Теневой бизнес, если отделить его от в принципе незаконной деятельности, как уже отмечалось, прежде всего подразумевает желание скрыться от уплаты налогов и других платежей в бюджет. Опыт показывает, что наиболее скрытны налоговые преступления; попытки уклониться от уплаты других видов обязательных платежей, как правило, либо выявляются контрольными методами, либо по своему характеру идентичны способам уклонения от уплаты налогов
Федеральная служба налоговой полиции РФ выделяет восемь основных способов уклонения от уплаты налогов:
1. Сокрытие объектов налогообложения, т.е. ведение финансово-хозяйственной деятельности без необходимой регистрации, постановки на учет в Государственной налоговой инспекции или лицензии, в том числе с использованием подложных документов и документов фальшивых фирм.
2. Занижение объектов налогообложения (внесение в бухгалтерские документы искаженных данных, отнесение части выручки на ненадлежащие бухгалтерские счета, создание неучтенных излишков продукции путем увеличения нормы убыли, необоснованного списания и др.).
Пасхавер: Нельзя вести борьбу с теневой экономикой в малом бизнесе, пока есть «коррупционный налог»
3. Сокрытие средств от уплаты налогов при наличии недоимки по налогам или с целью неуплаты текущих налогов (создание искусственной дебиторской задолженности, отпуск товаров без предоплаты, в том числе на реализацию, с намерением не возвращать выручку на счета предприятия, перечисление выручки на счета зависимых структур, не уполномочивая их уплачивать соответствующие налоги, невозврат валютных средств и др.).
4. Незаконное использование льгот (ведение основного вида деятельности под видом льготированного, включение в штат неработающих пенсионеров-инвалидов и др.).
5. Занижение налога на прибыль (неправомерное отнесение расходов на финансовые результаты предприятия, искусственное увеличение фонда заработной платы за счет завышения численности работников, завышение внереализационных расходов и др.).
6. Уклонение от уплаты и занижение НДС (неначисление НДС по взаимозачетам и бартеру, завышение в налоговых декларациях сумм НДС, подлежащих возмещению из бюджета, и др.).
7. Уклонение от уплаты акцизов (внесение в технологию производства подакцизной продукции незначительного изменения с целью вывода ее из-под обложения акцизом, но фактического использования в прежнем порядке).
8. Уклонение от уплаты подоходного налога (получение крупной материальной помощи, персонального вознаграждения или безвозвратной ссуды, безвозвратное получение денежных средств в подотчет, непредставление или искажение данных в декларации о совокупном годовом доходе и др.). и Чрезмерное расширение сферы теневой экономики в России становится одной из основных опасностей для осуществл-
ния рыночных реформ в стране. С общегосударственных позиций здесь выделяют несколько ключевых проблем.
1. Проблема доходов населения. Вероятность того, что налоговая инспекция сможет проследить все доходы населения, сомнительна. Без выстраивания прозрачной системы учета доходов населения вывести из тени значительные объемы экономики наверняка не удастся.
Какие методы борьбы с теневой экономикой на данный момент наиболее эффективны?
2. Проблема организации фискальных служб и методов их работы. Особо настораживают призывы к усилению и организации тотального контроля над населением и организациями со стороны налоговых органов, МВД и ФСБ — своеобразного «налогового террора». Подобная система развивается по законам цепной реакции, и если учесть, что практически все население России в той или иной степени виновато в укрывательстве доходов, результат предсказуем. В итоге Россия опять скатится в систему налогово-полицейского государства с огромной системой осведомителей и «доброжелателей».
3. Проблема прозрачности принимаемых решений и льгот. Быстрый переход от одной экономической системы к другой образовал систему свободных от законов сфер экономики. Частично данный вакуум заполнялся указами Президента и много-численными подзаконными актами, в которых уже запутались сами чиновники.
