Организация – это сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей.
1. Организация отделена от внешней среды, ее границы могут меняться со временем.
2. Организация всегда имеет совокупность целей, которые последовательно связаны между собой: от миссии до оперативных целей.
3. Члены организации — сотрудники, на которых возлагаются определенные обязанности, они вносят свой вклад в достижение установленных организационных целей.
4. Система норм корпоративного поведения, которая создается для достижения целей, и включает общепризнанные ценности, установки и мотивы поведении персонала в рамках организации.
5. Организация обладает определенной структурой, которая позволяет формально координировать взаимодействие работников.
6. Структура организации определяет способ распределения задач и ответственности, механизмы координации и модели взаимодействия работников и подразделений в процессе труда.
Основы менеджмента. Линейная организационная структура.
Организационная структура предприятия – это взаимосвязь между подразделениями предприятий. Организационная структура определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации.
Линейная это одна из простейших организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находиться руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществ. Единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.
Понятие структуры организации, функциональная организационная структура.
Организационная структура предприятия – это взаимосвязь между подразделениями предприятий. Организационная структура определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации.
Ф- управл. Осуществ. Некоторой совокупностью подразделений, которые специализированные на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления.
Понятие структуры организации, линейно-функциональная (штабная) структура.
Организационная структура предприятия – это взаимосвязь между подразделениями предприятий. Организационная структура определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации.
Штабная – структура у. всю полноту власти берет на себя линейны руководитель, возлагающий определенный коллективных ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает спец. Аппарат, состоящий из функциональных подразделений.
Понятие структуры организации, матричная структура.
Организационная структура предприятия – это взаимосвязь между подразделениями предприятий. Организационная структура определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации.
М.- управления основана на принципе двойного подчинения исполнителей, с одной стороны – непосредственно руководителю функциональной службы, который предоставляет персонал и техническую помощь, с другой стороны руководителю проекта, который наделен необходимым полномочиям для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством.
Характерные принципы организации.
- Комплексность — рассматривает организацию как совокупность ее элементов и взаимосвязей между ними.
- Формализация — заранее разработанные и установленные правила и процедуры, определяющие поведение работников и внутрифирменные взаимоотношения.
- Соотношение централизации и децентрализации определяется уровнями, на которых вырабатываются и принимаются управленческие решения в организации.
Факторы внешней и внутренней среды организации.
Понятие жизненного цикла, факторы, влияющие на его продолжительность.
Организации зарождаются, развиваются, добиваются успеха, ослабевают и, в конце концов, прекращает существование. Поэтому широко распространено понятие жизненного цикла организаций как предсказуемых изменений с опред. Последовательностью состояний.
1) отраслевая принадлежность бизнеса (чем динамичнее бизнес, тем короче каждый этап);
2) напряженность (интенсивность) работ на каждом этапе (чем напряженнее работа, тем короче этапы);
3) сложность работ (чем сложнее работы, тем длительнее этапы);
4) наличием материальных ресурсов (при отсутствии ресурсов этапы удлиняются);
5) наличием барьеров в общении и поступлении информации (если люди понимают друг друга, то этапы укорачиваются);
6) уровнем подготовки работающих в организации.
Источник: studentopedia.ru
Характеристика линейной организационной структуры управления.
1. Линейная организационная структура управления. Характеризуется тем, что во главе каждого производственного или управленческого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками.
Его решения, передаваемые «сверху вниз», являются обязательными для всех нижестоящих звеньев. Сам руководитель, в свою очередь, подчинен вышестоящему руководителю. На этой основе строится иерархия руководителей данной системы. Таким образом, линейная организационная структура управления обеспечивает прямое воздействие на объект управления (исполните лей) и в полной мере реализует принцип единоначалия. Как правило, система звеньев управления совпадает с системой звеньев производства.
Линейную структуру управления отличают следующие достоинства:
· простота организационной структуры;
· полная ответственность линейного руководителя за результаты работы.
Недостатком данной структуры является предъявление жестких требований к руководителю, который должен обладать исключительной компетентностью во всех сферах (бухгалтерия, производство, сбыт и т. д.). Эти требования очень трудно реализовать в условиях научно-технического прогресса и постоянного усложнения взаимосвязей.
2. Функциональная организационная структура управления. Предполагает, что каждый орган управления (либо исполнитель) специализируется на отдельных видах управленческой деятельности.
Преимуществом функциональной организационной структуры управления является повышение уровня компетенции и качества принимаемых управленческих решений путем функциональной специализации управления, при этом в отдельных случаях возможно сокращение сроков разработки и принятия управленческих решений.
Недостаток данной структуры заключается в дуализме управления, т. е. двойной подчиненности исполнителей функциональным руководителям различных подразделений. В результате нарушается основной принцип управления, что влечет различные перебои в работе и, кроме того, неблагоприятно влияет на моральное состояние сотрудников.
3. Линейно-функциональная организационная структура управления. Представляет собой синтез линейной и функциональной структур. Линейный руководитель имеет возможность формировать так называемые ячейки (бюро, группы, отдельные специалисты), которые выступают в роли профессиональных советников по определенным функциональным проблемам и вопросам. Разработка и создание такой организационной структуры обусловлены желанием использовать преимущества каждой из входящих в нее структур.
К основным достоинствам данной структуры относятся:
· повышение обоснованности команд управления линейного руководителя (за счет привлечения советников);
· полная ответственность руководителя за принимаемые решения.
Недостатками структуры являются:
· возможное увеличение сроков разработки и принятия управленческих решений вследствие обращения к советникам;
· возможное затруднение процессов разработки и принятия управленческих решений из-за возможного несовпадения точек зрения советников на решение проблем в процессе обсуждения.
4.Дивизиональная организационная структура управления. Обычно называется скоординированной децентрализацией, и серийного или системой «фирма в фирме». В рамках этой структуры функционирует несколько производств, специализирующихся на определенном виде продукции или деятельности и обладающих относительной самостоятельностью в принятии решений. Они подчиняются вышестоящему органу (штабу), который координирует их деятельность. Такая форма организационной структуры выбирается с учетом ориентации на источник прибыли (прибыльный продукт).
Преимуществами данной организационной структуры являются:
· ориентация на источник прибили – прибыльный продукт;
· децентрализация в условиях специализированных фирм, повышающая самостоятельность принимаемых решений и их обоснованность;
· скоординированное управление, которое положительно проявляется с позиций проведения единой политики фирмы, в том числе политики на рынке, политики развития персонала в целом, проведения рекламной компании, формирования имиджа фирмы в целом.
Существенным недостатком реальной структуры управления данного типа является ее сложность, обусловленная количеством уровней иерархии.
5. Матричная организационная структура управления. Наиболее эффективна в условиях наукоемких производств, характеризующихся частой сменой объектов разработки и внедрения, высокими уровнями квалификации кадров и творческого потенциала, хорошей технологической оснащенностью производства, наличием развитой опытной производственной базы и серийного производства. Однако в условиях активизации инновационных процессов может быть успешно применена в других сферах, в частности в турбизнесе.
Матричная структура очень быстро адаптируется к происходящим изменениям. Она представляет собой синтез проектных и функциональных организационных структур. Формирование такой структуры производится под определенный проект (новая услуга, новый вид транспорта, новый маршрут и т. д.)
В матричной структуре назначается руководитель проекта, который формирует коллектив для выполнения всего комплекса работ (от возникновения идеи до реализации продукта). Коллектив обычно состоит из представителей функциональных подразделений.
К преимуществам матричной организационной структуры относятся:
· повышение эффективности использования персонала;
· гибкость организационной структуры, возможность быстрой перестройки и повышение конкурентоспособности предприятия;
· повышение компетентности принятия решения на различных уровнях.
К недостаткам данной структуры можно отнести:
· дуализм управления, т. е. двойное подчинение, как руководителю проекта, так и начальнику функционального подразделения;
· возможность возникновения конфликтных ситуаций во временных группах.
Источник: infopedia.su
Линейная структура управления
Линейная структура управления это самая простая организационная структур и самая первая из всех появившихся. Ее появление это жизненная необходимость, а не процесс развития науки управления. Как и отмечалось в основной части лекции об организационных структурах управления, простейшие структуры появились тогда, когда нужно было поддерживать жизнь племени.
Таким образом, исторически линейная структура появилась задолго до появления первых упоминаний о правилах управления. А вот просуществовала она очень и очень долго. Мало того даже сегодня линейная структура управления используется и в чистом виде (крайне редко, если руководитель исполняет роль бухгалтера), и в качестве составного элемента (чаще всего) более сложных структур, такой как линейно-функциональная.
Как же можно определить, что такое линейная структура? Для начала мы должны понять, что линейная структура целиком и полностью строиться на принципе иерархии. Только жесткое подчинение и никаких дополнительных процессов. Именно поэтому линейную структуру иногда еще называют иерархической структурой управления.
В линейной структуре управляющее воздействие на объект управления принадлежит одному лицу. Это руководитель, который управляет вверенным ему объектом, спрашивает с подчиненных за работу и сам отвечает за данное направление. Все операции руководитель выполняет самостоятельно.
Руководитель получает всю информацию по своему объекту, от вышестоящего уровня управления (если он есть), и передает информацию подчиненному также только он один. И так каждый руководитель в линейной структуре на любом уровне управления. Самих этих уровней управления в линейной структуре обычно немного два или три.
Приведем схематически линейную структуру управления.
Как видно из схемы, структура содержит два управленческих уровня, это уровень высшего РУКОВОДИТЕЛЯ и уровень ЛИНЕЙНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, третий уровень пирамиды это исполнители. Каждая позиция в структуры выполняет свой круг работ и за это круг работ несет ответственность. Однако чем выше уровень, тем большее количество знаний должен иметь сотрудник и далее руководитель.
Получаем, что исполнитель выполняет свою работу, а линейный руководитель свою, а кроме того должен прекрасно знать, как работают его подчиненные, и что они должны делать. А высший руководитель кроме своей работы и того что происходит ниже по уровням, еще и должен вести дела организации во внешнем окружении. Все это усложняет процесс работы высшего руководителя и указывает на определенные недостатки данной структуры. Перечислим преимущества и недостатки линейной структуры.
Преимущества и недостатки линейной структуры управления
Подведем общий итог. Главное преимущество линейной структуры управления это простота и быстрота протекания команд, как сверху вниз, так и снизу вверх (отчетов о результатах работы). В линейной структуре все очень четко работает, когда система отлажена.
Самый же существенный недостаток это практически невозможное приспособление к изменениям, как только появится серьезное изменение, имеющаяся структура начнет давать сбои. Кроме того чем крупнее организация тем больше всего нужно делать высшему руководителю, а он может оказаться и некомпетентным в некоторых вопросах. Таким образом, линейную структуру в чистом виде можно использовать только в очень маленьких организациях с численностью работников до 15-20 человек.
Примером реальной линейной структуры может служить структура небольшого частного магазинчик, в котором работают несколько человек.
Линейная структура может быть усовершенствована, если добавить в нее штабных специалистов и получится линейно-штабная структура.
Источник: ya-prepod.ru