Менеджмент это наука об управлении бизнесом

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гринев Никита Николаевич, Орлова Юлия Алексеевна

Задача менеджмента как науки управления состоит в повышении практической значимости исследований, ориентации их на разработку принципов и методов, дающих возможность практически решать в тех или иных условиях проблемы функционирования организации. Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации — это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные факторы внешней и внутренней среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гринев Никита Николаевич, Орлова Юлия Алексеевна

Проблемы менеджмента качества в России
Подходы к созданию структуры управления проектноориентированных организаций
Этические компоненты профессионализма в административно-управленческой деятельности
Институт саморегулирования в промышленности

Управление – наука и искусство

Анализ мер государственного стимулирования деловой активности предпринимательского сектора: кадровый аспект

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE AND THE BASIC CONCEPTS OF MANAGEMENT

Task management as a science management is to increase the practical relevance of research, their orientation on the development of principles and practices that enable practical solution to those problems or other conditions of functioning of the organization. Understanding management as management skills based on the fact that the organization are complex socio-technical systems, the functioning of which are affected by multiple factors external and internal environment.

Текст научной работы на тему «Сущность и основные понятия менеджмента»

Н.Н. Гринев*, Ю.А. Орлова

Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, Москва, Россия

125147, Москва, Миусская пл., д.9

СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

Задача менеджмента как науки управления состоит в повышении практической значимости исследований, ориентации их на разработку принципов и методов, дающих возможность практически решать в тех или иных условиях проблемы функционирования организации.

Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации — это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные факторы внешней и внутренней среды.

Ключевые слова: менеджмент, управление, координация, мотивация, сущность.

Понятие и сущность менеджмента

Управление как самостоятельная система претерпела ряд изменений, связанных с развитием общества. Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления в, как минимум, трех сферах человеческой деятельности: 1) оборонительная; 2) политическая; 3) экономическая.

Основы менеджмента. Лекция 1. Управление, менеджмент, руководство

На первом этапе, когда группы были незначительные, управление осуществлялось одним человеком. По мере разрастания и усложнения функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциация функций.

Менеджмент — специфический вид деятельности, который занимается управлением.

Управление — осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды: общества, живой и неживой природы.

Сущность менеджмента — управлять всем: производством, финансами, кадрами, ресурсами для упорядочения системы управления, от исходной ситуации — к улучшению результатов.

Менеджмент — управление в условиях рыночной экономики, совокупность принципов, методов. средств и форм управления производства, разработанных в условиях рыночной экономики и применяемых в странах с развитой рыночной экономикой с целью повышения эффективности производства, увеличения прибыли и прибавочной стоимости.

Основные принципы менеджмента

Принципы управления организацией определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления. Т. е. управление организацией осуществляется посредствам основных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Таким образом, принципы управления можно представить как

основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.

Все принципы менеджмента можно сгруппировать в 2 группы: общие и частные. К общим принципам управления относятся: принцип применимости, принцип системности, принцип многофункциональности, принцип интеграции, принцип ориентации, принцип ответственности.

Основными частными принципами являются:

• Принцип сочетания централизации и децентрализации.

• Принцип научной обоснованности управления — научное предвидение, планирование во времени социально-экономического преобразования организации.

• Принцип плавности — заключается в установлении основных направлений и пропорций развития организации в перспективе.

• Принцип сочетания прав, обязанности и ответственности — каждый подчиненный должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение.

• Принцип частной автономии и свободы -все инициативы исходят из действующих экономических субъектов, выполняющих управленческие функции по своему желанию в рамках действующего законодательства.

• Принцип иерархичности и обратной связи — создание многоступенчатой структуры управления, при которой первичные звенья управляются своими же органами, находятся под контролем органов руководства следующего уровня.

• Принцип мотивации — чем тщательнее менеджеры осуществляют систему поощрении и наказании, рассматривает ее с учетом непредвиденных обстоятельств, тем эффективнее будет программа мотивации.

• Принцип государственной законности системы менеджмента — организационно-правовая

форма фирмы должна отвечать требованиям государственного законодательства.

• Принцип органической целостности объекта и субъекта управления — управление как процесс воздействия субъекта управления на объект управления.

