Методы оценки эффективности государственной поддержки малого бизнеса

Губкина, И. А. Оценка эффективности проведения политики государства в области поддержки малого бизнеса путем проведения опроса / И. А. Губкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 385-387. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71222/ (дата обращения: 03.06.2023).

В статье автор пытается оценить эффективность государственной поддержки малого бизнеса путем проведения опроса.

Ключевые слова: малый бизнес, государственная поддержка, льготное кредитование, субъективная статистика, финансовая поддержка.

В целях оценки и разработки комплекса мер по повышению эффективности и действенности поддержки государству необходимо изучать статистические показатели, которые, с одной стороны, должны предоставляться официальными данными, а с другой — на основе субъективной статистики. Показатели, основанные на субъективной статистике, должны содержать результаты независимых выборочных опросов малых предпринимателей, которые дадут возможность обнаружить и дать оценку спектру, масштабу ключевых проблем и преград на пути развития малого предпринимательства.

Меры поддержки малого и среднего бизнеса в налоговой сфере

Для определения степени удовлетворенности субъектов малого бизнеса мерами оказываемой государственной поддержки был проведен опрос. На 10 декабря 2019 года в нем приняли участие 48 человек из разных регионов Российской Федерации, 27 из которых относятся к субъектам малого предприятия, 18 зарегистрировано в качестве индивидуальных предпринимателей, 2 человека, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и 1 представитель среднего предприятия. Большее количество представителей малого бизнеса пришлось на торговлю (35 %), на втором месте расположились субъекты, осуществляющие деятельность в сфере услуг 23 %, затем 15 % субъектов, занятых в сфере строительства, 13 % в сельском хозяйстве, 8 % в промышленном производстве и 6 % пришлось на автомобильную сферу, сферу общественного питания и медицины. Что касается отношения респондентов к достаточности мер государственной поддержки, то большинство отметило то, что оно отрицательное — 87 % [1]. Реализуется множество мер по поддержке малого бизнеса, но наиболее предпочтительными в результате проведенного опроса являются финансовая (26 %) и налоговая поддержки (18 %), а также упрощение отчетности (18 %). Затем по списку востребования расположились следующие меры:

– имущественная и информационная поддержки (по 9 %);

– консультационная и административная поддержки, подготовка, переподготовка кадров, дополнительное образование (8 %);

Так как наиболее востребованным направлением поддержки малого предпринимательства остается финансовое, то отдельно были рассмотрены его формы в целях оценки их соответствия потребностям малых предприятий. Для этого были проанализированы данные о структуре затрат на поддержку субъектов малого предпринимательства, а также данные опроса предпринимателей о предпочтительных формах поддержки. Проиллюстрирую это на рис. 1.

МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ БИЗНЕСА 2023 НАЛОГОВЫЙ БИЗНЕС ФОРУМ

Рис. 1. Формы финансовой государственной поддержки и предпочтения субъектов малого предпринимательства в 2019 году [2]

Проведенный анализ показывает расхождения в формах финансовой поддержки и потребностях малых предпринимателей. Так, на востребованные предпринимателями льготные кредиты, компенсации и субсидии выделяется значительно меньше средств, чем на гарантии, гранты, поручительства и микрозаймы, в которых субъекты малого предпринимательства, согласно данным опроса, испытывают гораздо меньшую потребность.

С точки зрения предпринимателей субсидии являются одним из приоритетных форм финансовой поддержки. На втором месте льготное кредитование. «Минэкономразвития уже готовит новые меры по стимулированию кредитования микропредприятий.

Читайте также:  Как приглашать на бизнес завтрак

Так, займы суммой до 10 миллионов рублей бизнес сможет взять по льготной ставке в 9,95 % годовых, рассказал «Известиям» замминистра экономического развития Вадим Живулин. Это предложение будет действовать в рамках программы «Восемь с половиной» и поможет компаниям, которые банки кредитуют неохотно, относя к высокой категории риска, пояснил глава бизнес-объединения ‎«‎Опора России» Александр Калинин. Также в Министерстве экономического развития заявили, что займы можно будет взять как на инвестиционные, так и на оборотные цели, а банки не будут контролировать использование средств» [3]. Но при этом, если льготное кредитование наберет обороты, существует возможность появления риска увеличения просрочки по кредитам.

Таким образом, акцент на отражении предпочтений предпринимателей в структуре поддержки при оценке государственных программ не означает, что должно вводиться требование полного соответствия предпочтений и фактической структуры. Государственная поддержка малого бизнеса может быть направлена на формирование новых предпочтений, например, в инновационной сфере, что является стратегическим вызовом в современных условиях. Поэтому не каждое несоответствие реальных и предпочитаемых направлений может быть истолковано как неэффективность поддержки.

  1. Губкина, И. А. Оценка эффективности государственной поддержки малого предпринимательства / И. И. Губкина. — Текст: электронный // Simpoll — Сервис опросов: [сайт]. — URL: https://simpoll.ru/run/survey/6c73490a (дата обращения: 03.06.2020).
  2. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». — Текст: электронный // ГАРАНТ: [сайт]. — URL: https://simpoll.ru/run/survey/6c73490a (дата обращения: 03.06.2020).
  3. Виноградова, Е. А. Новый оборот: микробизнесу упростят получение льготных кредитов / Е. А. Виноградова. — Текст: электронный // Известия: [сайт]. — URL: https://iz.ru/952326/ekaterina-vinogradova/novyi-oborot-mikrobiznesu-uprostiat-poluchenie-lgotnykh-kreditov (дата обращения: 03.06.2020).

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, государственная поддержка, малое предпринимательство, льготное кредитование, субъективная статистика, финансовая поддержка, цель оценки, экономическое развитие.

Источник: moluch.ru

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

субъект малого и среднего предпринимательства, эффективность поддержки, кластеризация, искусственная нейронная сеть, метод DEA.

Аннотация

Малое и среднее предпринимательство, обладая значительной гибкостью и мобильностью, высоким инновационным потенциалом, способно решить многие социально-экономические задачи, стоящие перед обществом. Государство и субъекты Федерации оказывают различного рода поддержку таким компаниям: финансовую, информационную, консалтинговую.

Роль такой поддержки значительно возрастает в условиях пандемии и санкционного давления. В таких условиях важно оценить эффективность такой поддержки. Исследование проводилось на данных о поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в федеральных округах и субъектах федерации. В статье выполнена кластеризация субъектов федерации по уровню поддержки, проведено ранжирование показателей поддержки, методом DEA рассчитаны оценки эффективности для федеральных округов и субъектов федерации и определены нормативные значения показателей для неэффективных регионов.

Список литературы

Цифровая платформа МСП. [Электронный ресурс]. URL: https://мсп.рф/ (дата обращения: 28.03.2022).

Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 02.07.2021, с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2022).

Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. [Электронный ресурс]. URL: https://ofd.nalog.ru/ (дата обращения: 12.03.2022).

Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки. [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp-pp.nalog.ru/statistics.html#fo=32statdate=15.01.2022 (дата обращения: 12.03.2022).

Читайте также:  Как работают звезды шоу бизнеса

Ciaburru G., Vanateswaran D. Neural Networks with R – Birmingham: Packt Publishing Ltd, 2017.

Дюран Б. Кластерный анализ. М.: Статистика, 2012. 130 с.

Farrell M.J. The measurement of productive efficiency. Journal of the Royal Statistical Society. Series A (General). 1957. № 120 (3).

Р. 253–290.

Charnes A., Cooper W. W., Rhodes E. Measuring the efficiency of decision making units. European Journal of Operational Research. 1978. № 2 (6). P. 429–444.

Charnes A., Cooper W.W., Lewin A.Y., Seiford L.M. Data Envelopment Analysis: Theory, Methodology, and Application. Boston: Kluwer Academ-ic Publishers, 1994. 513 p.

Кривоножко В.Е. и др. Анализ эффективности функционирования сложных систем // Автоматизация проектирования. 1999 № 1. C. 2–7.

MAX Dea [Электронный ресурс]. URL http://maxdea.com/MaxDEA.htm (дата обращения: 12.03.2022).

Батрасова А.Д., Коновалова Т.В., Комаров П.И. Кластеризация как метод исследования финансовой устойчивости IT-компаний // Управленческий учет. 2022. № 1-2. С. 177-182.

Назарова Н.А. Государственная политика стимулирования предпринимательской деятельности в регионах // Власть. 2019. № 3. С. 96-100.

Демидова Н.Е., Шершова Е.В. Анализ малого и среднего бизнеса в России: проблемы и перспективы развития // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 12. С. 284-290.

Источник: uprav-uchet.ru

Оценка эффективности функционирования механизма государственного регулирования и поддержки малого инновационного бизнеса

Малый инновационный бизнес выступает в качестве катализатора трансформации экономики страны, являясь при этом в силу объективных причин наименее защищенным субъектом экономических отношений. Учитывая необходимость государственной поддержки деятельности малых инновационных предприятий, представляется важным разработка методики оценки эффективности проводимых государственных реформ в сфере наукоёмкого бизнеса. Это и обусловило актуальность выбранной темы.
Автором рассмотрены существующие методики оценки эффективности государственного регулирования развития малого бизнеса, в том числе инновационного, и предложена комплексная методика оценки эффективности, основанная на сочетании количественных и качественных критериев оценки.
В рамках исследования были применены такие общенаучные методы исследования, как структурный, предметный и функциональный анализ.
Автором сделан вывод об отсутствии единой методики оценки эффективности проводимых реформ в области развития малого высокотехнологичного предпринимательства. В статье сформирована система оценочных параметров, позволяющих провести комплексную оценку эффективности государственного регулирования и поддержки малого инновационного бизнеса в России.

Innovative small business acts as a catalist for transformation of the country’s economy however due to objective reasons it is considered to be the least protected economic agent. Taking into account the need for the state support of innovative small businesses it is therefore important that a science intensive business methodology should be worked out. This has substantiated the relevance of the theme of the article.
The author examines present techniques of efficiency evaluation within tate regulation of mall business along with innovative small business development and therewith offers a comprehensive efficiency evaluation methodology based on combination of qualitative and quantitative criteria of evaluation.
In the course of the study the author uses such general scientific methods of research as structural analysis as well as object and functional analysis.
The author draws a conclusion about the lack of a uniform methodology of evaluating efficiency of reforms in the field of advanced technology small business development. The article presents a system of valuating featurers which will enable conducting a comprehensive evaluation of the efficiency of innovative small business state regulation and support.

Читайте также:  Рекламные ролики как бизнес

Обзор статьи

В 1999 году Европейская экономическая комиссия ООН предложила использовать индекс развития предпринимательства в качестве комплексного экономического показателя, характеризующего уровень развития малого бизнеса в стране. Данный показатель рассчитывается как произведение трех величин:
— доля субъектов малого и среднего предпринимательства в общем количестве предприятий, действующих на территории страны;
— доля малого и среднего бизнеса в ВВП страны;
— доля числа занятых работников на предприятиях малого и среднего бизнеса по отношению к общему числу занятых [5].
Максимальное значение рассчитываемого показателя равняется единице, а минимальное – нулю. Чем ближе значение индекса к единице, тем более значимую роль малые и средние предприятия играют в экономике страны. Отметим, что универсальность данного метода позволяет относительно объективно проводить международные сопоставления в целях выявления уровня развития малого и среднего предпринимательства в каждой стране (табл. 1) [5].
При этом отметим, что данный показатель носит исключительно количественный характер, хотя и определяет степень эффективности государственных программ поддержки малого бизнеса, в том числе инновационного. Но не учитывает оценку эффективности государственного регулирования непосредственными реципиентами государственных программ поддержки – субъектами малого предпринимательства.
Отметим, что, несмотря на большое количество исследований в области формирования системы государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства, на сегодня отсутствует единая комплексная система критериев для определения эффективности государственного регулирования [1; 2; 3; 4; 6; 7]. Поэтому представляется актуальной проблема разработки комплексной системы показателей, в связи с чем предлагается система оценочных параметров, позволяющих провести комплексную оценку эффективности государственного регулирования и поддержки малого инновационного бизнеса в России (табл. 2).

Список использованной литературы

1. Буев В.В., Мигин С.В., Смирнов Н.В. [и др.]. Интегральные показатели развития малого предпринимательства. Тверь: ООО «Вектра», 2007. 47 с.

2. Исследование эффективности системы государственной поддержки малого предпринимательства в РФ: состояние, направления развития / Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. М., 2003. 160 с.

3. Комарова О.В. Теоретические основы формирования института государственной поддержки малого предпринимательства и оценка его эффективности: дис. … канд. экон. наук. Екатеринбург, 2005. 176 с.

4. Немец А.В. Оценка эффективности поддержки малого предпринимательства в системе государственного регулирующего воздействия: дис. … канд. экон. наук. Новосибирск, 2009. 206 с.

5. Сабо А. Особенности развития предпринимательства и малых и средних предприятий в странах с переходной экономикой. М., 1999.

6. Тореев В.Б., Вороновская О.Е. Эффективность программ поддержки малого предпринимательства // Экономическая наука современной России. 2002. № 3. С. 73–87.

7. Уразова Н.Г. Разработка методического подхода к формированию механизма государственной поддержки инновационной деятельности и оценка ее эффективности: дис. … канд. экон. наук. Иркутск, 2006. 201 с.

application/pdf icon

Статья

Источник: giefjournal.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин