В специальной и даже в научно-популярной литературе маркетинг представлен как философия участников рыночных отношений, однако это понимание обычно не объясняется, не конкретизируется, а поэтому в значительной степени не срабатывает. На наш взгляд, при этом имеется в виду, что маркетинг — это элемент устройства сознания участников цивилизованных рыночных отношений, соотносимый со стилем их жизни на рынке. В этом случае маркетинг как философия становится одновременно и собирательным, и определяющим фактором в отношении принципов и методов рыночной деятельности.
Для производителей товаров и услуг, в т.ч. образовательных, степень приверженности маркетингу как философии рынка воплощается в степени, ступенях перехода от т.н. «производственной» или производственно-сбытовой ориентации фирмы к рыночной, маркетинговой ориентации.
Анализ практики показывает, что для образовательных учреждений основные различия между этими типами ориентаций состоят в следующем.
При «производственной» ориентации:
НАКОПИТЕЛЬНЫЙ ПОТОК
1. Оказываются только те услуги, которые традиционны для данного образовательного учреждения или которые возложены на него руководящими органами системы образования, отрасли.
2. Ассортимент ОУ весьма узок, традиционен, медленно обновляется (так дешевле и проще). Сами образовательные процессы и технологии оказываемых ОУ негибки, трудно переналаживаемы.
3. Цены на оказываемые ОУ (в т.ч. размеры бюджетного финансирования) формируются исходя из нормативов затрат, утвержденных вышестоящими органами, а также исходя из утвержденного плана приема и фактических величин финансирования. Понятие прибыли или отсутствует, или вводится в оборот как жестко определенный уровень (например, рентабельности) , с ориентиром на себестоимость ОУ. Все это, впрочем, не мешает образовательным учреждениям весьма произвольно определять цены на отдельные ОУ.
4. Реклама и другие формы коммуникаций с потребителями и возможными посредниками при продвижении ОУ не развиты, т.к. распределение и сбыт ранее происходили централизованно, а теперь переданы в руки самих выпускников.
5. Руководят образовательным учреждением, как правило, специалисты определенного профиля подготовки, чаще всего не имеющие потенциала, опыта и даже желания цивилизованно работать в рыночном русле.
6. Научно-педагогические исследования мало связаны с потребностями и особенностями конкретных групп потенциальных потребителей ОУ.
7. Функции руководства коммерческими отношениями учреждения с другими участниками рынка фактически часто возложены на сотрудников, далеких от основного профиля деятельности учреждения (например, в вузах — на проректора по административно-хозяйственной работе или на коммерческий отдел).
Рыночная ориентация образовательного учреждения предполагает прямо противоположные установки и решения в отношении перечисленных аспектов его деятельности:
1. Оказываются (производятся) только (в основном) те ОУ, которые пользуются и будут пользоваться, с учетом лага времени на оказание ОУ, спросом на рынке. В соответствии с этим осуществляется перестройка потенциала и всей системы работы образовательного учреждения.
#бизнесинновация 08. Конкурентное преимущество бизнеса. Скорость как философия бизнеса. #marketing
2. Ассортимент продукции (ОУ) достаточно широк и интенсивно обновляется с учетом требований клиентов, общества, научно-технического прогресса. Соответственно процессы и технологии оказания ОУ гибки, легко переналаживаемы.
3. Цены на ОУ формируются под значительным воздействием рынка, действующих на нем конкурентов, величины платежеспособного спроса. При этом стержневым компонентом ценовой политики учреждения выступает не сама по себе цена продажи ОУ, а в комплексе с величинами прогнозируемого эффекта и потребных дополнительных затрат потребителей на использование, потребление ОУ, включая и процессы их освоения.
4. Коммуникационная деятельность ведется активно, направлена на конкретные целевые группы потребителей ОУ, на возможных посредников. Продвижение и продажи ОУ децентрализованы.
5. В руководстве образовательного учреждения стратегические решения готовятся и принимаются людьми, компетентными в конъюнктуре образовательных услуг, в вопросах рыночной экономики. В этой связи может быть введена должность заместителя директора образовательного учреждения (проректора) по маркетингу, руководящего в т.ч. коммерческой деятельностью учреждения.
6. Научно-педагогические исследования ведутся как по профилю учреждения, так и в сфере исследований и прогнозирования конъюнктуры рынка ОУ, в т.ч. — соответствующего профиля.
7. В организационной структуре учреждения формируется подразделение (отдел, служба, группа) маркетинга, несущее ответственность за коммерческие успехи и имидж учреждения и обладающее полномочиями контролировать и эффективно обеспечивать выполнение своих рекомендаций функциональными и другими подразделениями учреждения.
Суть маркетинга как философии рынка выражается для предпринимателя прежде всего в том, что во главу угла ставятся запросы потребителя. Причем речь идет не о каком-то усредненном потребителе (кроме стратегии массового, недифференцированного маркетинга) и тем более не об обществе в целом, а о конкретных целевых группах потребителей, о четко очерченных сегментах рынка с присущими им особыми запросами и возможностями в отношении спроса на товары и услуги.
Это ново и непривычно для всех отраслей отечественной экономики, но особенно — для сферы образования. Именно здесь государственно-патерналистский подход в отношении ко всем участникам образовательного процесса проявлялся и наиболее всеобъемлюще, и наиболее долгосрочно, т.к. формировал целые поколения. Это воплощалось в декларации приоритетов «народного хозяйства», общества в целом, отраслей экономики, как ведущих потребителей кадров специалистов. Реально же за декларациями такого рода скрывались властные потребности государственных органов управления, которые монопольно учреждали, финансировали образовательные учреждения, диктовали им свою волю и потребные себе модели подготовки специалистов. Образовательные потребности личности как единственного конечного потребителя ОУ фактически игнорировались.
В современном маркетинге декларируется подход, выразившийся в известном лозунге: «Мы продаем не товары (услуги), а решения проблем потребителей». Для решения каких проблем личность обращается к предложению образовательных услуг? Существовавшая до сих пор система образования, в т.ч. высшего, практически этот вопрос не решала. А различных проблем у личности, как правило, достаточно много. Для их анализа воспользуемся известной классификацией иерархии потребностей по А.Маслоу [116: 112-115].
Прежде всего образование может быть необходимо для выживания, для того, чтобы заработать, получить необходимые средства для удовлетворения физиологических потребностей личности.
Следующая ступень — получение гарантий безопасности, защищенности личности от возможных угроз в будущем, своеобразный образовательный «страховой полис».
Безусловно важной является и потребность принадлежать, быть принятым в члены какой-либо значимой для личности группы, круга людей (например, по образовательному статусу, профессиональной принадлежности).
Вслед за этим стоит группа потребностей в признании и уважении собственной компетентности со стороны окружающих, в самоуважении.
Наконец, вершиной в иерархии считается группа потребностей в реализации своих возможностей и росте как личности, что связано с необходимостью понять и познать себя, выйти на возможности саморазвития, управления собой в соответствии с некими приоритетами.
Чтобы удовлетворить эти потребности, образовательное учреждение может предоставить своим клиентам в результате оказания ОУ следующее: аттестат, диплом или сертификат; сумму знаний определенного профиля и широты, глубины; конкретные инструменты познания и действия; возможности для общения и взаимодействия с определенным кругом лиц, профессионалов и др.
Аналогично выстроим и иерархию потребностей предприятий и организаций — заказчиков ОУ и специалистов. Это могут быть потребности в кадрах, которые будут способны:
· выполнять конкретные приказы, распоряжения, поручения по заданному алгоритму;
· самостоятельно решать поставленные задачи; — находить «узкие места» в деятельности предприятия и их
· ликвидировать, «расшивать», наращивая конкурентоспособность фирмы, организации;
· работать на перспективу, содействовать формированию позитивного имиджа фирмы;
· обеспечить возможности для саморазвития коллектива предприятия, организации и др.
Знание этих потребностей основных потребителей ОУ — безусловное требование для реализации маркетинговой философии на практике.
Принципы маркетинга и управления маркетинговой деятельностью на рынке ОУ
Суть маркетинга как философии сконцентрирована в его принципах. Основополагающий принцип маркетинга ставит в центр внимания не нужды и амбиции производителя товаров и услуг, а запросы и нужды потребителя. Но эта весьма симпатичная декларация не смогла бы воплотиться в жизнь, если бы на ее выполнение, реализацию не были нацелены остальные принципы маркетинга, определяющие его технологию и управление маркетинговой деятельностью. Выделим наиболее устоявшиеся их них.
1. Сосредоточение ресурсов учреждения на изготовлении таких ОУ, которые реально необходимы потребителям в избранных учреждением сегментах рынка.
2. Понимание качества ОУ как меры удовлетворения потребности в них. Поэтому ненужные ОУ не могут быть качественными. Более того, любое качественное отличие данной услуги от другой значимо не само по себе, а в зависимости от значимости той потребности, на удовлетворение которой нацелено измеряемое свойство, характеристика услуги.
3. Рассмотрение потребностей не в узком, а в широком смысле, в т.ч. за рамками традиционных, известных способов их удовлетворения. Более широко этот принцип иллюстрируется известной в маркетинге фразой: «Потребителю нужна не буровая коронка, а скважина». Перефразируя ее, можно сказать, что в сфере образования клиенту нужен не диплом и даже не сумма знаний, а возрастание ценности личности — для определенных социальных групп и коллективов, для самой личности.
Источник: smekni.com
1. Маркетинг как философия бизнеса. Цели и задачи маркетинга.
Маркетинг– вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредствам обмена. Маркетинг (по американской ассоциации маркетологов)– процесс планирования и воплощения замысла ценообразования, продвижения и реализации идей товаров и услуг, посредствам обмена, удовлетворительной цели отдельных лиц и организаций.
Цели использования маркетинга. Важнейшие цели маркетинга с точки зрения предприятия– поиск и создание покупателя, а также выявление и развитие отличительных, конкурентных преимуществ товара (услуг).
Без наличия конкурентного покупателя, готового своими деньгами «проголосовать» за товар, предприятие не сможет реализовать свою продукцию, обеспечить себе доход и получить прибыль. Поэтому именно покупатель является «центром вселенной», вокруг которого вращается современный рынок и маркетинг. В свою очередь, привлечь к себе покупателя можно только конкурентоспособным, обладающим свойствами и характеристиками, превосходящими товары-конкуренты. Другими словами, маркетинговая деятельность направлена на то, чтобы превратить потребности покупателя в доходы и прибыль предприятия. С общественной точки зрения маркетинговая деятельность преследует такие цели, как обеспечение высокого качества жизни, достижение максимально широкого выбора товаров, обеспечение наибольшей потребительской удовлетворенности, достижение максимально высокого уровня потребления.
2. Понятие и составляющие комплекса маркетинга.
Маркетинговые функции формируют следующие понятия: нужда, потребности, спрос, товар, обмен, сделка и рынок. Нужда — чувство нехватки чего-либо. Потребность — нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Спрос— это потребность, подкреплённая покупательной способностью.
Смена выбора может оказаться и результатом изменения цен или уровня доходов. Товар — всё, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
Товары могут не соответствовать потребностям, могут соответствовать частично и, наконец, полностью соответствовать потребностям, то есть быть так называемым идеальным товаром. Чем полнее товар соответствует желаниям потребителя, тем большего успеха добьется производитель.
Маркетинг имеет место в тех случаях, когда люди решают удовлетворить свою нужду и запросы с помощью обмена. Обмен — акт получения от кого-либо чего-либо взамен на что-либо. Для его совершения необходимо соблюдение пяти условий: 1Сторон должно быть как минимум две. 2Каждая сторона должна располагать чем-то, что могло бы представлять ценность для другой стороны.
3Каждая сторона должна быть способна осуществлять коммуникацию и доставку своего товара. 4Каждая сторона должна быть совершенно свободной в принятии или отклонении предложения другой стороны. 5Каждая сторона должна быть уверена в целесообразности или желательности иметь дело с другой стороной. Рынок — совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.
Рынок продавца— это такой рынок, на котором продавцы имеют больше власти и где наиболее активными приходится быть покупателям.Рынок покупателя— это такой рынок, на котором больше власти имеют покупатели и где наиболее активными должны быть продавцы. Покупательское поведениеконечных потребителей — поведение физических лиц или семей, которые приобретают товары и услуги для личного потребления. Потребительский рынок— отдельные личности и семьи, приобретающие товары и услуги для личного потребления.
Источник: studfile.net
Маркетинг ка философия предпринимательства
В данной курсовой работе рассмотрим маркетинг как философию успешного предпринимательства. Для достижения цели курсовой работы, предстоит решить следующие задачи:
— раскрыть понятие «маркетинг»;
— рассмотрим пять основных подходов, на основе которых коммерческие организации ведут свою маркетинговую деятельность;
— изучение моделей предпринимательства.
Введение 5
1. Основные понятия маркетинга 6
1.1 Сущность и определение маркетинга 6
1.2 Концепции маркетинга 6
2. Маркетинг как философия предпринимательства 15
2.1 Модель предпринимательства и система маркетинга 15
2.2 Маркетинг взаимодействия, современная концепция предпринимательства
22
3. Роль маркетинга в предпринимательстве 25
3.1 Маркетинг как форма предпринимательства 25
3.2 Роль маркетинга в предпринимательстве 27
Заключение 31
Список использованной литературы 32
Содержимое работы — 1 файл
МАРКЕТИНГ КАК ФИЛОСОФИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Курсовая работа по дисциплине «Маркетинг»
Курсовая работа 32 с., 6 рис., 2 табл., 12 источников.
Маркетинг, концепции маркетинга, предпринимательство, Ф. Котлер, прибыль, рыночная экономика, сделка, потребитель, маркетинговое взаимодействие, маркетинговые исследования.
Целью нашей работы является, доказать, что наиболее прогрессивная философия предпринимательства — концепция маркетинга.
Курсовая работа выполнена в текстовом редакторе Мicrosoft Word XP 2003.
Введение | 5 |
1. Основные понятия маркетинга | 6 |
1.1 Сущность и определение маркетинга | 6 |
1.2 Концепции маркетинга | 6 |
2. Маркетинг как философия предпринимательства | 15 |
2.1 Модель предпринимательства и система маркетинга | 15 |
2.2 Маркетинг взаимодействия, современная концепция предпринимательства | 22 |
3. Роль маркетинга в предпринимательстве | 25 |
3.1 Маркетинг как форма предпринимательства | 25 |
3.2 Роль маркетинга в предпринимательстве | 27 |
Заключение | 31 |
Список использованной литературы | 32 |
В современном мире нет особых проблем с производством продукции любой степени сложности и даже поставкой изощренно-интеллектуальных услуг. В сущности, большинство предпринимателей сталкиваются сегодня лишь с одной проблемой — где и как продать свои товары?
Не стоит забывать об эффективности рыночного поведения и развития фирмы. Самое важное в познании и удовлетворении потребностей покупателя – это изучать его мнение о товарах фирмы, конкурирующих товарах, проблемах и перспективах жизни и работы потребителей. Только обладая этим знанием можно в наиболее полной мере удовлетворить запросы потребителей. И как раз именно этим должна заниматься фирма в рамках системы сбыта – там, где она ближе всего соприкасается с покупателем.
Разобравшись и хорошо усвоив принципы маркетинга, можно научиться принимать решения о свойствах успешного товара и разрабатывать эффективные стратегии его сбыта, включая программы коммуникаций с целевой аудиторией покупателей и другими важными аудиториями, которые помогут достичь запланированных целей.
В данной курсовой работе рассмотрим маркетинг как философию успешного предпринимательства. Для достижения цели курсовой работы, предстоит решить следующие задачи:
— раскрыть понятие «маркетинг»;
— рассмотрим пять основных подходов, на основе которых коммерческие организации ведут свою маркетинговую деятельность;
— изучение моделей предпринимательства.
Целью нашей работы является, доказать, что наиболее прогрессивная философия предпринимательства — концепция маркетинга.
- Основные понятия маркетинга
1.1 Сущность и определение маркетинга
Маркетинг — одна из основополагающих дисциплин для профессиональных деятелей рынка, таких, как розничные торговцы, работники рекламы, исследователи маркетинга, заведующие производством новых и марочных товаров и т.п. Им необходимо знать, как описать рынок и разбить его на сегменты; как оценить нужды, запросы и предпочтения потребителей в рамках целевого рынка; как сконструировать и испытать товар с нужными для этого рынка потребительскими свойствами; как посредством цены донести до потребителя идею ценности товара; как выбрать умелых посредников, чтобы товар оказался широкодоступным, хорошо представленным; как рекламировать и продавать товар, чтобы потребители знали его и хотели приобрести.
По определению основоположника теории маркетинга американского ученого Ф. Котлера маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Роль маркетинга в экономике заключается в повышении ее торговооперационной эффективности. На современном этапе маркетинг понимается как выражение ориентированного на рынок управленческого стиля мышления, способного не только реагировать на развитие рыночной обстановки, но и самому изменять параметры окружающей среды, обеспечивая выход на рынок, расширение рынка, обеспечение безопасности рынка.
1.2 Концепции маркетинга
Концепция маркетинга основана на следующих ориентациях:
- производить то, что хотят покупать, а не то, что мы можем или нам хочется производить;
- ставить на первое место потребителя;
- регулярно выявлять с помощью маркетинговых исследований потребности и желания покупателей;
- организовывать и координировать деятельность предприятия с целью удовлетворения выявленных потребностей и желаний.
Очевидно, что вся деятельность в сфере маркетинга должна осуществляться в рамках какой-то единой концепции.
Существует пять основных подходов, на основе которых коммерческие организации ведут свою маркетинговую деятельность: концепция совершенствования производства, концепция совершенствования товара, концепция интенсификации коммерческих усилий, концепция маркетинга и концепция социально-этичного маркетинга. Общая тенденция развития перенос акцента с производства и товара на коммерческие усилия, на потребителя и всё большая ориентация на проблемы потребителя и социальной этичности. В таблице 1.1 приведём краткие характеристики концепций маркетинга.
Таблица 1.1 — Классификация концепций маркетинга
Наименование | Характеристика |
Производственно- ориентированная | Система организации коммерческо-хозяйственной деятельности субъектов рынка, ориентированная на рост производительности труда и снижение затрат, связанных с производством товаров, а также повышение эффективности систем их распределения |
Продукто-ориентированная | Система организации коммерческо-хозяйственной деятельности, при которой продавец рассчитывает на успешную реализацию товара, сочетающего высокое качество с наилучшими эксплуатационными характеристиками, а производитель сосредотачивает свои усилия на совершенствовании товара |
Ориентация на продажи | Продавец рассчитывает на успешную реализацию товара, продвигая его всеми доступными средства- |
Маркетинго-ориентированная | Залог достижения целей предприятия, фирмы-продавца — определение нужд и потребностей целевых рынков и удовлетворение потребителей более эффективными, чем у конкурентов способами |
Социально-ответственная | Направлена на удовлетворение не только отдельных потребностей личности, но «и всего общества в целом, причем, как с кратковременными, так и долговременными интересами потребителей или пользователей |
Производственно- ориентированная концепция. Одна из старейших бизнес-теорий, сущность, которой состоит в том, что потребители отдают предпочтение доступным и дешевым продуктам. Главная задача менеджера производственно- ориентированного предприятия — достижение высокой эффективности производства продукции и её оптимальное распределение.
