В настоящее время существует множество используемых современными организациями моделей, а также задач, для решения которых они наиболее пригодны, однако можно выделить три базовых типа моделей. Речь идет о физических, аналоговых и математических моделях.
Физическая модель представляет то, что исследуется с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы.
Примеры физической модели — синька чертежа завода, его уменьшенная фактическая модель, уменьшенный в определенном масштабе чертеж проектировщика. Такая физическая модель упрощает визуальное восприятие и помогает установить, сможет ли конкретное оборудование физически разместиться в пределах отведенного для него места, а также разрешить сопряженные проблемы, например размещение дверей, ускоряющее движение людей и материалов.
Автомобильные и авиационные предприятия всегда изготавливают физические уменьшенные копии новых средств передвижения, чтобы проверить определенные характеристики, например аэродинамическое сопротивление. Будучи точной копией, модель должна вести себя аналогично разрабатываемому новому автомобилю или самолету, но при этом ее стоимость много меньше настоящего. Подобным образом строительная компания всегда строит миниатюрную модель, прежде чем начать строительство производственного или административного корпуса или склада.
Бизнес ТРИЗ 2020: Система стандартных изобретательских решений в бизнесе и управлении
Аналоговая модель представляет исследуемый объект аналогом, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит как таковой. График, иллюстрирующий соотношения между объемом производства и издержками, — это аналоговая модель. График показывает, как уровень производства влияет на издержки.
Другой пример аналоговой модели — организационная схема. Выстраивая ее, руководство в состоянии легко представить себе цепи прохождения команд и формальную зависимость между индивидами и деятельностью. Такая аналоговая модель явно более простой и эффективный способ восприятия и определения сложных взаимосвязей структуры крупной организации, чем, скажем, составление перечня взаимосвязей всех работников.
В математической модели, называемой также символической, используются символы для описания свойств или характеристик объекта или события. Пример математической модели и ее аналитической силы как средства, помогающего нам понимать исключительно сложные проблемы, — известная формула Эйнштейна Е = mc 2 . Если бы Эйнштейн не смог построить эту математическую модель, в которой символы заменяют реальность, маловероятно, чтобы у физиков появилась даже отдаленная идея о взаимосвязи материи и энергии.
Проблемы моделирования. Как все средства и методы, модели науки управления в случае их применения могут привести к ошибкам. Эффективность модели иногда снижается действием ряда потенциальных погрешностей.
Недостоверные исходные допущения. Любаямодель опирается на некоторые исходные допущения, или предпосылки. Это могут быть поддающиеся оценке предпосылки, например то, что расходы на рабочую силу в следующие шесть месяцев составят 200 тыс. долл. Такие предположения можно объективно проверить и просчитать. Вероятность их точности будет высока.
Ольга Гуцал. Как создать успешный проект с эффективной моделью управления | #16
Некоторые предпосылки не поддаются оценке и не могут быть объективно проверены. Предположение о росте сбыта в будущем году на 10 % — пример допущения, неподдающегося проверке. Никто не знает наверняка, произойдет ли это действительно. Поскольку такие предпосылки — основа модели, точность последней зависит от точности предпосылок. Модель нельзя использовать для прогнозирования, например, потребности в запасах, если неточны прогнозы сбыта на предстоящий период.
В дополнение к допущениям по поводу компонентов модели руководитель формулирует предпосылки относительно взаимосвязей внутри нее. К примеру, модель, предназначенная помочь решить, сколько галлонов краски разных типов следует производить, должна, вероятно, включать допущение относительно зависимости между продажной ценой и прибылью, а также стоимостью материалов и рабочей силы. Точность модели зависит также от точности этих взаимосвязей.
Информационные ограничения. Основная причина недостоверности предпосылок и других затруднений — ограниченные возможности в получении нужной информации, которые влияют и на построение, и на использование моделей. Точность модели определяется точностью информации по проблеме. Если ситуация исключительно сложна, специалист по науке управления может быть не в состоянии получить информацию по всем релевантным факторам или встроить ее в модель. Если внешняя среда подвижна, информацию о ней следует обновлять быстро, но это может быть нереализуемо или непрактично.
Иногда при построении модели игнорируются существенные аспекты, поскольку они не поддаются измерению. Например, модель определения эффективности новой технологии будет некорректной, если в нее встроена только информация о снижении издержек в соответствии с увеличением специализации. В общем, построение модели наиболее затруднительно в условиях неопределенности. Когда необходимая информация настолько неопределенна, что ее трудно получить исходя из критерия объективности, руководителю, возможно, целесообразнее положиться на свой опыт, способность к суждению, интуицию и помощь консультантов.
Страх пользователей. Модель нельзя считать эффективной, если ею не пользуются. Основная причина неиспользования модели заключается в том, что руководители, которым она предназначена, могут не вполне понимать получаемые с помощью модели результаты и потому боятся ее применять. Для борьбы с этим возможным страхом специалистам по количественным методам анализа следует значительно больше времени уделять ознакомлению руководителей с возможностями и порядком использования моделей. Руководители должны быть подготовлены к применению моделей, а высшему руководству следует подчеркивать, насколько успех организации зависит от моделей и как они повышают способность руководителей эффективно планировать и контролировать работу организации.
Слабое использование на практике. Согласно ряду исследований уровень методов моделирования в рамках науки управления превосходит уровень использования моделей. Как указывалось выше, одна из причин такого положения дел — страх. Другими причинами могут быть недостаток знаний и сопротивление переменам.
Данная проблема подкрепляет желательность того, чтобы на стадии построения модели штабные специалисты привлекали к этому пользователей. Когда люди имеют возможность обсудить и лучше понять вопрос, метод или предполагаемое изменение, их сопротивление обычно снижается.
Чрезмерная стоимость. Выгоды от использования модели, как и других методов управления, должны с избытком оправдывать ее стоимость. При установлении издержек на моделирование руководству следует учитывать затраты времени руководителей высшего и низшего уровней на построение модели и сбор информации, расходы, время на обучение, стоимость обработки и хранения информации.
Методы, применяемые на этапе определения альтернатив
На этом этапе необходимо выявить все возможные варианты решения проблемы, т.е. сформировать «поле альтернатив». Однако на практике руководитель редко располагает достаточными знаниями или временем, чтобы сформулировать и оценить каждую альтернативу, поэтому он, как правило, ограничивает число вариантов сравнения всего несколькими альтернативами, которые представляются наиболее подходящими.
С этой целью нередко используют следующие методы генерации альтернатив:
• метод «мозговой атаки»;
• методы ассоциаций и аналогий;
• методы контрольных вопросов и коллективного блокнота;
• метод «матриц открытия»;
Метод «мозговой атаки» при генерации альтернатив. Бывают ситуации, когда один человек не может принять окончательного решения. Тогда применяют метод «мозговой атаки» (или метод номинальной группы), который полезен в тех случаях, когда необходимо выявить и сопоставить индивидуальные суждения, а затем принять решение. Этот метод был разработан в 1939 г. американским ученым А. Осборном.
Методы «мозговой атаки» основываются на следующем психологическом эффекте. Если взять группу в 5—8 человек, каждому из которых предложить высказать идеи и предложения по решению поставленной изобретательской или рационализаторской задачи, то в сумме можно получить N идей. Если предложить этой группе высказать идеи по той же задаче коллективно, то получится N × k идей. При этом оказывается, что N × k намного больше N. Во время сеанса «мозговой атаки» происходит как бы цепная реакция идей, приводящая к интеллектуальному взрыву.
Метод «мозговой атаки» предназначен для активизации поиска различных вариантов решений и выбора из них наилучшего. Он широко применяется в управленческой практике с целью получения максимального количества оригинальных идей за короткий промежуток времени (30, максимум 40 мин.). Причем экспертами могут быть как специалисты в этой сфере, так и дилетанты (специалисты в другой сфере).
Метод «мозговой атаки» предполагает разделение по времени и по исполнителям этапов «атаки». Участников разбивают на «генераторов» и «критиков». Генераторы высказывают как можно больше идей, а критики эти идеи оценивают. Все высказанные идеи записывают на бумаге или на магнитофон.
Правила проведения «мозговой атаки»:
• краткость изложения идеи (менее 1 мин.);
• отсутствие на первом этапе критики высказанных предложений;
• возможность развития идеи, высказанной ранее;
• возможность записи идей на магнитофонную пленку.
Существует несколько видов «мозговых атак».
• при решении изобретательских и рационализаторских задач в самых разных видах деятельности, в том числе управленческой;
• на различных этапах решения творческой задачи, в частности на различных стадиях разработки и проектирования изделий;
• в сочетании с другими эвристическими методами.
Обратная «мозговая атака» — в ее основе лежит закон прогрессивной конструктивной эволюции. Согласно этому закону переход к новому происходит через выявление и устранение дефектов в существующем. Таким образом, обратная «мозговая атака» направлена не на генерацию идей новых, а на критику уже имеющихся.
Метод ориентирован на решение первой творческой задачи, т.е. его цель заключается в составлении наиболее полного списка недостатков рассматриваемого объекта, который подвергается ничем не ограниченной критике. Объектом обратной «мозговой атаки» может быть конкретное изделие, процесс, сфера обслуживания и т.д. Формулировка задач должна содержать краткие и достаточно исчерпывающие ответы на следующие вопросы: что представляет собой объект, который требуется улучшить, какие недостатки объекта известны, что требуется получить в результате «мозговой атаки», на что нужно обратить особое внимание.
Обратная «мозговая атака» может быть использована в случае:
• уточнения постановки изобретательских и рационализаторских задач;
• разработки технического задания или технического предложения;
• проведения экспертизы проектно-конструкторской документации на любой стадии разработки;
Двойная «мозговая атака» — ее суть заключается в том, что после проведения прямой «мозговой атаки» делается перерыв от двух часов до двух-трех дней, затем еще раз повторяется прямая «мозговая атака». При двойной «мозговой атаке» число участников может возрасти до 20 и более человек. Обсуждение задачи идет в непринужденной обстановке, во время перерыва, при этом допускается как бы «неофициальная» критика высказанных идей. После перерыва генерация высказанных идей продолжается, но уже с учетом высказанных замечаний.
Теневая «атака» — мнения фиксируются на бумаге, затем выполняется их обработка.
Метод индивидуальной «мозговой атаки» — человек поочередно выполняет роли «генератора» и «критика».
Морфологический анализ. Данный метод, разработанный в 1942 г. американским астрофизиком Цвики, используется в целях расширения области поиска вариантов решения проблемы. Он предполагает углубленную классификацию объектов и позволяет на основе построения модели (двух- или трехмерной матрицы) получать новые решения, составляя комбинации элементов морфологической модели (матрицы). Основные этапы анализа:
1) определение характеристик объекта или задач;
2) определение разновидностей реализации задач;
3) формирование морфологической модели в виде матрицы, где по вертикали отражается совокупность всех задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. По горизонтали для каждой задачи дается вариант (один или несколько) решения;
4) получение комбинаций элементов матрицы, причем каждое новое решение представляет собой сочетание элементов, взятых по одному из каждой строки матрицы;
5) анализ на предмет выявления совместимости элементов друг с другом в полученной комбинации. В случае несовместимости комбинация исключается из рассмотрения. Оставшиеся варианты оцениваются, сравниваются по установленным критериям. Выбирается наилучший вариант.
Пример морфологического анализа кадровых проблем приведен в табл. 2.
Источник: studopedia.su
Модели принятия решений в организациях
Термин «модель» различными авторами толкуется неодинаково. Так, скажем, Мескон, Альберт и Хедоури под моделью понимают упрощение реальной жизненной ситуации, к которой она применяется; Шеннон под моделью понимает представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности. Но нам более удачным представляется определение понятия «модель», данное Медоузом и другими в монографии «Пределы роста», в которой анализируются различные возможные сценарии развития экономики и человечества.
Согласно этому определению, модель — это просто упорядоченный набор предположений о сложной системе.
Модели используются для более четкого понимания того или иного аспекта функционирования объекта путем отбора тех наблюдений, опыта, ощущений и т. д., которые имеют отношение к анализируемой проблеме. Модель менее сложна, чем моделируемый объект, и позволяет руководителю лучше разобраться в конкретной ситуации и принять правильное решение.
Анализ моделей и особенностей организаций как искусственного, так и естественного типа показал, что любая организация, функционирующая в реальном, быстро меняющемся мире, должна обладать эффективно работающим механизмом управления решением возникающих перед ней проблем.Не менее важен для организации и исполнительный механизм, обеспечивающий реализацию принятого решения.
Механизм управления проблемами организации должен обеспечивать:
Ø выявление и диагностику проблем, возникающих в организации при изменении внешних и внутренних условий;
Ø соотнесение их со стратегическими и тактическими целями;
Ø анализ проблем и подготовку управленческих решений;
Ø определение механизма реализации решений;
Ø определение конкретных исполнителей среди существующих структурных подразделений.
Если же среди существующих структурных подразделений организации отсутствуют подразделения, способные эффективно реализовывать принятые решения, а решения являются жизненно важными для выживаемости организации или для достижения стратегических или важных тактических целей, то необходимо создание новых подразделений, способных обеспечить их реализацию.
Примером массового создания новых структурных подразделений на российских предприятиях в период перехода к рынку было создание маркетинговых подразделений, поскольку без обеспечения сбыта производимой предприятием продукции не могло быть и речи о ведении эффективной экономической деятельности.
Модель решения проблем в организации — это, прежде всего представление ее механизма управления проблемами.
Приведем основные концептуальные модели, с помощью которых описывается управление, а значит, и принятие управленческих решений в организации.
1. Модель «организация-машина». Согласно этой модели, организация представляется как безличностный механизм, в виде многоуровневой административной иерархии, состоящей из формализованных структур, связей, системы взаимоотношений между ее членами.
Большое внимание при этом уделяется единству командования, функциональному взаимодействию, механизмам управления.
К этой модели близка и «бюрократическая модель» организации.
2. Модель «естественной » организации предполагает, что организации, возникающие естественным образом, развиваются по собственным законам. Они обладают способностью самонастраиваться, реагируя на внешние и внутренние изменения. Отклонение от цели не считается отрицательным результатом, поскольку естественная организация функционирует, как правило, в условиях со значительным элементом неопределенности.
3. Организация-община. В соответствии с этой моделью главным регулятором в организации являются принятые в группе нормы поведения. Особое значение придается межличностным отношениям, отношениям между отдельными членами организации, взаимным привязанностям, общим интересам.
4. Социотехническая модель. Согласно этой модели, особое значение в структуре организации придается влиянию технологического процесса производства на внутригрупповые связи.
5. Интеракционистская модель. В этой модели основное внимание уделяется
роли ожиданий и системы ценностей членов организации, их представлениям о ситуации, взаимодействию между членами организации.
6. Институциональная модель. Институциональная модель предполагает, что функционирование и структура организации формируются под воздействием институций — традиций и норм, действующих во внутренней и внешней среде функционирования организации.
7. Конфликтная модель. При использовании конфликтной модели предполагается, что внутри организации сталкиваются и противодействуют друг другу противоположные цели и институции.
Основной задачей при управлении взаимодействием организации с внешней средой является максимальная адаптация организации к внешней среде, снижение неопределенности положения организации, достижение ее стратегических целей.
В зависимости от адаптивности организации к внешней среде различают два типа управления организацией.
Механистический тип:
консервативная, негибкая структура; четко определенные, стандартизованные задачи; сопротивление изменениям;
Органический тип:
динамичные, не жестко определенные задачи; готовность к изменениям; власть базируется на знании и опыте; самоконтроль и контроль коллег;
Каждый из типов имеет определенные преимущества и используется в зависимости от того, насколько динамичны изменения во внешней среде организации.
Непосредственное управление деятельностью организации — это процесс взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения поставленных перед ней целей.
В этой связи целесообразно также вспомнить концептуальные модели развития человеческого общества в целом.
В частности, органическая модель предполагает, что человеческое общество
развивается по законам, близким к законам развития живого организма, в котором каждый орган играет определенную роль, а все органы образуют взаимозависимую структуру.
Согласно этой модели, каждая часть общества выполняет свою функцию, и чем больше они различаются, тем менее они являются взаимозаменимыми.
Процессная модель общества предполагает, что общество развивается как непрерывный процесс соединений и разъединений, слияний и поглощений, определяющих структуру общества.
Поэтому общество не является устойчивым и постоянно подвергается изменениям, адаптируясь к изменениям внутренней и внешней среды.
Неорганическая модель общества предполагает выявление и объединение положительных и отрицательных функций различных частей общества в единое органическое целое.
Более конструктивными представляются целевая и проблемная модели.
Согласно этим моделям, главным направлением деятельности организации является достижение целей, стоящих перед ней, и решение проблем, обеспечивающих, с одной стороны, достижение целей, а с другой — устойчивое развитие и выживание организации.
Приведем наиболее общепринятые классификации моделей процесса принятия управленческих решений.
Дескриптивные и нормативные модели. Дескриптивные модели применяются для описания свойств и параметров процесса принятия решений в целях прогнозирования его хода в будущем.
Успех применения дескриптивных моделей в значительной степени зависит от точности описания законов и закономерностей функционирования объекта управления.
Нормативные модели применяются для управления процессом принятия решений, для формирования его сущностных элементов и его развития.
Нормативные модели предполагают активное участие в процессе принятия решений и его моделировании участников процесса принятия решений.
Индуктивные и дедуктивные модели. Индуктивные модели строятся путем обобщения наблюдений по единичным частным фактам, которые считаются важными для принятия управленческого решения.
Качество индуктивной модели определяется тем, насколько, с одной стороны,
удается упростить описание ситуации принятия решения, а с другой — насколько верно
удается отразить основные свойства моделируемой ситуации.
При разработке дедуктивных моделей исходят не из анализа конкретных фактов, а из упрощенной системы гипотетических ситуаций.
Здесь путь создания модели — от абстрактного представления управленческой ситуации к ее конкретной реальности.
Проблемно-ориентированные модели и модели решения. Проблемно-ориентированные модели строятся на внедрении новых методов моделирования применительно к конкретной проблемной ситуации принятия решения.
Здесь основная задача состоит в адаптации новых методов для моделирования конкретного управленческого процесса.
Модели решения разрабатываются с учетом возможностей проведения экспериментов с ними, а также возможностей современных управленческих технологий и направлены на решение важнейших управленческих задач.
Алгоритмы, используемые в этих моделях, определяют специфические требования к условиям их применения и структуре моделей.
К числу таких моделей относятся и модели, активно использующие экономико-математические методы решения управленческих задач.
Одноцелевые и многоцелевые модели. Нередко для оценки альтернативного варианта решения необходимо использовать несколько достаточно разнородных, независимых критериев, ориентированных на достижение различных, подчас трудно сопоставимых целей.
Однако решение должно приниматься одно, и наиболее предпочтительный вариант решения должен быть обязательно определен.
Одноцелевыми называются модели, когда имеется одна четко определенная цель, к достижению которой стремится организация, либо несколько целей, агрегированных в виде одной комплексной цели.
В последнем случае степень достижения цели определяется с помощью специально разрабатываемого комплексного критерия.
Многоцелевыми называются модели, в которых предполагается стремление к достижению нескольких независимых целей, несводимых к одной комплексной.
Существуют методы, позволяющие сопоставлять альтернативные варианты по нескольким критериям и осуществлять их оптимизацию.
В некоторых случаях часть целей (критериев) удается записать в виде ограниче-
ний соответствующей экономико-математической модели.
Однопериодные и многопериодные модели. Однопериодные модели исходят из предположения, что сумма оптимальных единичных решений в отдельные периоды принятия решений в целом за весь период принятия решений также дает оптимальное решение. Этот подход не всегда оправдан.
Иногда выигрыш на отдельном этапе может приводить к большим потерям для организации, если рассматривать весь период, на котором принимаются решения.
Многопериодные модели предполагают комплексное решение управленческой проблемы с учетом всего периода принятия управленческого решения.
Однопериодные модели могут использоваться при разработке многопериодной модели с целью более адекватного представления ситуации принятия решения.
