Методы страхования в международном бизнесе

Чтобы минимизировать риски при международной транспортировке грузов необходим договор страхования. Его наличие гарантирует возмещения стоимости, в случаях если груз будет утерян, уничтожен или повреждён.

Чтобы минимизировать риски при международной транспортировке грузов необходим договор страхования. Его наличие гарантирует возмещения стоимости, в случаях если груз будет утерян, уничтожен или повреждён.

Страхование грузов в международных перевозках относится к сфере имущественного страхования. Договор страхования определяет права, обязанности и ответственность сторон. При его заключении нужно опираться на правовые нормы страхового законодательства.

Каким рискам подвергается груз при транспортировке

В отношении наступления неблагоприятных для груза последствий можно выделить:

  • полное или частичное хищение груза;
  • повреждение (утрата) при погрузо-разгрузочных работах или в течение промежуточного хранения;
  • повреждение в процессе перевозки (бой, появление вмятин, намокание и т.п.);
  • ДТП;
  • стихийные бедствия (пожары, наводнения, штормы и пр.);
  • непредвиденное изменение режима хранения;
  • прочие форс-мажорные обстоятельства.

Какие случаи не признаются страховыми

Убытки при транспортировке не получится возместить, если груз был испорчен или утерян в результате нестрахового случая:

Курс «Финансы и инвестиции»: Видео 2.»Банки и страховые компании. Как они работают»

  • нестандартной упаковки груза;
  • несоблюдения технических параметров размещения и закрепления груза при погрузке;
  • недостачи товара при неповрежденной упаковке;
  • умысла, грубой неосторожности страхователя;
  • противозаконных действий страхователя;
  • потери веса/объема объекта в рамках норм естественной убыли;
  • несоблюдения перевозчиком условий и сроков доставки груза;
  • процессов, связанных с внутренними свойствами груза (самовозгорания, гниения).

Также по правилам страхования за порчу или утрату груза возмещение платится в оговоренных случаях.

Кроме того, если возмещение стоимости оговорено именно при том или ином виде перевозки, страховая компания может потребовать это доказать.

Пример — дело № А40-155546/2017, постановление по которому за номером № Ф05-12168/2018 13 августа 2018 года вынес АС Московского округа. Страховая компания пыталась доказать, что случай с повреждением груза (неправильное раскрепление в контейнере) является нестраховым, несмотря на то, что согласно полису, груз был застрахован с ответственностью «за все риски». Суд страховую компанию не поддержал и предписал возместить убытки.

Что нужно прописать в договоре страхования груза

В договоре страхования в обязательном порядке необходимо указать:

  • объект страхования, в качестве которого выступают имущественные интересы страхователя;
  • условия, отражающие страховые случаи и риски;
  • сумму договора (обычно определяется полной стоимостью товара и подлежит изменению по согласованию сторон во время действия соглашения;
  • срок действия.
  • порядок действий сторон при наступлении страховой ситуации и последствия невыполнения принятых обязательств, а также основания для отказа в выплате возмещения.

Грузы можно разделить на несколько групп — в зависимости от их специфических особенностей: по назначению, лёгкости разрушения, способу транспортировки.

Марина Авдеева. Про СК «Арсенал Страхование», конкуренцию в бизнесе и лидерство| Big Money #40

Защиту любых категорий товаров в международных перевозках предусматривает страхование карго. Данная процедура обеспечивает страховую защиту на всех стадиях перемещения товара между пунктами.

Классическая схема транспортировки может состоять из пяти этапов:

  1. Погрузка товара с пункта отправления на транспортное средство для транспортировки в порт отправки
  2. Погрузка объекта на водное или воздушное судно, в вагон или в спецавтотранспорт.
  3. Транспортировка товара любым видом транспорта.
  4. Перевалки товара в установленных местах по пути транспортировки.
  5. Вручение получателю в указанном месте с оформлением приемо-сдаточных документов и проведением денежных расчетов.

Схему поставки можно упростить. Например, перевозить груз одним транспортом, использовать самовывоз и т.п.

При подписании договора страхования груза нужно заострить внимание на формулировке условий. Это поможет избежать судебных разбирательств из-за затягивания с выплатами возмещения при наступлении страховых ситуаций.

По срокам действия договор может заключаться:

  • на конкретную перевозку;
  • на определенный временной период.

Последний вариант удобно использовать, если компания постоянно пользуется услугами транспортировки и перевозит однотипные грузы.

Как страхование груза отражается в торговых соглашениях

Для международной торговли используются условия поставки «Инкотермс», регламентирующие ответственность Продавца и Покупателя при перевозке товара из-за границы.

При заключении торговых контрактов в международной торговле применяются общепринятые стандартные условия поставки. В них отражаются и условия страхования:

CIF. В числе прочих продавец до сдачи груза в пункте назначения несёт затраты по страхованию груза от морских рисков, включая и страховку фрахта.

FOB. Любые расходы от погрузки на судно, включая риски, несет покупатель.

FAS. Продавец отвечает за доставку объекта в порт отправки, разгрузку и размещение в оговоренном с покупателем пункте. Затем риски и расходы (от погрузки на судно в пункте отправления до прибытия в пункт назначения) производит покупатель.

CAF. Покупатель несет расходы по товарной стоимости, страхованию от морских рисков (от погрузки на судно до его прихода в пункт назначения).

Как правило, каждая сторона несет ответственность за страхование груза на своей части маршрута. Например, если Вы покупаете товар на условиях FOB, порт отгрузки — Продавец будет нести ответственность за доставку товара и страхование до момента погрузки на борт.

От чего зависит стоимость страхования груза

Для расчёта стоимости страховые компании пользуются тарифной сеткой. Также учитываются маршрут, вид транспорта, наличие упаковки. В среднем, цена составляет от 0,05% до 0,3% от объявленной стоимости груза.

На стоимость страхования влияет характер груза. Наименьшая ставка страхования работает в отношении грузов с наименьшим риском повреждения (камень, металлы и т.п.). Если груз хрупкий (стекло), страховка обойдётся дороже.

Отдельные типы грузов требуют специального согласования. В их числе ювелирные украшения, драгоценные камни и металлы, наличные деньги, произведения искусства, боеприпасы, товары с акцизными марками, растения и животные.

Какая сумма обозначается в качестве страховой

Обычно в качестве страховой суммы используют стоимость груза по контракту с поставщиком, но её можно увеличить на стоимость перевозки и до 10% от стоимости груза в счёт ожидаемой прибыли.

Что нужно знать об уровнях риска для различных видов транспорта

Для каждого вида транспорта процентная ставка своя. Её страховщики рассчитывают исходя из уровня риска (таблица 1).

Таблица 1. Уровни транспортного риска

Вид перевозки

Уровень риска

Считается самым небезопасным способом перевозки и имеют самую высокую ставку страхования. Учитываются:

  • техническое состояние автомобиля и возможность поломки;
  • качество дорожного покрытия по маршруту;
  • погодные условия;
  • иные условия, способные привезти к порче или утрате груза.

Риски связаны с повреждениями в результате разгрузки и выгрузки, схода вагонов, хищением.

Обладает высоким страховым риском. Риски связаны с повреждениями:

  • при погрузке-выгрузке в порту;
  • транспортировке;
  • из-за погодных условий.

Имеет минимальную ставку страхования, поскольку считается самым безопасным способом транспортировки. Преобладающим риском является риск хищения в аэропорту.

При международных перевозках морским транспортом страхуется любой имущественный интерес, связанный с мореплаванием, в том числе перевозимые грузы и потеря фрахта (упущенная коммерческая выгода, связанная с перевозкой).

В условиях страхового соглашения должны присутствовать:

  • год постройки и назначение судна;
  • водоизмещение;
  • принадлежность судна;
  • ограничения по району плавания;
  • вид груза и его характеристики.

Отличительной особенностью такого соглашения является абандон. Он подразумевает, что страхователь, чтобы получить страховое возмещение в полном объёме, должен отказаться от груза. При этом право на имущество получает страховщик. Абандон можно объявить в случаях:

  • исчезновения судна;
  • гибель товара (судна);
  • неэффективности восстановления транспорта и доставки товара в пункт назначения;
  • захвата груза (судна) более полугода.
Читайте также:  Натяжные потолки как бизнес производство

При авиаперевозках страхуется любой груз. Размер страховки зависит от типа груза, расстояния и прочих факторов. В страховом соглашении можно предусмотреть два варианта ответственности.

  • Полную ответственность поставщика с возмещением любых убытков. В этом случае риски будут минимальны, но возрастёт цена страховки.
  • Минимальную степень ответственности. Риски будут выше, но стоимость страховки уменьшится.

Договор страхования международных авиаперевозок в обязательном порядке должен содержать полную информацию о грузе:

  • точное наименование;
  • вес и объем;
  • особенности упаковки и размещения в авиатранспорте;
  • пункт отправления и назначения;
  • страховую стоимость.

Перед подписанием контракта груз следует тщательно осмотреть и при необходимости включить в соглашение дополнительные пункты.

При перевозке автомобильным транспортом обязательное условие — страхование гражданской ответственности (ст. 6 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ).

Оно представляет собой способ защиты автовладельцев и направлено на возмещение ущерба. К такому страхованию, как правило, прибегают транспортные организации и собственники перевозимых товаров.

Какие схемы страхования груза при международных перевозках можно выбрать

При страховании груза можно воспользоваться одной из трёх стандартных схем, предлагаемых страховщиками (таблица 2).

Таблица 2. Схемы страхования грузов

Схема страхования

Особенности

С ответственностью за все риски

Возмещаются убытки от повреждений или полной гибели всего или части сборного груза, происшедшие в результате:

  • стихийных бедствий;
  • аварии транспортного средства (крушения, столкновения);
  • взрыва, недоставки или пропажи груза без вести;
  • противоправных действий третьих лиц, включая хищение груза.

С ответственностью за частную аварию

  • убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза в результате пропажи судна без вести;
  • убытки, расходы и взносы по общей аварии, в связи с необходимыми и целесообразно произведенными расходами по спасанию груза, а также по уменьшению убытка и установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования.

Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения

Возмещению подлежат убытки от полного уничтожения всего или части перевозимого товара, а убытки от повреждения груза возмещаются лишь в случае крушения или столкновения судов, опрокидывания, посадки судна на мель, пожара или взрыва на судне.

Обратите внимание, что само по себе условие «все риски» не означает, что любые действия, которые приведут к гибели имущества, подпадут под обстоятельства, с которыми организация связывает выплаты.

Не получится взыскать возмещение, если причина утраты не вошла в перечень страховых случаев.

Также в договоре может присутствовать уточнение, какие случаи страховщик исключает из перечня. Например, груз застрахован на условиях «С ответственностью за все риски», исключая убытки от мошеннических действий в соответствии со статьей 159 УК РФ.

В данном случае, если груз будет потерян в результате преступных действий третьих лиц, получить возмещение не получится (определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 11.10.2017 № 309-ЭС17-9038 № А50-14345/2016).

На такие нюансы следует обратить внимание при заключении договора.

Кто может застраховать груз

Владелец груза может застраховать его самостоятельно, либо возложить эту обязанность на перевозчика. Чтобы убедиться в исполнении, в договоре следует обозначить обязанность предоставить подтверждающие документы.

Как на ставку страхования влияет маршрут

Под территорией действия страховки подразумевают страну или ряд стран, через которые проходит маршрут следования груза. Страховка на груз распространяется не только на перемещение, но и на этапы перегрузки и временного хранения на перевалочных складах.

В данном случае страхователи учитывают стихийные бедствия, наличие конфликтов и беспорядков на территории транспортировки. К примеру, застраховать груз, оправляемый из Европы или Северной Америки, обойдётся дешевле страховки груза, вывозимого или перемещаемого по территории стран Азии или Африки.

Как на страховку влияет упаковка груза

Открытая упаковка представляет больший риск, нежели закрытая. Поэтому, груз, перевозимый в контейнере или другой сплошной упаковке, будет рассчитываться по меньшей ставке.

Как использовать франшизу при страховании грузоперевозок

Франшиза, в данном случае, — это сумма, не выплачивается страховой компанией в случае убытка, то есть вычитается с выплаты. Франшиза может быть условной и безусловной.

Условная франшиза — это определённая сумма, установленная в договоре. Если убыток, образовавшийся при перевозке груза, превысил эту величину, страховая компания покрывает его полностью.

Сумма безусловной франшизы вычитается с выплаты при покрытии размера убытка (вне зависимости от его размера). В данном случае страховая компания покроет убыток, но вычтет безусловную франшизу.

При страховании международных перевозок следует указать все возможные виды рисков. Страховщики будут обязаны покрыть ущерб, если произошло крушение транспорта или груз был частично или полностью утерян или испорчен в результате противоправных действий со стороны третьих лиц. В полис также следует включить пункт по возмещению расходов, связанных с розыскными мероприятиями или действиями по спасению транспортируемого груза.

Какими правовыми нормами следует руководствоваться

Процедура страхования для внутренних перевозок довольно распространена. Но нужно рассчитывать различные нюансы. Например, согласно законодательству РФ, груз можно застраховать только один раз. Сделать это можно через страховую или транспортную компанию. За исключением страхования груза при морской перевозке руководствоваться следует нормами, регламентирующими имущественное страхование.

К нормам законодательства в РФ, применимым к вопросам страхования грузов, в первую очередь относятся Гражданский кодекс и закон «Об организации страхового дела в РФ». Закон не устанавливает исчерпывающий перечень видов страховых случаев и способов защитить товар (ч. 4 ст. 395 ГК). Виды перевозок, правила, расценки и прочие условия участники правоотношений могут установить самостоятельно.

При международных перевозках в договоре страхования стороны согласовывают право страны перевозчика или выбирают право страны для регулирования страхования (ст. 5 Регламента № 593/2008 Европейского парламента и Совета ЕС г. Страсбург 17.06.2008). Страхование грузов в международных перевозках в отдельную группу не выделено и осуществляется по правилам, применяемым ко всем видам товаров.

Данное положение подтверждается законом РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Морское страхование ГК РФ выделяет как специальный вид страхования. При морской транспортировке грузов, следует руководствоваться нормами, отраженными в Кодексе торгового мореплавания РФ (КТМ) от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ст. 271).

При наступлении страхового случая возмещение происходит за счет фондов, сформированных страховщиком из уплаченных премий (взносов), а также за счет иных средств (ст. 1 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-10).

В договоре страхования важно четко определить перечень имущества. В противном случае взыскать страховую сумму не получится.

Источник: www.finkont.ru

Методы страхования в международном бизнесе

В условиях рыночной экономики хозяйствующие субъекты ведут предпринимательскую деятельность на свой риск и должны обеспечить финансовую стабильность предприятия самостоятельно.

Риски являются составной частью деятельности предприятия. Величина прибыльности и степень финансовой устойчивости зависят от возможности предпринимателя предвидеть риск, оценить его последствия и эффективно им управлять. У предпринимателя объективно возникает потребность в страховой защите имущества и иных имущественных интересов.

По мере стабилизации и развития экономики закономерно возрастают потребности в страховании, которые выражаются в переходе от эпизодического страхования, страхования отдельных рисков к системе страховой защиты предприятия и организации корпоративного страхования.

Страхование во внешнеэкономической деятельности связано с обслуживанием специфических страховых интересов экспортеров и импортеров товаров и услуг. Все нарастающее в последние годы количество международных торговых сделок, к их числу относятся и сделки между сторонами из стран СНГ, привело к усложнению форм договоров.

Читайте также:  Как промыть печку на газели бизнес

Цивилизованное ведение бизнеса, тем более при договорной форме отношений и отсутствии монополии государственной собственности, просто немыслимо без страхования. Исключить же полностью риски, даже при самой совершенной форме договорных отношений, невозможно. Им можно только противодействовать различными способами. К числу этих способов по праву относится страхование – механизм, с помощью которого риск переводится на страховщика.

Страховой рынок подразумевает не только конкуренцию, но и взаимодействие страховых организаций в выработке согласованных условий страхования, проведение организационных и технических мероприятий по предупреждению ущерба, в первую очередь в транспортном страховании, где наиболее зримо проявляется основополагающий тезис «страхование – бизнес без границ».

Методы страхования в международном бизнесе.

Коммерческая, предпринимательская деятельность на внешнем рынке неизбежно связана с опасностями, которые угрожают различным имущественным интересам участника внешнеэкономической деятельности. Иными словами можно сказать, что внешнеэкономическая деятельность связана с различного рода рисками. Под рисками понимаются возможные неблагоприятные события, которые могут произойти и в результате которых могут возникнуть убытки, имущественный ущерб у участника внешнеэкономической деятельности.

Для борьбы с рисками, то есть для уменьшения возможного ущерба, применяется механизм страхования. Страхование внешнеэкономической деятельности означает страхование внешнеэкономических рисков и представляет собой комплекс видов страховой защиты интересов отечественных и зарубежных участников различных форм международного сотрудничества, который включает страхование:

— экспортно – импортных грузов;

— перевозящих их транспортных средств;

— международных торгово-промышленных, и иных выставок.

Соответствующие страховые операции осуществляются в национальной и свободно конвертируемой валюте.

Страхование в международном бизнесе, хотя и не требует отдельного лицензирования, все же обладает некоторыми особенностями, обусловленными изменчивостью бизнес – среды в течение временных лагов сделки и реализующимися в виде коммерческих рисков. Среди них:

— изменения цены товара после заключения контракта;

— оппортунистическое поведение одной из сторон контракта;

— финансовая дестабилизация одной из сторон контракта;

— неустойчивость валютных курсов (инфляция и дефляция);

— издержки согласования (необходимость учитывать законодательство разных стран, международные правовые нормы регулирования и пр.).

Цель страхования субъекта экономики – это защита от финансовых последствий (имущественного ущерба) вследствие наступления неблагоприятных событий.

Экономическая сущность страхования заключается в создании резервного (страхового) фонда, отчисления в который для отдельного страхователя устанавливаются на уровне, значительно меньшем сумм ожидаемого убытка и, как следствие, страхового возмещения.

Наибольший эффект может быть достигнут за счет сочетания различных методов управления рисками: страхования, хеджирования, применения современных методов управления, форм и методов расчета в операциях международного бизнеса.

Методы и инструменты страхования трансформировались в следующую классификацию страхования в международном бизнесе:

1. По используемым системам страхования:

— страхование по действительной стоимости имущества, которое пользуется в имущественном страховании и обеспечивает страховую защиту в полном объеме финансового ущерба, нанесенного застрахованным видам активов субъектов экономики;

— страхование по системе пропорциональной ответственности обеспечивает лишь частичную страховую защиту по отдельным видам рисков;

— страхование по системе первого риска, под которым понимается финансовый ущерб, понесенный страхователем при наступлении страхового события, заранее оцененный при составлении договора страхования как размер указанной в нем страховой суммы;

— страхование с использованием безусловной франшизы, при которой страховщик не несет ответственности за финансовый ущерб, понесенный фактором международного бизнеса в результате наступления страхового события, если размер этого ущерба не превышает размера согласованной франшизы.

2. По формам страхования:

3. По объемам страхования:

Юридически для большинства видов страхования заключение договоров является добровольным. Практически все крупные зарубежные предприятия имеют специальные подразделения. Они разрабатывают комплексные программы, направленные на минимизацию возможного ущерба.

Очевидно, чрезвычайно актуальной для российских участников внешнеэкономической деятельности является разработка концепции управления рисками и создания соответствующих организационно – управленческих структур для реализации своих программ управления рисками, которые должны являться частью программ внешнеэкономической деятельностью предприятия.

Страхование внешнеэкономических сделок.

В связи с развитием международной торговли страхование стало неотъемлемой частью любой внешнеторговой сделки. Практически все договоры купли-продажи сопровождаются страхованием. Изменяется в зависимости от условий каждого контракта лишь то, на ком лежит обязанность заключить договор страхования: на продавце либо на покупателе.

Объектами страхования во внешней торговле являются имущественные интересы: риски утраты грузов, риска гражданской ответственности сторон (как правило, риск наступления внедоговорной ответственности), валютные и предпринимательские и др.

Страхователями выступают прежде всего стороны внешнеторговых сделок купли-продажи – продавцы и покупатели, а также перевозчики, которые страхуют свою гражданскую ответственность за утрату, порчу, повреждение груза.

Рассмотрен основной механизм страхования внешнеэкономических сделок в странах СНГ, т. к. эта проблема достаточно актуальна в данный момент.

Большинство страховых компаний стран СНГ мало используют опыт, который накоплен западными странами, и поэтому их деятельность не совсем эффективна. Слабо отработан механизм транспортного страхования при торговле со странами СНГ. В результате это ведет к разобщенности, недопониманию, спорам и, как следствие, судебным разбирательствам.

Определение условий договора страхования.

При заключении договора страхования стороны должны выбрать вариант, адекватный товару, способу его упаковки и транспортировки. По согласованию могут быть застрахованы риски, которые обычно являются исключением, например военные действия, волнения и т.д.

Выбор того или иного варианта договора страхования стороны осуществляют либо совместно (при поставке на условиях СИФ), либо каждая сторона решает этот вопрос самостоятельно с учетом распределения рисков.

При поставке на условиях СИФ, если контрактом не оговорено иное, продавец осуществляет страхование на условиях минимального покрытия рисков. Для многих товаров, вероятность повреждения которых при транспортировке мала, этого вполне достаточно. Примером могут служить такие товары, как кокс, металл в чушках, нефть и т.д.

При транспортировке пенного оборудования и приборов желательно страхование на условиях «от всех рисков».

Страховая сумма по сделке СИФ должна соответствовать страховой стоимости проданного товара. Страховая стоимость складывается из стоимости товара, погруженного на борт в порту отправления, фрахта, страховой премии и суммы ожидаемой прибыли от реализации товара. В страховую стоимость включается только фрахт, находящийся на риске, т.е. оплаченный в порту отправления.

Возможны два способа страхования грузов:

• операция за операцией (страхование в пути);

• в целом за товарооборот (по генеральному полису).

Второй способ страхования применяется при страховании торговых контрактов, содержащих последовательные отправки груза. Страхователь обязуется оплачивать все погрузки, за которые он несет ответственность по транспортным рискам (покупка ФОБ) или по которым у него есть поручение страховать за счет того, кому будет принадлежать груз (продажа КАФ или СИФ).

Возможно оформление договора страхования перевозчиком по страхованию отгрузок, которые ему поручают клиенты, за исключением случаев, противоречащих их распоряжениям.

Система перестрахования в международном бизнесе.

Перестрахование является одним из немногих доступных для страховщиков механизмов гарантирования финансовой устойчивости страховой компании. Размещенные в перестрахование риски создают сбалансированность портфелей страховщиков, распределяют крупные риски между многими компаниями, высвобождают часть капитала страховщика для осуществления других операций по страхованию. С этой точки зрения экономика ничего не теряет, а только приобретает.

Читайте также:  Какие функции управляющего в бизнесе

Кроме того, размещение рисков на международных рынках позволяет в случае убытков получить возмещение — обеспечить приток денег в экономику через получение возмещения по убыткам от перестраховщиков. Деньги возвращаются в экономику страны.

Настоящее беспокойство сегодня вызывают три проблемы: ограниченный рынок внутреннего перестрахования, использование этого механизма для вывода средств, а также недоверие российских клиентов к отечественным страховщикам.

В целом российские страховщики предпочитают размещать риски на международных рынках. Главная причина этого — боязнь конкуренции. В России очень мало перестраховочных компаний, которые не занимаются прямым страхованием и поэтому не представляют угрозы для других страховщиков. «Прямые» страховщики вызывают в этом смысле гораздо больше недоверия у коллег, так как могут использовать получаемую информацию о перестраховании рисков в конкурентной борьбе за клиента при возобновлении договора. Таким образом, перестрахование рисков в компаниях, которые занимаются и прямым страхованием, и перестрахованием, создает потенциальную угрозу для компании, размещающей риски. Кроме того, международные компании традиционно считаются более надежными, что повышает уверенность страховщика в получении сумм перестраховочного возмещения при наступлении убытков.

Есть и проблема внутренней емкости. Риск, который по каким-то причинам нельзя разместить на международном рынке, можно разместить на российском с максимальной суммой 20—30 млн долл. Это очень небольшая сумма, которая свидетельствует о весьма ограниченной емкости российского рынка.

Также существует проблема внутреннего и взаимного доверия: практически у всех крупных страховых компаний есть списки надежности (security list) — списки страховщиков, с которыми можно работать, потому что их финансовое положение на текущий момент не вызывает беспокойства. Так, получается, что для российских компаний предпочтительным рынком размещения собственных рисков является рынок континентальной Европы и Великобритании. В России размещаются только отдельные риски, которые разместить на международном рынке тяжелее, чем внутри. Рынок внутреннего перестрахования вот уже несколько лет неуклонно сужается.

Еще одной бедой российского рынка является то, что не всегда перестрахование используется по прямому назначению. Иногда эта операция производится не для распределения риска, а для вывода средств. Используются для этой цели не только отдельные страховые компании из России, но и из стран СНГ или компании, зарегистрированные в офшорных юрисдикциях. С такими псевдо-перестраховочными операциями ведется борьба, но проблема до конца не искоренена.

И уж совсем печальная ситуация — предпочтение, которое отдается крупным бизнесом международному перестрахованию. Порой владельцы крупных предприятий при заключении договоров выдвигают требования российским страховщикам.

Те получают инструкции, в соответствии с которыми доминирующая часть рисков должна размещаться вне договоров перестрахования, которые страховые компании покупают для защиты собственных портфелей рисков (такие договоры называются облигаторным перестрахованием). Страховщики вынуждены, выполняя инструкции клиентов, размещать риски отдельно на международных рынках.

Это ухудшает экономику договоров для российских компаний и сужает их возможности по удержанию рисков у себя. Клиенты выдвигают требования по отдельному размещению рисков (такое перестрахование называется факультативным), потому что считают, что международные страховщики в случае крупных убытков будут более лояльны, чем российские. Но это иллюзия — при убытке признавать или не признавать событие в качестве страхового случая должна российская компания, она же должна сначала выплатить возмещение и только после этого предъявить убыток к возмещению. Требования по факультативному перестрахованию — это демонстрация недоверия к российскому рынку, к надежности его игроков. Здесь, однако, не должно быть никаких законодательных ограничений, запрещающих или ограничивающих факультативное перестрахование, но очень важно доверие государства, бизнеса и граждан к собственному страховому рынку.

По сути, в размещении рисков на международном рынке нет ничего плохого. Со временем произойдет интеграция российского страхового рынка в международный. И это положительно отразится и на уровне доверия к отечественным игрокам, и на возможностях российских компаний по удержанию рисков внутри страны или в рамках облигаторных программ перестрахования.

В наше тяжелое неспокойное время учащаются кризисы, периоды стагнации, поэтому предприятие должно быть уверено в завтрашнем дне. На этом фоне основным помощником предприятиям как участникам внешнеэкономической деятельности выступает страхование внешнеэкономической деятельности предприятий. Страхование во внешнеэкономической деятельности означает страхование внешнеэкономических рисков и представляет собой комплекс видов страховой защиты интересов отечественных и зарубежных участников различных форм международного сотрудничества, который включает страхование экспортно-импортных грузов; перевозящих их транспортных средств; экспортных кредитов; международных торгово-промышленных и иных выставок. Страхование позволяет участникам внешнеэкономической деятельности застраховывать свою ответственность от рисков, которые угрожают различным имущественным интересам участника внешнеэкономической деятельности.

Существенной особенностью страхования во внешнеэкономической деятельности является то, что для его поведения необходимо соблюдение определенных условий как на стадии лицензирования тех или иных видов страховой защиты, так и при их проведении.

Значение страхования неизменно растет с каждым днем. Предприятия хотят защитить свою ответственность и сохранить результаты своей деятельности, уменьшить негативные последствия. Рынок страховых услуг достаточно емкий. Основные виды страхования: личное страхование, имущественное страхование и страхование ответственности.

  1. Архипова А.Ю. Международные экономические отношения. Международный бизнес: учебник. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
  2. Самсонова И.А. Страхование. Учеб. пособие – Москва: ЮНИТИ – ДАНА, 2007.
  3. Сахарова Н.П. Страхование: Учеб. пособие. М.: Проспект, 2006.
  4. Стровский Л.Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003.

Методы страхования в международном бизнесе

Библиотека Ирины Эланс, основана как общедоступная библиотека в интернете. Онлайн-библиотеке академических ресурсов от Ирины Эланс доверяют студенты со всей России.

Библиотека Ирины Эланс

Полное или частичное копирование материалов разрешается только с указанием активной ссылки на сайт:

Ирина Эланс открыла библиотеку в 2007 году.

Источник: student-files.ru

Понятие и виды международного страхования в 2023 году

В условиях глобализации внешнеэкономических, внешнеполитических и внешнесоциальных связей международное страхование приобретает огромную роль и становится отдельным институтом. Граждане и юридические лица охотно пользуются соответствующими услугами, защищая риски как в пределах страны своей резидентной принадлежности, так и за рубежом.

Что это такое

страхование

Существует несколько определений понятию международного страхования:

  • это правоотношения между субъектами страхового дела, которые являются резидентами разных стран;
  • это страховые операции, производимые на территориях нескольких государств;
  • это страхование, на которое распространяются нормативные положения законодательства нескольких стран.

Любое из этих определений можно считать верным.

Виды международного страхования

В современной страховой практике международное страхование подразделяется на 3 основных вида:

  • прямое – имеет место быть, когда гражданин, юрлицо оформляет договорные отношения со страховщиком, который расположен в другой стране;
  • посредническое – осуществляется в том случае, когда гражданин, юрлицо заключает договор в качестве страхователя в своей стране с дочерней организацией-страховщиком, имеющей головной офис в ином государстве;
  • перестрахование – заключается в том, что российская страховая компания передает часть обязательств по договорам с клиентами страховщику, расположенному в зарубежной стране.

Отрасли международного страхования

Международное страхование осуществляется по нескольким направлениям (отраслям). Каждая отрасль имеет свои отличительные особенности.

Медицинское (ММС)

Услуги интернационального медицинского страхования распространены по всему миру. Соответствующие продукты предлагают и российские страховщики, но их не так много – в связи с еще небольшой популярностью данного продукта на нашем страховом рынке.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин