Логистические бизнес процессы что это

Логистические системы и логистические циклы

Я уже говорил о том что такое логистика и ее значение для конкурентноспособности бизнеса. Теперь давайте поговорим о логистических системах и логистических циклах.

Понятие логистической системы является одним из базовых понятий логистики.

Логистическая система – это система, состоящая из нескольких подсистем, выполняющая логистические функции и имеющая развитые связи с внешней средой, то есть с рынком.

Это определение имеет право быть, но мне хотелось бы дать другое определение которое будет ближе к конкретному бизнесу.

Логистическая система — сложная организационно завершенная экономическая система, состоящая из взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками элементов-звеньев, совокупность которых, границы и задачи функционирования объединены внутренними целями организации бизнес и (или) внешними целями.

Логистические системы классифицируют следующим образом:

Урок 9. Бизнес-процессы в логистике

Макрологистическая система — это крупная система управления материальным потоком, которая объединяет предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств.

*Укрупненная схема макрологистической системы

Нас сейчас будут интересовать в первую очередь микрологистические системы, которые относятся как правило к определенной организации бизнеса.

Микрологистические системы – это подсистемы, структурные составляющие макрологистических систем. Микрологистические системы охватывают сферу деятельности отдельного предприятия, строятся с позиций стратегических целей фирм и оптимизации основных процессов, обеспечивают решение локальных вопросов в рамках отдельных функциональных элементов логистических систем. Это могут быть производственные, торговые предприятия, территориально-производственные комплексы.

*укрупненная схема микрологистической системы

ГП — готовая продукция; МР — материальные ресурсы; ЗЛС — звено логистической системы; ВМП — возвратные материальные потоки (тара, отходы,….).

Звено логистической системы — это некоторый экономически обособленный объект логистической системы, выполняющий определенную функцию, не подлежащий дальнейшему возвращению к нему в рамках рассматриваемой логистической системы.

Типы звеньев логистической системы:

1) генерирующие материальные и сопутствующие потоки;

2) преобразующие материальные и сопутствующие потоки;

3) поглощающие материальные и сопутствующие потоки;

4) смешанные (интегрирующие три основных типа).

Логистические потоки очень тесно связаны с финансовыми потоками. И та или иная логистическая операция может влечь за собой сопутствующий финансовый. Особо углубляться в эту тему не буду, но в качестве примера приведу такие операции:

  • Подача заказа на товар покупателем может повлечь за собой оплату такого товара покупателем (предоплата);
  • Передача товара покупателю влечет за собой оплату такого товара покупателем;
  • Оформление документов на груз влечет за собой получение денег грузоперевозчиком и т.д.

Читать: Дизайн-мышление: эффективный способ разработки продуктов и услуг в бизнесе

Логистические циклы

Логистическая система оперирует двумя потоками:

  1. материальным потоком – физический поток товаров от поставщиков к нашим покупателям;
  2. информационным потоком – поток сведений о спросе и предложении на рынке

Сейчас мы сосредоточим свое внимание на материальном потоке (material flow)

Материальный поток — продукция, рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических операций (транспортировки, складирования и др.) и отнесенной к временному интервалу .

Понятие материального потока является ключевым в ло гистике. Материальные потоки образуются в результате транспортирования, складирования и выполнения других
материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и гото выми изделиями — начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

*классификация материальных потоков

В зависимости от местонахождения продукта в логистической сети он может называться по разному и это мы видели на схеме выше: материальный ресурс, незавершенное производство или готовая продукция. Если смотреть на продукты с точки зрения рынка то материальные ресурсы и готовая продукция по сути является товаром.

Товар — всё, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.

Товарная единица — обособленная целостность, характеризуемая показателями величины, цены, внешнего вида и прочими атрибутами.

С позиции микрологистики более важным является понятие товарной единицы.

Если продукция не находится в состоянии движения, то она переходит в запас . Материальные потоки могут классифицироваться по разным признакам.

*Нас в дальнейшем нас будет интересовать первая классификация — По отношению к фокусной компании (звену) цепи поставок, именно ее я буду брать за основу когда буду рассказывать про то как устроена логистика в ERP системах, на примере ERP ODOO.

Логистический менеджмент сильно зависит от жизненного цикла товара, который определяет структуру логистического цикла.

Читать: ФОУП. Классификация затрат, планирование прибыли по проекту и потребности в трудовых ресурсах

Логистический цикл (цикл выполнения заказа, или функциональный цикл) — это промежуток времени между подачей заказа и доставкой заказанной продукции или сервиса конечному потребителю. Логистический цикл, как правило, включает в себя время передачи, обработки, размещения, производства и (или) комплектования, транспортировки заказа и время приема товара потребителем. Каждый из этих этапов требует затрат времени.

В структуре логистического цикла выделяют такие составляющие-циклы:

  • цикл заказа;
  • цикл создания (поддержания) запасов ;
  • цикл обработки заказов;
  • цикл организации закупок и размещения заказов;
  • цикл доставки;
  • операционный (производственный цикл);
  • цикл сбора заказов потребителей и подготовки документации;
  • цикл анализа и подготовки документации.
Читайте также:  Задачи в бизнес проекте

Если руководство игнорирует жизненный цикл товаров, то на этапе спада может сложиться ситуация, когда денежные средства которые вложили в запасы могут быть просто потеряны.

Ну и наконец приведу пример логистического цикла доставки груза

Источник: www.antonpiskun.pro

Комплексная оптимизация логистики на предприятии

Минимизация издержек на производство и транспортировку, а значит и показатель прибыли предприятия, зависит от эффективности деятельности логистического отдела. Поэтому оптимизация логистики на предприятии — один из тех вопросов вопрос, которым нужно заняться в первую очередь для увеличения эффективности работы компании.

Цели логистики

Логистика отвечает за обеспечением предприятий материальными ресурсами, объединяя организационные и производственные процессы.

  • сокращение расходов на производственный цикл, включая как финансовые, так и материальные, временные и информационные расходы;
  • повышение конкурентоспособности предприятия за счёт увеличения ликвидности товаров;
  • улучшение приспособляемости к меняющейся конъюнктуре рынка благодаря гибкости финансовой политики и прогнозированию изменений;
  • снижение рисков и увеличение прибыльности продукции при минимизации издержек.

Задачи логистики

Задачи логистики.png

Задачи зависят от сферы деятельности компании, процессы которой необходимо усовершенствовать. Работа отдела может включать:

  • оптимизацию транспортной логистики на предприятии;
  • управление запасами и активами компании;
  • сокращение продолжительности производственного цикла;
  • оптимизацию движения финансовых и материальных потоков;
  • улучшение клиентского сервиса;
  • ускорение доставки продукции к покупателю.

Составляющие работы отдела логистики

Работа логистов касается оптимизации многих процессов на предприятии. Поэтому сотрудники подразделений должны:

  • учитывать и минимизировать инвестиционные риски;
  • сокращать производственные издержки;
  • просчитывать максимально выгодные условия контрактов;
  • вести учёт материальных запасов и управлять их распределением;
  • разрабатывать эффективную транспортную систему;
  • прорабатывать связи с государственными органами контроля и учёта;
  • вести мониторинг рынка на предмет изменения спроса и конкуренции;
  • прорабатывать оптимальную связь между отделами производства, хранения, упаковки и сбыта.

Организация работы логистического отдела

Учитывая связь логистики со всеми на предприятии, рекомендуется создать управленческую вертикаль, которая охватит все уровни подразделения. Эффективная команда специалистов по логистике состоит из:

  • руководителя. Он входит в состав высшего управленческого звена компании (например, совета директоров) и отвечает за результативность работы службы логистики (а часто и коммерческого блока в целом).
  • менеджеров отделов. Такие сотрудники представляют управленческое звено среднего уровня. Они отслеживают и корректируют работу подразделений, разрабатывают схемы работы для подконтрольных отделов.
  • функциональных руководителей на местах. Эти сотрудники занимают должности, например, управляющих складами или службой курьерской доставки. Они оперативно реагируют на проблемы, появляющиеся в ходе ежедневного рабочего процесса.

Группа выполнения проектов

Особенностью группы выполнения проектов является ее целеполагание в рабочем процессе — решение конкретной стратегической (то есть не повторяющейся) задачи. Такой может стать как формирование линий поставки ресурсов для производства, так и организация складского учёта для готовой продукции.

Формирование команды выполнения проектов — отдельная задача для руководителя логистического отдела. Такую команду создают, чтобы внедрить решение для оптимизации процесса. Для организации группы используют три методики.

  1. Найм сторонних специалистов на временные работы для выполнения конкретной задачи.
  2. Создание ячейки внутри существующей логистической системы из работающих в ней экспертов.
  3. Сбор группы из сотрудников других отделов.

Из каких подразделений состоит логистическая служба

Чем больше компания, тем сложнее контролировать работу в разных направлениях, поэтому наиболее эффективной практикой является создание команд, отвечающих за свой участок. Классифицируют пять видов логистических отделов по направлениям деятельности:

  • Транспортный. Отвечает за перевозки. В ведении находятся транспортные средства и их обслуживание. Этот отдел отвечает за транспортировку сырья и доставку готовой продукции.
  • Складской. Управляет основными активами, отвечает за склады и хранение материалов или товаров, распределение их по другим подразделениям.
  • Отдел снабжения. Занимается линиями поставки материалов для производства, а также контролирует наличие и учёт запасов сырья.
  • Ресурсный. Работает с готовыми к реализации товарами, их перемещением, сортировкой, упаковкой и хранением.
  • Коммуникационный. Работает с рынком в общем и клиентской базой. Принимает заказы, формирует накладные, мониторит спрос, обновляет базы данных и планирует объёмы производства.

Как организовать логистику

организация логистики.png

Наиболее эффективной является трёхуровневая структура управления процессами, которая состоит из следующих уровней:

  • общей координации и планирования;
  • аппаратного управления;
  • оперативного управления.

Центр управления и планирования

Центр управления и планирования представлен высшим менеджментом компании. Зачастую эту роль выполняет , который получает подробную информацию о работе предприятия:

  • статистические данные от руководителей отделов;
  • варианты планирования дальнейшей деятельности от аналитиков;
  • прогнозы развития рынка и конкурентов.

Центр аппаратного управления

Нишу аппаратного управления занимают руководители отделов. Каждый отвечает за своё направление деятельности:

  • транспорт;
  • склады;
  • снабжение;
  • заказы;
  • производство.

Центр оперативного управления

Сотрудники центра оперативного управления отвечают за процессы на местах. В их обязанности могут входить:

  • отгрузка товаров;
  • заключение договоров;
  • фиксирование ошибок;
  • учёт испорченной продукции.
Читайте также:  Инвесторы для бизнеса кто это

Как проверить эффективность корпоративной логистики

Основным инструментом контроля эффективности работы логистического отдела является аудит. Проводится он для второго уровня ответственности (аппаратного управления) и позволяет выявить:

  • расхождения статистических и фактических данных;
  • ошибки в формировании отчётности;
  • логистические цепочки с низкой эффективностью;
  • недобросовестную работу менеджеров.

Как оптимизировать логистику

Оптимизация логистики.png

Главная цель оптимизации логистики на предприятии — сокращение издержек на всех этапах работы. Единой методики не существует, потому что компании различаются в подходах к управлению. Но есть процессы, которые может улучшить каждая компания. Перечислим основные.

Основные логистические проблемы

При введении в структуру компании отдела логистики возникают следующие сложности.

  • Неэффективная работа отдела. Связана с неточным определением функций сотрудников или нехваткой работников.
  • Низкая скорость реализации сотрудниками логистических задач. Причина в непрофессионализме .
  • Слабая взаимосвязь отдела с другими подразделениями. Проявляется, когда функции логистов в большей или меньшей степени отданы другим подразделениям и не имеют централизованного управления и планирования.

Решение RAMAX Group для комплексной оптимизации логистических процессов

Специалисты компании RAMAX Group разработали программное обеспечение, предназначенное для повышения логистической эффективности работы всех подразделений предприятия. Оно позволяет:

  • снизить операционные расходы и минимизировать издержки;
  • интенсифицировать занятость персонала;
  • обеспечить оптимальное планирование деятельности предприятия;
  • увеличить прибыльность производственных проектов;
  • обеспечить соблюдение перекрестных требований смежных отделов;
  • управлять процессом логистики на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях;

Области применения решения для комплексной оптимизации логистики от RAMAX Group

«Последняя миля» (маршруты прямой доставки)

Построение маршрутов от склада до конечного покупателя.

Внутрискладская логистика

Упорядочивание и оптимизация множества узкоспециализированных и не связанных между собой процессов на складе.

Календарное планирование

Формирование циклических регулярных маршрутов с учетом необходимой частоты посещения точек и длительности проведения работ.

Магистральная перевозка

Построение цепочки маршрутов для междугородней перевозки.

Управление вагонным парком и поездами

Максимизация прибыли компании за счёт снижения издержек при простоях и порожних перегонах грузовых вагонов, контроль занятости путей.

Оптимизация почтовой логистики/доставка товаров

Почтовые отправления, продукты, малогабаритные грузы.

С помощью решений от RAMAX Group можно добиться выдающихся экономических показателей.

  1. На 5–10% снизить затраты на ресурсы за счет корректного планирования смен
  2. На 10–15% снизить транспортные затраты за счет оптимизации маршрутов перевозок
  3. На 10–20% сократить расходы за счет оптимизации остатков на складах
  4. Полностью нивелировать расходы на штрафы, связанные со срывом сроков при транспортировке грузов, за счет комплексного подхода при планировании.

Интересны решения по оптимизации логистики?

Источник: www.ramax.ru

Что такое производственная логистика

Автор статьи: Евгений Маляр

Евгений Маляр

Что такое производственная логистика

# Логистика для бизнеса

Особенности и виды производственной логистики

Конечной целью производственной логистики является снижение себестоимости конечного продукта путем уменьшения денежных, ресурсных и временных издержек.

  • Логистика производства – что это такое
  • Задачи, цели и функции производственной логистики
  • Организация движения материальных потоков
  • «Выталкивающая»
  • «Вытягивающая»
  • Заключение

Яндекс.Бизнес для предпринимателей

Приведёт к вам клиентов, пока вы занимаетесь другими делами. Реклама будет работать сама, о вашем бизнесе узнает аудитория Яндекс Карт и Поиска. Тысячи предпринимателей уже оценили эффективность сервиса!

Последовательность производственных процессов, направленных на изготовление товара, неизбежно сопровождается перемещением сырья, комплектующих изделий и других материальных объектов, а также с информационным обеспечением этого движения. Залог успешной работы предприятия – наиболее рациональная организация этих потоков.

Если читателю интересно узнать основные понятия, сущность и задачи производственной логистики, то эта статья адресована ему.

Логистика производства – что это такое

Понятие производственной логистики подразумевает системный научный подход, свойственный дисциплине в целом. Кратко ее определение формулируется как набор методов, способствующих наилучшей организации материальных, информационных и финансовых потоков внутри предприятия.

Объектом изучения являются перемещения, происходящие в процессе работы хозяйствующих структур:

  • производственных предприятий;
  • торговых фирм, использующих крупные склады;
  • транспортных узлов, портов, ж/д станций.

Следовательно, производственная логистика рассматривает процессы, происходящие в сфере не только товарного воспроизводства, но также хранения и транспортирования, если эти виды деятельности являются для предприятия профильными.

завод

Задачи, цели и функции производственной логистики

Роль маркетинга в организации логистики уже давно очевидна, но по-настоящему системный подход был впервые применен на заводах Ford Motor Company в первые десятилетия XX века. Материальные потоки уже тогда были максимально рационализированы, и процесс совершенствования продолжался беспрерывно. Все детали, поступающие на сборочные конвейеры предприятий автомобильного контроля, двигались по кратчайшему пути.

Реализация научного подхода предполагает следующие концептуальные цели и задачи производственной логистики:

  • Минимизация производственных резервов вблизи точки их использования. Примером того, что эта цель не достигнута, может служить станок, со всех сторон обставленный огромным количеством ящиков с заготовками. Подобные запасы явно чрезмерны.
  • Исключение складских операций и перевозок, в которых нет насущной надобности, выраженной заказом.
  • Уменьшение простоев технологического оборудования по причине необеспеченности первичным продуктом.
  • Рациональная маршрутизация внутренних перемещений, сокращение их протяженности.
  • Привлечение поставщиков к процессу доставки продукта непосредственно в рабочую зону.
Читайте также:  Элемент бизнес модели которая отвечает на вопрос как создаются продукты

Принципы производственной логистики:

  • Дифференциация – разделение сложного процесса транспортирования на более простые операции.
  • Специализация по типам и видам доставки (конвейерный, электрокаром, рольгангом, шнековая подача и т. д.).
  • Пропорциональность продуктивности отдельных производственных участков.
  • Прямоточность, то есть выбор кратчайшей траектории движения предмета труда в процессе его обработки.
  • Непрерывность производственного цикла.
  • Гибкость – возможность оперативного изменения логистической схемы предприятия.
  • Способность поддерживать заданный производственный ритм.
  • Оптимизация издержек, т. е. все экономически оправданные пути снижения затрат.
  • Информационная и технологическая интеграция системы управления потоками в общий технологический цикл предприятия.

завод Боинг

К основным производственным функциям логистики относят:

  • Аналитическое прогнозирование объемов производства на основе потребностей рынка.
  • Планирование потребления производством исходных продуктов.
  • Выработка графиков заданий для каждого подразделения (цеха).
  • Планирование закупок и согласование их с отделами продаж и снабжения.
  • Утверждение нормативов производственных запасов и текущего незавершенного производства.
  • Управление процессами и маршрутизация доставки исходных продуктов к рабочим зонам.
  • Контроль количества, качества и себестоимости товара (готовой продукции).
  • Непрерывная рационализация и оптимизация процесса обеспечения производства всем необходимым.

Конечной целью производственной логистики является снижение себестоимости конечного продукта путем уменьшения денежных, ресурсных и временных издержек. Это выражается максимальным сокращением общего пути, преодолеваемого всеми исходными материалами и изделиями, участвующими и применяемыми в процессе изготовления товара.

Организация движения материальных потоков

На примере предприятия, изготовляющего какое-то одно несложное изделие, можно проиллюстрировать типичные направления материальных потоков:

  • От склада сырья к рабочим зонам.
  • Между производственными участками (цехами) в процессе последовательной обработки.
  • Из конечной технологической точки на склад готовой продукции.

По мере того, как вид производственной деятельности увеличивает количество операций, эта схема разветвляется. Бывает, что потоки пересекаются, разделяются и соединяются. При этом общий смысл перемещений останется прежним: предметы труда подвергаются воздействиям, перемещаются и в конечном счете образуют товары, то есть объекты продажи.

Задача в том, чтобы материальные потоки были организованы как можно рациональнее. Для этого применяются различные логистические приемы.

Рассмотрим простой пример. На складе комплектующих изделий хранятся однотипные крупногабаритные детали. Их приобретают у стороннего поставщика, а затем они поступают на сборочную линию. Объем запаса колеблется. Какую деталь везти в рабочую зону первой?

Как правило, в цех забирают изделие, стоящее ближе к воротам склада. Такой подход имеет обозначение LIFO (английское сокращение выражения Last In – First Out, в переводе – «последним пришло, первым ушло»). Расходы на транспортирование уменьшаются, а при периодическом исчерпании запасов очередь доходит до задней стены склада.

Этот метод хорош лишь тогда, когда «свежесть» исходного продукта не имеет большого значения. А вот в пищевой промышленности, например, его применить невозможно. При ограниченном сроке складского хранения используется принцип FIFO: первым в рабочие зоны уходит то, что и пришло первым.

Кроме этого практикуются толкающая и тянущая системы производственной логистики, которые следует рассмотреть более подробно.

Склад предприятия

«Выталкивающая»

Если внутренняя складская логистика и планирование производства тесно связаны, чаще всего применяется именно «выталкивающий» принцип оптимизации потока. Смысл подхода состоит в соблюдении установленного графика, задающего ритмичную непрерывность всего процесса обработки предмета труда.

Наиболее понятным примером последовательного выталкивания служит конвейер. Производственные склады подают изделия на сборочную линию, время каждой из выполняемых операций строго лимитировано, а на очереди следующая деталь, которую необходимо успеть смонтировать на изготовляемую машину.

У метода есть существенный недостаток: если на любом из участков прекращается работа, приходится останавливать всю последовательную логистическую цепь.

Применять «выталкивающий подход» можно только при высоком уровне слаженности процесса, достигаемого в массовом производстве. Его также иногда называют «потогонным», так как рабочие вынуждены трудиться всю смену без перерыва (если его и устраивают, то ненадолго).

Использование метода «выталкивания» оправдано возможностью достижения высокой производительности.

«Вытягивающая»

Логистика производственного предприятия «вытягивающего» типа применяется, как правило, в мелкосерийном производстве. Перемещение предмета труда осуществляется только тогда, когда следующее звено технологической цепи закончило предыдущую операцию и готово его принять.

Конечно, какого-то расслабленного ритма этот метод управления материальным потоком не предполагает. Работа в любом случае ведется по графику и плану, а продолжительность операций регламентирована технологическими нормативами. Разница с «выталкивающим» движением продукта проявляется в отсутствии жесткой хронологической связки межзвенных передач.

В конечном счете оба подхода ставят цель технологического единства производственного цикла.

Заключение

Производственный раздел является неотъемлемой частью единой логистической науки. Он связан с другими частями теории оптимизации потоков – сбытовой, снабженческой, информационной, транспортной и финансовой. В частности, предприятие может занимать значительные площади и иметь филиалы в других регионах.

Основные принципы рациональной организации у всех разделов логистики общие.

Источник: delen.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин