Личность как субъект бизнеса

Деятельности и личности предпринимательство раскрывается инновационный характер этой деятельности, трудность ее стандартизации и алгоритмизации. Рассмотрено отношение к предпринимательству и к предпринимателям, сложившееся в современном российском обществе.

Показаны трудности развития предпринимательства в России, которые обусловлены различными социально-экономическими и психологическими факторами. Аргументируется необходимость изучения психологических детерминант, обусловливающих появление личностных и профессиональных деформаций у предпринимателей. Подчеркивается необходимость выявления закономерностей, которые лежат в основе успешности предпринимательской деятельности. Описано, что у предпринимателей, вне зависимости от уровня их успешности, проявляются деформации в когнитивной, эмоциональной, смысловой и коммуникативной сферах, которые можно выявить на основе определенных личностных параметров. Рассматриваются сложившиеся в российском обществе социально-психологические и психологические противоречия, которые обусловливают позитивное восприятие предпринимательства и негативное отношение к его субъектам предпринимателям.

Психология. Индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность по Б.Г. Ананьеву.

«Я-концепция» («Я-образ», «Образ Я», англ. one’s self-concept, а также: self-construction, self-identity или self-perspective) — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью.

Я-концепция (или образ Я) представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Эта концепция — результат познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими.[1].Я-концепция характеризуется, помимо прочего, адекватностью или неадекватностью: человек может создать такой образ самого себя (и поверить в него), который не соответствует реальности и приводит к конфликтам с ней; напротив, адекватная Я-концепция способствует более успешному приспособлению к миру и другим людям. Термин «„я“-концепция» появился в научном языке на рубеже XIX—XX веков в связи с представлениями о дуальной природе человека как познающего субъекта и познаваемого объекта. Американский психолог Уильям Джеймс (1842-1910) первым предложил идею Я-концепции и внес существенный вклад в ее разработку.

Понятие «„я“-концепция» развивалось в 1950-е годы в русле феноменологической, гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого «я» как фундаментального фактора поведения и развития личности[4].

Часто термин используют в качестве синонима к «самосознанию», но в отличие от последнего «„я“-концепция» менее нейтральна, включая в себя оценочный аспект самосознания. Большинство современных учёных, занимающихся проблемами личности, приходят к выводу, что наиболее продуктивно при исследовании Я-образа перейти от метафор к сферам и свойствам психики, «работающим» на «я»-образ. Они, как вектора, определяют некую общую нагрузку и направление центральной структуры, которую часто называют «самостью».

08 Субъект, индивид, личность

Множество людей мечтают о создании собственного малого предприятия, однако существует огромная дистанция между мечтой и ее реальным воплощением. Как же определить собственные возможности перед решением о целесообразности начала предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса?

Этот вопрос беспокоит многих людей неудовлетворенных нынешним положением или ищущих применение своим невостребованным способностям. Следует понимать, что успех в бизнесе не приходит автоматически и не базируется только на удаче, хотя и она никогда не помешает. Успех, в основном, зависит от предвидения, организаторских способностей и многих других личных качеств будущего бизнесмена, что особенно важно на самых начальных этапах становления малого предприятия. При этом возможны различные ошибки, которые не всегда являются катастрофическими, однако их устранение требует определенной квалификации, дисциплины и напряженной работы. По этому стартовый период для малого предприятия всегда связан с риском, так по данным Администрации Малого Бизнеса США (далее АМБ), более 50 % малых предприятий прекращают свою деятельность в течении первого года своего существования и 95 % погибают в течении первых 5 лет работы. Вот наиболее часто встречающиеся причины неудач малых предприятий:

— Завышенная самооценка своих способностей к предпринимательству;

— Не эффективные капиталовложения;

— Неудачное место расположения предприятия;

— Плохое управление имуществом;

— Чрезмерное инвестирование в основные фонды и недвижимость;

— Плохое кредитное обеспечение;

— Несоразмерное личное использование имущества и средств предприятия;

— Непредвиденный рост предприятия;

— Низкий уровень продаж.

Уровень притязаний — степень трудности задач, которые человек ставит перед собой.Если человек хочет достичь высоких целей и ставит перед собой задачи, с которыми он справиться может, соответствующие его реальным возможностям, это говорит о его адекватности, а точнее, об адекватности уровня его притязаний. Как черта личности, это реалистичность.

