Самхарадзе Д.Г., младший научный сотрудник Института государства и права РАН, кандидат юридических наук.
Характерной чертой современных международных отношений является все более возрастающая роль международных организаций как одного из основных способов регулирования и развития отношений между государствами. Как писал Г.И. Тункин, «международные организации стали постоянным и весьма важным явлением международной жизни» .
Тункин Г.И. Теория международного права. М., 2000. С. 268; см. также: Актуальные проблемы деятельности международных организаций / Отв. ред. Г.И.
Морозов. М., 1982. С. 5.
В прошлом государства для решения своих проблем в основном ориентировались на двусторонние отношения. Но со временем в результате появления все новых вопросов, в регулировании которых были заинтересованы все государства международного сообщества и которые представляли угрозу для всего человечества, двусторонние отношения стали неспособными обеспечить не только общие интересы, но также и индивидуальные интересы государств.
Путь от новичка до ТОП-Лидера международной компании
На современном этапе получило развитие многостороннее сотрудничество, которое требует более высокого уровня международно-правового регулирования. В результате чего начали создаваться международные организации, и прежде всего в тех специальных областях, которые наиболее нуждались в регулировании.
После Первой мировой войны государствами было принято решение о необходимости создания международной организации, которая поддерживала бы международный мир и безопасность. Была создана Лига Наций. Лига ставила перед собой задачу развития сотрудничества между народами, содействие предотвращению военных конфликтов и укрепление всеобщего мира и безопасности.
В Уставе Лиги Наций отмечалось, что всякая война «интересует Лигу в целом», в том смысле, что Лига должна применять все необходимые меры для сохранения мира и безопасности. В том случае, если какой-либо член Лиги прибегал к войне, другие члены Лиги обязывались немедленно прекратить с ним всякие отношения. Кроме того, в Уставе Лиги Наций признавалось необходимым ограничение национальных вооружений до минимума.
За период после Первой мировой войны, и особенно после Второй мировой войны, можно наблюдать тенденцию к расширению роли международных организаций в развитии международного права. М. Буркэн писал, что «в то время как функционирование международного права основывалось раньше в основном на действиях государств, то на современном этапе оно в значительной мере опирается на организации, такие как ООН и многочисленные специализированные учреждения, которые группируются вокруг ООН» .
Bourquin M. L’Humanisation du droit des gens // Etudes en I’honneur de G.Scelle. Vol. 1. P., 1950. P. 48.
После принятия Устава ООН можно сказать, что наступила новая эпоха в развитии международной организации. Огромное значение ООН как в поддержании международного мира и безопасности, так и в развитии мирного сотрудничества государств подчеркивается в многочисленных работах как отечественных, так и зарубежных юристов-международников.
Международные организации и их роль в решении экономических проблем
В работах подчеркивается огромный вклад международных организаций, в основном ООН, в развитие международного сотрудничества и международного права. И.И. Лукашук писал, что, «оглядываясь назад, мы видим, что за полвека мир проделал более значительный путь, чем за несколько предшествующих веков.
Идет процесс становления новой мировой системы и соответствующего мирового порядка, от которых зависят выживание и прогресс человеческой цивилизации. Во всем этом свою роль играет ООН. Без нее процесс перестройки, несомненно, был бы более мучительным. Сегодня мировая система едва ли могла бы нормально функционировать без ООН» .
Лукашук И.И. Пятидесятилетие ООН и новый мировой правопорядок // Российский ежегодник международного права, 1996 — 1997. М., 1998. С. 44; см. также: Арыстанбекова А. Десять лет в ООН // Международная жизнь. 2002.
N 5. С. 56.
Выступая на 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Президент Российской Федерации В.В. Путин говорил, что, «хотя структура и функции ООН формировались в принципиально иной международной обстановке, время только подтвердило их всеобщую значимость. А инструменты ООН сегодня не только востребованы, они, как показывает сама жизнь, в ключевых случаях просто незаменимы» .
Путин В.В. Выступление на 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН // Международная жизнь. 2003. N 9 — 10. С. 3; см. также: Лавров С. Годы на Ист-ривер: к юбилею Всемирной организации // Международная жизнь.
2005. N 7 — 8. С. 13.
На современном этапе почти все области международной жизни охвачены деятельностью международных организаций. Это политические, технические, культурные и гуманитарные отношения.
Международным организациям принадлежит весьма важная роль в процессе создания норм, а особенно следует отметить контроль со стороны организаций за соблюдением норм международного права государствами. Организации оказывают воздействие на деятельность государств с целью соблюдения ими норм международного права. И мы можем предположить, что данная роль организаций будет возрастать. На сегодняшний день организации являются основным средством общения и сотрудничества государств в самых различных областях. И несмотря на то что очень часто международные организации используются могучими государствами в своих интересах, без организаций диктат таких государств был бы еще более ощутим.
Увеличение количества организаций и расширение их функций можно объяснить усложнением международных отношений. Если в прошлом государства пытались решить интересующие их вопросы посредством двусторонних отношений, то на современном этапе появляются такие проблемы, в решении которых заинтересованы все государства.
Такие вопросы можно решить с помощью международных организаций. В этом случае организации берут на себя значительную часть таких вопросов. Организации обладают большими возможностями, которые заключаются во внутриорганизационном механизме их деятельности. Они как бы становятся между государствами, способствуют развитию дружественных отношений между ними и решению вопросов, решение которых невозможно усилиями отдельных государств с помощью двусторонних соглашений. Однако следует отметить, что данное обстоятельство ни в коей мере не умаляет значения двусторонних соглашений.
С развитием международных организаций стали развиваться новые методы решения международных проблем. Новые методы по сравнению с традиционными методами весьма многообразны. Они характеризуются применением различных механизмов организаций. Отмечая роль организаций в развитии международных отношений, Г.И. Тункин писал, что «международная организация — это институт современного человеческого общения» .
Тункин Г.И. Теория международного права. С. 269; см. также: Нешатаева Т.Н. Международные организации и право: Новые тенденции в международно-правовом регулировании. М., 1999. С. 7.
Для решения глобальных проблем современности являются необходимыми объединение усилий всех государств международного сообщества, коллективные действия, основанные на многостороннем сотрудничестве. Глобальные проблемы составляют на современном этапе предмет деятельности международных организаций универсального характера, и в первую очередь следует отметить международные организации системы ООН.
Глобализация охватывает все сферы современной международной жизни, кроме того, глобализация усиливает необходимость решения многих актуальных проблем совместными усилиями в рамках многосторонних действий и на многосторонней основе. Ф. Федотов пишет, что «сегодня все без исключения государства сталкиваются с такими масштабными проблемами, как дисбаланс экономического развития, региональные конфликты, террористическая и наркотическая угрозы, распространение оружия массового уничтожения. Очевидно, что ни одно государство, каким бы сильным оно ни было, не в состоянии в одиночку поставить заслон этим не признающим границ вызовам» .
Федотов Ю. ООН — гарант международного мира и стабильности // Международная жизнь. 2003. N 11. С. 37.
Достаточно сложно привести полный перечень глобальных проблем современности, но вместе с тем следует отметить некоторые из них: в первую очередь это задача обеспечения всеобщего мира и безопасности; нераспространение ядерного, биологического и химического оружия; сохранение окружающей среды и др. .
Подробнее см.: Лукашук И.И. Глобализация, государство, право XXI век. М., 2000.
Серьезные глобальные проблемы связаны также со здравоохранением, культурой и средствами связи. Даже самый беглый обзор, писал И.И. Лукашук, «показывает, сколь широк круг глобальных проблем, сколь велико их значение и сколь сложно их решение. От их решения зависит судьба человечества уже в ближайшем будущем. Проблемы эти настолько сложны и масштабны, что их решение требует совместных усилий государств, гораздо более высокого, чем ныне, уровня сотрудничества» .
Лукашук И.И. Глобализация, государство, право XXI век. С. 7.
При решении глобальных проблем, как свидетельствует практика, государства очень часто обращаются к помощи международных организаций, которые являются одной из основных форм сотрудничества государств. В 1972 г. результатом Конференции ООН по окружающей среде было создание Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи ООН, которая имела структуру международной организации. В 1974 г. состоявшаяся Всемирная продовольственная конференция привела к созданию Всемирного продовольственного совета. Все эти и многие другие примеры убедительно свидетельствуют о связи глобальных проблем с институтом международных организаций.
Из десятка докладов Римского клуба в период 1972 — 1980 гг. третий, пятый и седьмой доклады имели отношение к международным организациям.
Римский клуб — это международная общественная организация, которая объединяет около ста предпринимателей, управляющих, высокопоставленных служащих, экспертов, политических деятелей, деятелей культуры, ученых. Основными целями данной общественной организации являются следующие вопросы: а) дать обществу методику, с помощью которой можно было бы научно анализировать «затруднения человечества», связанные с физической ограниченностью ресурсов Земли, бурным ростом производства и потребления — этими «принципиальными предметами роста»; б) донести до человечества тревогу представителей Римского клуба относительно критической ситуации, которая сложилась в мире по ряду аспектов; в) подсказать обществу, какие меры оно должно предпринять, чтобы «разумно вести дела» и достичь «глобального равновесия».
В третьем докладе, который был подготовлен под руководством Я. Тинбергена группой ученых, «Пересмотр международного порядка» говорилось, что «в поисках основы для сотрудничества мы должны сосредоточить свое внимание на системе ООН. Быть может, она слаба и несовершенна, но она тем не менее остается единственным механизмом, несущим в себе потенциальные возможности создания более справедливого мира» .
Тинберген Я. Пересмотр международного порядка. М., 1980. С. 67.
В третьем докладе Римского клуба выдвигались конкретные рекомендации по поведению, деятельности государств, чтобы обеспечить нормальные условия для более устойчивого развития мировой системы. Авторы высказывали основную идею доклада, состоящую в том, чтобы убедить государства, что являются недопустимыми действия ради собственной выгоды. Выдвигалась идея о взаимозависимости, что существует неразрывная связь между поступками и делами всех людей на Земле и все это не позволяет действовать ради собственной выгоды. Глобальные проблемы требуют объединения усилий всего международного сообщества.
Пятый доклад, который именовался «Цели для человечества», был подготовлен в 1977 г. рабочей группой под руководством профессора философии, системных наук и политологии Э. Ласло. В докладе высказывалось мнение, что наиболее подходящим средством и местом для изучения и решения глобальных проблем современности является ООН. В частности, говорилось, что «ООН — главная организация, которая управляет международными делами для всеобщей выгоды, — является подходящим местом для изучения глобальных целей и ценностей» .
Goals in a Global Community: The Original Background Studies for the Goals for Mankind. A Report to the Club of Rome. N.Y. Vol. 2. 1977.
P. 525.
В докладе были выдвинуты четыре глобальные цели. В первую очередь отмечалась глобальная безопасность — прекращение гонки вооружений, исключение войн и конфликтов, а также отказ от насилия; решение продовольственной проблемы в глобальном масштабе — ликвидация голода, создание мировой системы, позволяющей удовлетворить потребности в продовольствии всех людей на Земле; глобальный контроль за использованием энергетических и сырьевых ресурсов — разработка рационального и экономически безопасного энергопользования, контроль над технологией, экономически эффективное природопользование; глобальное развитие, ориентированное на качественный рост, — это повышение качества жизни, а также социальная справедливость в распределении материальных и духовных благ .
Авторы седьмого доклада «Нет пределов обучению» высказывали мнение, что глобальные проблемы могут быть решены только в рамках международных неправительственных организаций. Доклад был подготовлен в 1979 г. под руководством американского специалиста в области образования Дж. Боткина, ученого из Марокко М. Эльманджры и профессора Бухарестского университета М. Малицы. В докладе основными проблемами человечества были названы выживание и обеспечение человеческого достоинства.
Авторы данного доклада выразили мнение, что, исходя из международной практики, можно констатировать тот факт, что государства не смогли достигнуть положительного результата при решении глобальных проблем в рамках межправительственных организаций. Они пришли к выводу, что наиболее успешно глобальные проблемы могут быть решены международными неправительственными организациями.
В связи с данным высказыванием мы можем сказать следующее. Нормы, которые должны регулировать отношения государств в вопросах, связанных с глобальными проблемами, создаются как государствами самостоятельно, так и с помощью межправительственных организаций. Подобные организации осуществляют контроль за сотрудничеством государств в области глобальных проблем, а в случае правонарушения применяют санкции в отношении правонарушителя. Подобными функциями международные неправительственные организации не обладают. Исходя из данного положения, основное сотрудничество по глобальным вопросам, имеющим интерес для всего человечества, будет проходить в основном в рамках международных межправительственных организаций.
Как в отечественной, так и в зарубежной науке высказываются различные взгляды относительно того, что следует понимать под глобальными проблемами. Например, Е.А. Шибаева выделяет три группы глобальных проблем. «Первая группа — проблемы, определяющие общественно-исторические и международно-политические предпосылки мирового развития: предотвращение мировой термоядерной войны, преодоление экономического отставания освободившихся стран; вторую группу составляют проблемы: демографические, экологические, энергетические, сырьевые, продовольственные. Третья группа — проблемы, связанные с использованием новых глобальных объектов природы: освоение ресурсов Мирового океана и покорение космоса» .
Шибаева Е.А. Право международных организаций. М., 1986. С. 76; см. также: Актуальные проблемы деятельности международных организаций / Отв. ред. Г.И. Морозов.
С. 263; Шахназаров Г.Х. Грядущий миропорядок. М., 1981. С. 183.
Как мы отмечали выше, привести полный перечень глобальных проблем является достаточно трудной задачей. Несмотря на то что существуют разные ответы на вопрос, какие проблемы являются глобальными, все-таки почти все авторы приходят к выводу, что глобальные проблемы — это проблемы обеспечения мира и безопасности, здравоохранение, культура, наука и т.д.
На современном этапе приобретают все большее значение вопросы, связанные с сохранением окружающей среды в результате ее нерационального использования. Об этом напомнил П. Рейвен, председатель Международного ботанического конгресса, состоявшегося в августе 1999 г. П. Рейвен отметил, что «в ближайшем будущем мы предвидим исчезновение приблизительно двух третей видов всех птиц, а также млекопитающих, насекомых и растений к концу следующего века» . Такая ситуация, связанная с нерациональным использованием окружающей среды, ставит под угрозу будущее всего человечества.
International Herald Tribune. 1999, August 4.
Ученые очень часто высказывают мнения, что суверенное равенство является вообще несовместимым с характером международных организаций. Сторонники данного мнения утверждают, что «суверенитет государства если не ликвидируется, то существенно ограничивается международными организациями, особенно наднациональными» .
См., например: Hobe S. Der offene Verfassungsstaat und Interdependez. Berlin, 1998. P. 78.
Профессор Ж. Ссель, который ссылался на п. 1 ст. 2 Устава ООН, где говорится, что «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов», утверждал, что «данное положение является философски невозможным и является ложью и лицемерием» .
Scelle G. Prealable a L’integration d’une societe internationale universelle // Melanges Seferiades. Vol. 1. Athenes, 1961. P. 8.
В этом случае было бы неправильным говорить о ликвидации суверенитета государств или о передаче международным организациям суверенных прав. Государства наделяют организации определенными полномочиями. Такими действиями государства расширяют, а не ликвидируют возможности своего суверенитета. Расширение возможностей суверенитета выражается в том, что государства получают возможность принимать участие в решении тех проблем, которые не находятся в сфере действия их суверенитета.
Международные организации не носят надгосударственного характера, а являются органами сотрудничества государств .
См., например: Консультативное заключение о толковании соглашения между ВОЗ и Египтом // ICJ. Reports, 1980. P. 103.
На современном этапе наблюдается увеличение числа проблем, решение которых возможно лишь совместными усилиями государств и на постоянной организационной основе. Глобализация усиливает необходимость решения актуальных проблем совместными усилиями в рамках многосторонних действий и на многосторонней основе. Роль многостороннего сотрудничества государств при решении глобальных проблем отмечается в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН .
См., например: Глобализация и ее влияние на полное пользование правами человека // Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 4 декабря 2000 г., 55/102.
С каждым днем международные организации расширяют сферы деятельности, при этом охватывая все новые области. Все это происходит в результате требований жизни. Организации не только способствуют развитию отношений между государствами, но также огромна их роль в урегулировании споров и конфликтных ситуаций, которые возникают между государствами.
На сегодняшний день международные организации приобретают огромное значение как для обеспечения, так и для реализации интересов государств. Организации создают благоприятные условия для будущих поколений. Функции организаций с каждым днем активно развиваются и охватывают все более обширный спектр жизни международного сообщества.
Международные компании
Особенностью современного периода стало создание диверсификационных концернов, объединяющих огромные капиталы фирм-участниц. Еще одной спецификой крупного концерна является вывоз предпринимательского капитала за границу, что привело к образованию международных компаний, которые подразделяются на транснациональные компании (ТНК) и многонациональные компании (МНК).
В ТНК корпорация контролируется капиталом одного, а при МНК — нескольких государств. В мировой экономической практике большое распространение получили ТНК.
Существует целый ряд факторов экономического порядка, затрудняющих формирование и деятельность МНК, например необходимость определенного согласования юрисдикции государств — участников многонационального предприятия; различия в уровне и системе налогообложения, правилах валютного обмена и т.д. Осуществляя свою деятельность, компании производят перелив капитала вслед за изменением нормы прибыли. Обмен деятельностью между филиалами осуществляется по трансфертным ценам, которые устанавливаются централизованно штаб-квартирой ТИК. С помощью систем трансферта и осуществляется перелив капитала внутри ТНК. Такие цены служат важным фактором успеха в конкурентной борьбе филиала ТНК с национальными монополиями, поскольку позволяют использовать в необходимых случаях средства других дочерних компаний.
Всего в мире за 2011 г. насчитывалось 82 000 ТНК и 810000 их филиалов. Из 100 крупнейших экономик мира на TIIK приходится 50% мировой торговли и более 67% внешней торговли. ТНК принадлежит80% патентов и лицензий. Ядром транснационального капитала являются ТНК США.
В ТОП 20 ТНК по обороту капитала списка Fortun Global 500 входят восемь компаний США, три из Китая, по две из Японии и Франции, и по одной — из Германии, Швейцарии и Голландии. Доля стран в ТОП 100 нефинансовых ТНК следующая : США — 18%, Великобритания — 15, Франция — 15, Германия — 13, Япония — 9, прочие — 30%’.
Основные тенденции развития ТНК заключаются в следующем:
- 1) тесное научно-техническое сотрудничество в области передовой технологии и обмен научно-технической информацией между ТНК, что характеризует углубление связей (стратегический альянс, партнерские соглашения);
- 2) создание большого числа совместных предприятий в рамках ТНК. При этом часто вкладом иностранных партнеров служат патент, лицензия или разработка технологии;
- 3) ТНК в развивающихся странах — «технологический неоколониализм» — привязывает развивающиеся страны к внешним источникам финансирования, научно-технической информации, проектам.
Одной из крупнейших международных транснациональных компаний является американский концерн «Дженерал моторе». В 2010 г. компания стала вторым по продажам автопроизводителем в мире, реализовав 8,39 млн машин. Но уже в 2011 г. компания вновь стала первой в мире но продажам среди автопроизводителей, реализовав 9,03 млн машин. На заводах компании работает 202 тыс. человек (2010). Выручка компании по СААР за 2010 г. составила 135,6 млрд долл., операционная прибыль — 5,7 млрд долл., чистая прибыль — 4,7 млрд долл.
Несмотря па экономическую мощь ТНК, нельзя упускать из виду и тех подводных камней, которые таят в себе эти крупные организации. Во-первых, их административная структура становится практически неуправляемой и уязвимой для конкурентов. Во-вторых, переплетение экономической мощи ТНК с политической властью страны, где работают их предприятия, приводит к тому, что руководство корпораций все больше и больше вынуждено учитывать в своих экономических решениях также и политические факторы. К примеру, если нерентабельный завод находится в экономически слабом районе, решение о его закрытии может повлечь за собой политические осложнения, ведь рост числа безработных стоит правительству многих голосов на выборах. Наконец, в связи с тем, что ТНК работают во всех ведущих странах мира, они в значительной мере зависят от колебаний мировой экономической конъюнктуры, динамики курсов основных валют и т.п.
Источник: studme.org
Международные межправительственные организации
Современные международные организации могут быть разделены на две основные категории: международные межправительственные организации, называемые «публичными», и международные неправительственные организации (МНПО), являющиеся, так сказать, «частными». Данная статья посвящена первой категории; вторая, охватывающая сотни различных видов организаций, рассматривается в статье, озаглавленной «Участники международных отношений».
Классификация международных межправительственных организаций может проводиться различными способами с учетом существенных различий в их статусе (коммерческие, некоммерческие и т. д.), структуре, задачах, функциях, финансировании, рабочих языках и правилах членства. Однако все они являются межгосударственными организациями, созданными в соответствии с учредительным документом (таким как договор или соглашение), которые наделяют их собственными полномочиями по принятию решений, отличающимися от полномочий их государств-участников, а также определяют их юрисдикцию, устанавливают постоянную организационную структуру и предоставляют средства достижения как общей цели, так и решения конкретных задач в международном масштабе.
Международная межправительственная организация представляет собой юридическое лицо (то есть «корпоративный орган» или корпорацию), и в данном качестве она может заключать соглашения с другими организациями (например, соглашение о штаб-квартире со страной, в которой она расположена), обладать движимым и недвижимым имуществом, защищать свои права и урегулировать споры в суде, а также претендовать на особые привилегии, такие как освобождение от налогов. Эти атрибуты позволяют организации быть самостоятельным актором на международной арене.
Полномочия, предоставляемые международной организации, могут быть более или менее широкими. Международные межправительственные организации выполняют функции сотрудничества и интеграции. Вообще говоря, целью международной организации является скорее сотрудничество, то есть согласование различных политических позиций государств-участников, нежели интеграция, то есть выработка общей политической стратегии, которую бы сама организация определяла и регулировала. Если говорить о методах координации, используемых ими в своей деятельности, то международные организации, в общем случае, принимают соответствующие стандарты и следят за их соблюдением.
Международные межправительственные организации в целом имеют однотипные организационные структуры. Подавляющее большинство из них включают секретариат, генеральную ассамблею и различные советы, комиссии и другие коллегиальные органы, либо заседающие на постоянной основе, либо созывающиеся для решения конкретных вопросов, а также судебные органы, посреднические агентства и, зачастую, региональные отделения.
С исторической точки зрения зарождение международных ассоциаций относится к V и VI векам нашей эры. Только с формированием современных национальных государств, после заключения Вестфальского мира в 1648 году, начинают устраиваться первые дипломатические конференции. Однако концепция межправительственной системы начала действительно развиваться уже после завершения наполеоновских войн.
Венский конгресс 1815 года открыл эпоху многосторонних договоров, которые не только кодифицировали международное право, оговаривали дипломатический статус и отменяли рабство, но также устанавливали первые международные режимы для упорядочивания судоходных путей, а именно Центральную комиссию судоходства по Рейну (1815 г.) и Дунайскую комиссию (1856 г.). К этим международным организациям в скором времени присоединились Международный союз электросвязи (1865 г.), Всемирный почтовый союз (1874 г.) и Международное бюро Парижского союза по охране промышленной собственности (1884 г.).
В 1907 году Гаагские конференции, объединившие не только европейские страны, но и латиноамериканские республики, провозгласили принципы универсальности и равенства, которые в конечном итоге привели к созданию Лиги Наций. Лига Наций, основанная Версальским договором в 1919 году, стала по своему масштабу поистине универсальным собранием суверенных государств. Однако отсутствие США (несмотря на роль президента Вудро Вильсона в становлении Лиги Наций) наряду с ограниченными средствами и полномочиями новой международной организации, привело к неспособности предотвратить мировой экономический кризис 1929 года и, что более важно, начало Второй мировой войны.
Лидеры союзников в 1944 году на встрече, состоявшейся в Бреттон-Вудсе, Нью-Хэмпшир (США), учредили Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международный валютный фонд. В 1945 году они снова встретились в Сан-Франциско и основали Организацию Объединенных Наций (ООН). ООН учредила ряд специализированных органов, а также специальных программ, таких, как Программа развития ООН (ПРООН); программ финансирования, включая Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ); региональных и специальных комиссий, таких как Экономическая комиссия для Африки (ЭКА ООН) и Комиссия международного права (КМП); и программных конференций, таких как Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). В 1948 году 23 страны подписали Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), которое было преобразовано во Всемирную торговую организацию (ВТО) в 1995 году. В настоящее время в ВТО входят более 150 государств-участников, включая Россию, которая вступила в 2012 году после 18 лет переговоров.
В результате стремительных событий на международной арене, особенно связанных с распространением коммунистических идей и подъемом национально-освободительного движения колониальных народов, было создано большое количество международных институтов, чаще всего на региональной или межконтинентальной основе. Некоторые из этих учреждений исчезли после распада СССР и Советского блока; одним из примеров является Организация Варшавского договора, которая была создана в качестве противовеса Организации Североатлантического договора (НАТО). Другие международные межправительственные организаций были созданы в ответ на значительное развитие международной торговли, рост взаимозависимости и необходимость поиска решений проблем, которые национальные правительства не могли решить самостоятельно. Сегодня существует около 400 межправительственных организаций; более 200 из них находятся в Африке с ее 54-мя странами. В период с 1945 года, когда была основана Организация Объединенных Наций, и по настоящее время число государств-участников ООН возросло с 51 до 193.
Поскольку количество международных межправительственных организаций постоянно увеличивается, их роль в эволюции глобальных отношений становится все заметнее. Национальные правительства осознали, что официальное сотрудничество друг с другом может помочь решить проблемы, в том числе внутригосударственные, практически во всех областях, включая мир, экономику, торговлю, оборону, здравоохранение, окружающую среду, права человека, культуру, а также развитие науки и технологий.
Хотя невозможно перечислить все виды международных межправительственных организаций, их можно условно разделить на следующие обобщенные категории:
- глобальные с общей юрисдикцией; например, Организация Объединенных Наций;
- глобальные с конкретной юрисдикцией; например, специализированные учреждения ООН, такие как Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО); Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирная торговая организация (ВТО);
- континентальные; например, Африканский союз (АС), Организация американских государств (ОАГ) и Европейский союз (ЕС). Последняя – единственная наднациональная организация подобного типа, продемонстрировала рост своих участников с 6-ти стран в 1957 году, когда она была основана в Риме, до более чем 28-ми в 2018 году, оставаясь открытой для других кандидатов, с которыми ведутся переговоры о вступлении. Данная категория также включает в себя континентальные банки развития, а также экономические комиссии ООН, действующие на каждом континенте;
- межконтинентальные; например, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), Содружество наций; Международная организация франкоязычных стран (Франкофония), Организация исламского сотрудничества (ОИК) и Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС).
- региональные; например, Общий рынок Южного конуса (МЕРКОСУР), Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС) и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
Глобализация мировой экономики, с одной стороны, и рост политической нестабильности и угроз вооруженных конфликтов, с другой стороны, побудили страны искать новые формы международного управления. Каждый день подписываются новые многосторонние соглашения, организуются конференции по вопросам общемировой важности и проводятся мероприятия, выходящие за рамки национальных границ. Международные организации занимают все более видное место на мировой арене, но в то же время ведущие экономические державы, действуя через такие группы, как G7 и G20, которые часто не имеют определенного юридического статуса, начали создавать свои собственные сферы влияния. Не нарушая жизнеспособность межправительственных организаций в целом и не ставя под сомнение целесообразность их деятельности, данное явление показывает, что в будущем международные межправительственные организации, создающие их государства, и другие участники международных отношений, количество которых неуклонно растет, должны наладить более тесное взаимодействие, если они хотят обеспечить устойчивость мирового развития.
Источник: interlaws.ru