Попробуем порассуждать об особенностях российского бизнеса и факторах, мешающих ему развиваться.
Пруссаками в России называют, как известно, тараканов. Такие противные, лезут во все щели и извести их невозможно. На мой взгляд, это определение максимально подходит для наших чиновников.
Чиновники — враг номер один для российского бизнеса. Это они придумывают налоги, лицензии, выписывают разрешения на землю, строительство и прочее. Основная задача чиновников — не дать вам спокойно жить. Правда, в отличие от тараканов, действуют они, в основном, в дневное время.
Бороться с этими пруссаками бесполезно. Во-первых, их слишком много. Во-вторых, скорость размножения настолько велика, что сдерживается только одним фактором — отсутствием корма. Причем кормить этих тараканов от власти придется вам, начинающему бизнесмену. Готовы? Ах, нет!
Вы считаете, что если не давать взятки, чиновники будут вынуждены жить на одну зарплату, а ваш бизнес начнет процветать, как в Финляндии? Либо у вас в родственниках премьер-министр, либо ваш удел работать сторожем на базе приема цветных металлов
ДЕЛАТЬ БИЗНЕС В РОССИИ ЛЕГКО?
Бросайте крошки со стола на пол — тараканы подберут. Или езжайте в Финляндию.
Налоги на бизнес в нашей стране гораздо больше, чем при татаро-монгольском нашествии. В те благословенные для предпринимателей времена налоги собирались всего раз в год из расчета 10 процентов от оборота. Действующая система налогообложения в стране была придумана Международным валютным фондом и внедрена правительством Гайдара.
Эффект от внедрения этой системы можно сравнить с долговременной ядерной бомбардировкой страны. Весь, только-только начинавший зарождаться бизнес, вынужден был уйти в «тень». Рухнуло единое экономическое пространство. Зато появились: обналичивание, откат, фальшивые авизо, стрелки на кольцевой и много других любопытных явлений.
Доля налогов может достигать 50 процентов от оборота, причем платятся они ежемесячно и ежеквартально. Таким образом, можно предположить, что наше правительство в пять раз хуже татаро-монгольских завоевателей.
Кстати, теоретически доля налогов может достигнуть планки 100 процентов и даже превысить ее. Сразу вспоминается анекдот из студенческой жизни.
На военной кафедре преподаватель — капитан третьего ранга, объясняя траекторию движения торпеды, говорит:
— Синус в данной ситуации равен 1,5.
Один студент встает и возмущенно говорит:
— Синус не может быть больше единицы!
На что кап-три отвечает.
— Это обычный синус не может. А военно-морской очень даже способен достичь значений 1,5 и 2. А в годы Великой Отечественной войны синус достигал отметок 3 и даже 4.
Все это было смешно, если бы не было так грустно. Поэтому налоги в России платятся следующим образом. Предприниматель мечтательно смотрит в небо, затем на окружающую себя действительность и думает: «Сколько же этому государству отдать, чтобы меня не трогали»?
То есть, в нашей стране размер налоговых отчислений определяет сам бизнесмен, и, согласитесь, что эта система гораздо более справедлива, чем система государственного беспредела.
ЛЕГКО ЛИ ДЕЛАТЬ БИЗНЕС В РОССИИ.m4v
Весьма любопытный момент. Рэкет есть везде, даже в странах Евросоюза. Но там он весьма цивилизованный. В России отличить бандита от банкира весьма сложно. Если в 90-х основным вопросом был «Под кем находишься», то сейчас: «Кого знаешь».
Вести бизнес в нашей стране в одиночку весьма проблематично.
Если к вам в офис явились «быки» с золотыми цепями, это может означать только то, что вы проживаете в глубокой провинции. В наше время придут цивильно одетые молодые люди с юристом и нотариусом.
Самый лучший способ защититься от первого типа бандитов, это пить водку и дружить домами с начальником местной милиции или ФСБ. От молодых людей так просто не уйти.
Они обязательно найдут дыры в ваших уставных документах и постараются отобрать бизнес законным путем. Значит, к дружбе с начальником милиции надо взять на работу хорошего юриста или самому быть им.
Впрочем, пока ваш бизнес не стал на ноги, он мало кому интересен. Никто не будет брать молоко у теленка. Подождут, пока он не вырастет в большую дойную корову.
В последнее время классические бандиты вытеснены с рынка рэкета бандитами в форме.
В принципе, то же самое, только вид сбоку.
Две революции: октябрьская 17 года и буржуазная 91 года кардинально решили кадровую проблему. Квалифицированных рабочих в стране днем с огнем не найдешь. Есть множество неумелых и неспособных, но желающих. Желающих иметь все и сразу.
Более того, специалистов по надуванию воздушных шариков ни одно ПТУ не готовило раньше и не готовит сейчас. Придется учить с нуля.
Приглашаем крупного специалиста из Германии с окладом 10000 долларов в месяц. Открываем курсы надувальщиков шариков. Соблазняем их, надувальщиков, возможностью надувать не только на Родине, но и, если бизнес пойдет, в странах дальнего зарубежья. Берем только молодых, здоровых, после армии.
Через несколько месяцев у вас появились специалисты и можно вздохнуть спокойно до тех пор, пока они не объединятся в профсоюз и не потребуют повышения зарплаты, социальных льгот и выдачи спецодежды. Помните — вы стали капиталистом и оказались по другую сторону баррикад с простым народом.
Держите разумную дистанцию. Нельзя допускать братания, точно также как нельзя становиться высокомерным барином. Народ не любит ни того, ни этого. Только помните, что при повторении событий 17 года, вас непременно разграбят и сожгут в независимости от размеров зарплат и социальных пособий, получаемых вашими работниками.
И в завершение. Если у вас еще не пропало желание заниматься производством и делать бизнес в России, значит, вы фанатик. Дерзайте, и у вас все получится, ибо двигать нашу страну по пути прогресса могут только фанатики.
Источник: www.shkolazhizni.ru
Легко ли начать бизнес в России
Российский союз промышленников и предпринимателей уже на протяжении семи лет проводит опрос своих членов по ключевым элементам, которые составляют предпринимательский климат России. Опрашиваются несколько сотен компаний из всех секторов экономики. Этот опрос проводился с конца октября 2014 по январь 2015 года. 66,7% респондентов относятся к крупному бизнесу, 13,3% — к среднему, и 20% — к малому.
Один из ключевых элементов делового климата в любой стране — легкость и простота процедур начала бизнеса. Что касается субъективных оценок простоты начала и расширения бизнеса, мы спрашивали у респондентов, насколько просто создать новую компанию и насколько легко существующей компании выйти на рынок другого региона.
Более половины компаний уверены, что начинать свой бизнес на сложившемся рынке в регионе сложно.
Пусть эта доля снизилась с 2013 года на 7,3%, она по-прежнему очень высока, как и барьеры на пути новых «игроков», желающих занять свою нишу в экономике регионов. Об этом свидетельствует сокращение числа тех респондентов, которые утверждали, что начать новый бизнес в регионе легко.
Аналогичная ситуация складывается с выходом существующих компаний на новые рынки.
По сравнению с результатами 2013 года доля негативных оценок возможности выхода существующих компаний из другого субъекта РФ на рынок региона, в котором работает респондент, стала ниже на 11,9%, то есть в 2014 году респонденты видят некоторое снижение барьеров на пути освоения новых рынков для компаний. В 2014 году более трети компаний считают, что выйти на региональный рынок легко (в той или иной степени), в 2013 году эта доля составляла 37,6%.
Эти результаты близки к оценкам уровня недобросовестной конкуренции, полученным в рамках опроса РСПП. Чуть более 20% респондентов назвали недобросовестную конкуренцию одной из наиболее острых проблем для ведения предпринимательской деятельности в России, при этом уровень озабоченности этой проблемой растет.
Более половины компаний (52,2%) указали в 2014 году, что их организации сталкивались с проявлениями недобросовестной конкуренции в единичных случаях, регулярно — 22,5%.
Есть и более объективный показатель легкости начала дела — как быстро можно создать новую компанию. Медианное значение длительности процедур в соответствии с опросом — 27 дней, что больше результатов Doing Business (8 дней), но не так сильно отличается от Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ (средние результаты группы лидеров — 10,95 дня, средние результаты группы «аутсайдеров» — 21,47 дня).
Данное различие связано с тем, что, во-первых, методология опроса РСПП отличается от методологии Doing Business и Национального рейтинга, которые оценивают стандартные процедуры регистрации компании, тогда как РСПП просит оценить срок, который требуется организации с момента сдачи документов на государственную регистрацию до получения всех документов, необходимых для начала деятельности, во-вторых, в Doing Business включены результаты только по Москве и Санкт-Петербургу, а пилотный Национальный рейтинг включал результаты только 21 региона.
Необходимо отметить, что сама процедура регистрации предприятий не вызывает особых сложностей: ФНС России сделала очень много для упрощения процедуры и максимального перевода ее в электронную форму.
Тогда как остальные элементы, характеризующие простоту начала деятельности компании, — получение финансирования, доступ к недвижимости, получение лицензий (если это необходимо) и другие — являются серьезными барьерами для новых компаний.