В период высокой инфляции, ограниченности государственных средств, невозможности постоянных корректировок расходных статей бюджета были введены льготы по налогам для многих организаций. В результате доступ к подобным каналам теневого бизнеса стал контролироваться довольно узкой группой людей, создавая условия и прецеденты для теневого бизнеса. По существу ведется гонка за доступ к разрешению работать с отклонениями от закона. В условиях современной России необходима полная отмена всех льгот. Если кому-либо оказывается финансовая помощь, то она должна предоставляться в виде дотаций или субвенций, размеры которых известны и ограничены расходами того или иного бюджета, а не в виде выдуманных льгот с неясными размерами и способами поступления.
В целом следует иметь в виду, что теневая экономика всегда была, есть и будет во всех странах, в тех или иных сферах экономики. Мир создан из людей — честных и нечестных. Просто объемы теневой экономики и ее сферы применения должны быть приемлемыми для всего общества.
Государство пытается ограничить и вытеснить теневой рынок двумя путями. Первый основан на экономических мерах. Их назначение — сделать для предпринимателей участие в легальных, официальных рыночных отношениях экономически и материально более выгодным и безопасным, чем иметь дело с рынком нелегальным, теневым. Второй путь включает меры государственного принуждения, а именно совершенствование законодательства, направленного на усиление борьбы с «теневиками», и обеспечение неуклонного проведения его в жизнь. При этом обсуждается возможность использования еще и третьего пути, успешно апробированного в некоторых государствах с ныне развитой экономикой, но находившейся ранее в кризисе: объявление своего рода амнистии «теневикам».
Суть предполагаемой амнистии в следующем. Бывшие «тене-вики» становятся правопослушными и честными гражданами. Они вкладывают неправедно нажитые средства, в том числе и укрываемые за рубежом, в отечественную экономику, получая с них установленную законодательством прибыль в виде дивидендов или в иной форме. Государство в свою очередь берет на себя обязанность не выяснять источники вкладываемых в экономику средств и не привлекать бывших «теневиков» ни к какой юридической ответственности за их прошлые грехи.
В глобальном масштабе по отношению к теневой экономике применимы два основных подхода: с одной стороны, борьба с незаконными действиями хозяйствующих субъектов силами правоохранительных органов, с другой — такое изменение экономических институтов государства, которое приведет к превращению теневых капиталов в реальные инвестиции в экономику России.
Основными путями легализации теневого капитала являются известные, но трудновыполнимые меры. Главное это — демократизация всех сторон социально-экономических отношений, создание благоприятных для производителя правовых условий, реформа налоговой системы, реальная ответственность исполнительных органов перед парламентом, изменение денежной и валютной политики. Но эти меры требуют очень серьезной политической воли государства.
Видимо, для эффективного и всестороннего решения проблемы следует идти по пути легализации теневого капитала, не прекращая борьбы с его криминальными проявлениями. Это определяется прежде всего тем, что в руках теневиков скапливаются огромные средства, которые могут быть превращены в реальные инвестиции. По оценкам специалистов, общий объем таких инвестиций в России мог бы составить около 500 млрд. долл.
РАЗДЕЛ II |
‘ ‘Пока руководство страны ориентируется на более простые, проверенные временем методы борьбы с теневыми операциями. К примеру, по мнению ФСНП следует лишь создать комплексную систему контроля за экономикой, построенную по принципу сбора и анализа информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятий и физических лиц с последующим обменом ею между заинтересованными государственными органами. Следует установить действенный и постоянный декларативный контроль за доходами и расходами граждан, который должен осуществляться государственными органами.
Пока, несмотря на то что отдельные правовые нормы для
борьбы с теневой экономикой в России имеются, они носят
ограниченный характер и способны противостоять лишь некоторым ее элементам..
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ |
1. 2. 3. |
Дайте определение понятию «теневая экономика». Каковы реальные масштабы теневой экономики в России? Назовите факторы, способствующие развитию теневой экономики.
4. Перечислите основные способы уклонения предпринимате-лей от уплаты налогов.
5. Назовите основные подходы в борьбе с широкомасштабной теневой экономикой.
Источник: poisk-ru.ru
Методы борьбы с теневой экономикой
Борьба с теневым сектором экономики представляет собой еще более сложную задачу, чем определение ее масштабов. Одной из главных причин сложности этой задачи является положительная обратная связь, упомянутая выше. Главная цель — легализация неофициальной экономики и сокращение, а лучше ликвидация, криминальной. Поскольку на развитие теневой экономики влияют многочисленные факторы, то и средства борьбы с нею должны быть комплексными. Они должны включать экономические, правовые и социальные аспекты.
В настоящее время применяются такие меры как:
реформирование налоговой системы, способствующее выводу части дохода из теневой сферы;
ужесточение борьбы с коррупцией;
меры по возвращению вывезенных из страны капиталов и прекращению такого вывоза за счет создания более привлекательного инвестиционного климата в стране;
выявляются подпольные производства (например, в ликероводочной промышленности) и пресекается их деятельность;
усиление контроля над финансовыми потоками, препятствующее отмыванию грязных денег
разработка проекта детенизации экономики
На мой взгляд, этого недостаточно. Я считаю, что примерная программа действий государства должна состоять в следующем:
Необходимо законодательно добиться ослабления всевозможного пресса со стороны государства на бизнес, в частности, необходимо сократить число надзорных органов и инспекций, в то же время повысив эффективность самой системы контроля и надзора в стране. Сохранение такой ситуации толкает многих граждан в теневую экономику, формируется криминальное сознание общества, становящееся обыденным.
Следует всячески стимулировать безналичный денежный оборот. Например, гражданам, получившим доходы на банковский счет и не обезналичивающим их, можно учитывать половину уплаченного ими НДС. Таким образом, НДС, акцизы и подоходные налоги при этом будут «отсасывать» деньги из теневого оборота;
Необходимо запретить бесконтрольное представление и привлечение кредитов, отчуждение собственности и принятия на себя обязательств неплатежеспособными предприятиями и гражданами;
Важно децентрализовать, укрепить судебные и правоохранительные органы, закрепив за соответствующими институтами часть налоговых доходов, ужесточить законодательство;
Необходимо превратить защиту прав акционеров, инвесторов и кредиторов в государственный приоритет.
Реализация предполагаемых мер приведет к снижению объема кредитных и фондовых операций при обеспечении их эффективности и надежности. Многократно возрастут масштабы безналичных расчетов – это для финансовой элиты. Государство получит прирост бюджетных доходов и расходов. Менеджеры обретут перспективу упрочения своего положения легальным образом вместо вынужденной тактики разворовывания остатков имущества предприятия. Подавление налично-денежного и безналичного платеже-расчетного оборота приведет к увеличению потребности в безналичной рублевой массе и облегчит решение проблем дедоллоризации экономики и стабилизации рубля.
Преодоление параллельных форм организации экономики в России — длительный и сложный процесс. За годы радикально-либерального реформирования они превратилась в массовую, самовоспроизводящуюся и весьма жизнеспособную систему, с очень сильным запасом инерционности.
Излишне активные действия против теневых форм способны вызвать сопротивление не только теневиков-хозяйственников, но и части населения. Экономические и социальные результаты тотального наступления на теневую экономику могут оказаться прямо противоположными декларируемым. Сокращение удельного веса теневой деятельности — это не предпосылка дельнейшего развертывания реформ, а их результат, достижение которого наиболее эффективно в случае замещения теневых связей цивилизованными рыночными отношениями. А это возможно лишь тогда, когда объектом воздействия будет не столько теневая экономика, сколько условия её порождающие, иными словами воздействие должно быть не на уровне последствий, а на уровне причин.
Непосредственное же воздействие на теневые формы организации экономических связей можно представить как вытеснение их в те мелкие и мельчайшие ниши, которые «не интересны» для сложившихся рыночных агентов и позволяют пройти школу предпринимательства, получить опыт функционирования в конкурентной среде.
Пока в России не будет достигнута экономическая стабильность, пока не снизятся темпы инфляции – нечего говорить о решении этой проблемы. Теневая экономика в России будет существовать всегда. Представить без неё нашу страну невозможно. Но с помощью грамотного экономического реформирования можно существенно уменьшить её объём.
1. Агапова Т.А., Серёгина С.Ф. «Макроэкономика». М., 2001.
2. Бокун Н.Ч. «Теневая экономика: понятия, классификация, методы оценки» Минск, 2002.
3. «Вопросы статистики».2000.№2,6. 2003.№5. 2004. №4,7,9.
4. «Вопросы экономики».1998№3. 2001. №10.
5. «Восток», 2000, № 1.
6. Глинкина С.Н. «Особенности: теневой экономики в России». М., 2001.
7. Горбунов А.Р. «Оффшорный бизнес и управление компаниями за рубежом». СПб., 1997.
8. Гребнев Л.С. «Экономика. Курс основ». М., 2000.
9. Дружинин Б.А. «Теневая экономика». СПб., 1991.
10. Елисеева И.И. «Измерение теневой экономики в России» сборник научных работ «Экономические исследования: теория и приложения», С-Пб., 2000.
11. Елисеева И.И., Щирина А.Н. «Измерение теневой экономической деятельности». СПб., 2003.
12. «Известия». 2.07.1998.
13. Исправников В.О. «Теневая экономика в России: иной путь и третья сила». М., 1997
14. Клямкин И.М., Тимофеев Л.М. «Теневая Россия: Экономико-социологическое исследование». М., 2000г.
15. Латов Ю.В. «Экономика вне закона. Очерки по теории и истории теневой экономики». М., 2001.
16. Мамедов О.Ю. «Современная экономика: Лекционный курс». С-Пб., 2001.
17. Матвеенко К.Д. «Трансформационный спад и предпосылки роста в России». Новосибирск, 2001г.
18. Национальные счета России в 1995-2002 гг. М., 2003.
19. «Ненаблюдаемая экономика: попытка количественных измерений». – Под ред. А.Е. Суринова. М, 2003.
20. «Неформальная экономика. Россия и мир». – Под ред. Т.В. Шанина. М., 1999.
21. Носова С.С. «Экономическая теория: краткий курс». М., 2001.
22. Радаев В.В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. М., 1998.
23. Радаев В.В. Экономическая социология: курс лекций. М., 1997.
24. «Российский экономический журнал» , 1999 г №5-6.
25. Рябушкин Б. Т., Чурилова Э.Ю. «Методы оценки теневого и неформального секторов экономики». М., 2003.
26. «Экономическая теория». Под ред. В.Д. Камаева. — М., 1999.
27. Федеральный закон от 20.07.98 N116-ФЗ «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам»
Таблица 2 — Основные социально-экономические показатели по Российской Федерации за 1996-2002 гг. (в % к предыдущему году)
1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | |
Валовой внутренний продукт; | 96.6 | 100,9 | 95.! | 105,4 | 109,0 | 105,0 | 104.3 |
Объем промышленной продукции | 96.0 | 97.5 | 94,3 | 100,9 | 99.5 | 95.4 | 94.1 |
Грузооборот транспорта | 95.0 | 97.0 | 97,0 | 106,0 | 105.0 | 103,0 | 106.0 |
Инвестиции в основной капитал | 82.0 | 95,0 | 88.0 | 105,3 | 117,4 | 108,7 | 1026 |
Объем подрядных работ | 83,7 | 93.6 | 950 | 106.1 | 111,5 | 109.9 | 102.7 |
Ввод в действие жилых домов предприятиями и организациями всех форм собственности | 84.0 | 95,3 | 93.8 | 104.3 | 94,6 | 104,6 | 106.7 |
Экспорт товаров | 88,6 | 96.9 | 857 | 101.5 | 139.0 | 96,7 | 105.3 |
Импорт товаров | 90.5 | 105.7 | 80.6 | 68,1 | 113,5 | 119,8 | 1134 |
Оборот розничной торговли — всего | 98,0 | 104,9 | 96.6 | 93.9 | 108,8 | 110.7 | 109.1 |
в том числе: продовольственные товары | 96.2 | 106Л | 98.9 | 93.3 | 107,2 | 107.2 | 109.7 |
непродовольственные товары | 99.6 | 103.9 | 94.7 | 94,4 | 110,3 | 113,7 | 1 08,5 |
Оборот общественного питания | 103,3 | 98,6 | 94.7 | 86.8 | 108.5 | 107,8 | 1042 |
Объем платных услуг населению | 94.0 | 105,9 | 98.8 | 106.6 | 105,0 | 102,8 | 100.4 |
Реальные располагаемые денежные доходы | 99.3 | 105.8 | 84.1 | 87.5 | 111,9 | 108.5 | 108,8 |
Реальная заработная плата | 106.0 | 104,7 | 86.6 | 78.0 | 120,9 | 119,9 | 116,9 |
Таблица 3 — Счет образования доходов РФ за 2002 г. (в текущих ценах; млрд. рублей)
Источник: kazedu.com
3 . Цели и методы борьбы с теневой экономикой
Практически все признают необходимость борьбы с развитием теневой экономики, однако есть расхождения в определении целей и инструментов этой борьбы. Исторический опыт свидетельствует, что теневая экономика является составной частью хозяйственного механизма. Однако именно на государстве лежит ответственность за то, что она разрастается порой до значительных масштабов.
Прежде всего, обыденное представление о желательности полной ликвидации теневой экономики является заведомо ошибочным. Если есть некоторые полезные функции данного явления, то речь должна идти не об уничтожении теневой экономики, а об оптимизации ее масштабов.
Но даже если бы это явление давало только негативные результаты, то и в этом случае неправомерны призывы уничтожить теневую экономику «любой ценой». Например, полной ликвидации квартирных краж можно добиться, если на всех квартирах будет принудительно установлена сигнализация и у каждого подъезда станет дежурить охрана. В результате неизбежного увеличения расходов на предотвращение правонарушений рядовые граждане почувствуют, что их потери не сократились, а, наоборот, возросли. Поэтому целью борьбы даже с заведомо антиобщественными видами теневой экономики лучше считать не их полную ликвидацию, а минимизацию совокупных потерь от этих преступлений и от борьбы с ними.
Можно выделить несколько основных направлений государственного воздействия на теневую экономику:
1) Государственная стратегия социально-экономического развития страны определяет основные параметры национальной хозяйственной модели. Эта модель является системой, в рамках которой будет функционировать теневая экономика. Специфика той или иной национальной хозяйственной модели накладывает существенный отпечаток на масштабы и формы теневой экономики. Важными элементами государственной стратегии социально-экономического развития применительно к теневой экономике являются:
— Минимизация теневой экономики – одна из стратегических целей;
— Формирование основных макроэкономических параметров национальной экономики на основе добросовестной конкуренции;
— Эффективное антимонопольное регулирование;
— Фиксация предельно допустимых масштабов теневой экономики.
2) Хозяйственное законодательство очеркивает поле легитимной предпринимательской деятельности. Оно создает определенные стимулы для развития добросовестной хозяйственной практики и подразумевает санкции за нарушения существующих норм. Важными элементами хозяйственного законодательства являются:
— Приемлемый уровень налогов и таможенных пошлин;
— Прозрачность финансовой деятельности хозяйствующих субъектов;
— Упрощенные формы регистрации и отчетности;
— Ответственность банков перед вкладчиками.
3) Социальная политика направлена на повышение жизненного уровня граждан и поддержку малоимущих слоев, что позволяет сузить питательную среду для теневой экономики. Начиная со второй половины XX века многие государства зафиксировали в своих конституциях, что отныне они являются социальными государствами. Важными элементами социальной политики государства являются:
— Формирование социального государства;
— Установление достойного прожиточного минимума;
— Недопущение глубокой социальной дифференциации общества;
— Минимизация теневых операций в системе трудовых отношений;
— Особое внимание к проблеме занятости молодежи.
4) Отношения с бизнесом подразумевают соблюдение основных принципов взаимодействия государственной власти и частного бизнеса. Эти принципы предполагают создание равных условий конкуренции для всех участников рынка и поддержку наиболее уязвимых хозяйствующих субъектов. Важнейшими принципами отношений с бизнесом являются:
— Равноудаленность бизнеса и власти;
— Государственная поддержка малого и среднего бизнеса.
5) Карательная функция государства направлена на борьбу с криминальной экономикой, наиболее опасной для общества. Реализация карательной функции подразумевает ужесточение карательных мер в отношении:
— Коррумпированной части чиновничества;
— Теневых операций олигархических структур.
6) Воспитательная функция государства связана с глубокими культурными изменениями, препятствующими распространению теневой экономики. Она реализуется через систему образования и средства массовой информации. Ее важными элементами являются:
— Формирование культуры законопослушания;
— Обсуждение культа насилия, вседозволенности, наркобизнеса, проституции;
— Формирование национальной идеи на основе морально-нравственных принципов общества.
7) Сотрудничество с институтами гражданского общества позволяет привлечь наиболее активные социальные силы к воздействию на теневую экономику. Элементы гражданского общества начали формироваться уже давно, но только сейчас можно говорить о его определенной зрелости и значительном повышении его роли. Гражданское общество представляет собой совокупность объединений, ассоциаций, союзам по интересам, связанных не вертикальными иерархическими зависимостями, а главным образом горизонтально-сетевыми взаимоотношениями. Сюда входят, в частности, такие социальные институты, как семья, церковь, община, органы самоуправления, кооперативы, мелкие предприятия, землячества, трудовые коллективы, политические партии, общественные организации и движения, средства массовой информации, творческие союзы. Важными способами сотрудничества с ними являются:
— Координация деятельности органов местного самоуправления и правоохранительных органов;
— Использование материалов независимых расследований в сфере экономической преступности, проводимых средствами массовой информации;
— Сотрудничество в рамках системы социального партнерства с организациями предпринимателей и профсоюзами трудящихся по вопросам социальной политики, формирования предпринимательской корпоративной этики;
— Сотрудничество с общественными и религиозными организациями в сфере духовного воспитания общества;
— Сотрудничество с общественными палатами.
8) Сотрудничество с международными организациями позволяет проводить согласованную политику по отношению к теневой экономике в мировом масштабе. Прежде всего следует перечислить официальные (межгосударственные) организации: Организация Объединенных Наций (ООН), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк, Интерпол и другие. В настоящее время общепризнанно, что ни отдельные страны, ни международные организации не могут справиться с коррупцией самостоятельно, без помощи друг другу. К основным элементам международного сотрудничества относятся:
— разработка общих принципов борьбы с отмыванием денег, коррупцией, мошенничеством;
— обмен оперативной информацией по экономической преступности, совместные расследования;
— обмен опытом в рамках международных конференций, семинаров, учений;
— учет мнения авторитетных международных организаций о состоянии теневой экономики.
Успешная борьба с коррупцией, как доказывают экономисты, дает немедленные выгоды, которые во много раз превышают связанные с ней расходы.
Государственное воздействие на теневую экономику должно осуществляться дифференцированно. Вынужденная нелегальная экономика должна подвергаться в основном косвенному воздействию (через создание благоприятной рыночной среды), а криминальная – преимущественно воздействию административными методами на основе конституционного права (в виде указов, постановлений, программ, распоряжений) при активном участии правоохранительных органов.
Источник: studfile.net