На сегодняшний день в России достаточно высокий уровень логистических издержек на размещение заказов, поставку продукции, складирование, внешней транспортировки. Данные показатели существенно снижают эффективность торговли и производства, а также они отрицательно влияют на конкурентоспособность компаний и страны в целом.
Основной задачей для руководителя при возникновении подобных проблем становится определение именно такой логистичекой концепции, которая бы помогла грамотно выйти из подобных ситуаций.
Одной из таких концепций, применяемых во всем мире, а также в России является технология «точно в срок» (Just-in-time).
Актуальность темы исследования продиктована тем, что применения в России концепции «точно в срок» представляет собой снижение больших производственных запасов и издержек в сфере производства.
Целью курсовой работы является разработка и обоснование рекомендаций, направленных на совершенствование концепции логистики организации.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих основных задач:
ЛОГИСТИКА (SUPPLY CHAIN MANAGEMENT) — На кого пойти учиться? Выпуск #7
— изучить теоретические основы логистических концепций;
— провести анализ организации снабжения на предприятии ООО «Бизнес Консалт»;
— разработать и обосновать мероприятия по совершенствованию логистических процессов в ООО «Бизнес Консалт».
Объектом исследования является предприятие ООО «Бизнес Консалт».
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе логистической деятельности.
Проведенное исследование основывается на научных подходах, сложившихся к настоящему времени, в сфере логистики, экономики, управления.
При выполнении работы применялась совокупность экономических и общенаучных методов познания: экономико-статистический, аналитический, расчетно- математический, сравнительный и экспертный методы.
Теоретико-методологические аспекты и практический инструментарий логистики применительно к проблемам отечественной экономики изложены в работах Б.А. Аникина, А.М. Гаджинского, Е.А. Голикова, М.Ш. Доветова, М.Е.
Залмановой, К.В. Инютиной, Д.Д. Костоглодова, Д.Т. Новикова, Б.К. Плоткина, А.Н. Родникова, В.И. Сергеева, А.И.
Семененко, С.А. Уварова, В.В. Щербакова и других авторов.
Теоретической и методологической основой курсовой работы являются научные работы отечественных и зарубежных учёных, нормативные и законодательные акты РФ, финансовые и статистические данные ООО «Бизнес Консалт», результаты научных исследований, публикации в специализированных изданиях и Интернет-сети.
1. Теоретические основы логистики и логистических концепций
1.1. Понятие логистики в зарубежной и отечественной литературе
В зарубежной и отечественной литературе встречаются различные подходы к определению понятия логистики. Так, Американское общество инженеров-логистов предложило следующее определение: логистика есть искусство и наука управления, техники и технической активности, которые предусматривают планирование, снабжение и применение средств перемещения для реализации намеченных операций во имя достижения поставленной цели [9, c.22].
Плюсы и минусы профессии Логист | Логистика | Грузоперевозки
Французские специалисты трактуют логистику как совокупность различных видов деятельности в целях получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции [4, c.34].
В немецкой науке под логистикой подразумевается процесс планирования, реализации и контроля эффективных и экономных с точки зрения затрат технологий перемещения и хранения материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, а также связанной с ними информации о поставке товаров от места производства до места потребления в соответствии с требованиями клиентуры [6, c.27].
Российские научные школы также не имеют единого подхода к определению логистики. Точки зрения отдельных их представителей приведены в табл. 1.
Определения понятия логистики российскими учеными и специалистами
Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов
Щербаков В.В., д-р экон. наук, проф.
Логистика — «наука об управлении материальными и связанными с ними информационными, финансовыми, сервисными и другими потоками с целью оптимизации функционирования хозяйственных систем на основе эффективного использования всех видов ресурсов» [7, c.23]
Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет
Лукинский В.С., д-р техн. наук, проф.
Логистика — «наука об управлении материальными и связанными с ними информационными, финансовыми и сервисными потоками в экономической системе от места их зарождения до места потребления для достижения целей системы и с оптимальными затратами ресурсов» [9, c.8]
Государственный университет — «Высшая школа экономики»
Сергеев В.И., д-р экон. наук, проф.
Логистика «(в широком смысле) — наука об управлении материальными потоками, связанной с ними информацией, финансами и сервисом в определенной микро-, мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед нею целей с оптимальными затратами ресурсов». Логистика «(в узком смысле — с позиции бизнеса) — инструментарий интегрального управления материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками, а также сопутствующим сервисом, способствующим достижению целей организации бизнеса с оптимальными затратами ресурсов» [4, c.21]
Государственный университет управления
Аникин Б.А., д-р экон. наук, проф.
Логистика — наука «управления материальными потоками от первичного источника до конечного потребителя с минимальными издержками, связанными с товародвижением и относящимся к нему потоком информации» [8, c.12]
Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
Степанов В.И., д-р экон. наук, проф.
Логистика — «система управления потоковыми процессами, в том числе процессом товародвижения в различных сферах деятельности субъектов хозяйствования» [6, c.24]
Московский государственный автомобильнодорожный институт (технический университет)
Миротин Л.Б., д-р техн. наук, проф.
Логистика — «наука об организации совместной деятельности специалистов ключевых функциональных подразделений предприятия, а также группы предприятий по эффективному продвижению продукции по цепи «закупки сырья — производство продукции — сбыт — распределение» на основе интеграции и координации операций, процедур и функций, выполняемых в рамках данного процесса с целью минимизации общих затрат ресурсов» [11, c.20]
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
Альбеков. А.У., д-р экон. наук, проф.
Логистика — «наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации» [1, c.9]
Таким образом, в курсовой работе мы будем придерживаться определения, что логистика — это наука об управлении материальными и связанными с ними информационными, финансовыми, сервисными и другими потоками с целью оптимизации функционирования хозяйственных систем на основе эффективного использования всех видов ресурсов
Логистика охватывает все стадии воспроизводства — снабжение, производство товаров и услуг, сбыт, включая транспортировку и хранение — как единый процесс преобразования предмета труда в продукт труда и рассматривает этот процесс с позиции движения потоков. Она проявляет себя прежде всего на уровне предприятия, руководствующегося соответствующей бизнес-идеей [10, с.45].
Однако современная логистика предполагает выход за рамки воспроизводственного цикла и расширяет охват до масштабов жизненного цикла товара, включающего в себя, помимо стадий воспроизводства, стадии потребления продукта труда и утилизации. Использованная для развития предпринимательства логистика получает название предпринимательской логистики.
В соответствии с логистической концепцией предпринимательства, принятой в качестве производной от базовой концепции, процесс управления предприятием представляется в виде совокупности бизнес-проектов — согласованных мероприятий, подчиненных главной стратегии предприятия — укреплению его рыночной позиции, а также устойчивому развитию, характеризующемуся максимизацией прибыли на долгосрочном временном горизонте [14, c.104]. При таком подходе становятся необходимыми преодоление локального образа мышления и реализация комплексных решений, готовность к внедрению логистических инноваций.
Логистическая концепция предприятия требует установления новых партнерских отношений с покупателями и поставщиками [2, c.56]. Она также предполагает исключение всего «лишнего» (с точки зрения профильной деятельности) и закрепление в собственном в бизнесе всего «необходимого» — решения такого характера должны обосновываться действием описанного выше принципа оптимальности.
Характеристика логистической концепция Just in time
Одной из самых известных концепций транспортной логистики является концепция “точно в срок” (just-in-time, JIT). Появление этой концепции относят к концу 1950-х годов. Она основана на довольно простой бинарной логике управления запасами, в которой потоки материальных ресурсов тщательно синхронизированы с потребностью в них, задаваемой производственным расписанием выпуска готовой продукции [5, c.88].
Подобная синхронизация есть не что иное, как координация снабжения и производственного менеджмента. В дальнейшем концепция была успешно применена в дистрибуции, системах сбыта готовой продукции, а сегодня — и в макрологистических системах.
В идеальном случае материальные ресурсы или готовая продукция должны быть доставлены в определенную точку логистической цепи (канала) именно в тот момент, когда в них есть потребность (не раньше и не позже), что исключает излишние запасы как на производстве, так и в дистрибуции. Многие современные логистические системы, основанные на данном подходе, ориентированы на короткие составляющие логистических циклов, что требует быстрой реакции звеньев логистической системы на изменения спроса и, соответственно, производственной программы [6, c.107].
Логистическая концепция JIT характеризуется основными чертами, представленными на рисунке 1 [9, c.131].
Рисунок 1 – Основные черты логистической концепции JIT
В концепции “точно в срок” существенную роль играет спрос, определяющий дальнейшее движение сырья, материалов (компонентов), полуфабрикатов и готовой продукции. Короткие составляющие логистических циклов в системах, применяющих данный подход, способствуют концентрации основных поставщиков материальных ресурсов вблизи главной фирмы, осуществляющей процесс производства или сборки готовой продукции. Фирма старается выбрать небольшое число поставщиков, отличающихся высокой степенью надежности поставок, так как любой сбой в поставках может нарушить производственное расписание [10, c.117].
В соответствии с этой концепцией поставщики становятся по существу партнерами производителей готовой продукции в их бизнесе. Для эффективной реализации технологии JIT компании должны работать с надежными телекоммуникационными системами и информационно-компьютерной поддержкой [3, c.157].
Особенно важными для систем JIT являются 5 элементов производственного управления и планирования, представленные на рисунке 2 [14, c.105].
Рисунок 2 — Элементы управления и планирования для системы JIT
Основной упор в системах JIT сделан на достижение стабильных, уравновешенных рабочих графиков. С этой целью, основные производственные графики разрабатываются так, чтобы обеспечить равномерную рабочую загрузку производственных мощностей [8, c.176].
Как правило, в системах «точно-в-срок» действуют очень тесные связи с поставщиками, которые должны обеспечить частые поставки небольших партий высококачественных изделий. Суть в том, чтобы на поставщика можно было полностью полагаться, не сомневаясь, что его поставки будут соответствовать определенному уровню качества и не нуждаться в проверках со стороны покупателя [9, c.201].
Технологические изменения являются самыми дорогостоящими среди всех перечисленных операций. Системы JIT сокращают расходы, уменьшив число и частоту проведения подобных операций [6, c.195]. Например, поставщик доставляет изделия непосредственно на производство, полностью минуя склады, — тем самым упраздняется деятельность, связанная с помещением материалов на склад и последующим перемещением их на производственные участки.
Основными преимуществами технологий «точно в срок», объясняющими их широкое распространение в логистической практике, являются (рис. 3) [10, c.156]:
Рисунок 3 – Основные преимущества технологии JIT
C основными недостатками системы «точно в срок», а также недостатками для покупателей и поставщиков можно ознакомиться в таблице 2 [14, c.106].
Основные недостатки системы JIT
Недостатки системы JIT
Недостатки для покупателя
Недостатки для поставщика
1. Сложность обеспечения высокой согласованности между стадиями производства продукции;
1. Организация подобных систем может требовать высоких начальных затрат
1. Организация подобных систем может требовать высоких начальных затрат
2. Значительный риск срыва производства и реализации продукции.
2. Отсутствие нужного товара.
2. Платежи распределяются во времени на протяжении всего срока действия контракта.
3. Повышение стоимости в связи с отказом от покупки крупных партий.
3. Вероятность ошибочных заказов при изменении потребностей и объемов продаж покупателя.
4. Проблемы с доставкой и транспортом, связанные с необходимостью частых перевозок.
4. Повышение издержек по хранению и доставке товара.
5. Увеличение затрат по охране и страхованию.
Таким образом, суть системы JIT сводится к отказу от производства продукции крупными партиями. Взамен этого создается непрерывно-поточное предметное производство. При этом снабжение производственных цехов и участков осуществляется столь малыми партиями, что по существу превращается в поштучное.
Важно также отметить, что как у рассматриваемой логистической системы распределения ресурсов JIT, так и у любой другой известной системы, всегда присутствуют как недостатки, так и преимущества.
2. Анализ логистической деятельности в ООО «Бизнес Консалт»
Краткая характеристика ООО «Бизнес Консалт»
ООО «Бизнес Консалт» — российское общество с ограниченной ответственностью, зарегистрированное в городе Санкт-Петербург 9 февраля 2012 года по юридическому адресу Россия, Санкт-Петербург 195197, Кондратьевский Проспект, 15, оф. 235.
Компания занимается следующими видами деятельности:
— торговля оптовая неспециализированная пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями;
— торговля оптовая прочими бытовыми товарами;
— торговля оптовая отходами и ломом.
Рассмотрим показатели производственной деятельности ООО «Бизнес Консалт» в табл. 3.
Показатели деятельности ООО «Бизнес Консалт»
Отклонение 2017г. от 2015г., +/-
Отклонение 2017г. от 2016г., +/-
Выручка от продаж, тыс. руб.
Себестоимость проданной продукции, тыс. руб.
Источник: www.evkova.org
Логистика: сущность, задачи, функции
Понятие логистики – управленческая деятельность по осуществлению операций закупки, снабжения, транспортировки и хранения товарно-материальных ценностей, включая материалы, готовую продукцию, сырье, инвентарь, технику и т.п.
Согласно данному определению, логистика направлена на оптимизацию расходов, связанных с поставками товарно-материальных ценностей (ТМЦ), рационализацию процессов производства, снабжения и хранения ТМЦ, необходимых для деятельности предприятия. Данные процессы могут осуществляться в рамках конкретного предприятия или группы предприятий, при этом в зависимости от специфики деятельности и перемещаемых ТМЦ могут применяться разные подходы к логистической деятельности.
Понятие логистики также включает в себя управление информацией и информационными потоками, непосредственно связанными с логистическими процессами, а также ряд управленческих действий в рамках общих финансовых потоков предприятия.
От понятия логистики нужно отличать логистическую систему, которая представляет собой комплекс действий разных участников процессов снабжения, транспортировки и хранения ТМЦ, такие действия организуются таким образом, чтобы достигалась цель и выполнялись задачи логистики.
Сущность логистики
Логистика, как особая экономическая деятельность, представляет собой сферу управления всеми видами потоков, которые имеют место в практике хозяйствующих субъектов.
Управление объектами, которые относятся к сфере логистики, основывается на разработке конкретных решений и их последующей реализации.
В соответствии с этим, сущность логистики проявляется в научной и хозяйственной деятельности.
Сущность логистики как науки заключается в разработке методологии, научного подхода и методов планирования, контроля и управления транспортировкой, складированием, распределением и другими материальными и нематериальными операциями, которые имеют место в деятельности экономических агентов. К сфере приложения научных методов логистики относятся операции по доставке сырья и материалов до производственного предприятия, перераспределению сырья, материалов, полуфабрикатов внутри предприятия, доставке готовой продукции до конечного потребителя, а также передача и обработка сопутствующей данным операциям информации.
Сущность логистики как особой сферы хозяйственной деятельности заключается в управлении транспортировкой, складированием и распределением сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции в рамках экономической деятельности хозяйствующего субъекта. Таким образом, логистика охватывает весь хозяйственный процесс, начиная от первичного источника сырья для производственной деятельности, заканчивая распределением готовой продукции в целях доведения ее до конечного потребителя, а также обработку информации, связанной с логистическими операциями.
Значение логистики, как экономической деятельности по управлению, в первую очередь, материальными потоками хозяйствующих организаций, обусловлено потребностями социально-экономического развития и экономики в целом, которые напрямую связаны с ростом объемов грузоперевозок различными видами транспорта и множеством направлений движения сырья и готовой продукции между субъектами экономической системы.
Таким образом, в современных условиях, сущность логистики проявляется в рационализации управления материальными потоками и основана на следующих положениях.
Сущность логистики
В логистике необходима реализация системного подхода, так как максимальный эффект можно получить только в случае оптимизации материального потока на всем его протяжении от источника сырья до конечного потребителя.
Требуется учет всех логистических издержек на всем протяжении материального потока в целях анализа и последующей оптимизации затрат транспортировку, складирование и распределение
Уровень научно-технического развития позволяет хозяйствующим субъектам использовать в логистике оборудование, предназначенное для конкретных задач, вместо универсального.
Развитие технологических процессов и улучшение условий труда способствуют повышению производительности труда в областях деятельности, сопряженных с логистическими процессами.
Способность к адаптации системы логистики отдельного хозяйствующего субъекта позволяет учитывать меняющиеся рыночные условия, изменения спроса и влияние факторов среды предприятия.
Таким образом, можно сделать объективный вывод, что логистика позволяет хозяйствующим субъектам использовать научно обоснованную методологию управления материальными потоками, решая при этом комплекс задач, связанных с движением ресурсов и готовой продукции.
Цель и задачи логистики
Основной целью логистики является достижение максимальной эффективности материальных потоков при минимальных затратах на транспортные, складские и распределительные операции на основе создания рациональной логистической системы.
В соответствии с данной целью можно выделить основные и частные задачи логистики.
Основные задачи логистики связаны с организацией регулирования материальных потоков и сводятся к аспектам управленческой деятельности. Частные задачи логистики связаны с конкретными действиями в данной области.
Задачи логистики
Основные задачи логистики
Частные задачи логистики
- определение необходимого запаса ресурсов для бесперебойной экономической деятельности хозяйствующих субъектов;
- рациональное управление запасами ресурсов и готовой продукции;
- организация и управление разгрузочными, погрузочными и транспортными операциями на складах предприятия и на стороне потребителей;
- организация распределения готовой продукции;
- построение структурной модели функционирования логистической системы предприятия;
- планирование и организация процессов снабжения, складирования, производства, распределения и транспортировки;
- согласование и координация действий предприятий, участвующих в цепи поставок и распределения готовой продукции, а также отдельных подразделений в рамках одного предприятия.
- определение и создание минимального уровня запасов;
- сокращение срока хранения готовой продукции на складе;
- сокращение продолжительности транспортировки;
- снижение количества погрузочных и разгрузочных операций;
- иные действия, связанные с управлением материальными потоками.
Функции логистики
Функции логистики заключаются в определенных действиях, которые априори направлены на разработку и планирование рационального материального потока. В соответствии с этим логистика выполняет 4 функции:
- системообразующая
- интегрирующая
- регулирующая
- результирующая
Системообразующая функция логистики заключается в организации логистических систем, ориентированных на рациональное, действенное и целевое управление ресурсами хозяйствующего субъекта. Также к данной функции относится координация действий внутренних подразделений предприятия и других предприятий, являющихся участниками материального потока, начиная от поставщика сырья для производственного процесса, заканчивая оптовыми и розничными торговцами, обеспечивающих распределение готовой продукции.
Интегрирующая функция логистики напрямую связана с системообразующей функцией и заключается в обеспечении синхронной работы отдела снабжения, склада, отдела сбыта предприятия с внешними поставщиками ресурсов и посредниками по сбыту готовой продукции. Следует учитывать, что реализация данной функции невозможна без достижения координации и согласованности действий всех участников материального потока в рамках системообразующей функции логистики.
Регулирующая функция логистики состоит в эффективном управлении материальными, финансовыми и информационными потоками в целях обеспечения экономически рационального производственного процесса посредством контроля и воздействия на логистическую систему предприятия.
Результирующая функция логистики направлена на сокращение затрат, обеспечение рационального материального потока, организацию своевременной доставки ресурсов для производственного процесса и распределения готовой продукции. Данная функция определяет эффективность логистики на предприятии на основе полученного конечного результата от организации поставок сырья и распределения готовой продукции.
Функции логистики обеспечивают координацию производства и распределения.
Координация производства посредством функций логистики сводится к определению материальных и финансовых потребностей производственного процесса на предприятии, оценке потребностей потребителей в производимой продукции и обеспечении такого уровня производства продукции, который будет востребован рынком.
Координация распределения, благодаря функциям логистики, позволяет организовать и осуществлять контроль потоков готовой продукции от предприятия к потребителям напрямую или через оптовых и розничных торговцев в зависимости от уровня канала распределения.
- На операционном уровне функции логистики служат основой управления движением материальных ценностей, начиная от этапа снабжения производства и заканчивая распределением готовой продукции.
- В рамках снабжения производственной деятельности функции логистики сосредоточены в области управления движением сырья, материалов и полуфабрикатов от поставщиков на склад предприятия, а также в области управления их движением со склада предприятия непосредственно к месту их использования в производстве.
- В рамках производственного процесса функции логистики отвечают за перемещение сырья, материалов и полуфабрикатов между этапами производства, а также отправку готовой продукции на склад предприятия или непосредственно в распределительную систему для последующего сбыта конечным потребителям на целевом рынке.
- В рамках распределения готовой продукции функции логистики сводятся к управлению материальными потоками готовой продукции в процессе ее движения от предприятия к торговому хранилищу и к конечному потребителю.
Роль логистики в современных условиях
Таким образом, можно судить о том, что роль логистики заключается в оперативном планировании графика поставок сырья, материалов и полуфабрикатов для производственных нужд, определении рационального уровня запасов готовой продукции и планирование ее сбыта в соответствии с рыночным спросом.
