Вы можете заказать написание любой учебной работы на любую тему.
Заказать новую работу
* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.
М алый бизнес : проблемы станов ления и развития . Значение и функции малого бизнеса в рыночной экономике . Значение мал ого бизнеса в рыночной экономике, очень велико . Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать , ни развиваться не в состояни и . Становление и развитие его является одн ой из основных проблем экономи ческой политики в условиях перехода от административ но-командной экономики к нормальной рыночной экономике . Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор , определяющий темпы экономиче ского роста , структуру и качество валового национального продукта ; в о всех р азвитых странах на долю малого бизнеса пр иходится 60 — 70 процентов ВНП . Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряе т деятельность малого бизнеса. В мировой экономике функционирует огромно е количество малых фирм , компаний и предприятий . Например , в Индии число МП пр евышает 12 млн ., а в Японии 9 млн . Этот мал ый бизнес , например , только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мес т. Но дело не только в этом . Малое предприним ательство , оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка , придает рыночно й экономике необходимую гибкость.
Семинар: «Теор-е аспекты формирования и развития кооперационных связей малого и крупного бизнеса»
Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды , что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение. Нельзя также забывать , что малые предп риятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку.
Немаловажна роль малого бизнеса в осу ществление пророрыва по ряду важнейших направ лений НТП , прежде всего в области электрон ики , кибернетики и информатики . В нашей стране эту роль трудно переоценить , имея в виду , развернувшийся процесс конверсии . Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики России. Чтобы гл убже и подробнее разобрат ься и понять необходимость малого бизнеса , безусловно , необходимо рассмотреть опыт ведущи х зарубежных стран по развитию малого биз неса.
Во всех зарубежных странах с нормальн о развитой рыночной экономикой существует мощ ная государст венная поддержка малого бизн еса . Например , в Германии субсидии малым п редприятиям составляют около 4 млрд . марок ежег одно. В конгрессе США проблемами малого биз неса заняты два комитета . Во главе стоит Администрация по делам малого бизнеса . В каждом штате е сть региональные отдел ения по 30-40 человек . Цель Администрации — поддерж ка малого бизнеса на государственном уровне.
Создание эффективного коллектива. Как организовать работу в современных условиях? Отток персона
В Японии , где особенно высоко количест во малых предприятий , специально выделены те из них , которые в условиях рыночной э кономики без помощ и государства развивать ся не могут. Стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса является налоговая политика государс тва.
Суть налоговой политики заключается в поэтапном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогообложения п р и достаточно узкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот . Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из м етодов налогообложения малых предприятий . Наприме р , в США действуют льготные ставки налога на д оходы до 16 тыс . долларов , 15-процентный налог на первые 50 тыс . долларов и 25-процентный на следующие 25 тыс . Сверх э той суммы действует максимальная ставка — 34 про цента. Малые предприятия выполняют в капиталисти ческой экономике разнообразные функции . Ка к правило , они специализируются на изг отовлении отдельных узлов и деталей , а кру пные предприятия ведут сборку готовых изделий . Иногда малые предприятия осуществляют проме жуточную сборку . Например , фирма «SAAB», являющаяся одной из крупнейших фирм по произ в одству авиационных двигателей имеет около 4500 фирм , которые делают различные детали.
Среднее время жизни малых предприятий где-то 6 лет . Но число новых предприятий превышает число закрывшихся. Все малые довольно быстро реагируют н а внешние условия и видои зменяют коне чную продукцию , следуя за спросом , осваивая новую продукцию . Например , малые предприятия в Японии способны завершить опытное произв одство в течении недели , в то время ка к на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени . Малые пред п риятия специализируются и на выпуске конечной продукции , ориентированной в основном на местные рынки сбыта . Во основном , это скоропортящиеся продукты , , одежда , обувь и т.д . и т.п.
В общем , стоит еще раз отметить , что в развитых странах им енно малому бизнесу уделяютс я внимание в государственном масштабе . Госуда рство поддерживает малый бизнес как и ден ьгами , так и различными льготами , в сфере налоговой политики. Однако , с большим сожалением , приходится констатировать , что именно больше всего не повезло в ходе развернувшихся в России экономических преобразований малому бизнесу . Действенной с истемы стимулирования образования малых предприя тий не существует , как и нет хозяйственног о механизма их поддержки . Не разработана г осударственная програм м а развития мал ых предприятий . Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10-12 миллионов малых предприятий , работающих на п редпринимательских началах , в то время , как их фактически насчитывается 300-400 тысяч . Это оз начает , ч т о малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался , а значит , фактически не используется его потенциал.
К малым предприятиям , по закону «О предприятиях СССР » относятся вновь создаваемые и действующие предприятия : — в пром ышленности и строительстве — с численность ю работающих до 200 человек — в науке и научном обслуживании — с численностью рабо тающих до 100 человек — в других областях производственной сфе ры — с численностью работающих до 50 человек — в отрасля х непроизводст венной сферы — с численность ю работающих до 25 человек — в розничной торговле — с численностью работающих до 15 человек Других докум ентов , определяющих категорию «малое предприятие » и регулирующих их деятельность , пока нет. По закону , малые предприятия мог ут создаваться на основе любых форм собстве нности и осуществлять все виды хозяйственной деятельности , если они не запрещены закон ом.
Можно указат ь на четыре недостатка правительственной прог раммы , тормозящих сегодня развитие малого биз неса. Первый фунда мен тальный недостаток — это сверх высокие налоговые ставки с предпринимателей и на селения , которыми правительство пытается обеспечи ть финансовую сбалансированность и бездифицитнос ть бюджета . Малое предпринимательство душат м ногочисленные налоги и поборы , нер е дко оставляющие ему 5-10% прибыли . В резул ьтате малые предприятия становятся на грань банкротства независимо от их народнохозяйств енной значимости.
Второй фундаментальный недостаток реформы связан с логикой развертывания преобразований . Основное противореч ие сегодняшней полит ики — попытка обеспечить переход к рынку а дминистративно-командными методами сверху , игнорируя основу рыночной системы — интерес предпринима теля . Сама же логика создания рыночной эко номики требует движения «снизу вверх » — от и нтереса п р едпринимателя к централизов анному созданию рыночной инфраструктуры (налогова я , кредитная политика , банки , биржы и т.д .) обслуживающей и реализующей этот интерес. Третий недостаток реформы — практическая л иквидация источников формирования первоначального ка питала для малого предпринимателя на старте . Существует три источника капитала , необходимого для начала бизнеса : собственные сбережения населения , кредиты , приватизационные чеки . Первый источник (400-500 млрд . рублей ) был у ничтожен гиперинфляцией , сократи в шей данный ресурс во многие десятки раз . Второ й источник практически закрыт для малого предпринимательства гигантским процентом за кред ит и нежеланием коммерческих банков , вкладыва ть деньги в малый бизнес из-за большого риска и отсутствия гарантий . Третий источник , тоже пока не работает , кроме того , нужно учитывать их уровень — 10 тыс . рублей . Выступить инвестиционным ресурсом они не могут , в лучшем случае это будет маленькое единовременное социальное пособие . Не достаток финансовых ресурсов и сложность их л егального приобретения у государс тва — могут подтолкнуть малые предприятия к контактам с теневой экономикой и мафиозным и структурами , и дать последним возможность постепенно внедряться в малые предприятия , постепенно подчиняя их себе.
Четвертый фундаментал ьный недостаток — отсутствие систем государственной и общественной поддержки малого бизнеса . С большим запоз данием создан государственный орган , призванный содействовать становлению и развитию малого бизнеса — Комитет поддержки малых предприятий и предпри н имательства при Госкомим уществе РФ . Статус этого комитета , его под чиненность одному из российских министерств , скудность его финансовых ресурсов свидетельствую т о крайней ограниченности возможностей , пред оставленных данному органу . Обращает на себя вниман и е и некоторая неопределен ность в ориентации деятельности данного комитета . Судя по ег о наименованию , ему вменяется в обязанность поддержка не только малого бизнеса , но и предпринимательства в целом , а оно , как известно , опирается не на малый лишь , но и на средний и крупный бизнес . Такая задача не по плечу никакому коми тету . Ее в состоянии решить лишь целенапра вленная политика правительства в целом , и притом за весьма продолжительное время. Местные влас ти отнюдь не обеспокоены тем , чтобы снизит ь уровень отчи слений малых предприятий в местные бюджеты . Власти не желают свя зывать перспективы развития собственного района с малым бизнесом . Власти не всегда бы вают заинтересованы в развитии наукоемких про изводств , так как они не приносят районам прямой выгоды . Мест н ые власти охотней регистрируют предприятия , способствующие в благоустройстве района. Очень часто МП предприятия создаются на базе старых государственных предприятий . Н апример , в Москве 60% кооперативных кафе преобра зовано вместо государственных предприятий о бщепита . В итоге , количество кафе не увели чилось , а цены поднялись достаточно высоко . Такая форма кооперации приводит не к о слаблению государственной монополии , а к новы м формам его проявления . Государственные науч но-исследовательские и проектные учрежд е ния — монополисты в своей области . Сотр удники этих организаций , объединившись в пред приятия , сами решают какие заказы делать к ак государственной предприятие , а какие как фирма , по более высоким ценам. Эти основные недостатки , да и многие другие сдерживают развитие малого бизн еса в нашей стране . Достаточно сказать , чт о процесс образования малых предприятий в производственной сфере , начавший набирать силу в 1991 году , в 1992 году фактически прекратился . По данным Лиги кооператоров и предприним ателей РФ , «за 1 992 год в России практически не возникло ни единого малого негосударственного предприятия в производственн ой сфере «. Для сравнения , в развитой рыночн ой экономике процесс образования новых фирм идет нарастающим потоком . Если в США в 1970 году возникло 264 т ыс . новых пре дприятий , то в 1980 году — 532 тыс ., а в 1988 году — 682 тысячи . Всего же , по оценке , в америк анской экономике в 1992 году действовало около 18 млн . деловых предприятий , прежде всего в малом бизнесе. Сложившаяся экономическая обстановка подрыв ает стимулы к предпринимательской деятельности , которые только и могут привести к образованию рын очной экономики . Ясно , что в сегодняшней э кономической ситуации одной инициативы , идущей от малых предприятий , недостаточно . Должна б ыть мощная государственна я поддержка малых предприятий . Только правильные шаги в области экономических реформ , могут привести к развитию малого бизнеса , что и прив едет к развитию рыночной экономики в цело м .
Источник: referatbank.ru
Готовые работы
Индивидуальный проект на тему: Малый бизнес: проблемы становления и развития.
Готовый индивидуальный проект по экономике на тему: Малый бизнес: проблемы становления и развития.
В комплект входит: проект, защитная речь, презентация.
- Предметы : Экономика
- Тип работы : Индивидуальный проект
- Объем работы : 19 страниц
Описание
Введение……………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты изучения малого бизнеса………………………4
1.1 Понятие предпринимательской деятельности, ее цели и задачи…….4
1.2 Экономическая сущность и особенности малого бизнеса……………6
2. Оценка развития малого бизнеса предприятий в России……………10
2.1 Современное состояние малого бизнеса……………………………. 10
2.2 Проблемы развития малого бизнеса в России……………………….13
Заключение………………………………………………………………..18
Список литературы………………………………………………………..19
Отзывы
Отзывов пока нет.
Будьте первым, кто оставит отзыв на работу: “Индивидуальный проект на тему: Малый бизнес: проблемы становления и развития.” Отменить ответ
Похожие работы
Оценка эффективности и популярности проектной деятельности в школе
- Предметы : Психология
- Тип работы : Индивидуальный проект
- Объем работы : 27 страниц
- Год сдачи : 2020
Пословицы в творчестве А.Н. Островского
- Предметы : Литература
- Тип работы : Индивидуальный проект
- Объем работы : 19 страниц
- Год сдачи : 2020
О шоколаде с точки зрения химии- готовый проект
- Предметы : Химия
- Тип работы : Индивидуальный проект
- Объем работы : 15 страниц
- Год сдачи : 2021 год
Готовый индивидуальный проект для 9 класса на тему: история возникновения тату
- Предметы : Обществознание
- Тип работы : Индивидуальный проект
- Объем работы : 17 страниц
- Год сдачи : 2020
Источник: recenzent.ru
Реферат: Малый бизнес. Проблемы становления и развития. Значение и функции в рыночной экономике
Значение малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика не может ни функционировать, ни развиваться. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 — 70 процентов ВНП, поэтому абсолютное большинство их них всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.
[sms]В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии число МП превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. Этот малый бизнес, например, только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест.
Дело не только в этом. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость.
Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение.
Нельзя также забывать, что малые предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку.
Немаловажна роль малого бизнеса и в осуществлении прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики России.
Чтобы глубже и подробнее разобраться в этих вопросах, безусловно, необходимо рассмотреть опыт ведущих зарубежных стран по развитию малого бизнеса.
Во всех зарубежных странах с нормально развитой рыночной экономикой существует мощная государственная поддержка малого бизнеса. Например, в Германии субсидии малым предприятиям составляют около 4 млрд. марок ежегодно.
В конгрессе США проблемами малого бизнеса заняты два комитета. Во главе стоит Администрация по делам малого бизнеса. В каждом штате есть региональные отделения по 30 — 40 человек. Цель Администрации — поддержка малого бизнеса на государственном уровне.
В Японии, где особенно высоко количество малых предприятий, специально выделены те из них, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства развиваться не могут.
Стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса является налоговая политика государства.
Суть налоговой политики заключается в поэтапном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов налогообложения малых предприятий. Например, в США действуют льготные ставки налога на доходы до 16 тыс. долларов, 15-процентный налог на первые 50 тыс. долларов и 25-процентный на следующие 25 тыс. Сверх этой суммы действует максимальная ставка — 34 процента.
Малые предприятия выполняют в капиталистической экономике разнообразные функции. Как правило, они специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, а крупные предприятия ведут сборку готовых изделий. Иногда малые предприятия осуществляют промежуточную сборку. Например, фирма «SAAB», являющаяся одной из крупнейших фирм по производству авиационных двигателей, имеет около 4500 фирм, которые делают различные детали.
Среднее время жизни малых предприятий где-то 6 лет. Однако число новых предприятий превышает число закрывшихся.
Все малые предприятия довольно быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию. Например, малые предприятия в Японии способны завершить опытное производство в течение недели, в то время как на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени. Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированной, как прквило, на местные рынки сбыта. В основном, это скоропортящиеся продукты, ювелирные изделия, одежда, обувь и т. д..
Таким образом, стоит еще раз отметить, что в развитых странах именно малому бизнесу уделяется внимание в государственном масштабе. Государство поддерживает малый бизнес в сфере налоговой политики как деньгами, так и различными льготами.
Однако с большим сожалением, приходится констатировать, что именно малому бизнесу больше всего не повезло в ходе развернувшихся в России экономических преобразований. Не существует действенной системы стимулирования образования малых предприятий, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий. Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10 — 12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время как их фактически насчитывается 300 — 400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.
К малым предприятиям по закону «О предприятиях СССР» относятся вновь создаваемые и действующие предприятия:
в промышленности и строительстве, с численностью работающих до 200 человек;
в науке и научном обслуживании, с численностью работающих до 100 человек;
в других областях производственной сферы, с численностью работающих до 50 человек;
в отраслях непроизводственной сферы, с численностью работающих до 25 человек;
в розничной торговле, с численностью работающих до 15 человек.
Других документов, определяющих категорию «малое предприятие» и регулирующих их деятельность, пока нет.
По закону малые предприятия могут создаваться на основе любых форм собственности и осуществлять все виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом.
Можно указать на четыре недостатка правительственной программы, тормозящих сегодня развитие малого бизнеса:
Первый фундаментальный недостаток — это сверхвысокие налоговые ставки с предпринимателей и населения, которыми правительство пытается обеспечить финансовую сбалансированность и бездефицитность бюджета. Малое предпринимательство душат многочисленные налоги и поборы, нередко оставляющие ему 5 — 10 % прибыли. В результате малые предприятия оказываются на грани банкротства независимо от их народнохозяйственной значимости.
Второй фундаментальный недостаток реформы связан с логикой развертывания преобразований. Основное противоречие сегодняшней политики — попытка обеспечить переход к рынку административно-командными методами сверху, игнорируя основу рыночной системы — интерес предпринимателя. Сама же логика создания рыночной экономики требует движения «снизу вверх» — от интереса предпринимателя к централизованному созданию рыночной инфраструктуры (налоговая, кредитная политика, банки, биржи и т. д.), обслуживающей и реализующей этот интерес.
Третий недостаток реформы — практическая ликвидация источников формирования первоначального капитала для малого предпринимателя на старте. Существует три источника капитала, необходимого для начала бизнеса: собственные сбережения населения, кредиты, приватизационные чеки. Первый источник (400 — 500 млрд. рублей) был уничтожен гиперинфляцией, сократившей данный ресурс во многие десятки раз. Второй источник практически закрыт для малого предпринимательства гигантским процентом за кредит и нежеланием коммерческих банков вкладывать деньги в малый бизнес из-за большого риска и отсутствия гарантий. Третий источник тоже пока не работает, кроме того, нужно учитывать уровень приватизационных чеков — 10 тыс. рублей. Выступить инвестиционным ресурсом они не могут, в лучшем случае это будет маленькое единовременное социальное пособие. Недостаток финансовых ресурсов и сложность их легального приобретения у государства могут подтолкнуть малые предприятия к контактам с теневой экономикой и мафиозными структурами и дать последним возможность постепенно внедряться в малые предприятия, постепенно подчиняя их себе.
Четвертый фундаментальный недостаток — отсутствие систем государственной и общественной поддержки малого бизнеса. С большим запозданием создан государственный орган, призванный содействовать становлению и развитию малого бизнеса — Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе РФ. Статус этого комитета, его подчиненность одному из российских министерств, скудность его финансовых ресурсов свидетельствуют о крайней ограниченности возможностей, предоставленных данному органу. Обращает на себя внимание и некоторая неопределенность в ориентации деятельности данного комитета. Судя по его наименованию, ему вменяется в обязанность поддержка не только малого бизнеса, но и предпринимательства в целом, которое, как известно, опирается не только на малый, но и на средний и крупный бизнес. Такая задача не по плечу никакому комитету. Ее в состоянии решить лишь целенаправленная политика правительства в целом, и притом за весьма продолжительное время.
Местные власти отнюдь не обеспокоены тем, чтобы снизить уровень отчислений малых предприятий в местные бюджеты, не желая связывать перспективы развития собственного района с малым бизнесом. Они не всегда бывают заинтересованы в развитии наукоемких производств, так как те не приносят районам прямой выгоды. Местные власти охотней регистрируют на предприятия, способствующие благоустройству района.
Очень часто МП предприятия создаются на базе старых государственных предприятий. Например, в Москве 60 % государственных предприятий общепита преобразовано в кооперативные кафе. В итоге, количество кафе не увеличилось, а цены поднялись достаточно высоко. Такая форма кооперации приводит не к ослаблению государственной монополии, а к новым формам его проявления. Государственные научно-исследовательские и проектные учреждения — монополисты в своей области. Сотрудники этих организаций, объединившись в предприятия, сами решают какие заказы делать как государственное предприятие, а какие как фирма, по более высоким ценам.
Эти основные недостатки сдерживают развитие малого бизнеса в нашей стране. Достаточно сказать, что процесс образования малых предприятий в производственной сфере, начавший набирать силу в 1991 году, в 1992 году фактически прекратился. По данным Лиги кооператоров и предпринимателей РФ, «за 1992 год в России практически не возникло ни единого малого негосударственного предприятия в производственной сфере». Для сравнения, в развитой рыночной экономике процесс образования новых фирм идет нарастающим потоком. Если в США в 1970 году возникло 264 тыс. новых предприятий, то в 1980 году — 532 тыс., а в 1988 году — 682 тысячи. Всего же, по оценке, в американской экономике в 1992 году действовало около 18 млн. деловых предприятий, прежде всего в малом бизнесе.
Сложившаяся экономическая обстановка подрывает стимулы к предпринимательской деятельности. Ясно, что в сегодняшней экономической ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно. Должна быть мощная государственная поддержка малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических реформ могут привести к развитию малого бизнеса, что, в свою очередь, положительно отразится на рыночной экономике в целом. [/sms]
Источник: www.kalitva.ru