Рзаитдинов Р.Р. Развитие моделей антикризисного управления малым бизнесом в условиях последствий пандемии на примере сервисных центров по ремонту бытовой техники // Universum: экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2021. 7(82). URL: https://7universum.com/ru/economy/archive/item/12032 (дата обращения: 07.06.2023).
Прочитать статью:
DOI — 10.32743/UniLaw.2021.82.7.12032
АННОТАЦИЯ
Малый бизнес является наиболее уязвимым в условиях кризиса, а также не обладает способностью к четкому прогнозированию и реализации антикризисных мер. В данной статье рассматриваются основные модели антикризисного управления в малом бизнесе и их изменения в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции 2020 года на примере сервисных центров по ремонту бытовой техники. Основное внимание в работе уделяется методам диагностики текущего положения.
ABSTRACT
Small business is the most vulnerable in crisis conditions, and also does not have the ability to accurately forecast and implement anti-crisis measures. This article examines the main models of anti-crisis management in small businesses and their changes in the context of the 2020 pandemic of the new coronavirus infection using the example of service centers for the repair of household appliances. The main attention in the work is paid to the methods of diagnostics of the current situation.
Презентация ОП «Управление малым бизнесом»
Ключевые слова: антикризисное управление, малый бизнес, пандемия, модель.
Keywords: crisis management, small business, pandemic, model.
Любая кризисная ситуация затрагивает абсолютно все сферы жизни общества. В наиболее уязвимом положении находится малый бизнес, который зачастую не способен к долгосрочному планированию, чтобы предотвращать подобные сложные ситуации. Актуальность темы резко возросла в связи с пандемией коронавируса и глобального мирового кризиса, приведших к массовой ликвидации предприятий разных секторов экономики, особенно в сфере малого бизнеса. Сложившаяся ситуация требует разработки, применения или пересмотра антикризисных моделей управления с учетом отечественного и зарубежного опыта.
Самыми пострадавшими субъектами МСП, утвержденными Постановлением от 3 апреля 2020 года, являются:
- Компании, предоставляющие населению услуги по ремонту, обслуживанию бытовой и компьютерной техники;
- Гостиничный бизнес и туризм;
- Компании, предлагающие населению услуги по организации досуга и развлечений (кино, театры, спортивные объекты);
- Ресторанный бизнес.
Согласно статистике оператора фискальных данных «Платформа ОФД», который ведет обслуживание более одного миллиона российских онлайн-касс, падение продаж до 91% по сравнению с 2019 годом на себе почувствовали практически все МСП. Наиболее сильное падение пришлось на рестораны и бары, а также сервисные центры и салоны красоты (88%), интернет-ритейл отметил падение на уровне 90%. Закрытие компаний выросло на 15%, но эксперты связывают это не только с процедурами банкротства и ликвидации, но и с изменением кода ОКВЭД предпринимателями для того, чтобы попасть под критерии государственной поддержки пострадавших отраслей.
Модель управления | Особенности управления малым бизнесом
Так как малый бизнес по-разному реагирует на кризисные ситуации (часть закрывается, часть оперативно находит выход, часть качественно прогнозирует и выживает), нет единого стандарта антикризисного управления. В данном случае вовремя проведенная диагностика будущих возможных проблем поможет избежать ряда неприятных последствий. Какие показатели и как требуется анализировать субъекту МСП?
- Провести аналитическую работу с денежным потоком. В случае, когда денежный поток показывает показатель роста или наоборот, падения, это дает нам понять, что существуют проблемы финансирования, которые требуют быстрого решения;
- Понять, какие уникальные особенности имеет бизнес (чтобы оценить будущую устойчивость к кризисным ситуациям);
- Провести анализ существующих мер поддержки, в том числе государственных;
- Оценить, готов ли бизнес к вынужденным изменениям (ресурсная составляющая, коммуникации, цифровые изменения).
Подробный процесс диагностики представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Процесс проведения диагностики
Источник: составлено автором на основании Juergensen J., Guimón J., Narula R. European SMEs amidst the COVID-19 crisis: assessing impact and policy responses // Journal of Industrial and Business Economics, 2020, vol. 47, pp. 499-510.
Антикризисное управление в малом и среднем бизнесе представляет собой ряд мер, которые ведут к диагностическим мероприятиям, выделяющим проблемы и угрозы. Выделим три основные модели антикризисного управления, которые претерпели необходимые изменения в период кризисной ситуации 2020 года, они представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Основные модели антикризисного управления
Источник: Разработано автором.
Так как в качестве примера в статье рассматриваются сервисные центры по ремонту и обслуживанию бытовой техники, рассмотрим, как изменятся представленные модели в данной форме малого бизнеса.
Первая модель поддержания действующего уровня компании предполагает модернизацию текущих процессов. Это связано с тем, что основные показатели компании, в том числе финансовые, находятся (несмотря на кризис) в пределах нормы.
К примеру, сервисный центр изначально работал в условиях выездной диагностики и выездного ремонта, а значит, несмотря на пандемию и коронавирусные ограничения, продолжает свою деятельность на прежнем уровне. Компании не пришлось серьезно сокращать штат и офисные помещения, так как специалисты работают по запросу и соблюдают все необходимые меры безопасности. В данном случае сервисный центр рассматривает нововведения (цифровые, логистические), которые будут лишь улучшать текущие процессы. Например, внедрение в список услуг бесконтактной доставки до двери клиента или удаленную помощь с использованием программ удаленного доступа – отличное решение, которое увеличит средний чек и выведет сервис на новый уровень, соответствующий текущей экономической ситуации в мире. Данная модель практически не изменилась в кризис 2020 года, так как любая компания всегда старается улучшать то, что уже работает в пределах нормы.
Вторая модель чаще всего задействуется тогда, когда в целом система достаточно хорошо работает, но некоторые параметры были затронуты кризисом. В этом случае владелец бизнеса направляет все силы на исправление проблемных частей процесса, которые требуется подстраивать под текущее положение дел: сокращение операционных затрат, оптимизация работы с заемными средствами.
Кризис 2020 года внес корректировки в данную модель антикризисного управления, увеличив цифровизацию процессов в дополнение к сокращению операционных затрат. К примеру, сервисный центр имеет 5 отделений в городе, затраты на аренду составляют 50% от общих операционных затрат. Покрытие арендных платежей проводится из кредитных средств. В период ограничений, связанных с пандемией, наличие пяти офисов продаж не выгодно владельцу. Согласно обновленной второй модели, проводится закрытие нескольких точек, а также делается упор на разъездной и удаленный характер работы мастеров, что ранее использовалось редко или совсем не было задействовано сервисными центрами.
Третий вариант модели антикризисного управления стал более масштабным, так как теперь включает процесс устранения кризисной составляющей. Чаще всего ведется речь о слиянии нескольких организаций, масштабный пересмотр технических параметров и так далее. Это может быть поглощение одного сервисного центра другим, более крупным игроком рынка.
Данный процесс происходил и ранее, но теперь это осложняется непредсказуемостью распространения вируса. Сложно прогнозируется вторая, третья волна эпидемии, поэтому компании стараются проводить слияния в особенно сложные моменты. Это позволяет остаться «на плаву».
Отличительная особенность кризиса 2020 года состоит в цифровой модернизации большинства субъектов МСП. Речь идет о переходе на удаленный режим работы. Многие решили отказаться от физической составляющей бизнеса (пункты приема техники, оффлайн-сервисный центр, выставочные залы, колл-центры и техническая поддержка), что привело к необходимости сокращения затрат на аренду, часть персонала, работающего в режиме оффлайн (администраторы, официанты в ресторанной сфере, офис-менеджеры и так далее) и появлению расходов на техническую часть: оборудование для удаленных сотрудников, программное обеспечение для групповых звонков, удаленного доступа (для сервисных центров). Так как большую часть времени клиенты сервисных центров находились на изоляции, количество поломок техники только выросло, а введенные правила работы для МСП ограничили физические контакты бизнеса и потребителей. Это привело к тому, что сервисные центры вынуждены были трансформировать свои процессы быстрее, чем, к примеру, интернет-ритейл.
