Вы знали, что Waterfall исполнится 50 в 2020, Agile почти 20, а Scrum Guide скоро отпразднует свое 10-летие? Вы знали, что термин Discovery применяется с 16 века, а в IT он впервые появился более 30 лет назад? Да все эти методологии и подходы старше, чем те, кто им сегодня следует!
Не считаю себя большим любителем истории, однако должна признать, что понимание хронологии некоторых событий значительно облегчает жизнь.
Например, часто встречаю ситуацию, где существует следующий подход к написанию требований: сначала пишем user story, а в качестве критериев приемки — use case. Обычно холиварят за плюсы и минусы данного подхода, но редко приводят историческую справку о том, когда и для каких целей возникла та или иная форма документации. Когда мы поймем КОНТЕКСТ и ПРЕДЫСТОРИЮ , станет очевидно, какой способ лучше применять в конкретном проекте и почему холивар не имеет смысла.
Другой причиной, подтолкнувшей меня к глубокому изучению истории бизнес-анализа, является заведомое принижение роли бизнес-аналитика : мол, профессия совсем молодая, что им знать-то. Бизнес-анализ как профессия молод, но история у него славная, тесно переплетенная с историей менеджмента, управления качеством и разработкой программного обеспечения.
Что такое бизнес-анализ? Введение в профессию бизнес-аналитика
Международный институт бизнес-анализа (IIBA) был основан в 2003 году в Канаде. Но существовал ли бизнес-анализ до 2003 года? И кто основал сам институт? Как вы могли догадаться, это были ребята из Института проектного менеджмента (PMI), который сам возник в 1969 году, а PMBOK был опубликован только в 1996.
Бизнес-анализ, его практики, подходы, техники и инструменты имеют солидную историю. Подписывайтесь и следите за публикациями, если вам интересна эта тема)
Источник: dzen.ru
Роль бизнес-аналитика в современной коммерческой организации
Бизнес-аналитик – специалист, использующий методы бизнес-анализа для исследования потребностей деятельности организаций, с целью определения проблем бизнеса и предложения их решения. Международный Институт Бизнес-Анализа (IIBA, International Institute of Business Analysis) определяет бизнес-аналитика «как посредника между заинтересованными лицами для сбора, анализа, коммуницирования и проверки требований по изменению бизнес-процессов, регламентов и информационных систем. Бизнес-аналитик понимает проблемы и возможности бизнеса в контексте требований и рекомендует решения, позволяющие организации достичь своих целей» [14].
Когда говорят о бизнес-аналитиках в IT, под их обязанностями, зачастую, подразумевают анализ и работу с требованиями к программным продуктам. В зависимости от рода деятельности компании, бизнес-аналитики могут выполнять одну из двух ролей [10]:
1. Заниматься усовершенствованием продуктов компании — в случае, если она разрабатывает собственные решения. Чаще всего являются очень компетентными специалистами, но в наших краях (СНГ) встречаются намного реже, чем вторые.
Базовые понятия бизнес-анализа и определение профессии / Александр Белин
2. Бизнес-аналитики в аутсорс и аутстаф компаниях — те люди, которых бросают на передовую работы с клиентами. Занимаются сбором требований, составлением ТЗ и многим другим. Далее речь пойдет именно о них.
3. Основной задачей бизнес-аналитиков в IT-атсорс компаниях является работа с клиентом, а именно – контроль над тем, чтобы разрабатываемый продукт был качественным и полностью удовлетворял требованиям заказчика.
Являясь связующим звеном между заказчиком и командой разработки, бизнес-аналитик ведет клиента от начала и до конца работы над проектом. Он выясняет пожелания заказчика, его требования к продукту, консультирует его в спорных или технических вопросах, подсказывает пути решения поставленных задач. По сути, целью работы бизнес-аналитика является связь представлений клиента об идеальном продукте, который должен получиться на выходе, с реальностью:
1. Формулирование высокоуровневых требований к программному продукту.
2. Составление его структуры и связей между элементами.
3. Определение технологий и/или используемых программных решений.
4. Проектирование юзер-интерфейса, формата и способа взаимодействия между пользователем и программой — конечно же, на определенном уровне абстракции.
Таким образом, бизнес-аналитик должен быть компетентным в целом ряде не очень связанных между собой областей [18]:
1. Быть хорошим переговорщиком (коммуникатором). Он должен уметь понять собеседника, объяснить ему сложные вещи из мира IT, убедить и переубедить клиента в эффективности разного рода решений, при необходимости — сгладить конфликтные ситуации.
2. Разбираться в технической стороне разработки ПО.
3. Обладать хотя бы базовой, но основательной экспертизой в проектировании интерфейсов.
4. Понимать принципы движения денежного потока и работы с финансами — чтобы иметь возможность до конца точно соблюсти интересы клиента относительно продукта, если разрабатывается коммерческое ПО.
5. Иметь прикладные навыки из области системного анализа: составление технической документации, специфических диаграмм и схем.
Перед бизнес-аналитиком стоит непростая задача обеспечения эффективного взаимодействия всех структур бизнеса.
Некоторым может показаться, что бизнес-анализ — это просто, так как, в целом, глубоких знаний в каждой из перечисленных выше областей от аналитика не требуют. Однако, по факту, все эти знания должны быть очень практичными. Ведь в противном случае результаты работы бизнес-аналитика будут иметь очень слабую связь с реальностью и приведут к созданию не эффективного и не работающего должным образом продукта. А это может крайне негативно сказаться на репутации компании. И именно потому работа бизнес-аналитика является в высокой степени ответственной, и оценивается соответствующим образом.
Области знаний определяют то, что практикующему специалисту бизнес-анализа нужно понимать и какие задачи он должен быть в состоянии выполнять. Бизнес-аналитикам, скорее всего, необходимо выполнять задачи из всех областей знаний подряд, многократно или одновременно. Задачи могут выполняться в любой последовательности при условии наличия необходимых входных данных.
В принципе, работа бизнес-аналитика может начаться с любой задачи, хотя наиболее вероятными задачами будут «Определение потребностей бизнеса» или «Оценка эффективности решения». Области знаний не предназначены для представления фаз в проекте. Это, конечно, возможно и допустимо переходить от выполнения анализа деятельности предприятия к анализу требований, к оценке решения и валидации деятельности, и относиться к каждому из этих мероприятий как к отдельному этапу проекта [19].
Однако, все же можно попытаться создать некую структурированную последовательность работы любого бизнес-аналитика. Более того в результате проведенной мной работы я выявил некоторую закономерность в действиях любого бизнес-аналитика. Любой бизнес должен идти в ногу со временем и не отставать от заявленных требований и тенденций развития рынка, а значит и действия аналитика должны повторяться — быть цикличными (см. рис. 1).
Рисунок 1 – Цикличная схема работы бизнес-аналитика [3]
Таким образом, бизнес-аналитик – связующее звено между стратегией и операционной деятельностью компании. Хорошо, когда он разбирается и в IT, и в бизнесе: понимает структуру данных, бизнес-процессы, может четко поставить задачу программистам; в состоянии сам проанализировать данные, подготовить отчеты для топ-менеджеров: донести ключевые выводы, предложить варианты действий. Хороший аналитик – это консультант. Он не просто готовит отчеты по регламенту, а думает о прибыли компании и перспективах развития.
Источник: psihdocs.ru
Международный институт бизнес-анализа
IIBA помогает бизнес-аналитикам развивать свои навыки и продвигать свою карьеру, предоставляя доступ к соответствующему контенту. Он создал «Руководство по своду знаний по бизнес-анализу» (BABOK), собрание знаний в рамках профессии бакалавра, отражающее текущие общепринятые практики. IIBA предлагает официальную сертификацию для профессионалов бизнес-анализа, в том числе сертификаты Certification of Competency in Business Analysis (CCBA) и Certified Business Analysis Professional (CBAP).
IIBA имеет отделения по всему миру. Это членская организация Федерации профессиональных организаций архитектуры предприятия (FEAPO).
Организация IIBA была основана [ кем? ] в 2003 г., а в 2004 г. был основан комитет «Свод знаний». В 2005 г. было выпущено руководство BABOK и внедрена программа сертификации CBAP. К 2008 году количество членов выросло до 5 000, а к 2011 году — до 16 000. По состоянию на 2014 год [Обновить] в Институте было 27 000 членов, 109 отделений на 6 континентах. [4]
Источник: wblog.wiki