Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства
Современные экономисты практически отождествляют понятия: “предприниматель”, “малый бизнес”, “малое предпринимательство”, в свою очередь, рассматривая “большой бизнес”, как явление экономической жизни, базирующееся на иных принципах организации дела. [18, с 109]
Малый бизнес — это бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность, совокупность мелких и средних частных предпринимателей, прямо не входящих ни в одно монополистическое предприятие. [17, с 78-81]
Малое предпринимательство — с одной стороны специфический сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении материальных, энергетических, природных ресурсов и максимальном использовании человеческого капитала, а с другой — сфера самореализации и самообеспечения граждан, в пределах прав, предоставленных Конституцией Российской Федерации (ст. 34 Конституции Российской Федерации).
Так предпринимательская деятельность как малый бизнес — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики в соответствии с установленными законами, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве. [9, с 148-152]
Час экономики // Николай Евдокимов: малый бизнес / 16. 07. 2019
Малым бизнесом в Америке по определению Министерства торговли США считается производственное предприятие, в котором заняты не более 100 рабочих и служащих и оборот оптовой продажи не превышает 200 тысяч долларов в год. Если же это не производственное предприятие, а торговое или какое-либо иное, то годовой оборот не должен превышать 50 тысяч долларов. [10, с 11]
Хотя «лицо» любого развитого государства составляют крупные предприятия и корпорации, а наличие мощной экономической силы — крупного капитала — во многом определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной экономикой являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни.
Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и рыночные «ниши», способствует приближению производства товаров и услуг к потребителю, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса. Важными особенностями малого предпринимательства являются широкое использование небольших местных источников сырья, способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускорению развития различных отраслей экономики. Малые предприятия формируют конкурентную среду, создают альтернативу на рынке труда, организуют миллионы новых рабочих мест.
Присущие малому бизнесу гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране, достижению оптимальной структуры экономики.
Что такое экономика малого бизнеса? — Сергей Аванесов, #фсд18
Так малое предпринимательство — сектор бизнеса, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта государства.
Анализ доступных публикаций показывает, что в развитых рыночных экономиках, и в условиях постсоциалистических народно-хозяйственных комплексов осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и т.п.
В целом государства в странах с развитой рыночной экономикой особое значение придается поддержке малого предпринимательства. Как показывает анализ опыта США, Великобритании, Германии, Японии, а также постсоциалистических стран (Венгрия, Польша), — везде осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и т.п. [6, с 7-8] Все это опосредовано особым значением малого бизнеса в экономике государства.
Малый бизнес играет в экономике любой страны довольно большую роль. Он является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики.
Мелкий бизнес присутствует во всех сферах и областях экономики. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены намного ярче, чем недостатки. В этом заключается специфика малого предпринимательства — пробуждаться в период общего экономического спада, решая многие экономические и социальные проблемы.
Функционирование малых предприятий демонстрирует хорошую адаптацию к внешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. В силу своей гибкости и скорости принятия решений малым предприятиям легче проконтролировать производственный процесс и быстро переналадить его в связи с изменениями спроса на рынке. Им присущи высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и технологий, более эффективное использование производственных мощностей. Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов Он является надежным источником бюджетных поступлений, доля просроченной задолженности малых предприятий местным и федеральному бюджету ниже, чем у других предприятий.
В настоящее время в создании малых предприятий большую заинтересованность проявляют крупные компании. Они поручают мелкому бизнесу вести отдельные виды производства, устанавливать тесные связи с рынком, проводить различные научные разработки.
Источник: vuzlit.com
Малый бизнес как составная часть рыночной экономики
Цель данной работы – это всестороннее изучение и рассмотрение аспектов и предпосылок развития малого бизнеса, и его положение в современной экономике России на примере Свердловской области. Для достижения обозначенной цели были сформулированы следующие задачи: установить роль и значение малого бизнеса, и его положение в современной экономике России, охарактеризовать роль малого бизнеса в структуре экономики и пути его совершенствования, показать инфраструктуру поддержки предприятий малого бизнеса на примере Свердловской области. Проанализировать статистику малого предпринимательства в Свердловской области; изучить формирование долговременных тенденций развития малого предпринимательства Свердловской области до 2020 года.
Введение
1. Теоретические и методологические основы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства
1.1. Российский малый бизнес на современном этапе: его сущность, основные характеристики и пути развития
1.2. Малый бизнес, его роль в структуре экономики и пути его совершенствования
1.3. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства
2. Инфраструктура поддержки предприятий малого бизнеса на примере Свердловской области
2.1. Статистика малого предпринимательства в Свердловской области
2.2. Основные проблемы малого бизнеса в Свердловской области
3. Направления по усовершенствованию возможностей развития малого предпринимательства Свердловской области
3.1. Формирование долговременных тенденций развития малого предпринимательства Свердловской области до 2020 года
3.2. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Заключение
Список литературы
Файлы: 1 файл
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖЕДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Уральский Финансово-Юридический институт»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономика предприятия»
На тему: «Малый бизнес как составная часть рыночной экономики»
Выполнил: Воробьева А.А.
Руководитель: Истомина Е.М.
1. Теоретические и методологические основы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства
1.1. Российский малый бизнес на современном этапе: его сущность, основные характеристики и пути развития
1.2. Малый бизнес, его роль в структуре экономики и пути его совершенствования
1.3. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства
2. Инфраструктура поддержки предприятий малого бизнеса на примере Свердловской области
2.1. Статистика малого предпринимательства в Свердловской области
2.2. Основные проблемы малого бизнеса в Свердловской области
3. Направления по усовершенствованию возможностей развития малого предпринимательства Свердловской области
3.1. Формирование долговременных тенденций развития малого предпринимательства Свердловской области до 2020 года
3.2. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Малый бизнес играет важную роль в современной экономике. Малый бизнес имеет немало преимуществ перед крупным — он более мобилен, быстрее адаптируется к вызовам внешней среды, во многих малых фирмах быстрее внедряются научно-технические и управленческие нововведения. К недостаткам малого бизнеса можно отнести меньшие возможности по привлечению финансовых средств.
Формирование инфраструктуры малого предпринимательства — приоритетное направление обеспечения его устойчивости и роста. Опросы предпринимателей показывают, что среди называемых ими основных проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса, неразвитость инфраструктуры занимает четвертое-пятое место после таких проблем, как высокие налоги, нестабильность законодательства, дефицит финансовых средств и др.
Малое предпринимательство в Свердловской области имеет тенденцию к росту, с каждым годом все больше увеличивая свою численность. В предприятиях малого бизнеса на постоянной основе и условиях вторичной занятости работает огромное количество человек. Доля малого предпринимательства в экономике области по численности работающих увеличилась за два года с 5,2% до 12,2%.
В то же время потенциал малого предпринимательства области используется не в полной мере. Не удалось создать благоприятных правовых и экономических условий для открытия и развития малых предприятий по всей территории области. Около четверти малых предприятий являются убыточными, многие предприниматели имеют крайне низкий уровень экономических, юридических и управленческих знаний. Недостаточно развита инфраструктура поддержки малого бизнеса, особенно в городах и районах вдали от областного центра.
Необходима более активная роль инфраструктуры поддержки малого бизнеса в привлечении средств федерального бюджета через федеральные фонды на развитие малых предприятий в Свердловской области.
Все вышесказанное говорит об несомненной актуальности и своевременности выбора темы курсовой работы.
Объектом исследования является малый бизнес как составная часть рыночной экономики. Предметом послужил малый бизнес как составная часть рыночной экономики России. Цель данной работы – это всестороннее изучение и рассмотрение аспектов и предпосылок развития малого бизнеса, и его положение в современной экономике России на примере Свердловской области.
Для достижения обозначенной цели были сформулированы следующие задачи:
- установить роль и значение малого бизнеса, и его положение в современной экономике России
- охарактеризовать роль малого бизнеса в структуре экономики и пути его совершенствования
- показать инфраструктуру поддержки предприятий малого бизнеса на примере Свердловской области.
- проанализировать статистику малого предпринимательства в Свердловской области;
- изучить формирование долговременных тенденций развития малого предпринимательства Свердловской области до 2020 года.
Работа выполнена на основании литературных источников, материалов периодической печати, законодательных актов и данных статистики по Свердловской области.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
1. Теоретические и методологические основы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства
1.1. Российский «малый бизнес» на современном этапе: его сущность, основные характеристики и пути развития
Существует немало подходов к определению сущности понятия «малый бизнес», а общепринятая трактовка варьируется в зависимости от субъективного восприятия автора терминологической трактовки, государственной и отраслевой принадлежности малого предпринимателя и многих других факторов.
Если рассматривать расширенное понятие малого бизнеса, он представляет собой мобильную совокупность юридических и физических лиц-малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических структур и играющих по сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства. В узком смысле малый бизнес это коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в регламентирующих документах государственной важности.
В настоящее время почти треть населения России связана с малым бизнесом. Свыше 800 тысяч малых предприятий — это несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства, прошедших серьезную школу выживания в российских условиях. Это делает малый бизнес весомым социально-экономическим явлением, а занятые в нем являются очень активной частью общества.
Российский малый бизнес обладает некоторыми отличающими его от МП большинства зарубежных стран особенностями. Наиболее значимыми из них являются:
— совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития;
— стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда, франчайзинга и т.п.;
— общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом;
— высокий уровень квалификации кадров малого бизнеса в связи с оттоком таких специалистов из государственного сектора экономики;
— низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений;
— высокая степень приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализацией общества;
— неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки МП;
— стремление успешно функционирующих малых предприятий выйти за рамки локальных рынков, в том числе и на международные рынки;
— работа в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных, консультационных и обучающих услуг.
Под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Содержание учредительных документов для малых предприятий выявило ряд их особенностей. В 80—90 случаях из 100 создается предприятие малого бизнеса, основанное на частной или смешанной (частной и государственной) форме собственности. Основная причина, по которой предприниматели стремятся попасть в разряд малого бизнеса – это упрощённая схема налогообложения, то есть уплата единого налога.
Основной федеральный закон РФ, в котором прописаны рамочные критерии отнесения юридического или физического к сектору малого предпринимательства в РФ, был принят 24 июля 2007 года и называется Федеральный закон 209-ФЗ «О поддержке малого и среднего предпринимательства в РФ». В соответствии с этим законом, в России основными критериями отнесения к малому бизнесу служат численность персонала предприятия и выручка.
Так, фирма, на которой занято менее 15 человек, считается микропредприятием, от 16 до 100 человек – малым предприятием, а фирмы с персоналом более 100 человек переходят в разряд среднего бизнеса. Согласно определённым законом финансовым критериям, фирма с годовым оборотом менее 60 млн. рублей относится к микропредприятиям, от 60 до 400 млн. рублей – к малым, и более 400 млн. рублей – к средним предприятиям. Более того, согласно закону РФ № 209-ФЗ, данные критерии должны пересматриваться каждые 5 лет.
В настоящее время вопрос развития сети предприятий малого бизнеса включен в качестве одного из важнейших в программу демонополизации национального хозяйства страны. Здесь предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение монопольных производств:
• выделение самостоятельных производственно-хозяйственных блоков;
• выделение малых и средних коллективов из состава крупных предприятий;
• создание небольших дочерних предприятий по инициативе крупных предприятий.
Таким образом, предприятия малого бизнеса можно создавать, во-первых, путем выделения структурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов, производств, других подразделений и, во-вторых, на акционерных началах. Второй способ в современных условиях оптимален.
Роль малого бизнеса в рыночной экономике несомненно велика. Степень развития малого бизнеса и активности предпринимателей во многом определяет уровень демократизации государства и открытости его экономики. За счёт поддержки сегмента малого предпринимательства государство решает общие проблемы повышения уровня благосостояния населения и увеличения в процентном соотношении граждан со средним уровнем дохода, а также налоговые поступления от малого бизнеса в значительной степени способствуют пополнению бюджета.
Малый бизнес позволяет повысить средний уровень социальной ответственности, экономической инициативы и осведомлённости граждан отдельно взятого государства. Также конкуренция, являющаяся основным условием работы малых предприятий в системе с рыночной экономикой, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, и побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии.
Малый бизнес частично решает в государстве проблемы с безработицей, а в странах с развитой рыночной экономикой от 50 до 90% граждан заняты именно в этой сфере. Спектр видов деятельности, которыми в праве заниматься малый предприниматель, широк и охватывает многие экономические сегменты. Исключения составляют лишь сферы деятельности, по тем или иным причинам запрещённые законами РФ, а также относящиеся к стратегическим отраслям экономики.
Преимущества малого бизнеса остаются неизменными как в масштабах экономического развития государств, так и касательно каждого отдельного человека. Малый бизнес позволяет обрести долгожданную независимость и финансовую стабильность, в то же время не требует капитальных вложений, человеческий ресурсов и значительных затрат времени.
В условиях стагнации и упадка промышленности малый бизнес становится наиболее перспективной сферой развития экономики. Ведь при распаде крупных предприятий-монополистов именно малое предпринимательство является главным рычагом поддержки экономики, резервом создания новых рабочих мест и источником пополнения государственного бюджета.
Роль же государства состоит в том, чтобы с помощью различных антикризисных мероприятий и программ поддержки сохранить на плаву соль важный для экономики Ноев ковчег, построенный предприятиями малого бизнеса, который поможет стране справится с кризисом и повысить общее благосостояние нации.
На данный момент в России принято необходимое законодательство по поддержке малого предпринимательства, однако большим рывком для нашей страны стало бы воплощение в жизнь всех принятых мер и программ поддержки. Это позволило бы России не только решить мелкие текущие проблемы, но и перейти на новый уровень экономического развития.
Источник: www.yaneuch.ru
Малый бизнес как неотъемлемая часть экономики
Так называемая малая экономика — важный сектор полноценного рынка. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной экономики.
Целями создания малых предприятий, или предприятий малого бизнеса, являются:
активизация структурной перестройки экономики;
насыщение потребительского рынка товарами;
преодоление отраслевого и регионального монополизма;
создание материальной основы для трудоустройства работников, высвобождающихся с действующих предприятий;
укрепление экономической базы местных органов власти;
развитие сел, небольших городов;
возрождение художественных промыслов.
Роль и место малого бизнеса в российской экономике трудно переоценить. Малое предпринимательство, располагая всего 3,6 % стоимости основных средств экономики РФ, произвело в 2005 году около 12 % ВВП (внутреннего валового продукта) России. Прибыль от малого бизнеса составляет пятую часть всей прибыли, полученной экономикой страны. Каждый вложенный в малые предприятия рубль приносит 1,35 рубля прибыли, в то время как в целом по экономике — 0,73 рубля.
Дальнейшему развитию малого бизнеса способствовало и решение Правительства о том, что в течение первых пяти лет с момента регистрации малого предприятия налоговая база не может ухудшаться. Таким образом, если после регистрации налоговая политика изменится для предприятия в худшую сторону, то оно будет платить налоги в размере, установленном на момент регистрации в течение пяти лет. Однако в связи с принятием Закона на вмененный доход этот принцип отменяется для предприятий, работающих в сферах деятельности, на которые этот Закон распространяется.
Способствует развитию предпринимательства постановление правительства о сокращении числа видов деятельности, на ведение которых требуются лицензии. В 2001-2004 гг. сокращено лицензирование 49 отдельных видов деятельности. Можно работать без лицензии в торговле (кроме торговли подакцизными товарами), в бытовом обслуживании, в полиграфическом и издательском деле, в производстве отдельных видов стройматериалов и ряде других. В новом Гражданском кодексе РФ предусмотрена возможность создания объединений малых предприятий.
И все же численность МП в нашей стране значительно меньше, чем за рубежом. Для сравнения, только в обрабатывающей и добывающей промышленности Японии функционирует свыше 6,4 млн малых предприятий, в народном хозяйстве США — свыше 19,3 млн предприятий. В странах с развитой рыночной экономикой ежегодно возникают сотни тысяч предприятий малого бизнеса.
Так, в Германии ежегодно возникало 370—450 тыс. предприятий. В это число включаются все «производственные единицы» — от индивидуалов-надомников до предприятий с сотней рабочих и более. За это же время, то есть за год, прекращают свое существование 330—360 тыс. предприятий. В Италии такое соотношение лучше. Возникает за год 310—350 тыс. предприятий, прекращают свою деятельность 150—180 тыс.
Как видно из этих данных, конкуренция между индивидуалами и мелкими предприятиями носит достаточно жесткий характер и приводит к сокращению их «жизненного цикла». Однако в подавляющем большинстве случаев они не становятся банкротами. Предприниматели переключаются на производство новых видов товаров, на другие работы и услуги. Происходит гибкое изменение, расширение рынка, что обеспечивает динамизм всего хозяйства. Мелкие предприятия, «открывшие» новый вид товаров или услуг, начинают заполнять свой «сегмент», свою часть рынка, расширяют производство и могут стать средними, а при благоприятных условиях — и крупными.
Таким образом, Россия только в самом начале пути массового создания и развития предприятий малого бизнеса, которые в странах с развитой рыночной экономикой занимают важное место в производстве промышленной продукции. Так, в Японии на долю мелких и средних предприятий приходится 55 % реализованной продукции промышленности, около 60 % объема оптовой торговли и более 80 % — розничной. На них работает более 80 % от общей численности работающих.
Выделять малые предприятия из массы товаропроизводителей заставляет жесткая конкурентная борьба. Малые предприятия в условиях рыночной экономики не могут действовать наравне с крупными, особенно в годы становления, Ведь малый бизнес — это небольшие предприятия по численности работающих, по объему производства, величине имущества, вовлеченного в процесс производства.
В процессе хозяйственной деятельности они неизбежно сталкиваются с рядом организационно-технических и коммерческих трудностей. Например, с дефицитом материально-технических ресурсов, высокими процентами на кредиты, относительно большими затратами на изучение рынка, рекламу, подготовку и повышение квалификации кадров. Малые предприятия — это повышенный риск всей хозяйственной деятельности. Если крупные предприятия могут резко увеличить свои доходы просто за счет перехода на массовый выпуск продукции, то предприятиям малого бизнеса надо рассчитывать на оптимальную хозяйственную ориентацию, на узкие группы потребителей, находить выгодные формы взаимосвязи с крупными предприятиями. В таких условиях рыночных отношений предприятия малого бизнеса нуждаются в поддержке и защите со стороны государства как особый хозяйственный субъект.
Предпринимательство и предпринимательская деятельность — это инициативная и самостоятельная деятельность граждан или их объединений, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность в определенных пределах. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом, при этом государство обеспечивает ему правовые гарантии и поддержку.
Предпринимательство, которое осуществляется без применения наемного труда, раньше регистрировалось как индивидуальная трудовая деятельность. Предпринимательство с применением наемного труда регистрировалось как предприятие. Новый Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) такой организационно-правовой формы не предусматривает. Поэтому индивидуальное (семейное) частное предприятие подлежало до 1 июля 1999 года преобразованию в хозяйственное товарищество, общество или кооператив.
Федеральная программа господдержки малых предприятий на 2006-2008 годы предусматривает дальнейшее развитие малого предпринимательства и ставит следующие задачи: наполнение рынка товарами и услугами малых предприятий, повышение уровня зарплаты работников в малом секторе экономики, увеличение субъектов малого предпринимательства, увеличение количества рабочих мест, увеличение налоговых поступлений от малого бизнеса в бюджеты всех уровней, рост объема инвестиций в сфере малого бизнеса.
Основные разделы программы:
финансово-кредитная поддержка, развитие микрофинансирования и кредитной кооперации;
развитие объектов инфраструктуры;
устранение административных барьеров;
поддержка экспортно-ориентированного бизнеса.
На меры по поддержке малого бизнеса в 2005 году было выделено 1,5 млрд рублей. В 2006 г. выделено уже 3 млрд рублей. Регионы тоже должны увеличить выделение средств из региональных бюджетов на поддержку маломасштабного сектора экономики.
К концу 2006 г. количество малых предприятий должно превысить 1 млн, а число занятых в них работников — 11,4 млн человек или 17,5 % экономически активного населения.
В настоящее время в России действуют два критерия предприятий малого бизнеса: отраслевая принадлежность и максимально допустимая численность работающих на предприятии. В соответствии с первым критерием, согласно вступившему в силу в 1995 г. закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» в редакции от 21.03.2002 г. № 31-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, от 02.02.2006 г. № 19-ФЗ выделяется пять отраслевых групп малых предприятий:
промышленность, строительство и транспорт;
сельское хозяйство и научно-техническая сфера;
розничная торговля и бытовое обслуживание;
остальные отрасли и другие виды деятельности.
С учетом принадлежности к определенной сфере деятельности малому предприятию устанавливается предельно допустимое среднесписочное количество работающих: в промышленности, строительстве и транспорте — 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек, в оптовой торговле — 50 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании — 30 человек, в остальных отраслях и других видах деятельности — 50 человек.
Таким образом, термин «малое предприятие» означает размер предприятия по двум установленным критериям. Соответственно, малым может быть предприятие (коммерческая организация) любой организационно-правовой формы, в том числе и кооператив. Причем в уставном капитале малого предприятия доля участия государства, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не должна превышать 25 %. Также не должна превышать 25 % и доля одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства. К субъектам малого предпринимательства закон относит и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
2. Льготы предприятий малого бизнеса
Создание и развитие малых предприятий является важной задачей государства. Оказывая помощь предприятиям малого бизнеса, государство тем самым формирует республиканский и местный товарный рынки, поддерживает предпринимательскую деятельность. Вопрос о помощи малым предприятиям со стороны государства включает в себя два основных направления — организационное и экономическое.
Именно в таких формах существует государственная поддержка малого бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой.
С 1 января 2002 г. изменился порядок исчисления и уменьшился размер некоторых налогов, установленных малому предпринимательству, в соответствии с Федеральным законом «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты о налогах и сборах». Налоговый кодекс устанавливает два объекта для плательщиков — на выбор (это преимущество предоставляется до 1 января 2005 г.): «доходы» или «доходы, уменьшенные на величину расходов».
Кодекс в статьях 346.15-346.18 детально расписывает порядок определения доходов и расходов, порядок их признания (установлен кассовый метод), состав расходов, порядок определения налоговой базы. Рассчитываются доходы и расходы нарастающим итогом с начала года.
Малые предприятия, выбравшие себе объектом доходы, будут платить налог по ставке 6 % (ранее платили 8 %). Если же объект — доходы уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка составит 15 % (ранее платили 20 %).
Глава 26.2. Налогового кодекса РФ (НК РФ) «Упрощенная система налогообложения», установившая этот специальный режим налогообложения, применяется с 1 января 2003 года. Переход на упрощенную систему будет по-прежнему добровольным.
Теперь она может применяться не только малым предприятием, но и другими предприятиями, которые имеют численность работников до 100 человек (ранее устанавливалась численность работников до 15 чел.), а стоимость амортизируемого имущества, находящегося в их собственности не превышает 100 млн рублей (ранее устанавливалась выручка не более 100.000 МРОТ). И еще вводится одно общее ограничение: доход от реализации по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подала заявление о переходе на упрощенную систему, не будет превышать 15 млн рублей. Этот доход определяется в соответствии со статьей 249 НК РФ. Причем есть организации, которые в принципе не могут перейти на упрощенную систему (ст. 246.12 НК РФ).
Малые предприятия при переходе на «упрощенку» не будут платить налог на прибыль, НДС, налог с продаж, налог на имущество. Однако должны платить страховые взносы в ПФР. Все остальные налоги малые предприятия, перешедшие на «упрощенку», платят в общем порядке. Установлен налоговый период для «упрощенки» — не менее календарного года.
Глава 26.3 НК РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности применяется с 1 января 2003 г. Этот налог вводится в действие законом субъектов РФ. Малые предприятия, перешедшие на уплату единого налога, освобождаются от уплаты налога на прибыль, НДС, налога продаж, налога на имущество и единого социального налога (ЕСН). Однако будут платить страховые взносы в ПРФ.
Полномочия субъектов РФ по сравнению с нынешними сужены, регионы не могут увеличить сумму вмененного налога. В распоряжении местных властей остаются коэффициенты, но они — только «понижающие», учитывающие совокупность «прочих особенностей ведения предпринимательской деятельности, в т.ч. ассортимент товаров (работ), сезонность, время работы величину доходов и иные особенности» (ст. 346.26, 346.27 НК РФ).
Объект налогообложения — вмененный доход. Налоговая база — величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой деятельности и величины физического показателя, характеризующего этот вид деятельности. Налоговый период — квартал, ставка-15%.
К важным нововведениям относится порядок списания стоимости приобретенных основных средств (амортизации) и возможность учета в составе расходов убытков, понесенных малым предприятием.
Ускоренная амортизация может применяться к основным средствам независимо от того, приобретены они до или после периода на упрощенную систему. Стоимость основных средств, приобретенных в период действия «упрощенки» включается в полном объеме в состав расходов в момент их ввода в эксплуатацию (подп. 1 п. 2 ст. 346-16 НК РФ).
Порядок включения стоимости основных средств, приобретенных до перехода на «упрощенку» зависит от срока полезного использования (подп. 2 п. 3 ст. 346-16 НК РФ).
В ряде случаев НК РФ ограничил право малого предприятия применять льготный порядок амортизации (гл. 25 НК РФ).
Государство не только гарантирует малым предприятиям льготные стартовые условия в их конкурентной борьбе с крупными и средними предприятиями-монополистами, но и поощряет малое предпринимательство на дальнейшее развитие предприятий малого бизнеса, укрепление их материально-технической базы, предоставляя на определенное время целый ряд дополнительных льгот, помимо снижения налоговых ставок.
Все предприятия малого бизнеса, независимо от сферы деятельности, организационно-правовой формы, формы собственности, в течение всего времени их работы имеют право на освобождение от налогов той части прибыли, которая направляется на следующие цели:
на финансирование, в том числе в порядке долевого участия, капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения;
на погашение кредитов банка, использованных как капитальные вложения производственного и непроизводственного назначения;
на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также в Российский фонд технологического развития. Российский фонд фундаментальных исследований, но не более 10 % налогооблагаемой прибыли;
на благотворительные цели по перечню, утвержденному правительством, но не более 3 %;
в качестве добровольных взносов в Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции. Все эти налоговые льготы не должны уменьшить фактическую сумму налога, исчисленную без учета льгот, более чем на 50 %. Указанные виды льгот предоставляются также всем другим, не малым предприятиям.
Малым предприятиям предоставляется ряд специальных льгот:
освобождаются от уплаты авансовых взносов на прибыль;
суммы налогов на добавочную стоимость, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов, вычитаются в полном объеме при вводе в эксплуатацию основных средств и принятии на учет нематериальных активов;
освобождаются от уплаты налогов на добавленную стоимость физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
с июня 1995 г. не менее 15 % государственных заказов должно в обязательном порядке размещаться на малых предприятиях, то есть генеральный заказчик, выигравший тендер на получение госзаказа, финансируемого из федерального бюджета, должен не менее 15 % от объема заказа разместить на малом предприятии в соответствии с договором;
Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, созданный на базе Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции при ГАК России, может выдавать гарантии банку на возврат кредита, при этом Фонд может и сам выдавать кредиты;
малые предприятия представляют статистическую и бухгалтерскую отчетность в упрощенном порядке и не чаще одного раза в квартал.
В настоящее время действуют косвенные льготы для малого бизнеса, то есть льготы по налогообложению предоставляются не малым предприятиям непосредственно, а учреждениям, организациям, которые в своей работе взаимодействуют, «работают» с малыми предприятиями. Известно, что малый бизнес — это бизнес повышенного риска. Банки, страховые компании неохотно идут на сотрудничество с малыми предприятиями, поэтому, чтобы заинтересовать эти учреждения в сотрудничестве с малым бизнесом, правительство установило, что налог на прибыль, уменьшенный в 1,5 раза, уплачивают:
банки, предоставляющие не менее 50 % общей суммы кредитов крестьянским хозяйствам, колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям, перерабатывающим сельскохозяйственную продукцию, а также малым предприятиям (за исключением осуществляющих снабженческо-сбытовую, торговую или закупочную деятельность);
страховщики, которыми не менее 50 % страховых взносов за отчетный период получено от страхования имущественных интересов крестьянских хозяйств, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий и всех малых предприятий.
Индивидуальной предпринимательской деятельности без образования юридического лица предоставляется ряд весомых льгот. Гражданин-предприниматель уплачивает только подоходный налог 13 %, страховые взносы в Пенсионный фонд составляют 5 % и в Фонд медицинского страхования — 3,6 % с дохода. Предприниматель не является плательщиком всех остальных налогов, возлагаемых на предприятия. Любое взыскание имущества (в том числе денежных средств) предпринимателя производится только в судебном порядке, что является надежным гарантом от незаконных действий налоговых органов.
Список литературы
1) Альбеков А.У., Согомонян С.А.. Экономика коммерческого предприятия. Серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов н/Д: Феникс, 2008.
2) Белоусова Е.А., Валевич Р.П., Давыдова Г.А., и др. Экономика предприятий торговли -Мн.: БГЭУ, 2006.
3) Байнев В.Ф. Экономика предприятия и организация производства: Учеб. пособие. -Мн.: БГУ, 2006.
4) Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Изд. «Проспект», 2006.
5) Горфинкель В.Я., Швандар В.А.Экономика предприятия, ред. — ЮНИТИ, 2007.
6) Карлик А.Е., Добрин Г.Н., Белов А.М. Экономика организации (предприятия). Практикум., — Инфра-М, 2003.
Источник: www.e-ng.ru