Малый бизнес чем регулируется

Принят новый Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ о развитии малого и среднего бизнеса. В нем определены критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также основные цели и принципы государственной политики по развитию этих предприятий. Материал о положениях нового закона подготовлен Л.П. Фомичевой, аудитором, членом Палаты налоговых консультантов РФ.

  • Новый закон о поддержке малого и среднего бизнеса
  • Малые и средние предприятия: критерии
  • Принципы поддержки малого и среднего бизнеса
  • Переходные положения закона о поддержке малого и среднего бизнеса

В конце июля Президент подписал Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ).

Прежний Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 88-ФЗ) был принят в 1995 году и устанавливал определенные льготы и привилегии. Например, если изменения налогового законодательства были невыгодны для субъекта малого предпринимательства, он мог в течение первых четырех лет своей деятельности платить налоги по закону, который действовал на момент создания*. Такой мораторий в течение многих лет спасал малый бизнес от повышенных ставок ЕНВД, введения НДС для частных предпринимателей и других сложностей. Законодатели и фискальные органы пытались игнорировать оговорку закона, но Конституционный суд РФ неоднократно указывал на обязательность ее применения.

Малый бизнес,переживший все

Примечание:
* Арбитражную практику по этому поводу см. здесь.

Закон № 88-ФЗ предусматривал также право малых предприятий на ускоренную амортизацию: они могли применять двойные нормы, а также дополнительно списывать как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов. Большинство этих льгот были отменены с 2005 года*, однако предоставленный мораторий продолжает действовать. Например, если компания был зарегистрирована 30 декабря 2005 года, то она может использовать действующее на тот момент налоговое законодательство почти до конца 2009 года (хотя отстаивать это право ей придется в суде).

Примечание:
* Мы писали об этом здесь.

Новый закон определяет, на какую поддержку может рассчитывать малый и средний бизнес.

Новый закон о поддержке малого и среднего бизнеса

В конце июля Президент подписал Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ).

Прежний Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 88-ФЗ) был принят в 1995 году и устанавливал определенные льготы и привилегии. Например, если изменения налогового законодательства были невыгодны для субъекта малого предпринимательства, он мог в течение первых четырех лет своей деятельности платить налоги по закону, который действовал на момент создания*. Такой мораторий в течение многих лет спасал малый бизнес от повышенных ставок ЕНВД, введения НДС для частных предпринимателей и других сложностей. Законодатели и фискальные органы пытались игнорировать оговорку закона, но Конституционный суд РФ неоднократно указывал на обязательность ее применения.

Малый бизнес = Маленький гробик

Примечание:
* Арбитражную практику по этому поводу см. здесь.

Закон № 88-ФЗ предусматривал также право малых предприятий на ускоренную амортизацию: они могли применять двойные нормы, а также дополнительно списывать как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов. Большинство этих льгот были отменены с 2005 года*, однако предоставленный мораторий продолжает действовать. Например, если компания был зарегистрирована 30 декабря 2005 года, то она может использовать действующее на тот момент налоговое законодательство почти до конца 2009 года (хотя отстаивать это право ей придется в суде).

Примечание:
* Мы писали об этом здесь.

Новый закон определяет, на какую поддержку может рассчитывать малый и средний бизнес.

Малые и средние предприятия: критерии

В статье 3 и 4 Закона № 209-ФЗ определены понятия субъектов малого и среднего предпринимательства. К ним относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие определенным критериям.

Первый критерий — состав учредителей юридических лиц. Чтобы считаться малым или средним предприятием, доля государственной собственности, иностранных учредителей или общественных организаций в уставном капитале не должна превышать 25 процентов (за исключением активов инвестиционных фондов). Не больше четверти акций (долей) может принадлежать иным юрлицам, не являющимся малыми предприятиями. Аналогичное условие содержалось и в Законе № 88-ФЗ.

Второй критерий — средняя численность работников. В категорию малых попадают компании со штатом от 16 до 100 человек. Организации с количеством сотрудников не более 15 человек признаются микропредприятиями, которые также относятся к категории малых. Средней считается фирма с числом работающих от 101 до 250 человек. Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

Третий критерий — выручка от реализации товаров, работ, услуг и (или) балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год. Выручка определяется в порядке, установленном НК РФ — без учета НДС. Балансовая стоимость активов определяется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете.

Предельные значения этих величин будет определять Правительство РФ раз в пять лет на основе данных сплошных статистических наблюдений за субъектами малого и среднего предпринимательства.

Органы статистики вправе будут проводить выборочное наблюдение путем ежемесячных или ежеквартальных исследований (для микропредприятий — раз в год).

Категория предприятия изменяется, только если в течение двух календарных лет подряд численность сотрудников и выручка оказывается выше или ниже установленных законом предельных значений.

Принципы поддержки малого и среднего бизнеса

В статье 6 Закона № 209-ФЗ определены основные цели и принципы государственной политики по развитию малых и средних предприятий.

Среди основных принципов: обеспечение равного доступа субъектов к участию в программах поддержки, разграничение полномочий различных уровней власти, участие представителей малого и среднего бизнеса в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе законопроектов.

В числе основных целей и принципов государственной политики в этой области в статье 7 названы: введение специальных налоговых режимов, упрощение правил ведения налогового, бухгалтерского учета и статистической отчетности, форм налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам, установление льготного порядка приватизации государственного и муниципального имущества, специальных форм участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров и выполнение услуг для государственных и муниципальных нужд.

Читайте также:  Организация боев как бизнес

Поддержка оказывается тем субъектам, которые включены в реестры субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей такой поддержки (ст. 8 Закона № 209-ФЗ). Порядок его ведения устанавливается Правительством РФ.

Конкретные льготы в Законе № 209-ФЗ не поименованы. Они будут закладываться в программах развития, которые на основании данного закона будут принимать органы власти всех уровней. В числе форм поддержки: финансовая, имущественная, информационная, консультационная, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров и др. Возможные их виды названы в отдельных статьях Закона.

В статье 14 Закона № 209-ФЗ установлен заявительный порядок обращения субъектов за оказанием поддержки на местах, а также открытость процедур поддержки. Однако она не может быть оказана субъектам малого и среднего предпринимательства, которые являются кредитными или страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционным и негосударственным пенсионным фондам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, ломбардам, участникам соглашений о разделе продукции, лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, нерезидентам по валютному законодательству (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РФ).

Статьей 17 Закона № 209-ФЗ предусмотрено, что финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам этих организаций.

Финансовая поддержка не оказывается: осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых.

Предусмотрена и имущественная поддержка (ст. 18 Закона № 209-ФЗ), которая может выражаться в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной и безвозмездной основе или на льготных условиях. Имущество должно использоваться по целевому назначению и не может быть переуступлено или внесено в уставный капитал других предприятий.

Кроме того, в законе названы формы информационной, консультационной и кадровой поддержки. Предполагается выделение льготных субсидий, кредитов, имущества, создание информационной инфраструктуры и консультационных центров и т. д.

Переходные положения закона о поддержке малого и среднего бизнеса

Закон № 209-ФЗ вступает в силу с 1 января 2008 года, за исключением положений, касающихся полномочий Правительства РФ по установлению предельных значений выручки и балансовой стоимости активов, а также проведения сплошных статистических наблюдений за их деятельностью. Данные положения вступают в силу с 1 января 2010 года.

С 1 января 2008 года субъекты малого предпринимательства, действовавшие в рамках старого закона, и не отвечающие условиям отнесения к субъектам малого предпринимательства, установленным новым Законом № 209-ФЗ, сохраняют право на ранее оказанную поддержку в соответствии с федеральными и региональными программами развития малого и среднего предпринимательства в течение шести месяцев, т. е. до конца июня 2008 года.

Источник: buh.ru

Регулирование малого бизнеса

В настоящее время в нашей стране Правительство РФ осуществляет планирование и разработку мер в сфере оказания всесторонней помощи российским предпринимателям.

