Под методом той или иной науки понимается способ изучения, способы подхода к исследованию явлений общественной жизни.
Методологической основой любого метода, в т.ч. и экономического анализа, является диалектический метод познания, который дает возможность правильно понять взаимозависимость и взаимосвязь различных факторов, влияющих на развитие производства.
Характерные особенности диалектического метода:
1) динамичное развитие явлений природы и общества, переход количественных изменений и качественные;
2) использование системы показателей и изучение причин изменения этих показателей;
3) обязательное выявление и измерение взаимосвязи между причинами, факторами и т.д.
Так, под методом экономического анализа следует понимать системный комплексный подход взаимосвязанного изучения деятельности отдельных предприятий с целью объективной оценки результатов работы, выявления имеющихся внутрихозяйственных резервов и изыскания путей их использования.
Характерными чертами метода анализа являются расчленение общих показателей на элементы и разработка системы дополнительных аналитических показателей, позволяющих более глубоко изучить разные стороны деятельности предприятия. Например, выполнение плана по производству продукции (общий показатель) на предприятии следует дополнить (расчленить) показателями выполнения плана по производственным подразделениям.
Эффективные техники для выявления требований / Экспертный стол Дениса Гобова
К другим существенным особенностям метода экономического анализа относятся выявление и изучение действия отдельных факторов на результаты производства. Определение степени влияния факторов на результаты хозяйствования делает анализ более конкретным, а выводы обоснованными, что дает возможность сосредоточить внимание на основных, решающих факторах.
Для метода экономического анализа при комплексном изучении деятельности предприятий характерно использование множества приемов исследования, выбор которых зависит от поставленной цели и содержания анализируемого вопроса. Важно отметить, что выводы экономических исследований в значительной степени зависят от правильности выбранных приемов анализа.
В процессе анализа, аналитической обработки экономической информации используют ряд приемов экономического анализа, условно их можно подразделить на традиционные и математические.
К традиционным относят приемы, которые находили применение с момента возникновения анализа (сравнение, детализация, стат. группировки, индексный метод, прием элиминирования, балансовый метод, графический метод).
Математические приемы вошли в круг применения позднее, когда появились ЭВМ, а их использование как раз и является важным направлением в совершенствовании методов и приемов эк.анализа (корреляционно-регрессионный анализ, метод экстраполяции, кластерный анализ, метод расстояний и др.).
Первый прием – прием сравнения.
Методологии бизнес-анализа

Говоря об архитектуре АИС, обычно подчеркивают деление на аппаратные, программные, информационные, организационные компоненты, их связность и детализацию. Метафора архитектуры RUP описывается в виде 4+1 представлений: логическое, представление процессов, представление реализации и физическое представление связываются между собой представлением вариантов использования (use case), которое играет центральную роль в выработке архитектуры системы (рис.
Техника интервьюрирования в бизнес-анализе
5.2). Требования первичны по отношению к архитектуре. Но это не значит, что требования и архитектура должны разрабатываться последовательно. Рис. 5.2. Напротив, эти процессы взаимоувязаны и должны быть существенно запараллелены.
Как только собран минимальный набор ключевых требований, дающих понимание о том, что нужно делать — должна быть найдена архитектура, объясняющая, как это может быть реализовано. В крупных, ответственных проектах обычно рассматривается несколько альтернативных архитектур, их достоинства и недостатки применительно к исходным требованиям.
В процессе работы с требованиями они детализируются, детализируется и архитектура. В случае множественности альтернативных архитектур на определенном уровне детализации необходимо остановиться на одной, чтобы не распылять ресурсы. Но природа требований такова, что, помимо детализации они еще и изменяются. С изменением требований изменяются и детали архитектуры.
Устойчивость архитектуры проявляется в незначительных ее изменениях при добавлении, детализации и изменении требований. Если наступил момент, при котором появление новой информации о требованиях перестало оказывать влияние на архитектуру — значит, архитектура стабилизировалась. Это — нормальный, естественный путь развития требований и архитектуры.
Но что делать, если требования изменились настолько, что архитектура перестала им соответствовать? Причины тому могут быть разные, например: неопытная архитектурная группа не проявила достаточно дальновидности; группа по сбору требований пропустила на ранних стадиях критичные, архитектурно значимые требования; в бизнес-сфере Заказчика произошли большие перемены, вызвавшие коренное изменение требований к системе.
Следствия также могут быть различными: договоренность об увеличении сроков и сумм по контракту; исправление ситуации за счет Разработчика; разрыв контракта. Альтернативный выход предлагается в методологии XP: архитектура — не догма, а всего лишь метафора. Если требования вошли вразрез с существующей архитектурой — значит, архитектуру нужно просто изменить. Следует понимать, что путь и рецепты XP при кажущейся простоте ориентированы далеко не на любой коллектив. Команда XP состоит из профессионалов, имеющих позитивный опыт работы в этой методологии.
Источник: studfile.net
Приемы анализа: классификация, методы и способы, область применения
![]()
Начнем с общего понятия. Анализ – древнее греческое слово, обозначающее расчленение предмета или явления на составляющие элементы для их детального изучения. К примеру, когда ребенок откручивает кукле голову, чтобы посмотреть, что у нее пищит внутри, он занимается анализом ее устройства. Привычное словосочетание «спектральный анализ» также изучает состав объектов, но уже без откручивания головы, а с помощью специального приема – изучения спектров излучения материи.
Определение
Изучать с помощью анализа можно практически все. Мы остановимся на экономическом анализе, который по своей сути полностью соответствует первоначальному греческому значению.