Программы поддержки малого и среднего бизнеса лишь частично сглаживают остроту существующих проблем. Требуются универсальные, системные меры по улучшению деловой среды, которые мы и планируем обсудить на традиционной Неделе российского бизнеса, проходящей с 16 по 20 марта.
Источник: russiancouncil.ru
Легко ли делать бизнес в России?
В сентябре в Москве состоится расширенная презентация исследования Всемирного банка «Doing Business 2011», посвященного сравнительному анализу условий ведения бизнеса в российских регионах. Высшая школа экономики приняла деятельное участие в разработке и реализации этого исследования. Рассказывает директор Института анализа предприятий и рынков Андрей Яковлев.
Предыстория
В этом исследовании мы были консультантами Всемирного банка, отвечали за организацию полевых исследований и анализ двух из четырех индикаторов, и действовали в рамках консорциума с нашим партнером — Институтом экономики города.
Еще в конце 2009-го на базе ВШЭ прошла презентация результатов первого раунда «Doing Business» по России. Это был инициативный проект Всемирного банка, который проводился им за счет собственных ресурсов, без запроса финансовой поддержки у правительства. Проект охватывал только 10 регионов. Но даже при таком небольшом охвате результаты оказались довольно любопытными: несмотря на очень низкую оценку условий ведения бизнеса в России (которая в соответствии с методологией банка замеряется в главном деловом центре страны — то есть в Москве в нашем случае), у нас были крупные города, где дела обстояли значительно лучше. В частности, лидером рейтинга по первому раунду оказалась Казань.
Результаты первого раунда для меня лично стали дополнительным аргументом в пользу тех идей, которые я высказывал уже задолго до того. А именно: по аналогии с Китаем у нас необходимо стимулировать развитие конкуренции между регионами в части создания лучших условий для ведения бизнеса, подталкивать регионы не только к конкуренции за субсидии и трансферты федерального бюджета, но и за инвестиции от бизнеса. И уже до кризиса 2008-2009 годов у нас были регионы, которые на фоне других выделялись в лучшую сторону в этой части — например, Калуга.
Коллеги из Всемирного банка хотели это исследование продолжать, но одновременно они были заинтересованы в том, чтобы появился российский партнер, который бы стал перенимать эту методологию. Так возник взаимный интерес. А в начале 2010 года Высшая школа экономики постаралась «продвинуть» проект в Минэкономразвития.
Это заняло несколько месяцев, но в итоге к концу 2010-го было достигнуто соглашение между Минэкономразвития и Всемирным банком о проведении такого проекта уже на средства Российской Федерации. Правительство выставило условие: в исследовании должно участвовать не менее 30 регионов. По схеме финансирования, половину его обеспечивали сами регионы, которые участвовали в проекте.
В рамках тендера, состоявшегося в конце 2010 года, наш консорциум конкурировал с ЦЭФИР. Выиграв тендер, весь 2011-й год мы занимались этим проектом. Сначала это касалось освоения методологии, потом начались полевые работы. Начались — весной, завершились только в середине осени.
Методика
В проекте изучались четыре процедуры: создание новой компании, регистрация собственности, подключение к электричеству, согласование строительных проектов — получение разрешения на строительство.
Одна из особенностей этого исследования в том, что оно строится на сборе объективной информации о затратах на соответствующие процедуры. Затратах, выраженных в потерях времени, в финансовых издержках, в количестве самих процедур. Эту информацию собирают у профессионалов: нотариусов, юридических консультантов, архитекторов, бухгалтеров — в зависимости от процедуры опрашиваются разные специалисты. В каждом из 30 городов по каждому из индикаторов мы должны были собрать не менее трех отдельных анкет.
Затем настал этап обработки и анализа результатов. Его частью является интересная стадия «right of reply» (право на ответ), когда все регионы, которые участвовали в проекте, до оглашения официальных результатов получали описание процедур ведения бизнеса в их собственном регионе и могли высказать критические замечания, уточнения и прочее. Происходило это не только в заочной форме, но и в очной — представители регионов встречались с представителями Всемирного банка.
Стоит отметить, что гораздо выше стала активность регионов. На первом раунде из 10 регионов только три или четыре реально отреагировали на информацию, которая поступила по анкетам. На втором раунде таких было уже 28. Причем в некоторых случаях на эти переговоры с представителями Всемирного банка приезжал не один представитель, а целая команда.
Из Татарстана, к примеру, приехало шесть человек, включая четырех региональных заместителей министров. Конечно, фактором привлечения внимания стало заявление Путина в начале этого года, когда он сказал, что необходимо переместить Россию в рейтингах ведения бизнеса со 120 места на 20, имея ввиду именно «Doing Business». За этим уже в мае последовала серия поручений президента в адрес правительства по совершенствованию процедур ведения бизнеса.
Не все так просто
Методология «Doing Business» очень популярна в силу своей простоты и наглядности, но в то же время важно ясно представлять, что она отражает лишь часть тех реальных барьеров, с которыми сталкивается бизнес. И отнюдь не все из этих барьеров зависят от региональных властей.
В частности, во время презентации рейтинга «Doing Business 2011» на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге губернатор Кировской области Н. Белых довольно убедительно говорил, что по таким показателям, как подключение к электричеству или получение разрешений на строительство он как губернатор может оказать определенное влияние на процесс. И действительно, по этим показателям Киров имеет довольно неплохие показатели в рейтинге, сопоставимые с лидером рейтинга — Ульяновском. Но такие функции, как регистрация собственности или открытие компании, полностью регулируются федеральным законодательством и осуществляются в регионах территориальными подразделениями федеральных ведомств. Различия между регионами по этим индикаторам в реальности минимальны, но в рейтинге эти процедуры имеют такой же вес, как те процедуры, на которые может повлиять губернатор.
Объективная причина такого рода неувязок в том, что изначально рейтинг «Doing Business» создавался Всемирным банком как инструмент межстранового сравнения. При этом в каждой стране действует своя национальная система регулирования и при прочих равных вполне логично было давать одинаковый вес каждой процедуре. Но при рассмотрении регионов внутри одной страны, где для одних процедур существует общенациональное регулирование, а другие регламентируются действиями региональных властей, такой подход не вполне срабатывает.
Другая проблема — реальная сравнимость друг с другом городов, включенных в обследование. Для глобального проекта Всемирный банк включает в обследование самый крупный деловой центр страны. И такие города, в общем, более или менее сопоставимы.
Но в рамках регионального обследования столица страны, где проживает больше 10 миллионов человек, может сравниваться с областным городом, в котором насчитывается меньше 100 тысяч жителей. Именно так получилось с Москвой и Владикавказом, которые заняли соответственно последнее и третье места в сводном рейтинге. При этом инвесторы все равно идут в Москву — потому что здесь есть платежеспособный спрос, инфраструктура, квалифицированные кадры.
Но тем не менее при всех возможных вопросах к тому, как собираются эти данные, что они реально отражают и что не отражают, важен именно сам процесс запуска конкуренции между регионами — с тем, чтобы опираясь на подобного рода исследования, регионы начали анализировать организацию бизнес-процессов в сфере госуправления, выявлять позитивный и негативный опыт и стали внедрять у себя лучшие практики.
Собственно говоря, реакция, которая была на уже состоявшихся презентациях рейтинга в Питере и в Екатеринбурге, показывает, что в общем и целом проект оказывает такого рода действие. Именно в связи с этим министр экономического развития А. Белоусов заявил о заинтересованности правительства в продолжении проекта.
Практический эффект
Регионам само по себе место в рейтинге ничего не дает, но это важный косвенный индикатор для инвесторов, а также для центральной власти. Возьмем Ульяновск, который занял первое место в нынешнем рейтинге. Ульяновская область в 1990-е — начале 2000-х была очень депрессивным регионом.
Сейчас, даже в момент кризиса, Ульяновская область оставалась одним из лидеров по темпам роста промышленного производства. Регион получил увеличение количества рабочих мест. Одновременно выросла налоговая база.
Правда, с ростом доходов регионального бюджета по действующим сейчас правилам уменьшаются трансферты из федерального центра — что сокращает стимулы к улучшению бизнес-климата. Именно поэтому сейчас на уровне федерального правительства идет обсуждение возможных финансовых стимулов: регионы, которые имеют более эффективные показатели с точки зрения работы с инвесторами, экономического роста, будут получать специальные гранты федерального правительства.
Одновременно происходит изменение системы показателей оценки губернаторов. Эта оценка была введена в 2005-2006 годы и включала около 300 показателей, которые охватывали все виды деятельности региональных властей. Проблемой такого набора является то, что наказать за что-нибудь по такому набору показателей всегда можно. Но создать из 300 осей систему стимулов, систему координат, которая помогала бы людям ориентироваться — невозможно.
Только что вышел Указ Президента, согласно которому губернаторов будут оценивать по 11 позициям, в том числе по показателям, характеризующим экономическое развитие: объемы частных инвестиций в регионах, уровень безработицы, рост малого и среднего бизнеса. Если это станет существенной составляющей общей оценки губернатора Центром, то тогда стремление к улучшению в рейтинге «Doing Business» в известной степени будет совпадать с системой оценки деятельности губернаторов. В целом наиболее существенный результат данного исследования в том, что сам этот проект способствовал запуску процессов бенчмаркинга (сравнительного анализа) регионов.
Подготовил Игорь Стадник
Источник: www.hse.ru