Метод генерирования бизнес идеи заключающийся в том что все участники группы выдвигают свои идеи

методы генерирования идей

Пожалуй, трудно найти в современном мире более важный навык, чем креативность. За последнее десятилетие искусственный интеллект добился невероятных успехов в области обработки данных, однако в одном он практически не сдвинулся с места – в способности генерировать новые идеи. Пока что это остается прерогативой человечества – и мы однозначно должны пользоваться этим. В этой статье мы собрали подборку лучших техник, которые помогают искать оригинальные и полезные идеи.

Мозговой штурм

Первый в мире и уже ставший классикой метод. Он позволяет за короткое время сгенерировать большое количество идей, которые в дальнейшем подвергаются оценке. Брейнсторм предполагает групповую работу, однако ничто не мешает проводить его в одиночку.

Как это делается?

Существует три этапа мозгового штурма:

  1. Подготовительный – участники формулируют проблему, собирают информацию, выбирают ведущего.
  2. Генерация идей – каждый из участников придумывает как можно больше идей, руководствуясь следующими правилами:
  • принимаются все, даже безумные и фантастические идеи, без какой-либо критики;
  • идеи можно комбинировать, улучшать, дополнять.
  1. Оценка идей – на этом этапе они сортируются и критикуются, самые живучие прорабатываются дальше, остальные – отбрасываются.

Шесть шляп мышления

Продвинутая версия классического мозгового штурма. Она имеет игровую форму, позволяет посмотреть на задачу с разных сторон и улучшает внутрикомандное взаимодействие.

Как это делается?

Каждый участник попеременно «одевает» одну из шляп, т.е. обдумывает проблему под одним из 6 углов:

  1. Синяя шляпа – ее примеряет только один участник – модератор. Он формулирует цель, следит за правильным использованием всех шляп и подводит итоги.
  2. Белая шляпа – отвечает за аналитическое осмысление проблемы. Участники обсуждают существующие факты, ищут недостающую информацию.
  3. Красная шляпа – дает возможность высказать эмоциональное отношение к проблеме и возможным вариантам ее решения, а также позволяет включить интуицию.
  4. Черная шляпа – предполагает пессимистический взгляд на обсуждаемую задачу. Участники обсуждают ее негативные стороны и последствия, критикуют существующие варианты выхода из положения.
  5. Желтая шляпа – отвечает за оптимистическую сторону проблемы. Необходимо найти выгоду (даже если она неочевидная), выявить скрытые полезные ресурсы и возможности.
  6. Зеленая шляпа – в этом режиме предполагается собственно генерирование идей и поиск новых, нестандартных методов решения задачи.

Ментальные карты

Ментальные карты – метод, направленный на визуализацию связей и активизацию ассоциативного мышления. Он позволяет лучше охватывать всю картину изучаемого вопроса и активизирует творческое мышление благодаря использованию графики.

Как это делается?

Нарисуйте (или напишите) образ проблемы в центре. На ветках, которые от него будут отходить – записывайте свои идеи. Включайте ассоциативное мышление, постепенно разворачивайте каждую ветку на более мелкие – это позволит вам детально проработать каждую новую мысль. Используйте рисунки, делайте карту разноцветной – для большей наглядности и задействования образного мышления.

Метод синектики

Синектика основана на генерировании идей с помощью активного использования аналогий. Это достаточно сложный метод с некоторыми ограничениями. Он предполагает работу над конкретной задачей, а группа синектиков должна быть постоянной и пройти соответствующее обучение. В отличие от брейнсторма здесь допускается критика.

Как это делается?

В процессе обсуждения проблемы участники ищут аналогии, которые можно отнести к 4 классам:

  1. Прямые аналогии – самые очевидные сходства с исследуемым объектом. Обычно ищутся в других технических или природных объектах. Например, крыло у птицы и самолета.
  2. Субъективные аналогии – в этом случае креативщик перевоплощается в исследуемый объект, он должен «прочувствовать», каково это – быть им, оценить все те аспекты, которые недоступны обычному логическому подходу.
  3. Символические аналогии – предусматривает использование метафор и необычных определений обычных вещей, поиск парадоксов и конфликтов в устоявшихся стереотипах. Так, автомобиль можно определить как «легкопередвигающаяся тяжесть».
  4. Фантастические аналогии – предмет обсуждения и возможности синектиков мысленно лишаются любых преград со стороны физических законов. Допускается все, даже использование волшебной палочки. Это позволяет снять ментальные блоки и полностью раскрепостить творческий потенциал.

