Крылов, И. А. Международная логистика: проблемы, возможности, решения / И. А. Крылов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13.1 (117.1). — С. 60-63. — URL: https://moluch.ru/archive/117/30350/ (дата обращения: 29.05.2023).
Abstract. Modern international logistic processes are directly related to management by the intergovernmental chains of deliveries. Basic features and problems of international logistics are considered in this article. Key barriers to global logistics are highlighted as Lack of information, international differences in the channels of distribution, complications of bringing the systems over to a single standard, customs duties and tariffs, questions of ecological character, interference from public bodies in the regulation of fair competition rules. Development of an optimal approach on perfecting the world logistic system has the aim to promote its efficiency by clear and precise regulation that accounts for all interested participants of foreign economic activity.
Международная торговля и логистика, или что такое управление цепями поставок Supply chain management
Keywords: logistics, international logistics, foreign trade, globalization, the problems.
Значимость логистики в сфере международного бизнеса сложно переоценить. Чётко прослеживаемая в современном мире тенденция к глобализации способствует развитию логистических систем. Современная международная логистика напрямую связана с управлением межгосударственными цепями поставок, которые являются основой международной торговли и представляют собой сложную последовательность скоординированных действий. Логистические процессы включают в себя организацию грузоперевозок, складских операций, таможенных процедур, взаиморасчётов, и прочих вспомогательных функций. [1]
Несмотря на то, что логистические операции главным образом осуществляются частными операторами, проблемы международной логистики являются предметом озабоченности правительств многих государств, поскольку без государственного вмешательства и решения вопросов логистики на международном уровне, невозможно осуществить оптимизацию и эффективное функционирование логистических процессов.
Неравномерный уровень развития многих стран создаёт помехи эффективному развитию международной логистики.
Специалистам логистической сферы, организующим управление грузопотоками, в процессе своей деятельности нередко приходится преодолевать ограничения многих государств и задействовать разные информационные системы.
Развитие международной логистики напрямую связано с тенденциями мирового рынка. В развитых странах доля транспортной логистики в среднем составляет 13–14 % от ВВП. В Ирландии данный показатель достигает 14,2 %, в Гонконге — 13,7 %, в Сингапуре -13,9 %, в Германии -13 %. Мировой рынок транспортной логистики оценивается в 2,7 триллиона долларов США, т. е. порядка семи процентов мирового ВВП. Это свидетельствует о том, что многие страны обращают особое внимание на развитие данного сектора как одного из источников национального дохода. [5]
Внедряя глобальные логистические концепции, крупные компании рассчитывают на получение конкурентных преимуществ за счёт оптимизации производства, увеличившейся производительности труда и дифференциации готовой продукции. [6]
Что такое логистика | Профессия логист
Международная логистика развивается определёнными темпами. И хотя в сфере оптимизации логистического процесса многое усилиями различных стран уже сделано, препятствий на пути к глобальной логистике остаётся немало.
Наиболее остро стоят проблемы, связанные с финансовыми барьерами, уникальными особенностями рынков сбыта и конкуренции отдельно взятого государства.
Финансовые барьеры в первую очередь связаны со сложной предсказуемостью международной политической обстановки и тенденциями, складывающимися на международном рынке. Порой бывает непросто предугадать, как будет вести экономическую политику то или иное государство, как будут изменяться таможенные процедуры и правила. Крупные законодательные и национальные различия специфики внешнеэкономической деятельности разных стран являются существенными барьерами для развития международной логистики. Дополнительные сложности добавляет необходимость взаимодействия логистических операторов с вспомогательными посредниками, такими как банки, грузоперевозчики, страховые и консалтинговые компании. [7]
Различающиеся сроки прохождения платежей, наряду с нестабильными темпами инфляции могут существенно подорвать планомерное функционирование логистического процесса.
Сложность приобретения доступной информации об особенностях конкретных рынков, ценообразования и особенностях конкуренции на них относиться к числу конкурентных рыночных барьеров на пути к глобализации международной логистики.
Законодательные ограничения и технические препятствия на пути ввоза продукции сильно усложняют оптимизацию внешнеэкономической деятельности.
Например, в сентябре 2015 года СП «Мазда-Соллерс» не успело в срок построить производственные цеха, необходимые для локализации производства, в связи с чем лишилось таможенных льгот на ввоз комплектующих. В компании сообщили, что они не смогли своевременно смонтировать мощности для сборки комплектов машин, поскольку Владивосток недостаточно развит с точки зрения «строительной инфраструктуры и инженерных коммуникаций». [8]
Дефицит информации об условиях импорта и документальных требованиях — явление, возникающее в международной логистике достаточно часто. Такие требования в различных государствах могут существенно различаться. Вопросы с документацией, как правило имеют решающее значение. Из-за незначительных искажений в документах, могут возникнуть такие не приятные последствия, как задержки сроков доставки грузов, увеличение времени простоя, порча товаров, а соответственно и значительные финансовые потери.
Ценообразование в международной логистике очень сильно зависит от колебания курсов валют. Фактор, связанный с колебанием курсов может влиять на участников международных логистических отношений как благоприятно, так и крайне негативно.
К примеру, динамично развивавшемуся торгово-экономическому сотрудничеству с Россией в последнее время создают помехи, связанные с колебаниями курса рубля, падением мировых цен на энергоносители и, дополнительно, санкциями. Эксперты разных стран отмечают, что Российские партнёры оказались временно ограничены в финансовых возможностях. [9] Все это негативно сказывается и на развитии международной логистики.
Традиционные препятствия образуют таможенные пошлины и тарифы, которые налагают двоякие ограничения на внешнеэкономическую деятельность. Таможенные платежи затрудняют планирование логистической деятельности, поскольку под их влиянием объёмы и направления товарных потоков могут стремительно изменяться. Пошлины являются дополнительным элементом затрат, который следует принимать в расчёт, при оценке стоимости зарубежных источников поставок. Кроме того, таможенные тарифы — это политический инструмент, который легко поддаётся изменению при смене экономической политики правительства.
Большинство крупных компаний, принимающих участие в международных операциях, стараются адаптироваться в высоко конкурентной среде, однако различия между странами в правилах, регламентирующих конкуренцию, остаются большой проблемой международной логистики.
Дифференциация в каналах распределения государств, в частности особенности и стандарты инфраструктуры, а также отдельные торговые соглашения, составляют ещё одно препятствие для логистических операторов. Проблемы инфраструктурной стандартизации обусловлены национальными и географическими особенностями транспорта, систем связи и информационного обмена, портовых и складских мощностей.
Транспортное и погрузочно-разгрузочное оборудование, используемое в разных странах, по-прежнему сильно различается по мощности, размерам, грузоподъёмности и ширине железнодорожной колеи. В такой ситуации очень сложно осуществлять разработку единых стандартов. В отдельных государствах и даже регионах одной страны (например, в США) действуют собственные ограничения на грузоподъёмность и линейные размеры допустимых к эксплуатации транспортных средств. В отсутствие единой логистической инфраструктуры грузы при пересечении национальных границ приходится перегружать на другие транспортные средства или перемещать в другие контейнеры, что ведёт к увеличению издержек и сроков доставки. Для развития и модернизации существующих терминалов, портов, железнодорожных станций требуются немалые финансовые вложения. [2]
Отдельной масштабной проблемой международной логистики, касающейся исключительно всех государств, является экологическая безопасность. Наземный транспорт, перемещающий продукцию на большие расстояния, может существенно и систематически загрязнять окружающую среду вредными выхлопами и топливными отходами. Транспортные средства, перемещающиеся по воде, могут наносить значительный урон водному бассейну, загрязняя пространство. Трудности с утилизацией тары и упаковки продукции, также несут в себе риск возникновения дисбаланса окружающей среды. Данные проблемы следует решать на мировом уровне, и они также напрямую связаны с внедрением пресловутых нормативов и стандартов.
Международная логистика чрезвычайно чувствительна к различным природным катаклизмам и при их возникновении, ритм деятельности участников логистических процессов может существенно нарушиться, а затраты на всех этапах логистических цепей, возрасти.
Например, каждую последнюю неделю декабря и первую неделю января в Тихом океане, Жёлтом, Японском и Восточно-Китайских морях бушуют штормы. В это время морские перевозки затруднены и, даже если груз дошёл вовремя, это не гарантирует благоприятного исхода. В шторм все порты Владивостока прекращают работы башенных кранов, а это значит, что ничего не разгружается. [10]
На международную логистику влияет и различие в национально-культурные обычаи и традиции многих стран. Здесь наглядным примером может служить время праздника весны в Китае, который длится на протяжении нескольких недель. При этом практические вся логистическая деятельность, связанная с взаимоотношениями с китайскими партнёрами на международной арене, останавливается.
Россия в системе международной логистики занимает особое место. Интерес к России со стороны многих государств в качестве партнёра по ведению внешнеэкономической деятельности растёт, не смотря на множество препятствий. За последнее десятилетие в логистической политике России произошло много изменений, направленных на качественное улучшение как внутренней, так и международной экономической деятельности. Были отстроены современные грузовые и складские терминалы, открыты новые железнодорожные станции, улучшилось состояние дорог, наладилась работа банковской системы, связанная с осуществлением валютных операций. Но несмотря на все эти положительные изменения, пока что Российская сфера организации цепей логистики значительно отстаёт от многих развитых государств.
По результатам рейтинга, проводимого каждые два года Всемирным банком «The Logistics Performance Index» за 2014 год Российская Федерация заняла 90 место из 160. Наибольшее отрицательное влияние на интегральный показатель страны, как и в предыдущие периоды, оказала российская таможня, которая оказалась на 133 позиции рейтинга.
Рис. Рейтинг Российской Федерации всистеме международной логистики по данным года Всемирного банка «The Logistics Performance Index» за 2014 год. [10]
Российские барьеры на пути глобализации логистики связаны с достаточно сложным законодательством России в сферах, связанных с ведением внешнеэкономической деятельности, высокой степенью бюрократизации и влияния чиновников на процессы, связанные с внешнеторговой деятельностью. Огромное количество и широкое распространение на рынке Российской Федерации предложений «серых» таможенных, финансовых и налоговых схем, хорошо замаскированных для участников внешнеэкономических операций под законопослушные решения, способствуют понижению рейтинга и роли России, как партнёра на внешнеторговом рынке. Кроме того, статус участника внешнеторговых отношений предполагает тесное взаимодействие, с многочисленными надзорными, контролирующими и разрешительными государственными структурами, которые постоянно проводят дублирующие друг друга прямые и встречные проверки.
Таким образом, наиболее важной задачей международной логистики является создание надёжных логистических цепей, которые позволили бы минимизировать затраты на перевозку и существенно сократить время пути товара от производителя к потребителю. Для того, чтобы осуществлять эффективные решения в данном аспекте, представителям различных государств следует решать данные задачи на международном уровне, разрабатывать и внедрять единые стандарты, связанные с логистическими операциями, взаиморасчётами, вопросами бережливого обращения с окружающей средой при осуществлении деятельности по перевозкам и складированию большого качества товаров.
Не менее важным фактором для решения проблем международной логистики является повышение качества образования специалистов всех уровней, принимающих участие в логистических процессах. Кроме того, все новшества отрасли внешнеэкономической деятельности должны оперативно внедряться в логистический процесс. Развитие и усовершенствование информационных систем, гибкость и адаптивность системы бизнес-процессов, а также грамотные и своевременные действия, обеспечивающие непрерывную связь информационных технологий с многогранными этапами логистики, будут способствовать решению многих проблем международной логистики, пока ещё существующих в современном мире.
- Ларионов В. Г., Мельников О. Н. Логистика: функциональные и стратегические особенности. — М.: Библио-Глобус, 2013.
- Б. М. Смитиенко Международные экономические отношения: учебник. — 2 изд. — М.: Инфра-М, 2012.
- Мельников О. Н., Ларионов В. Г. Препятствия на пути к глобальной логистике // Российское предпринимательство. — 2014. — № 9 (255)4. Уткин А. И. Мировой порядок XXI века. — М.: ЭКСМО, 2009.
- Мировая экономика: прогноз до 2020 года / под ред. акад. А. А. Дынкина / ИМЭМО РАН. — М.: Магистр, 2007. — 429 с.
- Доналд Дж. Бауэрсокс, Дейвид Дж. Клосс Логистика: интегрированная цепь поставок. — 2-е изд. — М.: ЗАО Олимп-Бизнес, 2008.
- Джонсон Дж. С. Современная логистика. — М., СПб. Киев: Вильямс, 2005–386 с.
- «Мазда-Соллерс» лишилась таможенных льгот // kommersant.ru URL: http://www.kommersant.ru/doc/2821952 (дата обращения: 01.01.2016).
- 9. В Праге обсуждается роль таможенной службы в развитии сотрудничества с РФ // http://www.alta.ru, Альта-Софт, Все для декларантов и участников ВЭД URL: http://www.alta.ru/external_news/39202/, Опубликовано: Алла Лукьянова, 29.10.2015 (дата обращения: 30.03.2016).
- 10. Вышел очередной индекс эффективности логистики (Logistics Performance Index — LPI 2014) Всемирного Банка. Россия приподнялась. Источник: Клуб Логистов, Логист.ру — See more at: http://logist.ru/news/vyshel-ocherednoy-indeks-effektivnosti-logistiki-logistics-performance-index-lpi-2014#sthash.3Lne2Kxj.dpuf // logist.ru URL: http://logist.ru/news/vyshel-ocherednoy-indeks-effektivnosti-logistiki-logistics-performance-index-lpi-2014 (дата обращения: 24.01.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): международная логистика, внешнеэкономическая деятельность, государство, логистический процесс, окружающая среда, Россия, Всемирный банк, логистическая деятельность, международный уровень, Российская Федерация.
Источник: moluch.ru
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЛОГИСТИКА В СИСТЕМЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глинская Мария Вячеславовна, Полежаев Максим Александрович
В статье проведен анализ теоретических основ внешнеэкономической деятельности предприятий с учетом ключевых аспектов логистического обеспечения их деятельности на международных рынках. Раскрыто понятие « международная логистика ». Предложен подход к определению содержания термина « международная логистика », в основе которого базируется комплексный метод, отражающий непрерывный процесс управления потоками ресурсов при последовательном осуществлении всего перечня процессов международной логистической деятельности.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Глинская Мария Вячеславовна, Полежаев Максим Александрович
Многоуровневый подход к формированию таможенно-логистических систем
Международная логистика пространств и границ: основные аспекты формирования понятия, миссии, целей, задач, функций, интегральной логики, принципов и методов
ПЕРСПЕКТИВЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ В РОССИИ
Оценка современного состояния и перспективы развития транспортно-логистической системы Российской Федерации в контексте управления рисками
РОЛЬ ЛОГИСТИКИ В РАЗВИТИИ ЭКСПОРТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
INTERNATIONAL LOGISTICS IN THE SYSTEM OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY OF AN ENTERPRISE
The article analyzes the theoretical foundations of the foreign economic activity of enterprises, taking into account the key aspects of the logistical support of their activities in international markets. The concept of “international logistics” is disclosed. An approach to the definition of the content of the term “international logistics” is proposed, which is based on a complex method that reflects the continuous process of managing resource flows in the consistent implementation of the entire list of processes of international logistics activities.
Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНАЯ ЛОГИСТИКА В СИСТЕМЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ»
DOI 10.47576/2949-1886_2023_2_158 УДК 339
Глинская Мария Вячеславовна,
Полежаев Максим Александрович,
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЛОГИСТИКА В СИСТЕМЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
В статье проведен анализ теоретических основ внешнеэкономической деятельности предприятий с учетом ключевых аспектов логистического обеспечения их деятельности на международных рынках. Раскрыто понятие «международная логистика». Предложен подход к определению содержания термина «международная логистика», в основе которого базируется комплексный метод, отражающий непрерывный процесс управления потоками ресурсов при последовательном осуществлении всего перечня процессов международной логистической деятельности.
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность; международная логистика; таможенная политика; внешняя торговля.
Glinskaya Maria Vyacheslavovna,
Polezhaev Maxim Alexandrovich,
INTERNATIONAL LOGISTICS IN THE SYSTEM OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY OF AN ENTERPRISE
The article analyzes the theoretical foundations of the foreign economic activity of enterprises, taking into account the key aspects of the logistical support of their activities in international markets. The concept of «international logistics» is disclosed. An approach to the definition of the content of the term «international logistics» is proposed, which is based on a complex method that reflects the continuous process of managing resource flows in the consistent implementation of the entire list of processes of international logistics activities.
Keywords: foreign economic activity; international logistics; customs policy; international trade.
Глобализационные процессы экономического развития обусловили необходимость трансформации системы международных экономических отношений и управления внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов. Данная тенденция потребовала оперативного решения ряда проблем, среди которых модернизация транспортной, логистической и таможенной инфраструктуры, сети международных транспортных коридоров, создание надлежащих институциональных условий реализации экспортной и таможенной политики, соответствующих таможенным и транзитным режимам для повышения пропускной способности пунктов пропуска границы Российской Федерации и т. д.
Необходимо отметить, что международное экономическое сотрудничество выступает важным фактором влияния на уровень устойчивого развития отечественной экономики, главным элементом которого является внешнеэкономическая деятельность субъектов хозяйствования различной отраслевой принадлежности в разных странах мира.
Таким образом, вопросы активизации процессов преобразования внешнеэкономической деятельности, которым уделяется большое внимание представителями различных структур (научных, производственно-экономических, юридических, политических) обусловливают актуальность выбранной тематики.
Целью статьи является исследование теоретических подходов к определению международной логистики в системе внешнеэкономической деятельности субъекта хозяйствования.
Особенности внешнеэкономической деятельности, так же как и сущность понятия, раскрываются в трудах многих ученых и практиков как в России, так и за рубежом. Например, в трудах И. С. Алексеева [1], М. К. Жу-дро [2], Ю. М. Ростовского [6], С. В. Петрова [4] рассматриваются разнообразные аспекты внешнеэкономической деятельности предприятий. Необходимо отметить, что во внешнеэкономической сфере сформировано два основных понятия: «внешнеэкономическая деятельность» и «внешнеэкономические связи». В данном случае под внешнеэкономической деятельностью исследователи понимают явление или процесс, где явление —
это система международных экономических отношений, возникающих между субъектами хозяйствования стран мира вследствие производства, обмена и потребления товаров, услуг и идей в условиях неограниченности потребностей и ресурсов и на основе международного разделения труда в результате выхода за пределы национальных хозяйств и с целью максимизации прибыли.
В свою очередь внешнеэкономическая деятельность в качестве процесса представляет собой трансформацию внутренней деятельности предприятия в международную, когда субъект хозяйствования выходит на внешние рынки, используя различные формы связей и процессов.
В научной литературе можно встретить ряд определений, раскрывающих особенности внешнеэкономической деятельности предприятия. Например, В. В. Покровская [5] деятельность субъектов хозяйственной деятельности, как в России, так и за рубежом построенных на взаимоотношениях, представляет в качестве совокупности производственно-хозяйственных, организационно-экономических функций, обеспечивающих обмен продукцией в материально-вещественной форме.
Внешнеэкономическая деятельность предприятия Н. М. Чепурновой представлена в качестве «. части их общей деятельности, определяемой как совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно-коммерческих функций субъекта в соответствии с внешнеэкономическими связями государства, связанными с выходом предприятия на внешний рынок и участием во внешнеэкономических операциях, направления, формы и методы которой обобщаются в соответствии с процессом производства согласно целям и задачам предприятия относительно его функционирования и развития» [9].
А. А. Ткаченко внешнеэкономическую деятельность представляет как «.систему экономических отношений, которая складываются в процессе обмена ресурсами всех видов между государствами и их экономическими субъектами» [10]
По мнению Н. В. Сергеевой, внешнеэкономическая деятельность является «.одним из аспектов внешнеэкономических связей, своего рода процесс организации экономи-
ческих взаимоотношений между странами» [7]. Данная деятельность, по сути, направлена на сотрудничество субъектов внешнеэкономической деятельности различных государств для реализации национальных интересов за счет взаимовыгодного сотрудничества с другими странами в условиях интернационализации, глобализации и интеграции.
В трудах ряда ученых внешнеэкономическая деятельность представлена в качестве совокупности категорий в зависимости от уровней ее реализации, среди которых можно выделить следующие:
— мегауровень (глобальный уровень): на глобальном уровне внешнеэкономическая деятельность является комплексом международных экономических отношений всех стран, формируемым международным разделением труда и реализуемым в виде глобализации мировых экономических отношений;
— метаровень — уровень внешнеэкономических связей, проявляющийся в реализации международной региональной интеграции и деятельности региональных интеграционных группировок;
— макроуровень — совокупность внешнеэкономических связей между странами;
— мезоуровень — внешнеэкономические связи между отдельными отраслями промышленности разных стран, а также внешнеэкономические связи на уровне регионов;
— микроуровень — внешнеэкономическая деятельность субъектов хозяйствования, совокупность осуществляемых ими внешнеэкономических операций, единство производственно-хозяйственных, организационно-экономических и коммерческих функций предприятий во время функционирования на внешнем рынке.
В работе [3] автором отмечено, что на уровне предприятия внешнеэкономическая деятельность направлена на заключение и выполнение контрактов с иностранными партнерами.
Таким образом, на основании теоретического обобщения существующих концептуальных подходов к определению экономической сути внешнеэкономической деятельности установлено, что ученые-экономисты и специалисты-практики понимают под этим понятием систему, вид
хозяйственной деятельности, развитие международных экономических отношений, процесс трансформации, механизм, форму международной торговли, совокупность внешнеэкономических связей и т. п. Как правило, внешнеэкономическая деятельность трактуется в качестве системы международных экономических отношений, деятельность субъектов хозяйственной деятельности России и иностранных субъектов хозяйственной деятельности.
Много внимания ученые уделяют и формированию логистических подходов к организации внешнеэкономической деятельности предприятий. Анализ источников позволил выделить основные, среди которых: международный бизнес; международная торговля; международные экономические отношения; глобальная логистика; логистика внешнеэкономической деятельности; таможенная логистика; экспортно-импортная логистика; логистика в международном бизнесе; международная логистическая деятельность; глобальное управление цепочками поставок; менеджмент международных торговых операций и др.
Таможенная логистика представляет собой сочетание логистических процессов участников внешнеэкономической деятельности (таможенных перевозчиков) с процессами таможенного контроля и оформления товаров таможенными органами стран экспорта, импорта и транзита.
В то же время таможенная логистика рассматривается и как научное направление, и как практическая деятельность, и как функциональная область логистики, и как часть логистической цепи, и как совокупность логистических процессов участников внешнеэкономической деятельности. Следовательно, таможенная логистика — научно-практическая деятельность, направленная на решение вопросов регулирования таможенных товарно-информационно-финансовых потоков и способствует защите национальных интересов страны, поиску баланса интересов и обеспечению безопасности и развития субъектов внешнеэкономической деятельности.
Обращает на себя внимание и термин «логистическое обеспечение экспортной деятельности», который в трудах экспертов представлен в качестве универсального практического инструментария комплексного
изучения закономерностей в организации и протекании экономических потоков экспорта в процессе производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.
В свою очередь международная логистика не представлена в едином контексте, а анализ источников свидетельствует о том, что не существует единого теоретического подхода к данному термину. В настоящее время в научных источниках встречается многообразие формулировок, связанных с международной логистикой, среди которых: функциональная сфера логистики, направленная на оптимизацию товаропотоков, выходящих за пределы национальных экономических систем; знание по организации и управлению системой товарно-информационно-финансовых потоков международной фирмы; наука об управлении материальными и связанными с ними документальными, финансовыми и другими информационными потоками в рамках международного обмена товарами с целью эффективного использования всех видов ресурсов и др.
По мнению В. А. Шумаева, существующие определения экономической категории «международная логистика» подвергаются группировке преимущественно по трем направлениям, основой которых в соответствующих ракурсах являются: «. управление международной цепочкой поставок; оптимизация и управление потоками, которые выходят за пределы национальных экономических систем; комплексное восприятие понятия. Международная логистика должна быть направлена на оптимизацию товаропо-токов, выходящих за пределы национальных экономических систем» [10]. Среди основных положений концепции международной логистики необходимо выделить:
— использование международной логистики системного подхода;
— гуманизацию технологических процессов в логистике, создание современных условий труда, использование специально подготовленного персонала;
— учет логистических затрат на всем расстоянии логистической цепочки;
— развитие услуг логистического сервиса на современном уровне;
— обеспечение способности логистических систем к адаптации в условиях неопределен -ности окружающей международной рыночной среды [8].
В свою очередь среди основных задач логистики на мировом рынке целесообразно выделить:
— обеспечение функционального цикла глобальной логистики через большую продолжительность и большие расстояния;
— аккумуляцию сложных логистических операций на мировом рынке, как результат разнообразие единиц сохранения и запасов в целом, с которыми приходится иметь дело, более объемной документации, большего количества необходимых складских мощностей и в отношении менее развитой системы логистических услуг (в частности транспортных и складских) [6].
Таким образом, международная логистика базируется на комплексном подходе и отражает непрерывный процесс управления логистическими потоками при последовательном осуществлении всего перечня процессов международной логистической деятельности во внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования. Обозначенная тенденция позволит сократить расходы на внешнеэкономическую логистическую деятельность и убытки за счет оптимизации потоков и усовершенствования информационного обеспечения их движения, рост качества логистического сервиса и уровня обслуживания потребителей, рентабельность от реализации продукции и уровня конкурентоспособности предприятий на международных рынках сбыта.
Кроме этого, целесообразно разработать экспортную стратегию и механизмы ее реализации предприятиями и различными категориями стейкхолдеров — участниками внешнеэкономической деятельности.
1. Алексеев И. С. Внешнеэкономическая деятельность. М.: Дашков и К, 2012. 304 с.
2. Жудро М. К. Внешнеэкономическая деятельность. Практикум. Минск: Изд-во Гревцова, 2010. 164 с.
3. Корнеева А. В., Корнеев Г У. Регулирование ВЭД в Российской Федерации: структурирование системы // Вестник ТГУПБП. 2019. № 2 (79).
4. Петров С. В., Стрелкова О. В. Внешнеэкономическая деятельность предприятий // Компетентность. 2019. № 9-10. С. 31-35.
5. Покровская В. В. Внешнеэкономическая деятельность : учебник для бакалавриата и магистратуры : в 2 ч. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2019. Ч. 1. 376 с.
6. Ростовский Ю. М., Гречков В. Ю. Внешнеэконо-
мическая деятельность : учебник. М.: Магистр, 2013. 592 с.
7. Сергеева Н. В. Внешнеэкономическая деятельность российских регионов: современные проблемы и перспективы постпандемийного развития // Экономика. Налоги. Право. 2021. № 14(6). С. 108-115.
8. Ткаченко А. А. Сущность и виды социально-экономических отношений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № 17.
9. Чепурнова Н. М., Моргоева М. Х. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности: формы и перспективы развития // Инновационная наука. 2019. № 11. С. 81-86.
10. Шумаев В. А. Основы логистики. М. : Юридический институт МИИТ, 2016. 314 с.
1. Alekseev I. S. Foreign economic activity. Mos^w: Dashkov and K, 2012. 304 p.
2. Zhudro M. K. Foreign economic activity. The workshop. Minsk: Grevtsov Publishing House, 2010. 164 p.
3. Korneeva A.V., Korneev G. U. Regulation of foreign economic activity in the Russian Federation: structuring the system. Bulletin of the TSUPBP. 2019. No. 2 (79).
4. Petrov S. V., Strelkova O. V. Foreign economic activity of enterprises. Competence. 2019. No. 9-10. Pp.
31-35.
5. Pokrovskaya V. V. Foreign economic activity: textbook for undergraduate and graduate studies: in 2 h. 2nd ed., reprint. and additional Moscow: Yurayt, 2019. Part 1. 376 p.
6. Rostovsky Yu. M., Grechkov V. Yu. Foreign economic activity: textbook. Moscow: Master, 2013. 592 p.
7. Sergeeva N. V. Foreign economic activity of Russian regions: modern problems and prospects of post-pandemic development. Economy. Taxes. Right. 2021. No.
14(6). Pp. 108-115.
8. Tkachenko A. A. The essence and types of socioeconomic relations. Scientific and methodological electronic journal «Concept». 2016. No. 17.
9. Chepurnova N. M., Morgoeva M. H. State regulation of foreign economic activity: forms and prospects of development. Innovative science. 2019. No. 11.
Pp. 81-86.
10. Shumaev V. A. Fundamentals of logistics. Moscow: Law Institute of MIIT, 2016. 314 p.
Источник: cyberleninka.ru
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЭТАПЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЛОГИСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Таганов Бабамырат Алтыевич
В данной статье рассматривается вопрос развития международной логистики и инструментов. Проведен аналитический и сравнительный анализ теорем развития экономической мысли в области международной логистики . Проведен обзор современных взглядов на строение логистических процессов.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Таганов Бабамырат Алтыевич
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИСТИКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
РОЛЬ ЛОГИСТИКИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
ТОРГОВЫЙ ЭКСПОРТ И ЭКСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА
РОЛЬ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
Современные тенденции и проблемы развития международной логистики в России и за рубежом
i Не можете найти то, что вам нужно?
Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
BASIC CONCEPTS AND STAGES OF INTERNATIONAL LOGISTICS
This article discusses the development of international logistics and tools. An analytical and comparative analysis of the theorems of the development of economic thought in the field of international logistics has been carried out. A review of modern views on the structure of logistics processes is carried out.
Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЭТАПЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЛОГИСТИКИ»
5. Рябоконь Н.А., Миленина А.В. Прогнозирование и планирование, как функция управления // Аллея науки. — 2017. — Т. 3. — № 15. — С. 389-392.
Таганов Бабамырат Алтыевич
Старший преподаватель, Туркменский государственный институт экономики и управления,
г. Ашгабад, Туркменистан
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЭТАПЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЛОГИСТИКИ
В данной статье рассматривается вопрос развития международной логистики и инструментов. Проведен аналитический и сравнительный анализ теорем развития экономической мысли в области международной логистики. Проведен обзор современных взглядов на строение логистических процессов.
Анализ, исследование, метод, экономика, логистика.
Taganov Babamyrat Altyewich
Senior Lecturer, Turkmen state institute of economics and management,
BASIC CONCEPTS AND STAGES OF INTERNATIONAL LOGISTICS
This article discusses the development of international logistics and tools. An analytical and comparative analysis of the theorems of the development of economic thought in the field of international logistics has been carried out. A review of modern views on the structure of logistics processes is carried out.
Analysis, research, method, economics, logistics.
В общем деловом смысле логистика — это управление потоком вещей между пунктом происхождения и пунктом потребления для удовлетворения требований клиентов или корпораций. Ресурсы, управляемые в логистике, могут включать материальные товары, такие как материалы, оборудование и расходные материалы, а также продукты питания и другие предметы потребления.
Управление логистикой — это часть управления цепочками поставок и разработки цепочек поставок, которая планирует, внедряет и контролирует эффективный, действенный прямой и обратный поток и хранение товаров, услуг и связанной информации между пунктом происхождения и пунктом потребления для удовлетворения требования клиентов. Сложность логистики можно
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ « БИУ »
!ББЫ (р) 2411-7161 / (е) 2712-9500
моделировать, анализировать, визуализировать и оптимизировать с помощью специального программного обеспечения для моделирования. Минимизация использования ресурсов является общей мотивацией во всех областях логистики. Профессионал, работающий в сфере управления логистикой, называется логистом.
Внутренняя логистика означает распределение товаров внутри страны, а международная логистика — это транспортировка товаров за пределы страны. Работа с внутренними перевозками сильно отличается от международных, потому что в этом процессе задействована близость.
Международная логистика — это процесс, который включает в себя транспортировку готовой продукции по международной цепочке поставок. Он состоит из трансграничной доставки и международной дистрибуции для эффективной доставки товаров конечным пользователям по всему миру.
От типов продуктов, которые вы можете продавать и перевозить за границу, до дополнительных расходов на международную доставку — гораздо больше требуется от входящей и исходящей логистики при создании глобального бренда.
Роли логистики включают транспортировку/доставку, хранение, упаковку, обработку грузов, обработку распределения и обработку информации, и было создано множество систем для быстрой и своевременной доставки продукции с места производства или завода потребителю.
Координация с зарубежными поставщиками для управления импортными операциями, чтобы соответствовать ожидаемому уровню обслуживания. Разработать и внедрить стратегию цепочки поставок для расширения международного бизнеса. Помощь в управлении отгрузкой и таможенной деятельностью для импортных услуг.
Управление международной логистикой играет жизненно важную роль в транспортировке. Этот тип компании отвечает за планирование, реализацию и контроль как информации, так и физических материалов, и товаров, перемещающихся из одной точки в другую. Цепочка поставок компании пересекает как минимум одну международную границу.
Перевозка грузов является одним из наиболее важных аспектов международной торговли. Однако, как ни важен транспорт, он является лишь средством для достижения цели — товары перевозятся из пункта отправления в пункт назначения для удовлетворения спроса. Спрос определяется тем, что люди хотят делать с продуктом — будь то в промышленных или частных условиях. Атрибуты продукта влияют на требования к обращению с ним и вид транспорта через международные границы.
Имея это в виду, есть четыре важных элемента международной логистики, которые имеют решающее значение для движения грузов: 1) Целостность, 2) Родословная, 3) Цепочка поставок и 4) Отслеживание. Каждый из них обсуждается ниже.
Целостность груза, вероятно, является наиболее важным элементом транспортировки. В конце поездки грузополучатель имеет право на получение продукта, соответствующего договорным требованиям. Чтобы свести к минимуму нарушение целостности груза, грузоотправитель должен надлежащим образом упаковать и маркировать груз в соответствии с договорными требованиями и предоставить письменные инструкции перевозчику о том, как обращаться с грузом. В случае возникновения проблем записи должны быть подробно описаны в отчете об исключениях и соответствующим образом контролироваться. Если аналогичные события происходят в течение определенного периода времени, может возникнуть необходимость рассмотреть альтернативные меры, включая смену перевозчика, агентов по маршрутизации или обработке.
Важно знать происхождение продукта как с точки зрения качества продукта, так и с точки зрения таможенных формальностей.
Обращение с продуктом с физической точки зрения напрямую влияет на целостность груза. Неосторожное обращение создает нагрузку на продукт с возможностью скрытого повреждения на последующих этапах или более явных проблем в случае явно поврежденных товаров. С точки зрения управления рисками важно знать, кто отвечает за хранение товаров и на каком этапе процесса перевозки, чтобы определить сторону, ответственную за задержки и компрометацию груза. Это подводит нас к последнему пункту.
Транспортная видимость желательна, поскольку позволяет нам точно определить, где находится груз на любом этапе процесса. Это позволяет нам планировать своевременное прибытие товаров или разрабатывать планы на случай непредвиденных обстоятельств в случае задержек. Для производственных фирм, следующих принципам «точно в срок» и обычно имеющих минимальный буферный запас, раннее предупреждение о задержках имеет жизненно важное значение для запуска альтернативных планов действий, чтобы избежать остановок производственных линий. Наглядность также позволяет нам оценивать работу перевозчика в соответствии с отраслевыми стандартами или обещаниями доставки. Перевозчики очень часто бесплатно предоставляют возможности отслеживания и отслеживания через Интернет, предоставляя информацию практически в режиме реального времени.
Согласно Совету по управлению логистикой, логистика — это процесс управления «планированием, внедрением и контролем физических и информационных потоков, связанных с материалами и конечными товарами, от точки происхождения до точки использования». Международная логистика включает в себя управление этими ресурсами в цепочке поставок компании по крайней мере через одну международную границу.
Это может показаться сложным, но логистика — это в основном управление вещами и информация о вещах из одного места в другое, пока они не дойдут до потребителя. Логистическое управление физическими предметами может включать интеграцию информации (такой как базы данных запасов и графики отгрузки), обработку материалов, производство, упаковку, запасы, транспортировку, распределение, хранение и безопасность ресурсов.
Список использованной литературы:
1. Александров, О. А. Логистика: учебное пособие / О. А. Александров. — Москва: ИНФРА-М, 2020. -217 с.
2. Аникин, Б. А. Логистика производства: теория и практика: учебник и практикум для вузов / Б. А. Аникин, Р. В. Серышев, В. А. Волочиенко; ответственный редактор Б. А. Аникин. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 454 с.
3. Бочкарев, А. А. Логистика городских транспортных систем: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Бочкарев, П. А. Бочкарев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 150 с.
4. Герами, В. Д. Городская логистика. Грузовые перевозки: учебник для вузов / В. Д. Герами,
A. В. Колик. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 343 с.
5. Григорьев, М. Н. Коммерческая логистика: теория и практика: учебник для вузов / М. Н. Григорьев,
B. В. Ткач, С. А. Уваров. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 507 с.
Источник: cyberleninka.ru