1.1. Разновидности организационно-экономических моделей электронного бизнеса: модели B2B, B2C, B2A, C2A, C2C
В системе электронной коммерции встречаются четыре основные модели организации коммерческой деятельности:
— бизнес—бизнес или компания—компания (Business-to-Bussiness или B2B);
— бизнес—потребитель или компания—потребитель (Business-to-Consumer или B2C);
— бизнес—администрация (Business-to-Administrator или B2A);
— потребитель—администрация (Consumer-to-Administrator или C2A).
В последнее время специалистами рекомендуется модель потребитель—потребитель (Consumer-to- Consumer или С2С).
Модель Business-to-Bussiness (В2В) представляет собой сектор, ориентированный на организацию практической работы между компаниями в процессе производства товаров или услуг. Этот сектор электронной коммерции, кроме продажи корпоративными клиентами друг другу сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий для производства продукции или оказания услуг, занимается еще и разработкой и эксплуатацией специальных систем электронного сбора и передачи информации, обеспечивающих необходимую интеграцию партнеров по коммерции.
ЧТО ТАКОЕ В2В ? Чем бизнес модель b2b отличается от b2c и b2g? Что такое b2h и h2h?
В моделях типа бизнес—бизнес реализуется схема полностью автоматизированного взаимодействия бизнес-процессов двух фирм (компаний), которые используют Сеть для заказов поставщикам, получения счетов и оплаты. С помощью шлюзов обеспечивается автоматическая связь бизнес-процессов с системой Интернет (внешней средой).
Отличительными признаками моделей типа бизнес—бизнес являются следующие.
1. Наличие шлюза, обеспечивающего автоматический выход в Интернет из бизнес — системы.
2. Прямая интеграция ввода/вывода данных в бизнес-процесс и из бизнес-процесса фирмы (компании).
3. Использование единого стандарта передаваемых сообщений EDI (Electronic Data Internet Exchange).
4. Равноправный характер участвующих в системе электронной коммерции фирм (нет иерархии типа дистрибьютор—дилер, производитель—поставщик).
Рис. Модель организации электронной коммерции бизнес—бизнес
Модель (Business-to-Consumer (В2С) характеризует сектор, ориентированный на работу компаний с индивидуальными потребителями товаров или услуг. Отличие данной модели коммерции от традиционной торговли по каталогам с доставкой состоит в том, что клиент может совершать покупки или получать услуги, не выходя из дома или офиса, пользуясь лишь компьютером и электронной кредитной картой.
Реализация этой модели открывает новые возможности для потенциальных покупателей. Одной из таких возможностей является кастомайзинг. Это такая предоставляемая покупателю возможность, суть которой состоит в самостоятельном проектировании будущего предмета покупки.
В частности, на территории онлайнового магазина NikeiD www.nike.com покупатели в состоянии сами спроектировать устраивающий их вариант обуви: выбрать подошву из определенного материала, цвет отделки, поместить любую надпись длиной до 8 символов. При этом созданный покупателем вариант можно сразу увидеть на экране компьютера]. Модель организации функционирования системы электронной коммерции Business-to-Consumer (В2С) приведена на рис. 3.4.
Идеи бизнеса: C2C — ниша где можно заработать деньги
Согласно рис. 3.4. в первой фирме (компании) сохраняется стыковочный шлюз с системой управления, а во второй фирме внутренняя система управления не связана с Интернетом. Следовательно, в этом случае отсутствует автоматический обмен данными с первой фирмой.
Рис. Модель организации электронной коммерции бизнес—потребитель
Между тем вторая фирма может взаимодействовать с первой через своих менеджеров («вручную»). Менеджеры могут общаться с первой фирмой с помощью некоторого интерфейса (например, браузера). Менеджеры могут получать (например, по электронной почте или через браузер) необходимую информацию от первой фирмы, а затем вносить данные в свою систему управления, осуществлять свой бизнес-процесс. Менеджеры второй фирмы выступают в качестве потребителей первой фирмы. Особенностями второй модели организации электронной коммерции — бизнес—потребитель — являются следующие.
1. Продавец (фирма 1) ведет торговлю не с помощью автоматической торговой системы, интегрированной с Интернет интерфейсом, а 4вручную», через своих менеджеров.
2. Отсутствует полная интеграция между бизнес-процессом торговой фирмы и внешним интерфейсом Интернет-магазина.
Через Интернет можно успешно продавать любые товары или оказывать определенные виды услуг. Установлено, что рынок бизнес—бизнес не зависит от наименования и ассортимента продаваемых посредством Интернета товаров и услуг. Между тем для рынка бизнес-потребитель существуют такие виды товаров и услуг, которые не приносят достаточной экономической выгоды.
Третья разновидность модели электронной коммерции — бизнес— администрация — включает в себя все виды сделок, заключаемых между фирмами и правительственными организациями. Например, в США информация относительно планируемых правительством закупок публикуется в сети Интернет. Все компании могут посылать свои предложения электронным способом. В добавление к объявлениям о закупках административные органы могут также предлагать возможность электронного обмена при таких операциях, как, например, возврат налога на добавленную стоимость. данная модель организации системы электронной коммерции находится на начальном этапе развития.
Источник: geum.ru
115 Модели электронного бизнеса b2b, b2c иC2c.
Использование новых технологий породило несколько новых направлений в экономической активности компаний.
B2B — Бизнес для Бизнеса- это тот вид деятельности, когда две компании проводят бизнес транзакции с помощью Интернет. Например, компания может разместить запрос на коммерческие предложения, получить текущие котировки от своих поставщиков, заключить контракт, получить или оплатить счета, опубликовать документы.
Система B2B может быть как открытой, которую могут видеть и посещать обычные пользователи или другие возможные партнёры, так и закрытой — существующей только для определённых партнёров или рабочих групп и исполняющей только определённые технологические функции.
По функциональным возможностям среди сайтов B2B можно выделить следующие группы: каталоги, электронные биржи, аукционы, электронные сообщества.
B2C — Бизнес для Потребителя- является наиболее популярной формой электронной коммерции на сегодняшний день. В этом случае деятельность нацелена на прямые продажи для потребителя. Один из самых крупных примеров B2C — это www.amazon.com, американский книготорговый сайт. B2C эффективен для устранения различий между крупными городами и удаленными регионами в смысле доступности товаров и услуг для потребителя.
Еще один плюс B2C — прямые продажи с минимальным количеством посредников. Устранение посредников дает возможность устанавливать конкурентные цены на местах и даже увеличивать их (исключая процент посредников), что естественно приведет к росту прибыли.
C2C — Потребитель для Потребителя- заключается в продаже товаров и услуг между потребителями. В данном случае сайт выступает в роли посредника между покупателем и продавцом. В качестве примера можно привести www.molotok.ru — один из ведущих российских аукционов, где каждый желающий может продать или купить.
116 Модель osi. Топология. Методы доступа к среде передачи.
Дисциплина «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации»
Для опис-я способов коммуникации м/ду сетевыми устр-вами орг-цией ISOбыла разработана модель вз-связи открытых сист. — OSI. Она основана на ур-невых протоколах, что позволяет обеспечить логич. декомпозицию сложной сети на ур-ни.
Ф-ции любого узла сети разбиваются на 7 у-ней:1.Физич. у-нь — задаются хар-ки физич. сред передачи данных, стандартизуются типы разъемов и назначение кажд. контакта.2.Канальный ур-нь -проверка доступности среды передачи, реализация механизмов обнаружения и коррекции ошибок.3.Сетевой ур-нь- образование единой транспортной сист, объедин-щей неск-ко сетей.
4.Транспортный ур-нь– обеспеч-ет приложениям или верхним ур-ням стека (прикладному и сеансовому) передачу данных с той степенью надежности, кот. им требуется.5.Сеансовый ур-нь– обеспеч-ет упр-е диалогом.6. Представительный ур-нь- форма представления передаваемой по сети инфо, не меняя при этом ее содержания.7. Прикладной ур-нь — набор разнообразных протоколов, с помощью кот. польз-ли сети получают доступ к разделяемым ресурсам, таким как файлы, принтеры или гипертекстовыеWeb-страницы.
Топология, методы доступа к среде.Различают физич. (опред-ет правила физич. соединений узлов) и логич. топологию. Логич. и физич. топологии относит-но независимы. Физич. топологии — шина, звезда, кольцо, дерево, сетка.
В логической шине инфо (кадр), передаваемая одним узлом, одновр-но доступна для всех узлов, подкл-ых к одному сегменту. Логич. шина реализуется на физич. топологии шины, звезды, дерева, сетки. Метод доступа к среде передачи — вероятностный или детерминированный.
В логич. кольце инфо передается последоват-но от узла к узлу. Кажд. узел принимает кадры т-ко от предыд-го и посылает только последующему узлу по кольцу. Узел транслирует дальше по сети все кадры, а обрабатывает т-ко адресуемые ему. Реализуется на физич. топологии кольца или звезды с внутр-ним кольцом в концентраторе. Метод доступа — детерминированный.
На логич. кольце строятся сетиTokenRingиFDDI.
Методы доступа к среде передачи делятся на вероятностные и детерминированные.
При вероятностномметоде доступа узел, желающий послать кадр в сеть, прослушивает линию. Если линия занята или обнаружена коллизия (столкновение сигналов от 2х передатчиков), попытка передачи откладывается на некот. время. Осн.разновидности:CSMA/CA(Метод применяется в сетиAppleLocalTalk, хар-ен простотой и низкой стоим-тью цепей доступа),CSMA/CD(Применяется во многих сетевых архитектурах:Ethernet,EtherTalk,G-Net,IBMPCNetwork,AT поллинг — опрос готовности, применяемый в больших машинах (mainframes) и технологии 100VG-AnyLAN. Осн. преимущ-во метода — ограниченное время прохождения кадра, мало зависящее от нагрузки. Сети с большой нагрузкой требуют более эффективных методов доступа.
Источник: studfile.net
Электронный бизнес. Принципы и модели организации электронного бизнеса , страница 3
— C2G и C2A (Consumer to Government/Administration), потребитель — правительство, одним из участников является частное лицо, а другим — правительственная структура.
— G2C и A2C (Government/Administration to Consumer), правительство — потребитель, пока существует только теоретически, ее рост связывают с различного рода выплатами социального назначения.
— G2G и A2A (Administration/Government to Administration/Government), правительство/бюджетная организация — правительство/бюджетная организация — представляет собой систему сетей и программных приложений для обмена информацией и снижения правительственных структур и других бюджетных (некоммерческих) организаций [1].
1. Ледяева, Н. Я. Бизнес-модели электронного бизнеса / Н.Я. Ледяева, Т.А. Попова // Вест. филиала Росс. гос. социал. ун-та в г. Красноярске, 2006. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://kraspubl.ru/content/view/162/60.
2. Основы электронного бизнеса. Он-лайн учебник. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.lessons-tva.info/edu/trainbus.html.
3. Эймор, Д. Электронный бизнес. Эволюция и/или революция / Д. Эймор. — Москва : Вильямс, 2001. — 752 с.
4. Эвод, И., Электронная коммерция. Практическое руководство / И. Эвод. — СПб., 2002. — 608 с.
Практическое задание 1
1. Установить целевую аудиторию интернет-ресурсов и определить, какие модели электронного бизнеса они обеспечивают в соответствии с вариантом задания. Указать цели создания и функционирования этих интернет-ресурсов.
2. Проанализировать успешность рассмотренных сайтов и организованного взаимодействия участников электронного бизнеса посредством изучения статистики посещаемости, индексов цитирования, рейтинга в трех ведущих поисковых системах Интернета (по тематическим ключевым запросам).
3. Привести примеры аналогичных сайтов, поддерживающих те же модели организации электронного бизнеса, сделать рекомендации по развитию и совершенствованию интернет-ресурсов. Составить отчет о проделанной работе.
Таблица 1 — Содержание заданий к практическому заданию 1
Интернет-ресурсы
www.bigmail.org, www.teachvideo.ru, www.minedu.unibel.by
www.rebenok.by, www.butb.by, www.betec.ru
www.travelnet.by, www.olx.by, https://ibank.asb.by
www.tender.pro, www.belarusinfo.by, www.netradio.by
www.ruseller.com, www.qip.ru, www.jkt.by
www.bcse.by, www.holiday.by, www.fintraining.by
https://www.ibank.belapb.by, www.buhgalter.by, www.export.by
www.mastertur.by, www.ivcstat.by, www.belforex.com
www.marketing.by, www.garant.ru/action/conference, www.forex.com
www.arttutorials.ru, www.minsktelecomstroy.by, www.forum.liga.net
1.2 Системы электронных платежей
Цель работы: ознакомиться с основными платежными системами электронного бизнеса, изучить законодательную базу, регламентирующую их использование, провести сравнительный анализ некоторых видов электронных платежей.
Теоретические сведения
В настоящее время электронные платежи могут осуществляться с помощью банковских карт, клубных систем, электронного управления банковским счетом, электронных денег. Электронные платежные системы предназначены для обеспечения платежных операций в сети Интернет (но не только).
Источник: vunivere.ru