Методика SCAMPER

Если предыдущие техники позволяли максимально раскрепостить мышление, то SCAMPER задает ему определенное направление. Это позволяет выдать результат именно в тех случаях, когда свободное мышление не работает. В расширенном виде она представляет собой 60 вопросов и 200 ассоциативных слов.

Как это делается?

SCAMPER представляет собой аббревиатуру, которая обозначает 7 ключевых слов, стимулирующих креативное мышление:

  1. Substitue (Замещать) – разбейте проблему на компоненты и отдельные процессы и подумайте, чем можно заменить каждый из них.
  2. Combine (Комбинировать) – объединяйте части проблемы между собой и внешними предметами (или идеями), чтобы создать нечто новое.
  3. Adapt (Адаптировать) – поразмыслите, как можно по другому использовать уже имеющиеся ресурсы и возможности для решения проблемы.
  4. Modify/Magnify (Модифицировать/Увеличивать) – ищите, как можно видоизменить и улучшить существующие идеи или процессы, как можно поменять их интенсивность или значимость.
  5. Put to other uses (Найти другое применение) – подумайте, для каких еще целей можно применить вашу идею.
  6. Eliminate (Устранить) – упрощайте проблему, разделяйте ее на части и отбрасывайте то, чем можно пожертвовать.
  7. Rearrange (Переставлять, изменять порядок) – что будет, если нарушить последовательность в вашей задаче? Перевернуть ее с ног на голову или перетасовать ключевые блоки?

10 лучших методов генерирования идей

Обратный мозговой штурм

Ломать – не строить. Именно эта банальная мысль легла в основу данного метода. Суть его состоит в том, что вы ищете идеи не как решить данную проблему, а как вызвать ее, и что можно сделать, чтобы достичь не нужного эффекта. Это позволяет раскрепостить мозг, сделать процесс мозгового штурма более легким и приятным.

Как это делается?

Сформулируйте проблему, а затем переверните ее. Скажем, вам нужно повысить продажи какого-то конкретного продукта. Следовательно, вы должны думать над тем, как свести их до минимума. После того, как вы проведете мозговой штурм, вам потребуется вновь перевернуть эти идеи, чтобы извлечь из них пользу.

Метод фокальных объектов

Случайность и ассоциативное мышление – две вещи, которые удивительно часто сопровождают великие открытия и великие идеи. Метод фокальных (или случайных) объектов основан на этих двух явлениях. Он заключается в мысленном переносе характеристик произвольно выбранных объектов на предмет рассмотрения.

Как это делается?

  1. Выберите конкретный объект (он и будет назваться фокальным), который необходимо улучшить (например, внешний аккумулятор – Powerbank).
  2. Произвольно выберите несколько предметов (яблоко, корабль, Яндекс, коробка).
  3. Опишите свойства каждого предмета (например, яблоко – натуральное, сочное; корабль – военный, подводный; Яндекс – всезнающий; коробка – картонная, деревянная);
  4. Переносите свойства на фокальный объект, включайте ассоциативное мышление и выбирайте самые сильные варианты (натуральный – можно сделать стильный корпус из дерева, военный, подводный – можно сделать его водонепроницаемым и противоударным, всезнающий – можно добавить удобный индикатор заряда).

Метод морфологического ящика

Еще одно название – метод морфологического анализа. Он построен на разбиении объекта на составные элементы, для которых указываются различные варианты исполнения. Все это заносится в таблицу, а затем проводится поиск новых комбинаций, которые подчас рождают совершенно неожиданные идеи.

Как это делается?

  1. Выберите предмет (процесс), с которым вы будете работать.
  2. Разбейте его на ключевые элементы.
  3. Придумайте как можно больше различных вариантов для каждого элемента.
  4. Запишите все это в матричную таблицу.
  5. Ищите в таблице новые комбинации элементов и их вариантов, чтобы создать нечто новое.
Читайте также:  Копчение рыбы как бизнес рентабельность

Вот как это выглядит на примере уже рассмотренного Powerbank`а:

10 лучших методов генерирования идей

Мы можем создать powerbank с элементом Пельтье (вырабатывает электричество от тепла) с ударопрочным корпусом и встроенной картой памяти для видеосъемок в экстремальных условиях.

Метод Уолта Диснея

Уж если кто разбирается в творческом мышлении, так это Уолт Дисней, который создал одну из крупнейших кинокомпаний мира. Чем-то его метод напоминает шесть шляп мышления: вам тоже потребуется примерить на себя разные роли, чтобы выйти за рамки.

Как это делается?

Посмотрите на проблему с трех разных точек зрения. Последовательно перевоплощайтесь в каждую из ролей:

  1. Мечтатель – придумывайте самые безумные идеи и не ограничивайте себя ни в чем. Подумайте, каким могло бы быть идеальное решение идеальными методами.
  2. Реалист – в этой роли вы рассматриваете замыслы Мечтателя с точки зрения текущих возможностей. Как можно воплотить идею в неидеальном мире. Ищите конкретные пути, в возможности реализации которых уверены.
  3. Критик – пришло время искать все изъяны в вашем плане. Анализируйте свои идеи, выявляйте слабые места и ошибки.

Автобус, кровать, ванна

Это достаточно нестандартный метод генерирования идей, по сравнению с вышеописанными. Возможно, вы и сами замечали, что многие хорошие идеи приходят в самые неожиданные моменты – в душе или во время поездки на работу. Это связано с тем, что загрузив в свой мозг некую проблему, вы со временем невольно отвлекаетесь от обдумывания. Но ваше подсознание продолжает работать – и в какой-то момент выдает то, что называется озарением.

Как это делается?

  1. Определите проблему и проработайте над ней любым из вышеприведенных методов. Постарайтесь как можно глубже погрузиться в нее, изучите косвенно связанные с нею вопросы.
  2. Оставьте проблему на некоторое время. Просто смените род деятельности – погуляйте, послушайте музыку и т.д. В конце концов, поспите.
  3. Ждите озарения.
  4. Если предыдущий пункт оказался неудачным – попробуйте снова поработать классическими методами. Вы будете смотреть на проблему уже более свежим взглядом.
  5. Вариацией этого метода является шоковая терапия. На 2-м этапе вы должны кардинально сменить привычный распорядок – например, отправиться в небольшое путешествие или пробежать полумарафон.

Техника квоты идей

Метод основан на утверждении, что человек всегда недооценивает свои возможности. Скажем, если вы считаете, что можете отжаться 30 раз, то на самом деле вы способны как минимум на 35. Устанавливая рамки, мы стимулируем мозг искать выход из положения, тем самым улучшая свои показатели. Эту технику лучше всего использовать в комбинации с другими методами.

Как это делается?

  1. Установите для себя минимальное количество идей, которые вы бы хотели придумывать ежедневно (например, 5 за день).
  2. Каждый день выполняйте свой план.
  3. Если чувствуете, что способны на большее – не останавливайтесь, продолжайте генерировать идеи.
  4. Со временем повышайте планку.

Резюме

Это далеко не полный перечень креативных методик. Мы собрали лишь наиболее проверенные и популярные. Во многом именно благодаря им достигли столь невероятных успехов крупнейшие современные компании – начиная с «Apple» и заканчивая «Netflix». Применяйте эти техники дома и на работе, комбинируйте их или же найдите свою любимую – главное придумывайте много идей, чтобы тренировать свою креативность.

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
Telegram Вконтакте Facebook

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Развитие креативности: подборка полезных материалов
  • 6 креативных методик, когда мозговой штурм уже надоел
  • Секреты изобретателей: подборка полезных материалов
  • Пять техник мозгового штурма
  • Чек-лист по мозговому штурму
  • Методы оценки идей
  • ТРИЗ и дизайн-мышление в обычной жизни
  • 5 психотипов в мозговом штурме, и как их использовать
  • Концепт-карты
  • Как можно использовать ментальные карты

Источник: 4brain.ru

5 методов креативного мышления

Разработка качественного продукта начинается с поиска идеи. Генерация идей — это творческий процесс по поиску наилучшего решения с помощью разных методов.

Поиск идей помогает встряхнуться, взглянуть на проблему с другой стороны и придумать наилучший способ разрешения ситуации.

Представленные в статье методы могут использоваться для придумывания идей, развития креативности и преодоления творческих кризисов.

Нет времени читать статью? Найдите ее в нашем телеграм-канале и сохраните себе в «Избранном» на будущее.

1. Мозговой штурм

Мозговой штурм (англ. brainstorming) — это способ коллективного поиска идей. Его цель — собрать максимальное количество нестандартных и эффективных решений за фиксированное время.

Мозговой штурм применяют на этапе разработки продукта, когда еще непонятно, каким он должен быть.

Мозговой штурм применяют на этапе разработки продукта, когда еще непонятно, каким он должен быть.

Иллюстрация: ied.eu

Метод мозгового штурма придумал Алекс Осборн — основатель креативного агентства BBDO. В своей книге «Ваша творческая сила: как пользоваться воображением» он приводит пример, как команда из 10 человек придумала 87 рабочих идей для одной рекламной кампании за 1,5 часа.

Секрет успеха — в разнообразии команды. В мозговом штурме участвовали специалисты разного профиля. Они оценивали проблему по-разному и выдвигали необычные идеи.

Осборн считал, что придумать классную идею может любой. Единственная причина, по которой люди молчат и не высказывают свое мнение, — боязнь быть осмеянным.

Чтобы дать возможность каждому высказаться, Осборн установил 4 правила:

  • Никакой критики на этапе генерации идей.
  • Участников нужно подбадривать и поощрять.
  • Чужие идей нужно развивать и на их основе придумывать собственные варианты.
  • Говорить можно всё — даже нереалистичные или нетрадиционные мысли. Сначала команда озвучивает всё, что придет в голову, а потом анализирует возможность реализации.

Мозговой штурм — достаточно простой способ поиска идей, но он требует умелого координирования и внимательного планирования. Чтобы повысить результативность встречи, нужно:

  • Назначить ведущего, который запишет чужие идеи. Он должен уметь формулировать открытые вопросы, подбадривать и воодушевлять участников.
  • Спланировать встречу — составить расписание, назначить дату и время, выбрать участников, придумать правила.
  • Выбрать формат — традиционный мозговой штурм, мозговое письмо, ролевой штурм, обратный мозговой штурм, круговой мозговой штурм — о них ниже.

Мозговой штурм можно проводить по-разному. Самый распространенный способ — организатор задает вопрос, участники на него отвечают, а после оценивают каждую идею. Это традиционный формат мозгового штурма.

Если в таком формате идеи не придумываются, используют креативные методы мозгового штурма.

Самый распространенный способ — организатор задает вопрос, участники на него отвечают, а после оценивают каждую идею.

Иллюстрация: Джастин Дааб, medium.com

Мозговое письмо

Участники записывают идеи на листе, показывают их коллегам и комментируют идеи друг друга. Коммуникация происходит в текстовом формате. Участникам не нужно привлекать к себе внимание и аргументировать чужие или свои идеи. Оценка тоже проводится анонимно.

Мозговое письмо используют, если в группе есть доминирующие участники, значимость которых может повлиять на результат.

Мозговое письмо

Иллюстрация: r3.mt.ru

Ролевой штурм

Мозговой штурм превращается в игру — участники должны примерить конкретную роль и ответить на вопросы организатора.

Ведущий определяет роли, которые должен сыграть каждый, и прописывает вопросы, а участники по очереди примеряют образ и выдвигают идеи.

Например, ситуация: клиент хочет заказать товар на новом сайте, но уходит не завершив сделку, почему?

  • не видит кнопку,
  • непонятны условия,
  • дорогая доставка,
  • сайт просит много данных,
  • сложная регистрация и т. д.
Читайте также:  Сдача в аренду нежилых помещений как бизнес

Ролевой штурм помогает усовершенствовать продукт на этапе вывода на рынок и избежать ошибок.

Обратный мозговой штурм

Организатор предлагает участникам искать идеи от противного — такие, которые намеренно противоречат достижению результата.

Например, при решении задачи по увеличению трафика на сайт, организатор ставит задачу — придумать решение, которое отпугнет пользователей. Обратный штурм помогает найти проблемы, тормозящие проект.

Для этого участники:

  • Определяют проблему.
  • Формулируют антипроблему.
  • Придумывают идеи по возможному решению — проводят мозговой штурм, чтобы сформулировать все возможные плохие решения.
  • Переформулируют плохие решения — участники действуют «от противного», чтобы найти реальные решения первоначальной проблемы.
  • Анализируют решения и оценивают возможность их внедрения.

Например, у вашего сайта дела идут не очень.

Проблема — пользователи уходят с главной страницы сайта.
Решение проблемы — ищем способы сделать главную страницу еще хуже, чтобы пользователи меньше с ней взаимодействовали.
Возможное решение — изменить цвета, сделать кнопку во весь экран, поменять шрифт, изменить текст, сделать сложную структуру, перенести сайт на медленный сервер и т. д.

Обратный мозговой штурм

Круговой мозговой штурм

Организатор спрашивает мнение каждого участника по очереди. Так участникам сложнее доминировать или затеряться на фоне других.

2. Шесть мыслящих шляп

Техника шести шляп — это усовершенствованный вариант ролевого мозгового штурма. Ее придумал британский психолог Эдвард Де Боно.

В своей книге «Нестандартное мышление для менеджмента» Де Боно описал шесть путей, которые помогут выйти за рамки привычного мышления и научат принимать нестандартные решения.

По мнению Де Боно, главная трудность, с которой приходится бороться человеку при поиске решения, — путаница сознания. Человек одновременно пытается проанализировать ситуацию с разных сторон и запутывается еще больше.

Чтобы найти решение, человек должен разделить эмоции, креатив, логику, информацию, позитивное и критическое мышление. Облегчить путаницу помогает метод шести мыслящих шляп.

Шесть мыслящих шляп

Изображение: advance-club.ru

В основе метода — шесть метафорических шляп, представляющих разные типы мышления. В таблице ниже вы найдете их описание.

Цвет шляпы

Что подразумевает?

Оценка ситуации с точки зрения руководителя.

Участники могут использовать эту шляпу, чтобы направить мысли участников в нужное русло

Белая (или серая )

Аргументация ситуации на основе собранной информации.

Участники группы делятся информацией и записывают факты без дальнейшего развития. Они могут ответить на следующие вопросы: Какая есть доступная информация? Какие факты у нас есть?

Творческий взгляд на ситуацию.

Эта шляпа помогает находить творческие решения или оценивать предложения участников с творческой точки зрения.

Для стимулирования креативных решений участники могут использовать любые инструменты — кубики лего, мозговой штурм, ТРИЗ и т. д.

Анализ ситуации с позитивной точки зрения.

Цель — выявить преимущества каждой идеи без учета рисков или недостатков.

Участники абстрагируются от возможных проблем и последовательно отвечают на вопросы: Каковы преимущества применения решения? Почему вы думаете, что это работает?

Оценка чувственного опыта.

Участники выявляют различные эмоциональные реакции, связанные с проблемой, — любовь, ненависть, симпатия, неприязнь.

Команде не нужно определять, откуда появляются эти чувства. Им нужно ответить на вопросы: Что вы думаете об этом предложении? Какова ваша внутренняя реакция?

Анализ ситуации с осторожностью.

Цель — определить возможные риски и недостатки идеи, а также причины, по которым решение может не сработать. Участники должны аргументировать все предположения.

Негативный взгляд на ситуацию помогает участникам более взвешенно оценить идею и просчитать возможные риски. Для этого участники задают следующие вопросы: Каковы риски? Почему предложение не работает?

«Шесть шляп» можно использовать в любой последовательности. Но, если использовать метод в порядке, рекомендованном Де Боно, можно повысить продуктивность дискуссии. Психолог рекомендовал одевать шляпы в следующей последовательности: синюю, белую, зеленую, желтую, красную, черную.

Метод можно использовать в группах или в самостоятельной работе.

При групповой работе нужно назначить модератора и выдать ему синюю шляпу. Задачи организатора:

  • определять повестку дня,
  • назначать роли, и
  • корректировать направление беседы при необходимости.

Организатор раздает участникам карточки со шляпами. Каждый участник группы должен оценивать ситуацию с той точки зрения, которой соответствует шляпа. Еще участники могут чередовать шляпы, чтобы рассмотреть проблему с разных точек зрения.

Каждый участник группы должен оценивать ситуацию с той точки зрения, которой соответствует шляпа.

Изображение: cdn.basicdecor.ru

«Шесть шляп» можно использовать в одиночку. Человек готовит шесть разных карточек, прорабатывает шляпы по одной и делает заметки с каждой точки зрения.

Нужно стараться носить одну шляпу за раз и не прыгать с одной шляпы на другую. Это поможет сосредоточиться на одной точке зрения.

3. Синектика

Синектика — это возможность совместить несовместимое. Метод разработал американский ученый Уильям Гордо после изучения методики Эдварда Де Боно.

Она включает 10 этапов генерации идей:

  1. Точное формулирование проблемы.
  2. Фиксация спонтанных решений.
  3. Переформулирование проблемы.
  4. Поиск прямых аналогий — например, природных.
  5. Поиск личных аналогий, чтобы участники могли идентифицировать себя с проблемой.
  6. Разработка символических аналогий.
  7. Поиск прямых аналогий — например, из сферы технологий.
  8. Анализ аналогий.
  9. Поиск аналогий, связанных с первоначальной проблемой.
  10. Разработка конкретных решений для задачи.

Синектика — это возможность совместить несовместимое.

Изображение: cloud.prezentacii.org

Сначала участники формулируют задачу и придумывают к ней несколько аналогий. Каждую из них нужно выписать на отдельный лист:

  • Прямая — участники представляют, как люди с высоким IQ могут решить проблему, руководствуясь логическим мышлением.
  • Личная — участники представляют, как они решают проблемную ситуацию. При формулировке личной аналогии нужно избегать лишних деталей и формулировать решение кратко.
  • Символическая — участники представляют себя в роли героя фильма или вымышленного персонажа. Какой они найдут выход из ситуации? Можно ли использовать его на практике?

Во время сессии участники придумывают максимальное количество возможных решений и исключают очевидные варианты, чтобы придумать нестандартный выход из ситуации.

Как и любая групповая техника, синектика лучше работает в небольших группах до 10 человек. Если в команде больше человек, лучше разделить ее на несколько подгрупп, а на заключительном этапе объединить их результаты.

При использовании синектики важно последовательно выполнять все этапы. Сначала задействовать логическое и рациональное мышление, затем использовать метод свободных ассоциаций и фантазию.

Метод помогает избавиться от стереотипного и шаблонного мышления.

4. Метод Уолта Диснея

Для поиска творческих идей Уолт Дисней разработал свой метод. Он применим для командного поиска решений. Лучше всего метод работает в команде из 3–4 человек, но также подходит для индивидуального использования.

Метод Уолта Диснея

Изображение: liveinternet.ru

В основе — ролевая игра. Человек оказывается в роли мечтателя, критика и реалиста, чтобы оценить ситуацию с разных сторон:

  • Мечтатель — та роль, когда человек может по-настоящему проявить себя. У него нет границ, ему не нужно думать о целесообразности решения. Цель — найти самое креативное решение.
  • Реалист — роль, когда человек тщательно изучает свои собственные идеи и анализирует возможность их реализации.

Реалист рационален и беспристрастен. Учитывает затраты, техническую и практическую осуществимость идей, а также возможности команды, имеющиеся технологии и время, необходимое для их реализации. Цель реалиста — мысленно воплотить каждую идею, руководствуясь девизом: «Я реализую все».

  • Критик — роль, в которой человек придумывает наихудшие сценарии, ищет слабые места и задает критические вопросы.

Критик размышляет над тем, имеют ли реалистические идеи какой-либо смысл. Действительно ли они ему нужны? Цель критика — найти слабые места и взвесить идеи.

Читайте также:  Производство хозяйственного мыла как бизнес

В некоторых вариантах метода Уолта Диснея есть четвертая роль — нейтральная. Человек наблюдает, советует и поддерживает других участников.

Генерация идей разбивается на отдельные этапы — каждый по 30 минут. Важно, чтобы все участники играли одну и ту же роль на каждом этапе. Так им легче адаптироваться к смене ролей: они смогут найти более эффективные решения в сжатый срок.

5. Морфологический анализ

Морфологический анализ — это метод генерации идей, при котором проблему делят на отдельные части, а затем ищут решение для каждой из них.

Этот метод придумал американский астрофизик Фриц Цвикки. Он искал способ поиска решений для сложных продуктов, не поддающихся количественному анализу.

Морфологический анализ — это метод генерации идей, при котором проблему делят на отдельные части, а затем ищут решение для каждой из них.

Изображение: ppt-online.org

Этапы морфологического анализа:

1. Участники сначала анализируют проблему, а затем кратко ее формулируют. Например, какой сделать пирог?

2. Определяют изменения. Измерения — факторы, которые важны для решения проблемы. Например, вес, форма, начинка, размер.

3. Выявляют и описывают варианты возможных решений. Для этого участники классифицируют каждое измерение и выделяют отдельные функции. Форма может быть круглой, треугольной, квадратной или многоугольной.

4. Создают морфологический ящик, включающий все варианты решения проблем.

Чаще всего морфологический ящик оформляется в виде матрицы или таблицы.

5. Затем участники проверяют все комбинации и оценивают возможность их реализации: треугольной формы для пирога нет, зато есть квадратная среднего размера, но для такой формы не хватит мяса и капусты.

6. Выбираются варианты, удовлетворяющие заданные критерии: есть квадратная форма среднего размера и свежие грибы. Можно испечь квадратный пирог с грибами!

Проблема морфологического анализа в том, что не всегда можно объяснить целесообразность выбора. Участники должны объяснить, почему предпочитают один вариант другому или какой критерий можно включить в выборку, а какой нет.

Бонус: тренинги для развития креативности

Методы генерации идей помогают развивать креативное мышление и фантазию. Не сдерживайте себя — даже самые худшие идеи могут быть полезны. Ещё вместе с методами креативного мышления можно попробовать тренинги.

ТРИЗ на практике от 4brain

ТРИЗ на практике от 4brain

Участники учатся нестандартно мыслить и находить нестандартные решения в любых ситуациях. С помощью теоретических и практических занятий участники развивают интеллект и практикуют метод ТРИЗ.

Длительность курса — месяц, формат — онлайн.

Курс на развитие творческого мышления от Викиум

Курс на развитие творческого мышления от Викиум

Участники учатся по другому смотреть на ситуацию и нестандартно мыслить, развивают внимание, мышление и воображение.

Длительность курса — 16 занятий, формат — онлайн.

Образовательный центр МГТУ им. Баумана

Образовательный центр МГТУ им. Баумана

Преподаватели вуза проводят практический тренинг для слушателей, которые хотят научиться управлять мышлением, быстрее находить решения и развивать память.

Длительность курса — 7 дней, формат — очно, начало занятий — 20 июня.

Креативное мышление от Высшей школы менеджмента

Креативное мышление от Высшей школы менеджмента

Курс поможет развить творческие способности, генерировать идеи и использовать методы ТРИЗ, латеральное мышление, CRAFT и дизайн-мышление на практике.

Длительность курса — студент учится в своем темпе, формат — онлайн.

Источник: lpgenerator.ru

Метод мозгового штурма: что это, зачем и кому он нужен и как «штормить» правильно

Фото Getty Images

Мозговой штурм, или мозговая атака, — это популярный способ находить решения с помощью коллективного разума. К этому методу прибегают и основатели стартапов, и политики, и инвесторы, и те, кому нужно решать творческие задачи. Брейнсторминг — действительно эффективный метод, правда, иногда все сводится к тому, что менеджеров собирают в переговорной и предлагают обсудить какой-то вопрос. Оказывается, этого недостаточно. Forbes составил подробную инструкцию, как правильно провести мозговой штурм

Метод мозгового штурма, или брейнсторминг (от англ. brainstorm), ― это способ коллективного поиска решений для самых разных задач. Его используют в сферах, связанных с анализом информации, где нужно придумывать новые продукты и создавать креативные концепции, например в рекламе и маркетинге, в создании брендов и питчинге сериалов. Целью мозгового штурма является получение нестандартных и эффективных решений в условиях ограниченного времени. Добиваются этого за счет генерирования максимального количества разнообразных идей в процессе совместного обсуждения в команде.

Эту технику придумал американский психолог и сооснователь сети рекламных агентств BBD

— группа собирается для ознакомления с озвученными идеями, выбирает несколько лучших вариантов, обсуждает их плюсы и минусы;

— затем каждую отобранную идею участники обсуждают в мини-группах, сужая список вариантов до основных и ранжируя их по приоритетности;

— еще один раунд брейнсторминга с обсуждением каждой идеи, который приводит к финальному отбору лучших вариантов.

Еще один метод — «мозговая осада». Эта техника предполагает тщательное и глубокое обсуждение каждой из выдвинутых идей. Такой метод снижает вероятность, что потенциально неплохую идея раскритикую и отбросят на самом раннем этапе. Все предложения участников рассматривают отдельно, доводят до ума и выбирают лучший. Такой метод требует больше времени, но зато дает качественный и обдуманный результат.

Для метода «635» понадобится шесть человек, каждый из которых предлагает по три идеи за пять минут. После этого все знакомятся с вариантами друг друга и в течение пяти минут анализируют каждую. За полчаса таким образом можно получить 18 предложений, из которых затем отбираются лучшие.

Материал по теме

Метод корабельного совета предполагает озвучивание идей «по старшинству». Первым идею высказывает джуниор, последним — старший по команде. На финальное рассмотрение выносится только одна идея.

Плюсы и минусы мозгового штурма

Основной недостаток метода заключается в том, что поиск идей имеет случайный и спонтанный характер, а комплексный анализ всей информации не предполагается — а значит, нет гарантий, что на выходе будет выбрана действительно лучшая идея. По опыту, только небольшая часть идей, озвученных в процессе мозгового штурма, оказывается действительно эффективной.

К недостаткам брейнсторминга можно отнести и то, что далеко не все готовы озвучивать свои идеи публично, боясь осуждения или критики. В то же время более бойкие участники в команде могут затмевать менее активных коллег, из-за чего их предложения рискуют остаться неуслышанными.

В этом случае хороший результат можно получить, проводя мозговой штурм онлайн. Для этого используются разнообразные доступные сервисы — от Zoom до WhatsApp и Telegram. Многие люди на онлайн-конференциях могут более свободно высказывать идеи, особенно если есть возможность сделать участников такой сессии анонимными. Кроме того, все идеи будут зафиксированы, если вы проводите брейнсторминг в режиме видеоконференции и делаете запись, либо останутся в чате, если вы накидываете идеи в Telegram или WhatsApp. Так ваши идеи не потеряются, правда, найти их в общем чате среди сотен сообщений может быть непросто.

При таком способе затруднительно установить авторство каждой конкретной идеи, и могут возникнуть споры по поводу того, кто придумал, а кто присвоил идею. Впрочем, это скорее плюс, а не минус — ведь авторство идей не имеет значения. Мозговой штурм — это совместное творчество.

Основной плюс брейнсторминга в формате живого общения заключается в том, что мотивирует всех членов команды активнее участвовать в работе, сплачивает коллектив и способствует развитию творческого мышления.

Источник: www.forbes.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин