Е — книга «Этика бизнеса» представляет собой американский учебник «Деловая этика», выдержавший пять изданий в США, автор которого — президент Международного общества бизнеса, экономики и этики Ричард Джордж — попытался систематизировать и наиболее полно изложить всю имеющуюся информацию по деловой этике. Миф об аморальности бизнеса Что это?
Как защитить интеллектуальную собственность? Что такое промышленный шпионаж и компьютерная преступность? Имеют ли работники право на тайну личной жизни? Какие моральные проблемы встречаются в международном бизнесе?
Этика Бизнеса | 12.69 МБ |
Авторы: Джордж Ричард
Рубрика: Стратегии бизнеса
Ответить
- Финансы и учет для руководителей
- Звезды мирового MBA в России
- Борис Польгейм
- Ольга Паратнова
- Наталия Морозова
- Александр Белгороков
- Тимур Гагин
- Дмитрий Кулиш
- Роман Пивоваров
- Игорь Вагин
- Игорь Незовибатько
- Олег Белый
- Евгений Жигилий
- Внеклассное чтение Д.Кулиша
- Библиотека
- Статьи «Финансы и учет для руководителей» (182)
- Статьи «Финансовый кризис» (222)
- Предпринимательство (20)
- Великие компании (Fortune 1000)
- Самые богатые люди (Forbes TOP 100)
- Великие писатели и философы
- Великие теоретики и практики бизнеса
Новая книга
Рассылка
Поиск по библиотеке:
События и новости
В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >>
Бизнес-образование: о чем нужно помнить, если хотите построить успешный бизнес
Заповеди руководителя
Гай Саллюстий Крисп
При согласии незначительные дела вырастают, при несогласии величайшие гибнут.
Продвижение сайта — Seo-Sng.com
Источник: www.classs.ru
Миф об аморальности бизнеса
Миф об аморальности бизнеса отражает популярный, широко распространенный взгляд на американский бизнес. Подобно большинству мифов, он выступает в нескольких вариантах. Многие люди верят в него или отчасти верят. Он отражает лишь долю истины и в то же время значительную долю реальной действительности скрывает.
Этот миф показывает, как многие американские предприятия и многие американские бизнесмены воспринимают сами себя и как они воспринимаются другими. Бизнес заинтересован главным образом в извлечении прибыли. Чтобы получать прибыль, он производит товары или предоставляет услуги, занимается куплей и продажей.
Однако, согласно названному мифу, предприятия и люди в мире бизнеса не демонстрируют явной приверженности проблемам морали. Они не являются неэтичными или безнравственными; они, скорее, аморальны в той мере, в какой считают, что моральные соображения в бизнесе неуместны. В конце концов, бизнес — это бизнес. Они против морализирования.
Они не хотят, чтобы моралисты читали им проповеди, и они изо всех сил избегают осуждать даже своих самых лютых конкурентов. Язык этики, продолжает миф, просто не является языком бизнеса. Большинство участников бизнеса не поступают безнравственно или злонамеренно. И в своей частной жизни, и в деловой они считают себя людьми нравственными.
Они просто полагают, что не дело бизнеса заботиться о морали. Даже в тех случаях, когда фирма руководствуется в своей деятельности нравственными принципами, она редко хвастает своей приверженностью моральным ценностям или публично изображает свою деятельность как нравственную.
В этом отношении пример с компанией «Джонсон энд Джонсон» типичен, хотя средства массовой информации изображали его как образцовый и поучительный. Один из интересных вариантов названного мифа заключается в том, что, поскольку многие фирмы не демонстрируют явной приверженности нравственным принципам, некоторые из них действуют безнравственно.
Вспомните многие грязные скандалы, о которых кричат газетные заголовки, — репортажи о подкупе, о предоставлении ложных сведений, о злоупотреблениях «белых воротничков», о незаконной практике выплаты «благодарностей», о не гарантирующих безопасность изделиях, о практикуемых «инсайдерами», располагающими внутрифирменной информацией, манипуляциях рынками. 80-е годы изобилуют подобными примерами, как, скажем, с фирмами Майкла Милкена и Айвена Боски[4], которые продемонстрировали, как не следует действовать, в отличие от «Джонсон энд Джонсон», наглядно доказавшей, как надо правильно поступать.
Вспомните также об отсутствии у бизнеса заботы о сохранности окружающей среды, о расположенных на принадлежащей предприятиям территории поселках, когда местный завод закрывается, и вообще о благе населения в целом. Согласно указанному мифу, фирмы действуют безнравственно не из желания совершать зло, а просто в силу того, что они стремятся извлекать прибыль и поэтому игнорируют какие-то последствия своей деятельности.
Миф об аморальности бизнеса выражает не только восприятие бизнеса многими людьми как в самом бизнесе, так и вне его, но также и представление о бизнесе, которого люди хотели бы придерживаться. Гораздо легче иметь дело с долларами и центами, чем с ценностными принципами. Гораздо удобнее рассматривать проблему в свете бухгалтерского итога, который показывает прибыль или убыток.
Легче для участников бизнеса, да и неучастников тоже, судить о фирме по ее финансовым показателям или по ее продукции. Бухгалтерский итог — это то, что заботит инвесторов и непосредственно влияет на положение рабочих компаний. А то, что заботит большинство потребителей, — это конечный продукт.
Как и в случае с большинством народных мифов, миф об аморальности бизнеса отражает весьма распространенную истину. Тем не менее он также многое скрывает из реальной действительности.
Настоящая книга и общий предмет этики бизнеса рассматривают как раз то, что долгое время скрывалось или игнорировалось и что лишь недавно стало предметом открытого обсуждения и объектом практических мер. Время от времени скандалы, обостряющиеся проблемы окружающей среды, проблемы энергетики способствовали выявлению реальных фактов, однако это не приводило к возникновению мифа о моральности бизнеса.
Несмотря на некоторый прогресс в создании бизнесом кодексов нравственности или распространении учебных программ по этике, большинство людей еще не верят в то, что бизнес сделал этическое поведение своей главной заботой и важнейшим элементом своих деловых решений. В чем же заключается сокрытая от публики реальная действительность?
Какова подлинная, постоянно выявляющаяся связь между этикой и бизнесом? Каковы свидетельства ее возникновения? Обратимся сначала к последнему вопросу.
О крушении мифа об аморальности бизнеса свидетельствуют три очевидных явления: репортажи о скандалах и реакция публики на эти сообщения; формирование массовых движений вроде движений защитников окружающей среды и интересов потребителей; тревога самого бизнеса, проявившаяся на конференциях его представителей, в журнальных и газетных статьях, в возникновении множества кодексов этического поведения и учебных программ по этике. Каким образом репортажи о скандалах в сфере бизнеса и массовая реакция на них подтверждают тезис о крушении данного мифа?
Посмотрим, что следует из этого мифа, если принимать его всерьез. Если верно, что бизнес считают аморальным, что никто не требует от него поведения, основанного на нравственных принципах, что все полагают, будто он может делать все, что угодно, для увеличения своей прибыли, то в таком случае не было бы никакого переполоха, никакого шока или бурного возмущения по поводу того, что бизнес действует безнравственно.
Раскрытие подкупа и взяточничества не представляло бы собой сенсации. Разоблачения, касающиеся выпуска в продажу опасных для потребителей изделий и злоупотреблений «белых воротничков», выглядели бы рутинным делом — ожидаемым и безобидным.
Тот факт, что такие явления действительно становятся сенсацией, что они действительно вызывают общественную реакцию, что они действительно наносят ущерб имиджу компании и что они действительно порождают скандалы, служит свидетельством того, что миф об аморальности бизнеса отнюдь не признается всеми беспрекословно. Предание гласности скрывавшихся прежде фактов говорит о том, что неправда, будто ничего не меняется.
В наше время все больше людей требует от компаний, чтобы они в своей деятельности придерживались правил морали, по крайней мере в определенных случаях и в определенных пределах. Теперь уже неправда, что все сходит с рук (хотя наш миф вовсе не утверждает, что все сходит с рук, некоторые его разновидности подразумевают именно это).
Современные реакции людей на поведение бизнеса дают основания полагать, что хотя миф о его аморальности отражает действительное положение вещей, но многие все же считают, что практика бизнеса должна быть иной, т. е. что поведение бизнеса должно быть нравственным. По меньшей мере две группы людей — защитники окружающей среды и консьюмеристы — четко излагают свои требования и пытаются заставить предприятия признать существование иных ценностей, помимо тех, которые сводятся к объему продаж и к статьям балансового отчета.
Поднимаемые этими группами проблемы формулируются ими не на языке долларов и центов, а на языке других ценностей, например красота ландшафта, сохранение определенных видов животных и рыб, право людей на надлежащую информацию о качестве покупаемых ими товаров. Эти требования содержат совершенно новые нравственные основания, которые заставляют фирмы, даже отрицательно реагирующие на движения защитников окружающей среды и интересов потребителей, внимательно относиться к требованиям, выдвигаемым этими и другими группами.
Если бы все дело сводилось к мифу об аморальности бизнеса, движения «зеленых» и консьюмеристов не имели бы смысла, и бизнес не стал бы на них реагировать. Именно потому, что эти движения имеют значение, и потому, что бизнес на них реагирует, рассматриваемый нами миф представляет собой лишь часть проблемы. Реакция бизнеса на указанные массовые движения была весьма энергичной.
В одних случаях она принимала форму выражения недовольства и растерянности. Некоторые фирмы пытались игнорировать требования, выдвигавшиеся от имени сторонников защиты окружающей среды и защитников интересов потребителей, от имени поборников нравственных принципов в бизнесе, и действовали в соответствии с мифом об аморальности бизнеса.
Другие фирмы сочли, что игнорирование этих требований ни к чему не приведет. Еще одна форма реакции заключалась в том, чтобы организовать совет представителей бизнеса, обменяться мнениями относительно необычайных трудностей, связанных с тем, как реагировать на все возрастающие требования публики.
Результатом явилось поразительное множество конференций, собраний, симпозиумов, которые организовывались самими бизнесменами или в которых они участвовали. Темой этих встреч чаще всего служили проблемы ценностей, проблемы этики бизнеса, способов осуществления того, что получило название социальное аудиторство, под которым понимается инспектирование социального поведения фирм.
Структуры бизнеса не приспособлены к тому, чтобы иметь дело с проблемами ценностей и нравственности, а менеджеров этому обычно не учили в школах бизнеса. Опыт хозяйствования еще меньше настраивал их заниматься такими проблемами. Вот почему многие фирмы столкнулись с новой дилеммой. Они теперь начинают понимать, что необходимо реагировать на требования, связанные с социальными ценностями, что необходимо в своих расчетах учитывать также и нравственные принципы, но они не знают, как это делать. Тем не менее все эти конференции, собрания, новые кодексы этики бизнеса и появление так называемых уполномоченных по корпоративной этике свидетельствуют о том, что миф об аморальности бизнеса медленно рассеивается. Статья 3
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net
Этика бизнеса как область знаний сформировалась
Как уже было сказано, этика бизнеса — один из разделов профессиональной этики.
Этика бизнеса представляет собой
изучение соответствия моральных норм человека деятельности и целям деловой организации. Она не является набором определенных моральных стандартов, а представляет собой инструмент анализа и решения проблем, которые встают перед моральной личностью, занимающейся бизнесом.
Этика бизнеса как область знаний сформировалась в 70-е гг. ХХ века в США. Однако особое внимание этичному поведению в бизнесе начало уделяться в 60-е гг., во время различных социальных потрясений.
Между научным сообществом и деловым миром в это время возникало все большее согласие по вопросу необходимости повышения «этического сознания» профессиональных бизнесменов при проведении ими деловых операций.
На формирование этики бизнеса существенное влияние оказала дискуссия американских экономистов (конец 60-х годов XX в.) Альберта Карра и Мильтона Фридмена, в которой отразились 2 основных подхода к вопросу этичности в бизнесе.
1. Альберт Карр опубликовал в журнале «Гарвард бизнес ревью» статью «Этичен ли блеф в бизнесе?», основная мысль которой заключалась в следующем: предпринимательство похоже на игру в покер. Ложь в одном и другом случае является неписанным правилом игры, а значит — перестаёт быть ложью.
Игра в покер основана на недоверии друг к другу, в основе её лежит доскональное знание правил, психологии партнёра, способность быстро реагировать на ситуацию, рисковать, быть выдержанным; это хитроумный обман, скрывающий подлинные намерения. Автор отмечает, что нельзя осуждать правила игры в сфере бизнеса из-за того, что понятия справедливости в ней расходятся с общепринятыми нравственными ценностями. Данный блеф не касается личной жизни бизнесмена. Но, если правилам блефа не научиться, то не сможешь сколотить состояния и успешно работать.
Статья вызвала противоречивые споры.
2. Вместе со статьёй Карра выходит монография лауреата Нобелевской премии в области экономики Милтона Фридмена. «Капитализм и свобода». По мнению автора, общество отвело предпринимательству роль «добывателя возможно большего количества денег», но методы добывания не должны означать вседозволенность (это гангстерский подход). В бизнесе исключается обман, принуждение, шантаж, надувательство. Бизнесмен должен вести честную, открытую борьбу без надувательства.
К началу 80-х гг. такая область знаний, как этика бизнеса, стала важнейшим предметом изучения для специалистов. По этике бизнеса было издано множество книг, и большинство школ бизнеса в США включили ее в свои учебные программы.
Несмотря на все это пока еще очень трудно определить границы данной области знаний. Причинами этого можно назвать:
1. отсутствие общей методологии в этой области (основные концепции этики бизнеса будут рассмотрены во втором вопросе данной темы);
2. широко распространенный скептицизм и убежденность в том, что язык этики не является языком бизнеса,что большинство деловых людей проигнорируют любые этические нормы, если они будут хотя бы в малейшей степени противоречить так называемым мотивам к получению прибыли в бизнесе. Т.е. представление общества о бизнесе все еще выражается в формуле, которую можно назвать «Миф об аморальности в бизнесе».
Миф отражает широко распространенный, популярный взгляд на бизнес. Не дело бизнеса заботиться о морали, гораздо легче иметь дело с долларами или центрами, чем с ценностными принципами. Согласно мифу фирмы действуют безнравственно не из желания совершить зло, а просто в силу того, то они стремятся извлекать прибыль и поэтому игнорируют какие-то последствия своей деятельности.
О крушении мифа об аморальности в бизнесе свидетельствуют три очевидных явления:
ü репортажи о скандалах и реакция публики на эти сообщения;
ü формирование массовых движений: движение защитников окружающей среды и интересов потребителей (конзьюмеристов);
ü тревога самого бизнеса, проявляющаяся на конференциях его представителей, в журналах и газетных статьях, в возникновении множества кодексов этического поведения и учебных программ по этике.
Итак, предметом этики бизнеса является моральное сознание участников бизнеса.
Объектом этики бизнеса являются субъекты бизнеса их взаимоотношения, а также взаимоотношения бизнес-общество, бизнес-государство.
Источник: bizguid.ru