам возможности, но и не заметить, что дорога заканчивается тупиком. Именно поэтому руководитель должен мыслить глобально, сопоставляя все возможности и угрозы для бизнеса.
Важные качества бизнес-стратега
Стратегическое планирование — тяжелая и практически не прощающая ошибок работа. Любой компании, вне зависимости от её размера, требуются стратеги, при этом далеко не все понимают, что это вообще значит.
После многолетней практики управления маленькими и большими организациями Пол Шумейкер, предприниматель и автор книг, посвященных искусству принятия решений, сформулировал несколько принципов в действиях успешных бизнес-стратегов.
Прогнозирование
Большинство компаний фокусируются строго на том, что находится в ближайшей перспективе. Их лидеры не обладают периферийным зрением, и это делает организацию уязвимой по отношению к конкурентам, которые могут быть более адаптивны к новым возможностям.
Именно поэтому следует искать информацию, которая может повлиять на правила игры на рынке, за границей созданного бизнеса, а то и вовсе на индустриальной периферии. Как выражается автор рекомендаций Пол Шумейкер, «следует заглядывать за горизонт событий».
Критическое мышление
Если слепо принимать на веру каждую новую корпоративную моду, компания в конце концов потеряет свое конкурентное преимущество.
Критически настроенные стратеги подвергают сомнению всё. Чтобы отточить этот навык, нужно уметь бросать вызов сложившимся способам мышления, в том числе и своему собственному. Кроме того, нужно искоренять манипуляции, уклон и лицемерие в принятии организационных решений.
Интерпретирование
Никто не любит двусмысленность. Сталкиваясь с ней, люди испытывают искушение принять самое простое, а потому часто неправильное решение.
Грамотный стратегический лидер, прежде чем выработать свою точку зрения, аккумулирует информацию из многих источников. Нужно делать как можно больше предположений, проверять гипотезы и поощрять других делать то же самое.
Смелость в принятии решений
Множество лидеров становятся жертвой так называемого аналитического паралича. Это состояние наступает, когда входящей информации много, а решение надо принять всего одно. Чтобы сделать окончательный выбор, следует всегда добираться до сути проблемы.
Можно регулировать скорость, ловкость и качество решения задачи. Не стоит стесняться высказываться по важному вопросу, даже если в команде не наблюдается солидарности.
Умение вести открытый диалог
Полное согласие в команде возникает редко. Стратегический лидер должен способствовать открытому диалогу. При этом нужно постараться понять, каковы движущие, в том числе и скрытые, мотивы других людей.
Желание постоянно учиться
Когда компания растет, получать честную обратную связь становится труднее. Но нужно делать всё, что можно, чтобы её добиться и сохранить. Это крайне важно, потому что успехи и неудачи — ценнейшие источники организационных знаний.
Руководитель должен поощрять и приводить в пример самых честных авторов отзывов, быстро меняя курс, если чувствует, что компания начала двигаться не туда. При этом эксперты предлагают праздновать не только успехи, но, как это ни парадоксально, и провалы компании, поскольку только они помогают вникнуть в самую суть проблемы.
Конечно, никто не рождается со всеми этими навыками одновременно. Но их вполне по силам развить любому предпринимателю или руководителю, если работать над собой.
Источник: kontur.ru
Кто такой стратег в диджитале
Бренд-стратег
- #Бренд-стратег
Материал подготовлен при содействии консультанта по разработке стратегий брендов и коммуникаций Романа Марфина. Он преподаёт курс брендинга в Институте бизнеса и дизайна, и ведёт занятия по конкурентному анализу на курсе брендинга Нетологии. Роман участвовал в развитии бренда концертной площадки A2, HR-бренда СберСервиса, коммуникационной стратегии для кэшбэка сервиса карт Мир и многих других.
Бренд-стратег — это человек, который отвечает за создание и развитие бренда с помощью различных инструментов. Он чувствует рынок, понимает мотивы поведения людей, знает, как работают различные инструменты продвижения — на основе этого предлагает эффективные стратегические решения для проекта. Стратег выявляет проблему клиента, определяет задачи команды исполнителей, отслеживает динамику и результативность работы, корректирует план. Он может трудиться как на стороне агентства, так и на стороне клиента.
«Стратег — это универсальная машина для поиска и формирования смысла. Стратеги в каком-то смысле похожи на астрологов, у нас общая задача — успокоить клиента относительно будущего, сделать его более понятным осмысленным и осязаемым» — говорит Роман Марфин.
Задачи стратега в течение дня
Пример конкретной задачи стратега
Задачи обычно звучат стандартно: сформировать бренд, помочь в разработке продукта и так далее. На деле это может оказаться, например, созданием проекта TikTok-хауса или научпоп лекции об особенностях работы по одной из профессий. Пока до конца не погрузишься в задачу, не поймешь, что именно будет решением для конкретного проекта.
Уровень зарплат стратегов
Зарплата зависит от сферы, профессиональных умений и опыта работы. На hh.ru в Москве предлагают:
- от 60 тыс. рублей начинающим специалистам в области контент-стратегии;
- от 120 тыс. до 200 тыс. на уровне middle (обычно от трёх-пяти лет опыта);
- до 300 тыс. рублей на позиции старшего стратега в области маркетинга.
Необходимые навыки для работы стратегом
Общая эрудированность. Стратег должен понимать базовые принципы бизнеса, экономики, маркетинга и социологии. Нужно знать особенности продвижения на разных рынках, уметь анализировать потребителей, искать тренды, расшифровывать результаты исследований, понимать, как работают рекламные каналы и многое другое.
Грамотная речь. Стратег должен уметь выстраивать диалог и сохранять логику подачи информации, презентовать стратегию клиенту и коллегам, объяснять суть задачи исполнителям.
Обработка информации. Важно быстро находить нужные данные, формировать гипотезы, отбирать и анализировать бизнес-кейсы, переводить информацию с делового языка на простой и обратно.
Организованность и дисциплинированность. Стратег отвечает за весь проект, поэтому важно быть внимательным к деталям и четко придерживаться намеченного плана.
Основные плюсы и минусы в работе стратега
Преимущества профессии
Стратеги сталкиваются с нестандартными задачами, поэтому скучать на рабочем месте и тонуть в рутине не придется. Эти специалисты часто работают со своей командой, поэтому рабочий процесс может проходить в непринужденной и комфортной атмосфере. А еще такая работа помогает реализовывать свой потенциал. Разрабатывая стратегию для разных компаний, можно применить все свои таланты и умения.
Почти по каждому проекту есть строгие дедлайны, отступить от которых нельзя. Времени может быть меньше, чем нужно для качественной проработки задачи, так что расслабиться и отдохнуть во время рабочего дня не удастся. Стратег несет ответственность за результат проекта, поэтому может столкнуться с недовольством заказчика и вынужден будет искать решение этой проблемы.
Где учатся на стратега
Кроме специализированных направлений в университетах — маркетинг, бренд-менеджмент, реклама, хорошую базу можно получить на курсах таких школ как ИКРА, WordShop и Mads.
На что обращают внимание при приеме на позицию стратега
На собеседовании оценят умение выстраивать диалог, структуру речи, особенности и логику подачи информации. Стратегу важно иметь системное мышление и четко, структурно рассказывать о себе и о своих проектах.
Вас могут попросить поделиться проектами из собственной практики. Причем не так важно был это учебный проект или огромная креативная задача футуристичного лидера рынка. Работодателю важно понять, как стратег выстроил работу, к каким выводам пришел, как оформил и презентовал свои идеи. Масштаб клиента может быть не так важен как то, какой путь прошел специалист.
Не стоит забывать и про внешний вид. Важно быть опрятным, потому что стратегу нужно постоянно общаться с людьми.
Источник: ancor.ru