• Принцип устойчивости и мобильности системы управления — предполагает, что при изменении внешней и внутренней среды организации система менеджмента не должна претерпевать коренных изменен.

Функции менеджмента — специфические действия руководителя в системе управления.

Функции менеджмента классифицируются по двум группам:

1) общие, те, которые выполняются всеми руководителями, не зависимо от сферы деятельности и масштабов организации;

2) специфические, которые выполняются руководителем в зависимости от конкретной ситуации и используемых методов управления.

Общие функции управления

рассматриваются в теории Анри Файоля, где деятельность руководителя разделена на 5 функций:

1 Планирование — разработка последовательности действий, направленных на выполнение цели: стратегическое (плановые задания на длительный период времени и как правило включает прогнозные действия) и тактическое (детализация стратегического плана на краткосрочный период выполнения действий).

2 Организация — создание структуры подразделений, которые будут выполнять плановые задания). При организации выполнения действий необходимо уделить внимание персоналу, который будет задействован в выполнении действий. Персонал должен быть снабжен средствами и инструментами, необходимыми для выполнения действий.

3 Мотивация — связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей организации. Различные теории мотивации разделяют на две категории: содержательные (стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы) и процессуальные (анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения). Стимулирование — это функция, связанная с процессом активации деятельности людей и трудовых коллективов, обеспечивает работников в повышении результатов своего труда. Эта функция используется для морального и материального поощрения работников в

Читайте также:  Зачем бизнесу использовать linux

зависимости от качества и количества затраченного труда.

4 Координация (руководство) — выполняется руководителем при выполнении исполнителями плановых, установленных заданий. Координировать деятельность своих подчиненных необходимо с учетом изменений внешней среды, а также с учетом возможностей предприятия заниматься инновационной деятельностью. Вовремя введенные изменения в плановые задания и инновационную деятельность является гарантом успеха.

5 Контроль — это системное наблюдение за выполнением планов, заданий и результатами хозяйственной деятельности. Учет и контроль необходимы для управления плановой, финансовой, производственной и трудовой дисциплины на предприятии. Контроль объединяет все виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления (учет), изучения информации о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения поставленных целей. Существует три основных вида контроля: предварительный (применяется по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам), текущий (осуществляется, когда работа уже идет и обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником) и заключительный (осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведенное для нее время).

«Современные научные подходы к менеджменту (системный, ситуационный, количественный)»

В зависимости от условий, в которых находится организация, руководитель имеет возможность выбрать наиболее эффективный подход. Существует три методологических подхода:

1 Системный — сформирован на основе системного анализа, сущность которого заключается в анализе сложившейся ситуации, имеющей стабильность.

2 Ситуационный — применяется для каждого типа условий, где организация для себя создает ту структуру, которая наиболее полно будет отражать миссию организации и ее организационную культуру. Подход зависит от внешних и внутренних факторов.

3 Количественный — рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Основывается на концепции, согласно которой управление есть непрерывная серия взаимосвязанных действий. Процесс управления состоит из 4х основных функций (планирование, организация, мотивация, контроль), которые создают единую цепь, объединяющую коммуникации и принятие решения.

Итак, на наш взгляд, менеджмент от обычного управления отличается тем, что предполагает высокую степень свободы руководителей и подчиненных в условиях неопределенности ситуации. Управление же, сформировавшееся в рамках административной системы, основывается, наоборот, на всемерном ограничении такой

свободы и идее предопределенности основных событий и процессов на много лет вперед с помощью всеохватывающего централизованного планирования. Одним из важнейших принципов управления считается обеспечение соответствия прав, обязанностей и ответственности каждого звена системы управления.

Гринев Никита Николаевич, ассистент кафедры экономической теории РХТУ им. Д.И. Менделеева, Россия, Москва

Орлова Юлия Алексеевна, студентка факультета инженерной химии РХТУ им. Д.И. Менделеева, Россия, Москва

1. Вдовенко З.В. Инновационное развитие в условиях неопределенности / Инновационное развитие экономики России: сценарии и стратегии: Пятая международная конференция. Москва, МГУ имени М. В. Ломоносова, Экономический факультет; 18-20 апреля 2012 г.: сборник статей. Т.1 под ред. В.П.

Колесова, Л.А. Тутова. М.: ТЕИС, 2012. С. 37-44

2. Вдовенко З.В. Смена ориентиров в системе экономических знаний с позиций политической экономии / Первый международный политэкономический конгресс стран СНГ и Балтии. М.: Институт экономики РАН. [Электронный ресурс]. URL: http://www.alternativy.ru/ru/node/2127

3. Круглова, Н. Ю. Основы менеджмента: учебное пособие / Н. Ю. Круглова. — Москва: КноРус, 2009. -499 с

4. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического менеджмента. 2 издание.- СПб.: Высшая школа менеджмента. 2008.

Grinev Nikita Nikolaevich *, Orlova Julia Aleksandrovna

THE ESSENCE AND THE BASIC CONCEPTS OF MANAGEMENT

Task management as a science management is to increase the practical relevance of research, their orientation on the development of principles and practices that enable practical solution to those problems or other conditions of functioning of the organization.

Understanding management as management skills based on the fact that the organization — are complex socio-technical systems, the functioning of which are affected by multiple factors external and internal environment.

Key words: management, management, coordination ,motivation, self.

Источник: cyberleninka.ru

Знания

Все материалы, размещенные на сайте, созданы либо размещены и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено!

Тема 1.1 Сущность и характерные черты современного менеджмента, история его развития

Раздел 1. Основы менеджмента
Тема 1.1 Сущность и характерные черты современного менеджмента,
история его развития

Возникнув в конце 19 века, менеджмент приобрел особую популярность в 30-е годы 20 века. Уже в то время деятельность по управлению бизнесом выделилась в особую профессию, а область знаний в самостоятельную дисциплину. Термин «менеджмент» появился в США и достаточно быстро вошел в словарный обиход во всем мире. Этот термин многие полностью отождествляют с понятие «управление».

Однако понятие «управление» более широкое. Управление – это человеческая деятельность, являющаяся неотъемлемым элементом большинства видов труда (примеры: управление автомобилем, управление кораблем, лидер политической партии или общественного движения ). Термин «Менеджмент» применяется только к хозяйственной сфере, к бизнесу, к управлению в условиях рынка, т.е. менеджмент – это управление организацией, хозяйствующей в условиях рынка.

В основе термина «менеджмент» ( management ) лежит английский глагол « to manage », который примерно означает «объезжать лошадей» или «управлять», и происходит от латинского « manus »-рука. Отсюда термин «менеджмент» буквально означает «руководство», а в экономике «руководство людьми/бизнесом». Менеджмент, как разновидность управления, является одним из видов человеческой деятельности.

В современной теории и практике под менеджментом понимается процесс руководства (управления) группами, коллективами, бизнесом.

Известно более 200 определений менеджмента.

Менеджмент – совокупность принципов, методов, средств и форм управления, направленная на рациональное использование всех ресурсов организации для достижения поставленных целей.

Менеджмент — профессионально осуществляемое управление в условиях рыночных отношений в любой отрасли и в любой сфере деятельности, направленное на получение положительного результата при рациональном использовании всех видов ресурсов.

Для менеджмента важен не только бизнес, но и люди в нем, поэтому м енеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей

Сущность менеджмента можно рассматривать с разных точек зрения:
Искусство (практика) выполнения работ по управлению, применение накопленного опыта
Наука (область человеческих знаний) – изучение специфических проблем и подходов к их решению
Функция (вид деятельности) – выполнение ряда управленческих действий

Процесс – объединение всех видов управленческих действий (функций) в единую взаимосвязанную цепочку (процесс)

Люди, управляющие организацией – специально подготовленные специалисты в области управления — менеджеры

Читайте также:  Где брать бизнес идеи

Аппарат управления – специфический орган управления организацией

Основные истоки менеджмента как практической деятельности неразрывно связаны с развитием экономики и уходят вглубь веков, но возникновение науки менеджмента обычно связывают с зарождением капитализма , когда стало ясно, что производством надо управлять, чтобы оно стало эффективным.

Отправной точкой развития науки менеджмент считают 1866 год . В этом году американский бизнесмен Г. Таун выступил с докладом «Инженер как экономист», где он говорил о необходимости менеджмента как профессиональной деятельности и научной дисциплины.

Наука об управлении постоянно развивается, создаются новые направления, течения, школы. Этот процесс непрерывен, т.к. меняются цели, стратегии, накапливается опыт.

В истории менеджмента принято различать четыре основных подхода :
Научные школы (конец 19 в. – по настоящее время ):

Школа научного управления (1885-1920гг) – создана Фредериком Уинслоу Тейлором, американским инженером. Суть подхода – «Управление должно иметь свои законы, научные методы, формулы, принципы. Оно должно быть основано на измерениях, рационализации, систематическом учете»

Классическая (административная) школа управления (1920-1950гг) – основана французским горным инженером Анри Файолем. Главная идея подхода – рациональное построение организации как иерархической структуры. Файоль определил основные функции и принципы управления.

Школа «человеческих отношений» (1930-1950гг) – представители этой школы считали, что основной акцент в менеджменте должен быть смещен на человека и человеческие отношения. Особая заслуга в создании этой школы принадлежит психологам Мери Паркер Фоллет, Элтону Мейо и Абрахаму Маслоу

Школа поведенческих наук (1950г — настоящее время) – продолжает традиции школы «человеческих отношений», ее идеи легли в раздел менеджмента «управление персоналом». Суть подхода – управлять человеком можно используя различные стимулы. Известные представители этой школы — Дуглас МакГрегор, Питер Друкер, Карнеги

Школа количественных методов (1950гг- настоящее время) – возникла в результате бурного развития точных наук, создавших благоприятную среду для использования в менеджменте достижений в области компьютеризации, математики, физики и др. точных наук, которые позволяют разрабатывать модели процесса управления. Представители школы – Норберт Винер (основатель кибернетики и теории научного интеллекта), Леонид Витальевич Канторович (советский математик и экономист, автор линейного программирования), Джей Форрестер(моделирование реального производственного процесса)

Процессный подход – основу подхода заложил А.Файоль. Согласно его теории управление – это непрерывная цепь функций управления: планирование, организация, мотивация и контроль, — которые взаимосвязаны между собой. Т.е. управление – это непрерывный циклический процесс функций планирования, организации, мотивации и контроля, объединенных между собой связующими процессами принятия решений и коммуникации.

Системный подход – в его основе лежит понятие «система» — комплекс взаимосвязанных элементов (подсистем), каждый из которых вносит свой вклад в характеристику целого. Суть системного подхода – менеджеры должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов (люди, структура, задачи, технология), которые ориентированы на достижение различных целей под влиянием внешней среды.

Ситуационный подход – основой этого подхода является понятие «ситуация» — совокупность определенных обстоятельств. Суть ситуационного подхода – менеджер должен выбирать конкретный прием, метод, стиль управления исходя из реально сложившейся ситуации.

Источник: educationecology.blogspot.com

ЛЕКЦИЯ 1. Менеджмент как наука. Общие понятия о менеджменте

2. Менеджер. Требования к профессиональной компетенции.

3. Методы менеджмента.

4. Функции менеджмента.

1. Термин «менеджмент» в обозначении управления появился в США. Возникнув в конце Х1Х столетия, м-т приобрел особую популярность в 30-е годы 20 века. В общедоступном понимании М-т – это умением добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Другими словами менеджмент – это все человеческие возможности, которые используют лидеры для достижения стратегических и тактических целей организации.

К настоящему времени известны следующие важнейшие подходы к управлению. ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.

В СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

По содержанию менеджмент рассматривают в трех направлениях:

— Менеджмент это деятельность руководства организаций и предприятий по упорядочению и координации производственной и социально-культурной сферы.

— Менеджмент это группа управляющих лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью фирмы или ее подразделений.

— Менеджмент это совокупность научных знаний и практического опыт управления, учебная дисциплина.

Менеджмент это самостоятельный вид профессиональной деятельности. В качестве объекта менеджмента выступает хозяйственная деятельность предприятия в целом или ее сфера. Объект управления – часть окружающей среды, персонал фирмы, на которые направлены конкретные управленческие процессы (предприятие, технологии, качество услуг и продукции, коллектив, группа, личность).

Субъект управления – руководитель, группа лиц, организация, подразделение. Предмет менеджмента – изучение законов и закономерностей жизнедеятельности организаций, отношений людей в процессе производства. Отношения людей в процессе управления исследуются по двум основным направлениям, при демократических формах управления и при автократическом стиле управления.

Методология менеджмента – это учение об основных функциях, принципах и методах управленческой работы, системе важнейших ее показателей и результатов. Основой учения являются общие для наук методы – методы материалистической диалектики, анализа и синтеза, исторический и логический, рассмотрение конкретного и абстрактного, взаимосвязи условий и явлений и т.д.

Принципы менеджмента – это правила и способы управления деятельностью организации.

Принципы менеджмента: единоначалие и коллегиальность в управлении – руководитель конкретного уровня управления пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию. Коллегиальность – выработка коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровней, а также исполнителей. Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности – каждый подчиненный должен выполнять возложенные на него задачи. Каждый в организации наделяется конкретными правами и несет ответственность за порученное ему дело.

А также принципы мотивации, принцип демократизации управления и другие.

2. Менеджер – управляющий делами организации. Чтобы выполнять свои функции, менеджеры должны иметь специальные знания в области техники, экономики, организации производства и управления и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием.

Практика показывает, что не все даже высококвалифицированные специалисты, обладающие соответствующими знаниями, могут успешно руководить производством. Менеджеру необходимо иметь организаторские способности. Менеджеру необходимо иметь способности предвидеть будущее, изыскивать новые возможности и резервы, ставить перед коллективом новые задачи по развитию производства.

Читайте также:  Бизнес разводить раков как выгодно

Оперативное руководство заключается в умении менеджера быстро найти и принять конкретное управленческое решение. Большое значение имеет умение менеджера подбирать своих ближайших помощников, четко распределять функции, обязанности, ответственность каждого из них. Важным для менеджеров является умение понимать людей, правильно оценивать способности и индивидуальные особенности работников, прислушиваться к их мнению, поддерживать инициативу. Организаторские способности помогают менеджерам создавать и поддерживать в коллективе твердую, сознательную дисциплину.

Основные черты менеджера такие: самостоятельность мышления, инициатива, целеустремленность. Эти черты в определенной степени определяются возрастом менеджера. Это также аналитические способности, гибкостью в отношениях с людьми, предприимчивостью, ответственным отношением к работе. Такие черты как тактичность, уравновешенность, самообладание помогают завоевать авторитет – первое и наиболее важное условие для успешного руководства предприятием.

Требования к их профессиональной компетенции разделяют на две группы. Первая группа это знания и умения выполнять профессиональную работу в управлении, то есть:

— умения обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;

— информированность по вопросам развития отрасли, в которой работает организация: состояние исследований, техники, конкуренции, динамики спроса на продукцию;

— способность управлять ресурсами, прогнозировать работу предприятия;

— умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации, связи.

Вторая группа требований связана со способностью менеджеров работать с людьми и управлять самими собой. Менеджеры должны иметь личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны других. Это -высокое чувство долга, честность в отношениях с людьми, умение убеждать и др. успех деятельности руководителя на 15 % зависит от его профессиональных знаний и на 85 % — от умения работать с людьми.

3. Методы менеджмента. Методы – это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема.

1. Организационно- административные методы. В рамках организации возможны три формы проявления организационно-административных методов: обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.); согласительные методы (консультации, разрешение компромиссов); рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение). Как правило, это прямые задания и распоряжения вышестоящих органов управления (волевое воздействие руководителей на подчиненных). Организационно-административные методы от других методов отличает четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины.

2. Экономические методы. Экономическим методам в управлении отводится центральное место. К экономическим методам относится распоряжение материальными фондами, полученным доходом (прибылью), зарплатой. В управленческой практике экономические методы чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, ценообразование, финансирование, система материального поощрения.

3. Социально-психологические. Социально-психологические методы представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения, возникающие в трудовых коллективах. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов.

4. Функции менеджмента это виды управленческого труда, связанные с воздействием на управляемый объект. Функцииделятся на общие и частные.

Общими функциями являются: прогнозирование и планирование; организация, координация и регулирование; мотивация; контроль, учет и анализ.

Прогнозирование и планирование. Прогнозирование – это предвидение хода экономического развития на предстоящий период для конкретной организации. Планирование – один из этапов процесса управления, на котором определяются цели любой туристской структуры, а также методы их достижения. Сущность планирования состоит в том, что руководство определяет ведущий образ туристского предприятия. Ведущий образ содержит миссию, цели и задачи фирмы, принимает решения по ним, вырабатывать стратегию и определяет способы и сроки достижения запланированного, устанавливает исполнителей и ответственных лиц за использование материальных, финансовых и трудовых резервов и ресурсов.

В планирование включают: финансовое планирование, кадровое планирование, планирование поставок и сбыта (маркетинговое планирование), инновационное планирование. Выделяют стратегическое планирование. ориентированное на продолжительное существование предприятия, обеспечиваемое путем поиска, построения и сохранения потенциала успеха (доходности), и оперативное планирование — формирование годовых (оперативных) планов, определяющих развитие организации в кратко- и среднесрочной перспективе. Результаты планирования часто оформляют в виде «бизнес-плана». Прогнозирование и планирование определяют перспективу развития и будущее состояние системы производства как объекта, так и субъекта управления.

Результатом планирования как функции менеджмента может быть туристский образ региона.

Организация. Организация – это средство достижения целей предприятия. На примере организации работы туроператора можно более наглядно представить себе организационную функцию управления туризмом. Так, туроператор решает производственную, торговую, информационную задачи, задачу освоения новых регионов и т.д. По каждой из них менеджер распределяет обязанности, устанавливает ответственность, т.е. речь идет об установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями, отделами и службами фирмы, определении порядка и условий ее функционирования, ведением деловых переговоров, приемом делегаций, организацией рекламы и т.д.

Координирование и регулирование. Сущность этой функции заключается в обеспечении согласованности действий всех звеньев системы управления, сохранении, поддержании и совершенствовании установленного режима работы фирмы. Цель координации и регулирования – установления взаимодействия в работе руководителей и специалистов и устранение помех и отклонений от заданного режима работы. Координация осуществляется с помощью совещаний, личных контактов между руководителями, согласования рабочих планов, графиков, внесения в них корректив.

Мотивация. Хорошо спланированная и организованная работа фирмы может не дать желаемого результата, если сотрудники не будут иметь должных мотивов к труду. Известным стимулом к труду является высокая заработная плата и премии. Заработная плата играет особую роль. Рыночная экономика ориентирована на конечные результаты деятельности.

Контроль, учет и анализ. Контроль бывает внутренний и внешний, общий и частный, периодический и постоянный. Это процесс соизмерения фактически достигнутых результатов с запланированными. Контроль, осуществляемый до фактического начала работы называется предварительным. Контроль, осуществляемый на стадии хозяйственного процесса называется текущим.

Заключительный или последующий контроль осуществляется после того как работа выполнена. Заключительный контроль дает информацию для учета и анализа.

В настоящее время в практику современного управления вошло такое новое направление контрольной деятельности как контроллинг.

Контроллинг — совокупность всех форм контрольной деятельности, призванной объек­тивно и качественно проанализировать и оценить работу организации для ее развития или совершенствования ис­ходя из поставленных целей.

Частные функции – это функции управления, которые определяются по принадлежности управления к деятельности организации в целом или конкретным стадиям производственного процесса.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Познавательно:

Основные теории сущности юридического лица Первая по времени – теория фикции: юридическое лицо есть порождение правопорядка, т.
Пример решения задач Задача 1. Рассчитать скорость оборота денег. Денежная масса наличных и безналичных денег https://studopedia.ru/3_81050_lektsiya—menedzhment-kak-nauka-obshchie-ponyatiya-o-menedzhmente.html» target=»_blank»]studopedia.ru[/mask_link]

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин