О книге «Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве. . Учебник.»
Рассматриваются вопросы управления организациями индустрии туризма, а также гостинично-туристским комплексом. Большое внимание уделяется инфраструктуре туризма и гостеприимства, методам управления туристскими фирмами и процессу формирования туристского продукта.
Значительное место отведено материалам, посвященным транспортному обеспечению туристской деятельности, управлению кадрами в туризме и гостиничном хозяйстве, рекламе и выставочной деятельности. Детально анализируется положение на рынке услуг туризма и гостеприимства. В каждой главе приводятся практические примеры и контрольные вопросы. Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов и слушателей системы послевузовского образования, а также специалистов организаций, работающих в индустрии туризма и гостеприимства.
Произведение было опубликовано в 2021 году издательством Кнорус. На нашем сайте можно скачать книгу «Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве. . Учебник.» в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.
Менеджмент в туризме. Основные этапы развития.
Источник: avidreaders.ru
56. Специфика менеджмента в туризме
В настоящее время существует более 200 определений менеджмента, в том числе определений менеджмента в отдельных отраслях. Например, в учебном пособии Н.И. Кабушкина «Менеджмент туризма» менеджмент в туризме определяется как «управление социально-экономическими явлениями и процессами, происходящими в туристской индустрии».
В данном определении смешиваются понятия «менеджмент» и «управление», которые по сути различаются. И.В. Зорин и В.А. Квартальное в справочнике «Энциклопедия туризма» приводят следующее определение менеджмента туризма: «Управление туристскими организациями в условиях рынка: ориентация на рекреационные потребности и спрос клиентов; стремление к повышению экономической эффективности деятельности туристской организации; стремление к росту ее хозяйственной самостоятельности; учет состояния и тенденций туристского рынка». В книге Р. Браимера «Основы управления в индустрии гостеприимства» менеджмент рассматривается как способ управления тем или иным предприятием.
Менеджмент туризма — использование и координация на предприятиях туризма с максимальной эффективностью таких ресурсов, как материальные, финансовые, человеческие и информационные, для достижения поставленных целей.
Данное определение позволяет охватить все аспекты деятельности туристского предприятия. Из этого определения вытекает основное отличие менеджмента от управления: не всякое управление — это менеджмент, а только эффективное, главной целью которого является получение прибыли.
Организация менеджмента в туризме
Уровень менеджмента имеет большое значение для эффективности экономических и социальных процессов на предприятиях туризма и в туристской отрасли в целом и существенно влияет на развитие туристской индустрии. Специфика менеджмента в туризме заключается главным образом в том, что одну из ведущих ролей в нем играют человеческие ресурсы. Управление работой гидов, сотрудников турфирм, служащих гостиниц и работников транспортных средств чрезвычайно важно. Еще одной характерной чертой является многообразие функций, выполняемых менеджером в туризме.
Туризм — сфера деятельности, в которой, как в одной из немногих, активно используются самые современные методы и технологии управления, особенно это касается гостиничного бизнеса. Так, большое распространение получили гостиничные цепи — это объединение нескольких гостиничных предприятий, которое ведет коллективный бизнес и находится под непосредственным контролем руководства цепью.
Как правило, цепь имеет собственные здания и землю или арендует их. При разделе прибыли руководство цепи получает преимущества и несет ответственность за операционные потери. Предприятия, входящие в одну цепь, имеют одинаковые стандарты обслуживания, гарантированные одинаковым качеством услуг одного бренда. У всех предприятий одной цепи единая торговая марка.
Это помогает потребителям сразу узнавать отели, понимать, какое обслуживание им будет предоставлено. Кроме того, для самих гостиничных цепей важно то, что они могут проводить единую рекламную политику и еще до открытия новой гостиницы, входящей в цепь, проводить бронирование.
Еще одной особенностью менеджмента в туризме является применение современных методов повышения эффективности, в частности в гостиничной индустрии. Данные методы условно делятся на две категории:
1) технические приемы, направленные на повышение потребительского спроса;
2) организационно-управленческие методы, которые связаны с уменьшением инвестиционных рисков путем внедрения новых форм управления, таких, как франшиза и контракты на управление.
Интересно то, что ни на один из эффективных методов управления нельзя полностью положиться. Связано это с тем, что все новые методы, дающие преимущества в конкурентной борьбе, практически сразу копируются.
Другим новшеством современного менеджмента в туризме стала стратегия контроля, основанная на выборе способа распределения и цены. К способам распределения продукта гостиничных услуг относятся, например, международные системы бронирования, сеть турагентств и туроператоров, собственная страничка в Интернете, собственные системы резервирования.
Следует отметить, что в последнее время в западных странах наблюдается стремление к снижению постоянных издержек и увеличению переменных. Поэтому многие специалисты не входят в штат гостиницы или турфирмы — их приглашают на время. К таким специалистам, как правило, относятся маркетологи, бухгалтеры, экономисты, а также специалисты по рекламе и PR.
Кроме того, гостиницы и турфирмы могут заключать договоры со специализированными фирмами по оказанию услуг аутсорсинга, который предполагает использование внешних ресурсов компаний-подрядчиков для выполнения работ, традиционно ведущихся силами собственного персонала с использованием собственных ресурсов предприятия.
Источник: studfile.net
Гостиничный и туристический менеджмент
Учебно-методический комплекс утвержден учебно-методическим советом ФГОУ ВПО «ВГАФК» « » ____________________200 г.
Председатель учебно-методического совета,
Проректор по учебной работе ___________________________Сергеев В.Н.
Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины “Туристский и гостиничный менеджмент”
1.1. Извлечение положений из образовательного стандарта
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины
1.4.Тематический план учебной дисциплины «туристский и гостиничный менеджмент» (32 часа-лекции и 64 часа семинарские занятия)
1.7. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины
Тематика курсовых работ
1.7.1. Основная литература
1.7.5. Содержание и формы текущего, промежуточного и итогового контроля
1.7.6. Вопросы к домашнему заданию
1.8 Содержание и формы текущего, промежуточного и итогового контроля
Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
2.1 Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса:
Раздел 3. Методические рекомендации преподавателю
Лекция № 1. Тема: «Введение в предмет «туристский и гостиничный менеджмент» (2 часа)
Лекции № 2. Тема: «Система и структура управления туризмом» (4 часа)
Лекции № 3. Тема: «Менеджмент регионального туризма» (2 часа)
Лекции № 4. Тема: «Экскурсионный менеджмент» (4 часа)
Лекция № 5. Тема: «Управление персоналом» (2 часа)
Лекция № 6. Тема: «внешнее экономическое действие менеджмента» (4 часа)
Лекция № 7. Тема: «Управление фирмой в условиях корпоративных сетей» (4 часа)
Лекция № 8. Тема: «Эффективность менеджмента в туризме» (2 часа)
Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины “Туристский и гостиничный менеджмент”
1.1 Извлечение положений из образовательного стандарта «Туристский и гостиничный менеджмент»
Общая теория управления. Закономерности управления различными системами. Управление социально-экономическими системами (организациями). Методологические основы менеджмента; инфраструктура менеджмента; социофакторы и этика менеджмента; интеграционные процессы в менеджменте; моделирование ситуаций и разработка решений; природа и состав функций менеджмента; стратегические и тактические планы в системе менеджмента; организационные отношения в системе менеджмента; формы организации системы менеджмента; мотивация деятельности в менеджменте; регулирование и контроль в системе менеджмента; динамика групп и лидерство в системе менеджмента; управление человеком и управление группой; руководство: власть и партнерство; стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера; конфликтность в менеджменте; факторы эффективности менеджмента.
1.2 Цель изучения дисциплины
Целью изучения дисциплины является ознакомление студентов основными принципами и аспектами менеджмента. Изучить положения теории и практики туристского и гостиничного менеджмента. Ознакомить студентов с современными нормативными теоретическими аспектами организации туризма, структурой управления туристским предприятием, с основными тенденциями в области развития, экономическими и социальными последствиями туризма, с особенностями организации туризма на предприятиях. Необходимо дать общее представление о современных видах туризма, классификации туризма, его функции и факторах влияющих на развитие туризма.
Дисциплина «Туристский и гостиничный менеджмент» позволяет дать будущим специалистам-менеджерам теоретические знания и сформировать у них практические навыки в создании и применении полученных знаний в ходе обучения для решения задач управления и принятия решений в практической деятельности при организации. Предметом изучения данной дисциплины являются методические основы организации туризма.
определение сущность туризма и его основных социально-экономических категорий;
изучение терминологий и понятийного аппарата туризма;
изучение организационно-правовых основ деятельности туристского предприятия;
формирование, продвижение и реализация туров;
изучение регулирования в туризме;
услуги и размещения и транспорта.
Источник: kazedu.com