В основе рыночной экономики лежит конкурентная борьба между участниками, предлагающими свои товары или оказывающими услуги.
Для успеха любой компании важно завоевать рынок, представляющий собой определенную долю покупателей или потребителей, а также постоянно его удерживать. С этой целью важно не только повышать качество производимой продукции или оказываемой услуги, но и следить за рыночной конъюнктурой, в том числе и потенциальными конкурентами, которые также стремятся к получению прибыли.
Значение конкурентной борьбы
История развития крупных корпораций показывает, что добиться победы можно только в ходе грамотного противостояния, жесткого и безапелляционного отстаивания позиций на рынке теми или иными методами. Конкурентная борьба — это комплекс действий, направленный на удержание существующих позиций, их усиления, а также расширения сферы влияния. Если фирма не противостоит конкурентам или же не развивается, доля контролируемого ею рынка уменьшается.
Как бороться с конкурентами? Развитие бизнеса. Свой бизнес | Бизнес Конструтктор
Западные маркетологи еще в середине ХХ века определили основные стратегии конкуренции, некоторые из них успешно применяются до сих пор, поскольку доказали свою эффективность на практике. Из наиболее интересных моделей конкурентной борьбы в бизнесе выделяют следующие:
Натиск или «Лобовая атака»
Эта стратегия активно применялась в 50 — 70 годы ХХ века, в ее основе лежал принцип вытеснения конкурентов с помощью снижения цены на товар, активной рекламной компании во всех СМИ, заключения выгодных соглашений с потенциальными дистрибьюторами (использование всех каналов реализации товара). Для воплощения данного метода требуются значительные финансовые ресурсы, иначе существует риск истощения и сдачи завоеванных позиций. На сегодняшний день данная модель применяется редко, поскольку вместо этого корпорации предпочитают использовать стратегию слияния, что выходит дешевле и эффективнее.
Прорыв или «Точечная бомбардировка»
Для данной модели характерен внимательный анализ рынка и поиск ниш, которые еще не заняты или же представлены слабыми конкурентами, не способными в полной мере удовлетворить запросы потребителей. Обычно такой прорыв осуществляется при выходе на рынок нового продукта или услуги. Узкое направление позволяет вести конкурентную борьбу с денежными вложениями меньшими, чем при «лобовой» атаке.
За счет концентрации на узком направлении, для успеха в конкурентной борьбе требуется меньшие денежные вложения, чем при «лобовой» атаке.
Отвлекающий маневр
Это своего рода обман потенциальных конкурентов, поскольку компания начинает активную деятельность на непрофильном для себя рынке. Во время отвлечения на борьбу конкуренты меньше контролируют свои позиции на второстепенных рынках, по которым компания и наносит впоследствии свой главный удар. Учитывая значительные финансовые затраты на данную операцию, обычно ее используют только крупные корпорации с многомиллионным оборотом.
Гамбит или жертва фигуры
Тактика конкурентной борьбы, направленная на добровольную сдачу некоторых рыночных позиции перед заведомо более сильным конкурентом, решившим завоевать рынок. Однако при этом компания концентрируется на той доле рынке, где может гарантированно удержать свои позиции, предложив условия, выгодно отличающие ее от конкурента. За счет этой модели небольшие фирмы могут не только удержаться на плаву, но и способны составить уверенную конкуренцию некоторым крупным корпорациям.
Заключение
Конкурентная борьба не ограничивается набором тех или иных методик, поскольку в ход идут все методы работающие в рамках действующей законодательной системы. Обычно борьба с потенциальными конкурентами является частью общей стратегии развития компании, и направлена на завоевание рынка и дальнейшее развитие фирмы.
Источник: answr.pro
Нечестные методы конкурентной борьбы в бизнесе
Сразу скажу, это больной вопрос. Конкуренция в России, особенно в малом бизнесе, все еще дикая. У моего ментора есть любимое выражение – не плюй себе в карму. Любая подлость в бизнесе и жизни возвращается бумерангом. Я выделяю несколько методов нечестной конкурентной борьбы: маленькая пакость, средняя подлость и капитальная подстава.
Расскажу подробнее о каждом.