Детерминированные и стохастические модели. В детерминированных моделях все факторы, оказывающие влияние на развитие ситуации принятия решения, однозначно определены и их значения известны в момент принятия решения.
Стохастические модели предполагают наличие элемента неопределенности, учитывают возможное вероятностное распределение значений факторов и
параметров, определяющих развитие ситуации.
Следует отметить, что детерминированные модели, с одной стороны, являются более упрощенными, поскольку не позволяют достаточно полно учитывать элемент неопределенности. С другой стороны, они позволяют учесть многие дополнительные факторы, зачастую недоступные стохастическим моделям.
Здесь также нередко оказывается справедливой известная закономерность: учитывая одни факторы при моделировании, мы нередко забываем о других. И это естественно. Никакая модель не может учесть абсолютно все факторы. Но профессионально разработанная модель отличается тем, что позволяет учесть наиболее существенные из них.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Модели принятия управленческих решений
Различают три модели принятия решений – классическую, административную и политическую. Выбор модели принятия управленческих решений зависит от индивидуальных предпочтений менеджера и от того, в какой степени решению присущи риск, определенность или неопределенность.
Классическая модель является идеальной или нормативной моделью принятия решений. Она основывается на рациональном подходе и максимально отвечает экономическим интересам организации. В рамках этой модели:
- Лицо, принимающее решение (ЛПР) стремится к решению четко установленных проблем и достижению определенных и согласованных целей,
- ЛПР стремится к максимальной определенности и собирает в этих целях всю необходимую информацию,
- ЛПР отбирает варианты решения, которые максимально выгодны для организации.
Классическая модель определяет, как в идеале должны приниматься решения, но в реальной жизни и для реальных менеджеров, она часто является недостижимой.
Административная модель является реальной моделью принятия управленческого решения. Она основывается на идеях американского профессора психологии Герберта Саймона, выдвинувшего две концепции принятия решений – ограниченной рациональности и приемлемости. Концепция ограниченной рациональности заключается в том, что на практике менеджеры не имеют ни достаточного времени, ни возможности на обработку всей необходимой информации для принятия решения. Соответственно, они принимают решения исходя не из чисто рационального подхода, а из подхода ограниченной рациональности. Концепция приемлемости, также, исходя из дефицита времени и возможностей для анализа всех возможных вариантов решения, полагает, что ЛПР в реальной жизни выбирает первый же приемлемый вариант, удовлетворяющий минимальным критериям отбора.
Еще одним важным особенностью административной модели является тот факт, что менеджеры при принятии УР часто основываются на интуиции. Интуиция – это способность человека быстро погружаться в проблему и принимать решение не на основе логики, а пользуясь прошлым опытом и многолетней практикой.
Таким образом, административная модель, характеризуется следующими параметрами:
- цели решений часто бывают не очень ясными и даже противоречивыми,
- рациональные процедуры в полном объеме используются далеко не всегда,
- поиск альтернатив решений, как правило, ограничен, и менеджеры довольствуются приемлемыми, а не наилучшими решениями,
- интуитивный выбор оптимального решения применяется достаточно широко.
Политическая модель характерна для крупных компаний, где стратегические решения принимаются не одним человеком, а группой топ-менеджеров. Принятие сложных решений в таких компаниях часто характеризуются отсутствием единого мнения уже на стадии обсуждения у членов группы, принимающей коллегиальное управленческое решение. В этом случае лицо, инициирующее то или иное решение, в целях положительного результата начинает вести переговоры с другими руководителями с целью создания альянса, позволяющего выступить единым фронтом при голосовании по данному вопросу. Использование политической модели целесообразно в следующих ситуациях:
- менеджмент организации состоит из нескольких групп с разными интересами, ценностями и целями, среди менеджеров существуют разногласия по поводу приоритетности проблем и способам их решений,
- информация для принятия решения является неполной и неопределенной,
- менеджеры не располагают временем, ресурсами и интеллектуальными способностями для идентификации всех аспектов проблемы и для обработки всей имеющейся информации,
- менеджеры активно участвуют в обсуждениях альтернатив, а решением является результат переговоров, консультаций и дискуссий между ними.