Менеджмент малого бизнеса это

Тема 5. Особенности менеджмента в малом бизнесе

В предыдущей теме мы говорили о том, что особенности менеджмента малого бизнеса определяются функциями, возложенными на малые предприятия, их местом в экономике страны, деловой средой, в которой они развиваются, наконец, государственной политикой. Для малой предпринимательской организации необходимо, чтобы руководитель в своем лице соединял функции формального и неформального лидера.

Для подчиненных он должен быть дипломатом, умеющим успешно вести переговоры с представителями других организаций; опытным менеджером, способным правильно определить стратегию развития предприятия, цели и тактику реализации принятых решений; искусным координатором распределения задач среди исполнителей и справедливым контролером их выполнения; опытным коммерсантом и финансистом, знающим тонкости сбыта и реализации продукции (или услуг); наставником и воспитателем, у которого можно получить совет и помощь, психологом, владеющим искусством общения, убеждения, диалога и, наконец, человеком, который готов принять на себя всю ответственность за результаты предпринимательской деятельности. Многие предприниматели считают, что для управления малым бизнесом вполне достаточно их жизненного опыта и что изучать специально теорию управления — лишняя трата времени.

Производственный менеджмент

Между тем наука управления – одна из сложнейших отраслей знания. Так, существует несколько стилей управления в зависимости от того, в какой степени руководитель разрешает подчиненным участвовать в принятии решений: 1) автократический – когда руководитель сам принимает решения; 2) автократически–информационный – когда руководитель принимает решения руководствуясь информацией, полученной от своих подчиненных. 3) консультативный – когда руководитель излагает проблему тем своим подчиненным, кого это касается, выслушивает их идеи и предложения и затем принимает решение, которое отражает или не отражает мнение подчиненных. При этом в одну группу их он не собирает; 4) консультативно-групповой – руководитель излагает проблему группе подчиненных и весь коллектив выслушивает все идеи и предложения. Затем он принимает решение, которое отражает или не отражает мнение подчиненных; 5) наконец – полное участие – когда руководитель излагает проблему группе подчиненных, вместе с ними оценивает альтернативы и пытается достичь согласованного окончательного решения

Рекомендуемые материалы

Повышение конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Агроторг»

Источник: studizba.com

Тема 5. Особенности менеджмента в малом бизнесе

Малый бизнес, как отмечалось, действует в условиях неустойчивости среды.

В этих целях менеджер не только сам должен быть предпринимателем, но и стремиться культивировать дух предпринимательства на предприятии, в коллективе, создавая атмосферу подлинно творческой деятельности, давая простор для использова­ния индивидуальных способностей каждого сотрудника.

Малое предприятие, рассчитывающее не только на выживание, но и на успешную деятельность, должно иметь предпринимательское управление, т. е. менеджера не просто с хорошими качествами руководителя, но и обладающего достоинствами предпринимателя, творческим отношением к делу, проявлением инициативы, постоянным стремлением к новаторству, поиску нетрадиционных решений и возможностей и, что особенно важно, постоянной готовностью к риску и изысканию способов его преодоления.

Все менеджеры имеют один и тот же круг функций. Они занимаются планированием, организацией, координацией, мотивацией и контролем.

В организации, ориентированной на результат, менеджер должен проявить следующие качества:

Читайте также:  Бухгалтерский учет как функция бизнеса

• иметь широкое общее представление о положении за рамками своего предприятия,
осознавать изменения во внешней среде и возможности их использования;

чуткость к ситуации внутри и вне организации;

• творческий подход и умение мотивировать как самого себя, так и персонал в целях
достижения результатов;

• желание и способность сотрудничать;

• понимание результатов, а также умение планировать и выполнять планы.

• способность идти на риск.

• положительное отношение к работе, себе, коллегам;

• способность принимать решения;

• готовность дать оценку полученным результатам и определить программу развития
предприятия и персонала.

Факторы, определяющие особенности менеджмента в малом бизнесе:

• размер предприятия (численность работающих);

• организационная структура предприятия;

• ассортимент продукции (услуг);

• особенности спроса и потребления, производства и предоставления услуг.

Чуть ли не половина создаваемых предприятий приходится на небольшие, с численностью работающих до 20 человек. Как правило, функции управления в них берет на себя руководитель, полагая, что их лучше выполнять самому, чем перепоручать другим.

Однако такой расчет не всегда оправдан. Отказ от делегирования полномочий (или их части) влечет за собой дефицит времени на управленческую деятельность и отрицательно сказывается на результатах работы предприятия. К тому же руко­водителю фирмы необходимо заниматься не только текущей работой фирмы, но и смотреть вперед, видеть перспектив ее деятельности. Поэтому целесообразно потратить определенное время на обучение подходящего для этого работника и де­легировать ему полномочия, чем постоянно выполнять эту работу.