По мнению аналитиков после окончания кризиса 2020 года бизнес не вернется на прежний уровень, приняв новую схему работы за норматив. Практика показала, что удаленная работа снижает выгорание персонала, она гибче и удобнее для всех участников рынка, клиенты могут получать те же услуги фактически не покидая дом. В конечном итоге, новым компаниям, которые будут созданы уже после кризиса, необходимо будет соответствовать тому уровню удобства и той скорости, которой вынуждены соответствовать сейчас компании, прошедшие экстремально быструю трансформацию.
Продолжающийся до сих пор кризис 2020 года не похож на предыдущие кризисы разных лет. Он отличается непредсказуемостью и неподготовленностью как государств, так и малого и среднего бизнеса. Зарубежный и отечественный опыт показал, что предсказать и главное, предотвратить подобные кризисы малый бизнес не сможет. В наиболее пострадавших отраслях, которые были рассмотрены ранее, примерно 70% компаний являются субъектами МСП, что объясняет настолько серьезные последствия.
Малый бизнес чаще всего показывает зависимость от внешнего финансирования (в том числе, государственной поддержки в период кризиса), а не от внутренних процессов, поэтому представленные в статье модели антикризисного управления лишь часть работы, которую должен проводить предприниматель. Государственная поддержка бизнеса в России состояла из масштабных программ: снижение налоговой ставки для МСП, кредитные каникулы, льготы, компенсации. Это позволило большой части компаний немного «выиграть время», чтобы переформатировать работу.
После выполнения всех необходимых рекомендаций очень важно провести оценку эффективности, а также не останавливать контроль результатов. Рассмотренные в статье модели антикризисного управления будут особенно полезны начинающим предпринимателям, которые создают бизнес в период пандемии.
Список литературы
Источник: 7universum.com
РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ БИЗНЕСОМ
Технология управления малым бизнесом в муниципальном образовании
В МО для удовлетворения потребностей населения существуют предприятия МБ (рис. 3.2.1). Спрос удовлетворяется на основе производства товаров и услуг предприятий данного МО и предприятий, размещенных вне границ МО. Возможны 2 варианта:
1) Внешние и внутренние производители удовлетворяют спрос. Тогда нет необходимости создавать новые МП.
2) В случае, если внешние и внутренние производители не удовлетворяют спрос, тогда системе регулирования МБ необходимо выработать комплекс мер, которые позволят создать новые МП в интересах удовлетворения спроса.
Таким образом, если ?tпс?tвнутр + ?tвнешн, где
?tпс — среднее время поступления спроса;
?tвнутр — среднее время удовлетворения спроса предприятиями данного МО
?tвнешн — среднее время удовлетворения спроса предприятиями, размещенными вне границ МО,
то возникает потребность в создании новых МП.
л — интенсивность спроса
Р — вероятность того, что каждая единица спроса будет обслужена внешними и внутренними МП
л * — ослабленныйспрос (реальный спрос, под который нужно развивать МП)
Рассмотрим ситуацию, когда защитная подсистема (З П С) обслуживает (удовлетворяет) поток спроса, поступающего с интенсивностью л, с помощью двух разнородных компонентов, время обслуживания которых подчиняется показательным законам с параметрами (интенсивность обслуживания первым компонентом) и (обслуживания вторым компонентом).
Обозначим вероятности состояний З П С при обслуживании потока отраслей:
Р- все компоненты ЗПС не проявляют себя.
Р- первый компонент проявляет себя, а другой свободен от обслуживания.
Р — первый компонент свободен от обслуживания, а второй занят облуживанием.
Р- оба компонента заняты обслуживанием.
Обозначим состояния системы А, А, А, А. Составим дифференциальные уравнения этих состояний ЗПС.
Состояние А возможно в следующих несовместных случаях:
-в момент времени tЗ П С была в состоянии А. За интервал времени Дt в область действия З П С не проявилась ни одна поставка. Вероятность этого события равна
— в момент времени tЗ П С находилась в состоянии А. За время Дt в области действия З П С поставка была обслужена первым компонентом. Вероятность этого события равна
— в момент времени tЗ П С находилась в состоянии А. За время Дt в закончил обслуживание поставки второй компонент З П С. Вероятность этого события равна
Тогда соотношение для состояния Азапишется в следующем виде
Р(t+Дt)= Р(t)(1-лДt)+ Р(t) Дt + Р(t) Дt) Дt(4)
После соответствующих преобразований и перехода к пределу при Дt> 0, получим
Р(t) = — Р(t) л + Р(t) + Р(t). (5)
Рассмотрим состояние З П С А. Оно возможно в следующих несовместных случаях:
— З П С в момент времени t находится в состоянии А. За интервал времени Дt в область действия З П С не проявилась ни одна новая поставка и не было завершёно обслуживание поставок вторым компонентом. Вероятность этого события равна
Р(t) (1 — л Дt)(1- Дt); (6)
— в момент времени t оба компонента были заняты обслуживание поставок. За время Дt в области действия З П С было прекращено обслуживание поставок первым компонентом. Вероятность этого события равна
Тогда соотношение для состояния А запишется в следующем виде
Р(t) = — Р(t)(л+ ) + Р(t) . (8)
При составлении дифференциального уравнения состояние З П С А необходимо исходить из того, что оно возможно в следующих несовместных случаях:
-в момент времени tЗ П С была в состоянии А. За интервал времени Дt в область действия З П С не проявилась ни одна поставка и не закончил обслуживания поставки первый компонент. Вероятность этого события равна
Р(t) (1 — л Дt)(1- Дt); (9)
— в момент времени t в области З П С не было ни одной поставки. За время Дt в области действия З П С появилась поставка и она была обслужена первым компонентом. Вероятность этого события равна
— в момент времени t оба компонента З П С обслуживают поставки. За время Дt закончил обслуживание поставки второй компонент З П С. Вероятность этого события равна
Тогда соотношение для состояния А запишется в следующем виде
Р(t) = Р(t) л — Р(t)( л + ) + Р(t). (12)
Наконец, последнее состояние З П С возможно в следующих несовместных случаях:
— в момент времени tЗ П С была в состоянии А или А. За интервал времени Дt в область действия З П С проявился новый поток спроса. Вероятность этого события равна
— в момент времени t оба компонента З П С обслуживали спрос. За время Дt ни один из компонентов З П С не освободился от обслуживания спроса. Вероятность этого события равна
Тогда соотношение для состояния А запишется в следующем виде
Р(t) = (Р(t) + Р(t) )л ) + Р(t)( + ). (15)
Общая система уравнений, описывающая всевозможные состояния З П С, представляется в следующем виде из четырёх ДУ:
Р(t) = — Р(t) л + Р(t) + Р(t).
Р(t) = Р(t) л — Р(t)( л + ) + Р(t)
Р(t) = ( Р(t) + Р(t) )л н) + Р(t)( н+ н).
В случае стационарных процессов мы предполагаем, что переходные процессы в системе отсутствуют. Это позволяет сделать следующую запись свойств для вероятностей перехода:
Дt > ?, Р( t) >0, Р( t) =Р= const.
В силу этого система ДУ преобразуется в систему алгебраических уравнений следующего вида
Р(t)( л + н) = Р(t) л + Р(t)н.
Р(t)( н+ н) = ( Р(t) + Р(t) )л)
При решении этой системы алгебраических уравнений можно определить:
— вероятность того, что поступивший спрос на определенные товары и услуги будет удовлетворен при помощи одновременного воздействия двух компонентов ЗПС
— вероятность того что компоненты З П С не будут задействованы для обслуживания (удовлетворения) спроса
Таким образом, мы определили соотношения, позволяющие системе регулирования МП оценивать интенсивность прореженного потока и тем самым определять количественный и качественный состав требуемых новых предприятий.
Источник: studentopedia.ru
Разработка модели государственного управления малым бизнесом в муниципальном образовании
Цели программыМеханизмы решения цели программы1. Развитие кадрового потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства- создание комплексной системы обучения (повышения квалификации, подготовки,
Разработка модели государственного управления малым бизнесом в муниципальном образовании
Юриспруденция, право, государство
Другие дипломы по предмету
1.Социально-экономические аспекты государственного управления малым бизнесом в муниципальном образовании
1.1Малый бизнес: сущность, механизм функционирования и проблемы
1.2Государственная политика в отношении малого бизнеса
1.3Факторы формирования государственной политики в отношении малого бизнеса
Выводы по 1 разделу
2.Основы моделирования социально-экономической деятельности в интересах управления
2.1Механизмы поддержки и регулирования малого бизнеса
.2Системообразующие основы моделирования
2.3 Обоснование методологических основ деятельности администрации
Выводы по 2 разделу
.Разработка модели управления малым бизнесом
.1Технология управления малым бизнесом в муниципальном образовании
.2Модель информационно- управляющей системы
Выводы по 3 разделу
Актуальность темы дипломного исследования обусловлена значимой ролью малого предпринимательства (МП) в современной экономике.
Развитие малого бизнеса (МБ) служит укреплению экономического и инновационного потенциала государства, способствует росту благосостояния населения и авторитета страны в мире. Не менее важно и то, что развитие малого и среднего бизнеса постепенно формирует средний класс, выступающий в современном обществе гарантом политической стабильности.
До начала 50-х годов малые предприятия не привлекали к себе специального внимания в экономической науке и рассматривались в качестве одной из многочисленных форм предпринимательской деятельности. В трудах классиков экономической теории А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса, Д. Кейнса и др. можно найти упоминания о некоторых особенностях малого предпринимательства, но не специально посвященные ему исследования.
В зарубежной науке положение изменилось в послевоенный период. Мотивом послужило появление специальных государственных программ поддержки малого бизнеса. Это обусловило активизацию научных исследований в рассматриваемой области, в которые включились специалисты в области экономики, менеджмента, маркетинга и права. В их число вошли В.Г. Берл, П. Вэйл, Д. Гэммон, М. Мескон, Я. Мэйтланд, Н. Сиро-полис, П. Уилсон, Л. Роджерс, Д. Стэнворт, В. Хойер и др.
До начала рыночных преобразований отечественная наука, отражая приоритеты государственной экономической политики, уделяла основное внимание деятельности крупных хозяйствующих субъектов. Незначительное внимание привлекала к себе потребительская кооперация, а в конце 80-х годов — кооперативы нового типа. В 90-х годах малое предпринимательство стало объектом постоянных исследований со стороны ученых и специалистов — практиков. В работах Т. Алимовой, А. Блинова, А. Виленского, А. Игнатьева, А. Крутика, А. Муравьева, П. Мягкова, М. Лапусты, А. Орлова, В. Радаева, С. Савельева, Н. Черникой А. Шулуса и других нашли отражение многие организационные, экономические, социальные и юридические аспекты процесса зарождения и развития малых предприятий.
Проведенное в дипломной работе исследование малого предпринимательства в отечественной экономике выявило наличие противоречивой ситуации. С одной стороны, в России уже имеются все формальные предпосылки для его успешного развития, приняты соответствующие федеральные законы и многочисленные подзаконные акты о государственной поддержке малых предприятий, создана необходимая инфраструктура в лице государственных агентств и фондов, ассоциаций предпринимателей, имеется рынок резервной рабочей силы, включая высококвалифицированных рабочих и дипломированных специалистов. Вместе с тем доля малого бизнеса в экономике России по-прежнему составляет около 15-20%, тогда как для развитых стран этот показатель находится на уровне 60-80%.
Малый бизнес — явление региональное и в большей степени — муниципальное. Его положение и успешность в развитии зависит от того, какие условия будут созданы на всех уровнях, но в большей мере, как они будут трансформированы на муниципальный уровень.
В отношении большинства публичных услуг органы местной власти выполняют организующую функцию, поскольку их предоставление населению осуществляется частными организациями и индивидуальными предприятиями. Для решения этих вопросов в распоряжение муниципальным образованиям передаются финансовые и материальные ресурсы. Однако размер финансовых ресурсов, необходимый для исполнения расходных обязательств муниципальных образований, в законе определен в значительной мере ниже их минимальных потребностей.
Сложившаяся в последние годы ситуация в малом секторе экономики, а также необходимость обеспечения его роста требует значительной активизации государственной политики развития предпринимательства и ее направления на устранение факторов, сдерживающих рост малого предпринимательства, и факторов, вынуждающих предпринимателей уходить в «теневой» сектор экономики. Среди которых особенно выделяются: несовершенство законодательной базы предпринимательской деятельности, ограниченный доступ к финансовым кредитам, несовершенная налоговая система, бюрократия, нехватка квалифицированных кадров и неразвитость системы поддержки и оказания услуг предпринимателю.
В связи с этим создание эффективной системы государственной поддержки малого предпринимательства и благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций является исключительно важной задачей.
Объектом исследования дипломной работы является сфера взаимоотношений государства и предприятий малого бизнеса в муниципальном образовании (МО).
Предметом исследования дипломной работы является механизм воздействия государственного управления на предприятия малого бизнеса.
Цель исследования дипломной работы состоит в разработке путей повышения эффективности государственного управления малым бизнесом за счет применения технологии управления.
Методологической и теоретической основой исследования является системный подход, широко используемый в современной науке. Статистическую базу диплома составили материалы сборников Госкомстата РФ, а также данные, приведенные в открытой печати и сети интернет. Проведенный в дипломе анализ правовой базы малого предпринимательства опирается на действующее федеральное и региональное законодательство в этой области, а также отдельные нормативные акты местных органов власти.
Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды таких авторов как В.Я. Горфинкель, М.Г. Лапуста, Ю.Л. Старостин и др., посвященных проблемам малого и среднего предпринимательства. Были проанализированы законодательные и нормативные акты и программы государственной поддержки малого предпринимательства.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
) Рассмотреть современное состояние малого бизнеса и государственную политику в области развития МП.
) Проанализировать основные организационно-технические мероприятия по поддержке малого бизнеса.
) Разработать модель управления малым бизнесом в МО.
При решении поставленных задач использованы общенаучные методы, методы сравнений, группировок, наблюдения, обследования, комплексной оценки, аналитические процедуры и др.
Научная новизна исследования состоит в разработке и обосновании комплекса мер по совершенствованию государственного управления развитием малого бизнеса.
Практическая значимость дипломной работы заключается в выработке рабочего прототипа технологии управления малым бизнесом.
Структура работы включает введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.
1.СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ БИЗНЕСОМ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
.1Малый бизнес: сущность, механизм функционирования и проблемы
Малый бизнес — это сфера приложения труда и источник доходов значительной части населения. Это — потенциально эффективное средство развития деловых и предпринимательских навыков у населения. Позволяя гражданам стать собственниками не только своей рабочей силы, но и имущества, в том числе производственного назначения, он создает базу для формирования среднего класса — социального слоя, способного обеспечить прогрессивное развитие общества, заинтересованного в демократии и социальной стабильности.
Малый бизнес, оперативно реагируя на изменения конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике повышенную мобильность и гибкость. Он обеспечивает высокую рентабельность в производстве тех товаров, которые вследствие малой серийности или небольших объемов стали невыгодными для крупных предприятий.
Малые предприятия наиболее гибко реагируют на изменение потребительского спроса, могут быстро и относительно безболезненно менять профиль своей деятельности в соответствии с колебаниями экономической конъюнктуры. Они требуют меньше ресурсов для организации своей деятельности и не приносят катастрофических экономических последствий для общества в случаях их банкротства.
Развитие малого бизнеса создает предпосылки для ускоренного экономического роста, способствует диверсификации и насыщению местных рынков. Малый бизнес содержит большой потенциал для оптимизации путей развития экономики и общества в целом. Характерными особенностями малого предприятия являются высокая интенсивность использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества, обеспечение их наиболее рациональных для данных условий пропорций. Практически это означает, что на малом предприятии не может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторов достижения рациональных показателей экономики в целом.
Становление, функционирование и развитие МП, его структура и динамика в решающей степе
Источник: www.studsell.com