Экономический анализ – это исследование хозяйственной деятельности предприятия через изучение отдельных показателей. Иными словами, это расчленение одного целого на элементы. Изучается все: причины изменения таких показателей, взаимосвязь между ними и иными явлениями и т. д.
На сегодняшний день в финансово-аналитической сфере бизнеса собралась великолепная коллекция приемов экономического анализа. Методов много, они различаются по целям, способам их группировки, математической природе и так далее. Изучать их чрезвычайно интересно, а грамотно применять – настоящее интеллектуальное удовольствие.
Что и зачем анализируется
Главная сфера интересов экономического анализа – текущая деятельность предприятия с исследованием его имущественного и финансового состояния. В сферу такого исследования могут входить производственные и логистические составляющие, функционирование отдельных подразделений и прочее. Набор показателей зависит исключительно от задач конкретного исследования, хотя общая цель у любого экономического анализа всегда одна: поиск резервов и дополнительных ресурсов для повышения эффективности бизнеса.
Не все согласны, что приемы анализа в экономике являются наукой, хотя во многих источниках очень популярно выражение «теория экономического анализа». Методы и технологии его проведения отлично описаны, опробованы и структурированы, что делает предмет экономического анализа полноценной учебной дисциплиной.

Как все началось
Это была постепенная трансформация счетовода в черных нарукавниках с деревянными счетами на столе в финансового аналитика с заоблачным окладом и серебристым ноутбуком в руках. Бухгалтерский учет был в течение долгого времени главным источником информации о финансовом и общем экономическом состоянии предприятия. Этот учет состоял из отдельных показателей. Бухгалтеров с давних времен интересовало все: откуда взялись деньги, что с резервами, что угрожает стабильности и так далее. В их распоряжении имелись два могучих помощника в анализе: математика и статистика.
Удивительно, но до сих пор в большинстве компаний доля информационного вклада со стороны бухгалтерского учета в общий анализ составляет примерно 70 %.
В современных форматах экономического анализа изучаются все стороны хозяйственной деятельности компаний. Прогресс в развитии способов сбора и обработки информации огромный. Без предварительного экономического анализа сегодня никто не начнет каких-либо реформ, нововведений или новых направлений бизнеса. Грамотный анализ сегодня – это неотъемлемая часть эффективного и развивающегося бизнеса.
Классификация приемов экономического анализа
Все виды и приемы аналитических исследований деятельности компании делятся на две группы анализа:
- Управленческий.
- Финансовый.
Такое деление методов и приемов экономического анализа обусловлено разницей в содержании и задачах, поставленными перед исследованием.
Перед обзором основных видов нужно заметить, что в последнее время разделение аналитических методов в бизнесе становится все более условным. Однако для понимания и компетентного выбора методов в своей работе лучше изучать приемы анализа традиционным путем: метод за методом.

Финансовая аналитика
Финансовый анализ подразделяется на два подвида исследований:
- Внешний финансовый анализ проводится исключительно для оценки общей финансовой ситуации в компании, включая ее ликвидность, платежеспособность и другие показатели. Такого рода проверки проводятся банками, аудиторскими фирмами, налоговыми инспекциями – всеми, кому это поручат заинтересованные или уполномоченные организации.
- Внутренний финансовый анализ может проводиться с самыми разными задачами. Несмотря на то что такое исследование выполняется собственными силами, оно намного жестче и критичнее, чем все внешние проверки. Методики и приемы экономического анализа для внутреннего пользования позволяют контролировать рентабельность и прибыль в динамике, отслеживать эффективность использования собственных и заемных средств, определять портфельную стоимость компании с фиксацией точек ее изменения и так далее. Показатели разнообразные и весьма серьезные. Такие приемы анализа всегда направлены на поиск управленческих решений по оптимизации работы и улучшения финансового пейзажа компании. Поэтому разница между внутренним финансовым и управленческим анализом выглядит иногда размытой.
Управленческая аналитика
Управленческий анализ предназначен только для внутреннего пользования. Сфера вопросов и показателей в данном случае чрезвычайно широкая, она может меняться по необходимости. При данном виде исследования в сборе информации и ее анализе принимают участие почти все структурные подразделения компании.
Часто речь идет о технических или производственных показателях, требующих изучения. Сюда же могут относиться разного рода «ресурсные» вопросы: эффективность использования основных фондов, человеческих ресурсов, расходных материалов. Важнейшей частью управленческого анализа являются показатели, связанные с реализацией товаров или услуг: их объем, себестоимость, изменения в клиентских предпочтениях. Методика и приемы экономического анализа для управленческих решений могут быть самыми разнообразными, здесь нет лимитов на формат исследований.
Способы анализа по функциям и задачам
Рассмотрим разные методы анализа состояния компании.
Один из самых распространенных приемов анализа для оценки различных рынков: расходных материалов и сырья для производства, сбыта, конкурентов, клиентских групп и т. д.
Один из самых серьезных и полновесных видов исследования, который многими экспертами расценивается, как вполне самостоятельный элемент теории инвестирования, хотя по своей сути он является близким «родственником» внутреннего финансового анализа. Цель в данном методе предельно проста: оценить объект для принятия решения об инвестировании. Отсюда и широкий охват показателей с подробнейшей детализацией и отслеживанием изменений этих показателей в динамике.

Отличный вариант системного исследования, когда нужна информация о конкретном процессе, продукте, подразделении или уровне управления. Обычно задачей является поиск минимизации затрат в том или ином секторе хозяйствования.
Виды анализа по охвату деятельности
Широко используется комплексный или полный вид анализа, который включает в себя все аспекты деятельности компании.
Есть еще и тематический анализ, который рассматривает отдельные элементы. Это может быть, к примеру, анализ причин высокой текучести человеческих ресурсов в компании.
К подобным критериям можно отнести и разнообразие объектов изучения. Анализ может относиться к микроэкономическим исследованиям отдельных хозяйственных единиц: цеха, склада, ремонтной базы, завода и т. д.
Макроэкономический анализ занимается отдельными отраслями промышленности, экономикой регионов или комплексными межотраслевыми исследованиями.
Экономический анализ по времени его проведения
Исследования могут проводиться за разный промежуток времени деятельности компании. Выделяют следующие виды экономического анализа:
- Предварительный. Особенно полезен при разработке бизнес-плана или любого другого нового проекта. Задача такого анализа обычно состоит в том, чтобы выяснить, способна ли компания или ее подразделение справиться с планируемыми объемами и изменениями.
- Текущий. Часто напоминает классические оперативные сводки, которые кладутся каждое утро на стол руководителю. На сегодняшний день они могут быть не на столе, а на экране монитора, но суть остается прежней: по заданным параметрам готовится оперативный отчет для мониторинга хозяйственной деятельности в динамике.
- Итоговый. Чрезвычайно полезная информация, которой некоторые руководители пренебрегают. Это ретроспективное исследование прошедших периодов может помочь сделать ценнейшие выводы для будущих стратегий и оптимизации работы компании.
- Перспективный. Занимается в большей степени не предсказыванием будущего, а точным просчетом ожидаемых результатов в планируемом периоде времени. Профессиональный перспективный анализ должен играть решающую роль в планах будущего развития бизнеса.
Анализ количества и качества
Классификация методов и приемов экономического анализа включает два вида исследований, которые можно было бы обозначить как «математический» и «лирический». Оба отлично укладываются в понятие «единство противоположностей».
Факторный (количественный) анализ
Самый популярный среди финансистов и бухгалтеров метод позволяет получить информацию на основе сопоставления количественных показателей. Здесь используются как абсолютные величины, так и относительные. Этот вид анализа предполагает различного вида сравнения: со средними показателями, с лучшими, худшими, с прошлыми. В таких случаях очень популярны статистические приемы экономического анализа. На многих предприятиях используются и традиционные бухгалтерские методы в виде двойной и балансовой записи.
Цепные подстановки, математические группировки, индексация, интегральные формулы – все это относится к приемам анализа «математической» подгруппы.

Здесь предполагаются в большей степени сравнительные характеристики и экспертные оценки экономических процессов и явлений. В данной методике больше «лирики»: это могут быть даже деловые игры или мозговой штурм, разработка сценариев и иные приемы фасилитации экспертных групп. Главное – правильно сопоставить массив полученной информации и оформить в виде стройного резюме. Качественный анализ лучше проводить опытным профессионалам, чтобы не реализовался риск деформации информации из-за субъективности мнений отдельных экспертов.