Частный (ситуативный) и общий (личностный) уровень притязаний

Различают частный и общий уровень притязаний.Частный уровень притязаний относится к достижениям в отдельных областях деятельности (в спорте, музыке и т. п.) или человеческих отношений (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских, семейных или производственных отношениях и т. п.). В основе такого уровня притязаний лежит самооценка в соответствующей области.Уровень притязаний может носить более общий характер, то есть относиться ко многим областям жизни и деятельности человека и, прежде всего, к тем, в которых проявляются его интеллектуальные и нравственные качества.Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого.

Читайте также:  Какого бизнеса не хватает Москве

От чего зависит уровень притязаний

Уровень притязаний как психологическая характеристика впервые был экспериментально изучен в 20-х годах XX в. под руководством К. Левина немецким психологом К. Хоппе. Было показано, что выбор задачи определенной трудности зависит от успеха или неудачи в решении предыдущих задач: успех способствует выбору более трудных задач (повышение уровня притязаний), неудачи — наоборот, более легких (снижение уровня притязаний).

Выяснилось также, что среди испытуемых существуют лица, которые в случае возникновения риска озабочены не тем, чтобы добиться успеха, а тем, чтобы избежать неудачи. Если им приходится осуществлять выбор между задачами различной степени трудности, они выбирают либо самые легкие задачи, либо самые трудные. Первые — потому, что убеждены в успехе (элемент риска минимален); вторые — потому, что неудача в этом случае будет оправдана исключительной трудностью задачи (при этом самолюбие не окажется уязвленным).Эксперименты Хоппе в различных модификациях были впоследствии повторены многими исследователями. Результаты позволили выявить следующую закономерность: обычно личность устанавливает свой уровень притязаний между очень трудными и очень легкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но прежде всего трезвым, а иногда смутно осознаваемым учетом и оценкой прошлых успехов и неудач.

Национальное самосознание включает не только организованные смыслы, но и слабо структурированные, которые находятся за границами рефлексии и в отличие от рациональности оперирует аналогией, эмоциями, образами. В структуре национального самосознания’— это неосознаваемые языковые, культурные, идеологические, когнитивные схематизмы, мифы и социальные нормы, определяющие мировосприятие людей, принадлежащих к данной нации. Обеспечивая целостность восприятия, понимания и действия, пластичность адаптаций, бессознательное в то же время из-за своей нечувствительности к противоречиям создает эффект расколотого сознания, возможность манипуляции им.

Регулятивные конструкции создаются посредством рационального выбора примордиальных знаков, в том числе иррациональных, которые соответствуют интересам нации.

Формой синтеза порядка и хаоса является диссипативпая структура, которая обменивается со средой веществом/энергией/информацией.»; Постоянный обмен со средой информацией, что является необходимым условием ее борьбы с энтропией. Внешняя среда инициирует на микро- и, макроуровне постоянные флуктуации. Поглощая внешние флуктуации, макроструктура непрерывно изменяется.

Рациональное соотношение положительных и отрицательных обратных связей обеспечивает устойчивость за счет адаптации системы к внешней среде. В результате саморегуляции системы могут возникнуть разные структуры, выступающие в качестве аттракторов переструктурирования без радикального изменения ее ведущих параметров.

Адаптационные возможности системы зависят от степени универсальности управляющих параметров, которая предполагает оптимизацию синтеза порядка и хаоса в системе. Национальное самосознание самодостаточно, в обществе функционируют устоявшиеся ценности, стандарты, традиции, которые поддерживаются официальными институтами. Диаспоры — важный субъект политики.

Для них характерна высокая степень ассоциирования, которая в свою очередь является результатом интенсивного обмена информацией с иноэтничной средой, что способствует расширению ее функциональных возможностей. Возникает особый тип самоопределения, в основе которого лежит транскультурный симбиоз.

За счет сохранения элементов культуры материнской национальной общности, а также включения элементов культуры окружающих наций собственная идентичность приобретает мультимедийный характер.Процесс адаптации русских имеет разную степень успешности и определенную связь с особенностями национального самосознания. Например, культурная близость в условиях длительного проживания, характерная для Украины, создает неопределенность идентификации, ослабляя национальное самосознание.

