Методы налогового регулирования малого бизнеса

налоговая поддержка / государственная поддержка / малый бизнес / налоговые льготы / государственное стимулирование / предпринимательство / принцип справедливости / tax support / government support / small business / tax benefits / government incentives / entrepreneurship / the principle of fairness

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дергачева Т.А.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА
Анализ государственной поддержки малых предприятий в Республике Бурятия

Реализация программно-целевого и проектного подходов в ведении бизнеса, бухгалтерского учета и налогообложения в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России и Смоленской области

ВЫБОР ИНСТРУМЕНТОВ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Оценка результатов инновацонного развития регионов: меры государственной поддержки
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры?

Налоговый контроль: что нужно знать предпринимателю

Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ НАЛОГОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА И ИХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ»

к.э.н., и.о. доцента кафедры «Цифровая экономика и финансы», Ташкентский филиал Российского

экономического университета; старший преподаватель кафедры «Международные инвестиции и финансы»

Университета мировой экономки и дипломатии

МЕТОДЫ НАЛОГОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА И ИХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Ключевые слова: налоговая поддержка, государственная поддержка, малый бизнес, налоговые льготы, государственное стимулирование, предпринимательство, принцип справедливости.

Keywords: tax support, government support, small business, tax benefits, government incentives, entrepreneurship, the principle of fairness.

При подробном изучении нормативно-законодательной базы в плане отражения в ней определений налоговой и государственной поддержки, их методов, можно отметить следующие моменты. В Налоговом кодексе Республики Узбекистан, к сожалению, не предусмотрено определение понятия «налоговая поддержка». В Налоговом, а также в Гражданском и Бюджетном кодексах Республики Узбекистан нет и определения понятия «государственная поддержка». Согласимся с определением, которое приводится на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации: «Государственная поддержка — совокупность решений и действий организационного, правового и финансового характера государственных органов власти, направленных на улучшение социального положения граждан и развитие биз-неса»1.

Отсутствие понятий «налоговая поддержка» или «государственная поддержка» в главных кодексах страны, возможно, связано с тем, что такая поддержка носит не постоянный, а временный, периодический характер и должна регулироваться другими нормативными актами. В то же время на практике мы постоянно встречаемся с тем, что различные факторы, риски, стратегические государственные программы развития постоянно используют в качестве драйвера достижения поставленных целей, снижения рисков именно различные методы, инструменты поддержки бизнеса, отдельных отраслей, регионов со стороны государства.

Налоговый контроль

Именно поэтому считаем целесообразным включение понятия «налоговая поддержка», «государственная поддержка» в базовые правовые документы, так как такая поддержка постоянно присутствует в экономике, гибко модифицируясь и подстраиваясь под новые кризисные ситуации или целевые ориентиры.

Конечно, налоговая поддержка малого бизнеса представляет собой один из видов государственной поддержки и является совокупностью решений и действий Правительства, Министерства финансов, Государственного налогового комитета как организационного, так и правового характера в части облегчения налоговой нагрузки для субъектов предпринимательства. Правовой характер налоговой поддержки заключается в закреплении методов налоговой поддержки в нормативных актах. Организационный характер налоговой поддержки заключается в доведении применяемых методов налоговой поддержки до субъектов бизнеса и до налоговых инспекторов, внесение изменений в информационные системы и т.д.

Можно также сказать, что у налоговой поддержки есть и финансовый характер: для субъекта бизнеса — это возможность увеличения или хотя бы сохранения определенного уровня чистой прибыли, снижения оттока денежных средств; для государства — расчет потребности в финансовых источниках предоставления налоговых льгот и упущенных выгод для бюджета.

Если же говорить о налоговых льготах, то в основе установления налоговых ставок, налоговых льгот, конечно, лежит один из принципов налогообложения — принцип справедливости2 (ст.10 НК РУз), который предусматривает недопустимость установления дифференцированных налоговых ставок, налоговых льгот или иных преимуществ в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или страны происхождения капитала.

То есть, ориентируясь на положения Налогового кодекса, все принимаемые правительством решения о применении тех или иных методов налоговой поддержки должны быть основаны на принципе справедливости в первую очередь.

