Одной из отличительных способностей преуспевающего бизнесмена является умение создавать (генерировать) новые идеи бизнеса. Однако термин «новизна» имеет спорный характер. Обратимся к классификации, разработанной Г.С.Альтшуллером, основателем науки – Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). В его книге [3] предложено пять уровней задач:
Работа содержит 1 файл
Генерация идей новых «бизнесов»
Соболев М.В. Генерация идей новых «бизнесов». Конкурсная работа на Третью Всероссийскую Олимпиаду по экономическим, финансовым дисциплинам и вопросам управления. Работа заняла первое место в номинации «Научно-технческая и инновационная политика в России». г. Москва. 2003 год.
1. Методы генерации идей ……………………………………………………6
2. Технология творчества — ТРИЗ…………………………………………….10
3. Комплексный подход и экраны мышления……………… …………….16
4.1. 1000 идей для бизнеса……………………………………………………19
4.2. Контрольные вопросы и контрольные списки…… ………………….19
4.3. Интернет – кладовая идей……………………………………… ……..20
4.4. Информационные брокеры……………………………………………20
5.2. Создание потребностей……………………………………………. ..23
8. Проблемы бизнес — идей………………………………………………….28
Список использованных источников………………………………………32
Одной из отличительных способностей преуспевающего бизнесмена является умение создавать (генерировать) новые идеи бизнеса. Однако термин «новизна» имеет спорный характер. Обратимся к классификации, разработанной Г.С.Альтшуллером, основателем науки – Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). В его книге [3] предложено пять уровней задач:
1 уровень. Решение таких задач не связано с устранением технических противоречий и приводит к мельчайшим изобретениям. Задача первого уровня и средства ее решения лежат в пределах одной профессии, решения задачи под силу каждому специалисту. Вариантов изменений мало, обычно не более 10. Сами изменения локальны: незначительно перестраивая объект, они не отражаются на иерархии систем.
2 уровень. Задачи с техническими противоречиями, легко преодолеваемыми с помощью способов, известных применительно к родственным системам. Меняется (да и то частично) только один элемент системы. Ответы на задачи второго уровня – мелкие изобретения. Для получения ответа обычно приходится рассмотреть несколько десятков вариантов решения.
3 уровень. Противоречие и способ его преодоления находятся в пределах одной науки. Полностью меняется один из элементов системы, частично меняются другие элементы. Количество вариантов, рассматриваемых в процессе решения, измеряются сотнями. В итоге – среднее изобретение.
4 уровень. Синтезируется новая техническая система (то есть меняется старая техническая система). В задачах 4 уровня противоречия устраняются средствами, подчас далеко выходящими за пределы науки, к которой относится задача. Число вариантов измеряется тысячами и даже десятками тысяч. В итоге – крупное изобретение.
5 уровень. Изобретательская ситуация представляет собой клубок сложных проблем. Число вариантов, которое необходимо перебрать для решения, практически не ограничено. В итоге – крупнейшее изобретение. Это изобретение создает принципиально новую систему, она постепенно обрастает менее крупными. Возникает новая отрасль техники.
Средства решения таких задач лежат за пределами современной науки.
Проводя аналогию с данной классификацией, бизнес-идеи также можно разложить на пять ступеней. Критериями такой классификации является новизна технической системы, воплощенная в товар и предлагаемая потребителю.
1 уровень. Товар, имеющий мельчайшие изменения. Например, ручка шариковая, содержащая один стержень, одного цвета.
2 уровень. Товар, имеющий мелкие изменения. Например, ручка шариковая комбинированная, содержащая три стержня разных цветов в одном корпусе.
3 уровень. Товар, имеющий средние изменения. Например, ручка шариковая, комбинированная, совмещающая свои свойства с карандашом и стиральной резинкой.
4 уровень. Товар, резко отличающийся от товара- прототипа. Например, капиллярная ручка, гелиевая ручка.
5 уровень. Товар, принципиально отличающийся от товара-прототипа. Например, электронное перо для ЭВМ. Или биоручка, фиксирующая человеческие мысли, на уровне подсознания.
Умение создать новое, изобрести и внедрить – это актуальная проблема для современного человека. Человек по своей сути инертен, ему проще идти по накатанной колее, чем напрягаться. Но технический прогресс неизбежен. Ежедневно происходят открытия, делаются изобретения, которые впоследствии оказывают влияние на все человечество. Известно, что скорость роста научно-технической информации 50 000 машинописных страниц в час.
Если человек умеет генерировать идеи, то это еще не означает, что эту идею можно назвать бизнес — идеей. В чем отличие идеи от бизнес — идеи?
ИДЕЯ (греч. idea) — 1) первоначально «то, что видно», «видимое» (как и эйдос), затем «видимая сущность», прообраз. Платон называл идеей умопостигаемые прообразы вещей чувственного мира, истинное бытие. По Канту, идеи — понятия разума, которым нет соответствующего предмета в чувственном опыте (свобода, бессмертие, бог). 2) Мысль, представление. 3) Намерение, план [21].
ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — содержательно-смысловая целостность художественных произведений как продукта эмоционального переживания и освоения жизни автором. Адекватно не может быть воссоздана средствами других искусств и логическими формулировками; выражается всей художественной структурой произведения, единством и взаимодействием всех его формальных компонентов. Условно (и в более узком значении) выделяется как главная мысль, идейный вывод, «жизненный урок», естественно вытекающие из целостного постижения произведения [21].
Идея – это мысль, в которой сформулирован ответ на какую-то ситуацию или на какой-то вопрос. Идея может быть подсказкой, а может содержать полный, исчерпывающий ответ.
Бизнес – идея – это мысль о том, как при решении той или иной проблемы заработать денег.
Пример. Предприниматель судится с налоговой инспекцией и выигрывает дело. Где бизнес – идея? Предприниматель дает интервью для читаемой газеты и говорит о том, что постарается помочь другим предпринимателям. Интервью это скрытая реклама.
А когда к предпринимателю обращаются за помощью, то он подсказывает, как можно решить проблему и предлагает подборку материалов (образец искового заявления, нормативные акты) на дискете или в виде распечатанных материалов за умеренную плату.
Бизнес – идея здесь заключается в том, что предприниматель, владея специальной информацией, находит потребителей этой информации, которые готовы платить за нее.
Основное отличие бизнес – идеи от простой идеи – это готовность общества или отдельных его представителей платить за саму идею или ее внедрение в жизнь.
Часто человек, сделав изобретение, не задумывается о том, как с помощью этого изобретения можно заработать, или просто не видит практического применения своему изобретению. Здесь на помощь изобретателям приходят или должны приходить предприниматели.
Предприниматель — человек, который берет на себя риск, связанный с организацией нового предприятия или с разработкой новой идеи, новой продукции или нового вида услуг, предлагаемых обществу. [13, с.44]
Предприниматель, похоже, единственный кто всерьез заинтересован в продвижении какой-либо идеи на рынок.
Существует хорошая американская поговорка «Кто придумал, получает 1 доллар, кто произвел – 10, тот, кто продал, -100» [14, с.68].
12 работающих методов генерации идей
Умение творчески мыслить и генерировать идеи ценится на вес золота. Но иногда наступает кризис и воображение отказывается работать. Как настроить мозг на креатив?
Сегодня одним из наиболее ценных качеств является креативность, способность творчески подходить к решению задач. Работодатели ждут инициативных сотрудников, которые будут способны генерировать нестандартные идеи и предлагать неординарные выходы из трудных ситуаций. Что делать, если настиг творческий кризис и креативить никак не получается? Рассказываем об эффективных методах, которые помогут подтолкнуть мозг к свежим идеям.
Мозговой штурм, или мозговая атака
Брейншторминг — одна из самых эффективных методик генерации идей, изобретенная еще в 30-х годах. Техника подразумевает коллективную работу: ведущий и непосредственные участники. Для начала нужно максимально точно сформулировать проблему.
Затем — сам мозговой штурм, в ходе которого участники делятся абсолютно всеми идеями, приходящими на ум, а процессом для большей продуктивности управляет ведущий. Важное правило — никаких ограничений и никакой критики (даже самокритики), так как глупые или абсурдные на первый взгляд идеи могут послужить толчком к решению поставленной задачи. Высказывайте и сформированные мысли, и их обрывки — словом, просто транслируйте коллегам все, что думаете насчет проблемы. Поначалу может показаться, что предлагаемые идеи не отличаются оригинальностью, однако через какое-то время мышление участников настраивается и включается воображение.
Когда мозговая атака будет закончена, приступайте к анализу и отбору идей. Вы можете делать это той же группой, а можете пригласить к оценке сторонних людей, которые свежим взглядом определят наиболее удачные мысли, высказанные во время штурма. Именно на этапе обсуждения разрозненные идеи начинают комбинироваться и дополнять друг друга, что приводит к рождению решения проблемы.
Мозговой штурм можно проводить в одиночку. Для этого все свои мысли записывайте и ни в коем случае не совмещайте этап генерации с анализом. Сначала — чистый поток сознания и только потом — критика и сортировка.
Метод синектики
От английского synectics — “совмещение разнородных элементов”. Этот метод был изобретен в середине прошлого века и является усовершенствованным вариантом мозгового штурма. Методика предполагает решение проблемы по аналогии с какой-то сферой, где есть прецедент. Полноценно воспользоваться идеями синектики сможет только специально отобранная группа, так как техника довольно сложная и требует определенного профессионализма, но отдельные инструменты стоит взять на вооружение всем, кому приходится работать творчески.
Сформулируйте проблему и выделите ключевые слова. Выпишите их в столбик и начните выстраивать аналогии. Для начала — прямые. Что похоже на выбранный объект или сходно с ним по набору функций? Затем — личные аналогии. Представьте себя тем предметом, о котором размышляете, и подумайте, что бы вы хотели уметь/получить/ощутить и так далее.
Например, если вы пытаетесь придумать варианты усовершенствования работы мобильного приложения, то вообразите себя приложением и проанализируйте: чего вам не хватает, как можно модернизировать вас, улучшить функции. В заключение постройте символические аналогии — выпишите свои ассоциации, приходящие на ум абстракции или фантастические — наделите объект нереальными свойствами и возможностями. Такие нестандартные способы направляют мышление в новое русло, что в конечном счете помогает достичь результатов в креативе.
Переворот
Эта методика была изобретена британским психологом и экспертом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. Суть метода предельно проста: выпишите все мысли, которые приходят вам в голову по поводу проблемы, а затем переверните их с ног на голову. Рассмотрите каждое полученное предположение и подумайте, что нужно для того, чтобы оно произошло в реальности. Нет, это не будет финальным решением — главные идеи придут к вам по ходу всех этих нехитрых манипуляций.
Метод шести шляп
Эта методика также изобретена Эдвардом де Боно и требует участия как минимум семи человек. Шестерым раздаются шляпы разного цвета (можно символически), седьмому отводится роль ведущего. Каждая шляпа — это определенная роль, которая отражает конкретный подход к задаче.
Красная — эмоции и интуиция, белая — только факты и объективная информация, желтая — возможные выгоды и позитивный исход, черная — возможные риски и негативный исход, зеленая — творческий подход и креативность, синяя — обобщение и анализ (может быть ведущим). Каждый из участников должен примерить на себе все шляпы, после чего обсуждение заканчивается. Этот метод наиболее полно раскрывает все нюансы сложившейся ситуации и позволяет не только рассмотреть ее с шести разных точек, но и сделать это наиболее полно, с включением множества мнений по всем пунктам.
5W1H, или метод Киплинга
Пожалуй, это самый очевидный и самый простой способ для генерации идей. Название методики происходит от английских вопросительных слов What, When, Why, Who, Where, How. Последовательно задайте себе эти вопросы — что, когда, почему, кто, где, как — и сформулируйте емкие и понятные ответы. Затем задайте себе дополнительные вопросы, которые появились в голове, и снова дайте предельно точные, конкретные, а самое главное — честные ответы. Таким образом вы проясните сами для себя суть задачи и, возможно, придумаете что-то гениальное, скомбинировав очевидные варианты.
Метод инсайтов
Это один из самых необычных способов генерировать идеи, и именно поэтому он заслуживает внимания. В переводе с английского “инсайт” — это проникновение в суть, озарение, внезапная догадка, прозрение. Инсайтом называют довольно сложное и неоднозначное явление, когда идея, как решить проблему, приходит к человеку спонтанно, зачастую под влиянием какого-то интуитивного чувства.
Методика не подходит для внезапных ситуаций, но может привести к неожиданному результату, если поиск решения растянут во времени. Способ предлагает использовать подсознательные ресурсы для генерации идей. Записывайте свои сны, а также мысли, пришедшие в голову во время медитации или упражнений, предполагающих особое состояние разума, например дыхательных практик. Не воспринимайте идеи, сгенерированные таким путем, дословно, обращайте внимание на свои эмоции. Инсайты — это метафоры и символы, которые способны привести вас к интересным размышлениям.
Ассоциативные методы
Определите проблему, а затем выпишите ключевые слова в ее формулировке. Постройте ассоциативный ряд для каждого из слов, постарайтесь использовать приходящие на ум образы как толчки к генерации идеи. Также можно выписать 2-3 ключевых слова на расстоянии друг от друга, а затем связать их между собой ассоциативными цепочками — катенами. Мы редко пользуемся методом ассоциаций, считая это глупым и неэффективным, а зря — именно ассоциации могут стать ответом на многие вопросы, потому что, как правило, внутри нас с самого начала сидит то самое решение, нужно его только извлечь из глубин разума.
Фила
Этот метод особенно хорош для решения личных проблем. В Древней Аттике филой называли родовое объединение или общину, связанную с одним родоначальником. Методика предполагает обращение к людям, которые оказали на ваше становление как личности наибольшее влияние. Это может быть кто угодно: родственник, писатель или кумир. Составьте портрет этой личности и его досье.
Чем больше информации вы соберете, тем эффективнее будет ваше “обращение” к этому человеку. В поиске нужного решения исследуйте изречения своего советника, прочтите его цитаты. Представьте, как бы поступил этот человек на вашем месте, какую идею он бы вам подсказал. С помощью филы вы проявите свою индивидуальность, а значит, подыщете решение, приемлемое именно для вас.
Метод ограничений
Определите проблему, а затем сформулируйте все возможные ограничения, которые могут возникнуть у вас на пути к решению. После этого подумайте: как можно использовать эти ограничения в свою пользу, как их можно изменить и как можно миновать. Также поразмышляйте, что поменяется, если бы этих ограничений не было вовсе, как от этого может измениться сама проблема. Такие мыслительные упражнения заставят взглянуть на ситуацию по-новому, а значит, и найти свежую идею.
Ментальные карты, или интеллект-карты
Считается, что наш мозг гораздо лучше воспринимает и запоминает информацию, представленную в нелинейном виде. Для этого британский психолог Тони Бьюзен придумал специальную методику запоминания, которая используется и как способ генерации идей. Суть метода заключается в том, что ключевое слово выписывается в центре карты, а приходящие на ум идеи, ассоциации и связанные понятия записываются или зарисовываются вокруг. Так осуществляется гораздо более эффективное управление личными знаниями, что помогает визуализировать имеющуюся информацию и подтолкнуть мозг к поиску решения. Тони Бьюзен был уверен, что ключевым элементом креативности является наша память и именно с ее тренировки нужно начинать развитие своих творческих способностей.
Морфологический анализ
Выделите объект, вокруг которого строится ваша проблема, и разложите его на составляющие. Затем замените эти составляющие: можно подыскать реальные аналоги, а можно придумать измененный вариант самостоятельно. Проделав это, соберите из составляющих свой объект обратно и посмотрите, что получится. Так может оказаться на поверхности какое-то решение, которое до этого было неочевидным. При желании такой разбор можно делать сколько угодно, и каждый раз будет получаться что-то новое и нестандартное.
Фиксация мыслей
Ко многим известным людям их самые гениальные решения пришли тогда, когда они меньше всего об этом думали. Наша жизнь перенасыщена информацией, мы с легкостью забываем события прошлой недели, что говорить о мимолетных идеях, посещающих нас в ванной, по пути на работу или на кассе в магазине. Попробуйте записывать все любопытные мысли, которые приходят в голову, — вы удивитесь, сколько всего интересного и даже гениального генерирует ваш мозг ежедневно. Заведя привычку фиксировать возникающие идеи, вы соберете на будущее кладезь интересных решений, к которым сможете вернуться в моменты творческого кризиса и даже депрессии. К тому же по прошествии длительного времени вы сможете вернуться по записям к конкретному периоду своей жизни, а ведь опыт — это очень хороший источник, откуда можно брать новые идеи.
Источник: kto-chto-gde.ru
Методы генерации идей : 7 самых работающих
Привет, на связи Игорь Зуевич. Наверняка, вы не раз сталкивались с отсутствием вдохновения, а муза так и не желала посещать ваши мысли. Руководство требует новых знаний, семейная жизнь зашла в тупик, а общением с друзьями перестало доставлять удовольствие. Скорее всего, вам нужна перезагрузка и генерация новых идей.
Несколько креативных методик способствуют ускорению умственной деятельности, помогут найти решения из любых, даже самых сложных жизненных ситуаций и снимут психологический блок. Итак, начнем.
Как мыслить креативно и создать новые прорывные идеи: 7 работающих методик для генерации продуктивных идей
1. Всем известный мозговой штурм — креативная методика командной игры. Потеряли вдохновение? Пригласите друзей на ужин и предложите поиграть. Вам потребуется собрать команду, состоящую, как минимум, из трех человек, сформулировать проблему и дать 15 минут на ее анализ.
Спустя время каждый участник поделиться собственным мнением, а вы сможете вдохновиться новыми идеями.
2. Атака на мозг — игра для нескольких участников. Задайте конкретный вопрос или четко обозначьте проблему. Далее каждый из участников должен установить негативные и положительные стороны данного вопроса. Метод подходит для решения конкретных задач.
Рассмотрев мнения других людей, вы сможете увидеть проблему с другой стороны и изменить негативное отношение к ситуации.
3. Матрица возможностей (выполняется наедине с собой). Сформулируйте проблему и запишите на листе бумаги, как можно больше решений для ее решения. Не стесняйтесь писать даже самые нелепые и, казалось бы, неосуществимые варианты. Так вы фокусируетесь на решении вопроса и вскоре сможете устранить проблему.
4. Суть следующего метода в том, чтобы записать несколько решений проблемы и отредактировать их с совершенно противоположной стороны. Метод имеет название “Переворот”. Итак, выпишите все, что приходит на ум, когда вы думаете о решении своего вопроса. Замените написанные фразы на противоположные, с помощью антонимов.
Спросите себя, при каких условиях перевернутые словосочетания могут стать реальностью? Таким образом вы сможете посмотреть на свои комплексы и проблемы с позитивной стороны, а их решение не заставит себя ждать.
5. Создание идей с нуля — поиск ассоциаций. Суть методики в том, чтобы найти, как можно больше ассоциаций к заданному объекту. Полезен для людей творческих профессий и помогает вернуть креативное мышление. Сформулируйте проблему, вопрос или обозначьте объект. Придумайте как можно больше синонимов. Полезно будет применять методику в команде.
Так вы сможете запомнить идеи окружающих. Важно говорить первое, что придет в голову.
6. Фила — интереснейшая методика, которая позволяет обратиться за советом к реальным или вымышленным персонажам. Вы можете играть в команде или самостоятельно. Осуществляя методику наедине с собой, попробуйте рассуждать так, как рассуждал бы интересный вам персонаж, член семьи, друг или коллега.
Играя в команде, участники должны выполнять роль и мыслить, как загаданный им персонаж. Важно предоставить игроку информацию о человеке, роль которого он играет. Таким образом будет проще решить задачу.
7. Метод Киплинга заключается в том, чтобы анализировать проблему при помощи вопросов: что, где, зачем, когда, кто и как. Вы можете провести анализ самостоятельно или поиграть в команде. Ответив на основные вопросы, переходите к дополнительным: сколько, где еще, какой срок, почему, когда это происходило и другие. Вы удивитесь, когда вопросы и ответы на них будут формироваться сами собой. Результат — вы сможете рассмотреть ситуацию с совершенно разных сторон, что приводит к полному анализу проблемы.
Как видите, если вы уже знаете о том, как мыслить креативно, то используйте 7 проверенных методик для вдохновения и создания креативных идей: мозговой штурм, атака на мозг, матрица возможностей, переворот, поиск ассоциаций, фила, метод Киплинга. Действовать лучше сообща и вместе с теми людьми, у которых уже есть опыт и результаты. Приходите в наши программы, заодно и заработаете больше!
Обязательно скачайте:
- Контент-План (календарь постов) для публикаций в соцсетях
- Книга-бестселлер по созданию продающих и рекламных текстов
- ЧИТАТЬ в Telegram
Если следующие 5 минут вы можете инвестировать в самообразование, то переходите по ссылке и читайте следующую нашу статью: [СКАЧАТЬ] Аудит посадочных страниц из 15 пунктов
Оставьте комментарий к этой статье ниже
Источник: igorzuevich.com