Как любая система, маркетинг представляет собой единство процессов, связанных с внешней и внутренней средой. Обеспечение единства этих процессов обеспечивает достижение поставленных целей организации. Главным процессом в системе маркетинга является управление, связанное с обменом информацией между элементами системы. Это управление заключается в получении сведений о состоянии системы в каждый момент времени и в достижении поставленных целей посредством воздействия на систему.
Выделяют основные процессы маркетинга:
1) получение маркетинговой информации;
2) анализ полученной информации с помощью различных приемов и методов;
3) формирование результатов в проекты управленческих решений.
Цель маркетинговой системы – это достижение максимально высокой точности маркетинговых прогнозов и планов. Очевидно, что от точности определения объемов продаж, от точности прогнозов изменения спроса на товар или от реакции рынка на принятые решения в итоге зависит финансовый результат фирмы, а также достижение стратегических целей. Создание эффективной системы маркетинга состоит из нескольких этапов, и недооценка одного из них может привести фирму к получению «некачественного продукта» на выходе.
[#Маркетинг и #продажи] Прямой эфир «Как построить систему маркетинга и продаж» №020
Этапы маркетинговой деятельности:
1.Идентификация объектов управления системы маркетинга. Данный этап заключается в выявлении и документированном названии объектов управления, а также процессов системы маркетинга.
2.Определение параметров объектов управления. Здесь происходит описание основных элементов и процессов с помощью критериев оценки.
3. Отражение технологий управления в системе маркетинга. Необходимо четкое определение инструментов и технологий повышения эффективности управления бизнесом, снижения риска и роста доходов.
Источник: strategplann.ru
Строим маркетинг системно: взгляд стратега на маркетинг в бизнесе
На YouTube-канале сообщества опубликовано видео, в котором Наталья Тюленева рассматривает подход к реализации проекта от идеи до передачи ценности клиенту. Наталья — эксперт в маркетинге и digital-рекламе, стратег и консультант, а также сертифицированный бизнес-трекер
Из ролика вы узнаете о методологии, которая позволит структурировать маркетинговые усилия и добиться успеха проекта
Наталья условно разделяет работу маркетолога и стратега. Первый может называться по-разному (таргетолог, контекстолог и т. д.), но так или иначе это человек, который делает закупку и размещение рекламы в разных системах. Он является исполнителем и занимается только продвижением.
Стратег — это своего рода «архитектор» маркетинговых кампаний. Он учитывает пожелания заказчика, формирует общую концепцию и стратегию продвижения. Стратег разрабатывает дизайн-макеты, определяет ключевые моменты кампании и объясняет команде маркетологов, как именно нужно реализовывать задуманные тактические действия. Однако стоит отметить, что иногда проектам достаточно работы маркетологов
Источник: heg.ai
Создание системы маркетинга
У руководителей современных российских предприятий сложилось мнение, что для успеха бизнеса креативность более важна, чем система. Но современный бизнес – это не периодические поединки, а постоянная позиционная война, и побеждают в ней те, кто постоянно выигрывает в мелочах.
На длительных временных отрезках мелкие выигрыши складываются в крупное стратегическое преимущество. Именно такое преимущество
и дает системный подход к маркетинговой работе.
Системный подход к управлению маркетингом заключается в следующем:
— маркетинг рассматривается и управляется как бизнес-процесс;
— у маркетинга есть ожидаемый результат, а для выполнения мар-
кетинговой работы выделяются ресурсы – временные, финансовые, людские;
— ресурсы поддаются планированию, а результат – прогнозированию;
— маркетинговые инструменты выполняются в определенной вре-
менной последовательности, соблюдение которой позволяет добиться максимальной эффективности маркетинговой работы;
— результаты маркетинговой работы используются для управления бизнесом и позволяют повысить его финансовые результаты.
Маркетинговая система – это люди, технические средства и правила поведения сотрудников предприятия, позволяющие организовать бизнес-процессы по взаимодействию предприятия с рынком так, чтобы бизнес становился более эффективным, в том числе окупал саму маркетинговую систему.
Маркетинговая система имеет 2 компонента: физический и регламентный.
Физический компонент – это сотрудники, которые выполняют маркетинговую работу, и те ресурсы, которые требуются для выполнения данной работы.
Регламентный компонент – это правила, по которым отдельные люди и компоненты бизнеса взаимодействуют между собой в процессе выполнения работы.
Однако указанные компоненты – это только внешние признаки маркетинговой системы. Основным же критерием наличия маркетинговой системы будет устойчивый полезный эффект от ее работы.
Основные проблемы создания системы маркетинга:
1) проектирование и внедрение системы маркетинга обычно длительный многоэтапный процесс;
2) выбор и обоснование организационной структуры подразделения маркетинга требует изменения организационной структуры всего пред-
приятия;
3) определение характера и направленности связей подразделения маркетинга с другими подразделениями предприятия и изменения системы полномочий и ответственности в единой системе управления предприятия;
4) определение направленности и интенсивности информационных потоков и разграничение ответственности за работу информационной системы предприятия;
5) изменение направленности и интенсивности ресурсных потоков для создания системы финансирования маркетинга.
Решение этих проблем требует комплексного системного подхода
к организации и финансированию маркетинговой деятельности.
Структурированность системы предстает в виде подсистем, создающих и обеспечивающих ее, а также в виде организационной структуры предприятия и того места, которое занимает подразделение маркетинга предприятия.
Структура системы маркетинга включает следующие подсистемы:
— основа системы – это подразделение маркетинга на предприятии;
— подсистема маркетинговой информации;
— подсистема планирования и финансирования маркетинга;
— подсистема реализации комплекса маркетинга;
— подсистема обратных связей и контроля;
— подсистема контроля и оценки эффективности маркетинговой деятельности.
Появление проблем указывает на недостаточную системность деятельности предприятия и его подразделений. Необходимо стремиться к более высокому уровню системности в управлении предприятием и маркетингом.
Эволюцию задач, выполняемых системой маркетинга на предприятиях, можно представить в виде следующих этапов:
Этап 1. Становление маркетинга: осознание потребности в маркетинге, характеризуется случайным характером связей.
Этап 2. Развивающийся маркетинг: предпринимаются попытки комплексного использования элементов маркетинга.
Этап 3. Система маркетинга: маркетинг понимается как основа развития предприятия. Предприятие комплексно использует все элементы маркетинга.
По своему содержанию эти этапы формирования системы маркетинга показывают переход предприятия с деятельности, ориентированной на производство, на деятельность, ориентированную на маркетинг.
Таким образом, главное в маркетинговой системе – наличие эффективных производственных отношений, позволяющих согласовывать между собой результаты маркетинговой работы и управление деятельностью бизнеса. Именно это является ключевым моментом в достижении финансового результата.
10.2. Сущность и подходы
к организации маркетинговой деятельности
Организация – это более или менее постоянная группа людей, сформированная для реализации поставленный целей.
Организация – это динамическая целенаправленная система с рядом характеристик. У нее есть цель, на достижение которой направлена работа; формальная или неформальная модель распределения прав и ответственности; ресурсы определенного качества и количества; она постоянно взаимодействует с организациями других уровней в процессе принятия решений.
Для функционирования любой организации необходимо принять решения о параметрах ее компонентов. Выделяют следующие обязательные компоненты организации:
— логика и ограничения организационной структуры;
— система движения информации;
— процедуры и системы для реализации определенных задач;
— портфель вознаграждений и наказаний;
Все эти компоненты должны быть разработаны и скоординированы между собой, чтобы получилось гармоничное целое, чтобы цели и стратегии были достигнуты наиболее эффективным способом.
Реализация концепции маркетинга на предприятии требует создания соответствующей службы (подразделения).
Конечной целью функционирования маркетинговых служб является подчинение всей хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия законам существования и развития рынка. В этом заинтересованы как изготовители, так и потребители.
Основные проблемы и подходы к их решению при создании службы маркетинга:
— Необходим достаточно высокий статус руководителя службы маркетинга.
— Все решения должны приниматься после анализа соответствующей информации подразделением маркетинга. За решения, принятые без согласия службы маркетинга она отвечать не может.
— Нельзя допускать «неразбериху» с функциями службы маркетинга, необходимо разработать положение о службе маркетинга предприятия
и должностные инструкции специалистов.
— В отношении службы маркетинга необходимо идти на создание особых условий труда.
— Следует создавать самостоятельные подразделения маркетинга
с учетом особенностей компании.
— Организационная структура управления маркетингом зависит от выбранной предприятием маркетинговой стратегии и тактики и должна меняться вместе с их изменением.
— Несоответствие структуры предприятия и службы маркетинга целям и задачам предприятия может привести его к неудаче на рынке.
Организационная структура – это не тот фактор, с помощью которого можно прямо повысить эффективность работы, но он определяет возможность в целом добиться эффекта.
Однако одна служба маркетинга не решит все рыночные и маркетинговые проблемы, если не сформирована целостная система маркетинга.
Основные варианты места и роли маркетинга компании:
Вариант 1: элементы и отдельные функции маркетинга используются в компании, но случайным образом разделены между подразделениями или специалистами.
Разновидность варианта 1: маркетинговые функции распределены между подразделениями или специалистами, т. е. формально закреплены ответственность и права (при такой организации отсутствует принцип синергии).
Вариант 2: отдел сбыта (или отдел рекламы) под воздействием тенденций развития рынка переименовывается в службу маркетинга (здесь маркетинг находится в конце цепочки принятия решения и ни на что повлиять не может).
Вариант 3, революционный: создание службы маркетинга, которую формируют из сотрудников разных подразделений или новых работников для выполнения всего объема необходимых функций (данный вариант характеризуется повышенной конфликтностью).
Вариант 4, эволюционный: постепенная модернизация подразделений компаний, связанных с работой на рынке и обслуживанием потребителей (такой вариант требует много времени).
Промежуточным вариантом развития структуры управления маркетингом является формирование штабного подразделения из нескольких высококвалифицированных специалистов с полномочиями координации большого количества функций.
Близко к этому варианту ситуация первоначального запуска работы одной или нескольких проектных структур с четко поставленными целями и временными рамками.
Существуют и другие варианты организации маркетинга, особенно на первых этапах становления.
Источник: megaobuchalka.ru