Производственно- ориентированная концепция предполагает повышение производительности труда и снижение производственных затрат, связанных с выпуском продукции. Исходит она из того, что потребитель, прежде всего, заинтересован в легкодоступном продукте по невысоким ценам. Достижение высоких объемов производства позволяет снизить цены на продукцию, увеличить занимаемую ею долю на рынке и занять доминирующие позиции. Этой концепции придерживаются не только многие производственные предприятия, но и предприятия сферы услуг.
Продукто-ориентированная концепция. Нередко данная концепция называется товарной или концепцией «примата продукта». Ее приверженцы утверждают, что потребители отдают предпочтение товарам высокого качества, обладающим лучшими эксплуатационными свойствами и характеристиками.
Отсюда следует вывод, что менеджеры должны сконцентрировать свое внимание на производстве высококачественной продукции и её совершенствовании. К сожалению, обычная практика компаний, ориентированных на продукт — создание новых образцов без должного учета мнения потенциальных покупателей. Они полагают, что конструкторам и инженерам компании достаточно хорошо известно, в чем нуждаются потребители; продукции конкурентов они не уделяют должного внимания. Ориентация компаний на продукт ведет, по выражению Ф. Котлера, к «сильной маркетинговой близорукости».
Концепция ориентации на продажи. Данную концепцию зачастую называют «сбытовой». Согласно этой концепции потребители по природе своей никогда не будут добровольно покупать всю выпускаемую компанией продукцию, а значит, предприятие должно проводить агрессивную политику продаж и всеми доступными средствами продвигать на рынок свои товары.
Данная концепция исходит из того, что потребителям свойственна некая покупательская инертность: они приобретают товар только после длительных уговоров. При этом предполагается, что предприятие располагает достаточно эффективной системой сбыта продукции и стимулирования покупателей. Как правило, названной концепции придерживаются производители товаров и услуг, имеющих ограниченный рынок сбыта.
Некоторые предприятия применяют указанную концепцию в период, когда они испытывают определенные трудности со сбытом своего продукта. Можно сказать, что главная цель таких предприятий — любым путем продавать производимые ими товары, вместо того, чтобы наладить производство такой продукции, в которой нуждается рынок. Это приводит к тому, что в общественном мнении нередко складывается неверное мнение о том, что маркетинг — мероприятия исключительно по продвижению товаров и их реклама.
Маркетинго- ориентированная концепция (или концепция маркетинга). Наиболее прогрессивная философия предпринимательства — концепция маркетинга, вобравшая все лучшее из трех предыдущих подходов. Суть данной концепции заключается в том, что залог достижения целей предприятия, фирмы-продавца — определение нужд и потребностей целевых рынков и удовлетворение потребителей более эффективными, чем у конкурентов, способами. Вот некоторые из лозунгов названной концепции.
— Определите потребности и удовлетворите покупателя.
— Любите клиента, а не товар.
— Клиент всегда прав и т.п.
Классики маркетинга утверждают, что концепция маркетинга, как на четырех китах, держится:
1) на целевом рынке;
2) на потребительских нуждах;
3) на интегрированном маркетинге;
4) на рентабельности.
Таким образом, концепция маркетинга начинается с четкого определения целевого рынка; далее внимание акцентируется на нуждах покупателей; затем разрабатывается целый комплекс мероприятий, воздействующих на потребителей, что позволяет в итоге вести рентабельное производство.
Концепции ориентации на продажи и маркетинга часто путают друг с другом. Т. Левитт разграничивает их следующим образом:
Концепции ориентации на продажи — это сосредоточенность на нуждах продавца, а маркетинг — это сосредоточенность на нуждах покупателя. Концепции ориентации на продажи — это забота о нуждах продавца по превращению его товара в наличные деньги, а маркетинг — забота об удовлетворении нужд клиента посредством товара и целого ряда факторов, связанных с созданием, поставкой и, наконец, потреблением этого товара.
Источник: www.turboreferat.ru