Когда меня спрашивали, чем иностранцу заняться в Грузии, то я обычно отвечал «работать с иностранцами» и в этом была логика. Платежеспособность самих жителей Грузии невысока и серьезных денег вы там не заработаете, правда и жизнь недорогая. Но жизнь не стоит на месте.
В Грузии вырос пока еще слабый, но уже заметный средний класс, так называемое поколение Саакашвили, те, кому сегодня 17-25 лет. Это в массе своей образованные ребята, многие из них айтишники и специалисты, знающие иностранные языки, периодически бывающие за границей.
Они тянутся к всему новому, они открыты к общению и новым впечатлениям и они яркий контраст оскорбительному имиджу грузина, не вылезающего из-за стола, где он пьет вино и закусывает шашлыком, не забывая заглянуть под юбку туристке. К слову сказать, прожив в Грузии три года, я так и не нашел подтверждения нелепым советским анекдотам про грузин, ну, вы знаете какого содержания. И кто эти анекдоты придумывал? Но это все лирика. Давайте я вам расскажу про моих батумских друзей, сделавших в своем бизнесе ставку как раз на новую и современную Грузию.
Семейная пара из Беларуси, переехали в Грузию несколько лет назад и долгое время занимались строительной сферой. То есть, не плитку клали, разумеется, а управляли проектами. Долгое время именно строительный бизнес был наиболее доходным и откровенно говоря, единственно возможным.
Возвращаемся к теме платежеспособности жителей Грузии, которых среди покупателей новой и тем более элитной недвижимости нет и трети, а так преимущественно иностранцы. Так вот, ребята решили открыть солидную сетевую пиццерию и их заведение в Батуми уникально, как по вложенным средствам, так и по уровню предлагаемого сервиса и общей презентабельности. Хотя, нет, есть у них конкурент — Макдональдс, который по-соседству. Они выбрали место в Батуми-Молл и батумцы прекрасно знают где это, обратите внимание на второй этаж —
Они еще не открылись, но думаю, что к моменту публикации этой статьи вы уже сможете их навестить.
Я вообще люблю посещать проекты в процессе их создания и прикидывать, что их ждет. Помните, пару лет назад я рассказывал, как мои израильские друзья открыли пивоварню Soof в курортном Эйлате? Между прочим, единственная пивоварня на всем Красном море. Сегодня их заведение. как бы это помягче сказать?
Вы туда чаще всего не попадете без предварительной брони столика, а их пиво подается в самых элитарных ресторанах и отелях. Затем они открыли еще и ресторан там же. Но Яшка Зирюкин, владелец заведения, на этом не остановился и решить сталь летчиком, но это уже совсем другая история.
Еще я вам рассказывал про Шими Марголиса, открывшего отель в горах Галилеи, см. Как открыть отель на Святой земле, а совсем недавно поведал историю двух друзей, открывших сеть хостелей Abrahams и туда надо задолго заранее бронировать места. И множество других проектов, открытых моими друзьями в разных странах мира, я не хочу перечислять их все сейчас. Хочу сказать, что все они были чрезвычайно успешны и предрекаю, что этот проект пиццерии Pizza Room в Батуми будет столь же удачным.
Моей оценке есть несколько предпосылок. Во-первых, в Грузии и в особенности в Батуми очень мало серьезных сетевых заведений. Кафе из серии «Дядя Вано приготовит хаш, пиццу, китайские грибы и сделает ремонт в вашей квартире» — таких много, но их уровень оставляет желать лучшего. Как и обслуживание, качество продукта и прямо скажем, санитарные нормы. Все четко, быстро, профессионально и без амбиций в одном заведении готовить пиццу и варить харчо, из-за чего плохо получается и первое и второе.
Ребята серьезно вложились в свой проект. Я не спрашивал, сколько все это стоит, но видно, что тут все очень основательно и надолго. И месторасположение очень «проходное» в Батуми-молл на набережной, где как раз и высока концентрация среднего класса грузин и множества туристов. Просто этот торговый центр, полный модных бутиков и огромный супермаркет (не самый дешевый) подразумевает определенный контингент. На фото ниже система винтиляции, а вовсе не громадный телевизор, как я вначале подумал —
Ловите момент, еще несколько дней и ресторан откроется —
Внутри просто таки стерильная чистота, хотя финальные работы еще не завершены —
Они сделали свои собственные, брендовые стаканы, соль-перец-сахар и даже свое кофе —
На фотографии агрегат для выпечки выглядит маленьким. Обман зрения, он с человеческий рост —
Хозяйственные помещения, это например холодильник, над которым заканчивают с установкой вентиляции —
Здесь комната персонала, где у ребят и девчонок будут свои шкафы, плюс туалет и душ —
Еще я спросил, а сколько они намерены платить сотрудникам? Ответили, что в районе 1000-1200 лари в месяц, что вдвое больше средней зарплаты в Грузии. Но надо еще отбор пройти, а это непросто. Люди им нужны грамотные, продвинутые и что крайне важно — ответственные. И чтобы языки иностранные знали.
Источник: puerrtto.livejournal.com
Лучший бизнес в грузии
5 грузинских стартапов, которые нужно знать, даже если не живешь в Грузии
QvevriXYZ
Пока Грузия отстает от своих соседей — Армении и России — по количеству и разнообразию широко известных стартапов. Но за последние несколько лет на рынке появилось несколько проектов, чей потенциал могут оценить и зарубежные инвесторы. Способствуют этому фокус на технологии, низкие налоги и широкие возможности для ведения бизнеса. Например, в 2020 году Грузия занимает седьмую позицию во всемирном рейтинге Doing Business. Журналистка Мария Лацинская, которая год живет в Грузии, отобрала пять наиболее примечательных стартапов страны.
Phubber App
Основатели: Анано Долаберидзе, Гиоргий Чугошвили
Phubber — c2c-платформа, которая позволяет пользователям продавать и покупать брендовую одежду, обувь и аксессуары. С помощью мобильного приложения можно создавать собственные коллекции и отслеживать других потребителей или продавцов. Phubber напоминает Instagram, но только состоящий из публикаций дорогой и уникальной одежды. Маркетплейс ориентирован на пользователей, которые ищут или продают вещи грузинских дизайнеров, винтаж или ограниченные коллекции масс-маркет-брендов.
Преимущества Phubber: сервис предоставляет бесплатную доставку, обеспечивает контроль качества и управляет транзакциями пользователей. Например, модераторы отслеживают публикации поддельных вещей и удаляют их.
Читать также
Последние годы в Грузии растет рынок фэшн-индустрии: появляется всё больше концептуальных магазинов и шоурумов, а также проходят международные показы моды. Ведущие концепт-сторы Тбилиси уже продают свою одежду через приложение Phubber.
В сентябре 2019 года стартап получил грант размером 100 тыс. лари (2,46 млн руб. от GITA (Агентства инноваций и технологий Грузии). В планах Phubber — выйти на международный рынок.
QvevriXYZ
Основатели: Давид Мизандари, Ника Гуджеджияни, Гиорги Мамасахлиси, Оливер ван Херпт
QvevriXYZ — проект по производству грузинских традиционных глиняных сосудов для изготовления вина квеври с помощью 3D-печати.
Виноделие — одна из ведущих отраслей экономики Грузии. Последние годы особенно растет спрос на вина, произведенные по традиционной грузинской технологии в квеври (особой популярностью пользуется янтарное/оранжевое вино). Однако в Грузии мало специалистов по изготовлению сосудов. Другая проблема квеври — нестабильное качество.
Эти факторы подтолкнули основателей QvevriXYZ создать компанию, которая обеспечивает полный цикл производства — от создания сосуда из глины до обжарки и просушки в автоматизированной печи. Для сравнения: изготовление одного квеври занимает около месяца, в то время как с помощью 3D-принтера на производство уходит всего лишь несколько часов, ещё неделя нужна для сушки и сутки — для обжига в печи.
Читать также
Основатели проекта считают, что квеври должны быть доступны для всех виноделов, и обещают, что их технология не только упростит покупку ёмкостей, но и сделает их более дешёвыми. Команда ориентируется на винодельни, которые производят от 500 литров до 1 тонны вина в год.
Пока проект находится на начальной стадии производства и «напечатанные» квеври ещё не доступны для широкой продажи, но на сайте уже можно оставить заявку для заказа сосуда.
Optio.ai
Основатели: Шота Гиоргобиани, Гиоргий Мирзикашвили
Optio.ai — финтех-стартап, который выполняет функции личного финансового помощника, помогая управлять бюджетом. Optio подключается к банковским счетам и с помощью искусственного интеллекта анализирует доходы и расходы, а также дает рекомендации, как оптимизировать затраты.
В 2016 году Optio победил в конкурсе Startup Georgia и получил финансирование в размере 100 тыс. лари, после чего проект отправился на акселерацию в американский Techstars.
Читать также
За следующие несколько лет стартап разработал дополнительные инструменты, например платформу Optio Discovery для банковской классификации финансовых транзакций. Это позволило Optio получить грант в 100 тыс. лари от Агентства инноваций и технологий Грузии и Всемирного банка в 2019 году.
Сейчас Optio сотрудничает с двумя грузинскими банками — Terabank и Liberty Bank — и готовится к выходу на международный рынок.
Treepex/Treespond
Основатели: Бачо Хачидзе, Лаша Кванталиани
Ещё одна гордость Грузии после модной одежды и вина — природа. В 2016 году запустился стартап Treepex, который позволил каждому желающему посадить дерево в заповеднике или национальном парке. Предприниматели пытаются сделать мир экологичнее — это актуально с учетом глобального потепления и роста выбросов CO2 по всему миру.
В 2017 году Информационное бизнес-агентство Грузии и стартап Treepex запустили кампанию Agadgine — и высадили деревья в национальном парке Боржоми, который пострадал во время пожаров 2008 года. Тогда в разгар российско-грузинской войны там было уничтожено около 250 гектаров леса.
Благодаря этим усилиям только в первый год удалось восстановить почти 35 тыс. деревьев. Предприниматели заявляли, что их глобальная цель — очистить Боржомский заповедник от мусора и высадить 750 тыс. деревьев до 2022 года.
На сайте Treepex каждый пользователь может «купить» дерево, которое волонтёры потом посадят в Боржоми. К платформе также подключились Тбилиси, Каледонский лес в Шотландии и национальный лесопарк Сьерра в США. Treepex забирает себе 15% с каждой покупки в качестве комиссии.
Платформа стала известна на Западе благодаря рекламе специального очищающего воздух устройства, которое надевается на нос. Девайс оказался фейком, но с помощью ролика основатели стартапа привлекли внимание и к проблеме экологии, и к своему проекту — о стартапе заговорили Inc., Mashable, HuffPost и другие издания. Сейчас в команде Treepex есть не только грузины, но и американцы, голландцы и сингапурцы. Сама компания зарегистрирована в Великобритании.
В 2018 году основатели стартапа, вероятно, разошлись. Лаша Кванталиани переехал в Нью-Йорк и запустил аналогичный Treepex проект под названием Treespond. Также он занимается блокчейн-платформой Oxyn, которая должна позволить заключать безопасные сделки между ориентированными на «зелёный» бизнес корпорациями и экологическими организациями.
Источник: incrussia.ru