1. Маленькая пакость – это распускание лживых сплетен, слухов, небылиц за спиной. К примеру, некоторые люди специально пишут плохие отзывы, приходят в пекарню и угрожают, вымогая деньги за якобы ущерб. Бывало, что партнеры говорили, что вот я разведусь с мужем, и бизнес сразу же рухнет. Ведь я в Любимой Пекарне всего лишь номинал, иногда выезжающий к франчайзи на открытие. 🙂 Интернет смывает лица, пол, возраст, можно безнаказанно писать все что угодно. Как видите, у меня все отлично, и компания с каждым новым месяцем только набирает обороты.
За пункт «маленькие подлости» я не беспокоюсь. Адекватные люди всегда делают вывод, только лично поговорив со мной. Не даром я провожу встречи с потенциальными франчайзи практически ежедневно.
Одинаково важно для меня и будущего партнера познакомиться вживую. Бывает, на встрече я сразу говорю: «То, как вы видите наше сотрудничество, неприемлемо для меня». Или наоборот (что происходит чаще), я вдохновляюсь человеком, его опытом, отношением к жизни, мыслями. О таких встречах я регулярно пишу в блоге;
2. Средняя подлость – это прямой обман, нарушение, откровенная клевета, которая может скомпрометировать бренд. У нас происходили случаи, когда в штат отправляли «засланного казачка», того же пекаря, чтобы прихватить с собой знания, технологии, опыт;
3. Капитальная подстава – профессиональный уровень конкуренции, когда все делается мастерски. К примеру, открывается бизнес, аналогичный твоему, напротив или дверь в дверь. Сразу же наступает период конкурентной борьбы. Лучшим стечением обстоятельств будет, если у обоих найдется наивысшая степень логики – не участвовать в погоне за понижением цен на исходный продукт.
Так можно уйти в благотворительность. А надо брать клиента качеством!
В моей жизни было много ситуаций, когда подводили и предавали те, кому я доверяла. Причем это касается только бизнеса, друзья, слава Богу, со мной всю жизнь, с малых лет, что я очень ценю.
Яркий пример из бизнеса: когда сотрудник приходит в компанию, поработает год, а потом уходит работать на конкурента, продавшись ему чуть дороже. Это рынок, я могу понять. Наверно, каждый из нас хочет хорошо обедать каждый день. Это не подлость, она наступает тогда, когда конкуренту сливается конфиденциальная информация.
Всем нашим франчайзи мы настоятельно рекомендуем подписывать с каждым сотрудником договор о конфиденциальности. Поверьте, именно этот документ выручал нас много-много раз.
Мой совет: используйте честные методы конкурентной борьбы, не плюйте себе в карму. Жизнь такая разная, вдруг ваши пути пересекутся в другой сфере или области. Возможно, вы будете жить с конкурентом в одном подъезде, этажом выше.
Источник: franshiza-pekarnya.com
Борьба с конкурентами: стратегии и тактика
Многие индивидуальные предприниматели перед началом своей деятельности слабо представляют, с каким количеством конкурентов им придется столкнуться, в чем будет заключаться конкурентная борьба, какие действия необходимо будет предпринимать, чтобы продавался ваш товар, а не конкурентный. Для того, чтобы борьба с конкурентами шла на хорошем, продуктивном, цивилизованном уровне, надо изучить все возможные стратегии по усилению конкурентных преимуществ своей компании. Всю конкурентную деятельность надо воспринимать не как борьбу с военными действиями и жесткими методами, а как усиление собственных достоинств, улучшение качеств товара. Но никто не гарантирует, что ваши конкуренты не будут использовать недобросовестные методы конкурентной борьбы, поэтому в этой статье мы изучим все их виды и научимся их распознавать и реагировать на них верно.
Стратегия 1: наступление
Эта стратегия подразумевает активное вымещение конкурентов по всем направлениям бизнеса. Борьба ведется с наступлением на экономику, на производство предприятия-конкурента. Если говорить о положительной стратегии, то направления работы выразятся в модернизации своего производства, закупке новых линий, получении выгодных субсидий, кредитов.
Также атаке можно подвергнуть мировоззренческие позиции конкурентов. Своей рекламой можно воздействовать не на те чувства, которые вызывает продукт конкурентов, а на кардинально иные чувства, более яркие и высокие на ваш взгляд. Эта работа может быть потрясающе интересной, так как предполагает серьезный анализ человеческих эмоций и ценностей, и создание новых, привлекательных качеств.
Репутация конкурентов также может стать темой для работы по продвижению, нацеленной на конкурентную борьбу. И это не распускание слухов о непорядочности компаний конкурентов, а усиление информации о своих положительных качествах, свидетельствующих о высокой репутации. То есть это исследование конкурентов и разработка самостоятельной стратегии.
Причем эта стратегия должны быть глубокой, основанной на исследованиях рынка и конкурентов. Она должна вестись постоянно, непрерывно, активно, иметь высокий темп развития. Эта стратегия имеет три вида: она может быть холодной, то есть будет вестись параллельно с работой конкурентов, горячей, то есть являться реагированием на действия конкурентов, а также тотальной, ведущейся по этим направлениям вместе.
Стратегия 2: оборона
Те компании, которые работают по этой стратегии, обращают внимание на конкурентов только тогда, когда конкуренты начинают проявлять активность. То есть соблюдается правило: мы вас не трогаем, но и вы нас не трогайте, а если тронули, то получите отпор. Как правило, такая стратегия используется большими предприятиями, которые имеют существенный вес на рынке. Крупные предприятия за счет большого объема выпускаемой продукции могут позволить себе устраивать тотальные распродажи с серьезным снижением цены. Мелкие конкуренты при этом просто банкротятся.
Если же противники досаждают очень сильно, и никакие конкурентные переговоры не приносят положительного результата, то прибегают к открытию дочерних сетей, которые имеют схожие названия, чем запутывают покупателей, вызывая их существенный отток от сети конкурента. Перетягивание покупателей на свою сторону ведется и мелкими компаниями, при этом используются приемы по вводу дополнительных скидок, бонусов, дисконтных накопительных карточек и пр.
Стратегия 3: отступление
Эта стратегия основана на том, что компания перестает участвовать в конкурентной борьбе, сдавая свои позиции, и направляет все свои силы на разработку нового направления, которое оттянет внимание и деньги конкурентов.
К примеру, если вы выпускаете постельное белье, и вас одолевают конкуренты, копируя вашу подарочную упаковку, можно разработать кардинально другую упаковку (например, не картонную, а сделать полотняный мешок с подарочной завязкой). А параллельно с этой мерой можно разработать сверх удобное белье, с резинкой на простыни, с красивой кружевной вставкой или другим уникальным достоинством. Это отступление даст вам экономию на мерах по борьбе с конкурентами и принесет прибыль от продаж новых изделий. После того, как внимание покупателей и конкурентов переключится на новые достоинства вашего товара, можно вернуться к упаковке и сделать ее уникальной, что будет являться точным и мощным ударом по экономике конкурентов, которые вам изначально досаждали.
Стратегия 4: капитуляция
Эта стратегия почти такая же, как и предыдущая, только она подразумевает не возврат к решению проблемы после отступления, а окончательный отказ от этой темы в бизнесе. Эта стратегия больше подходит для ИП, которые только начинают свою деятельность. И это очень логично – зачем делать акцент на одном качестве товара, когда можно сделать своей уникальной, эксклюзивной особенностью другой. К примеру, зачем быть пятнадцатой пекарней, которая будет продавать Бородинский хлеб, когда можно начать печь французские булочки к завтраку и решить все вопросы с 15-ю конкурентами. Причем, надо отметить, что верно реализованная такая стратегия для небольшой компании практически всегда оказывается победой, и в имиджевом, и в финансовом плане.
Стратегия 5: партизанская
Эта стратегия еще называется партизанским маркетингом, что на данный момент является достаточно известным термином. Это метод выискивания скрытых недостатков конкурентных товаров, и усиление внимания покупателей именно на них, в этот момент совершенно не уделяется внимания морали и этике бизнеса. Это по-настоящему боевое занятие, которое предусматривает не всегда цивилизованную борьбу. Это копирование известных брендов, переманивание сотрудников, покупка технологий или их подделка и многое другое. К сожалению, многие компании, особенно небольшие и располагающиеся в провинции, используют этот метод.
Стратегия 6: пауза
Выжидание времени весьма полезно в конкурентной борьбе. Компания, которая борется с конкурентами, делает вид, что она совершенно не интересуется одним из их конкурентных преимуществ. И именно поэтому борьба утихает, не подогреваемая ничьим интересом, на самом же деле продолжается пристальное изучение конкурентов и создание нового продукта. Как только установится относительное спокойствие на рынке, можно довольно резко выводить усовершенствованный товар.
В следующей статье о конкурентах мы поговорим о позитивных и негативных приемах борьбы за место на рынке.
Почему не нужно бояться конкуренции в бизнесе?
Источник: indivip.ru