Продолжая анализировать законодательство на предмет определения государственной и налоговой поддержки, отметим, что правовые основы осуществления государственной поддержки предпринимательской деятельности заложены в Законе Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» № ЗРУ-69-II от

Налоговый Кодекс Республики Узбекистан (новая редакция). Дата вступления: 01.01.2020 г. —

25 мая 2000 г. (новая редакция 2012 г.)1. Однако, даже в разделе V Закона «Государственная поддержка предпринимательской деятельности» также не дается определение непосредственно самой государственной поддержки.

Нет в Законе и такого определения, как «методы государственной поддержки». В том же разделе V в ст. 43 приводятся способы именно государственного стимулирования предпринимательской деятельности. По сути, эти способы могут и должны реализовываться посредством применения соответствующих методов государственной поддержки бизнеса, в том числе налоговой поддержки, которые могут быть разнообразны, гибки, дифференцированы, вводиться на определенном этапе и прекращать своё действие после достижения поставленных целей.

Практически, все поставленные пути государственного стимулирования, перечисленные в Законе РУз «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», могут предусматривать применение тех или иных методов налоговой поддержки (табл. 1).

Соотнесение способов государственного стимулирования с мерами государственной поддержки2

Способы государственного стимулирования Вид государственной поддержки

Организационная Правовая Финансовая

Создание условий для привлечения в сферу предпринимательства инвестиций (в том числе иностранных), современных технологий и оборудования, а также для развития институтов рыночной инфраструктуры Информирование иностранных инвесторов о мерах господдержки и инвестиционном потенциале. Разработка правовых документов Разработка системы налоговых льгот для инвесторов.

Расширение участия субъектов предпринимательской деятельности в экспортно-импортных операциях, международных выставках и ярмарках, в реализации программ и проектов в области внешнеэкономической деятельности Мероприятия по подготовке рекламных материалов, информированию общественности, продвижению, заключению контрактов Разработка правовых документов Предоставление выставочных площадок по льготным арендным ставкам. Разработка системы налоговых льгот для экспортеров и импортеров

Обеспечения субъектов предпринимательской деятельности правовой, экономической, статистической, производственно-технологической, научно-технической и иной информацией, необходимой для их эффективной деятельности Расширение услуг электронного правительства. Обучение работе с программными продуктами Разработка регламентов, инструкций для соответствующих министерств по работе с субъектами предпринимательства Установление более низких ставок за информационные и другие услуги. Предоставление субсидий на развитие информационной инфраструктуры

Создание необходимых условий для зооветеринарного обслуживания Проведение обучения зооветеринарных кадров, фермеров, дехкан. Создание сети высокотехнологичных зооветеринарных пунктов Разработка правовых норм Предоставление льготных кредитов, софинансирование льготных процентных ставок со стороны государства, обоснование налоговых льгот. Финансирование обучения кадров. Предоставление субсидий

Установление льгот по налогам, другим обязательным платежам и тарифам Информирование субъектов предпринимательства об имеющихся и предоставляемых льготах Разработка правовых норм Оценка финансовых источников и упущенных выгод государства

Создание фондов поддержки и стимулирования предпринимательской деятельности Предоставление помещения, оснащение основными средствами и программными продуктами, обучение специалистов Разработка правовых норм деятельности фондов. Разработка критериев для поддержки и стимулирования Разработка источников финансирования фондов.

Предоставление права субъектам малого и частного предпринимательства применять ускоренную амортизацию основных фондов, списывать до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет, на которые произведены амортизационные отчисления. Информирование. Проведение обучения. Перенастройка программ для ведения бухучета Внесение корректировок в Налоговый кодекс. Разработка правовой документации Расчет финансовой и экономической эффективности для бюджета и предпринимателя

Предоставление льготных тарифов по энергоносителям, установленных для сельскохозяйственных товаропроизводителей Информирование. Автоматизация. Внесение корректировок в законодательство Оценка упущенных выгод для государства и ожидаемых эффектов для предпринимательства. Предоставление субсидий поставщикам э/э

1 Настоящий Закон утвержден в новой редакции Законом Республики Узбекистан от 2 мая 2012 года № ЗРУ-328 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности». —

Читайте также:  Как распределить прибыль в малом бизнесе

Составлено автором на основе анализа законодательства о предпринимательской деятельности в Республике Узбекистан.

Обеспечение развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров субъектов предпринимательской деятельности Регистрация учебных центров, разработка учебных программ, разработка механизма непрерывной системы подготовки. Разработка критериев оценки результатов обучения Разработка правовых норм деятельности учебных центров, по организации единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации Определение источников финансирования.

Предоставление льгот учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров субъектов предпринимательства в сельской местности Разработка критериев мониторинга деятельности учебных центров Разработка правовых норм, внесение изменений в законодательство Оценка финансовых источников и упущенных выгод государства. Предоставление субсидий учебным организациям

Конечно, предоставляемые льготы, гарантии и права, предусмотренные законодательством для субъектов малого предпринимательства, предоставляются предприятиями на основании их обращений в уполномоченные организации (органы государственной налоговой, таможенной службы, органы государственной статистики, банки и др.) в зависимости от характера льгот, гарантий и прав, с письменным уведомлением о том, что они являются субъектами малого предпринимательства. Ответственность за достоверность уведомления возлагается на субъектов, представивших уведомление.

Для понимания, кому конкретно могут предоставляться налоговая и государственная поддержка, особенно в условиях пандемии и других форс-мажорных обстоятельств, в табл. 2 представлены критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малому бизнесу и частному предпринимательству в Республике Узбекистан.

Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малому бизнесу и частному предпринимательству

в Республике Узбекистан1

Субъект предпринимательства Отрасль/сфера деятельности Количество работающих

микрофирмы со среднегодовой численностью работников, занятых в — производственных отраслях не более 20 чел.

— сфере услуг и других непроизводственной отраслях не более 10 чел.

— в оптовой, розничной торговле и общественном питании не более 5 чел.

малые предприятия со среднегодовой численностью работников, занятых в отраслях легкой и пищевой промышленности, металлообработки и приборостроения, деревообрабатывающей, мебельной промышленности и промышленности строительных материалов не более ста чел.

машиностроения, металлургии, топливно-энергетической и химической промышленности, производства и переработки сельскохозяйственной продукции, строительства и прочей промышленно-производственной сферы не более пятидесяти чел.

науки, научного обслуживания, транспорта, связи, сферы услуг (кроме страховых компаний), торговли и общественного питания и другой непроизводственной сферы не более двадцати пяти чел.

Согласно ст. 5 Закона РУз «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» отнесение предприятия к микрофирмам и малым предприятиям зависит от числа занятых на предприятии работников (табл. 2). При этом численность работников колеблется от 5 человек, занятых в сфере услуг, розничной торговли и общественного питания до 100 человек, занятых на предприятиях легкой, пищевой промышленности и ряде отраслях с высоким потреблением человеческого капитала.

Интересно отметить, что в Российской Федерации принимаются Законы для отдельно взятых регионов. Так, 2 июля 2008 г. был принят Закон Новосибирской области № 245-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области» (в редакции от 30.03.2021 г. № 62-ОЗ). В данном Законе в ст. 17 «Формы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» предусмотрены следующие виды государственной поддержки:

1) финансовая поддержка;

2) имущественная поддержка;

3) информационная поддержка;

4) консультационная поддержка;

5) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере образования;

6) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства;

7) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности;

8) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;

9) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность;

1 Закона РУз «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности».

10) поддержка при осуществлении закупок товаров, работ, услуг субъектами малого и среднего предпринимательства для обеспечения государственных нужд Новосибирской области;

11) другие формы государственной поддержки, установленные законами Новосибирской области и иными нормативными правовыми актами Новосибирской области1.

Однако в данном Законе определение понятия «налоговая поддержка» тоже не приводится.

Например, под финансовой поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства понимается предоставление субсидий; бюджетные инвестиции; государственные гарантии Новосибирской области по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства (что является интересным опытом реального участия местных органов власти в стимулировании развития предпринимательства). При описании применяемых форм во всех остальных видах государственной поддержки также не приводятся какие-либо методы именно налоговой поддержки.

Понятно, что финансовая поддержка с точки зрения экономической теории подразумевает создание особых условий финансирования, выделения финансовых ресурсов, формирования льготных источников финансирования ведения бизнеса. Предоставление налоговых льгот также относится к источникам финансирования, т.к. всегда подразумевает обязательное направление высвобождающихся денежных ресурсов от неуплаты налогов на модернизацию, реконструкцию, повышение квалификации кадров субъекта предпринимательства.

