Международные организации – это объединения, имеющие межгосударственный либо негосударственный характер, созданные на основе соглашений.
Любая международная организация должна соответствовать следующим критериям:
- международная организация должна быть создана в соответствии с международным правом и на правомерной основе;
- в основе создания международной организации должен лежать международный договор;
- цель создания международной организации должна заключаться в объединении усилий участвующих в ней стран в какой-либо сфере (военное, политическое, финансово-валютной, экономической и др.);
- международная организация должна обладать соответствующей организационной структурой;
- международная организация должна обладать определенными правами и обязанностями, закрепленными в ее учредительном акте.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Так или иначе любая международная организация в рамках своей деятельности призвана решать различного рода проблемы в сфере своего функционирования.
ПРАВМЕДИА: Международные организации как вторичные субъекты международного права
В современном мире существует огромное множество всевозможных международных организаций. Вот лишь некоторые из них:
- Организация Объединенных Наций (ООН);
- Совет Европы;
- Организация Североатлантического договора (НАТО);
- Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ);
- Содружество независимых государств (СНГ);
- Европейский Союз (ЕС);
- Шанхайская организация сотрудничества (ШОС);
- Международный валютный фонд (МВФ);
- Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ);
- Международная организация уголовной полиции (Интерпол).
Этот список можно продолжать и продолжать. Существующие на сегодняшний день международные организации отличаются по целям и принципам своего функционирования, масштабам деятельности, сферам влияния и иным критериям. Рассмотрим их базовую классификацию.
Разновидности международных организаций
В современной системе международных отношений международные организации условно подразделяются на две разновидности. В общем виде они представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.
«Международные организации»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Рисунок 1. Основные виды международных организаций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Межправительственные международные организации иначе принято называть межгосударственными. Они представляют собой объединения стран или государственных институтов и создаются с опорой на международные договора, заключаемые между странами либо их уполномоченными институциями. Чаще всего они создаются для достижения каких-либо общих целей в экономической, политической, научно-технической, социальной или культурной сферах. В системе международных отношений подобного рода международные организации обладают статусом субъекта международного права. Соответственно они наделены правом самостоятельного совершения сделок, приобретения имущества, участия в соглашениях.
Бутяйкин И.А. Видео-лекция. Международные организации как субъект международного права
Членами международных межгосударственных организаций выступают страны мира в лице своих представителей. Страны, входящие в состав межправительственных организаций, могут иметь различный статус. Основными из них считаются страны-учредители и страны, присоединившиеся к учредительному договору. Кроме того, страны могут участвовать в межправительственных организациях в качестве наблюдателей. Права и обязанности стран, имеющих разный статус (за исключением стран-наблюдателей) чаще всего одинаковы.
Неправительственные международные организации представляют собой объединения общественных организаций, групп, союзов и отдельных лиц из различных стран, созданные с целью международного сотрудничества в различных сферах, будь то политика, экономика, культура и пр. Иначе их называют международными негосударственными или общественными организациями. По сути, они представляют собой нетерриториальные образования, которые отвечают трем основным критериям:
- частный характер учредительства;
- международный характер состава и целей;
- добровольность ведения деятельности.
Еще одной важной характеристикой, определяющей международную неправительственную организацию, выступает тот факт, что она, имея некоммерческий характер деятельности, не может быть отнесена к группе транснациональных корпораций.
В современном мире международные неправительственные организации являются полноправными участниками системы международных отношений. Им присуща определенная автономность при принятии решения. Своей деятельностью они способны оказывать реальное влияние на развитие международных отношений, а их курс принимают во внимание другие акторы системы.
Помимо этого международные организации могут быть классифицированы по целому ряду других признаков; среди них – круг участников, порядок приема новых членов, выполняемые функции и характер полномочий.
В зависимости от круга участников международные организации подразделяются на региональные, межрегиональные и универсальные. В качестве примера последних можно привести Организацию Объединенных Наций.
В зависимости от такого критерия, как порядок приема новых членов, международные организации подразделяются на открытые и закрытые. В первом случае любая страна может стать членом международной организации по своему усмотрению, а во втором прием страны в члены международной организации осуществляется исключительно с согласия ее первоначальных учредителей. В отдельную категорию выделяют международные организации специальной компетенции (экономические, политические, финансово-кредитные, по вопросам здравоохранения, торговли и пр.). Примером международных организаций специальной компетенции может считаться Всемирный почтовый союз.
В зависимости от выполняемых функций выделяют информационные, операционные, посреднические, консультативные и нормотворческие международные организации.
По характеру полномочий современные международные организации подразделяются на межгосударственные и надгосударственные. Первые не ограничивают государственного суверенитета, в вторые ограничивают его частично. Таким образом, вступая в надгосударственные международные организации страны-члены добровольно передают часть своих полномочий международной организации в лице ее органов.
Источник: spravochnick.ru
Международные организации в качестве субъектов международного частного права
Международными юридическими лицами являются лица публичного права, созданные в силу международных соглашений, например МБРР, и созданные по национальным законам одной или нескольких стран с заключением международного договора, например «Еврофирма», БМР.
Национальное юридическое лицо образуется на основе законодательства страны, международное юрлицо является транснациональным объединением и основываться на праве одного государства не может.
Личный статут международных юридических лиц в МЧП определяется в соглашении, заключенном несколькими государствами. Права и обязанности такого учреждения являются цивилистическими и возникают в международном обороте.
Юрлица обладают обособленным имуществом, имеют возможности для приобретения имущественных и неимущественных прав, выступают истцами и ответчиками в судах.
Международная организация
Юрлица международного уровня бывают нескольких видов. Международная организация в международном частном праве является самым распространенным видом. Международная организация может быть правительственной (ММПО) и неправительственной (МНПО). Понятие вошло в оборот в 1940-х годах и относилось к Международному институту по унификации частного права. В 1949 году суд ООН вынес консультативное заключение о признании международных организаций правовыми субъектами.
ММПО – традиционный вид субъектов МЧП, созданный государствами как вторичный субъект, получающий качество международной правосубъектности по прямо высказанной воле этих государств. ММПО не имеют территории, населения, поэтому суверенитетом не обладают, а имеют только отраслевую правосубъектность.
ММПО появились еще в XIX веке и стали постоянным участником отношений на международном уровне, обладая ограниченной правосубъектностью. Правосоздающих функций у организаций нет.
ММПО и МНПО – это субъекты особого типа, созданные для решения определенных задач, поэтому они вступают в отношения с точки зрения права только исходя из целей, поставленных для решения конкретного вопроса. Это организации ограниченной компетенции. В доктрине международного права существуют концепции уставной, подразумеваемой и имманентной компетенции ММПО.
Суверенитет – основа правосубъектности государств, основа международной межправительственной организации как субъекта – полномочия, которыми государства – участники наделили ее. То есть правосубъектность организаций носит ограниченный и специальный характер. Скорее можно говорить о договорной правоспособности, но и это право имеет ограничения и сводится к определенному кругу вопросов.
Статус юридического лица международной организации
Статус юридических лиц данного типа регулируют Венские конвенции о представительствах государств (1975 г.) и о праве международных договоров (1986 г.). Устав международной организации является международным договором sui generis, заключенный между участниками.
Субъекты sui generis – субъекты особого рода, государственно-подобные образования, которые не обладают всеми признаками государства (Ватикан). Что касается организаций, то это международные интеграционные объединения.
МО – это субъект не только международного публичного права, но и международного частного. У каждой организации есть права и обязанности, которые присущи юрлицу и имеют частноправовой характер. Юрлицо образовано на основе международного договора, а не на основе национального закона. Статус МО закреплен в международных правовых актах: в Уставе, в Конвенциях. Учредительные документы формируют гражданско-правовую правоспособность организации.
Некоторые учреждения, например в системе ООН (ВПС, МСЭ) в своих Уставах не имеют положений о статусе организации, но основываясь на международной практике, можно сделать вывод, что они выступают как юрлица.
В качестве юрлица МО может совершать сделки гражданско-правового характера, приобретать имущество в собственность или аренду, участвовать в судебных разбирательствах, быть субъектом авторского права, участником совместного предприятия. Государства признают статус юрлиц организаций и включают в национальное законодательство положение, о том, что международная организация действует на территории страны как юридическое лицо..
Юридическим комитетом ООН проведен анализ международного арбитража и национальной судебной практики, где было выяснено, что примеров отказа в признании статуса юридического лица международных организаций не было.
МО возникают в рамках международного правопорядка и статус юрлица образуется у них на основе международного публичного права, а частноправовой статус закреплен в Уставе организации. Статус организаций как международных юридических лиц определяется в соглашениях международного уровня, принимаемых самими организациями.
Как только регистрируется Устав, МО приобретает статус юрлица. Либо организация должна быть включена в реестр юридических лиц по месту нахождения ее штаб-квартиры.
МО – субъект международного публичного права, поэтому имеет привилегии и иммунитеты. Если организация вступает в частноправовые отношения, эти привилегии перестают действовать. МО имеют осложненный, двойственный правовой статус.
Частноправовые отношения международных организаций
Деятельность МО невозможна без вступления их в гражданские правоотношения. Виды частных сделок разнообразны, велики они и по объемам. Это покупка и аренда недвижимости, приобретение оборудования для офисов, оплата услуг экспертов, переводчиков, консультантов, заключение контрактов на производство работ. Эти сделки оформляются типовыми договорами. Многие компании стремятся заключить договоры с МО, так как они считаются престижными и выиграть конкурс или аукцион непросто.
Источник: zaochnik-com.com
Международные экономические организации как важнейший субъект мировой экономики
Одной из отличительных особенностей мирового хозяйства второй половины XX века является интенсивное развитие международных экономических отношений (МЭО). Происходит расширение и углубление экономических отношений между странами, группами стран, экономическими группировками, отдельными фирмами и организациями. Совершенствуется и перестраивается механизм реализации МЭО. Эти процессы проявляются в углублении международного разделения труда, интернационализации финансово-экономических связей, глобализации мирового хозяйства, увеличении открытости национальных экономик, их взаимодополнении и сближении, развитии и укреплении региональных международных структур.
Субъектами мирового хозяйства являются хозяйствующие единицы, обладающие необходимым капиталом, способными организовать производственную деятельность на международном хозяйственном пространстве и обладающие определенными международными правами и обязанностями. В число таких основных хозяйствующих субъектов входят национальные государства, ТНК, региональные интеграционные хозяйственные объединения, международные экономические организации.
Под международными правительственными экономическими организациями здесь понимаются международные организации, членами которых являются государства и которые учреждены на основе соответствующих договоров для выполнения определенных целей. Эти организации имеют систему постоянно действующих органов и обладают международной правосубъектностью (способностью иметь права/обязанности или приобретать их посредством своих действий, например, право на заключение договоров, право на привилегии и иммунитеты и т.д.).[11,с.125]
В международных экономических организациях выделяют:
1. Межгосударственные универсальные организации, цель и предмет деятельности которых представляют интерес для всех государств мира. Это прежде всего система Организации Объединенных Наций, включающая ООН (Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат) и специализированные учреждения ООН, являющиеся самостоятельными международными экономическими организациями. Среди них можно выделить Международный Валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и его дочерние организации – Международную финансовую корпорацию (МФК) и Международную ассоциацию развития (МАР), а также Всемирную торговую организацию (ВТО) и Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).
2. Межгосударственные организации регионального и межрегионального характера, которые создаются государствами для решения различных вопросов, в том числе экономических и финансовых. Примером организаций первого типа служит Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Данные организации также могут создаваться на основе критериев экономического развития входящих в них государств. Типичным примером здесь является Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющая промышленно развитые страны различных регионов мира (второй тип организаций).
3. Международные экономические организации, функционирующие в отдельных сегментах мирового рынка. В этом случае они чаще всего выступают в форме товарных организаций (соглашений), объединяющих широкий или узкий круг стран.
4. Международные экономические организации, представленные полуформальными объединениями типа «Семерки». От состояния экономики этих лидеров мирового хозяйства во многом зависит экономическая «погода» на всей планете.
Поэтому в ходе ежегодных конференций они наряду с другими вопросами рассматривают наиболее актуальные проблемы мировой экономики и вырабатывают общую линию поведения. Эти решения часто определяют политику МВФ, МБРР и других международных экономических организаций. Как известно, Россия приняла участие в 24-м саммите (Бирмингем, май 1998 г.) как член «большой восьмерки». К этому виду организаций также следует отнести Парижский клуб стран-кредиторов (действующий на межгосударственном уровне) и Лондонский клуб (действующий на межбанковском уровне).
5. Различные торгово-экономические, валютно-финансовые и кредитные, отраслевые или специализированные экономические и научно-технические организации.
В качестве носителей международной экономической деятельности наибольшее значение имеют Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Последний вместе с созданными им дочерними организациями (Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (MAP) и др.) образует группу Мирового банка (МБ), или Всемирного банка.
МВФ и МБРР были созданы в 1944 г. как специализированные координационные валютные органы. Их деятельность в определенной мере взаимосвязана. Членство в МБ невозможно без участия в МВФ.
Международный валютный фонд (МВФ) – одна из ведущих международных финансово-кредитных организаций. Фонд учрежден в 1946г. Местопребывание – Вашингтон (США). В МВФ входят 182 страны, в том числе Россия (с 1 июля 1992г.) В Бреттон-Вудсе (США, 1944г.) СССР принимал участие в выработке Устава МВФ, но « холодная война» помешала ему подписать соглашение о создании Фонда. В 1997г.
Ресурсы МВФ были увеличены до 28,8 млрд. долл. Они формируются за счет взносов стран-членов Фонда.
МВФ по своим целям изначально должен был содействовать развитию международной торговли путем устранения ограничений по международным текущим операциям и введения обратимости валют. В этой связи фонд оказывал финансовую помощь для устранения дефицитов платежных балансов и обеспечения устойчивости валютных курсов.
МБРР – Всемирный банк Международный банк реконструкции и развития (МБРР), часто называют Всемирным банком. Его местопребывание – Вашингтон (США). В настоящее время он объединяет более 180 стран мира. Уставный капитал составляет 142 млрд долларов. Всмирный банк, являясь признанным субъектом мирового хозяйства, выступает крупнейшим инвестиционным учреждением.
В последние десятилетия он осуществляет кредитование конкретных проектов в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Кредиты Всемирного банка покрывают в основном около 30% общей стоимости проектов. Основную часть расходов несет страна-заемщик. За более чем полувековую деятельность Банк выдал кредиты на сумму свыше 300 млрд долл. Его деятельность координировалась МВФ.
Дочерние учреждения МБ специализируются на выполнении особых задач. МФК оказывает содействие росту частного сектора развивающихся стран, a MAP — помощь беднейшим странам на льготных условиях.
ООН — Система Организации Объединенных Наций включает саму ООН с ее главными и вспомогательными органами, 18 специализированных учреждений, Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и ряд программ, советов и комиссий. Главный экономический орган – ЭКОСОС состоит из 54 членов (1/3 их ежегодно переизбирается на трехлетний срок) и обычно проводит дважды в год свои сессии. Он является основным органом по координации экономической и социальной деятельности ООН и соответствующих специализированных учреждений и институтов (путем проведения исследований, подготовки докладов и рекомендаций). Основной задачей этих комиссий является содействие проведению согласованных мероприятий по экономическому сотрудничеству в рамках соответствующего региона
ОЭСР Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) была создана в 1961 году двадцатью государствами-учредителями. Местонахождение – Париж (Франция). Членами ОЭСР на 1 января 1999 года были 29 стран, большинство из них развитые: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия Норвегия, Польша, Португалия, Республика Корея, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Япония. ОЭСР принимает два вида решений: постановления, обязательные для всех стран-членов, и так называемые джентльменские соглашения, имеющие добровольный характер, но обычно соблюдаемые. [14,с.344]
Главные задачи ОЭСР заключаются в анализе состояния экономик стран-членов и составлении дважды в год прогноза их развития на ближайшие полтора года, разработке рекомендаций в области регулирования хозяйства на макро- и отраслевом уровне, включая международную торговлю, а также координации политики в области финансовой помощи развивающимся государствам. Являясь органом по согласованию основных направлений экономической политики развитых стран, ОЭСР готовит материалы для крупных международных соглашений.
Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) Возникновение ГАТТ связано с попытками создать Международную торговую организацию (МТО). Это было связано со стремлением многих стран после второй мировой войны искоренить протекционизм во внешней торговле. Новый внешнеторговый режим должен был основываться на либерализации и сотрудничестве между странами.
МТП Международная торговая палата (МТП) была основана как неправительственная организация в 1919 году. Эта наиболее авторитетная в мире организация частного предпринимательства, объединяющая свыше 6000 компаний, полторы тысячи национальных союзов предпринимателей в 110 развивающихся и развитых стран, имеющая зарубежные представительства более чем в 50 странах. Местопребывание – Париж (Франция). [14,с.354]
МАГАТЭ Устав международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) был утвержден в 1956 году на международной конференции, состоявшейся в ООН. Он вступил в силу в 1957 году МАГАТЭ является самостоятельной межправительственной организацией, входящей в систему ООН. Местопребывание – Вена (Австрия). Ее членами являются 123 государства, включая Россию. Агентство устанавливает и обеспечивает гарантии недопущения использования атомной энергии в военных целях.
Международные экономические организации относятся к числу важных субъектов мирового хозяйства. Они оказывают существенное влияние на «правила игры» в мировой экономике.
1. Внедрение научно-технических достижений ведет к: б) улучшению структуры экспорта
а) снижению требований к стандарту и качеству ввозимых товаров
б) улучшению структуры экспорта
в) сокращению производства
г) снижению объема инвестиций
2. Формирование и развитие мирового рынка сопряжено со всем перечисленным ниже, кроме: г) закрытости национальных экономик
а) углубления и расширения международного разделения труда
б) развития транспорта и систем коммуникаций
в) развития индустриализации
г) закрытости национальных экономик
3. Новые индустриальные страны смогли вырваться вперед за счет: б) быстрого развития высокотехнологичного производства
а) снижения эффективности капиталовложений
б) быстрого развития высокотехнологичного производства
в) увеличения числа занятых
г) расширения ввоза сырья
4. Открытая экономика предполагает: в) углубление специализации и кооперирования
а) снижение объема импорта
б) сокращение экспортных поставок
в) углубление специализации и кооперирования
г) замедление конкуренции между отечественными производителями
5. Согласно модели сравнительных преимуществ Хекшера-Олина страны специализируются на выпуске продуктов, исходя из сопоставления: б) стоимости факторов производства
а) издержек производства
б) стоимости факторов производства
в) предельных полезностей обмениваемых благ
г) трудовых затрат
6. Экспортные пошлины взимаются: б) когда государство стремится ограничить вывоз определенного товара
а) чтобы увеличить объем экспорта
б) когда государство стремится ограничить вывоз определенного товара
в) чтобы улучшить «условия торговли»
г) чтобы повысить конкурентоспособность вывозимого товара
7. Тарифными ограничениями импорта являются: а) введение повышенных ввозных пошлин
а) введение повышенных ввозных пошлин
б) размещение государственных заказов только на отечественных предприятиях
в) установление национальных технических стандартов
г) введение импортных лицензий
8. Развитие НИОКР в данной стране является основой для: в) её преимущественно интенсивного пути развития
а) её преимущественно экстенсивного пути развития
б) её автаркии в мировой экономической системе
в) её преимущественно интенсивного пути развития
г) снижения её конкурентных возможностей на мировом рынке
9. Структура внешней торговли считается прогрессивной, если: в) доля готовой продукции в ней является преобладающей
а) доля энергетического сырья растет
б) удельный вес продуктов питания высокий
в) доля готовой продукции в ней является преобладающей
г) экспортные квоты на вывоз сырья отменены
10. Либерализация внешней торговли связана с: а) понижением таможенных барьеров
а) понижением таможенных барьеров
б) ужесточением лицензирования
в) введением импортных квот
г) установлением дополнительных стандартов, требований к маркировке, упаковке и т. д.
1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения – М.: Юристъ, 2002 – 366 с.
2. Акопова Е.С. Мировая экономика и международные отношения. — М., Феникс, 2005.
3. Барр Р. Политическая экономия. М.: Междунар. отношения, 1995. Т. 2.
4. Блавацкий С. Конкурс на участие в программах образовательного и культурного обмена между Россией и Америкой в 2003-2004 годах // Зеркало недели, № 5, 2004.
5. Булатов А.С. Экономика. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001.
6. Гатина Г.Ф., Мерзликин В.А., Щукина Н.Н. Мировая экономика – М.: Инфра-М 2001 – 384 с.
7. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Макроэкономика. — С.-Пб., 1994. Разд.П, гл.19.
8. Иващенко А.А. Товарная биржа. — М.: Международные отношения, 1991.
9. История экономических учений / под ред. В.А. Жалина, Е.Г. Василевского, МГУ, 1989
10. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. М., 1992. С.34
11. Ломакин В.К. Мировая экономика. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ.
12. Лубков А. Туризм — высокодоходная отрасль // Экономист. — 2005. — N 11. — С.18-23.
13. Макконнелл К.Р.. Брю С.Л. Экономикс. Т. 1. — М., 1992. Гд.41.
14. Мировая экономика / Под ред. проф. А.С. Булатова. – М., Юристъ, 2002.
15. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие. — М., 2000.
16. Новокшонова Л. Мировое хозяйство и региональные аспекты развития экономики // Экономист. 2003, № 10, С. 88—90.
17. Политическая экономия /Под ред. ВВ. Радаева. -М., 1992, Гл.38
18. Самуэлъсон П.А.. Нордхауз В.Д. Экономика. — М., 1997. Гл. 19.
19. Спиридонов И.А. Мировая экономика: Учебн. пос. — М., ИНФРА-М, 1999г.
20. Фишер С., Дорбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело, 1993.
Информация о работе «Международные экономические отношения»
Раздел: Международные отношения
Количество знаков с пробелами: 25666
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 3
Источник: kazedu.com