Существует несколько процессов предпринимательства, которые не должны обходиться без контроля государства. Среди них можно назвать:

  1. Регистрацию бизнеса (открытие предприятия, его ликвидация, реорганизация и др.);
  2. Сбор налоговых платежей;
  3. Защита интересов и прав, которые возникают у субъектов бизнеса в процессе его реализации и др.

Правительство при определении путей регулирования процессов малого бизнеса (предпринимательства) обязуется оказать помощь хозяевам малых предпринимательских инициатив. Это необходимо, поскольку начинающий предприниматель нуждается:

  • в простых и понятных процедурах регистрации, на выполнение которых не потребуются большие средства и время;
  • в недорогом и качественном консультационном обслуживании;
  • в лояльном налогообложении в связи с маленьким оборотом;
  • в упрощенном финансовом учете;
  • в дополнительных правовых инструментах, которые могут давать возможность функционировать малым предприятиям наряду со средними и крупными предприятиями.

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Замечание 1

Решая данные проблемы малого бизнеса, государство рассчитывает на то, что издержки по изготовлению конечной продукции будут минимизированы, что приведет к наполнению потребительских рынков высококачественной продукцией по приемлемым ценам.

Практика показала, что минимизация производственных затрат является одним из важнейших доступных российскому мелкому предпринимательству путем выхода на рынок с дешевым продуктом.

Законодательство, регулирующее малый бизнес

В нашей стране действует закон о малом бизнесе (Федеральный Закон), который включает в себя декларативные нормы, а также определяет порядок осуществления большинства процедур, которые связаны с получением предпринимателями некоторых государственных льгот. Критериями хозяйствующих субъектов, которые попадают под определение представителя малого бизнеса, устанавливаются следующие:

  1. количество работников – до ста человек;
  2. объем выручки – до 800 млн. руб.

«Регулирование малого бизнеса»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

В случаях, когда отчетность предприятия не позволяет определить его годовую выручку (ее получение – не основная цель деятельности юридического лица, например, для некоммерческих организаций), стоимостью материальных средств, которыми владеет данное юридическое лицо, будет являться балансовая стоимость основных и нематериальных активов. При этом стоимость также не может превышать 800 млн. руб.

Малое предприятие может быть:

  • Казенное предприятие (государственное или муниципальное),
  • полностью частное предприятие.

Существует несколько ограничений в сфере организации и функционирования малого предприятия при государственном участии, которые изложены в Законе о малом бизнесе.

В соответствии с законом, при утверждении мер максимального благоприятствования небольшим предпринимательским начинаниям, государство должно ставить перед собой соответствующие задачи:

  • Обеспечить рост количества малых предприятий;
  • Утвердить правовые режимы, позволяющие создать здоровую конкурентную среду для всех участников рынка;
  • Создать условия для прироста доли продукции, производимой небольшими субъектами предпринимательства и др.

Меры регулирования малого бизнеса

Государство регулирует деятельности малого бизнеса посредством соответствующих механизмов:

  • Создает специальные реестры, отражающие подробные сведения о представителях данного типа предпринимательства;
  • Наделяет конкретные органы государственной и местной власти полномочиями по оказанию помощи малому бизнесу;
  • Формирует инфраструктурные системные учреждения, приводящие в действие утвержденные государственные программы в сфере содействия малому бизнесу;
  • Организует выставочную работу и привлекает представителей малого бизнеса к участию в конкурсах и выставках всех уровней;
  • Реализует имущественную и финансовую поддержку посредством системы федеральных и региональных адресных программ (предоставление дотаций и субсидий и др.).

Источник: spravochnick.ru

Нормативно-правовые основы поддержки малого предпринимательства как элемента экономики Российской Федерации

Субъектам малого и среднего предпринимательства принадлежит важная роль в развитии экономики России. Их деятельность обусловливает производственное, социальное и инфраструктурное развитие регионов. За последнее время значительно усовершенствовано нормативно-правовое обеспечение деятельности малых и средних предприятий для создания благоприятных условий для их развития.

Читайте также:  Что нужно для поступления в школу бизнеса

Все уровни государственной, региональной и муниципальной власти активно взаимодействуют с предпринимателями при разработке основных направлений государственного регулирования малого и среднего предпринимательства. Однако существует ряд проблем, которые сдерживают развитие малых и средних предприятий в стране. Одна из них — правовое регулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: организационно-экономический механизм, малое предпринимательство, нормативно-правовые акты, рыночная экономика, законодательство, социальная ответственность, стратегия развития.

Legal framework for supporting small businesses as an element of the Russian Federation’s economy

Abstract: small and medium-sized businesses play an important role in the development of the Russian economy. Their activities determine the industrial, social and infrastructural development of the regions. Recently, legal and regulatory support for small and medium-sized enterprises has been significantly improved in order to create favorable conditions for their development. All levels of state, regional and municipal authorities actively interact with entrepreneurs in developing the main directions of state regulation of small and medium-sized businesses.

However, there are a number of problems that hinder the development of small and medium-sized enterprises in the country. One of them is the legal regulation of small and medium-sized businesses.

Keywords: organizational and economic mechanism, small business, legal acts, market economy, legislation, social responsibility, development strategy.

Малое предпринимательство, к которому принято относить малые и средние предприятия должны стать основной силой в экономике. Положительное отношение к их развитию поддерживают многие экономисты и известные предприниматели во всем мире.

По итогам 2018 года, согласно оценкам Министерства экономического развития РФ, количество субъектов малого и среднего бизнеса в России составляет 5,5 млн. (2,9 млн. индивидуальных предпринимателей и 2,6 млн. предприятий малого и среднего предпринимательства). Этот сегмент генерирует более 16,4 млн. рабочих мест и обеспечивает до 20% национального ВВП [22] .

Несмотря на то, что сегмент малых и средних предприятий в экономике Российской Федерации обладает хорошим потенциалом для развития, его доля в общей занятости составляет менее 25%, хотя глобальные стандарты превышают этот показатель на 10%, с возможностью обеспечения до 35% ВВП [3]. В этой связи государственная поддержка малых и средних предприятий с использованием широкого арсенала инструментов организационно-экономической поддержки является одним из приоритетов правительства нашей страны.

Для анализа малого предпринимательства требуется определить, какое предприятие может быть отнесено к малому бизнесу.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, в малом предприятии, во-первых, должно быть задействовано не более ста индивидов. Во-вторых, стоимость имеющихся активов или общая сумма выручки от продаж предлагаемых товаров и услуг должна быть не более 800 млн. рублей (таблица 1)

Таблица 1. Классификация субъектов МСП в законодательстве [15, 21]

К субъектам предпринимательства относятся все индивидуальные предприниматели и фермерские хозяйства. Данная классификация соотносится с законодательным уровнем, поэтому ее можно назвать основной.

Малое предпринимательство охватывает значительную часть рыночной экономики, выполняя ряд жизненно необходимых для общества функций [4]:

  1. Создание прогрессивно развивающегося рынка. В сфере малого предпринимательства проводятся экспериментальные исследования, появляются новые идеи и происходят главные перемены. Это связано с тем, что для крупного бизнеса любое нововведение сопровождается крупными затратами и высокими рисками, малому бизнесу намного легче изменить структуру своей деятельности.
  2. Здоровая конкуренция.
  3. Поддержание открытости экономики Российской Федерации. Малое предпринимательство способно быстро адаптироваться к запросам потребительского рынка, именно поэтому такая форма бизнеса в состоянии быстро и активно занимать выгодные ниши на рынке экспорта товаров и услуг.
  4. Борьба с безработицей.

Наряду с важностью и необходимостью малого предпринимательства в экономике России, велико и его социальное значение. Социальная ответственность предпринимательства – это специфическая форма взаимоотношений между представителями бизнеса и более «слабыми» слоями населения [2]. Несомненно, органы государственной власти сами должны предоставлять своим гражданам необходимые для их жизнедеятельности блага, однако, зачастую часть таких обязанностей возлагается на представителей предпринимательства [1].

К сложностям в работе малого предпринимательства в РФ относятся: нестабильная экономическая ситуация в стране, а именно экономический кризис 2014 г., состояние в экономике страны, способы поддержки малого бизнеса, отсутствие или несовершенство нормативно-правовой базы, непредсказуемая налоговая политика, снижение уровня жизни населения, в целом.

Если говорить о комплексном регулировании малого предпринимательства через нормативные правовые акты, то можно выделить следующие документы:

  1. Конституция Российской Федерации – основной документ, в котором закреплены права и свободы граждан, в том числе право на осуществление предпринимательской деятельности. Так, статья 34 Главы 2 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» [12]
  2. Федеральный закон от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [17], который регулирует взаимоотношения, возникающие при регистрации юридического лица, а также при реорганизации и ликвидации предприятия. Этот закон очень важен на начальном этапе открытия бизнеса, поскольку позволяет предпринимателям понять алгоритм действий при регистрации предприятия, строго соответствуя законодательству.
  3. Федеральный закон от 04.05.2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [18]. Для уверенности в законности своей деятельности, руководствоваться этим нормативно-правовым актом необходимо предпринимателям, осуществляющим свою деятельность в сфере производства и продаже алкогольных напитков, осуществлении медицинской деятельности.
  4. Федеральный закон от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [19]. Закон важен не только для населения в целом, но и для предпринимателей в частности, поскольку, зная правила и порядок обращения в органы государственной власти, органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, можно значительно ускорить решение вопросов, касающихся получения разрешительных документов и решения спорных ситуаций.
  5. Федеральный закон от 22.05.2003 г.№54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» [13] особо важен, так как контрольно-кассовая техника применяется на всей территории РФ в обязательном порядке, кроме установленных случаев.
  6. Не менее важны для предпринимателя сведения о минимальном размере оплаты труда при осуществлении оплаты сотрудникам.
  7. Наиболее полно регулирует деятельность малых предпринимателей Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации» [16], принятый 24.07.2007 г. Именно он стал основой для дальнейшего развития законодательной базы в сфере государственной поддержки малого бизнеса.
Читайте также:  Менеджмент туризма и гостиничного бизнеса это

В июне 2016 г. была утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г., разработанная в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [20]. Стратегия направлена на создание конкурентоспособной, гибкой и адаптивной экономики, которая обеспечивает высокий уровень индивидуализации товаров и услуг, высокую скорость технологического обновления и стабильную занятость.

Одна из ключевых задач, связанных с практической реализацией федерального закона о стратегическом планировании состоит в обеспечении согласования всей системы документов стратегического планирования, в том числе, и тех, которые в самом законе не указаны, но являются необходимым слагаемым системы управления хозяйственными и социальными процессами, особенно на субфедеральном уровне [6]. Необходимо отметить, что в Федеральном законе №172-ФЗ что-либо о стратегии развития малых и средних предприятий, а также политики их поддержки на тех или иных уровнях управления ничего не говорится. Тем не менее, было бы неправильным полагать, что требования, вытекающие из стратегических подходов к управлению экономическим и социальными процессами, на государственную и муниципальную политику в отношении малых и средних предприятий не распространяются. Напротив, практика стратегирования крайне востребована, а ее важность отчетливо трактуется здесь, как весьма проблемный опыт осуществления этого направления социально-экономической политики в стране в предшествующие годы, а также закономерным трендом децентрализации данной политики.

Действующим законодательством на все уровни государственного и муниципального управления возложены существенные полномочия в области развития и поддержки малых и средних предприятий. Однако подобной децентрализации, в частности, в рамках государственной политики в отношении малых и средних предприятий, противостоит вся структура Федерального закона №172-ФЗ по стратегическому планированию. Наибольшая детализация норм закона так и осталась за федеральным уровнем управления (рисунок 1).

Рисунок 1 — Число муниципальных образований в Российской Федерации на 01.01.2019 года (ед.) [23]

Следует отметить некоторые позитивные новации в области государственной политики в отношении малых и средних предприятий, отраженные в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства: создание единого центра поддержки малых и средних предприятий (Корпорация малых и средних предприятий), внедрение стандартов оказания различных видов поддержки субъектам малых и средних предприятий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Другими словами, меры федеральной, региональной и муниципальной поддержки малых и средних предприятий отнесены к сегменту государственных услуг.

Начиная с 2016 г., в целях создания благоприятных условий развития и ведения предпринимательской деятельности регионы переходят на проектную модель управления. Для этого был разработан и утвержден План мероприятий («дорожная карта») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства, в которой фиксируются конкретные мероприятия, их финансирование и целевые показатели результативности.

Говоря о практике реализации политики в отношении малых и средних предприятий на муниципальном уровне, эксперты выделяют определенные препятствия, в первую очередь, для стратегического планирования мер развития и поддержки малых и средних предприятий. Это проблема формулировки в законодательстве полномочий муниципального звена в рамках политики развития и поддержки малых и средних предприятий, зафиксирована в статье 11 Федерального закона №209-ФЗ и определяет полномочия органов местного самоуправления по вопросам их развития и поддержк. В настоящее время присутствует ряд правовых неопределенностей, которые могут стать существенным препятствием на пути адекватного отражения вопросов поддержки малых и средних предприятий в стратегиях социально-экономического развития муниципальных образований [7].

Рассматривая законодательную сферу по существу вопроса, стоит отметить, что законодателем предпринимаются определенные шаги в отношении совершенствования регулирования организационно-экономического механизма поддержки малых и средних предприятий. Например, в связи с тем, что большинство предпринимателей сталкивается со сложностями получения финансовой поддержки, на заседании Правительства РФ в 2018 году рассмотрен и одобрен законопроект «О внесении изменения в статью 251 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [24]. Данным законопроектом в рамках реализации национального проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», предусмотрено расширение доступа субъектов предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию за счет законодательного закрепления возможности предоставления АО «Корпорация МСП» государственной поддержки за счёт федерального бюджета на финансирование исполнения обязательств по гарантиям, предоставленным субъектам МСП в 2019–2024 годах, для увеличения объёмов гарантийной поддержки в рамках расширения объёмов кредитования субъектов МСП.

Подводя итог сказанному отмечается, что роль малого предпринимательства в Российской Федерации крайне высока как в экономическом развитии государства, так и формировании эффективной модели взаимодействия государство – бизнес – общество. Расширяя ассортимент товаров и услуг, сглаживая циклические колебания в экономике, малое предпринимательство создает дополнительные рабочие места, повышает эффективность использования местных сырьевых ресурсов, тем самым активно участвует в формировании местных и региональных бюджетов. Именно по причине острой необходимости государства в малых предприятиях, государственными органами власти, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления разрабатываются программы и проекты поддержки и развития малого и микро-бизнеса, что в свою очередь формирует основу организационно-экономического механизма поддержки малого предпринимательства. Правительство старается создать все условия для активного развития малого бизнеса в стране, о чем соглашается ряд экспертов, но пока эти меры не принесли желаемого результата. [10]

Действующим законодательством на все уровни государственного и муниципального управления возложены существенные полномочия в области развития и поддержки малых и средних предприятий. На основе потребностей, приоритетов и состояния их развития в муниципальных образованиях разрабатываются меры поддержки, формируются практические каналы (институты) и основные условия предоставления такой поддержки. Эта деятельность осуществляется с использованием программно-целевого и проектного механизма на основе Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г.

Специфика муниципальной политики в отношении малых и средних предприятий определяется дефицитом экономических, информационных, кадровых и иных ресурсов, фрагментарностью и слабым согласованием различных направлений социально-экономического развития на муниципальном уровне. Важной задачей является органичное встраивание мер поддержки МСП на каждом уровне управления, начиная с муниципального, в стратегическое видение экономики и социальной сферы.

Библиографический список

Информация об авторе:

Серогодский Владимир Эдуардович, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой организации аграрного производства ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова»

Information about the author:

Serogodskyi Vladimir Eduardovich, candidate of economic Sciences, associate Professor, head of the Department of agricultural production organization, Perm state agrarian and technological University named after academician D. N. Pryanishnikov»

Источник: inter-legal.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин