Китайское правительство считает малые и средние предприятия важнейшим стимулятором экономического роста, оживления рынка и расширения возможностей трудоустройства. За последние 20 лет сектор МСП стал неотъемлемой частью китайской экономики и ныне энергично создает огромное количество рабочих мест и осваивает новые инновационные технологии .
В 2002 году в Китае был принят «Закон о стимулировании развития малых и средних предприятий» , который призван максимально уравнять эти предприятия в правах с крупными компаниями, особенно в вопросах доступа к современной технике, рыночной информации и к финансированию.
2003 г. на XVI съезде КПК (Коммунистической партии Китая) была утверждена программа социально-экономического развития страны до 2020 ., нацеленная на создание базы, обеспечивающей к 2050 г. коренную модернизацию экономики Китая, превращение его в богатое, демократическое и цивилизованное государство.
К 2010 году по сравнению с 2001 годом предполагается увеличить ВВП в 2 раза, в том числе путем расширения участия КНР в мировой экономике. Для дальнейшего обеспечения высокого жизненного уровня в Китае на основе совершенствования структуры народного хозяйства и повышения его эффективности поставлена задача к 2020 году увеличить уже в 4 раза уровень ВВП по сравнению с 2000 годом и значительно укрепить экономическую мощь и конкурентоспособность продукции.
ТОП 10 идеи для бизнеса из Китая. Бизнес с Китаем. Бизнес идеи 2019. Бизнес без денег
Национальная программа экономического развития предусматривает в предстоящие 15 лет (2006-2020 гг.) уделять основное внимание развитию 11 ключевых секторов, включая телекоммуникационную и ИТ-отрасль. В последние годы индустрия услуг Китая развивалась быстрыми темпами. Новый период индустриализации должен стать поворотом от ресурсоемкого производства к высокотехнологичному и наукоемкому ресурсосберегающему способу производства, при существенном улучшении экологической ситуации в стране.
К 2020 году удельный вес индустрии услуг в общем объеме ВВП страны должен повыситься с нынешних 33% до 50-60%. В намеченные сроки ВВП превысит $4 трлн и ежегодный доход на душу населения достигнет примерно $3 тыс., что будет соответствовать уровню государств со средним уровнем доходов населения.
В настоящее время китайские экономисты предусматривают реализацию достижений научно-технической революции до 2050 г. и выдвигают концепцию создания «современного общества», находящегося на одном научно-техническом, информационном и интеллектуальном уровне с развитыми странами.
Китайское правительство считает малые и средние предприятия важнейшим стимулятором экономического роста, оживления рынка и расширения возможностей трудоустройства. За последние 20 лет сектор МСП стал неотъемлемой частью китайской экономики и ныне энергично создает огромное количество рабочих мест и осваивает новые инновационные технологии. Однако этот сектор испытывает трудности в привлечении капиталов, в заимствовании технологий и в приобретении информации.
Правительство постоянно предпринимает различные меры по созданию более благоприятных условий для дальнейшего развития МСП, совершенствования правовой системы регулирования его деятельности и оказания услуг этому сектору экономики. Намечен ряд мер по улучшению работы государственных фондов развития малых и средних предприятий и способов управления кредитными гарантиями для них.
Бизнес идеи из Китая, которых нет в России | Бизнес идеи | Бизнес 2022
Правительство совершенствует систему размещения государственных закупок в этом секторе, занимается подготовкой квалифицированных и предприимчивых специалистов, оказывает помощь в освоении зарубежных рынков. В 2002 г. был принят «Закон о стимулировании развития малых и средних предприятий», который призван максимально уравнять эти предприятия в правах с крупными компаниями, особенно в вопросах доступа к современной технике, рыночной информации и к финансированию.
Особое практическое значение имеют положения об учреждении «Государственного фонда развития малых и средних предприятий» (финансируемого за счет центрального бюджета), о защите государством законных доходов малых предприятий и их инвесторов от посягательств любых лиц и организаций, о налоговых льготах предприятиям, предоставляющим значительное количество рабочих мест безработным и инвалидам. Закон предусматривает допуск сектора МСП во многие доходные отрасли, а под контролем государства останутся лишь некоторые ключевые секторы экономики.
В 2005 г. было отмечено быстрое развитие малого бизнеса, повысилась его прибыльность, в стране насчитывалось более 4,3 млн малых и средних предприятий и 27,9 млн индивидуальных предприятий, на которых работает свыше 75% занятого городского населения. Это составило 99,6 % от общего количества предприятий в стране, на которые приходилось почти 60% ВВП и 74,7% добавленной стоимости промышленной продукции.
Сектору малого и среднего бизнеса принадлежит 65% патентов, 75% технических новшеств и более 80% новой продукции Китая. На его долю приходится 46,2% налоговых поступлений всей страны и 62,3% общего объема экспорта Китая. При этом в категорию малых предприятий с числом занятых до 100 человек относится почти 99% предприятий и только 0,6% относятся к средним предприятиям с количеством занятых от 101 до 999 человек.
В 2005 году объем экспорта и импорта продукции новых и высоких технологий Китая составил $218,25 млрд и $197,71 млрд, увеличившись на 31,8 и 22,5% соответственно, при этом основной рост обеспечивал сектор МСП.
Национальная комиссия по развитию и реформированию
Основным проводником государственной экономической политики в стране является «Национальная комиссия по развитию и реформированию» (the National Development and Reform Commission — NDRC), одним из важнейших направлений ее деятельности является формирование условий для динамичного развития МСП. Для этого в составе NDRC создан «Департамент малого и среднего предпринимательства» и образован «Китайский центр координации и кооперации бизнеса» (The China Center for Business Cooperation сбор информации и формулировка предложения для выработки политики, способствующей его развитию; содействие в создании комплексной системы оказания услуг для малого и среднего бизнеса; организация торговых ярмарок, выставок и помощь в проведении деловых переговоров; обучение, информационное обслуживание, консультирование и диагностирование бизнеса. CCBCC разработал ряд постоянно действующих государственных программ поддержки МСП.
В целях быстрейшего развития этого сектора организуется множество конференций по обмену информацией и опытом наиболее успешных предприятий с участием различных стран и международных организаций. CCBCC регулярно проводит международные выставки, на которых только за период с 1990 по 2001 г. было подписано 950 международных проектов по развитию МСП в Китае на общую сумму $6,2 млрд. Ныне CCBCC создает национальную сеть агентств по всесторонней поддержке и обслуживанию малых предприятий.
В целях обеспечения всестороннего и своевременного информационного обслуживания населения страны и всех государственных органов по всем вопросам деятельности МСП, по решению Правительства в 2001 г. была создана государственная некоммерческая информационная служба (CSMEO). Деятельность CSMEO поддерживается «Департаментом развития МСП» в NDRC. Сайт CSMEO представляет 58 основных рубрик и 180 тематических разделов, содержащих до 1000 различных сообщений, что ежедневно привлекает более 200 тыс. посещений.
В работе CSMEO принимают участие более 10 тыс. различных агентств и посреднических компаний, которые способствуют развитию деловых отношений между предприятиями, инициируют проведение ярмарок и информируют о важнейших инициативах Правительства и органов власти всех уровней, касающихся деятельности МСП.
Информационная сеть обслуживает все регионы страны, охватывая города и большинство сельских поселений. Это позволяет своевременно сообщать об изменении действующих и введении новых правовых актов, о тенденциях социально-экономического развития страны, а также информирует о состоянии и путях развития МСП в стране и за рубежом. CSMEO предоставляет данные о поставках и потребностях местных и зарубежных рынков, характеризует наиболее качественную продукцию, производимую на малых и средних предприятиях.
В целях дальнейшего расширения информационной сети и для координации деятельности CSMEO в части создания высококачественной 3-х уровневой общенациональной системы информационного обслуживания МСП в 2003 г. было создано главное информационное агентство «Бейджунг МСП онлайн компании» (Beijing SME Online Co., Ltd.). На первом уровне находится основной вебсайт в Бейджунге (Пекине), который имеет вспомогательные сайты второго уровня в каждом регионе, а к третьему уровню относятся информационные сети во всех городах, экономических зонах и муниципалитетах.
Новые технологии
Наряду с общей информацией о состоянии рынка малого бизнеса CSMEO публикует сведения о выдающихся научно-технических достижениях, о патентах и о новых технологиях. Публикует данные об агентствах, оказывающих услуги МСП, информирует о порядке создания предприятия, консультирует начинающих предпринимателей и предоставляет сведения о деятельности кредитно-финансовых институтов.
Сообщает о потребностях в трудовых ресурсах для МСП в различных регионах и городах страны, а также дает информацию о специалистах, ищущих работу. Кроме того, CSMEO характеризует особенности развития местных и международных групп промышленных предприятий, а также предоставляет технологические и коммерческие сведения о членах различных союзов предпринимателей.
Для удобства пользователей осуществляются онлайновые юридические консультации по регулированию деятельности малых предприятий и консультирование предпринимателей по вопросам аттестации систем управления качеством и менеджментом, а также оказывается помощь в разработке планов компьютеризации предприятий.
CSMEO обслуживает и государственные учреждения, осуществляя распространение информации по всем государственным службам, связанным с деятельностью МСП. Производит анализ статистических данных о состоянии и деятельности предпринимателей, дает прогнозы дальнейшего их развития. Проводит сбор сведений о деятельности агентств и институтов поддержки МСП с целью оценки их эффективности. Распространяет информацию об опыте работы наиболее успешных предприятий, оказывает помощь в развитии электронного бизнеса.
Помогает предпринимателям в онлайновом режиме оформить заявки в фонды поддержки МСП на оказание помощи. Разрабатывает проекты программ обучения и помощи стартующим предпринимателям в налаживании бизнеса, а также координирует деятельность учебных курсов и программ. Анализирует практику деятельности системы гарантирования кредитов с целью минимизации рисков. Одновременно CSMEO оказывает всем желающим широкий спектр технических услуг, в их числе: электронная почта, поисковые машины, подбор тематической информации, оперативные исследования, видео-конференции, создание веб-сайтов, бесплатное информационное обслуживание; дистанционное обучение, создание электронных библиотек и баз данных для малых и средних предприятий.
ТЕХНОПАРКИ ВРЕМЕН МАХРОВОГО КОММУНИЗМА
Оказывается, еще в 1982 году в целях преодоления научно-технического отставания КНР от развитых стран была принята программа инноваций в социально-экономической сфере на основе идеи создания научных парков.
Первый парк был организован недалеко от Гонконга в Шэньчжэне в 1985 году. Научно-техническую поддержку парку оказал и местный университет, и все научные центры страны. Место в парке предоставлялось только фирмам, обладавшим передовыми или новыми технологиями и имевшим возможности для их внедрения. Обязательными были также наличие рыночной ниши для продукции и экспортная ориентация производства. Учредителями научного парка выступили муниципалитет Шэньчжэня, Академии наук КНР и «Международная трастовая и инвестиционная корпорация провинции Гуандун».
Правительство КНР на безвозмездной основе передало парку 316 гектаров земли и предоставило значительные льготы (налоговые каникулы, привилегии в сфере экспорта и импорта, возможность доступа к научно-техническим грантам правительства и др.). Фирмам-участницам кредиты выделялись государственными банками под низкие проценты.
За десять лет работы парка «Шэньчжэнь» было разработано более 90 новых технологий и продуктов, некоторые из них завоевали международное признание, например, китайская интегрированная компьютерная система «Чжучжэнь», лучшая в мире портативная рентгеновская установка «Xenton».
В целях дальнейшей активизации инновационной деятельности в секторе МСП в 1987 году Китай начал создавать «инкубаторы научно-технических предприятий» (они также называются центрами развития и освоения высоких и новейших технологий). Эти инкубаторы осуществляют поиск и поддержку технических и научных инноваций путем создания высокотехнологичных МСП.
Следующим этапом в научно-техническом развитии Китая было создание в 1988 году Пекинской экспериментальной зоны новых и высоких технологий, являющейся крупнейшим технологическим парком страны. На его территории в 100 квадратных км функционируют десятки учебных заведений (в том числе Пекинский государственный университет), 130 научно-исследовательских институтов и лабораторий, в которых занято более ста тысяч специалистов.
Источник: globuss24.ru
Малый бизнес в китае примеры
Поддержка и развитие малого бизнеса — один из приоритетов сегодняшней экономической политики многих передовых зарубежных стран.
Национальная программа экономического развития Китая предусматривает в течении 15 лет (2006-2020 гг.) уделять основное внимание развитию 11 ключевых секторов, включая телекоммуникационную и ИТ-отрасль.
В последние годы индустрия услуг Китая развивалась быстрыми темпами. Новый период индустриализации должен стать поворотом от ресурсоемкого производства к высокотехнологичному и наукоемкому ресурсосберегающему способу производства при существенном улучшении экологической ситуации в стране.
Китайское правительство считает малые и средние предприятия важнейшим стимулятором экономического роста, оживления рынка и расширения возможностей трудоустройства. За последние 20 лет сектор малого бизнеса стал неотъемлемой частью китайской экономики и ныне энергично создает огромное количество рабочих мест и осваивает новые инновационные технологии.
Правительство совершенствует систему размещения государственных закупок в этом секторе, занимается подготовкой квалифицированных и предприимчивых специалистов, оказывает помощь в освоении зарубежных рынков. В 2005 г. был принят «Закон о стимулировании развития малых и средних предприятий», который призван максимально уровнять эти предприятия в правах с крупными компаниями, особенно в вопросе доступа к современной технике, рыночной информации и к финансированию. Особое практическое значение имеют положения об учреждении «Государственного фонда развития малых и средних предприятий» (финансируемого за счет центрального бюджета), о защите государством законных доходов малых предприятий и их инвесторов от посягательств любых лиц и организаций, о налоговых льготах предприятиям, предоставляющим значительное количество рабочих мест безработным и инвалидам. Закон предусматривает допуск этого сектора экономики во многие доходные отрасли, а под контролем государства останутся лишь некоторые ключевые секторы экономики. Вот некоторые особенности Китайского малого предпринимательства и его основные экономические показатели 2010 г (рис. 10)
Рисунок 10 — Основные показатели МП в Китае за 2010 г
В 2010 г. было отмечено быстрое развитие малого бизнеса, повысилась его прибыльность, в стране насчитывалось более 4,3 млн. малых и средних предприятий и 27,9 млн. индивидуальных предприятий, на которых работает свыше 75% занятого городского населения.
Это составило 99% от общего количества предприятий в стране, на которые приходилось почти 60% ВВП и 74,7% добавленной стоимости промышленной продукции.
Сектору малого и среднего бизнеса принадлежит 65% патентов, 15% технических новшеств и более 80% новой продукции Китая.
При этом в категорию малых предприятий с числом занятых до 100 человек относится почти 99% предприятий, и только 0,6% относятся к средним предприятиям с количеством занятых от 101 до 999 человек.
В 2010 году объем экспорта и импорта продукции новых и высоких технологий Китая составил 218,25 млрд. долл. и 197,71 млрд. долл.. увеличившись на 31,8 и 22,5% соответственно, при этом основной рост обеспечивал сектор малых и средних предприятий.
Общий объем товаров и услуг за 2009 г. достиг 2,3 трлн. долл. Это вывело КНР на четвертое место в мире после США, Германии, Японии, опередив Англию, Францию, Италию и Канаду. В 2010 г. ВВП КНР достиг 2,7 трлн. долл., или более 2 тыс. долл. на каждого жителя.
Огромный вклад в этот динамический рост внес китайское малое предпринимательство, который бурно развивался вместе с общим экономическим ростом страны. В КНР в настоящее время действуют свыше 40 млн. средних и малых предприятий, которые стали движущей силой экономического развития Китая.
Данные о развитии экономики Китая и динамике МП представлены ниже. (рис. 11)
Рисунок 11 — Основные показатели развития малых предприятий в Китае
В 2010 г ими было произведено 55% ВВП страны, налоги отчисляемые МП в государство составляют 46% их доля в числе организаций Китая составляет около 99%. В настоящее время на эти предприятия приходится 75% запатентованных разработок и 82% общего количества рабочих мест в стране.
Это значит, что третье удвоение ключевого показателя экономической мощи произошло не за десять, а всего за шесть лет. Таким образом, за 30 лет с начала реформ экономический потенциал Китая увеличился в 15 раз, его внешнеторговый оборот вырос почти в 80 раз (с 21 до 1600 млрд. долл.) при среднем темпе роста 16 %. По своей доле в мировой торговле достигшей 9 %, и по золотовалютным резервам, достигшим 1 трлн. долл., Китай опередил Японию. Это произошло на фоне впечатляющего роста прямых иностранных инвестиций. За годы реформ в стране создано 570 тыс. предприятий с участием иностранного капитала на общую сумму 670 млрд. долл. Одни лишь налоги с зарубежных предпринимателей позволяют финансировать расходы бюджета на образование и здравоохранение.
В структуре активных субъектов МП по организационно-правовым формам преобладают субъекты, осуществляющие деятельность в форме физического лица — это индивидуальные предприниматели, количество которых по 27 953 124 единиц или 62,9 % от общего количества активных субъектов МСП. Количество крестьянских фермерств составило 18,5%. Доля юридических лиц малого предпринимательства составляет 18% юридических лиц среднего предпринимательства 0,6%. (рис.12)
Рисунок 12 — Структура организационно правовых форм, в %
В результате ряда проведенных мероприятий по поддержке малого предпринимательства в стране динамика численности предприятий возросла за несколько лет. Во многих отраслях они занимают ведущие места. Малые и средние предприятия стали важным источником экономического роста Китая и их количество растет. По статистике, малые и средние предприятия составляют 99,3 % от общего количества предприятий в стране (табл. 2)
Таблица 2 -Рост количества малых и средних предприятий (МСП), в 10 тыс. ед.
В том числе МСП
Основным проводником государственной экономической политики в стране является «Национальная комиссия по развитию и реформированию» (NDRC). Одним из важнейших направлений ее деятельности является формирование условий для динамичного развития малого бизнеса. Для этого в ее состав входит «Департамент малого и среднего предпринимательства» и образован «Китайский центр координации и кооперации бизнеса» (ССВСС). ССВСС является специальным агентством по обслуживанию малого предпринимательства и одновременно обеспечивает экономическую и технологическую кооперацию между национальными и зарубежными организациями поддержки и развития предпринимательства.
Основными функциями ССВСС являются: исследование роли, состояния и потребностей сектора; сбор информации и формулировка предложения для выработки политики, способствующей его развитию; содействие в создании комплексной системы оказания услуг для малого и среднего бизнеса; организация торговых ярмарок, выставок и помощь в проведении деловых переговоров; обучение, информационное обслуживание, консультирование и диагностирование бизнеса. ССВСС разработал ряд постоянно действующих государственных программ поддержки малых и средних предприятий.
В целях быстрейшего развития этого сектора организуется множество конференций по обмену информацией и опытом наиболее успешных предприятий с участием различных стран и международных организаций. ССВСС регулярно проводит международные выставки, на которых только за период с 1990 по 2005 г. было подписано более 950 международных проектов по развитию малого бизнеса в Китае на общую сумму 6,2 млрд. долл. Ныне ССВСС создает национальную сеть агентств по всесторонней поддержке и обслуживанию малых предприятий.
В целях обеспечения всестороннего и своевременного информационного
обслуживания населения страны и всех государственных органов по всем вопросам деятельности МСП по решению Правительства в 2001 г. была создана государственная некоммерческая информационная служба (СSМЕО). Деятельность СSМЕО поддерживается «Департаментом развития МСП» в NDRC. Сайт СSМЕО представляет 58 основных рубрик и 180 тематических разделов, содержащих до 1000 различных сообщений, что ежедневно привлекает более 200 тыс. посещений.
В работе СSМЕО принимают участие более 10 тыс. различных агентств и посреднических компаний, которые способствуют развитию деловых отношений между предприятиями, инициируют проведение ярмарок и информируют о важнейших инициативах Правительства и органов власти всех уровней, касающихся деятельности малого бизнеса.
Информационная сеть обслуживает все регионы страны, охватывая города и большинство сельских поселений. Это позволяет своевременно сообщать об изменении действующих и введении новых правовых актов, о тенденциях социально-экономического развития страны, а также информирует о состоянии и путях развития малых и средних предприятий в стране и за рубежом. СSМЕО предоставляет данные о поставках и потребностях местных и зарубежных рынков, характеризует наиболее качественную продукцию, производимую на малых и средних предприятиях.
В целях дальнейшего расширения информационной сети и для координации деятельности СSМЕО в части создания высококачественной трехуровневой общенациональной системы информационного обслуживания малого бизнеса в 2003 г. было создано главное информационное агентство «Бейджинг МСП онлайн компани». На первом уровне находится основной веб-сайт в Пекине, который имеет вспомогательные сайты второго уровня в каждом регионе, а к третьему уровню относятся информационные сети во всех городах, экономических зонах и муниципалитетах.
Наряду с обшей информацией о состоянии рынка малого бизнеса СSМЕО публикует сведения о выдающихся научно-технических достижениях, о патентах и о новых технологиях, публикует данные об агентствах, оказывающих услуги малому бизнесу, информирует о порядке создания предприятия, консультирует начинающих предпринимателей и предоставляет сведения о деятельности кредитно-финансовых институтов, сообщает о потребностях и трудовых ресурсах для малых и средних предприятий в различных регионах и городах страны, а также дает информацию о специалистах, ищущих работу. Кроме того, СSМЕО характеризует особенности развития местных и международных групп промышленных предприятий, а также предоставляет технологические и коммерческие сведения о членах различных союзов предпринимателей.
Для удобства пользователей осуществляются онлайновые юридические консультации по регулированию деятельности малых предприятий и консультирование предпринимателей по вопросам аттестации систем управления качеством и менеджментом, а также оказывается помощь в разработке планов компьютеризации предприятий.
СSМЕО обслуживает и государственные учреждения, осуществляя распространение информации по всем государственным службам, связанным с деятельностью малого бизнеса. Производит анализ статистических данных о состоянии и деятельности предпринимателей, дает прогнозы дальнейшего их развития. Проводит сбор сведений о деятельности агентств и институтов поддержки малого бизнеса с целью оценки их эффективности. Распространяет информацию об опыте работы наиболее успешных предприятий, оказывает помощь в развитии электронного бизнеса. Помогает предпринимателям в онлайновом режиме оформить заявки в фонды поддержки МСП на оказание помощи.
Организация разрабатывает проекты программ обучения и помощи стартующим предпринимателям в налаживании бизнеса, а также координирует деятельность учебных курсов и программ. Анализирует практику деятельности системы гарантирования кредитов с целью минимизации рисков. Одновременно, СSМЕО оказывает всем желающим широкий спектр технических услуг, в их числе: электронная почта, поисковые машины, подбор тематической информации, оперативные исследования, видеоконференции, создание веб-сайтов.
Таким образом, можно сделать вывод, что правительство Китая постоянно предпринимает различные меры по создании более благоприятных условий для дальнейшего развития малых и средних предприятий, совершенствования правовой системы регулирования его деятельности и оказания услуг этому сектору экономики.
Источник: studbooks.net
Анализ развития малого предпринимательства Китая (на примере МСП провинций Чжэцзян и Гуандун)
Реформа экономической системы в КНР началась в 80-е годы. С тех пор, благодаря политике открытости внешнему миру, Китай добился больших успехов. В стране создано несколько особых экономических районов. Именно там началось развитие малых и средних предприятий, количество которых стабильно увеличивалось, повышалась их специализация.
малый бизнес, зарубежный опыт, развитие малого предпринимательства, малый и средний бизнес, Китай, особые экономические зоны
Цитировать публикацию:
Ван Ц. Анализ развития малого предпринимательства Китая (на примере МСП провинций Чжэцзян и Гуандун) // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 2. – С. 135-139.
Van, Ts. (2008) Analiz razvitiya malogo predprinimatelstva Kitaya (na primere MSP provintsiy Chzhetszyan i Guandun). Rossiyskoe predprinimatelstvo, 9(2), 135-139. (in Russian)
Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
Источник: creativeconomy.ru