Задача менеджера (руководителя фирмы) включается в том. чтобы с учетом всей совокупности специфических факторов конкретного предприятия определить оптимальною систем>’ управления в целях достижения успеха.

2. Организация управления

Организация управления предполагает решение следующих вопросов:

• создание структуры предприятия;

Работа над структурой должна начинаться с целей и стратегии. Структура следует за стратегией, определяется ею, т. е. структура меняется тогда, когда меняется стратегия.

Проектируя структурные элементы новой организации, нужно ответить на четыре вопроса:

• Каковы основные компоненты организации?

• Какие компоненты нужно соединить, а какие обособить?

• Какого размера и какой формы должны быть компоненты’?

• Как их разместить и какие между ними должны быть отношения?

Для малого бизнеса наиболее простой является структура фирмы, находящейся в единоличном владении. Такая фирма обычно управляется собственником, который берет на себя весь риск предпринимательства.

Организационная структура малой фирмы может выглядеть, например, так, как показано на рис.1.

Президент фирмы (владелец)
Управляющий магазиномУправляющий по сбыту (владелец)Управляющий офисом (владелец)

Как показывает опыт, один из основных факторов, способствующих разорению малых фирм, — нехватка управленческих знаний у владельцев и управляющих этих предприятий. Поэтому они вынуждены прибегать к услугам консультационных фирм или привлекать на работу профессиональных менеджеров.

Жизнеспособными сегодня оказываются те малые фирмы, которые внедряют формы и методы управления, основанные на стратегии предприимчивости. Успех деятельности таких фирм обеспечивают систематические инновации в области продукции или услуг, позволяющие создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. В условиях рынка с его жесткой конкуренцией выживает и успешно развивается тот, кто «держит руку на пульсе» развития спроса и предложения и изменяет характер и направленность производства в соответствии с их требованиями.

Читайте также:  Что такое бизнес версия skype

Иными словами, главным требованием к управлению малым предприятием в условиях рынка является обеспечение сто адаптивности (приспособляемости и гибкости) к меняющимся условиям хозяйствования.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Что такое менеджмент в российском малом бизнесе?

Объект малого предпринимательства может создаваться с различными целями. Вне зависимости от них перед собственником встает вопрос грамотной постановки целей и рационального распределения финансовых средств. Вот почему менеджмент в малом бизнесе так важен.

Управление малым бизнес-проектом

Мастер на все руки

Правильное распоряжение активами позволяет профессионально управлять:

  • трудовыми кадрами;
  • финансовыми ресурсами;
  • имуществом;
  • нематериальными активами.

Именно совокупность всех этих направлений, находящаяся под руководством грамотного специалиста, позволяет говорить о планировании дохода. При этом стоит оговориться, что большинство предпринимателей отказываются от академических лекций. Более того, зачастую полученные в финансовых школах знания «разбиваются» о бизнес-реалии.

Многообразие знаний

Что подразумевает под собой менеджмент малого современного бизнеса? Это целая совокупность направлений, представленная несколькими группами активов. В них включены:

  • грамотное управление персоналом;
  • контролирование и развитие финансовых потоков;
  • контроль над клиентской базой;
  • формирование торговой марки и наименования компании, а также управление данными активами;
  • создание рекламной базы и маркетинга;
  • контроль инновационных решений;
  • формирование корпоративной этики и культуры.

Кроме того, совокупность всех представленных групп не будет полной без создания управленческой структуры компании. Потребуется вдумчиво и основательно заняться распределением обязанностей внутри корпорации. Каждый сотрудник должен быть наделен собственными обязанностями и полномочиями. Еще один вопрос, требующий внимания, – это формирование и четкий контроль собственных интернет-ресурсов.

Нейминг в приоритете

Что подразумевает управление предприятиями малого бизнеса по каждому из перечисленных векторов? Очевиден тот факт, что любая перспективная компания не может функционировать и развиваться без фирменного названия. Только теневой бизнес не приветствует создания собственных имен. Это обусловлено вопросами конспирации.

Для легальных бизнес-проектов создание привлекательного, броского, запоминающегося названия – первоочередная задача.

Также потребуется сформировать торговую марку. Сделать это можно самостоятельно либо воспользоваться услугами профессионального дизайнера.

Формирование названия компании позволяет:

  • стать узнаваемыми;
  • эффективно проводить рекламные акции;
  • обособиться от конкурентов.

Бренд-менеджмент и нейминг одинаково важны как для крупных фирм, так и для малых предприятий.

Тонкости управления трудовыми ресурсами

Управление трудовыми ресурсами

Стратегический менеджмент в организациях малого российского бизнеса имеет ключевой момент – управление персоналом. Контроль трудовых ресурсов компании подразумевает использование различных методов. Они имеют общую задачу.

Любая использованная методика управления человеческими резервами нацелена на:

  • тотальный контроль;
  • использование понуканий либо поощрений;
  • применение наказаний, без которых провинившиеся сотрудники не могут осознать проблемы, и премий за отличное качество работы и достижения.

При этом крайне важно изначально в процессе формирования организационной работы построить грамотную внутреннюю иерархию. На малом предприятии полномочия должны быть разделены согласно подразделениям в рамках созданных должностей.

Читайте также:  Ресурсы факторы и результаты бизнеса

Собственник бизнес-проекта должен самостоятельно определиться с:

  • распределением повседневной работы;
  • созданием мотивации;
  • осуществлением контроля;
  • планированием.

Нюансы управления финансами

Особого внимания заслуживают особенности управления малым бизнесом в категории финансового менеджмента. Здесь потребуется в первую очередь отметить категории наиболее распространенных ошибок. Как правило, они касаются:

  • ценообразования;
  • размеров заработных плат;
  • командировочных трат;
  • калькуляции параметров себестоимости предлагаемых услуг и товаров;
  • необходимости взятия кредитов.

Стоит на первых этапах развития малого предприятия осознать, насколько важна аренда офиса в дорогом бизнес-центре. Особо стоит отметить неприемлемость отсутствия бюджетирования.

Менеджмент

Нередко малый бизнес оказывался банкротом по причине выдачи премиальных владельцу или образования постоянных просрочек по банковским займам.

Очень важно на каждой стадии развития малого бизнеса отказаться от растрачивания финансовых средств впустую.

Контроль рекламных акций и динамика развития проекта

Каковы прочие особенности менеджмента в малом современном бизнесе? Это принципиальная важность грамотно сформированного маркетинга и управления рекламными акциями.

Чтобы бизнес-проект оказался успешным, потребуется громко заявить о себе. Причем рекламировать себя необходимо с позиции создателя уникальной продукции либо предоставления необычных, эксклюзивных услуг. Для этого необходимо находиться в постоянном контакте с клиентами и покупателями. При этом требуется отслеживать изменения их вкусов и мониторить запросы.

Отдельного внимания заслуживает четкое понимание предложений конкурентов. Следует постоянно отслеживать то, что они производят.

Малое предприятие должно подстраиваться и меняться в зависимости от:

  • внешней среды;
  • появления новых технологий;
  • моды;
  • возникновения свежих запросов;
  • коррекции продуктовой линейки.

Вкусы и предпочтения потребителей меняются постоянно. Именно поэтому руководство малым бизнесом тоже всегда должно находиться в развитии. Причем отталкиваться стоит от инноваций.

Ключевые особенности управления в организациях малого российского бизнеса подразумевают создание конкурентоспособного предприятия. Происходить это может за счет финансирования переподготовки персонала, технологий обслуживания потребителей и производства, автоматизации процесса в контексте предпринимательства.

Управление связями и модернизацией малого бизнеса

Управление малым бизнесом

Еще одной категорией управления малым бизнесом является грамотное и успешное построение взаимоотношений с потребителями, клиентами, партнерами. Удовлетворить запросы всех крайне сложно. Однако первоочередная задача руководства заключается в направленности на удовлетворение максимума потребностей. Очень важно сбалансировать поддержку интересов бизнеса, потребителей и персонала.

Следующие особенности грамотного управления предприятиями малого бизнеса заключаются в формировании правильной корпоративной этики. Что под собой подразумевает такая культура? Внутри коллектива необходимо создать особую систему взаимодействий.

Данная обязанность ложится на руководителя бизнес-проекта. Ему приходится специально формировать корпоративную культуру. Для этого глава компании подбирает соответствующих сотрудников. Он принимает каждого человека, наделяя его особыми задачами и возлагая определенные функции.

Есть и другие факторы менеджмента малых предприятий. Такие, например, как учет модернизации компании.

Чтобы бизнес-проект был успешен и прибылен, необходимо эффективно управлять нововведениями.

Рационализация всех процессов и внедрение инноваций – основа развития компании. Однако это требует немалого вложения финансовых средств.

Все направления менеджмента малого бизнеса очень важны. Задача руководителя – эффективно управлять каждым вектором, чтобы достичь успешного развития собственного проекта.

Эффективно о бизнесе. Тайм менеджмент – планирование на день: Видео

Источник: ipinform.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин