В научной литературе утвердились четыре ставших классическими варианта взаимоотношений государственных и негосударственных структур: партнерское взаимодействие, сотрудничество, построенное на доминировании одной из сторон, игнорирование и конфронтация. Поиск эффективной модели взаимодействия институтов гражданского общества и государства приобретает все большую актуальность. В связи с этим особое значение придается определению характера сотрудничества указанных объектов.
2.2.1. Партнерское взаимодействие
Экономисты выделают несколько видов партнерского взаимодействия. Одним из таких видов является «модель садовника». Смысл этой модели в том, что власть осознает абсолютную необходимость существования и развития гражданского общества и неправительственных и некоммерческих организаций.
Государство вносит в свою компетенцию принятие нормативных актов, как на федеральном, так и на региональном уровне, способствующих активному развитию НПО и НКО, а также создает материальную опору для их существования. Цель государственного аппарата – защита деятельности НКО и НПО.
Гражданское общество и некоммерческий сектор день второй
Она достигается формированием особой законодательной базы, учитывающей интересы общественных организаций. Между властью гражданским обществом осуществляется диалог в виде «переговорных площадок». В целом, в этой модели и государство, и общество играют равные по значимости роли, но все же роль государства в некоторой мере преобладает, потому что гражданское общество здесь способно нормально функционировать только при поддержке государства. Но, тем не менее, государство не управляет общественными организациями, так как понимает важность их самостоятельного развития, что и для государства так же ценно, как и для самого гражданского общества.
Другим возможным видом партнерского взаимодействия является «модель архитектора». Суть этой модели заключается в первостепенности гражданского общества перед государством.
Политика формируется общественным сектором, который способен самостоятельно и эффективно регулировать всю политическую деятельность, решать экономические, социальные, правовые, финансовые и другие проблемы государственного аппарата. Притом общество настолько самостоятельно, что способно решать эти проблемы практически без вмешательства государства.
Таким образом, основные звенья этой системы – сильное демократичное общество и насыщенный конкурентный рынок. В этой модели свободный, состоятельный и активный человек является приоритетным объектом инвестиций. Человеческий фактор здесь приобретает все большее значение. При подобном взаимодействии имеет место быть образование большого количества организаций, объединений, ассоциаций, центров, союзов, фондов, различных движений, отвечающих критериям гражданского общества.
Но, подобная модель встречается крайне редко из-за неразвитости гражданского общества, которое не способно само функционировать в условиях современной смешанной экономики.
Взаимодействие, основное на доминировании власти.
АРХИТЕКТУРНЫЕ ИЗЛИШЕСТВА: грустные панельки, Новая Москва, пугливый бизнес и гражданское общество
Взаимодействие, основанное на доминировании власти, опять-таки разделяется на две основных модели взаимодействия государства и гражданского общества. Обе модели представляют доминирующей стороной государство, но сила государственного принуждения в этих моделях разная.
Одной из этих моделей является патерналистская, в которой государственный аппарат признает необходимость НКО и НПО и поддерживает их деятельность, осуществляя диалог между властью и общественными организациями. Государство дает возможность некоммерческим организациям функционировать, предоставляя им оптимальные условия для существования, такие как договор аренды помещений на выгодных условиях, прямое финансирование, гранты, преференции и другие виды помощи. Власть понимает, что существование общественных организаций жизненно необходимо для существования государства. Однако недостаток этой модели состоит в прямой и беспрекословной зависимости структурных единиц гражданского общества от государства.
Второй моделью взаимодействия государства и институтов гражданского общества, основанной на доминировании власти является «модель приводных ремней», в которой общественные организации являются способом воздействия партии на граждан. Такая модель существовала в СССР.
Самостоятельного гражданского общества не существует, а существует лишь общество, полностью зависимое от государства. Главная цель гражданского сектора такой модели – управление массами. Важной деталью является наличие плановой экономической системы, в которой не только не поощряется, но даже пресекается всякая гражданская инициатива. Вдобавок ко всему, поскольку все решения принимает власть, а общество не имеет права непослушания, то имеет место быть еще и общественная деградация. Однако одним из плюсов этой модели является обеспечение политической стабильности государства, но, в противовес этому имеет место быть отсутствие самостоятельного развития общества и полный контроль партий.
Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 2826 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
К ВОПРОСУ О МОДЕЛЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
В вопросе становления и развития институтов гражданского общества на постсо — ветском пространстве одной из наиболее интересных представляется проблема взаимо — действия институтов гражданского общества и органов государственной власти. Поэтому, работ, посвященных этому вопросу, опубликовано достаточно много. Общественные науки1 на протяжении многих лет стремились выявить определенные тенденции и зако — номерности во взаимоотношениях между гражданским обществом и государственной властью (в зависимости от типа общества, в котором эти взаимоотношения существуют). В результате этих научных изысканий ученые предложили всевозможные модели взаи — модействия гражданского общества и государственной власти.
Более того, некоторые ученые стремились подытожить (систематизировать) эту совокупность моделей. К примеру, Т. Бельская в своей статье2 дает характеристику боль-
шого количества различных моделей, но ограничивается лишь перечислением и кратким
описанием сути моделей. В тоже время, Г. Косов и О. Паслер в своей роботе3 перечисляют также их позитивные и негативные стороны.
Несмотря на такую научную разработанность проблемы, перспективных направ-
лений для ее исследования еще достаточно. Поэтому, в данной статье попробуем пред — ложить и обосновать собственные модели взаимодействия гражданского общества и гос- ударственной власти. Для этого автору необходимо: во-первых, охарактеризовать самые типичные модели взаимодействия гражданского общества и государственной власти, ко — торые уже были предложены отечественными исследователями; во-вторых, следует ука — зать на основные достоинства и недостатки, свойственные этим моделям.
Первая проблема, которая может возникнуть при изучении всевозможных вари — антов моделирования системы «гражданское общество – государственная власть», состо-
ит в том, что и на сегодня не существует единого, общепринятого определения «граждан-
ское общество». Поэтому, предлагаемый анализ будет осуществлен с учетом того, как ав — торы моделей определяют само понятие «гражданское общество».
В данной статье рассмотрим модели, предложенные такими учеными как
В. Бачинин, Г. Косов, О. Паслер и А. Сунгуров. По нашему мнению, эти модели являются наиболее распространенными в отечественной политической науке.
Предложенная В. Бачининым модель основывается на следующем определении гражданского общества: это «многомерная, самоорганизующаяся система естественно
гражданское общество»), при котором действует принцип паритета. В историческом
модель, которая по своей сути является противоположностью этатистской модели (а именно «сильное гражданское общество – слабое государство»). Не рассматривает такой вариант и В. Бачинин. Что касается позиции А. Сунгурова, то и он предлагает лишь вари — ант «взаимодействие, основанное на доминировании власти».
Модели, основанные на доминировании гражданского общества, у него отсутствуют. Но, в отличие от предыду — щих исследователей, он хотя бы предполагает возможность таких моделей. Их отсутствие объясняется тем, что «в реальных современных условиях доминирующей стороной может быть только государство»13.
Также, подобная ситуация может быть связана и с тем, что ученым крайне тяжело определить высшую точку развития гражданского общества. К примеру, Л. Мамут стал-
кивается со схожей проблемой, говоря о том, что у гражданского общества отсутствует
4. Самоорганизационная модель. По своему содержанию является полной противоположностью этатистской модели; преимущество в организации общественной жизни предоставляется самоорганизационными си-
стемам, роль вертикальных социальных связей сво — дится к минимуму, или они находятся под контро-
лем. Как пример здесь выступают практически все направления идеологии анархизма.
5. Смешанная модель. Представляет собой
объединение двух из вышеназванных моделей. Чаще всего имеет место слияние смежных моделей, но мо — гут быть и исключения. Например, объединение эта — тистской и самоорганизационной моделей представ — лено в ряде направлений коммунистической идеоло- гии, когда провозглашается единство органов госу-
Рис. Графическое отображение
моделей взаимодействия госу-
дарственной власти и институтов гражданского об — щества.
Смешанные модели очень важны в данном
подходе. Они дают возможность проследить эволюцию и трансформацию одних моделей в другие, ведь человеческое общество не статическое образование – оно изменчиво и нахо — дится в постоянном развитии. В контексте исследования общественно-политической мысли, данная трансформация также важна, поскольку большинство идеологий отобра — жают как критику существующего общественного устройства, так и модель нового, соот — ветственно, и возможные пути перехода от старого к новому.
Указанные модели, их эволюцию можно представить также графически (см. рис. 1).
Из графика, например, видно, что конфронтационная модель может быть двух типов: а) с доминированием гражданского общества; б) с доминированием государственной власти. Консенсусная модель также не характеризуется абсолютным паритетом между государ — ственной властью и гражданским обществом. В данном случае можно сказать, что здесь консенсусная модель в некоторой мере совпадает с умеренно этатистской и умеренно де — этатистской моделями Г. Косова и О. Паслер.
Следует, правда, отметить, что в контексте трансформации одних моделей в другие согласно представленному графику могут возникнуть некоторые вопросы. Трансформация
от этатистской модели через конфронтационную к консенсусной явление довольно распро-
страненное как в общественной практике, так и в политической мысли (показательным здесь будет пример польского профсоюзного движения «Солидарность» в 80-е гг. ХХ в.). В
тоже время, изменение от самоорганизационной модели к консенсусной (или наоборот)
есть довольно редким явлением. Разумеется, в ряде моментов данные модели представля — ют лишь теоретически возможные варианты развития взаимоотношений между граждан- ским обществом и государственной властью. Но, как нам кажется, и для подобных транс-
2013 № 22 (165). Выпуск 28
Материал взят из: Научные ведомости Белгородского государственного университета (История Политология Экономика Информатика) — № 22 (165) 2013
Источник: studik.net
Возможные модели взаимодействия органов власти и структур гражданского общества в России
Можно представить себе три варианта взаимодействия органов власти и гражданских структур в современной России: сотрудничество, отсутствие сотрудничества (игнорирование) и конфронтация. При этом сотрудничество может быть как партнерским, подразумевающим равенство (в определенном смысле) сторон и взаимодействии, построенном на доминировании, вплоть до полного подчинения одной из сторон. Ясно, что в реальных современных условиях такой доминирующей стороной может быть только государство. Рассмотрим эти варианты подробнее, выделяя более конкретные модели.
А. Партнерское взаимодействие Модель поддержки развития НКО, или «модель садовника». Органы как федеральной, так и региональной власти принимают нормативные акты, способствующие появлению и развитию независимых общественных организаций, как основы зарождающегося гражданского общества, и предпринимают конкретные действия по поддержки развития таких организаций.
Партнерская модель, при которой государственные органы понимают важность независимых неправительственных организаций и не пытается ими управлять, а участвует в различных формах диалога с НКО, в виде «переговорных площадок» и иных форм. Важным критерием для существования подобной модели является понимания ответственными представителями органов власти важности самого феномена общественного контроля.
«Модель архитектора». Организации гражданского общества формируют публичную политику, предлагая повестку дня, а также решения определенных проблем, предлагают и участвуют в реализации реформы конкретных институтов государственной власти, участвуют в создании новых органов государственной власти, обучают и воспитывают чиновников государственных структур.
Б. Взаимодействие, основное на доминировании власти. Патерналистская модель. В обмен на политическую лояльность властные структуры обеспечивают определенную поддержку деятельности послушных организаций – путем представления бесплатных помещений или льготной аренды, путем прямого финансирования, оказание преференций при распределении грантов и иными способами.
Модель «Приводных ремней». Эта модель была наиболее ярко представлена в Советском Союзе в 1930-1970-е годы, когда партийно-государственный аппарат рассматривал все общественные организации исключительно как передаточные механизмы от партийного руководства к рядовым жителям страны, при этом ни о какой самостоятельности в этом случае и говорить не приходилось. «Общественные» организации занимали положенное им место винтиков, точнее, приводных ремней в находящейся под полным контролем руководства политической системы.
В. Отсутствие взаимодействия (игнорирование) Модель игнорирования, когда государство не замечает большинства НКО, не мешает, но и не помогает их деятельности. Такая модель может быть реализована в условиях разнообразной негосударственной поддержке деятельности НКО с одной стороны и концентрацией власти на разнообразных политических и экономических проблемах, с другой.
Г. Конфронтация Модель «Борьбы с противником». В рамках этой модели представители государства видят в лице независимых неправительственных организаций, не желающих «встраиваться» в патерналистскую модель, опасность для собственной власти, и стараются осложнить их деятельность или даже их закрывать. При этом финансирование из международных фондов трактуется как превращение такой организации в «агента иностранного влияния».
Модель «Гражданского неповиновения». В условиях нарушения властью гражданских прав человека и политических свобод ряд общественных организаций избирает тактику гражданского неповиновения – участия в несанкционированных митингах, пикетах, других действиях, вызывающих репрессивные действия власти, переходя тем самым уже в фактически уже в плоскость политической борьбы.
Важно отметить, что в реальной ситуации всегда существует сочетание нескольких видов подобных моделей, однако в большинстве случаев можно выделить преобладающую модель.
43.Сущность PR и его роль в системе ГиМУ
PR – функция управления, кот-ая способствует налаживанию и поддержанию взаимовыгодных связей м/у организацией и общественностью.
1) Обеспечение взаимной пользы организации и общественности;
2) Абсолютная честность и откровенность PR -менов;
3) Открытость информации. Опора на объективные закономерности функционирования массового сознания. Отношения между людьми, организациями, общественностью.
основные функциональные задачи PR в системе ГиМУ:
1.участие в демократии, гос. управлении
2. содействие в становлении гражданского общества
Существует прямая связь между уровнем управления и особенностями служб PR.
На федеральном уровне акцентируется взаимодействие с прессой. Идет аналитич. и прогностич. деятельность. На региональном уровне используется коммуникативная функция.
Функции PR многообразны: 1.Пресс-посредническая (Реклама организации- односторонняя коммуникация)
2.информирование общественности, предоставление населению правдивой информации.
3.двусторонняя ассимитрическая коммуникация, когда изучается общественное мнение для того, чобы воздействовать не него в интересах организации.
4.двусторонняя симметрическая. Достижение взаимопонимания между организацией и общественностью, где они выступают равными партнерами.
1) Контроль мнения и поведения общественности с целью удовлетворения потребностей, интересов организаций, гос. и муниципальных служб, от имени которых проводятся PR — акции.
2) Реагирование на общественность. Учитывая события, проблемы других — муниципальные органы соответствующим образом должны реагировать на них.
3) Достижение взаимовыгодных отношений между всеми организациями, общественностью путем содействию плодотворному взаимодействию и ними. Основы для получения компромисса.
Функции PR -персонала в гос-ой структуре:
1) консультировать по вопросам, связанными с PR;
2) коммуникационная. Информирование общественности о деятельности гос. структур, об изменениях в политике.
3) Публикации в СМИ ответов на вопросы журналистов, рекламу, о деятельности политического деятеля.
4) Формировать имидж власти, организации пресс-конференций, приема гостей.
5) Исследовать и анализировать PR — проблемы, общественное мнение.
6) Подготовка PR — программы, мероприятия, направленного на формирование позитивного восприятия гос-ой и муниципальной власти различными слоями общественности.
7) Интеграция коммуникационных обязанностей PR — отделов в единое целое.
Почему важно создать PR — отделы в гос-ой структуре? Вот несколько условий создания PR -отдела:
— для создания условий для диалога и компромисса. Для налаживания плодотворных отношений со стратегически важными группами общественности.
— Поддерживать авторитет власти. Для избежания открытых выпадов против власти
— Для экономии денег, направленных на улаживания конфликтов. отслеживание соц. напряженности и соц. настроения для избежания возможных Конфликтов
— Для получения прибыли с помощью налаживания связей с общественностью. эффективность коммуникации с бизнес-кругами для пополнения мест. бюджетов.
— разъяснительная работа с населением по информированию проводимой политики.
Причины, порождающие недоверие граждан к органам власти:
1 технич. причина — неумение разъяснить гражданам цели и мотивы ГиМУ.
2. культурно- историч. типа- предрасположенность общества противостоять власти.
3. организационная- недостаточность квалифицированных и компетентных профессионалов.
Проблемы недоверия могут решаться в следующих направлениях:
1.расширение контактов с гражданами
2.информирование общественности о проводимых мероприятиях и политике
3.изучение общественного мнения.
4.анализ обществен. реакции на проводимую политику
5.проведение аналитич. разработок, на их основе прогнозирование.
6. формирование благоприятного имиджа системы ГиМУ и отдельного политика.
44.PR в бизнесе. Социально-ответственный бизнес.
PR- это функция, способствующая налаживанию или поддерживанию взаимовыгодных связей между организацией и общественностью, от которых зависит успех или неудача.
4) Обеспечение взаимной пользы организации и общественности;
5) Абсолютная честность и откровенность PR -менов;
6) Открытость информации. Опора на объективные закономерности функционирования массового сознания. Отношения между людьми, организациями, общественностью.
Социальная ответственность бизнеса как конкурентное преимущество- это информационная открытость и прозрачность компании для всех заинтересованных сторон.
Социальная ответственность бизнеса- деятельность компаний по обеспечению безопасных условий жизнедеятельности в городе, забота об окружающей среде и непосредственно о человеческом капитале своего персонала.
Соц. ответ-ть бизнеса — добровольный вклад бизнеса в развитие общества в соц., экон, эколог. сферах, не связанный напрямую с осн. деят-тью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.
Соц. ответ. бизнеса включает:
· производство качественной продукции и услуг
· развитие гармоничных отношений с поставщиками и бизнес-партнерами
· сознательное и добровольное вложение в развитие общ-ва
· осущ-ие партнерских программ и проектов для развития местного сообщества
· инвестиционные программы по развитию человеческого потенциала компании
· забота о росте благосостояния своих акционеров
Рос. компании осущ-ие СОБ: Юкос, Лукойл, Роснефть, Консультант-Плюс, Камаз, Татнефть, Сибнефть.
§ Укрепить репутацию и имидж компании
§ Прозрачность соц.-х проектов
§ Повысить качество управления бизнесом
§ Повысить инвестиционную привлекательность компании
§ Развитие навыков персонала
§ Улучшение финансовых показателей
Международное понимание Корпоративной Социальной Ответственности(КСО)-добровольный вклад бизнеса в развитие общества в соц,эконом и экологич. сферах, связанных напрямую с основной деятельностью компании и выходящих за определенного законом минимума.
КСО как прагматич. направление бизнеса:
1. укрепление репутации и имиджа компании.
2. повышение качества управления бизнесом
3. повышение инвестиционной привлекательности компании.
Составляющие репутации фирмы:
1.качество товаров и услуг 80% успех компании
2. квалификация руководства.
3. успех на российском рынке.
4. лидерство в своей отрасли
5.успех на внешнем рынке
уровни социальной ответственности бизнеса:
-регулярно выплачивать заработную плату
-соблюдать нормы трудового законодательства
-выплата всех налогов
-обеспечивать установленные стандарты качества продукции
2.Развитие партнерских внутрифирменных отношений и учет интересов работников через разработку этического кодекса поведения.
-инвестиции в человеческий капитал(проф. подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, оплата труда и здоровья работников)
-социальные инвестиции(улучшение пенсионного и жилищного обеспечения)
3. Программы и направления деятельности, которые выходят за рамки предприятия:
-инвестиции в местное сообщество
Основные инструменты реализации социальных программ компании:
1.денежные гранты- форма адресной финансовой помощи
2. спонсорская помощь, благотворительные пожертвования
3.социально значимый маркетинг
4.эквивалентное финансирование- совместное финансирование социальных программ со стороны компании, органов государственного управления.
5.делегирование сотрудников компании- добровольное вовлечение сотрудников компании в социальные программы
6.административный или социальный бюджет
Формы взаимодействия бизнеса и органов власти, в зависимости от уровня власти:
1. открытая форма КСО- американская модель соц.ответственности бизнеса, когда предоставляется максимальная свобода фирмама добровольно осуществлять КСО.
2. скрытая форма КСО-пример, Европа, когда существуют нормы и стандарты КСО, закрепленные законодательством.
3. смешанная модель- британская модель- частичное правительство, частично сами проявляют инициативу.
Особенности КСО в России:
1. развитие СО программ в основном в регионах
2.популистский характер СоцОтвбизнеса.
3.нет понимания необходимости информац. открытости.
4.СОБ непопулярен, не престижен в обществе.
5.КСО ориентировано на государство, собственников, персонал.
45.Организационные конфликты, причины их возникновения. Основные формы предупреждения конфликтов в организации.
Конфлик т — предельный случай обострения противоречий, выражающийся в многообразных формах борьбы между индивидами, группами и направленный на достижение экономических, политических, духовных интересов и целей, на нейтрализацию и устранение реального или мнимого соперника, не позволяющего добиться определенных целей.
Организационный конфликт — столкновение, разногласие отдельных лиц, групп в пределах социальной системы (структур и образований), вызванное изменениями внешней среды или нарушением внутреннего регламентированного порядка. Как правило организационный конфликт возникает в ситуации, когда необходимо резко изменить привычный тип деятельности, перейти к новым организационным структурам, конверсии и т.п. Действия субъектов организационного конфликта регламентированы сложившимися нормами, отражают логику развития организации и носят внеличностный, деперсонифицированный характер. Основными элементами организационного конфликта являются:
-организационная проблемная ситуация;
-«первый» участник (воспринимающий данную ситуация как препятствие для достижения задач должностной позиции)
-«второй» участник (воспринимающий ее как ситуацию, благоприятствующую решению задач своей должностной позиции),
— конфликтное взаимодействие участников.
Выделяют следующих участников конфликта
1. Основные субъекты: непосредственные участники конфликта, которые совершают активные действия друг против друг;
а. подстрекатели- лица, организации, гос-ва — подталкивают другого участника к конфликту, хотя сами могут участвовать в дальнейшем конфликте, главная цель — завязать конфликт;
б. пособник- лицо, содействующее конфликту советами, технической помощью и другими способами;
в. организатор- лицо или группа планирующая конфликт, намечающая его развитие, предусматривающий пути разворачивания;
г. посредник- лицо, группа, организация, которая пытается разобраться в причинах конфликта, предотвратить и разрешить его. Посредник должен быть уважаемым, нейтральным, компетентным, пользующимся уважением, доверием у конфликтующих.
Конфликтная ситуация — накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия создающие почву для реального противоборства между ними. Конфликтная ситуация может сложиться объективно, помимо самих конфликтующих, но м.б. вызвано субъективными причинами, когда неправильно, неадекватно интерпретируется репликой поступок, событие.
Специалисты выделяют 2 типа конфликтов:
1. частично понятый, когда оценка сторонами ситуации расходится с реальным положением дел (м. преувеличивать- преуменьшать масштабы конфликта)
2. ложный конфликт, когда объективная (истинная) причина конфликтной ситуации отсутствует; напряжение между людьми возникает в результате ложного восприятия.
Если в обществе говорят о масштабной конфл. ситуации, это свидетельствует о том, что в обществе накопилось множество социально-дезорганизационных процессов, подрывающих стабильность общества.
Также в зависимости от характера влияния конфликта на развитие организации выделяются следующие типы конфликтов организации: — конструктивные; — стабилизирующие; — деструктивные.
Стабилизирующие конфликты направлены на устранение отклонений от нормы и закрепление устоявшейся нормы. Конструктивные конфликты способствуют повышению стабильности функционирования организации в новых условиях внешней среды за счет перестройки ее функций и структуры и установления новых связей.
Деструктивные конфликты способствуют разрушению установившейся нормы и возвращению к старым нормам или углубленной проблемной ситуации.
Воспользуйтесь поиском по сайту:
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2023 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с) .
Источник: studopedia.org