Развитие малого бизнеса – очень важная задача. Потому актуальность темы моей работы не вызывает сомнений. Ведь социальная функция малых предприятий состоит в их способности в больших масштабах поглощать незанятую рабочую силу, снижать социальную напряженность, безработицу. Потому развитие малых предприятий – это наиболее дешевый путь к рынку, закладывающий глобальные основы ресурсосберегающего экономического роста в стране.
Введение 4
Глава 1. Малый бизнес в России: краткий обзор 5
§ 1.1. Определение малого бизнеса 6
§ 1.2. Функции малого предпринимательства в России 6
§ 1.3. Этапы становления малого предпринимательства в России 7
§ 1.4. Масштабы малого бизнеса в России 8
Глава 2. Малое предпринимательство 9
§ 2.1. Преимущества и недостатки малого предпринимательства 9
§ 2.2. Роль малого предпринимательства в экономике 12
§ 2.3. Причины, тормозящие развитие малого предпринимательства 16
§ 2.4. Государственная поддержка малого предпринимательства и ее инфраструктура 18
Бизнес малый, бизнес средний, бизнес наш!
Глава 3. Малый бизнес в РФ: значение, развитие, проблемы и решения 21
§ 3.1. Значение и задачи малого бизнеса 21
§ 3.2. Развитие малого предпринимательства в России 24
3.2.1. Этапы становления малого предпринимательства 24
3.2.2. Виды малых предприятий 29
§ 3.3. Экономическая деятельность малого предприятия 30
§ 3.4. Государственная поддержка малого бизнеса 32
§ 3.5. Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления 35
Глава 4. Российский малый бизнес в цифрах 41
Глава 5. Малый бизнес в Санкт-Петербурге 53
§ 5.1. Состояние и тенденции развития малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга (по результатам опроса малых и средних предприятий) 53
5.1.1. Оценка общей тенденции развития предприятий 53
5.1.2. Оценка изменения численности занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса за последние два года 55
5.1.3. Число развиваемых видов деятельности 56
5.1.4. Величина годового объема выпускаемой продукции 57
5.1.5. Перспективы изменения объема производства компаний 58
§ 5.2. Основные показатели деятельности малых предприятий Санкт-Петербурга в 2000-2001 году 59
Заключение 66
Список используемой литературы 69
Работа состоит из 1 файл
READY.DOC
В РФ сложилась определенная инфраструктура поддержки развития малого предпринимательства на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. К федеральным органам, осуществляющим регулирование развития малого предпринимательства, его поддержку (в том числе функциональную), относятся Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, службы, государственные комитеты. Так, в реализации федеральных Комплексных программ поддержки и развития малого предпринимательства принимают участие следующие федеральные министерства: экономики, финансов, по налогам и сборам, труда и социального развития, развития конкуренции и поддержки предпринимательства, юстиции, образования и др. Важное место в инфраструктуре предпринимательства занимают Конституционный суд РФ, Арбитражный суд РФ, Верховный суд РФ, Генеральная прокуратура РФ и их органы на местах. 12
ТОП 20 СТАНКОВ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА! БИЗНЕС В ГАРАЖЕ С МИНИМАЛЬНЫМИ ВЛОЖЕНИЯМИ! БИЗНЕС ИДЕИ 2022-2023
Большую роль в механизме поддержки развития малого предпринимательства ранее играл Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства РФ, однако указом Президента РФ в сентябре 1998 г. комитет был ликвидирован. В настоящее время на федеральном уровне непосредственное участие в поддержке и развитии малого предпринимательства осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, который фактически организует финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства. Большую роль в развитии малого инновационного предпринимательства играет Фонд (федеральный) содействия развития малых форм предприятия в научно-технической среде, который создан постановлением Правительства РФ 3 февраля 1994 г. Значительное место в инфраструктуре предпринимательства принадлежит Российской торгово-промышленной палате, ассоциациям (союзам) предпринимателей.
Планомерную деятельность по подготовке кадров для субъектов малого предпринимательства осуществляют высшие учебные заведения страны, например Российская академия предпринимательства, Государственный университет управления и др. Так, в Государственном университете управления впервые в России образована и действует кафедра предпринимательства, разработан учебный план подготовки специалистов с высшим образованием по специализациям «предпринимательство», созданы современные учебные и учебно-методические материалы. В июне 2000 г. осуществлен уже четвертый выпуск специалистов с высшим образованием по предпринимательству.
Как показывает опыт, малое предпринимательство успешно развивается, если в регионах страны создана и функционирует действенная инфраструктура малого предпринимательства, так как малые предприятия являются активными субъектами рыночной экономики в первую очередь на территории субъектов РФ, которые имеют право применять законодательные акты по поддержке и развитию малого предпринимательства, формировать органы поддержки малых предприятий, направлять собственные материально-технические, финансово-кредитные и другие ресурсы для поддержки малых предприятий.
Важной функцией местных органов самоуправления является разработка и реализация региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства.
По данным бывшего Государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, почти во всех регионах РФ созданы государственные органы поддержки и развития малого предпринимательства, в 70 регионах действуют региональные фонды поддержки малого предпринимательства, а также другие институты инфраструктуры малого предпринимательства (бизнес-инкубаторы, информационно-аналитические центры, лизинговые компании, консалтинговые организации и др.). Однако наиболее развитая система государственных органов поддержки и развития малого предпринимательства функционирует в Москве, которая в 1998 г. торжественно отметила 10-летний период развития малого предпринимательства. Особенностью опыта развития малого предпринимательства в Москве является комплексный, системный подход в процессе как развития, так и реализации городских программ развития малого предпринимательства. 13
Глава 3. Малый бизнес в РФ: значение, развитие, проблемы и решения
§ 3.1. Значение и задачи малого бизнеса
Ведущей проблемой современного этапа формирования структур в экономике России являются разгосударствление и приватизация имущества государственных монополий. Решается она главным образом через создание мелких, малых, средних предприятий, каждое из которых будет либо ассоциированным, либо единоличным хозяином средств производства и производимой им продукции.
Формирование малых рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов, так как во всех странах мира в сфере малого бизнеса действует большое число небольших предприятий разнообразного профиля.
В настоящее время в экономике России одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.
Размеры предприятий зависят от специфики отраслей и их технологических особенностей. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются крупные предприятия, а, напротив, предпочтение отдается малым предприятиям.
Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств – крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, создание которых определяется многими факторами. С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.
С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Это характерно особенно для наукоемких производств, а также отраслей, связанных с производством потребительских товаров.
Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Развитию малого производства способствуют дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.
Необходимо отметить, что развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.
О масштабах развития малого бизнеса в России и за рубежом говорят данные табл. 2.
Таблица 2. Масштабы развития малого предпринимательства в России и в зарубежных странах 14
К сожалению, производственное предпринимательство в составе малого бизнеса в России пока не преобладает. Распределение малых предприятий по отраслям экономики по состоянию на 1 июля 1999 г. приведено в табл. 3. 15
Таблица 3. Распределение малых предприятий по отраслям экономики
Отрасль | Численность предприятий, тыс. | Удельный вес, % |
Малые предприятия – всего | 890,0 | 100,0 |
В том числе: | ||
Промышленность | 136,4 | 15,3 |
Строительство | 135,0 | 15,2 |
Сельское хозяйство | 14,0 | 1,6 |
Транспорт | 20,8 | 2,3 |
Торговля и общественное питание | 398,9 | 44,8 |
Оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения | 14,1 | 1,6 |
Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка | 36,6 | 4,1 |
Здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение | 17,7 | 2,0 |
Наука и научное обслуживание | 36,8 | 4,1 |
Другие отрасли экономики | 79,7 | 9,0 |
За последние годы, однако, число малых предприятий и количество работающих в них растет незначительно, а по отдельным отраслям остается почти неизменным.
Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но прежде всего для предпринимательской деятельности населения, развертывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.
§ 3.2. Развитие малого предпринимательства в России
3.2.1. Этапы становления малого предпринимательства
Субъектом малого предпринимательства является малое предприятие (МП).
Рассматривая законодательные документы, регламентирующие деятельность малых предприятий в стране в хронологической последовательности, можно выделить следующие основные этапы развития малого предпринимательства (табл. 4):
Таблица 4. Этапы развития малого предпринимательства в России
регионах страны малых предприятий
малых предприятий, утвержден двухнедельный срок госрегистрации, определены льготы малому бизнесу по налогообложению, амортизации и др.
Источник: www.freepapers.ru
Малый бизнес в спб размеры
Правительством Санкт-Петербурга разработаны компенсационные и восстановительные меры поддержки малого и среднего бизнеса в Санкт-Петербурге на 2022 г. Это может способствовать повышению экономической устойчивости малых предприятий Санкт-Петербурга, в деятельности которых за последние 5 лет наблюдаются отрицательные тенденции. Наиболее значимыми из них являются: снижение темпов прироста средних размеров чистых активов, выручки и прибыли, увеличение количества компаний с отрицательными значениями чистых активов, рост чистых убытков, снижение показателей рентабельности инвестиций и деловой активности.
Среди позитивных тенденций отмечаются: наращивание объемов чистых активов, выручки и прибыли. Для данного анализа Информационным агентством Credinform в Системе Глобас были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики и Федеральной налоговой службы отчетные периоды (2015 – 2020 гг.) компании Санкт-Петербурга, зарегистрированные в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС РФ (ТОП-1000).
Чистые активы — показатель, отражающий реальную стоимость имущества предприятия, рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов является отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.
Крупнейшей компанией ТОП-1000 по размеру чистых активов является ООО АКЦЕПТ, ИНН 7801212360, вложения в ценные бумаги. В 2020 г. чистые активы составляли более 6 млрд руб. Наименьшим размером чистых активов в ТОП-1000 обладало НАО АДАМАНТ, ИНН 7826018614, аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом. Недостаточность имущества в 2020 г. выражалась отрицательной величиной -3,8 млрд руб. За пятилетний период средние показатели размеров чистых активов в ТОП-1000 увеличивались со снижением темпов их прироста (Рисунок 1).
Рисунок 1. Изменение средних показателей размера чистых активов ТОП-1000 в 2016 — 2020 гг.
Доли компаний с недостаточностью имущества в ТОП-1000 в течение пяти лет имели негативную тенденцию к росту. (Рисунок 2).
Рисунок 2. Доли компаний с отрицательными значениями чистых активов в ТОП-1000 в 2016 — 2020 гг.
Выручка
Крупнейшей компанией ТОП-1000 по размеру выручки в 2020 г. является ООО АЛАРМ-МОТОРС ЛАХТА, ИНН 7814367593, торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах. Выручка составила 3,5 млрд руб. В течение пяти лет средние показатели объемов выручки в ТОП-1000 имеют тенденцию к увеличению со снижением темпов их прироста год к году. (Рисунок 3).
Рисунок 3. Изменение средних показателей объемов выручки ТОП-1000 в 2016 – 2020 гг.
Прибыль и убытки
Крупнейшей компанией ТОП-1000 по размеру чистой прибыли в 2020 г. является ООО МАВИС, ИНН 7805460162, деятельность агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе. Прибыль составила 995 млн руб. За пятилетний период показатели средних размеров прибыли в ТОП-1000 увеличиваются со снижением темпов их прироста год к году. (Рисунок 4).
Рисунок 4. Изменение средних показателей прибыли (убытка) ТОП-1000 в 2016 — 2020 гг.
За пятилетний период средние значения показателей чистой прибыли и чистого убытка в ТОП-1000 имеют разнонаправленные тенденции к увеличению. (Рисунок 5).
Рисунок 5. Изменение средних значений показателей чистой прибыли и чистого убытка компаний ТОП-1000 в 2016 – 2020 гг.
Основные финансовые коэффициенты
За пятилетний период средние показатели коэффициента общей ликвидности в ТОП-1000 находились выше интервала рекомендуемых значений — от 1,0 до 2,0, с тенденцией к росту. (Рисунок 6). Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) — показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.
Рисунок 6. Изменение средних значений коэффициента общей ликвидности ТОП-1000 в 2016 — 2020 гг.
В течение пяти лет, средние показатели коэффициента рентабельности инвестиций в ТОП-1000 демонстрировали тенденцию к снижению. (Рисунок 7). Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.
Рисунок 7. Изменение средних значений коэффициента рентабельности инвестиций ТОП-1000 в 2016 — 2020 гг.
Коэффициент оборачиваемости активов — рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль. За пятилетний период средние показатели данного коэффициента деловой активности в ТОП-1000 имели тенденцию к снижению (Рисунок 8).
Рисунок 8. Изменение средних значений коэффициента оборачиваемости активов ТОП-1000 в 2016 — 2020 гг.
Малый бизнес
Из всех компаний, зарегистрированных в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ наибольшую долю в общем объеме выручки ТОП-1000 в 2020 г. имеют средние предприятия (Рисунок 9).
Рисунок 9. Доли выручки субъектов малого и среднего предпринимательства в ТОП-1000
Скоринг бухгалтерской отчетности
Оценка финансового положения компаний ТОП-1000 показывает, что наибольшая часть из них находится в финансовом положении выше среднего. (Рисунок 10).
Рисунок 10. Распределение компаний ТОП-1000 по скорингу бухгалтерской отчетности
Индекс платежеспособности Глобас
Подавляющей части компаний ТОП-1000 присвоен наивысший и высокий Индекс платежеспособности Глобас. Это свидетельствует об их способности в полной мере отвечать по своим долговым обязательствам (Рисунок 11).
Рисунок 11. Распределение компаний ТОП-1000 по Индексу платежеспособности Глобас
Вывод
Комплексная оценка деятельности ТОП-1000 компаний малого бизнеса Санкт-Петербурга свидетельствует о преобладании отрицательных тенденций в их деятельности в период с 2016 по 2020 гг. (Таблица 1).
Тенденции и факторы оценки | Удельный вес фактора, % |
Динамика среднего размера чистых активов | 10 |
Темп прироста (снижения) среднего размера чистых активов | -10 |
Рост / снижение доли предприятий с отрицательными значениями чистых активов | -10 |
Динамика среднего размера выручки | 10 |
Темп прироста (снижения) среднего размера выручки | -10 |
Динамика среднего размера прибыли (убытка) | 10 |
Темп прироста (снижения) среднего размера прибыли (убытка) | -10 |
Рост / снижение средних размеров чистой прибыли | 10 |
Рост / снижение средних размеров чистого убытка | -10 |
Рост / снижение средних значений коэффициента общей ликвидности | 5 |
Рост / снижение средних значений коэффициента рентабельности инвестиций | -10 |
Рост / снижение средних значений коэффициента оборачиваемости активов, раз | -10 |
Финансовое положение (наибольшая доля) | 10 |
Индекс платежеспособности Глобас (наибольшая доля) | 10 |
Среднее значение удельного веса факторов | -0,4 |
положительная тенденция (фактор), отрицательная тенденция (фактор)
Изменения в законодательстве
- для малых туристических компаний предусматривается освобождение в 2021 г. и уменьшение в 2022 г. налога на имущество, а также земельного и транспортного налогов;
- сумма налога на имущество, используемого организациями культуры, искусства, образования, спорта, здравоохранения и социального обеспечения уменьшается в 2022 г. на 50%;
- в течение всего 2022 г. предприниматели будут один раз в квартал (т.е. не в всю сумму сразу) платить по договорам установки и эксплуатации рекламных конструкций на объектах в собственности города и на земельных участках, где отсутствует разграничение государственной собственности;
- предприятиям из пострадавших отраслей предоставляется отсрочка до 6 месяцев погашения основного долга по льготным микрозаймам, выданным Фондом содействия кредитованию малого и среднего бизнеса;
- действующим резидентам особой экономической зоны «Санкт-Петербург» продлевается до 2024 г. снижение ставки налога на прибыль, а для вновь зарегистрированных резидентов — дифференцированные ставки по этому налогу;
- социально ориентированным некоммерческим организациям в 2022 г. предлагаются субсидии на организацию школьных экскурсионных поездок.
Подписчики Информационно-аналитической системы Глобас имеют возможность получить полный объем информации об организациях всех форм собственности Санкт-Петербурга, а также по всей России и за рубежом.
Источник: credinform.ru
Развитие малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пастухов Роман Константинович
На примере деятельности Санкт-Петербургского союза предпринимателей рассматриваются проблемы и трудности, возникающие при ведении малого и среднего бизнеса. Антикризисный план правительства России направлен на поддержку небольших предприятий и предусматривает меры по снижению административной и налоговой нагрузки, а также защите прав собственности.
Предлагается кардинально изменить подход к политике импортозамещения, которая должна стать программой модернизации. Показывается, что развитие малого бизнеса в Санкт-Петербурге, несмотря на внешние неблагоприятные воздействия, происходило довольно устойчиво. Цель.
Предложить на примере Санкт-Петербурга ряд мер, направленных на совершенствование практики налогообложения и отношений малого бизнеса с местными органами власти. Задачи.
Выработать практические шаги, направленные на повышение устойчивости предприятий малого и среднего бизнеса в регионе, внесение корректив в налогообложение, повышение персональной ответственности чиновников и законодателей за возможные последствия принимаемых решений. Результаты. Необходимо внести принцип разумной достаточности, когда все нововведения рассматриваются через призму эффективности производства, создания рабочих мест, получения прибыли, обеспечения развития и, в конечном итоге, увеличения налоговых поступлений. Открытость органов власти, возможность обсуждения решений, затрагивающих бизнес, гарантирует принятие разумных программ действия.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пастухов Роман Константинович
Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса в России: опыт Санкт-Петербурга
Проблемы государственной политики в сфере налогообложения предпринимателей в условиях нестабильной экономики
Развитие инструментов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Московской области
Направления совершенствованию механизма государственной поддержки предпринимательства в Санкт-Петербурге
Повышение конкурентоспособности малого бизнеса как фактор обеспечения устойчивости регионального развития
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Development of Small and Medium Enterprises in St. Petersburg
This study examines the problems and difficulties faced by small and medium enterprises through the example of the St. Petersburg Union of Entrepreneurs. The bailout plan of the Russian government is aimed at supporting small and medium enterprises , providing measures to reduce administrative and tax burden, and protecting property rights. A radical change in the approach to import substitution policy is proposed, which would convert it into a modernization program. It is shown that the development of small and medium enterprises in St. Petersburg is rather sustainable despite adverse external effects.
Aim. This study aims to propose a number of measures aimed at improving taxation practices and the relationship between small enterprises and local authorities through the example of St. Petersburg. Tasks. This study develops practical steps towards improving the sustainability of small and medium enterprises in the region, adjusting taxation, increasing personal responsibility of government officials and legislators for the possible consequences of their decisions.
Results.It is necessary to introduce a principle of reasonable sufficiency, which implies that all innovations should be viewed through the lens of production efficiency, job creation, profit generation, development and, eventually, increase in tax revenues. Transparency of the authorities and the ability to discuss businessrelated decisions guarantees the adoption of reasonable action programs.
Текст научной работы на тему «Развитие малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге»
Развитие малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге
Development of Small and Medium Enterprises in St. Petersburg _
Пастухов Роман Константинович
президент Санкт-Петербургского союза предпринимателей 198095, Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 16
Roman K. Pastukhov
St. Petersburg Union of Entrepreneurs
Stachek Ave 16, St. Petersburg, Russian Federation, 198095
На примере деятельности Санкт-Петербургского союза предпринимателей рассматриваются проблемы и трудности, возникающие при ведении малого и среднего бизнеса. Антикризисный план Правительства России направлен на поддержку небольших предприятий и предусматривает меры по снижению административной и налоговой нагрузки, а также защите прав собственности. Предлагается кардинально изменить подход к политике импортозамещения, которая должна стать программой модернизации. Показывается, что развитие малого бизнеса в Санкт-Петербурге, несмотря на внешние неблагоприятные воздействия, происходило довольно устойчиво.
Цель. Предложить на примере Санкт-Петербурга ряд мер, направленных на совершенствование практики налогообложения и отношений малого бизнеса с местными органами власти.
Задачи. Выработать практические шаги, направленные на повышение устойчивости предприятий малого и среднего бизнеса в регионе, внесение корректив в налогообложение, повышение персональной ответственности чиновников и законодателей за возможные последствия принимаемых решений. Результаты. Необходимо внести принцип разумной достаточности, когда все нововведения рассматриваются через призму эффективности производства, создания рабочих мест, получения прибыли, обеспечения развития и, в конечном итоге, увеличения налоговых поступлений. Открытость органов власти, возможность обсуждения решений, затрагивающих бизнес, гарантирует принятие разумных программ действия. Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, антикризисный план, налоговые каникулы, сборы
This study examines the problems and difficulties faced by small and medium enterprises through the example of the St. Petersburg Union of Entrepreneurs. The bailout plan of the Russian government is aimed at supporting small and medium enterprises, providing meas-
ures to reduce administrative and tax burden, and protecting property rights. A radical change in the approach to import substitution policy is proposed, which would convert it into a modernization program. It is shown that the development of small and medium enterprises in St. Petersburg is rather sustainable despite adverse external effects. Aim.
This study aims to propose a number of measures aimed at improving taxation practices and the relationship between small enterprises and local authorities through the example of St. Petersburg. Tasks. This study develops practical steps towards improving the sustainability of small and medium enterprises in the region, adjusting taxation, increasing personal responsibility of government officials and legislators for the possible consequences of their decisions.
Results.It is necessary to introduce a principle of reasonable sufficiency, which implies that all innovations should be viewed through the lens of production efficiency, job creation, profit generation, development and, eventually, increase in tax revenues. Transparency of the authorities and the ability to discuss business-related decisions guarantees the adoption of reasonable action programs. Keywords: small and medium enterprises, bailout plan, tax holiday, charges
В России и в Санкт-Петербурге на федеральном и местном уровнях уделяется немало внимания развитию малого и среднего бизнеса. По количеству малых предприятий Северная столица давно — с первых дней рыночных реформ — соревнуется с Москвой. Дело идет с переменным успехом.
Такого, как у нас в Санкт-Петербургском союзе предпринимателей, прямого, конструктивного диалога с властью по проблемным вопросам развития малого бизнеса нет, пожалуй, нигде. Проблем, правда, хватает. Но их гораздо меньше, чем было бы без такого постоянного, делового общения. Об этом упомянул, в част-
ности, в своем приветствии председатель Правительства России Д. А. Медведев, поздравляя Санкт-Петербургский союз предпринимателей с 25-летием со дня основания.
При разработке антикризисного плана Правительства России было заранее известно, что главной его особенностью будет максимум внимания к малому бизнесу. И неудивительно,
ведь уровень его развития определяет возможности успешно решать общие задачи роста благосостояния граждан и пополнения государственной казны.
Об этом свидетельствует не только практика ведения бизнеса в Санкт-Петербурге, в России, но и мировой опыт тому свидетель. По данным американского Национального на-
В Санкт-Петербургском союзе предпринимателей Вице-губернатор Санкт-Петербурга И. Н. Албин — постоянный участник обсуждения сложных вопросов предпринимательской деятельности.
Руководитель Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу Наталия Семеновна Башкетова подписывает «Соглашение о сотрудничестве» с Президентом Санкт-Петербургского союза предпринимателей Романом Константиновичем Пастуховым
учного фонда, за последние два десятилетия мелкие и средние фирмы разных стран мира зарегистрировали в 2,5 раза больше изобретений и нововведений в расчете на одного занятого, чем крупные корпорации. В странах с развитой рыночной экономикой 50-90% трудоспособного населения заняты в сфере малого бизнеса, в России — около 30%. Так что есть где развернуться.
Для того чтобы поправить положение, основные разделы антикризисного плана Правительства России, посвященные поддержке небольших предприятий, предусматривают меры, направленные на снижение административной и налоговой нагрузки, а также защиту прав собственности. Но меры эти, к сожалению, срабатывают далеко не всегда. Особенно те, которые касаются налогов, в том числе налоговые каникулы для начинающих
Встреча в Санкт-Петербургском союзе предпринимателей с руководителем Управления ФНС РФ по Санкт-Петербургу Валентиной Анатольевной Корязиной
предпринимателей. Они вводятся не во всех регионах — окончательное решение принимается местными органами власти. Но уже сейчас появилось множество разного рода сборов: за утилизацию отходов, портовые, якорные сборы и др. Самые нашумевшие — торговый сбор в Москве и общефедеральный дорожный сбор для большегрузных автомобилей (система «Платон»).
Эти сборы обязательны для уплаты всеми субъектами малого и среднего бизнеса, в отношении которых предусмотрены налоговые каникулы. Чем такие сборы отличаются от обычных налогов? Ничем.
В этом же ряду находится новый порядок начисления налога на имущество по «кадастровой», т. е. рыночной стоимости, который уже обернулся удорожанием арендной платы за офисы и торговые помещения. Изобретатели разного рода «сборов» и прочих сверхплатежей о реальных возможностях малого бизнеса вовсе не думают. Им не до него.
В казне всех уровней не хватает денег, их надо добывать все больше и все быстрей. На то есть привычная технология: налоги и прочие виды финансовой нагрузки на предпринимателей, которую, не мудрствуя, надо увеличивать. Только что получается? Эти сопутствующие антикризисной программе «меры» не то чтобы не совпадают с ней самой, они ее перечеркивают.
Следует отметить, что российская экономика в связи с санкционной войной находится сейчас в стадии структурной перестройки. На наш взгляд, импортозамещение должно восприниматься не как очередной красивый лозунг, а как реальная программа модернизации производства. Для этого необходимо кардинально изменить подход к ее реализации. Речь идет о специальных программах поддержки для новых отраслей промышленного производства и развития малого бизнеса, а также о максимальных преференциях и действительной практической помощи реальному сектору экономики, начиная от выделения земли, заканчивая помощью в сертификации готовой продукции.
В современных условиях чиновники должны хвататься за любую здравую идею развития производства и увеличения доходов городской казны. Что же мы видим в действительности? Один из членов нашего Союза предпринимателей — владелец малого предприятия, выпускающего пищевую продукцию, — взвесив все за и против, а также вдохновленный возможностью импортозамещения, решил расширить бизнес. Заручившись поддержкой города, он планировал построить завод по производству продуктов здорового питания с использованием муки амаранта. Этот инвестиционный
Обсуждение Программы государственной поддержки малого бизнеса в Санкт-Петербурге с председателем Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга Эльгизом Идрисовичем Качаевым
Предприниматели Союза выразили благодарность Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Александру Васильевичу Абросимову за его активную позицию в вопросах защиты предпринимателей
проект предусматривал создание 500 новых рабочих мест. Но, пройдя все чиновнические инстанции, предприниматель вынужден был поставить крест на проекте.
На словах все одобряют и поддерживают, но никто не готов оказать реальную помощь. Земли под производство нет, долгих кредитов нет, инфраструктуры нет, а то, что есть, не просто делает новый проект неэффективным, а обессмысливает начинание. Сам предприниматель, дети его, внуки и даже правнуки были бы вынуждены выплачивать колоссальные суммы за покупку земли по рыночной стоимости (как для бизнес-центра), за подключение электроэнергии и выделение мощности, за коммуникации, за дороги, за строительство, за оборудование и т. д. Приходится платить немалые деньги даже за спецоценку условий труда.
Очевидно, что предприниматель начинал проект не на пустом месте. Но даже имея устойчивую финансовую базу, развивать производство в таких условиях невозможно. Дело кончилось тем, что предприниматель остался без завода на 500 новых рабочих мест. Город не получит дополнительные налоговые поступления, а потребители — нужную им продукцию.
Конечно, на программы поддержки, на преференции нужны серьезные деньги. Где их взять? У того же малого бизнеса. Но сначала дайте возможность их заработать!
основа успешного диалога
У всех на слуху ситуация со сносом нестационарных торговых объектов (павильонов и ларьков). Но если в них уже ведется предпринимательская деятельность, если имеются договоры, платятся налоги, созданы рабочие места, зачем же торговые объекты сносить?
На наш взгляд, давно пора прекратить «упорядочивание» — на всех уровнях предпринимательской деятельности малых и средних предприятий, необходимо избавить их от ведения документации, не влияющей на конечный результат. Хватит постоянно менять правила игры! Только компания приспособится работать по предложенным правилам — они тут же меняются.
Упорядочивание, регулирование обоснованно на растущих рынках. Нам же пока только предстоит обеспечить этот рост. Предприниматели буквально стонут: бесконечные справки непонятно для кого и для чего, согласования, отчеты, получение разрешений по поводу и без «съедают» рабочее время сотрудников и в конечном счете делают невозможным производство.
Предприниматели изначально воспринимаются как неблагонадежные члены общества, которые должны постоянно доказывать свое право на место под солнцем. А ведь это большие труженики, доноры бюджета. Недаром Президент России В. В. Путин сказал, что «всем, кто открывает новые предприятия, ре-
Диалог «Бизнес — власть» в действии!
гистрирует новые фирмы, нужно давать медаль за личное мужество».
Санкт-Петербургский союз предпринимателей ведет большую просветительскую работу. Под его эгидой ежегодно проводятся сотни бесплатных семинаров и консультаций по всем вопросам деятельности предприятий, последовательно отстаиваются интересы малого бизнеса, выстраивается диалог «Бизнес — власть», в том числе для своевременного предупреждения возможных последствий непродуманных решений. Для популяризации предпринимательской деятельности Союзом предпринимателей издано руководящее пособие для деловых людей — книга «Автопортрет народного капиталиста».