В современных условиях логистика занимает особое место в управлении экономической деятельностью хозяйствующего субъекта и имеет приоритетное значение для многономенклатурных предприятий, территориально распределенных компаний, вертикально и горизонтально интегрированных холдингов и других организаций, которым необходимо иметь единую снабженческую, производственную и сбытовую систему. Подход к управлению и распределению материальных потоков на основе функциональной логистической системы широко применяется и используется в различных отраслях экономики. При этом для крупных предприятий наличие отдела логистики является безусловным фактором эффективного управления производственно-коммерческой деятельностью и дальнейшего развития. Логистика интегрируется в систему управления предприятия таким образом, чтобы обеспечить рациональное управление производством и распределением готовой продукции на всех уровнях в соответствии функциями и задачами логистики. Вместе с тем, на разных этапах своего развития предприятие постоянно наращивает производственные мощности и увеличивает материальные активы, что неизменно ведет к усложнению структуры материального потока, обуславливая необходимость непрерывного совершенствования логистики на предприятии.
В современных условиях невозможно игнорировать значимость логистики, учитывая, что ее функции охватывают весь производственно-сбытовой процесс на предприятии, начиная от снабжения производства сырьем, материалами и полуфабрикатами и заканчивая распределением готовой продукции, а задачи охватывают не только сферу движения материальных ресурсов, но и производственные аспекты деятельности предприятия. Вместе с тем, логистика позволяет выработать и реализовать меры по перераспределению материальных, финансовых, информационных и транспортных потоков, как внутри предприятия, так и вне его в рамках каналов снабжения и распределения. Благодаря этому на предприятии достигается максимальная эффективность потоков при минимальных затратах на логистические операции на основе рационального подхода, являющегося основой логистики.
- Аникин Б.А. Логистика. – М.: Инфра-М, 2012.
- Аникин Б.А., Тяпухин А.П. Коммерческая логистика. – М.: Проспект, 2013.
- Джонсон Д., Вуд Д., Вордлоу Д., Мэрфи-мл. П. Современная логистика. – М.: Вильямс, 2009.
- Дыбская В.В., Зайцев Е.И., Сергеев В.И., Стерлигова А.Н. Логистика, курс MBA. – М.: Эксмо, 2013.
- Панасенко Е.В. Логистика. Персонал, технологии, практика. – Вологда: Инфра-Инженерия, 2011.
- Проценко О.Д., Проценко И.О. Логистика и управление цепями поставок – взгляд в будущее. – М.: изд-во РАНХиГС, 2012.
- Уваров С.А. Логистика. – М.: Юрайт, 2012.
Вопросы и комментарии
Источник: odiplom.ru
Лекция 1. Введение в логистику. Основные понятия. Факторы развития.
Логистика — наука, предмет которой заключается в организации рационального процесса движения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителя, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами и провиантом, создания инфраструктуры товародвижения .
Более широкое определение логистики трактует её как учение о планирование, управлении и контроле движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах.
С позиции менеджмента организации логистику можно рассматривать как стратегическое управление материальными потоками в процессе снабжения: закупки, перевозки, продажи и хранения материалов, деталей и готового инвентаря (техники и прочего). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками. Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий.
Семантика слова «логистика» восходит к Древней Греции, где «логистика» (англ. — logistics) обозначала «счетное искусство» или «искусство рассуждения, вычисления».
Исторически можно проследить две основные трактовки термина, которые дошли до наших дней. Первая (и первоначальная) связана с военной областью.
Здесь логистика определяется как практическое искусство управления войсками и включает широкий круг вопросов, связанных с планированием и управлением материально- техническим снабжением армии, определением мест дислокации войск, транспортным обслуживанием армии и т.п.
Вторая — с математической логикой. Этот термин использовался в работах знаменитого немецкого математика Г. Лейбница (1646—1716). Это значение было закреплено за логистикой на философском конгрессе в Женеве в 1904 г.
Наиболее известным определением, цитируемым большинством зарубежных университетских учебников, является определение: «Логистика есть процесс планирования, выполнения и контроля эффективного с точки зрения снижения затрат потока запасов сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки его зарождения до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для полного удовлетворения требований потребителей.»
В этом определении важны три момента. Во-первых, то, что логистическая деятельность имеет интегрированный характер и охватывает процесс от места возникновения до места потребления потока материальных ресурсов и готовой продукции. Во-вторых, акцентирована важность управления сопутствующей информацией.
И, наконец, в-третьих, впервые в сферу интересов логистики попал сервис, т.е. нематериальная деятельность. Это имеет принципиальное значение для развития логистических подходов в индустрии услуг. Так, ранее объектом изучения и оптимизации в логистике были только материальные потоки.
Основные понятия логистики
Понятие логистической системы является главным в логистике. Сложная организационная система, состоящая из фрагментов звеньев, объединенных в одном процессе управления материальными и сопутствующими процессами, является логистической. Задачи функционирования звеньев системы объединены внутренними задачами структуры бизнеса или внешними целями.
Еще одним понятием логистики является логистическая цепь. Большое количество звеньев логистической системы представляют логистическую цепь.
Звенья в логистической цепи линейно упорядочены по материальному, информационному, денежному потоку с задачей проведения анализа или проектирования определенного набора логистических функций или издержек.
Следующее понятие в логистике – логистическая сеть. Логистическая сеть – это большое количество звеньев логистической системы, находящихся во взаимосвязи между собой по материальным или сопутствующим им информационным и денежным потокам в границах логистической системы.
Логистическая сеть является более узким понятием в отличие от логистической системы, которая характеризуется наличием высшего логистического менеджмента, реализующего целевую функцию системы.
Концепцию общих издержек обычно связывают еще с одним понятием в логистике – логистическим каналом. Логистическим каналом считается упорядоченное множество звеньев логистической системы, включающее в себя полный объем логистических цепей или их участников, проводящее материальные потоки от поставщика материальных ресурсов, нужных для изготовления конкретного типа товара, до непосредственных потребителей.
Под понятие логистического канала подпадают внешние, внутрипроизводственные и макрологистические группы в пределах определенных рамок каждой логистической операции. Поэтому принципиально важным является понятие об общих логистических издержках.
Факторы и тенденции развития логистики
В промышленно развитых странах интерес к проблемам развития логистики связан с причинами экономического характера. Развитие логистики предопределили следующие факторы: повышение требований к качественным характеристикам процесса, переход от рынка продавца к рынку покупателей. Этот переход сопровождался существенными изменениями в системах товародвижения и в стратегиях производства. Если раньше система сбыта подстраивалась под производство, то в условиях перенасыщенности рынка производственные программы формируются в зависимости от объемов и подразделений рыночного спроса.
В условиях острой конкуренции приспособление к интересам клиентуры требует от фирм-изготовителей продукции реакции на эти запросы, что вызывает:
- улучшение качества обслуживания,
- минимизацию времени исполнения заказов и
- строгое соблюдение согласованного графика поставок.
К значительной экономии живого труда привела замена традиционных конвейеров роботами. Изготовление небольших партий продукции сделало рентабельным создание гибких производственных систем. Крупные предприятия получили возможность перестроить свою деятельность с массового производства на мелкосерийное с минимальными издержками.
Повысить свою гибкость и конкурентоспособность смогли небольшие фирмы. Работа по принципу «малыми партиями» в системе организации обеспечения материальными ресурсами и реализации готовой продукции повлекла соответствующие изменения. Зачастую поставки большими партиями стали не только не экономичными, но и в отдельных случаях оказались просто не нужны.
Возникла потребность в перемещении грузов маленькими партиями в более жесткие сроки, но отпала необходимость в больших складских емкостях на предприятиях. При этом издержки на транспортировку перекрывались освободившимися средствами от сокращения складских помещений. Как непосредственно определившие развитие логистики, кроме вышеизложенных, необходимо отметить следующие факторы использование теории систем и компромиссов для решения экономических задач, внедрение и использование в сфере товародвижения и хозяйственной практики фирм персональных компьютеров последних поколений, а также ускорение научно-технического прогресса; в странах, которые осуществляют интенсивные связи между собой, стандартизация технических средств путей сообщения, движущегося состава и погрузочно-разгрузочных средств, устранение различных импортных и экспортных ограничений.
Развитие логистики в странах с развитой экономикой в последние годы характеризуется передачей функции слежения за процессом распределения готового материала от производственных предприятий к специализированным фирмам. В результате сформировался вид логистики по контракту, которая подразумевает привлечение третьего участника в виде фирмы, занимающейся оптовой торговлей, для выполнения ею всех или части функций компании по распределению продукции вместе с транспортировкой, хранением, управлением запасами, обслуживанием заказчика и созданием информационных систем логистики.
Виды концепций в логистике, их характеристика
Можно выделить несколько периодов совершенствования систем продвижения товаров и готовой продукции:
- в период отсутствия логистики,
- традиционной логистики и
- период новой логистики.
1 ДОЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (до 1950 г. в США)
Управление материальным распределением носило фрагментарный характер в дологистический период.
Транспорт и МТО (материально-техническое обеспечение) рассматривались как две не связанные сферы деятельности, а как придаток к оптовой торговле и даже как паразитирующий элемент в организационной структуре предприятия.
В этот период быстрое развитие автомобильного транспорта заметно повысило его роль в товародвижении. Оптимизация перевозок стала приоритетным направлением. В пользу эффективности выступала минимальная цена за перемещение грузов транспортными средствами общего пользования и минимальные затраты на перевозку собственным подвижным составом. Сначала специалисты по тарифам и маршруту выполняли функцию управления грузопотоком, потом в их обязанности стали включать выбор вариантов транспортного обслуживания и различных дополнительных услуг.
Новизна логистики заключается в использование комплексного подхода к вопросам движения материальных ценностей, согласование процессов, связанных с материальными потоками, производством и маркетингом; использование теории компромиссов в хозяйственной практике фирм. Это дает возможность получить общий результат деятельности который превосходил сумму отдельных эффектов (эффект синергии).
2 КЛАССИЧЕСКАЯ ЛОГИСТИКА (начало 1960-х годов в США).
Вместо организации оптимальных перевозок на фирмах стали создаваться логистические системы. В этот период можно выделить следующие подходы:
1 — область действия компромиссов – затраты на отдельные логистические операции одной фирмы, а критерий — минимум общих затрат на материальное распределение.
2 — появилась необходимость учитывать интересы других фирм — участниц одного и того же логистического процесса. Критерием формирования оптимальной системы управления распределением стала максимальная прибыль от логистических операций всех фирм-участниц.
Возникла необходимость контроля за перевозками, проверкой грузовых счетов, упаковкой, взвешиванием, сопутствующими работами. Работа управляющего грузоперевозками стала более разносторонней. Это и вышеизложенные факторы послужили основой для развития логистики. Она не является чем-то совершенно новым и неизвестным практике. Проблема рационального движения материалов, готовой продукции и сырья всегда была предметом пристального внимания.
Новаторство логистики состоит в изменении критериев хозяйственной деятельности предприятий, где главную роль играет управление методами товародвижения. Еще новаторство логистики заключается в применении комбинированного подхода к позициям движения товарных ресурсов в процессе воспроизводства. Управление материальным потоком, согласованность действий при фрагментарном способе управления явно недостаточны. При таком подходе не соблюдается нужная последовательность и не получается увязки действий различных подразделений предприятий.
3 НЕОЛОГИСТИКА (1980ые г., США)
С нач. 80-х г логистика характеризуется расширением сферы действия компромиссов. Для эффективного реагирования требовались совместные усилия всех структурных подразделений предприятия.
Появляется неологистика. Необходимость ее внедрения обосновывалась тем, что ни одна из зон, работающих внутри предприятия, включая логистику, как правило, не располагает должными ресурсами и возможностями для того, чтобы в одиночку достаточно быстро реагировать на изменения внешних условий и эффективно работать автономно. Требовались совместные усилия всех структурных частей организации для оптимизации реагирования.
В работе были необходимы специфические знания и опыт менеджеров, которые рассматривали деятельность предприятий как единое целое. Концептуальный подход получил название комплексного, или подхода на основании всего предприятия. Функции логистики в рамках этого подхода рассматриваются как важнейшая подсистема общепроизводственной системы.
Что означает: логистические системы создаются и управляются исходя из общей цели – достижения в работе всего предприятия максимальной эффективности. Внимание стало концентрироваться на межфункциональных компромиссах, не исключая производственные и другие, нелогистические подразделения. Минимизация издержек всего предприятия стала критерием такого подхода.
Этот подход получил название «комплексный», или «подход на основе всего предприятия». Т.е логистические системы должны создаваться и управляться исходя из общей цели — достижения максимальной эффективности работы всей фирмы. Критерием такого подхода стала минимизация издержек всего предприятия и нахождение определенных компромиссов между интересами всех структурных подразделений фирмы.
С середины 80-х г в западных странах разрабатывается концепция «общей ответственности», которая заключается в выходе логистической системы за пределы экономической среды и учете социальных, экологических и политических аспектов; критерий – максимальное соотношение выгод и затрат.
Источник: www.zagorskaya.info