Обобщая мировую практику в области образования для бизнеса и менеджмента, можно выделить три модели: германскую («квалифицированный руководитель»), американскую («профессиональный менеджер») и «смешанную». Последняя наиболее характерна для стран, находящихся в состоянии более или менее затянувшегося процесса структурной перестройки образовательной системы в связи с возникновением новых требований.
В России долгое время доминировала модель германского типа и лишь в 2000 г. после государственного признания программ МВА был конституционализирован переход к смешанной модели, де-факто существовавший у нас около 10 лет. На сегодня наша система управленческого образования включает высшее, дополнительное и последипломное (аспирантура) образование.
В области высшего образования она построена по уровням: степень бакалавра (4 года), квалификация специалиста (5 лет), академическая степень магистра (6 лет). Существует большое количество специальностей экономического и управленческого профиля, которые обеспечивают подготовку людей к профессиональной деятельности в области бизнеса и менеджмента на научно-практическом (специалист) или научно-аналитическом (магистр) уровнях.
Елена Бондаренко | О российских предпринимателях и большой идее бизнес-образования СКОЛКОВО
Система дополнительного образования до самого последнего времени рассматривалась как нечто облегченное, вторичное по отношению к «настоящему» высшему образованию, все еще весьма популярному в народе, она была более прагматичной, по содержанию не особенно контролировалась государством и на деле не приводила к приобретению второй профессии (для этого существовало так называемое второе высшее образование) и к серьезному изменению карьеры специалистов.
Лишь узаконение Постановлением Правительства России нового вида профессиональной переподготовки с присвоением квалификации (свыше 1000 академических часов) и введение с 1 июня 2000 г. нового вида диплома о дополнительном (к высшему) образовании означало создание реального образовательного пространства для применения американской модели формирования «профессиональных менеджеров» и приведение к определенному соответствию (по уровням) такого рода квалификации в области менеджмента и предпринимательства с традиционной квалификацией специалиста. Сегодня мы уже с полным основанием можем развивать бизнес-образование на основе «смешанной» модели подготовки управленческих кадров.
Систематизируя нынешнюю российскую практику и сопоставляя ее с практикой зарубежной, целесообразно выделить четыре российских модели бизнес-образования. При этом можно говорить и о существовании вполне определенных аналогов между моделями российского и зарубежного бизнес-образования, что является вполне обнадеживающим.
Модель I. Высшее образование
(Undergraduate (basic) Education; Bachelor Graduate; Master of Science; Master of Art)
Цель: Развитие личности, вывод на профессиональный уровень специалиста в конкретной области менеджмента.
Назначение: Позволяет занять достойное место на рынке труда в сфере бизнеса и менеджмента.
Павел Новиков | Skolkovo Fintech Hub | О настоящем и будущем финтеха в пространстве Сколково
Документы: Диплом специалиста (5 лет) с присвоением первой квалификации по классификатору специальностей (специалист-практик, работник штабного подразделения. Диплом магистра управления (6 лет) с присвоением академической степени (научный работник, преподаватель, аналитик).
Контингент: Лица с аттестатом о среднем образовании (первое высшее) или с дипломом бакалавра (магистратура).
Формы обучения 1: Первое высшее образование (очное, очно-заочное, экстернат, дистанционное обучение).
Формы обучения II: Ускоренное (второе) высшее образование (3 года), магистратура (2 года).
Содержание обучения: Определяется государственными стандартами.
Финансирование: Бесплатное (по гарантии Конституции Российской Федерации), частично (до 25% контингента) — платное.
Модель 1 «Высшее образование» преследует двоякую цель: 1) развитие личности до достаточно высокого уровня, который общество считает адекватным уровню высшего образования; 2) подготовка специалистов в различных областях менеджмента, бизнеса, предпринимательства. Эти люди, изначально решившие работать в аппарате управления организаций (не обязательно в роли руководителей), обретают профессии плановиков, финансистов, кадровиков, маркетологов, бухгалтеров и т.п., достигая подчас высокого профессионализма в своей узкой области («узкий специалист подобен флюсу»), что лишь повышает их ценность. Однако они могут никогда не принимать на себя реальной ответственности за управление реальными организациями и реальными людьми. Такого рода квалифицированный специалист получает диплом специалиста или магистра управления, его образование, ориентированное прежде всего на освоение знаний, как правило, определяется принятым государственным стандартом и может приобретаться в различных формах (очной, очно-заочной, экстернат, дистанционной).
Второе высшее образование по программе специалиста, а иногда и магистра для тех, кто, имея неэкономическое образование, якобы сдал полноценный вступительный экзамен по программе бакалавриата, преследует примерно ту же цель. Однако, честно говоря, обещание за 2 года магистратуры подготовить из неэкономиста такого же специалиста, что и за 6 лет, выглядит порядочной фикцией. Проблема качества существует и в отношении второго высшего образования (не случайно его нормативный срок не так давно увеличен до 3 лет). Весьма важно, что образование по модели I гарантируется Конституцией России как образование бесплатное и, конечно же, вузовское. На Западе этому соответствует понятие «Undergraduate (basic) Education» по программе бакалавра (4 года) или же «Graduate Education» по программам специализированных магистров: «Master of Science», если высок удельный вес математизированных дисциплин, или же «Master of Arts», если в программе высок удельный вес гуманитарных, описательных дисциплин.
Модель II. Профессиональная переподготовка
Модель II — это серьезные программы «Executive Development», например, знаменитая 3-месячная программа Гарвардской школы бизнеса по интенсивному очному обучению менеджменту или 10-месячная программа «Sloan Fellows» Массачусетского технологического института, которые играют важную роль при перемещении менеджера из среднего в высшее звено управления, но тем не менее не относятся к программам с присвоением степени, т.е. выдачей диплома, эквивалентного диплому о высшем образовании.
Модель III. Повышение квалификации
Цель: Формирование более квалифицированного руководителя.
Назначение 1: Тематическое обучение по вопросам конкретного производства в рамках тематических и проблемных семинаров (от 72 до 100 часов), по месту основной работы.
Документ I: Удостоверение о повышении квалификации (государственное).
Назначение II: Углубленное изучение актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических проблем по профилю профессиональной деятельности в образовательном учреждении повышения квалификации (свыше 100 часов).
Документ II: Свидетельство о повышении квалификации (государственное).
Назначение III: Краткосрочное (до 72 часов) изучение конкретных вопросов, актуальных проблем, методик профессионального характера на семинарах и рабочих сессиях.
Документ III: Сертификат об участии в программе (негосударственный).
Контингент: Руководители и специалисты, желающие повысить квалификацию.
Формы обучения: Очная, очно-заочная (вечерняя, модульная).
Содержание обучения: По усмотрению образовательного учреждения или заказчика.
Финансирование: Платное или спонсируемое.
Модель III — «Повышение квалификации», охватывающая великое множество краткосрочных программ и семинаров по самым различным аспектам бизнеса и менеджмента, она распространена повсеместно и предусматривает действительно активное обновление знаний действующих руководителей, приобретение ими новых навыков, ознакомление с новшествами в области управления организациями и т.п.
Государство в России непосредственно не вмешивается в регламентацию содержания повышения квалификации, но все же осуществляет аккредитацию программ, инициируемых образовательными учреждениями, давая им право выдавать удостоверения или свидетельства об окончании по программам длительностью свыше 72 академических часов. При коротких программах (100 академических часов) выдается лишь сертификат об окончании программы (негосударственной). В зарубежных странах эти программы относятся к категории «Executive Development», «Management Development», «Management Training» и распространены не только там, где доминирует германская либо смешанная модель (в таких странах повышение квалификации часто осуществляется под патронажем торгово-промышленных палат, фондов, ассоциаций и т.п.), но и в традиционных американских и британских «колыбелях» профессионального бизнес-образования. Например, только на годовом собрании Американского общества по тренингам и развитию управляющих (ASTD) в 1998 г. было зарегистрировано 14 тыс. участников, которые представляли организации, специализирующиеся на определенного типа программах повышения квалификации.
Модель IV. Мастер делового администрирования
(Master of Business Administration, MBA)
Цель: Подготовка профессионального менеджера.
Назначение: Ускорение карьерного роста, содействие успеху в предпринимательстве, начало карьеры менеджера для специалистов.
Документ: Диплом о дополнительном (к высшему) образовании (с 1 июня 2000 г.) с присвоением дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования» (МВА), т. е. менеджера-дженералиста, руководителя среднего и высшего звена.
Контингент: Лица с дипломом о высшем образовании (по любой специальности) и, как правило, опытом практической работы не менее 2 лет.
Формы обучения: Свыше 1000 академических часов с отрывом от основной работы —1,5 года; без отрыва от основной работы (вечерняя, модульная) — 2 года.
Содержание обучения: Государственные требования к профессиональной переподготовке с присвоением квалификации.
Финансирование: Платное.
Наконец, модель IV — «Мастер делового администрирования» (MBA) непосредственно направлена на подготовку профессиональных менеджеров и составляет, вообще говоря, наиболее значимую часть сферы бизнес-образования. Именно благодаря ей этот сектор образования так широко распространился по всему миру. Ценность этого образования, которое призвано поднять менеджера-практика до уровня профессионала, состоит в том, что оно является весьма сильным стимулом для начала (после карьеры специалиста), а еще чаще, для развития карьеры в одной из наиболее престижных и высокооплачиваемых профессий менеджера среднего, а затем и высшего звена или же для создания серьезных предпосылок к успеху в предпринимательстве.
В России пришлось предпринимать весьма серьезные усилия для поднятия такого рода образования на должный уровень, преодолевать вторичность в отношении к дополнительному образованию, добиться разрешения на присвоение соответствующей второй, дополнительной к базовому высшему образованию квалификации «Мастер делового администрирования». Утвердив государственные требования к такого рода управленческому образованию, государство приняло на себя определенную ответственность за профессиональную переподготовку высшего уровня, проявив определенную осторожность в распространении престижных программ МВА и объявив начало этого процесса экспериментом. Ясно, однако, что на сегодня правовая, организационная, научно-методическая база для распространения программ MBA, которых во всем мире насчитываются десятки тысяч, в основном уже заложена. Процесс создания и распространения этих дорогостоящих программ несколькими новаторскими образовательными учреждениями, начавшийся примерно 10 лет тому назад в России, уже идет быстрыми темпами на благо ее экономики и формирования современного управленческого корпуса.
Следует при этом подчеркнуть, что различия в бизнес-образовании по охарактеризованным выше четырем моделям являются весьма глубокими не только по длительности и целям программ, но и по самому их содержанию, а также методам обучения.
Второе высшее образование и магистратура (модель I) — это обретение способности «думать» в неточных и сложных ситуациях, что предполагает глубокое освоение концепций и методов в специальных областях. Повышение квалификации (модель III) — а) предметное «делать» или б) проблемное «думать» — дает эффект, если оно по своему предмету достаточно определенно и имеются либо точные и простые правила действий, либо возможность с помощью, скажем, целенаправленного психологического тренинга развить вполне конкретные навыки.
Профессиональная переподготовка (модель II) практичнее, но не столь «интеллектуализирована» как второе высшее образование или магистратура и наконец, МВА (модель IV) — это подготовка профессиональных руководителей, а не специалистов. Хотя обладатели квалификации МВА должны иметь знания, в том числе научно-теоретические, но они могут быть не столь полными и глубокими, как в магистратуре или втором высшем образовании (последнее уже, но глубже по направленности, чем МВА). Но зато выпускник МВА — это руководитель-практик широкого профиля. В его образовании активные методы обучения действием — выполнение проектов, стажировки и т.п. — призваны развить способность применять знания в достаточно сложных ситуациях.
Реально такие дисциплины, как маркетинг, общий менеджмент, лидерство ориентированы на еще более высокий уровень развития способности действовать в сложных, неопределенных ситуациях. Тем более это относится к управлению стоимостью компании, антикризисному менеджменту, управлению нововведениями и т.п. Отсюда следует вывод, что научная компонента по обучению менеджменту далеко не всегда является доминирующей и практически во всех случаях уравновешена практической направленностью высокого уровня, а реальному менеджменту только по книгам, вообще говоря, научиться нельзя. Учебный процесс должен обязательно предусматривать обучение на опыте, от других людей, посредством изменений, через осмысление, приобретение навыков не только в данной, но и в смежных и даже несвязанных областях, что делает бизнес-образование весьма специфическим не только по содержанию, но и по своим методам.
Получи доступ
к знаниям
- бизнес-образование
- бизнес-школа
- основы экономической теории (макро- и микроэкономики);
- финансы и бухгалтерский учет (эккаунтинг для менеджеров);
- количественные методы, статистика, информатика;
- организационное поведение.
- общий менеджмент;
- стратегический менеджмент;
- управление производством (операциями);
- маркетинг продукции и услуг;
- управление человеческими ресурсами;
- профессиональные навыки менеджера.
- изучение среды и научных основ бизнеса — не менее 200 часов;
- базовые профессиональные дисциплины в области менеджмента — не менее 300 часов.
- программы МВА с ориентацией на общий менеджмент;
- специализированные программы МВА.
- традиционные (лекции и семинары);
- специальные (разбор кейсов, тренинги, деловые игры, симуляция).
В западной системе МВА большое внимание уделяется именно личностному становлению бизнесмена. Однако метод не пользуется популярностью в российской школе, так как предполагает публичное обсуждение психологических проблем слушателя.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Источник: fulledu.ru
Дистанционное образование уровня MBA
Выпускники МВА имеют более высокий доход и более высокие должности по сравнению с людьми с тем же первым образованием и опытом работы. Зарплата и резкий скачок в карьере — следствия повышения профессионального уровня и изменения мировоззрения.
В настоящее время программа МВА заняла прочное место в системе международного постдипломного образования. Она широко известна и обучение на ней при правильном выборе программы окупает и преумножает вложенные инвестиции.
По статистике выпускники программ МВА имеют более высокий доход и занимают более высокие должности в компаниях по сравнению с людьми с тем же первым образованием и опытом работы. Зарплата и резкий скачок в карьере становятся следствием повышения профессионального уровня и изменения мировоззрения выпускников. Кроме того, выпускники иначе воспринимаются на рынке потенциальными работодателями и руководством компаний, в которых они работают.
1. Что дает образование МВА
Полный спектр специализированных знаний . Студентов учат как базовым общим экономическим дисциплинам, так и специальным предметам, необходимым в бизнесе. Кроме общих курсов студенты слушают большое число курсов по выбору.
Представление о взаимодействии частей организации . Для того чтобы быть успешным менеджером, недостаточно просто обладать полной информацией о маркетинге или финансах. Необходимо знать, как они взаимодействуют между собой, и как изменения в одной из частей влияет на работу на каждом этапе и на результат процесса в целом. Бизнес-образование дает глобальное видение бизнеса, восприятие работы организации как единого процесса. Многие выпускники, отмечая этот момент, формулируют его как «изменение мировоззрения», настолько важным становится для них этот результат.
Связи и контакты . Этот фактор не менее важен, чем два предыдущих, часто выпускники оценивают его как наиболее существенный результат бизнес-образования. Они точно знают номера телефонов и адреса электронной почты людей, с которыми вместе учились. Эти дружеские и деловые контакты помогают в течение всей жизни. Многие выпускники говорят, что ценность МВА — «не в том, что я знаю как решить любую проблему, а в том, что я знаю, где искать ее решение и кому задать вопрос».
Выпускники МВА вносят существенный вклад в развитие своей компании. За время обучения будущие МВА вырабатывают четкие представления о структуре бизнеса и о закономерностях бизнес-процессов в организации; развивают способность глобально воспринимать происходящее в бизнесе, в том числе благодаря обмену опытом со студентами-коллегами в классе.
2. Общие и специальные компоненты программы МВА
Будущих менеджеров среднего и высшего звена обучают всему комплексу знаний, связанных с управлением предприятием. Согласно государственному стандарту, в программу МВА должны входить как общие, так и специальные дисциплины.
Школы различаются между собой количеством предметов по выбору, которые они могут предложить. К примеру, Высшая школа международного бизнеса Академии народного хозяйства предлагает студентам 63 курса по выбору. Однако в среднем это 10-15 предметов. Элитариум здесь выгодно отличается самым большим учебным планом, состоящим из ста двадцати четырех курсов. Каждый квартал в учебный план добавляются новые курсы, доступные без дополнительных оплат всем обучающимся.
В целом государственный стандарт МВА предусматривает изучение четырех циклов дисциплин:
1. Понимание среды бизнеса в ее национальных и международных аспектах , включая экономические, правовые и институциональные условия хозяйственной деятельности, а также социальные, этические и экологические проблемы бизнеса.
2. Научные основы бизнеса и менеджмента , в том числе:
3. Базовые профессиональные дисциплины в области менеджмента , в том числе:
4. Специальные и специализированные дисциплины , предусматривающие углубление знаний и развитие умений по конкретным аспектам ведения бизнеса и управления деловым предприятием в зависимости от целей программы, а также контингента слушателей с учетом их должностного уровня, опыта, отраслевой принадлежности, функциональной специализации и других интересов.
Изучение перечисленных циклов дисциплин в совокупности должно занимать в программах МВА не менее 1000 академических часов (плюс английский язык при необходимости), в том числе:
Общая продолжительность программы МВА для очной формы обучения должна быть не менее 1,5 лет, а для вечерней и очно-заочной форм обучения — не менее 2-х лет. В дистанционной форме обучения Элитариума этот срок составляет один год или два с половиной года.
Предусмотренное государственным стандартом МВА дает фундаментальные знания по экономике, менеджменту, финансам, маркетингу, управлению человеческими ресурсами или помогает структурировать уже имеющиеся знания.
3. Основные типы программ МВА
Программы МВА можно разделить на два основных типа:
Общий и стратегический менеджмент . Программа может быть рекомендована руководителям и собственникам организаций, которым необходимо иметь представление обо всех процессах, происходящих в компании. Она дает знания об общем управлении организацией.
Финансовый менеджмент . Программа обучения по специальности «финансовый менеджмент» рекомендуется действующим участникам фондового, кредитного, валютного рынков; специалистам в области финансов и тем, кто планирует работу в этой области. В программу входят специализированные финансовые курсы, и следует учитывать, что людям, имеющим гуманитарное базовое образование, учиться будет сложнее, чем слушателям с первым техническим образованием.
Маркетинг . Программа рекомендуется специалистам в области маркетинга, руководителям компаний, а также тем, кто планирует заняться маркетингом после окончания бизнес-школы.
Управление человеческими ресурсами . Программа рекомендуется менеджерам по персоналу, людям, связанным с управлением человеческими ресурсами и тем, кто планирует работу в области HR.
Управление внешнеэкономической деятельностью и международный бизнес . Рекомендуется менеджерам, работающим или планирующим работу в области международного бизнеса.
Все основные типы образовательных программ MBA полностью представлены в учебном плане Элитариума.
4. Формы обучения на программе МВА
Традиционно обучение в Америке по программе МВА длится два года, в Европе — год-полтора. Российские бизнес-школы предлагают программы продолжительностью в один, полтора, два, а иногда и в три года, как это сделано в нашей программе.
При выборе программы надо понимать, сколько времени вы готовы тратить на обучение и, в зависимости от этого, какая форма обучения вам подойдет. На рынке российского бизнес-образования представлены практически все существующие формы МВА. Рассмотрим их подробнее.
Дневное обучение (full-time) . Для дневного обучения требуется оставить работу. Учеба занимает целый день, поэтому совмещение с работой невозможно, и в этом причина относительной непопулярности дневной формы обучения в России. Дневную форму обучения предлагают, в частности, Высшая школа международного бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (1,5 года); Классическая бизнес-школа (1 год), бизнес-школа «Лэти-Лованиум» (1 год). МГУ совместно с Торгово-промышленной палатой Парижа предлагает эту программу на французском языке (1 год).
Вечернее обучение . Эта форма является сегодня наиболее популярной в России и представлена почти во всех бизнес-школах. Обучение происходит по вечерам и субботам, что максимально удобно для работающих менеджеров. Обучение не мешает работе и позволяет сразу применять полученные знания в каждодневной профессиональной деятельности.
Модульное обучение . Эта форма обучения также позволяет совмещать обучение с работой. Программы рассчитаны на людей, живущих вдали от бизнес-школ и не имеющих возможности учиться по вечерам. Та кое обучение особенно актуально для региональных менеджеров, так как большинство бизнес-школ сконцентрировано в Москве и Санкт-Петербурге. Приблизительно раз в два месяца слушатели приезжают в школу на трех-семидневные сессии. Между сессиями студенты учатся самостоятельно по материалам, предоставленным школой.
Дистанционное обучение . Наиболее удобная форма обучения для активно работающих менеджеров, которые не имеют свободного времени для обучения. Связь между студентами и преподавателями поддерживается через Интернет.
Одним из больших плюсов дистанционного обучения является то, что программу можно разделить на последовательные этапы, а не изучать сразу целиком. Наша программа, в частности, предоставляет возможность приостановить обучение и завершить его позднее.
Индивидуальное обучение . Эта форма обучения позволяет учиться в удобное для вас время. Как правило, студент должен изучить всю программу курса МВА, но может сам составить индивидуальное расписание. В Элитариуме индивидуальная программа обучения составляется учеником вместе с методистом на несколько месяцев вперед. Обучающийся имеет возможность в любой момент изменить или дополнить свой учебный план.
Американский Институт Бизнеса и Экономики (АИБЭк) предлагает студентам блочную форму обучения. Данная программа позволяет выбирать то количество курсов, которое студент может прослушать за данный отрезок времени. Таким образом, можно изучить всю программу, последовательно разделив ее на части.
5. Методы обучения
Все существующие методы российского бизнес-образования можно разделить на два типа:
Традиционные методы обучения . Среди традиционных методов — лекции и семинары, с которыми вы прекрасно знакомы по обучению в ВУЗе. Их роль весьма велика, более того, изучение ряда предметов (например, «экономическая теория») возможно только в этой форме. Лекции дают студентам необходимые знания, на которых базируется использование других методов обучения. Семинарские занятия помогают лучше понять и обсудить знания, полученные на лекциях. На Западе объем традиционных методов обучения в бизнес-школах в среднем равен шестидесяти процентам, в России он еще больше и сильно зависит от программы.
Специальные методы обучения . Одно из главных отличий программы МВА состоит в ее практичности. Именно этим и определяется ряд методов обучения. Среди них: метод конкретных ситуаций (так называемый метод case studies ), элементы тренинга, применение деловых игр, метод симуляции. Все эти методы являются по сути своей активными и используют реальные примеры из практики.
Метод case studies был впервые применен в Гарвардской школе бизнеса в 1924 году. Его суть в том, что слушателям дается описание определенной бизнес-проблемы, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности или которая смоделирована как реальная. Студент должен накануне занятия ознакомиться с проблемой и обдумать способы ее решения.
Таблица 1. Сравнительная таблица преимуществ традиционных программ MBA и дистанционного бизнес-образования Элитариума:
Параметры сравнения | Традиционное MBA | Дистанционное бизнес-образование Элитариума |
Количество курсов | до 63 | более 124 |
срок обучения | 1.5 – 2 года | до 2.5 лет |
индивидуальная программа обучения | частичная | полная |
очные занятия | есть | нет |
экзаменационные сессии | каждые 6 месяцев | каждые 3 месяца |
диплом MBA | есть | нет |
модульная система обучения | частично | полностью |
обеспечение учебными материалами | частичное | полное |
соответствие Госстандарту | полное | полное |
курсы общего менеджмента | до 10 | 24 |
спецкурсы | иногда | есть |
специальные методы обучения | иногда | есть |
стоимость обучения | от 5.000 до 15.000 долларов | до 1500 долларов |
Источник: bishelp.ru