Экономическая активность представляет собой форму участия индивида в общественном производстве и способ получения финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи [5]. Такой формой участия индивида в общественном производстве является одна функциональная общественная обязанность или их комбинация, когда он выступает в качестве [5; 6]:
- — собственника каких-либо объектов, недвижимости и т. д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход;
- — наемного работника, продающего свою рабочую силу;
- — индивидуального производителя;
- — государственного или муниципального служащего;
- — менеджера;
- — пенсионера;
- — учащегося или студента;
- — безработного;
- — занятого оборонно-охранной деятельностью;
- — вовлеченного в экономически преступную деятельность.
Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму [3].
Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента — будь то производство нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий — это тоже инновационные моменты.
Фирма и ее поставщики, маркетинговые посредники, клиентура, конкуренты и контактные аудитории функционируют в рамках более обширной макросреды сил, которые либо открывают новые возможности, либо грозят фирме новыми опасностями. Эти силы представляют собой не поддающиеся контролю факторы, за которыми фирма должна внимательно следить и на которые должна реагировать. Макросреда слагается из шести основных факторов:
- — демографических,
- — экономических,
- — природных,
- — научно-технических,
- — политических,
- — культурных [7].
Рассмотрим каждый из этих факторов более подробно.
1. Демографическая среда.
Демография — наука, изучающая население с точки зрения его численности, плотности и т.д. Для занимающихся предпринимательством демографическая среда представляет большой интерес, поскольку рынки состоят из людей. В рамках краткосрочного и среднесрочного периодов отмеченные демографические тенденции являются исключительно надежными факторами развития. Фирма может взять перечень основных демографических тенденций и точно определить, какое значение будет иметь для нее каждая из них.
2. Экономическая среда.
Помимо самих людей, для рынков важна еще и покупательная способность. Общий уровень покупательной способности зависит от уровня текущих доходов, цен, сбережений и доступности кредита. На покупательной способности сказываются экономические спады, высокий уровень безработицы, растущая стоимость получения кредитов. Деятели рынка должны учитывать и географические различия в структуре распределения доходов. Они должны сосредоточить свои усилия на районах, открывающих самые перспективные возможности.
3. Природная среда.
В 60-х годах появилось растущее беспокойство общественности по поводу экологического загрязнения промышленной деятельностью окружающей природной среды. Были выбраны различные меры по охране окружающей среды, так как изменения в ней сказываются и на товарах, которые фирмы производят и предлагают рынку [3].
Руководство службой маркетинга должно держать в поле зрения все эти проблемы, чтобы иметь возможность получать необходимые для деятельности фирмы природные ресурсы, не нанося при этом вреда окружающей среде. В этом смысле предпринимательская деятельность оказывается под контролем как со стороны государства, так и со стороны влиятельных групп общественности. Вместо того, чтобы противиться всем формам регулирования, бизнес должен участвовать в поисках приемлемых решений стоящих перед страной проблем снабжения материальными ресурсами и энергией и сохранения экологической чистоты окружающей среды.
4. Научно-техническая среда.
Участникам рынка необходимо разбираться в изменениях, происходящих в научно-технической среде, и в том, как новая наука и технология могут быть поставлены на службу удовлетворения человеческих нужд. Им необходимо работать в тесном контакте с научно-техническими специалистами и стимулировать их на проведение исследований, в большей мере нацеленных на рынок. Они должны чутко реагировать на возможные негативные аспекты любой новой идеи, которые могут обернуться ущербом для пользователей и вызвать их недоверие и противодействие.
5. Политическая среда.
На маркетинговых решениях сильно сказываются события, происходящие в политической среде. Эта среда складывается из правовых норм, государственных учреждений и влиятельных групп общественности, которые оказывают влияние на различные организации и отдельных лиц и ограничивают свободу их действий в рамках общества.
6. Культурная среда.
Конкретное общество формирует основные взгляды людей, ценности и нормы поведения. На принятие маркетинговых решений могут сказываться особенности культурного уклада различных слоев населения, круг их интересов и потребностей. Кроме того, культурная среда определяет внутреннюю культуру организации (фирмы), а, следовательно, методы и инструментарий маркетинга [7].
Также можно отметить, что макроэкономическая предпринимательская среда — это общественная экономическая ситуация, включающая в себя степень экономической свободы, наличие (или возможность появления) предпринимательского корпуса, доминирование рыночного типа экономических связей, возможность формирования предпринимательского капитала и использования необходимых ресурсов. Показателем степени общественной свободы предпринимательства служит число вновь появляющихся самостоятельных предприятий, формирования предпринимательского капитала и использования необходимых ресурсов. Показателем степени общественной свободы предпринимательства служит число вновь появляющихся самостоятельных предприятий [6].
Источник: vuzlit.com
Вопрос 22. Макроэкономические условия деятельности организации.
Макросреда фирмы состоит из элементов, которые не связаны с фирмой напрямую, но оказывают влияние на формирование общей атмосферы бизнеса. Макросреда – это среда косвенных контактов фирмы. STEEP – факторы: социальные, технологические. Экономические, экологические и политические.
К социальным факторам относятся: жизненный уровень, общественные ценности и мораль, уровень образования, демографические факторы, межнациональные отношения, миграция населения и пр. Люди живут в обществе, которое формирует их основные взгляды, ценности и нормы поведения.
Стойкая приверженность основным традиционным культурным ценностям оказывает влияние на большинство организаций. Технологические факторы. Одной из влиятельных сил, определяющих судьбу предприятия, являются техническая и прикладная наука. Любое научно-техническое новшество чревато крупными долговременными последствиями, которые не всегда удается предвидеть.
Изменения в технологии оказывают влияние практически на все организации и предприятия, и требуют учета. Технологические факторы включают: ресурсосберегающие технологии, общий уровень технического развития, глобальные информационные технологии, финансирование НИОКР, эколого-ориентированные технологии и пр. Экономические факторы.
Помимо самих людей, для рынков важна еще и их покупательная способность. Общий уровень покупательной способности зависит от уровня текущих доходов, цен, сбережений и доступности кредита.
На покупательной способности сказываются экономические спады, высокий уровень безработицы, растущая стоимость получения кредитов, обменный курс национальной валюты, уровень инфляции, экономический цикл. Какой фактор важнее для определенного предприятия определяется особенностями рынка на котором оно осуществляет свою деятельность.
К экономическим факторам относят: налоговая политика, динамика экономического роста, покупательская способность населения, инвестиционная политика государства, кредитная политика государства, уровень инфляции в стране, дефицит государственного бюджета, мировые цены на энергоносители, источники сырья и материалов, доля импорта во внешнеторговом обороте и пр. Политические факторы.
На маркетинговых решениях сильно сказываются события, происходящие в политической среде. Эта среда складывается из правовых законов, государственных учреждений и влиятельных групп общественности, которые оказывают влияние на различные организации и отдельных лиц, ограничивая свободу их действий в рамках общества. Политические факторы включают: международная обстановка, внутриполитическая обстановка в государстве, политические конфликты, партии и движения, общественная активность, влияние администрации региона и губернатора и пр. STEЕP-анализ целесообразно проводить при разработке стратегического плана развития предприятия или в случае резкого изменения влияния одной из групп факторов. Результаты STEЕP-анализа используются для оценки будущего сценария развития фирмы на краткосрочный период времени и выбора перспективных сегментов рынка.
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net