Для русских, проживающих в странах Балтии свойственно критическое отношение к себе и стремление интегрироваться в инокультурную среду. Слабая интеграция характерна для/ русских, живущих в Центральноазиатских странах.В результате неудачной адаптации российская диаспора замыкается на» себе. Другим результатом неудачной адаптации становится репатриация. Однако на Родине русские переселенцы воспринимаются чужими, что затрудняет их успешную интеграцию. Рост русского национализма в России напрямую связан с переселенческий поток из независимых стран — бывших республик СССР.Взвешенная политика со стороны Российской Федерации, а так же со стороны независимых государств на постсоветском пространстве по отношению к российской диаспоре — залог успешных межгосударственных отношений.

Собранные результаты и сделанные на их основе научные выводы позволяют составить более или менее общее представление о личности и деятельности предпринимателя. С психологической точки предпринимательство раскрывается как процесс реализации личного замысла, идеи, приумножения богатства, связанный с определенным, иногда значительным, риском, полным посвящением себя созданию собственного дела, поиском путей предложения своим потенциальным клиентам нового товара или услуги. При этом конституирующим признаком предпринимательства выступает деятельность его субъектов, связанная со свободой и автономией экономических решений, самостоятельностью, выражающейся в личном риске и личной ответственности .

  • Искусство по телефону как фактор эффективных продаж
  • Основные функции заработной платы в экономике (Сущность заработной платы)
  • An unforgettable trip to Sochi
  • Влияние (уровень развития) умения управлять своими эмоциями на успех в жизни
  • Документы в моей жизни (Практически все компании ведут отчетную документацию)
  • Особенности Российского государства как субъекта гражданских прав и обязанностей
  • Понятия «государство» и «право»
  • Виды и роль рабства в Древнем мире (Результаты крупных изменений в характере римской экономики)
  • Самооценка и успех в жизни и деятельности предпринимателя (по Р. Бернсу)
  • Как реализуется контекстная реклама в электронной почте (Особенности)
  • Средние века
  • Губная грамота
Читайте также:  Какой стартер лучше для газели бизнес

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Telegram и логотип telegram являются товарными знаками корпорации Telegram FZ-LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Источник: www.evkova.org

Глава четвертая

Личность как товар: сущность и характеристика Количество компетентных специалистов равно квадратному корню от общего числа сотрудников, а количество первоклассных специалистов – кубическому корню от общего числа. Другими словами, чтобы увеличить число первоклассных специалистов с трех до десяти человек, следует увеличить размер всей группы с тридцати человек до тысячи. Питер Дракер

4.1. Личность как объект и субъект маркетинга

Товар – главный системообразующий элемент любого комплекса маркетинга. Кто-то из зарубежных маркетологов точно подметил: если у вас нет товара, у вас нет ничего.

В уже упоминавшейся нами фундаментальной работе Ф. Котлера читаем: «Товар – все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Это могут быть физические объекты, услуги, лица, места, организации и идеи» (46, с.284-285).

Бесконечное множество физических объектов окружает нас на протяжении всей нашей жизни: продукты питания и одежда, аудиовизуальная техника и мебель, косметика и сувениры, автомобили и тепловозы, садово-огородный инвентарь и табачные изделия. Без услуг мы тоже не обходимся; нас обучают, лечат, консультируют, перевозят из одного места в другое, кормят в кафе и ресторанах, развлекают в боулинг-центрах, сберегают наши накопления и выделяют кредиты.

Без чьих-то услуг, что называется, невозможно ни родиться, ни умереть. Места нас интересуют то как предмет аренды, то как зона хозяйственной застройки, то как место отдыха и лечения, то как родина какого-либо выдающегося деятеля: знаменитого писателя, художника, космонавта и т.п. Организации занимаются маркетингом, чтобы повыгоднее «продать» самих себя.

Для этого существует фирменная реклама, проводится паблисити, развиваются связи с общественностью и т.д. но и сами организации могут быть объектами продажи. В условиях рынка продаются фирмы, компании, банки, магазины, спортивные команды и даже учебные заведения. Во всех этих и других случаях право собственности переходит от одних владельцев к другим.

Без маркетинга здесь просто не обойтись. Идеи могут рассматриваться как инструмент извлечения прибыли (коммерческий маркетинг) и как средство удовлетворения разнообразных потребностей отдельных лиц и/или организаций (социальный маркетинг).

В данном контексте можно говорить о научных изобретениях, рационализаторских предложениях, инновационных технологиях, социально-культурных проектах и т.д. Заметим, что все эти товары создаются людьми и людьми потребляются.

В зависимости от их личностных, профессиональных и деловых качеств, состава ресурсов, технологий, а также сопутствующих и/или препятствующих факторов (политика, экономика, наука, право, технологии) создаваемые людьми товары могут быть высококачественными, удовлетворяющими мировым стандартам, и низкокачественными, а то и вовсе непригодными к употреблению, неспособными удовлетворять ничьих потребностей. Но в любом случае они создаются людьми, их волей и разумом, их энергией, их руками, их усилиями.

А люди бывают разные: молодые и старые, образованные и не очень, здоровые и больные, компетентные и беспомощные, новаторы и консерваторы, работящие и ленивые… К месту будет привести изречение из «Талмуда»: «Стыдно человеку, когда ему советуют в трудолюбии подражать муравью. Вдвойне стыдно, если он этому совету не следует».

Итак, в любом сколько-нибудь важном деле нужны высокообразованные, компетентные и ответственные за состояние дел люди – специалисты. Специалист (лат. specialis, «особый») – человек, обладающий знаниями и навыками в какой-либо области человеческой деятельности, имеющий специальность, род занятий, профессию в какой-либо отрасли производства, науки, техники, искусства и др.

Таким образом, специалисты выполняют исключительно важную функцию – они создают различные товары, с помощью которых удовлетворяются разнообразные потребности членов общества включая других специалистов и «дилетантов», а также самих создателей товаров. Но специалисты не появляются ниоткуда.

Они рождаются, воспитываются в семье или общественном учреждении (детский сад, детский дом, школа-интернат и пр.), получают общее, а затем среднее или высшее специальное образование, приобретают квалификацию, овладевают профессиональным мастерством, создавая для нас множество товаров, наконец, занимают определенное положение в обществе, делают служебную карьеру, достигают определенных творческих высот; многие из них прославляются, надолго остаются в народной памяти, иные входят в историю… Каждый из специалистов – продукт чей-то деятельности: родителей, воспитателей, учителей, наставников, научных руководителей, командиров, менеджеров, маркетологов, продюсеров и т.п. В определенном смысле всех их следует считать создателями товаров-личностей.

В условиях рынка специалист вступает в особые отношения с обществом, он создает какой-то другой продукт; последний попадает в систему обменных отношений, становится товаром, удовлетворяет чьи-то потребности. Из теории маркетинга известно: продукт – это вещественный или невещественный результат человеческого труда (предмет, научное открытие, идея). «Товар» – продукт, представленный на рынок, для обмена или продажи.

Ни изделие, ни идея, ни место, ни услуга не способны создать самих себя. Их создают люди. Человек – единственный продукт, способный позаботиться о себе, о собственных «потребительских свойствах».

Читайте также:  Портфельный анализ бизнеса это

В одном случае его учат, в другом он занимается самообразованием; в одном случае на него воздействуют воспитатели, в другом он занимается самовоспитанием; в одном случае человеком кто-то управляет, в другом – он сам управляет собой. Далее можно говорить о самопрезентации, о самопозиционировании, о самоимиджировании, о саморекламе, а в конечном счете о саморазвитии, профессиональном самосовершенствовании, творческой самореализации… А все названное невозможно без самомаркетинга. Таким образом, личность – это одновременно и объект и субъект маркетинга. В первом случае его «ставят на крыло» другие личности (педагоги, преподаватели, менеджеры и т.д.), во втором – он создает себя сам.

Источник: studfile.net

Личность как субъект управления

Психология управления имеет свой, только ей присущий предмет исследований – она изучает закономерности организации управленческого процесса и возникающие во время этого процесса отношения между людьми, определяет методологические основы, соответствующие специфике объекта исследований, разрабатывает систему и методы активного воздействия на объект управления и определяет способы предвидения и прогнозирования изучаемых процессов.

К настоящему времени сложились две точки зрения на объект психологии управления. Так, в соответствии с первой, ее объектом являются системы «человек – техника» и «человек – человек», рассматриваемые в целях оптимизации управления этими системами (функционально-структурный анализ управленческой деятельности; инженерно-психологический анализ построения и использования автоматизированных систем управления; социально-психологический анализ производственных и управленческих коллективов; взаимоотношения в них людей; исследование психологии руководителя, отношений между руководителем и руководимыми, психологических аспектов подбора и расстановки руководящих кадров, психолого-педагогических вопросов подготовки кадров руководителей).

В соответствии с другой точкой зрения, к объекту психологии управления можно отнести только систему «человек – человек», рассматриваемую также в целях оптимизации управления этой системой. Наряду с этой системой рассматривается еще ряд подсистем: «личность – группа», «личность – организация», «группа – группа», «группа – организация», «организация – организация».

Личность как объект управления

Личность как объект управления, является целью управленческого воздействия, реализует на практике управленческие решения вышестоящего субъекта управления. Исходя из этого, в психологии управления существует золотое правило: «Нельзя научиться управлять, не научившись подчиняться». Это обусловлено тем, что, как мы с вами выяснили в предыдущих темах, субъект и объект управления в социальном управлении постоянно меняются местами и одновременно могут выступать как субъектом, так и объектом. И это в полной мере относится и к личности, и к организации в качестве субъектов и объектов управления.

Выступая в качестве объекта управления — личность должна уметь подчиняться, обладать восприимчивостью и подверженностью управленческим воздействиям. Выделяют различные типы подчинения: инициативное, равнодушное и строптивое.

Если личность как объект управления не является одновремен субъектом, она имеет право на строптивое и равнодушное подчинение. Если личность является одновременно и субъектом управления, то он должна быть носителем инициативного подчинения.

Равнодушное подчинение предполагает, что работник удовлетворен, своим положением, избегает принятия ответственных решений, действует по принципу «Моя хата с края — начальству видней».

Строптивое подчинение — подчинение воспринимается, как вынужденное и внешне навязанное, работник при получении распоряжения, как правило, задает вопрос: «А почему я?». Характеризуется слабым пониманием необходимости подчинения, своих функциональных обязанностей, своего положения в системе управленческого взаимодействия.

Инициативное подчинение — характеризуется осознанием необходимости подчинения. Чувство долга становится привычным, но не подавляет инициативы. Подчинение строится на сочетании уважения авторитета вышестоящего руководителя с критической оценкой его распоряжения

Личность как субъект управления

Одним из основных блоков качеств личности как субъекта управления выступают качества организатора.

По мнению Ю.Н. Емельянова, организаторский потенциал личности это системное качество, характеризующее не только личность, но и параметры той социальной среды, в которой осуществляется организаторская деятельность этой личности. Это системное качество возникает на стыке между обществом, коллективом, индивидом и объектом его деятельности.

Следует также подчеркнуть, что организаторские качества личности иерархизированы. В этой иерархии первенствует организаторское чутье, на котором базируется эмоционально-волевая компонента организаторских качеств руководителя. Склонность к организаторской деятельности выступает фундаментом, обеспечивающим развитие всех остальных системных качеств.

Л.И. Уманский считает, что организаторские качества личности как субъекта управления базируются на определенных психологических свойствах личности.

Психологическая избирательность — способность личности отражать с достаточной полнотой психологию организуемой группы в ходе решения ею общегрупповой задачи.

Практически-психологическая направленность ума — совокупность знаний и у мений в сфере практической психологии, готовность применить их в практике решения организаторских задач.

Психологический такт — наличие чувства меры во взаимоотношениях с людьми.

Данные свойства личности Л.И. Уманский рассматривает в совокупности как «организаторское чутье».

Общественная энергичность — способность личности заряжать своей энергией организуемых людей.

Требовательность — способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации.

Критичность — способность обнаружить и выразить значимые данной деятельности отклонения от условий, диктуемых поставленной задачей.

Три этих свойства Л.И. Уманский также объединяет в целостнее образовании, называемом эмоционально-волевой бездейственностью.

Склонность к организаторской деятельности — внутренняя потребность в данной деятельности, имеющая социальную направленное и положительную эмоциональную окраску.

Источник: megaobuchalka.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин