Экономический рост любого субъекта РФ невозможен без устойчивого развития малого бизнеса. Малый бизнес менее устойчив по сравнению с крупным бизнесом, имеет проблемы в конкурентном положении в условиях изменения внешней среды. Поэтому в статье рассмотрены меры государственной поддержки малого бизнеса на примере Челябинской области.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА, РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Текст научной работы
Малый бизнес включает в себя многочисленный слой мелких собственников, который, благодаря своей численности, является основой социально-экономического уровня развития страны. Данный сектор ориентирован в основном на местные рынки и связан с услугами и товарами массового потребления, поэтому малый бизнес имеет существенное влияние на уровень жизни большей части населения.
Малый бизнес является важной и неотделимой составляющей экономического развития общества. Хотя экономический фундамент государства — это крупные предприятия, корпорации, в их «руках» крупный капитал, который дает возможность для развития научно-технического, производственного потенциалов и более устойчив на рынке [4]. Но хотелось бы отметить, что подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в этом секторе создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются «системой жизнеобеспечения» для среднего и крупного бизнеса [3].
Малый бизнес
Потребность в поддержке малого бизнеса, можно объяснить тем, что малые предприятия, не имеющие больших масштабов производства, по сравнению со средними и крупными, наиболее уязвимы в рыночных условиях. Таким предприятиям свойственно закрываться на начальном этапе становления, не получив желаемую прибыль, поэтому малому бизнесу необходимо создавать благоприятные условия со стороны государства и разрабатывать усиленные меры его поддержки.
Многие авторы в своих научных работах рассматривают региональную политику, ее значение и направления [5].
Региональная политика предназначена для смягчения острых социально-экономических диспропорций между отдельными регионами, а также в самом регионе. Региональной политике, как составной части государственного регулирования, придается большое значение. Региональная политика поддержки малого и среднего бизнеса представляет собой разработку и реализацию целевых программ содействия малому бизнесу для достижения целей социально-экономического и инновационного развития, уменьшения безработицы и увеличения налоговых поступлений.
Многие государственные меры поддержки малого бизнеса в РФ очень эффективны, но не всегда они доходят до предприятий, так как сталкиваются с проблемами их реализации в регионах страны. Регионы России, которые являются базой для открытия малого бизнеса, имеют различную экономическую, политическую, демографическую платформу для старта.
В России выделяются основные группы факторов, которые препятствуют развитию малого предпринимательства в регионах:
Малый бизнес в Челябинской области
- Налоговая политика;
- Административные барьеры;
- Нехватка финансовых средств;
- Сложность мобильного перестроения под текущие изменения рынка;
- Маркетинговые сложности и проблемы менеджмента [1].
В Челябинской области за последние два года большое внимание уделяется поддержке малого бизнеса, так как именно он сильнее всего страдает от изменения внешних факторов.
Министерством экономического развития Челябинской области внесены изменения в законодательство по поддержке малого бизнеса во второй половине 2022 года. Эти изменения коснулись наиболее болезненных сторон малого предпринимательства:
- имущественная поддержка (предоставление земельных участков без торгов, льготная аренда земельных участков и имущества, находящегося в государственной собственности);
- налоговые преференции (инвестиционный налоговый кредит, налоговые льготы);
- финансовая поддержка (гарантии, кредиты, субсидии, гранты) [2].
Таким образом, процветание экономики России невозможно без активно развивающегося малого предпринимательства. Малое предпринимательство существует объективно и развивается как некая целостность, как важный сектор экономики. В Челябинской области за последние годы все большее внимание уделяется мерам поддержки малого бизнеса, которые необходимо привести в действие и применять комплексно.
В любой случае, у нас в стране государство определяет «правила игры бизнеса». Но в субъектах России региональные власти на местах более осведомлены о проблемах малого бизнеса, поэтому они могут оперативно вносить конкретные дополнения и изменения в законодательство по поддержке малого бизнеса в регионах.
Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России и за рубежом
- Мурыгина Л.С.
- Шабаров И.В.
Малый и средний бизнес России и Украины в современных условиях
- Мурыгина Л.С.
- Пилипенко М.С.
Российский малый и средний бизнес в условиях санкций
- Мурыгина Л.С.
- Шабаров А.В.
Особенности организации системы бухгалтерского учета и налогообложения субъектов малого предпринимательства
- Пекшева А.И.
Основы государственного регулирования и государственной поддержки развития малого бизнеса в России
- Лескина О.Н.
Список литературы
- Государство и малый бизнес в России: проблемы гармонизации законодательства и практики его применения: монография / под редакцией С. А. Ивановой. — Москва: Прометей, 2019. — 152 c. — Цифровой образовательный ресурс IPR SMART. — URL: https://www.iprbookshop.ru/94419.html (дата обращения: 03.10.2022). — Текст: электронный.
- Министерство экономического развития Челябинской области. — URL: https://mineconom.gov74.ru/mineconom/activity/podderzhka-malogo-i-srednego-predprinimatelstva/mery-podderzhki-biznesa/finansovaya-poddergka-biznesa.htm (дата обращения: 10.11.2022). — Текст : электронный.
- Савельева И.П. Малое и среднее предпринимательство Челябинской области: анализ состояния и перспективы развития / Савельева И.П, Мартиросян Л.Б. // Вестник ЮУрГУ. — 2012. — №22. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/maloe-i-srednee-predprinimatelstvo-chelyabinskoy-oblasti-analiz-sostoyaniya-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 13.11.2022).
- Экономика малого и среднего бизнеса: учебник для бакалавров / Е. И. Балалова, О. В. Баскакова, М. Ш. Мачабели, Т. В. Рудакова. — Москва: Дашков и Кº, 2021. — 294 c. — Цифровой образовательный ресурс IPR SMART. — URL: https://www.iprbookshop.ru/107835.html (дата обращения: 14.11.2022). — Текст: электронный.
- Мурыгина Л.С., Осипчук А.И. Региональная политика поддержки малого и среднего бизнеса // Аллея науки. — 2019. — Т.3. — № 12 (39). — С.450-454.
- Мурыгина, Л.С. Региональная экономика [Текст]: учебное пособие / Л.С. Мурыгина. — Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2020. — 124 с.
Цитировать
Мурыгина, Л.С. Региональная политика поддержки малого бизнеса в Челябинской области / Л.С. Мурыгина, А.А. Азарочкина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 135. — С. 11-12. — URL: https://novainfo.ru/article/19481 (дата обращения: 29.05.2023).
Поделиться
Настоящий ресурс содержит материалы 16+
Источник: novainfo.ru
Малому бизнесу расставили точки роста
Как власти Челябинской области планируют увеличить долю МСП в экономике
Доля малого и среднего бизнеса в валовом региональном продукте Челябинской области должна расти на 1-2% ежегодно. Соответственно, необходимо увеличивать и число занятых на предприятиях МСП жителей региона. О таких задачах, ставящихся перед областным правительством, рассказал губернатор Алексей Текслер на форуме «Бизнес Урала – 2022», организованном региональным отделением «Опоры России». Глава региона отметил, что доля МСП в ВРП Южного Урала выше, чем в среднем по России, однако этого недостаточно. Представители предпринимательского сообщества отмечают, что в области уже приняты важные меры для поддержки малого и среднего бизнеса, и вместе с тем предложили ряд решений, как федерального, так и регионального уровня.
Выйти из полноэкранного режима

Развернуть на весь экран
Фото: Пресс-служба правительства Челябинской. обл.
Доля малого и среднего бизнеса в валовом региональном продукте Челябинской области составляет около 27%. Этот показатель выше, чем в среднем по России (по данным «Опоры России», 20,7%), но этого недостаточно, подчеркнул Алексей Текслер в рамках форума. При этом глава региона добавил, что при сравнении со странами, где доля МСП достигает 50%, нужно принимать во внимание особенности их экономики и ставить реальные задачи.
«Надо смотреть на специализацию стран. У нас достаточно много сырьевого бизнеса. Была идея “слезть с сырьевой иглы”, но где бы мы сейчас были, если бы с нее “слезли”? Никакой “иглы” нет. Нам нужно развивать все сферы бизнеса, которые у нас есть, в том числе крупный индустриальный сектор.
Тем не менее, основная динамика должна быть в малом и среднем бизнесе. Расти ежегодно на 1-2% — это та задача, которая перед нами стоит»,- сказал губернатор.
Глава региона отметил, что из-за санкционного кризиса в этом году роста, в том числе в сегменте МСП, региону, как и всей стране, ждать не приходится, однако в дальнейшем именно небольшие компании должны стать драйвером экономического подъема.
«В этом году ВВП будет иметь отрицательную динамику, на следующий, исходя из того санкционного давления, которое оказывается, прогнозы тоже отрицательные. Но важно в этой ситуации видеть точки опоры для нашей экономики. У нас это, конечно, в первую очередь крупные промышленные предприятия, и то снижение ВРП, которое мы будем иметь в этом году, в основном будет вызвано теми проблемами, которые они испытывают из-за санкций и экспортных ограничений. Мы заинтересованы в том, чтобы весь бизнес развивался, но понимаем, что крупный бизнес будет расти гораздо более медленными темпами, и залог успеха нашей экономики – это развитие малого и среднего бизнеса».
По словам губернатора, он поставил перед экономическим блоком областного правительства задачу в течение ближайших пяти-десяти лет обеспечивать развитие экономики не менее чем на 4% в год, при этом малый и средний бизнес должен расти ежегодно на 5-6%.
Среди направлений, которые могут обеспечить такой рост, глава региона назвал малые и средние промышленные предприятия, которые активно внедряют современные технологии и реализуют значительную часть импортозамещающих проектов. Вторым драйвером, по его мнению, должны стать небольшие сельскохозяйственные предприятия. «Малый и средний бизнес в сельском хозяйстве у нас активно развивается, и чтобы эту динамику еще ускорить, мы обнулили ставку единого сельскохозяйственного налога»,- отметил губернатор. Также в числе точек роста губернатор назвал IT-сектор и сферу туризма.
«Сегодня для всех нас непростое время. Экономика, рынки, да и сами принципы глобальной экономической системы оказались под ударом, многие торговые, производственные, логистические связи, которые и без того пострадали от пандемии, проходят теперь через новые испытания. Мы это видим, с этим сталкивается и наша региональная экономика. Но, с другой стороны, это вызов, это время реализовывать наш научный, предпринимательский потенциал, реализовывать проекты импортоопережающие, то есть не просто копировать какие-то изделия зарубежного производства. Мы в этом направлении работаем, расширили программу грантов на НИОКР, я всех призываю этим инструментом пользоваться, чтобы сделать делать конструкторский или научный задел под те изделия, которые мы можем производить и, соответственно, закрывать потребность внутри страны, снижая тем самым импорт это продукции»,- сказал губернатор.
Алексей Текслер сообщил, что общий объем мер государственной поддержки бизнеса в регионе, в том числе в сфере промышленности, сельского хозяйства, малого и среднего предпринимательства по итогам этого года составит около 4,5 млрд руб. Это позволяет реализовывать такие меры поддержки, как предоставление льготных займов, частичная компенсация процентов по банковским кредитам, гранты для предприятий, в том числе на реализацию НИОКР. Вместе с тем на областном уровне принят ряд решений по снижению налоговой нагрузки на бизнес. «Причем фискальная нагрузка, когда мы ее снижаем, чаще всего не приводит к снижению поступлений налогов, что говорит об эффективности этих решений. Мы эту работу ведем уже несколько лет, а в этом году снизили ставки по упрощенной системе налогообложения до минимально допустимых для обрабатывающих производств, сферы научных исследований, телекоммуникационной отрасли, социально ориентированных некоммерческих организаций, предприятий сферы гостеприимства и развлечений»,- рассказал глава региона.
Важность роста доли малого и среднего бизнеса в структуре экономики страны отметил на форуме президент «Опоры России» Александр Калинин. По его мнению, этому могло бы способствовать введение KPI по развитию МСП на уровне муниципалитетов. «Коэффициенты эффективности, связанные с развитием малого и среднего бизнеса, которые есть у губернатора и ответственных лиц в правительстве, фактически отсутствуют на муниципальном уровне. И этот вопрос не входит в повестку дня в муниципалитетах,- подчеркнул он. – Также я считаю, что зарплаты и премии чиновников, которые отвечают за экономику, должны быть привязаны к экономическим результатам. Если хорошо сработала экономика региона, то и весь экономический блок должен получить достойную премию». Кроме того, Александр Калинин отметил важность продолжения реформы контрольно-надзорной деятельности, необходимость продления моратория на проверки бизнеса на следующий год.
Президент «Опоры России» отметил также необходимость изменения на федеральном уровне закона «О развитии малого и среднего предпринимательства» с учетом опыта уже принятых решений по отдельным отраслям. «Поменяли критерии и дали льготы общепиту. И что мы видим? Рынок обелился, на 30% стало больше официально устроенных работников в отрасли, до этого им платили в конвертах. Налогов стало больше, несмотря на то, что НДС обнулили»,- сказал он.
Также, по мнению Александра Калинина, в работу по развитию малого и среднего бизнеса нужно включить отраслевые министерства. Он отметил, что сейчас вопросами МСП занимаются министерства экономики, промышленности и сельского хозяйства, а, например, миндортрнас и минздрав не имеют понимания, что нужно сделать, чтобы содействовать развитию малого предпринимательства в соответствующих отраслях. «Частные клиники в Челябинске одни из лучших. Может, это и хорошо, что им не мешали, но я думаю, что, если бы была создана программа по развитию частного здравоохранения в Челябинской области, это бы способствовало тому, чтобы Челябинск стал центром медицинских услуг»,- заявил президент «Опоры».
В числе успешно действующих в Челябинской области мер и инструментов поддержки бизнеса Александр Калинин отметил, в частности, центр «Мой бизнес» (Южный Урал стал первым регионом, где был реализован такой проект), комплекс решений для развития туристической отрасли и региональные налоговые преференции для IT-отрасли.
Между тем представители региональных IT-компаний отмечают, что федеральные меры поддержки отрасли не всегда для них доступны. «Все эти меры содержат так называемые отсекающие факторы, которые не позволяют малым региональным компаниям, — а у нас ландшафт IT-отрасли определяют именно они, — пользоваться этой поддержкой», — рассказал на форуме директор компании Intec Ярослав Голуб. Он отметил, что IT-ипотекой в Челябинской области воспользовались менее 30 человек, потому что зарплата заемщика должна быть не ниже 150 тыс. руб. в месяц.
Другой приведенный им пример: недавно Минцифры РФ озвучило планы по изменению порядка аккредитации IT-компаний с добавлением в него новых критериев. Один из них: 80% сотрудников IT-компании должны иметь зарплату выше средней по России. «Региональные компании в большинстве случаев не соответствуют этому критерию, потому что у нас работает много молодых сотрудников. Перед нами стоит выбор – работать только в высокооплачиваемыми специалистами или без поддержки»,- сказал он. Ярослав Голуб предложил губернатору обратиться к Минцифры с просьбой скорректировать нормы поддержки.
Алексей Текслер отметил, что уже обращался в правительство РФ с просьбой понизить порог для получения IT-ипотеки. «Мы этот вопрос недавно понимали, и есть очередное поручение министерству со стороны вице-премьера этот вопрос рассмотреть. Я думаю, что там основная проблема – это финансирование, которого недостаточно для того, чтобы порог понизить.
Но будем работать в этом направлении, потому что для нас это действительно актуальная тема. Мы еще подписали соглашение с Дом.рф, где 5-процентную ставку готовы снижать до 2% за счет субсидии из регионального бюджета. Вместе со снижением порога мы могли бы динамику выдачи IT-ипотеки серьезно увеличить»,- сказал губернатор. Он добавил, что к вопросу аккредитации, по его мнению, «надо отнестись очень внимательно, потому что нельзя брать только столичные города, их рынок труда и распространять это на всю страну, если мы хотим, чтобы IT-сектор развивался не только в нескольких городах страны».
Источник: www.kommersant.ru
Малый бизнес — драйвер развития

Документ был подписан 7 июня. В рамках соглашения планируется увеличить охват предпринимателей и самозанятых Челябинской области. Для этого действуют уже существующие и разрабатываются новые меры поддержки. В частности, планируется развивать цифровую платформу «МСП.РФ», которая была разработана Минэкономразвития вместе с корпорацией. Только в текущем году южноуральские предприниматели уже получили с помощью данного портала около пяти тысяч услуг, решили актуальные задачи, активно пользовались предоставленными сервисами.
«Наша задача — это расширение сотрудничества с Корпорацией МСП для оказания максимальной поддержки региональному малому и среднему бизнесу, причем во всех сферах. Соглашение учитывает как дополнительные возможности в части получения конкретных мер поддержки, так и нефинансовую поддержку в виде обучения, методологического сопровождения со стороны корпорации», — сказал Алексей Текслер.
В дополнение ко всем существующим сегодня мерам из бюджета области направлено более 750 млн рублей на поддержку бизнеса.
По словам губернатора, более 30% внутреннего регионального продукта производит малый и средний бизнес. Поэтому ставка в вопросах импортозамещения делается именно на представителей СМП.
«Мы рассчитываем на то, что малый и средний бизнес будет драйвером развития. И сегодня надо шире смотреть на задачи поддержки бизнеса, оказывать помощь не только в части оборотного капитала, но и в реализации разного рода инвестиционных программ», — подчеркнул глава Челябинской области.
БОЛЬШИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Дополнительное финансирование предприниматели смогут привлечь под «зонтичные» поручительства Корпорации МСП. Данный способ работает в случае, если у предпринимателя не хватает залога для получения кредита. Такой возможностью с сентября 2021 года воспользовались уже 245 бизнесменов, они привлекли под «зонтичные» поручительства более 2,4 млрд рублей кредитных средств.
По словам гендиректора Корпорации МСП Александра Исаевича, в текущей ситуации финансовые меры поддержки очень важны для бизнеса. За счет совмещения «зонтичного» механизма и поручительства региональной гарантийной организации покрываются риски до 70%, а молодым и начинающим предпринимателям — до 90%.
Также было отмечено, что Челябинская область значительно улучшила свои позиции в рейтинге инвестиционного климата.
«Огромное внимание уделяется поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства. Нужна консолидация совместных сил для того, чтобы большее количество предпринимателей могло получить как финансовую, так и нефинансовую поддержку. Наша задача — донастраивать существующие инструменты, получать обратную связь, где мы можем быть полезнее, чтобы предприниматель мог максимально использовать всю палитру мер, которые принимает правительство», — сказал Исаевич.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
В своем обращении к депутатам ЗСО губернатор Челябинской области Алексей Текслер сделал акцент на то, что планы западного мира по разрушению российской экономики не осуществились. Массовая работа на федеральном уровне и на местах позволяет противостоять колоссальному давлению извне.
В регионе действуют свои меры. Это льготное кредитование предприятий, отсрочки по уплате страховых взносов и налогов, облегчение процедуры импорта, увеличение авансирования государственных и муниципальных контрактов. Введен мораторий на большинство проверок, исполнение которого контролируется в том числе областным правительством. Также введены автоматическое продления лицензий и разрешений. Для отдельных отраслей действует широкий спектр социальных мер поддержки.
Все перечисленное в комплексе призвано обеспечить стабильную работу бизнеса и предприятий, сохранить и увеличить число рабочих мест.
Челябинская область сегодня крепко стоит на ногах, прошлый год закончился без бюджетного дефицита. Восстановлен рынок труда, уровень безработицы достиг доковидного уровня. Мы готовы отвечать на поступающие вызовы и использовать открывшиеся возможности.
Созданный региональный Центр импортозамещения предоставляет бизнесу административную поддержку. Малому и среднему бизнесу направлен из областного бюджета почти миллиард рублей, эту помощь можно использовать в том числе на создание прикладных научных и технологических разработок.
Действуют налоговые льготы для инновационных предприятий в рамках СПИК 2.0. Индустриальные парки и технопарки освобождены от уплаты транспортного налога.
Благодаря упрощенной системе налогообложения доля поступлений в местные бюджеты выросла. Территории, где поддерживается развитие предпринимательского сообщества, получают больше доходов.
Губернатором Челябинской области внесен законопроект о дополнительном снижении ставок по упрощенной системе налогообложения для ряда секторов экономики, в том числе установлении минимальных возможных ставок для предприятий, осуществляющих свою деятельность в ряде сфер (обрабатывающие производства, научные исследования).

Малый бизнес готов к обновлению, максимально выйти из серой зоны, а государство поможет ему стать более конкурентоспособным. Фото Вячеслава Шишкоедова
ТРИ НАЦПРОЕКТА ИЗ ЧЕТЫРЕХ
С 2021 года в стране действуют четыре национальных проекта по поддержке МСП. Челябинская область принимает участие в трех из них.
1. «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами». Этот проект поддерживает граждан, выбравших налог на профессиональный доход. Самозанятые могут получить комплекс информационно-консультационных и образовательных услуг, а также микрозаймы по льготной ставке.
2. «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса». Начинающие бизнесмены могут получить поддержку в виде консультаций, льготных микрозаймов, поручительств и гарантий на обеспечение доступа к кредитным и иным финансовым ресурсам (кредит, лизинг, займы) для стартапа. Услуги оказываются на базе площадки «Территория Бизнеса». Также социальные предприниматели могут получить комплексные услуги и финансовую поддержку в виде грантов.
3. «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства». В рамках данного проекта развивается Центр поддержки экспорта, который помогает представителям малого и среднего бизнеса заходить на новые рынки. Предпринимателям предоставляются льготные микрозаймы, поручительства и гарантии, комплексные услуги в «Территории Бизнеса», в том числе предоставляемые федеральными институтами развития. Сельхозкооперативы и фермеры могут рассчитывать на комплексную поддержку от начала предпринимательской деятельности до выхода на уровень развития.
ЦИФРЫ
- За 5 лет в рамках финансовой поддержки субсидии предоставлены 91 субъектам МСП на общую сумму 33 136 тыс. рублей из бюджета города.
- Создано 468 новых рабочих мест, сохранено 3449 рабочих мест.
- В Челябинске работают 68 945 субъектов малого и среднего предпринимательства, из них 48% — индивидуальные предприниматели.
- В сфере МСП занято 246 835 работников.
- В 2021 году доля налогов, уплаченных субъектами МСП в местный бюджет, составила около 41,16 % от общего объема.
- В прошлом году рост промышленного производства составил почти 7,5%.
- С января по май 2022 года малый и средний бизнес Челябинской области привлек по программе стимулирования кредитования почти 2 млрд рублей.
- Около 300 предпринимателей в 2022 году благодаря гарантиям и поручительствам в рамках Национальной гарантийной системы получили финансовую поддержку в виде кредитов на общую сумму более 4,7 млрд рублей.
Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram
Источник: argumenti.ru