Таким образом, проведенное нами исследование говорит о том, что «по умолчанию» налоговая поддержка является категорией временной, государство не предусматривает эту форму господдержки как базовую и применяет ее как инструмент достижения поставленных стратегических целей на определенном этапе развития экономики страны, региона, отрасли, конкретного предприятия или в случае наступления форс-мажорных обстоятельств, кризисных ситуаций, несущих за собой системный риск для страны.

В условиях пандемии в 2020-2021 гг. предпринимаемые правительствами стран меры были оперативными, сочетали в себе инструменты по поддержке и населения и предпринимательства. К сожалению, многие меры, на наш взгляд, были краткосрочными, не учитывали постковидный период, когда предприятиям необходимо время на восстановление своей деятельности, когда необходимо обеспечить сдерживание роста цен, логично возрастающих после огромных потерь в период карантина.

На наш взгляд, целесообразно прописать механизм фактического исполнения данных мер налоговой поддержки, выполнения положений указов президента, других нормативных актов, возложить строгую ответственность на налоговые органы за практическую реализацию принятых решений. Представленные Государственным налоговым Комитетом Республики Узбекистан аналитические оперативные данные за 2020 г. говорят о том, что либо не все субъекты хозяйственной деятельности смогли воспользоваться предоставляемыми льготами, либо данные льготы не «срабатывали» в полной мере, игнорировались исполнителями на местах.

Считаем, что комплекс мер налоговой поддержки в период пандемии коронавируса и в постпандемийный период должен быть тщательно проанализирован, структурирован, обобщён. Необходимо внести поправки в действующие нормативные акты и разработать единый документ, закрепляющий законодательно понятия и инструменты налоговой поддержки, передачу прав гибкого реагирования на необходимость изменения базового пакета налоговых инструментов в региональном, отраслевом, институциональном разрезах органам власти на местах.

1 Закон Новосибирской области № 245-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области» (в редакции от 30.03.2021 г. № 62-ОЗ).

Источник: cyberleninka.ru

Вопрос 23, 30 Налоговое регулирование Малого и среднего Пред-ва

Малое и среднее предпринимательство – неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут эффективно развиваться. Малый и средний бизнес осваивает новые сегменты рынка, решает проблемы самореализации граждан и занятости населения в сочетании с гарантированными налоговыми поступлениями в бюджеты всех уровней.

Систему государственной поддержки малого предпринимательства в настоящее время составляют: – государственные нормативно-правовые акты, направленные на поддержку и развитие малого предпринимательства; – государственный аппарат, представляющий собой совокупность государственных институциональных структур, ответственных за развитие малого предпринимательства, обеспечивающих реализацию государственной политики в этой сфере и осуществляющих регулирование сферы малого предпринимательства и управление инфраструктурой его поддержки; – государственная инфраструктура поддержки малого предпринимательства, включающая некоммерческие и коммерческие организации, созданные с участием или без участия государства, деятельность которых инициируется, поощряется и поддерживается государством, и предназначенная для реализации системы государственной поддержки, направленной на развитие малого предпринимательства. Основным инструментом реализации государственной политики служат федеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства.

Руководство реализацией государственной политики в сфере поддержки МП осуществляется Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в лице Департамента поддержки малого предпринимательства. Финансовое обеспечение реализации мер по развитию малого предпринимательства, предусмотренных Федеральной программой, осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП).

Читайте также:  Цифровые бизнес модели вшэ

Некоторые региональные и муниципальные фонды выполняют соответствующие функции на региональном и муниципальном уровне. Учебные центры при службе занятости являются одним из каналов, содействующих предпринимательству, где, во-первых, отрабатываются профессиональные навыки, во-вторых, обеспечивается временное трудоустройство, в-третьих, приобретаются не только профессиональные, но и организационные навыки по созданию объектов МП.

На базе центров занятости могут быть созданы мастерские, где помещение и оборудование могут быть предоставлены на льготных условиях центром занятости. Фонд содействия занятости совместно с центрами может оказывать финансовую поддержку, информационную и консультативную помощь.

На низком уровне по сравнению с крупными и средними предприятиями находится инвестиционная активность малых предприятий: доля малых предприятий в суммарном объеме инвестиций в основной капитал составляет только около 3%. Чрезвычайно малой остается доля МП, внедряющих новые технологии или выпускающих образцы принципиально новой продукции.

Подавляющее большинство МП выпускает продукцию, неконкурентоспособную не только на внешних, но и на внутренних рынках. Растет число предприятий, работающих на грани либо переходящих в сферу теневой экономики. По различным оценкам примерно половина МП – «мертвые» и не ведут никакой деятельности.

Они либо не начали работать, либо прекратили свою деятельность и фактически не существуют, не будучи ликвидированными в юридическом смысле. Президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о развитии малого бизнеса, предусматривающий ограничение количества проверок до одного раза в три года (кроме налогового контроля).

Правительству поручено разработать и внести в Госдуму соответствующие проекты федеральных законов. Внеплановые мероприятия по контролю в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства планируется проводить только в целях выявления нарушений, представляющих непосредственную угрозу жизни или здоровью людей, по согласованию с прокурором субъекта РФ.

Также предлагается преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности, сокращение количества разрешительных документов, необходимых для ее осуществления. Вопр. 24 Налог на прибыль: плательщики, их характеристика, объект налогообложения, его составные элементы и сроки уплаты.

В настоящее время налог на прибыль организаций установлен положениями гл. 25 «Налог на прибыль организаций» части второй НК РФ. Налогоплательщики налога на прибыль: российские организации; иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом прибылью в целях налогообложения по налогу на прибыль организаций признается: для российских организаций — полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов; для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, — полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов.

Доходы и расходы определяются с помощью налогового учета. Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе первичных документов. Налоговая база — денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению. Доходы при определении налоговой базы учитываются исходя из цены сделки с учетом положений ст.

40 НК РФ в случае: В случае если в отчетном (налоговом) периоде получен убыток (отрицательная разница между доходами и расходами, налоговая база признается равной нулю. Убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, принимаются в целях налогообложения в порядке и на условиях, установленных ст. 283 НК РФ.

Налоговым периодом по налогу для организаций является календарный год. Отчетным периодом является первый квартал, полугодие, 9 месяцев, год Базовая ставка налога на доходы организаций установлена в размере 24%.

При этом поступления от налогообложения юридических лиц по этой ставке распределяются между бюджетами в следующих пропорциях: 2%, зачисляется в федеральный бюджет; 18%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ. Законами субъектов РФ предусмотренные ставки налога могут быть понижены для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ.

При этом указанная ставка не может быть ниже 13,5%. По итогам каждого отчетного периода, исходя из размера фактически полученной прибыли и ставки налога, организации исчисляют сумму авансового платежа. Суммы авансовых платежей должны быть перечислены в соответствующие бюджеты не позднее 28 числа месяца, следующего за истекшим.

По итогам отчетного периода налогоплательщики представляют налоговые декларации упрощенной формы не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.

При этом сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. Налогоплательщик вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей.

При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода. Организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации не превышали в среднем трех миллионов рублей за каждый уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 28 числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода. Налогоплательщики – российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям. Уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ производится налогоплательщиками по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества в целом по налогоплательщику.

Ограничение

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Источник: studfile.net

ВУЗРУ

«Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России»

Налоговое регулирование сферы малого предпринимательства

Posted on 22.10.2017 by ВУЗРУ

Аннотация: в данной статье рассматриваются теоретические аспекты налогового регулирования субъектов малого предпринимательства. Проходит анализ налоговой политики государства в отношении субъектов малого предпринимательства и выделяются цели налогового регулирования субъектов малого предпринимательства в современных условиях, также рассматриваются современные режимы налогообложения. В статье обозначены существующие и наиболее актуальные проблемы малого предпринимательства, которые указывают на необходимость существования специальных налоговых режимов для данных субъектов экономики. Ключевые слова: малое предпринимательство, налоговое регулирование, специальные налоговые режимы. Налоговое регулирование сферы малого предпринимательства является наиболее эффективным и важным методом государственного регулирования малого предпринимательства, так как состояние малого предпринимательства значительно зависит от налогообложения.
Важной частью экономической политики государства является эффективная налоговая политика в отношении субъектов малого предпринимательства. Налоговая политика является как экономическим, так и административным рычагом воздействия государства на развитие данного сектора.
Рассмотрение налогообложения как средства регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства требует анализа элементов налоговой системы для нахождения баланса интересов государства и предпринимательства [3, с. 17].
Налоговое регулирование предпринимательской деятельности — это установление в актах государственных органов правил налогообложения предпринимательской деятельности, контроль соблюдения этих правил компетентными государственными органами и ответственность за нарушение установленных правил налогообложения. Основным нормативно-правовым актом налогового регулирования субъектов малого предпринимательства является Налоговой кодекс Российской Федерации.
Каждое государство, разрабатывая порядок налогообложения малого и среднего предпринимательства, ставит перед собой разные задачи. В число приоритетных задач налогового регулирования малого предпринимательства в России следует отнести:
-вывод из тени субъектов малого предпринимательства.
-стимулирование предпринимательской активности и привлечение капитала в экономику [5, с. 41.].
Налоговое регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства основано на общих принципах налоговой системы Российской Федерации, установленных в Налоговом кодексе. Налоговое законодательство России с одной стороны характеризуется обширным нормативным материалом, с другой — частым внесением всевозможных изменений и дополнений, то есть нестабильностью [6, с. 11].
Нестабильность налогового законодательства стала острой проблемой для субъектов малого предпринимательства. Частая смена правил налогообложения и процедур взимания налогов приводит к нарушению принципа стабильности налоговой системы.
Налоговая политика государства в научной литературе делится на три типа: фискальную, регулирующую и стимулирующую.
Фискальная политика государства нацелена на максимальное наполнение бюджета за счет налогов и сборов.
При реализации регулирующей политики государство стремится достичь баланса интересов между различными группами в обществе. При реализации регулирующей политики происходит перераспределение налогового бремени между субъектами экономики.
Стимулирующая политика предполагает ослабление налогового бремени для субъектов экономики. Обычно используется для стимулирования деятельности слабых и нестабильных субъектов экономики.
При выборе проведения той или иной политики налогообложения в отношении субъектов малого предпринимательства необходимо, помнить, что, на сектор малого предпринимательства влияют факторы, ограничивающих его деятельность.
Фискальная политика редко проводится в отношении субъектов малого предпринимательства. Так как данный сектор играет важную роль в экономике страны, то государство заинтересованно в его развитии. Так как высокая налоговая нагрузка негативно влияет на субъекты малого предпринимательства, то они лишаются возможности формировать необходимые оборотные средства.
Государство проводит регулирующую или стимулирующую политику в отношении субъектов малого предпринимательства в зависимости от социально-экономической ситуации в стране. С помощью регулирования налоговых ставок государство не ставит цель увеличить налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства в бюджет страны, а оказывает поддержку субъектам малого предпринимательства. Таким образом, в государстве для эффективности налогового регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства необходимо использовать смешанную политику налогообложения, так как каждый тип политики выполняет значимые функции.
Важный аспект налогового регулирования субъектов малого предпринимательства — налоговое администрирование. Под налоговым администрированием понимается деятельность уполномоченных органов власти и управления, направленная на исполнение законодательства по налогам и сборам, обеспечение эффективного функционирования налоговой системы и налогового контроля. Налоговое администрирование предполагает организацию сборов налогов: от определения состава налоговой отчетности до разработки правил регистрации налогоплательщик.
Налоговое администрирование включает процедуру регистрации, приема и обработки отчетов, контроль над поступлением налогов и сборов, различные виды проверок, анализ эффективности налогового администрирования на всех уровнях управления. Оно должно решать проблемы обременительных для субъектов малого предпринимательства административных барьеров. А также проблему упрощения всех административных процедур. Решить данную проблему предлагается посредством специальных налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства.
Малые и средние предприятия неустойчивы относительно крупных предприятий. Для выравнивания условий деятельности крупных, средних и малых предприятий необходимо предоставлять субъектам малого предпринимательства налоговые льготы, что также доказывает необходимость введения специальных налоговых режимов.
К тому же, практика показывает, что использования общего налогового режима в отношении малого предпринимательства способствует скрытию доходов или уходу данного сектора в «тень». Зарубежная практика показывает, что при использовании льготных режимов налогообложения в отношении субъектов МСП в большинстве стран удается вывести из тени большую часть малых и средних предприятий.
Таким образом, как показано, специальные налоговые режимы являются необходимой мерой и направлены на поддержку малого предпринимательства и, фактически, на облегчение налогового администрирования.
В связи с этим, в настоящее время для субъектов малых предприятий России действуют два вида режимов налогообложения:
-общий, установленный для всех налоговых субъектов, в том числе и для субъектов МСП;
-специальные режимы, введенные для субъектов малого предпринимательства [4, с. 20].
При общей системе налогообложения предприниматель уплачивает налоги и сборы в зависимости от сферы деятельности.
Специальным налоговым режимом в соответствии со статьей 18 Налогового кодекса РФ признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных законодательством о налогах и сборах. Специальные налоговые режимы заменяют часть налогов, уплачиваемых при общей системе налогообложения.
В России первые попытки создания специальных налоговых режимов можно отнести к концу восьмидесятых годов ХХ века, так как в этот период происходит отделение субъектов малого предпринимательства от остальных субъектов экономики. Тогда вводились налоговые льготы для субъектов малого предпринимательства, но фактически предприниматели отмечали сложность ведения учета и считали налоговые льготы недостаточными для формирования средств, необходимых для развития малого и среднего предпринимательства и повышения конкурентоспособности их предприятий.
В результате различных изменений и уточнений начиная с 2002 года в Налоговом кодексе действует раздел о специальных налоговых режимах. Введение специальных налоговых режимов преследовало следующие цели: стимулирование субъектов малого предпринимательства, упрощение ведения учета субъектами малого, вывод из тени субъектов данного сектора, увеличение налоговых поступлений в бюджет. Но главной целью введения специальных налоговых режимов было снижение налоговой нагрузки субъектов малого предпринимательства.
Введение специальных налоговых режимов действительно снизило налоговую нагрузку с данного сектора, упростило налоговое администрирование и поспособствовало его развитию и выходу из тени некоторых субъектов малого предпринимательства.
Во второй части Налогового кодекса Российской Федерации выделены специальные налоговые режимы, предназначенные для субъектов малого предпринимательства: упрощенная система налогообложения (УСН), система налогообложения в виде единого налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и патентная система налогообложения.
Проведенный нами выше анализ позволяет сделать вывод, что государство оказывает реальную поддержку малого предпринимательства с помощью налогового регулирования путем введения специальных налоговых режимов.
По-видимому, можно с большой долей уверенности констатировать, что для государства на современном этапе не является главной целью увеличить налоговые поступления в бюджет за счет субъектов малого предпринимательства. Сейчас главной целью государственной политики в области налогообложения малого предпринимательства является поддержка данных субъектов путем предоставления налоговых льгот. Также показано, что специальные налоговые режимы значительно снижают налоговую нагрузку с субъектов малого предпринимательства, тем самым, предоставляя им возможность развиваться. А это, несомненно, оказывает положительное влияние на экономику страны в целом.
Список литературы
1. Бахчеев Е.С. Теоретические аспекты налогового регулирования субъектов малого и среднего предпринимательства // Экономикс. — 2017. — №6.
2. Гончаренко С.И. Аспекты и проблематика налогового регулирования субъектов малого предпринимательства // Современные финансовые отношений: проблемы и перспективы развития. — 2017.
3. Джамиева М.А. Проблемы и пути оптимизации системы налогообложения субъектов малого бизнеса // Экономика и предпринимательство. — 2017. — №3-2.
4. Иризепова М.Ш. Региональные особенности систем налогообложения малого и среднего бизнеса // Налоги и налогообложение. — 2015. — №2.
5. Суркова Р.А. Актуальные проблемы государственного регулирования малого и среднего бизнеса // Информатизация и виртуализация экономической и социальной жизни. — 2017.
6. Терентьева М.В. Совершенствование налогообложения на предприятиях малого бизнеса // Современное развитие малого бизнеса. — 2014. — №4.
7. Тимошенко В.А. О совершенствовании налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса // Известия Саратовского университета. — 2016. — №1.

Читайте также:  Услуги красоты на дому как бизнес

Categories Право Экономика

Источник: vuzru.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин